Рисунок А. Булгарский сосуд, найденный в Твери.

Рисунок Б. Монета Булгара, чеканенная во времена хана Берке.

Рисунок 1. Вид на городище с Большого минарета.

Рисунок 2. Волга, затопившая часть городища.

Рисунок 3. Мыс Ага-Базар.

Рисунок 4. Типичный рельеф городища.

Рисунок 5. Раскопанные руины на территории деревни.

Рисунок 6. Вал, ров и Западные ворота.

Рисунок 7. Успенская церковь.

Рисунок 8. Соборная мечеть.

Рисунок 9. То же, реконструкция (здесь и далее реконструкции - по книге [2]).

Рисунок 10. Башня мечети. Сохранность плохая.

Рисунок 11. Башня мечети хорошей сохранности, вид снаружи и изнутри.

Рисунок 12. Резной камень в декоре мечети.

Рисунок 13. Колонна в мечети.

Рисунок 14. Капитель колонны.

Рисунок 15. Кладка и водосток в мечети.

Рисунок 16. "Разрез" стены мечети.

Рисунок 17. Кладка двери в мечети.

Рисунок 18. Большой минарет (20 в).

Рисунок 19. "Монастырский погреб".

Рисунок 20. То же, купол.

Рисунок 21. То же, купол изнутри.

Рисунок 22. Там же, окно изнутри.

Рисунок 23. Там же, плита из лапидария с орнаментом.

Рисунок 24. Плита из лапидария с надписбю куфи.

Рисунок 25. "Никольская церковь".

Рисунок 26. Башня одного из суздальских монастырей.

Рисунок 27. Окно "Никольской церкви".

Рисунок 28. Шатер "Никольской церкви".

Рисунок 29. Малый минарет.

Рисунок 30. Внутри Малого минарета.

Рисунок 31. То же, декор барабана.

Рисунок 32. То же, минбар.

Рисунок 33. То же, арка входа.

Рисунок 34. То же, орнамент лопаток.

Рисунок 35. Ханская усыпальница.

Рисунок 36. То же, реконструкция.

Рисунок 37. То же, другой ракурс.

Рисунок 38. "Черная палата".

Рисунок 39. То же, реконструкция.

Рисунок 40. Остатки галереи вокруг Черной палаты.

Рисунок 41. Черная палата, решение верха.

Рисунок 42. Там же, декор.

Рисунок 43. Там же, подвал тюрьмы.

Рисунок 44. Там же, ниша для строительной надписи.

Рисунок 45. Общий вид на Белую палату.

Рисунок 46. Вид Белой палаты на рубеже 18-19 вв.

Рисунок 47. Белая палата, деталь.

Рисунок 48. То же.

Рисунок 49. То же.

Рисунок 50. Восточная палата.

Рисунок 51. То же, бассейн.

Рисунок 52. Реконструкция Восточной палаты.

Рисунок 53. Раскопки на берегу Волги, следы пожара.

Рисунок 54. Раскопки там же, следы юрт.

Рисунок 55. Поливная керамика в музее.

Рисунок 56. Сфероконус, Средняя Азия.

Рисунок 57. "Амфора", Средняя Азия.

Рисунок 58. Набор шахмат.

Рисунок 59. Плита с армянской надписью.

Рисунок 60. "Конный идол".

Булгар: зеленая альтернатива

Какой была бы Россия, прими князь Владимир ислам

Моя мечта была - побывать в Булгаре, - и она, наверное, лет 10 все никак не осуществлялась. Даже если вы на машине, добраться до городища - большая проблема, а жить там точно негде. Проблема дороги в том, что Булгар - на левом берегу Волги, к которому ведет или мост в Ульяновске (но это большой объезд), или паром через Каму (но это - большой напряг). В октябре 2002 года я, Этнер Егоров и Олег Тростянский (это - два историка из Чебоксар, мои хорошие друзья) собрались поехать туда на научную конференцию. Я к тому же и доклад повез (к чему меня побудил Этнер; доклад был опубликован в тезисах конференции в начале 2003 года, что принесло мне немалую радость). Вырваться удалось всего на сутки, с ночевкой там. Получилось так, что, выехав рано утром из Чебоксар, мы лишь к 17 часам добрались до места (а по карте смотреть - прямо рядом все); и так же муторно, еще и с приключениями (машина сломалась) добирались назад. Туда ехали по символичному маршруту - через Казань, которая стала наследницей Булгара, когда Булгарский улус Золотой Орды оформился в Казанское ханство, а еще ранее - через Свияжск, город на острове, построенный Иваном IV исключительно ради штурма.

Итак, в моем распоряжении в Булгаре было около суток. Не все удалось осмотреть. Здесь описано только то, что я видел сам (как обычно и пишутся заметки на этом сайте). Быть может, представленная здесь информация страдает неполнотой. Но это - то, что видит всякий посетитель Великого города, приезжающий туда не с палаткой и на неделю, как надо бы, а мельком, скажем, на “метеоре” из Казани, чтобы к вечеру успеть отбыть.

История страны

Как-то один читатель моего сайта, заинтересовавшийся рассказом о городе Переславле Залесском, спрашивал меня, что такое “Булгар” (я упоминал в статье “керамику булгарского круга”). Вот он, прискорбный славяноцентризм! Для большинства из нас история Восточной Европы средневековой поры - это история Руси. Иногда по ходу пьесы “попадаются” другие государства, но только в связи с тем, что Русь с ними воюет и побеждает. Однако, может, посмотреть правде в глаза? Мир Восточной Европы в те времена был не одно-, а биполярен. На востоке, на берегах Волги, в 9 в возникает мощное государство, которое мы называем Волжской Булгарией. Оно было меньше Руси. Зато оно было сплоченней (не факт, что Киеву действительно подчинялись все те земли, что формально входили в территорию великого княжества). А главное - оно, кажется, шло более опережающими темпами в своем развитии. Случайно ли, что на Руси собственная монета появляется лишь около 988 года, тогда как Булгария дает равномерный, хотя также не слишком обильный чекан с ~902 года? Случайно ли то, что Русь принимает православие (то есть вливается в мировую политику путем принятия одной из мировых религий) в 988 году, а Булгария - ислам в 922? Наверное, нет.

Болгары – тюркский народ “неизвестного происхождения” (как писал Бартольд). Факт, что пришли они из Азии, и на короткое время осели в Азовских степях. Впервые в источниках упоминаются они в 555 году среди народов, “которые живут в палатках и питаются мясом и рыбою”. Византийцам в 585 году было известно, что болгары и хазары – “братья”, более того, их языки схожи, а другие, тоже тюркские, народы не понимают ни тех, ни других. Считается, что прямым наследником этого загадочного языка является чувашский (язык это – тюркский, но его ни татары, ни турки не понимают).

На рубеже 6-7 вв болгары на короткий срок под руководством хана Курбата создают на Северном Кавказе каганат, называемый сегодня историками Великая Болгария. Под натиском врагов часть болгар под руководством хана Аспаруха около 660 года пошла дальше на запад, где на территории нынешней Болгарии, которую прежде пришлось отвоевать у Византии, создала в 681 году свое государство. Другая часть двинулась на север, по Волге, и остановилась в районе, где эта река (Атал, Итиль) сливается с Камой. Эти болгары, которые и будут нас в дальнейшем интересовать, создали государство, которое мы называем Волжской Булгарией (Болгария или Булгария - варианты произношения одного и того же слова).

Итак, болгары – тюрки, а никакие не славяне. Правда, мы привыкли видеть в черноморских болгарах славян, и называть их “братушками”. Братушки – спору нет, и язык у них славянский, но лишь потому, что там, на берегах Понта, они смешались со славянами, и в конечном итоге стали православными. Однако, если человек, выросший в Поволжье, смотрит болгарские фильмы или сам едет в Болгарию, он видит там те же лица, к которым привык у себя дома.

Болгары на Волге приняли ислам. Почему - вопрос хотя и не праздный, но вряд ли разрешимый. Если Русь постоянно контактировала с Византией, и для нее выбор православия объясним хотя бы из этих соображений, то от Волжской Булгарии все мировые религии были равно удалены. Их противники – хазары, которым они платили дань еще в 922 году - в свое время выбрали иудаизм, что оказалось для них в итоге не слишком большой удачей, но сыграло важную роль для этнических и политических процессов в Восточной Европе. Важно, что иудейский выбор для булгар, очевидно, был закрыт, поскольку это была религия врагов. Что оставалось? Христианство добиралось и до более отдаленных мест, но народ при выборе мировой религии всегда учитывает и чисто экономические аспекты. Сравнительно недалеко от Булгарии был исламский Хорезм (источники говорят, что хорезмийцы бывали на Волге часто, и подчас умирали в Булгаре, на каковой счет существовали специальные церемонии), а Каспийское море соединяло эту страну с Ираном.

Ислам проникает в Булгарию, вероятно, в самом конце 9 в. В те времена его исповедывали не все; те, кто исповедывал, допускали литургические ошибки. К тому же цари Булгарии хотели, чтобы обращение их страны в ислам случилось не “само собой”, а имело бы большой внешнеполитический резонанс и несло соответствующие выгоды. Поэтому в 921 году царь Булгарии А-л-м-с (обычно транскрибируется как “Алмуш”) посылает своего человека в Багдад, и просит халифа выслать посольство с людьми, знающими истинную веру, и с деньгами, чтобы ученые обратили его народ в ислам, а деньги пошли бы на постройку крепости. Дискуссионным остается вопрос, на самом ли деле у Булгар до 922 года не было городов. Источники, чуть более ранние, чем само это посольство, уже называют два города, Булгар (как мы увидим в дальнейшем, это - Билярское городище) и Сувар. Очевидно, речь шла о строительстве регулярной крепости по всеми канонам тогдашнего военного искусства (как в свое время хазары, “родственники” и соперники булгар, просили Византию построить им крепость Саркел, хотя столицу себе они отстроили сами).

Посольство отправляется, в нем среди прочих едет человек, которого мы знает по отчеству - ибн Фадлан (а звали его Ахмад). Посольство с грехом пополам выполнило свою миссию, но для нас важнее, что ибн Фадлан все описал, и это сочинение дошло до нас. “С грехом пополам” - потому что деньги послы расхитили. Описание разговора Алмуша и ибн Фадлана на этот счет - едва ли не самое яркое место всего произведения.

“Итак, когда я вошел, царь пригласил меня сесть, а потом он бросил мне письмо повелителя правоверных и сказал:

- Кто привез это письмо?

- Я, - ответил я.

Потом он бросил мне письмо везира и сказал:

- А это тоже?

- Я, - пришлось ответить мне.

Он спросил:

- А где деньги, упомянутые в них обоих? Куда они делись?

Я сказал:

- Трудно было их собрать, ибо мы оказались в стесненных обстоятельствах. Мы боялись упустить возможность въезда на север. Мы оставили их, чтобы они догнали нас”.

Религиозная часть миссии посольства, впрочем, была выполнена: уже в 932 году сын булгарского царя совершает хадж, что всегда имело огромные политические последствия для правителей отдаленных областей (достаточно вспомнить хадж дочери Тохтамыша Джанике). Однако, неизвестно, была ли построена крепость. Алмуш был согласен даже строить ее на свои деньги, но прислали ли ему инженеров? Есть мнение, что такой крепостью стало Билярское городище, однако, оно существовало и до того. Впрочем, в Булгарии известно много небольших регулярных замков, каждый из которых мог быть построен инженерами Халифата. Окончательное решение вопроса – за знатоками фортификации.

Территория Булгарии периода ее расцвета может быть очерчена по данным археологии более-менее полно. На запад она простиралась, вероятно, до Нижнего Новгорода, иногда еще далее (но эпизодически). На юг, как полагал Бартольд, до Укека, который он считал основанным Булгарией (но, даже если он ошибается, до Самарской луки – точно). На восток территория включала нынешнюю Башкирию, правда, на положении “союзника”. Наконец, на север граница была размыта, как и у Великого Новгорода, и нет ничего удивительного в том, что булгары могли доходить почти до полярного круга в поисках пушнины.

Булгария сделала себе состояние торговлей и земледелием. Все историки единодушно, сравнивая рассказ ибн Фадлана и археологические реалии 12 - начала 13 вв, говорят о резком подъеме, который испытала страна. О земледелии достаточно сказать, что, когда и сегодня вы на машине пересекаете границу Булгарии, вы начинаете видеть за окном поля, почва в которых черная от плодородия, чего нет за пределами бывшего государства. Булгария сознательно заняла территорию “плодородного пятна” у слияния Волги и Камы, причем булгарские земледельцы применяли самые передовые технологии.

Что до торговли, то Булгария заняла нишу посредника в торговле прежде всего мехами. Меха – это нефть средневековья, торговавшие ими обогащались по определению. Булгары поставили дело так, что русские, которые, собственно, и привозили меха, доезжали только до Булгара (с севера), а арабы, покупатели мехов, тоже только до Булгара (с юга). Конечно, покупатель и продавец не должны были встретиться, но Булгария была достаточно обширна, чтобы их разнести. Кроме того, булгары сами совершали экспедиции на север, в том числе на Урал.

Было бы, однако, неверным представлять Булгарию как “царство посреднического чистогана”. Со временем в этой стране получили развитие ремесла. Так, особо хорошая кожа на всех рынках Халифата называлась “булгарской”, как и сшитые из нее сапоги (это, собственно, “юфть”, само слово заимствовано из булгарского языка; и сейчас в арабском языке высшие сорта кожи именуются аль-булгари). Мастерство металлургов и ювелиров известно нам по раскопкам могильников и поселений. Наконец, самое массовое производство того времени – гончарное – было поставлено в Булгарии так, что красный черепок булгарского сосуда, идеально прокаленный и без примесей, сразу опознается в культурном слое русского городища среди черепков русской работы: хрупких, черных, с песком и слюдой в тесте, и с полоской худого прожига по излому (рисунок А - булгарский сосуд, найденный в Твери).

Два крупных города Булгарии, Булгар и Сувар, фиксируют, как мне представляется, два племенных центра государства. Сувар соотносится с племенем сувиров или савиров, возможно, автохтонов, но скорее пришельцев из Сибири (откуда, как считают некоторые, и взялось это современное географическое название). Филологи сближают сувар и современных чуваш. Вероятно, сувары оказались в месте слияния Камы и Волги несколько раньше булгар. Два народа вступили во взаимодействие, но по вопросу веры они разошлись. Сувары, очевидно, отказались принять ислам. Недаром ибн-Фадлан пишет о расколе среди булгарской знати в связи с принятием ислама. Чуваши были крещены из язычества лишь в течение 16-18 вв. Не порвав с центральной властью, они просто откочевали “в сторону”. Булгары же, предки нынешних татар, ислам приняли. Спор между чувашами и татарами о том, кому принадлежит булгарское наследие, изначально нелеп. Однако справедливости ради отмечу, что спор порожден порочной теорией советского времени: будто современные татары - предки тех людей, что пришли в Поволжье с Батыем. Армия Батыя не могла быть настолько велика, чтобы изменить генофонд целого народа, а каких-то толп мирного населения за Батыем не шло. Булгары могли получить от монгол лишь само имя “татары”, и то не все.

Откочевав на западные пределы государства, прямые предки чувашей остались, таким образом, верны язычеству, но интересно, что большинство культовых терминов чувашей заимствовано из мусульманской литургии. Так, языческие молитвы чувашей начинаются со слова “псемелле”, что есть искаженное “бисмиллах”. Бог, повелевающий волками – “пихампар” (от персидского “пайгамбар”, “пророк”), душа умершего, место его почитания и сам подземный бог – “киремет” (от “карамат”, “благодать”). В. Бартольд справедливо замечает, что, судя по этим словам, чуваши никогда не исповедывали ислам, но тесно

Волжская Булгария рано вступает во взаимодействие с Киевской, а потом Владимирской Русью. Поначалу Русь лишь способствовала подъему Булгарии, поскольку в 965 Святослав разгромил хазар. В дальнейшем русские взялись и за самих булгар. Уже в 985 году князь Владимир захватывает булгарских воинов, причем русских поразило, что все до единого солдата булгар были в сапогах. Как гласит легенда, Владимир дал команду не брать с этого народа дани – “поищем себе лапотников”. В этом предании отразился, вероятно, простой замысел Владимира: покорить булгар до конца все равно не получится, так лучше иметь в союзниках этот богатый, а значит, смышленый народ. Такой же гибкостью отличался русский князь и при взятии Херсона тремя годами позже.

Мир начался с договора 1006 года Владимира Святославича с Булгарией, по которому русские и булгарские купцы не имели препятствий от властей при торговле на чужих территориях. Самый яркий пример сотрудничества – 1026 год, когда Булгария спасла томившуюся в голоде Суздальскую землю, выслав хлеб; “и тако ожжиша”.

Вероятно, мир сломала сама Булгария. В 1088 булгары захватывают Муром, город, который они, видимо, считали “своим”, а в 1218 даже Устюг, который – далеко на севере. За Устюг русские отомстили уже в 1120 году. В 1162 году Русь наносит ответный удар. Андрей Боголюбский дерзко строит на территории Булгарии Городец (и сейчас так называется), а в 1164 берет штурмом и сжигает столицу страны, а также другие важные крепости, что повторяется в 1172.

Есть интересная гипотеза о том, что каменное зодчество Владимирской Руси - плод работы булгарских мастеров. С этим, похоже, никто уже не спорит, только одни полагают, что речь идет о грубой рабочей силе, захваченной в Булгаре во время набегов, другие видят руку мастеров высокой квалификации из Булгара в лучших памятниках Владимира. Факт, что знаменитый храм Покрова на Нерли (возведен при Андрее Боголюбском) построен из камня, который булгары давали русским как трофей после своего военного поражения. Факт также, что русская керамика достигает по качеству уровня булгарской 12-го века лишь где-то в 17-м, и в Коломне, например, фиксируется слобода гончаров из Булгарии, а находки импортных сосудов на Руси также не редкость.

Итак, Андрей Боголюбский праздновал победу, но не учел простого факта: его собственная жена была булгарка. В 1174 году она, подговорив бояр, устраняет мужа. Тверская летопись оправдывает эти действия жены: “Бе бо булгарка родом, и держаша к нему злую мысль… иже князь великий много воева Болгарскую землю… и много зла учинил Болгарам”. За него отомстили уже походом 1184, но круче всех – другой владимиро-суздальский князь, Юрий Всеволодович, который в 1220 году наносит булгарам страшное поражение, и в 1221 году захватывает крепость, которая отныне известна как Нижний Новгород. В честь этой победы даже день 26 ноября назвали “Юрьев”. Ситуация осложнялась конфликтами среди самих булгарских феодалов, один из которых даже, научившись этой тактике у русских, пригласил для борьбы с соперником половцев.

Но чего в итоге добился Юрий, он, погибший в битве с войсками монголов? К моменту монгольского нашествия Русь истощила Булгарию, и поступила крайне опрометчиво, потому что та вполне могла бы стать буфером перед монгольским войском. Монголам булгары оказали отчаянное, и даже более успешное, нежели русские, сопротивление. Именно, когда монголы возвращались с Калки в 1224, где наголову разбили русских и половцев, булгары подстерегли их, и многих убили. Монголы поставили задачу покорить страну, как из мести, так и по необходимости. В 1229 пограничные посты булгар на Яике сметены конницей монгол, однако, лишь в 1236 пала столица. Очевидно, Булгария оказала более эффективное сопротивление, нежели Русь. Вполне возможно: если бы Русь и Булгария жили в мире, а не делили пространство, монголы захлебнулись бы на Волге.

Монголы обратили Булгарию в провинцию Великой монгольской империи, а затем, когда империя распалась, Булгария стала провинцией Золотой Орды. Сравнивая положение Руси и Булгарии, мы кладем конец дискуссиям о том, входила ли Русь в состав империи. На Руси никогда не чеканилась золотоордынская монета, как в Булгаре, там не было чужих ханов, а правили свои князья. Впрочем, и ханы Булгарии бывали из местной знати. Так или иначе, время Золотой Орды - полтора века высшего расцвета Булгарии.

Несмотря на то, что археологически монгольский период Булгарии изучен очень хорошо, из-за слабости письменных источников мы очень мало знаем о ее истории политической. Монгольские монеты в Булгаре появляются раньше, чем в других улусах, в конце 13 в чекан становится очень интенсивным (рисунок Б, монета времени Берке, 1256-1266). Но вскоре что-то ломается. Вероятно, страна по каким-то причинам начинает переживать экономический кризис (этот вопрос подробно рассмотрен в нашей отдельной статье).

Нарастают сепаратистские настроения. В 1361 году на Булгарию обрушивается отряд Булак-Тимура (из Большой Орды). Раньше этот эпизод трактовался как “подавление восстания” против Орды, хотя на самом деле речь Булак-Тимур, недовольный деспотией Мамая, искал от него спасения, а заодно желал достичь самостоятельности на северной окраине Золотой Орды, которую и завоевал. Здесь он продержался до 1367 года. В том году он совершил набег на Нижний Новгород, но потерпел неудачу. История, впрочем, темная – не исключено, что русских и Булак-Тимура стравил Мамай. Едва весть об этом достигла Булгара, власть там занял другой феодал Хасан. Булак-Тимур ищет спасения на юге, там его убивает хан Азиз.

Хасан – из местных, более того, из савир-чувашей. Мамай опять среагировал. К Дмитрию Константиновичу суздальскому отправилось его посольство с просьбой “пособить”. Суздаль послала войска, которое посадило на престол некоего Мухаммад Султана. Однако, опасаясь восстания, “мамайцы” разрешили Хасану удалиться на окраину Булгарии, где он и правил, и даже, как говорят некоторые, основал Казань, названную его именем.

Познав сладость булгарской добычи, русские уже не могли остановиться. В 1377 году, уже безо всякого повода, Дмитрий Московский нападает на Булгар. 16 марта русские подошли к городу, где их встретила рать булгар, в том числе кавалерия из верблюдов (кони их очень боялись), поддержанная огнем из полевой артиллерии и со стен. Это свидетельствует о возникновении артиллерии у булгар раньше, чем у русских (1382 год), правда, булгарские пушки больше “пугают”, чем стреляют. Русские, однако, оттесняют булгар в город, убивая 70 воинов. Булгары устрашились, Мухаммад Султан и Хасан (заметьте, вместе) выходят к полководцам Дмитрия, и платят 2 тысячи рублей лично князю, 3 тысячи рублей – войску. Более того, русские посадили своего таможенника, и пожгли посады. Но город, обратите внимание, не взяли.

Вторая половина столетия омрачалась и походами новгородских ушкуйников (разбойников на лодках), каждый из которых заканчивался погромом города. Что новгородцы делали так далеко от своей метрополии? Они держали в страхе всю Волгу, и весь Север, методично уничтожая соперников в пушной торговле, и просто грабили. Только даты погрома Булгара: 1360, 1366, 1374, 1375.

Страшному разгрому подвергся Булгар в 1395 году от регулярных русских войск. Разгром повторился в 1399, захваченные тогда русскими богатства позволили им начать – после перерыва почти в 100 лет – каменное строительство (храм Звенигорода). Но даже после этого Булгар еще чеканит свою монету (о поздней чеканке Булгара - наша особая статья). Окончательный удар городу наносят войска Василия II в 1431 году. В этом набеге не было никакой военной необходимости, чистая агрессивность. После этой даты столица Булгарии понемногу перемещается в другие центры. Некоторое время главным городом был Новый Булгар (как ни странно, скорее всего, это - городище Старая Казань), а затем собственно Казань. В 1438 году Улу Мухаммад, испытавший проблемы в южных степях, захватывает Казань, и кладет начало Казанскому ханству. Казанское ханство - наследник Волжской Булгарии. Дальнейшее известно всем: в 1552 году Иван Грозный после длительной борьбы покоряет ханство, и включает его в состав своей империи, себе берет титул “царя” (=хана), и получает как бы права на все золотоордынское наследство.

А где была столица?

Начало города было скромным. Булгар основан в самом начале 10 в (точная дата неизвестна) как укрепленная деревенька. Долго не удавалось найти оборонительные сооружения того времени, наконец, в районе Соборной мечети обнаружился ров с валом (в два ряда), на которых стояли деревянные колья. Длина рва - чуть более 200 м, площадь города - всего 9 га (с учетом неукрепленного посада - 12 га). Непосредственно перед нашествием монголов в городе строится новая система укреплений, охватывающая теперь уже 25 га, но вряд ли работы были доведены до конца. Несмотря на то, что с 12 в Булгаре фиксируется собственное ремесленное производство (признак полноценного города), все-таки он оставался стагнирующим поселением больше военного, чем промышленного облика. Как показывают раскопки, люди ютились в землянках или в юртах. Следов наземных сооружений пока не выявлено.

И этот город был столицей огромного государства? Тогда чем же был огромный город Биляр, наверное, самый крупный в Европе вообще, больше даже Булгара золотоордынской поры (хотя, кажется, куда уж больше)? Советские историки поставили догмой, что столицей государства всегда был Булгар, и только он. Чтобы примирить догму с археологическими данными, они предположили, что столицу временно переносят из Булгара в Биляр в результате русских набегов, которые тревожили больше первый город, чем второй. Однако, писали эти историки, перед монгольским нашествием столица возвращается на место.

Очевидно, это искусственные построения. Очевидно также, что реальной домонгольской столицей на всем протяжении этого периода истории мог быть только город, который сегодня мы называем Биляр. Также очевидно, что столицу Булгарии источники всегда именуют только “Булгар”. Кажется, у нас есть наконец все элементы, чтобы прийти к правильному выводу. А именно – “Булгар” и “Биляр” – не более, как варианты произношения одного и того же слова, которое в переводе значит “Великий”. В домонгольскую эпоху столица находилась на Билярском городище, которое современники называли “город Булгар”. Как назывался нынешний Булгар в то время, мы не знаем. Монголы сразу решили, что столицей булгарского улуса будет небольшая крепость неподалеку от Волги. Вместе со столичными функциями на него перенесено и название. Билярское городище все равно уже не восстанавливается после монгольского погрома. За обоими городищами закрепилось, по сути, одно название, но в разных вариантах произношения, отражающих, быть может, эволюцию булгарского языка. Более мягкое “Биляр” ранней поры, и “Булгар” более поздней эпохи, в каковом слове уже чувствуется влияние на язык арабского алфавита.

Есть мнение, что монголы взяли Булгар штурмом. Сегодня на городище можно видеть экскурсоводов, зачастую с учеными степенями, которые показывают простодушным туристам остатки сооружений и живописуют разрушение “всего этого” войсками монголов. Во-первых, все, что мы видим в Булгаре, построено после захвата города, по решению новой администрации. Во-вторых, штурма не было, хотя бы потому, что нечего было штурмовать. Даже если бы горожане оказали сопротивление, поселок был бы сметен в минуту. Понимая это, горожане и не пытались сопротивляться. За время раскопок не удалось найти следов массовой гибели людей (как в Старой Рязани) или свидетельств погромов. Скорее всего, кто-то предупредил жителей об опасности, и они ушли. Жечь пустую крепость бессмысленно. Кроме того, очевидно, что уже в 1236 году монголы (точнее, новая, поставленная ими администрация) принимают решение сделать крепость новой столицей, о чем свидетельствует, в частности, начавшаяся постройка амбициозной Соборной мечети уже вскоре после 1236 года.

Идея о том, что только город с именем Булгар может быть столицей страны, укоренилась так прочно, что в 15 в, когда Булгар лежал в руинах, на монетах продолжали писать – “Булгар Новый”. Неважно, где выпускались такие монеты – на так называемом городище Старая Казань, или в самой Казани.

Топография городища

Городище Булгар - это треугольник, размеры которого поистине огромны (площадь - 380 га). Когда вы едете в город на машине, то в некий момент вам встретятся валы, показывающие границу города. Вы будете ехать мимо этих валов с приличной скоростью (как по трассе) минут 7-10, и удивляться – где же край? Булгар на самом деле был городом очень большим. Его размеры невозможно охватить взглядом, даже забравшись на Соборную мечеть, ныне восстановленную (рисунок 1). Вдалеке, практически на горизонте, вы увидите полоску леса, за которой и План Булгара, кликните, чтобы увеличить

скрываются валы, а, стало быть, и граница города. Но это еще не все. Если вы выйдете на берег Волги и посмотрите вдаль, то увидите множество островов (рисунок 2). Знайте, что это - территория, некогда принадлежавшая городу, и река, разлившаяся после строительства каскада водохранилищ, съела у города добрый десяток-другой гектаров. Город стоял когда-то не на берегу Волги, а на берегу речки Меленки, протекавшей параллельно Волге, в 6 км от нее. После строительства каскада ГЭС Меленка практически слилась с Волгой. На этих островах ведутся раскопки, хотя почва там сырая, и копать неприятно. Находки попадаются также в воде, в особенности по весне, когда вешние воды оставляют после разлива на берегу много чего. В затопленном районе был торговый квартал и, как нетрудно догадаться, порт.

Глядя влево (стоя лицом к Волге), и напрягая изрядно зрение, вы обнаружите мыс, который называется Ага-Базар (рисунок 3). Мыс знаменитый. Некогда там находилась важная пристань всего государства, торговая площадка и точка сбора налогов. Поэтому там в изобилии находят монеты и торговые пломбы. Также, что поразительно, имеются монеты, чеканенные в этом самом Ага Базаре, как будто он был отдельным городом. Они относятся к началу 15 в. Вероятно, в это время сам Булгар под ударами врагов окончательно захирел, а мыс продолжал играть важную торговую роль, и, конечно, тем, кто держал там свои порядки, нужны были монеты для расчета. Когда не хватало иностранных, прибегали к чеканке собственных.

Что касается материка, и, соответственно, основной части города, то он представляет из себя огромную плоскую равнину, поросшую травой, кое-где встревоженную огородами или изъеденную оврагами (рисунок 4). Там, где почва так или иначе нарушена, тут же под ноги бросаются многочисленные обломки керамики, кости, а то и целые костяки. Сильное ощущение - идешь по полю, а на склоне оврага белеет потревоженное ливнем погребение, и горшок, и череп прямо на глазах выкатывается из разбитого сосуда. Сделать серьезную находку, однако, мало реально, поскольку местные жители собирают все, что мало-мальски значимо, и продают на сувениры. Наиболее распространенные: пакетики с несколькими кусочками поливной керамики, очень красивой, или куски неполивной, на которой местный художник нарисует вам одну из достопримечательностей. Все это очень недорого.

Сколько всего не раскопано, видно по деревне, в которой есть несколько фундаментов, представляющих из себя остатки прямоугольных построек, которые даже не нанесены на археологическую карту (мол, руины, дело обычное; рисунок 5). Земля везде черная, как смола.

Фортификация

О домонгольских укреплениях Булгара уже говорилось. То, что сегодня видит посетитель городища - это все остатки монгольской эпохи. Они датируются началом 14 в, что кажется мне крайне мало вероятным. Конечно, монголы не любили, чтобы покоренные народы строили себе крепости. Но могли ли владетели Булгарского улуса допустить, чтобы их город, их столица оставалась без стен на протяжении 70-ти лет 13 в? Поскольку археологических раскопок вала, насколько мне известно, не велось (я могу заблуждаться), то это сооружение еще ждет своего вдумчивого исследователя.

Как я уже упоминал, город имел треугольную форму и площадь примерно 400 га. За пределами защищенной территории имелись еще кварталы, но, вероятно, не сплошным посадом, а отдельными поселками. Вал сегодня не кажется слишком высоким, он оплыл, высота его там, где я видел - максимум 2 метра, но есть, говорят, участки высотой до 5 м. Перед валом был ров, который нынче фиксируется не везде, глубиной около 2 м. На валу стояли деревянные стены, выполненные примерно так, как и в русских деревянных кремлях - на манер клети. Клеть - это “кубы”, рубленные из бревен, заглубленные в землю. Толщина таких клетей в Булгаре достигала почти 2 м. Перед клетями, кроме того, стояли надолбы. На вершине клетей делался боевой ход. Башни рублены в форме 8-ми или 12-ти гранников, и ничем не отличались от таковых поздних русских деревянных кремлей, например, в Орле или в Уфе. Башни стояли в том числе в воротах. Из всех ворот мне удалось осмотреть Западные, которые сегодня представляют из себя просто въезд между валами на территорию городища (рисунок 6).

С юга, кроме того, была - уже за пределами вала - устроена цитадель, которую называют условно Малый городок. Она была каменной, ныне раскопана, но, поскольку я сам ее не видел, то отсылаю интересующихся к литературе.

Было много спекуляций относительно того, русские оказали влияние на фортификацию Булгара или наоборот. Возобладала точка зрения, что на русские кремли повлияли постройки кремля Булгарского. Это видно из хронологии: укрепления в Булгаре появляются, конечно же, гораздо раньше, чем на Руси внедряется практика строительства подобных крепостей. До монгол русские строили подчас очень мощные крепости, но они были иными. Новый этап крепостного строительства начинается в Москве построением каменного кремля Дмитрием Донским. Потом, уже в 16 в, при сооружении Свияжска, русские покажут такие высоты владения искусством деревянного фортификационного, что казанцам останется только дивиться. А истоки-то тут, в Булгаре.

Памятники

Православный храм. Начнем с того, что бросается в глаза, хотя и не имеет отношения к древнейшей истории - совершенно целого христианского храма, который оригинально смотрится среди мусульманских руин и нисколько их не портит (рисунок 7). Это - Успенская церковь, построенная в 1732 году, бывшая тогда центром Успенского же монастыря. Сам монастырь основан, очевидно, около 1722 года, по распоряжению Петра I, который посетил руины Булгара и распорядился их охранять, ну а охрану тогда понимали несколько иначе, чем сегодня: ею должны были заниматься не ученые, а монахи. Монахи прежде всего переделали под свои нужды Восточный мавзолей, назвав его храмом св. Николая. Храм этот был закрыт как раз в 1732 году, когда закончилась постройка этой вот Успенской церкви. Что уж монахи сохранили, что растащили - Бог ведает. Екатерина II очень жестко оценивала “успехи” монахов по охране древностей: “Внешне благочестивые, а по сути варвары, ведут себя, как будто последние живут. Город весь растащили, хотя было Петра указание беречь”. В 1764 году монастырь переводят в Чебоксары. Но остаются жить люди, которые построили себе на городище каменные дома примерно в то же время (судя по манере), что и Успенская церковь. Они дали ядро населению современного города Болгары, потому что до них городище совершенно не было населено. В 19 в церковь обрела колокольню, уже как приходская, а не монастырская.

Сам храм является очень хорошим образцом так называемой провинциальной поволжской школы. Я вырос на этой школе, поскольку все храмы моих родных Чебоксар именно таковы. Их главное отличие от синхронных храмов Центральной России - большая мощь (храм как будто построен для того еще, чтобы быть и крепостью), и больший архаизм (кажется, что храмы древнее лет на сто, чем это есть на самом деле). Первое объясняется как строительством храмов зачастую на затапливаемых террасах (надо было позаботиться, чтобы весной своенравная река не размывала фундамент), так и общим настроением, которое испытывали православные полуколонизаторы в полумусульманском и наполовину покоренном крае. Второе же объясняется более консервативными вкусами “строгого” поволжского купечества, которое и было заказчиком большинства таких храмов. В Успенском храме находится музей, который непременно надо осмотреть, коль уж вы забрались в такую даль (о нем - в самом конце статьи).

Четырехугольник (Соборная мечеть). Еще издали, подъезжая к городищу, вы видите гордый минарет, который взмывает в небо, окруженный руинами и целыми зданиями, в том числе православной церковью (рисунок 8). Не обольщайтесь: минарет этот совсем новый, его поставили в 1990-х годах, и, надо признать, не слишком удачно. Он выглядит “новодельно”, в нем нет и следа древней энергетики, даже лестница, по которой идешь наверх - неудобная, темная; если на старые минареты взлетаешь, как птица, здесь с тебя семь потов сойдет. Одно достоинство - вид с него отличный.

Минарет стоит на руинах сооружения, которое некогда именовали в литературе Четырехугольник, и которое, на самом деле - руины соборной мечети. Но непростой. Что это было за здание - очень сложно объяснить человеку, который не видел ничего подобного. Это была мечеть-крепость. Лучше всего это видно по современной реконструкции, сделанной на основе полных раскопок памятника (рисунок 9): прямоугольный замок, представлявший из себя здание под покатой крышей, увенчанной башенкой. По сторонам стояли четыре фортификационные башни с зубцами, а на одной стороне - также и Большой минарет. Вход в здание располагался на той стороне, где минарет, и был оформлен богато - воротца, резьба, ступеньки. Дизайн постройки была чисто местным; очень похож на нее комплекс в городе Биляре, выстроенный еще до монгольского нашествия. Скорее всего, строительству таких крепостей=храмов булгары научились еще в 922 году, когда получили от Арабского халифата вместе с исламом и начатки архитектурных знаний.

Само по себе сочетание храма и крепости - не новость и в исламе, и в христианстве. На Руси часто в монастырях храмы встраивали в стены, и они становились как бы башнями. В Швейцарии я видел замок, “донжоном” которого служит огромный собор в готическом духе. На Востоке эта традиция еще заметнее. Многочисленные горные храмы и монастырьки Крыма и Кавказа - это прежде всего крепости, а уж потом молельные дома. Сооружение такого круга видим мы и в Булгаре.

В 1712 году, когда русские стали застраивать городище своими домами и культовыми постройками, руины мечети были примерно в том же состоянии, что и в 20 в до раскопок, только подлинный минарет еще возвышался над ними, правда, не в полный рост. От татар русские узнали, что это был “большая мизгит” (мечеть). Еще во времена Палласа на минарет можно было подняться, он развалился к 1841 году, якобы потому, что его подкопали кладоискатели. Не зная аналогий (вообще, слабо владея восточным археологическим материалом), ученые второй половины 19 в, а в особенности раннего советского времени настаивали на том, что это замок. Точку поставили только раскопки 1960-х гг, показавшие, что можно вполне доверять местным преданиям.

Как показали раскопки, колоссальный храм-замок строился не сразу. Его стали возводить буквально в тот же год, когда Батый разорил Булгарию (1236), ну, максимум на следующий. Столь масштабное строительство, затеянное не в столичном, а в “районном” городе, свидетельствует о том, что план сделать новую столицу именно тут созрел у оккупационной администрации изначально. Однако, готовый уже фундамент надолго забросили. Исследователи видят причину в тяжелом экономическом положении, но с таким же вероятием можно говорить о том, что стройку заморозили по религиозным причинам. Монголы на первых порах относились к исламу прохладно, а их ставленники в Булгаре из местных, напротив, вере своей никогда не изменяли, что видно и по их монетам. И как монеты с “исламской” символикой пришлось потом перечеканивать, чтобы не злить великого каана в Каракоруме, так и замок-мечеть забросили. Мечеть, как говорилось выше, была пока неуместна, еще неуместней был на первых порах замок, ведь монголы первое время не позволяли строить в провинциях фортификационные сооружения.

На фундаменте встали лачуги горожан, но в 1260-х гг строительство продолжили. Стены возвели на рубеже 13-14 вв. В самом начале 14 в по углам “замка” поднялись фортификационные башенки. К концу 1330-х комплекс был готов. Сооружение построено из местного известняка с широким применением дерева (дубовые сваи стоят в основании, дубовые же каркасы держали в свое время стены). Из-за того, что строили долго, погуляв вдоль стен, можно увидеть, что использовался раствор (для скрепления камней) разного качества - где-то он, словно вчера положен, а где - превратился в пыль.

Действительно, пришла пора прогуляться по руинам. От некоторых башен практически ничего не осталось (но они все равно прикрыты тентами от дождя; рисунок 10), другие смотрятся почти целыми (рисунок 11). Местами, на месте окон - большие фрагменты орнаментированных плит (рисунок 12). Крышу здания некогда поддерживали колонны, поставленные в несколько рядов. От некоторых остались только основания, другие сохранились в полную высоту, вместе с капителями (рисунок 13). Их облик обнаруживает неожиданное единство с архитектурной школой Византии (рисунок 14). Устройства для слива воды выполнены в тех же традициях, что в русской архитектуре 15-16 вв (и, кстати, такова же форма сливного желоба у текие в Касимове; рисунок 15). Изредка ход стены нарушается пристройками, которые сегодня более всего напоминают остатки лестниц, но могут быть также основаниями небольших башенок, которые хорошо видны на публикуемой реконструкции. Поскольку стены разрушены, встав на них, можно увидеть, как они устроены в разрезе: панцирь, и бут в середине, чисто римская техника (рисунок 16). Но снаружи этого не заметишь: вот, например, как оформлена дверь; разве не хорошо обработаны камни (рисунок 17)?

Ну и, наконец, сам минарет. Пусть он поздний - все равно хорошо, что есть он, а не пустое место (рисунок 18). По барабану минарета тянется надпись, которую я из-за ее удаленности и формы самого барабана разобрать не сумел.

*996“Монастырский погреб” (Северный мавзолей). Он находится буквально в десятке метров от Соборной мечети, и это - очень заметное сооружение, хотя и испорченное “зонтиком”, подвешенным над ним от стихии еще в 1889 году (рисунок 19). Его название - от того, монахи устроили в нем погреб. А изначально это был именно ханский мавзолей, входивший с Соборной мечетью в один комплекс.

О том, кто там был похоронен, и когда построено само здание, шли долгие споры. Скорее всего, мавзолей возвели в “зрелый” строительный период Соборной мечети, то есть в начале 14 в, когда обустраивали площадь вокруг нее. Установлено, что здание погибло в 1431 году от рук солдат русского воеводы Федора Пестрого, который устроил погром в городе.

Купол мавзолея сохранился относительно хорошо (рисунок 20), только надо помнить, что прежде снаружи его закрывала восьмискатная крыша. А вот фундамент выглядит оплывшим, как будто “растаял” от времени, словно скульптура из песка. Это из-за того, что внешняя кладка утрачена, и то, что мы видим снаружи - кладка внутренняя, бутовая и рваная, не предназначенная вообще-то для обозрения. Изнутри здание, напротив, сохранило свою подлинную облицовку, которая на первый взгляд напоминает грубую булыгу, тщательно скрепленную раствором (рисунок 21). Вход в мавзолей устроен был в виде стрельчатой арки, и эта особенность читается по сей день. Такой же формы были и небольшие оконца, ныне реставрированные и очень впечатляющие (рисунок 22). Перед входом были, видимо, некие привратные сооружения, от которых ныне сохранились только фундаменты.

Внутрь проход свободный, там устроено нечто вроде лапидария, лежат камни, и надгробия, и просто архитектурные детали, в том числе из Соборной мечети. Некоторые поражают своими рисунками, выполненными, как правило, на основе геометрических орнаментов (рисунок 23). Подобные орнаменты встречаются и на монетах, но было бы слишком самонадеянным датировать плиты на основании этого сходства, поэтому для тех, на ком не сохранилось датировки, подходит общая дата - 14 в. Надписи на плитах выполнены как “обычным” арабским шрифтом, так и куфи (рисунок 24).

“Никольская церковь” (Восточный мавзолей). В самом начале 18 в русские священники переделали усыпальницу, входившую, как и “Монастырский погреб”, в комплекс Соборной мечети, под храм св. Николая, но его упразднили уже в 1732 году, а название, пусть условное, в литературе осталось. Это - ярчайший и в то же время типичнейший образец булгарской архитектуры: четверик, переходящий в восьмерик, и все это покрыто восьмиугольной же конической крышей (рисунок 25). Когда мне случалось писать о странных для русской архитектуры башнях одного из Суздальских монастырей, и я предположил, что эти башни построили булгары Улу-Мухаммада, очевидно, захватившие город после пленения князя Василия, я имел в виду как аналогию именно этот памятник. Несмотря на экстравагантность гипотезы, я продолжаю ее придерживаться. Вы сами, впрочем, можете сравнить два этих сооружения на соседних картинках (рисунок 26).

Если бы мы зашли внутрь (но сегодня мавзолей закрыт), мы увидели бы купол, а не многогранный свод, как можно подумать, и намек на купол читается и снаружи - обратите внимание на “срезы”, идущие по углам здания; это и есть как раз основа для выстраивания внутреннего купола.

О том, кто был похоронен в этом мавзолее, есть лишь такое глухое свидетельство: в литературе 19 в говорится, что при ремонте здания нашли надгробие с текстом: “Сабар-Ильчжи, дочь князя Бураша, умершая 4 июня 1291 года” (в переводе на наше счисление). Этот князь Бураш был, очевидно, региональным владетелем этих мест в период господства Ногая и частичной дезинтеграции Золотой Орды.

Как говорят археологи, на месте мавзолея некогда была железоделательная мастерская, а с середины 13 в кладбище. Мастерская изготавливала предметы, необходимые для строительства Соборной мечети, и ее можно датировать первыми годами после вхождения города в состав Монгольской империи в 1236. В 1291 году здесь было совершено погребение ханской дочери, после чего на кладбище перестали хоронить, а над надгробием поставили этот мавзолей. Строительство заняло с десяток лет, и дату самой постройки определяют ныне как первые годы 14 в (видимо, одновременно с “Монастырским погребом”). Аналогии этой постройке находятся по всему мусульманскому миру в пределах 12-15 вв, почти его близнец стоит неподалеку от Уфы (мавзолей Кэшэнэ). Это понятно: ханы Башкирии были в подчинении у ханов Булгара.

Обходя памятник, обратите внимание на мощные подпорки (неизвестно, ранние или поздние), небольшие стрельчатые окна (дискуссионным остается вопрос, когда их проделали и были ли вообще окна у первоначального здания), ниши - ложные окна на восьмерике, одна из которых отреставрирована (рисунок 27). Глядя на восьмигранную крышу, напрягитесь, и узрите ромбы - узоры, украшающие древнюю, видимо, кладку (рисунок 28). Перед стрельчатым входом в мавзолей также было привратное сооружение, как и перед “Монастырским погребом”, ныне сохранившееся в руинированном состоянии.

Малый минарет. Мы закончили анализ первого “куста” относительно хорошо сохранившихся памятников прямо в центре городища. Чтобы найти второй “куст”, состоящий из Малого минарета и Ханской усыпальницы, надо пройти около километра от реки - и минарет сам бросится вам в глаза.

Издали он красный - это, наверное, потому, что в составе покрытия его стен есть красные глины (рисунок 29). На него можно свободно подняться - лестница узкая, очень сильно витая, но подъем легок (рисунок 30). Когда оказываешься на вершине, видишь себя на крохотной площадке на головокружительной высоте. Немного жутко, но очень красиво.

Минарет сложен из огромных блоков, тщательно пригнанных друг к другу. На вершине его барабана - скупое украшение в виде “шестерни” (рисунок 31). С одной стороны можно заметить нишу, украшенную тонкой резьбой по белому камню (рисунок 32). Вход в минарет оформлен аркой, которая по ранту столь же скупо украшена витым веревочным орнаментом (рисунок 33). Наконец, на углах фундамента - украшения в форме стилизованных растительных розеток (рисунок 34). Непосредственно на лестницу, ведущую наверх, не попадешь - сегодня приставлена лестница железная, а раньше, наверное, был каменный или деревянный пандус.

Как говорят предания, минарет поставлен на месте захоронения “святых булгар”. Это было отдельно стоящее здание, без пристроек. Время его строительства разные исследователи называли разное; кто-то возводил его еще к домонгольской эпохе, кто-то указывал на 13-й или 14-й вв. У нынешних исследователей единого мнения об этом нет. Называя аналогии, которые и на самом деле оказываются более чем древними (вплоть до 9 в), прослеживая связь архитектуры минарета с армянскими и северо-мусульманскими традициями, исследователи, как я понимаю, останавливаются на рубеже 13-14 вв как на дате его создания.

Ханская усыпальница находится рядом с Малым минаретом и принадлежит с ним к одному комплексу (рисунок 35). Название происходит от того, что, согласно татарским преданиям, тут были похоронены десять святых мусульман, и в том числе ханы Болгар. 31 могила, вскрытая еще в начале века, дали среди прочего дату 709 год хиджры.

Внешне усыпальница напоминает мавзолеи возле Соборной мечети, особенно “Монастырский погреб”, но на самом деле конструкция здания в корне иная. Начнем с того, что некогда было три мавзолея, два из которых стояли рядом, третий чуть в стороне, соединенный с ними небольшой постройкой (рисунок 36). Руины этих сооружений, ныне разрушенных до фундамента, можно видеть рядом с Ханской усыпальницей (рисунок 37). Но главное - форма купола, которая в древности была совершенно иной у всех трех сооружений, чем у мавзолеев возле Соборной мечети. Если там это были восьмигранные шатры, то здесь - четырехгранные “паруса”, как это хорошо видно на современной реконструкции.

Считается, что ханы были похоронены именно в сохранившейся усыпальнице - недаром же она так называется! Но сопоставление с рисунками 18-19 вв, когда еще три мавзолея стояли вместе, показывает, что ханской была одна из усыпальниц, которая не сохранилась, а в этой хоронили “святых мусульман”, потом же, когда прочие разрушились, название “ханской” перешло именно к ней.

Усыпальница сложена из больших, местами аккуратно, местами не очень отесанных блоков, закрытых опять же кое-где красноватой “штукатуркой” на глиняной основе. Некогда здание было покрыто поливной плиткой с тонкими арабесками. О времени строительства этого сооружения нет точных данных. Известно, что оно было разрушено в 1361, значит, в это время уже существовало. В то же время ряд строительных приемов заставляют говорить, что усыпальница построена позже, чем Соборная мечеть (даже ее, скажем так, “средние строительные слои”), и в целом, наверное, наше сооружение можно датировать первыми десятилетиями 14 в. Для посетителей усыпальница закрыта.

Черная (Судная) палата. Это - одно из красивейших, к тому же хорошо сохранившихся сооружений города. Найти его несложно - надо просто пройти от Малого минарета еще несколько сотен метров в сторону от реки, или просто выйти на окраину современного села опять же в сторону от реки - и вы уже издалека на ровном поле увидите это здание (рисунок 38).

Это величественное сооружение одно время упорно считали то усыпальницей, то мечетью. Однако, новейшие исследования показывают, что оно носило сугубо светский характер. Так, при раскопках открыт водопровод, который шел в этот дом, совершенно неуместный в погребальном или культовом памятнике. Что именно тут было? Это не было секретом уже для самых проницательных исследователей прошлого. Так, Паллас со слов местных жителей считал палату зданием суда, причем на первом этаже (действительно, мрачном) находилась тюрьма предварительного заключения для ждущих приговора, тогда как на втором вершился суд.

В конце 19 в от местного муллы была записана легенда, которую сегодня воспринимают как верное воспоминание, по которой суд вершили четверо: сам хан и трое избранных из народа наиболее авторитетных людей. Хан обычно приходил в здание с запада, по переходу, которых соединял Черную палату с его дворцом (от которого ныне не осталось и следа), тогда как трое других судей входили каждый со своей стороны, и, так эффектно появляясь, они производили особое впечатление на подсудимых.

Название “Черная палата” имеет неясную этимологию, поскольку, как вы видите на снимках, здание отнюдь не черное. Скорее всего, так его назвали потому, что оно сильно погорело в 1361 году, при налете хана Булак Тимура. По некоторым аналогиям, оно построено в середине 14 в, и по строительным приемам показывает значительный прогресс относительно зданий аналогичного назначения даже в более “цивилизованных” регионах.

Как следует из реконструкции (рисунок 39), до нашего времени дошло только ядро некогда более обширного комплекса. “Пристройки”, вскрытые рядом с палатой (их остатки можно видеть и доныне; рисунок 40), на деле были галереей вокруг нее, к тому же в здание вел красиво оформленный портал. Купол здания напоминал купола усыпальниц возле Малого минарета.

Сегодня вы видите свод, покрытый бетоном в середине 20 в ради реставрации, а также массивный каменный объем, сложно расчлененный, сложенный из в принципе хорошо подогнанных камней (хотя большая часть современной поверхности - это бутовая кладка, не предназначенная для обзора). На четверике, поднятом над почвой словно бы на некоем пандусе, покоится другой четверик, меньшего размера, наконец, на нем - восьмерик, и уже над этим купол (рисунок 41). Окна второго этажа - стрельчатые, с перспективой, в сельджукской манере (рисунок 42). Есть особые двери, ведущие на галерею второго этажа. Обширный подвал, зияющий сегодня провалом - вход в тюрьму (рисунок 43). Над главным входом остался паз для доски, на которой некогда было обозначено предназначение здания и имя его строителя (рисунок 44). Вход в здание сегодня закрыт.

“Белые палаты” (Бани). Располагаются как бы на окраине (для неискушенного наблюдателя) городища, а на деле - в самом его сердце; просто дальше начинаются непаханые и некопаные поля, которые еще не касалась лопата археолога, и там, на горизонте только, за леском - вал и формальная граница города (рисунок 45).

Баня была очень большой, и не частной, а общественной. В ней мылись рядовые горожане, о чем можно судить по строгости интерьера и отсутствию украшений. Она построена в 30-40 гг 14 в, работала до примерно 1361 года, а потом, после погрома, которому подвергся город в том году, ее постепенно забросили. Первое помещение, в которое попадал посетитель - предбанник; там люди раздевались. Далее шло главное помещение в форме квадрата со стороной больше 11 метров, причудливо разделенное на отдельные кабинки для мытья (они образовывали, если смотреть сверху, фигуру в форме креста). По сторонам зала находились индивидуальные комнаты для мытья. И центральный зал, и его боковые ответвления были покрыты куполами, как это хорошо видно на рисунках художников 18-19 вв, которые еще наблюдали бани относительно целыми (рисунок 46).

Помимо этого, в здании было несколько печей, нагревавших воду и воздух для отопления, а также целая система труб для подачи горячей воды и полых каналов под полом для нагнетания горячего воздуха (чтобы ноги на полу не стыли). В целом эта турецкая баня совершенно не отличалась от таковой в Константинополе, Багдаде, Дамаске или в Бахчисарае. Никакой скидки на “провинциализм” и удаленность от центров мировой культуры. Похоже, люди, жившие здесь, полагали в центре самих себя.

Сегодня сохранность бани чисто археологическая. Лопата археологов вскрыла добросовестно фундаменты, но это только и именно фундаменты. Есть смотровая площадка, с которой хорошо обозреть это очень немаленькое сооружение как бы сверху. Глаз теряется среди лабиринтов стен, отделявших моечные кабины (рисунок 47), но четко ловит каналы для подогрева пола и следы от трубопроводов (рисунок 48). Стены сложены из не слишком хорошо обработанных камней (рисунок 49), местами, кажется, прослеживается плинфа, тем не менее, раствор так крепок, что все это стояло бы до сего дня, если бы окрестные люди не растащили бы стены на стройматериалы уже в недавнем прошлом.

Восточная палата (“Ханская баня”). Построена во второй половине 13 в, просуществовала до примерно 1340-х гг. Это, таким образом, самая старая общественная баня Булгара, и, наверное, самая крупная. Ее план в принципе напоминает Белую палату, хотя для неискушенного наблюдателя, напротив, скорее больше отличий, чем сходства. Но это объясняется лишь тем, что Восточная палата сохранилась строго до уровня фундамента, тогда как в Белых палатах мы видим все-таки часть стен. Баня сложена была очень качественно, но без излишеств; так, здесь не практиковалось отопление пола в предбаннике. В целом же система нагрева воды и отопления примерно такая же, как в Белых палатах, и мы не будем на этом подробнее останавливаться.

Руины бани находятся практически на улице современного села, чуть в стороне, на пустыре. Найти их очень просто - надо взять, стоя спиной к Соборной мечети, чуть влево, пройти в буквальном смысле “огородами” на улицу, и примерно через 100 метров вы обнаружите слабо заметные издалека раскопанные развалины. Оно и есть.

Ваше внимание привлекут квадраты - это знакомая нам система подачи горячего воздуха под пол (в главное, моечное отделение; рисунок 50). Остатки большого полукруглого сооружения - как я понимаю, печь, а чуть в стороне - огромный, покрытый консервации ради современной плиткой – двойной бассейн, или, скорее, резервуар для воды (рисунок 51). Как выглядели бани “при жизни”, можно видеть на реконструкции (рисунок 52).

Раскопки. Раскопками в Булгаре никого не удивишь. Они идут постоянно, и не все вовремя даже попадают в периодику, потому что материала очень много. Так, прямо за Соборной мечетью, на берегу Волги (точнее, там, где она резко обрывается вниз), я, гуляя с утра в одиночестве, нашел два свежих котлована, которые были вскрыты в сезон 2002 года. В первом котловане не было ничего примечательного, кроме стратиграфической колонки (рисунок 53). Зато во втором, как мне показалось, археологи нашли основания юрт с очагами (рисунок 54). Во всяком случае, это не похоже более ни на что другое, поскольку даже следов каменных фундаментов нет. Примечательно, что выше этого слоя идет сплошной развал битого кирпича, образовавшийся, вероятно, при разрушении стоявшей неподалеку массивной каменной постройки. В таких юртах могли жить самые первые поселенцы, не отринувшие еще черты кочевого быта. Я вот только сомневаюсь, открыты здесь поселения далекого домонгольского времени, или это - свидетельство тяжкой жизни сразу после перемены участи города в 1236.

Музей

Музей Булгара находится в церкви Успения, и зайти в него, конечно, непременно надо, хотя экспозиция - тысячная доля того, что раскопано, а манера подачи материала и качество того, что экспонируется, вызовет, как мне представляется, досаду у тонких знатоков. Непременно обратите внимание на коллекцию поливной посуды (рисунок 55). Она не самая полная в российских музеях (тут вообще мало кто поспорит с музеем Азова), но, если в Азове вы не были, то, пожалуй, этот раздел произведет на вас глубокое впечатление. На фоне привычной для Булгара красной керамики (ее вы будете видеть под ногами везде, куда направитесь, выйдя из музея) вам наверняка запомнятся сфероконусы (рисунок 56) и подобные амфорам сосуды из глины серой (рисунок 57). Назначение сфероконусов пока остается загадкой. Наиболее вероятно, что в таких емкостях с тонким отверстием перевозили ртуть. Серая глина считается признаком центрально-азиатского производства. Непременно обратите внимание на зеркала, хотя в музеях Саратова и Энгельса их набор не в пример богаче. Однако же, я нигде более не видел столь полного набора шахмат (рисунок 58). Хотя вру: есть нечто подобное в музеях Киева и Новгорода, однако, там - русский материал, а здесь становится очевидно, что разминкой мозгов не брезговали и в Булгаре. Конечно, не обойдется без стенда со знаменитыми свинцовыми грузиками булгарского типа, о назначении которых спорят: некоторые видят в них метрологический смысл, другие говорят, что это всего лишь грузила для рыбной ловли или скорее для ткацкого станка. Ваше внимание должна привлечь и плита с армянской надписью (рисунок 59); армянская колония находилась левее от Соборной мечети, если стоять лицом к Волге, примерно метрах в 300. Но самое яркое, своего рода символ музея - это, конечно, конный идол, точнее, божество на, кажется, быке (рисунок 60). Уж этого бога и татары, а особенно язычески настроенные чуваши видят своим прародителем. Идол небольшой, сантиметров 20 в высоту, но удостоился особой витрины, и возле него всегда толпится народ. Что же касается такой важной для автора этих строк отрасли, как нумизматика, то найденным в Булгаре монетам посвящены два плотных стенда. Знатоки этого вопроса ворчат, что в их коллекциях, пожалуй, и набор монет побогаче, и сохранность их лучше, но если вы, как и автор этих строк, не принадлежите к числу счастливых обладателей подобных коллекций, вам будет интересно эти стенды осмотреть.

Литература

1. Путешествие ибн Фадлана на реку Итиль. Москва, бг. Наиболее доступное издание. Академическое издание изредка попадается в букинистических магазинах, но стоит порядка 10 тыс руб.

2. Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. Сб. М, 2001.

3. Город Болгар. Мастерство металлургов, кузнецов и литейщиков. Сб. М, 1996.

4. Ф. Хузин. Булгарский город в 10 - начале 13 вв. Казань, 2001.

5. А. Губайдуллин. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Казань, 2002.

Евгений Арсюхин, 2002-2003

Обратите внимание! Разновесы - смотрите тут!
Используются технологии uCoz