Рисунок 1. Две печати (княжеская золотая - сверху, загадочная печать из свинца - внизу) на духовной Ивана Калиты, в которой речь идет о возможной утрате Москвой Коломны.

Рисунок 2. Аналогии загадочной печати: монета Сарая 721 АН с тамгой в виде звезды, и монета Орды 809 АН.

Рисунок 3. Аналогии загадочной печати: решетки счастья на монетах Сарая 731 г АН.

Рисунок 4. "Деньга Коломская", по А. Мазурову.

Рисунок 5. Новоголутвинский монастырь вдали, бараки - на переднем плане. Все это - коломенский кремль.

Рисунок 6. Одно из старинных зданий в кремле.

Рисунок 7. Новые особняки среди храмов.

kolom68a.jpg (1886 bytes)

Рисунок 8. Свиблова башня и панорама кремля. Рисунок М. Казакова. 1778 г.

Рисунок 9. Бобренев монастырь издалека.

Рисунок 10. Башни Бобренева монастыря,  конец 18 в.

Рисунок 11. Храм Рождества Богородицы Бобренева монастыря. Шатровая колокольня.

Рисунок 12. Храм Рождества Богородицы, основной объем.

Рисунок 13. Храм Зачатия Иоанна Предтечи, село Городищи (ныне в черте Коломны).

Рисунок 14. То же, самая древняя часть храма.

Рисунок 15. Шатровая колокольня храма в селе Городищи, 16 в.

Рисунок 16. Части храма, пострадавшие во время реконструкции в 19 в.

Рисунок 17. Аутентичная белокаменная кладка середины 14 в.

Рисунок 18. То же.

Рисунок 19. Изображение животного, кусающего свой хвост, рельеф на храме в селе Городищи.

Рисунок 20. Ближайшие аналогии изображению на храме - монеты времени Тохтамыша, без обозначения двора, конец 14 в.

Коломна: немного Востока в княжеском уделе

Храм середины 14 в в селе Городищи под Коломной, на котором оставил свою тамгу Тохтамыш

Коломна и Степь: войны и торговля. Хронологическая таблица.

Интерактивная карта Коломенского кремля: кликните тут, чтобы увидеть каждый камень стен, башен и соборов.

Коломна - первое приобретение Москвы; уже около 1300 г она входит в состав Московского княжества. Коломна - личный удел московских князей, и предмет большой их заботы. Коломна - яблоко раздора между Москвой, Рязанью и татарами. Коломна - и сегодня Москва в миниатюре; тихая жизнь, обычная убогость подмосковного городка, из которого мегаполис высосал все соки, но - какое-то неуловимое столичное величие, ощущение, что ты - в центре. Коломне повезло: здесь есть такие историки, как А. Мазуров, благодаря трудам которых летопись города лишена благоглупостей. Однако, и тут - загадки, и тут - пусть немного, но неизжитых штампов и иллюзий. Мы с Наталией Андриановой были в Коломне много раз, но лишь однажды, ярким апрельским днем 2002 года, бродили по ней целый день. Вы можете повторить нашу экскурсию: вот карта, кликнув на ней в той или иной точке, вы тут же перенесетесь туда, и почерпнете максимум доступной авторам информации.

После прогулки по "топосу" самое время совершить променад по "хроносу". Нерешенные вопросы коломенской истории - в наших экскурсах.

Основание, имя. Место, на котором находится Коломна, так хорошо, что бессмысленно говорить об основании поселения: оно было всегда. Дьяковцы, то есть угорские племена, тут жили еще в 6 в до РХ; славяне, колонизировав территорию, поставили в 10-начале 11 в деревню. Первое упоминание о городе Коломне как пограничном опорном пункте Рязани относится к 1177 году. Считается, что крепость была построена около 1140-1160 гг. Само слово "Коломна", как отмечает еще Даль, на рязанском говоре ("коломень") значит "пограничье". На угорских наречиях кол+колва="рыбная река". Между тем у тюрок и угров был праздник, который назывался Калам; в этот день предки выходили из могил и незримо посещали живых. Если вспомнить, что и по-русски корень "коло" связан с праздненством (хоровод=коловорот, круг), то нет ли тут кальки с угорского? Коли так, то дьяковцы, очевидно, рассматривали Коломну как свой культовый центр, где принято было праздновать Калам. Это, однако, гипотеза.

Будучи расположенной в таком месте, где только и делать, что отправляться на войну (по меткому замечанию Карамзина, "о Коломне мы слышим или то, что ее грабят татары, или - что русские там собрались и идут мстить"), Коломна в 1183 стала местом организации похода Всеволода Большое Гнездо против Волжской Болгарии. Сначала кампания задалась, да тут погиб племянник князя Изяслав; Всеволод приостановил войну, а потом и вовсе с булгарами помирился. Вообще, с Булгарией, хоть и воевали, но были в дружбе. Лаврентьевская летопись говорит, что Юрий Долгорукий (1090-1157) приглашал булгарских колонистов заселять пустующие земли, а также - как мастеров для построек церквей. Из Булгарии привозили и строительный материал, например, для храма Покрова на Нерли. Супруга Андрея Боголюбского (1110-1174) была скорее всего булгарка. В голод 1229 года булгары спасли Суздальский край от голода, подвезя зерно. Это интересно нам потому, что Коломна - едва ли не единственный город, где достоверно зафиксирована колония булгарских гончаров, правда, более позднего времени, середины 14 в, но кто поручится, что ее не было тут ранее?

Нашествие монголов. 1 января 1238 года Коломна захвачена монгольскими войсками. Помимо летописей, есть уникальное свидетельство об этом иранского историка Рашид ад-Дина. На него все ссылаются, но мало кто читал; мы решили привести этот пассаж целиком.

"Осенью упомянутого года [634АН=1236/1237, обратите внимание на расхождение в дате] все находившиеся там [в земле мокшей и буртасов, то есть в нынешней Мордовии] царевичи сообща устроили курултай, и, по общему соглашению, пошли войной на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан [=Рязань], и в три дня взяли его. После того они овладели городом на Ике [=Оке, городом на Оке и считается Коломна]. Кулкану там была нанесена рана, и он умер. Один из русских эмиров, по имени Урман [=Роман Ингваревич, рязанский князь, поехал во Владимир за помощью, но весть о падении Старой Рязани застала его по дороге, и он дал бой сам] выступил с ратью, но его разбили и умертвили, сообща в пять дней взяли также город Макар [=Москва] и убили князя этого города по имени Улайтимур [=Владимир]."

Кулкан был единственным чингизидом вообще, убитым в ходе завоевания Руси; а мог бы улус получить! Из того, что чингизида, как правило, окружало кольцо телохранителей, сделан вывод, что коломенская сеча была жаркой, и русским удалось прорвать порядок монголов. Битва была у самого города. Сражались в основном рязанцы, владимирские силы играли подчиненную роль. Монголов было 50-60 тысяч, русских - 10-15. Русских оттеснили "к надолбам", то есть к стене, которая окружала посад (а не к детинцу, как думают некоторые). Князь Всеволод Юрьевич выжил, и бежал во Владимир. После поражения рати город был взят вмиг, многих побили, многие попали в плен. Следы пожара выявлены археологически. Есть предание, что беглецы из Коломны основали под Москвой село Коломенское, ставшее впоследствии точкой, откуда так любили грозить Москве деятели вроде Едигея и Улу-Мухаммада.

Темные времена. Что сталось с Коломной после захвата Руси? Молчат источники. Единственное упоминание о городе относятся к 1293 году. Сначала в летописи говорится, что военачальник Тудан взял Коломну, но, когда та же летопись расшифровывает маршрут его движения, Коломны на пути не оказывается. Мы считаем, что Коломна стала личным доменом ханов Орды, наряду с Тулой и Ханским двором в Кремле Московском. Вот наши аргументы.

В знаменитой духовной Ивана Калиты 1336 и 1339 гг (то есть лет через 30 после завоевания Коломны Москвой) есть такое место: "А если из-за моих грехов начнут домогаться татары иных волостей, и отнимут, вы, сыновья мои и княгиня, поделите (между собой) оставшееся". Я привел наиболее современный перевод этого темного места. Считается, что речь идет о Коломне, и что отнять ее могли рязанцы, руками татар. В тексте, однако, ни слова о рязанцах. Если следовать тексту, получается, что эти "иные волости" были отняты Москвой непосредственно у татар, которые могли бы попытаться их вернуть. Как же это могло случиться? Московский князь Даниил с 1282 года вошел в число вассалов темника Ногая, который противостоял законным ханам. Упомянутый поход Тудана ("Дюденя"), брата хана Токты, врага Ногая, был направлен против русских союзников последнего. Если предположить, что Коломна была доменом именно Ногая, то ее разрушение выглядит логичным, а невнимание русского летописца вполне объяснимо - город-то еще не был московским. Но был ли он рязанским? Вряд ли: Рязань держала сторону законных ханов.

В 1300 году (699АН) Ногай, разбитый Токтой, погибает. Осенью того же 1300 года Даниил Московский идет в сторону Рязани, бьет там "много татар", а также князя рязанского Константина "хитростию" пленит. Как считается, в тот же момент аннексирует Коломну. Предположив, что Даниил перебил татар из числа людей Токты, на которого ориентировалась Рязань, историки не нашли иного объяснения этому мужественному и совершенно самоубийственному поступку, кроме как такого: Даниил усилился притоком служилых людей из Южной Руси [гипотеза А. Горского]. А если иначе: умирает Ногай, и Даниил, стремясь быстро выказать приверженность к Токте, идет на юг, и разбивает какой-то отряд ногайских татар, засевший в Коломне. Видимо, Даниил сделал то, что намеревались сотворить и рязанцы, которым прежде мешал захватить Коломну лишь Ногай. Поскольку в Рязани отреагировали на захват Коломны, пришлось и рязанского князя Константина пленить (он так и умер в оковах). Именно этим объясняется то, что Даниил никак не был наказан за дружбу с Ногаем, более того, возвысился при Токте.

Коломна сразу стала личным доменом московского князя. Очевидно, такой же статус (личный домен Ногая, а до него - законного хана) был у Коломны и ранее. Получается, что Коломна с 1238 по 1300 была в составе Орды. Конечно, от этого времени должны были остаться какие-то архитектурные свидетельства, но они пока не найдены.

В составе Москвы... но не совсем. Войдя в состав Московского княжества, Коломна, как мы видели по духовной Калиты, еще оставалась землей, на которой Москва стояла лишь одной ногой, и всегда была морально готова ее потерять. Представляется, что этому способствовало население, полурусское-полутюрское, успевшее сложиться за 62 года ордынской власти (два поколения!). Так, в грамоте 1390 года упоминается ордынский посол родом из Коломны. Обративший на это внимание В. Егоров спроецировал зачем-то ситуацию на конец 13 века, а заспоривший с ним А. Мазуров так проинтерпретировал текст, чтобы слова об "отчине" относились не к послу, а к адресату, Владимиру Храброму, что также не убеждает. Очевидно, в Коломне в 1390 году жили ордынцы, которые могли выполнять какие-то служебные поручения. Еще более яркое доказательство этого - печать на той самой духовной Ивана Калиты, где речь идет о возможной утрате Коломны.

Историки спорят о загадочной свинцовой печати, привешенной к духовной Ивана Калиты 1339 года (рисунок 1). Под позолоченной печатью самого Ивана видна свинцовая пломба с "плетенкой счастья" на одной стороне и "звездой Давида" на другой. Эта печать породила даже мнение, будто духовные Ивана утверждались в Орде, или на Ханском дворе в Кремле. А. Мазуров это отверг, и посчитал, что свинцовая печать принадлежит дьяку, утвердившему документ. Странный, однако, дьяк. Плетенка счастья - распространеннейший орнамент на монетах времени Узбека и Джанибека (рисунок 3). Звезда Давида - элемент более редкий, но от этого даже более говорящий. Подобную, только пятиконечную, звезду несли на себе одни из первых медных монет Сарая 721=1321/22, что близко к составлению духовной (рисунок 2). Шестиконечная звезда встречается на монетах Улуса Джучи до самого конца чекана (см. рисунок 2). Если вспомнить, что "плетенка счастья" суть элемент, говорящий об освящении некой вещи, а такие изображения, как звезда, суть тамги знатных родов (в том числе бравших на откуп монетный чекан), то в звезде можно видеть личный знак ордынца, в плетенке - символ того, что документ, запечатанный им, верен и находится под охраной высших сил.

Так значит, я полагаю, что духовные Калиты таки утверждались в Орде? Нет. В этом не было смысла, поскольку духовные - документы для внутреннего пользования. Но, очевидно, к бумаге имел какое-то отношение татарин. Мы думаем, что таким татарином был или писец, составлявший документ со слов князя, или, что вероятнее, руководитель автономной татарской общины Коломны, который таким образом показывал, что согласен с формулировкой или по крайней мере принял ее к сведению. Действительно, в духовной речь идет о Коломне. Потеря Коломны была равносильна открытию южных границ. Представим теперь лояльное к русским кипчакское население Коломны, которое в принципе не имеет ничего против русского владычества. Что им точно не нужно - это война.Примечательно, что Калита требует у наследников отказа от войны за Коломну. То есть коломчанам дается гарантия, что разорительной войны не будет. Это было в их интересах, и, наверное, это было их требование.

Есть, наконец, археологическое свидетельство существования в Коломне мощной общины из числа, видимо, поволжских ордынцев. Найдены (и об этом пишет А. Мазуров) гончарные печи, в которых делали качественную керамику булгарского типа, причем обнаруженные тут же ордынские монеты времени Замятни (760-е гг АН) не оставляют сомнения в том, что эту классную керамику делали булгары, не порвавшие экономически с Ордой, ездившие туда, пользовавшиеся ордынскими монетами (а русской еще и не было).

Русско-татарский период в истории Коломны (начиная с 1300 г) был временем расцвета города. Это строительство валов, оставшихся до сего дня. Это каменные храмы, учреждение Коломенской епархии, это венчание Дмитрия Донского - именно в Коломне.

Как долго шло заигрывание с тюрским субстратом, когда он растворился? Думается, это происходило постепенно. В 1390, как мы помним, здесь еще фиксируется "отчина ордынского посла". Захват Коломны рязанским князем в 1385 году (с марта по декабрь) был, наверное, следствием нарушения равновесия между элитами. Можно осторожно предположить, что коломенские татары сами призвали Рязанца. Показательно, что конфликт был ликвидирован чисто дипломатическими усилиями Сергия Радонежского. До сих пор неизвестно, какие аргументы нашел этот монах. Поскольку уже через несколько месяцев коломенская рать вместе с Москвой грабит Новгород, Сергий, возможно, внушил коломенским олигархам ту простую мысль, что вместе с Москвой будет больше возможностей грабить. Примечательно, что в 1408 литовец Свидригайло получает только "половину Коломны" - видимо, княжескую, а половина остается за татарской общиной. "Истомившись от Едигея", Свидригайло бежал в Литву).

Деньга Коломская. Особняком стоит проблема уникального выпуска коломенской монеты. Историки ломают головы: смысла в такой эмиссии не было. В Коломне не сидел князь, то есть не было эмитента. Напомним, как выглядела монета (рисунок 4): Л.с. Всадник с соколом в руке вправо, по кругу "Деньга Коломская"; О.с. В шесть строк "Князь великий Василеи Дмитриевеч".

А. Мазуров, ища эмитента, предположил, что им был Свидригайло, и датировал монету 1408 годом, показав, что этому соответствует и ее вес. Однако, не будучи, кажется, нумизматом, он попал в известную ловушку, когда два аргумента, априорный (кто, если не Свидригайло?) и объективный, но крайне размытый (вес), призваны доказать друг друга. Нам представляется, что единственный датирующий признак - имя великого князя Василия (1389-1425). Эмитентом могла быть только община Коломны, которой за какие-то заслуги разрешили произвести этот экономически бессмысленный, но престижный выпуск монет. Собственно, на л.с. и стоит упоминание этой общины. Василий I был в Коломне дважды: в 1395, готовясь отражать Тамерлана, который так и не пришел, и в 1422, без указания в источниках причины. Выпуск монеты можно связать с 1395, когда в обстановке общей радости (Тамерлан повернул от Ельца) коломенская община была вознаграждена за то, что способствовала обороне и не пыталась заигрывать с Тамерланом. Показательно, что вместо "коломенская" на денге стоит "коломская". Этот же вариант фиксируется и в ряде летописей. Очевидно, так отразился местный говор.

Строительство кремля. Самое странное, что есть в истории строительства Коломенского кремля, это, на мой взгляд, то, почему он появился позднее Тульского. Но все разрешается, если вспомнить, что Коломенский кремль - моложе также Нижегородского (Московский не в счет, это таки столичная крепость). Очевидно, стратегия московских властей была такова: сначала были отстроены крепости на границах, в бывших буферных зонах, на незамиренной до конца территории. Когда удалось хотя бы частично прикрыть южное и восточное направления, выяснилось, что степняки проникают вглубь, обтекая кремли, отказываясь от их штурма. Тогда пошло каменное строительство в глубинке, и первой была выбрана Коломна из-за своего стратегического положения - на ордынской дороге, возле Оки, которая превращалась в рубеж обороны против степняков. Поводом послужило нападение на город орды Мухаммад Гирея, крымца, в 1525 году. В том же 1525 году, 25 мая, началось строительство крепости в кирпиче, и закончилось 15 августа 1531. Кремль получился очень большим, уступающим только Москве, но это потому, что и старая деревянная крепость уже была очень значительной.

Строили все окрестные жители, мастера с окраин Московии, возможно, приезжали итальянские архитекторы, как некоторые полагают, даже один из Алевизов. В Коломне до последнего времени была Кирбатская улица (кирбат - сарай для сушки кирпича), зияли ямы, откуда брали глину. Обратим внимание, что "кирбат" - слово тюрское, и заключим отсюда, что царь Василий III мог привлечь тюрских мастеров из распавшейся Орды; впрочем, булгарские гончары жили тут как минимум с 1360-х, так может, кремль строили и их потомки. Неизвестно, сколько башен было запланировано с самого начала. Источники называют то 16, то 17. Площадь кремля Коломны (24 га) уступает только Московскому кремлю (28 га), но, как отмечают знатоки, крепость Коломны далеко ушла от московской в том, что касается применения артиллерии. За 30 лет, что прошли между московским и коломенским строительством, артиллерия стала нормой жизни. Ближе всего к коломенским укреплениям - стена Китай-города в Москве, возведенная лишь несколькими годами позже коломенской.

Путешественники сравнивали Коломну только с Москвой, и ни с чем иным. Особенно поражался сириец Павел Аллепский, который говорил о "страшной высоте" стен, "удивительной крепкости и непоколебимости", о том, что каждая башня - на свой манер. Павел был в Коломне в 1654 году. Мы уже не сможем повторить эти слова. Самая оригинальная башня, Свиблова, сделанная под минарет, и получившая имя еще от деревянной башни (Свибло был боярин второй половины 14- начала 15 в, когда кремль еще стоял в дереве), погибла в 1880-х, причем ее угробили сами жители, которые сначала выбирали по камню из фундамента, заменяя кирпич деревянными столбами, потом столбы подожгли. Гимназист Гиляров-Платонов пишет, что "страшный грохот заставил меня вздрогнуть, когда я шел из училища домой обедать. А когда после обеда возвращался ... намеренно "низом", то есть ближайшей к берегу улицей, на берегу и в воде лежали глыбы камней..." И мы с вами, друзья, живем в эпоху перемен. Долго не был на улице Тверской в Москве. Недавно еду в такси, и краем глаза ловлю странное - нет гостиницы Националь. Да, я слышал, что ее сносят, но как-то за этим не следил. С чем сравнить это ощущение? Вот здесь, внизу, я студентом ел пиццу. Вот здесь висела реклама, первая в столице, в виде большого экрана с картинками. Эта неказистая гостиница была как элемент "космоса", порядка. Теперь ее нет, и зияет дыра. Зачем понадобилось разрушить Свиблову башню, так никто толком объяснить не смог.

Сегодня коломенский кремль - это большая, никак не организованная территория, прорезанная улицами. Тут - старые дома, здесь возводятся современные особняки, и вдруг, когда уже начнешь забывать, что ты на территории крепости - всплывает башенка. Странное, ни с чем не сравнимое ощущение. Очень рекомендую.

Бобренев монастырь. Перенесемся теперь в окрестности города. Бобренев монастырь стоит на другом берегу реки Москвы. Ты переходишь через хлипкий мост, и видишь перед собой просто поле, во глубине которого, как сказочный град-Китеж, возвышаются башни и храмы монастыря. Ты идешь по полю к монастырю, и он медленно увеличивается, приближается. Вокруг него начинаешь различать деревеньку. Хотя поле перепахано, не встречаешь ни кусочка керамики.

Монастырь не так велик, как кажется издалека. Считается, что он основан в 1381 Дмитрием Боброком-Волынским, героем Куликовской битвы, хотя, скорее всего, это только легенда: законы лингвистики не позволяют от "Боброк" образовать "Бобренев". Однако, по источникам конца 14 в известен Андрей Бобрыня, происходящий из старого служилого московского рода. Ему могло принадлежать село, которое и ныне называется Бобреневским, а основателем монастыря был, как считает А. Мазуров, все-таки великий князь Дмитрий Московский. Главный храм монастыря посвящен Рождеству Богородицы, что заставляет связывать его посвящение с Куликовской битвой (битва случилась в день этого праздника). Сегодня храм в точности напоминает Троицкий собор Серпухова. Тот построен в 1696 году, значит, и этот примерно в то же время; хотя официальная традиция называет время строительства в 1757-1790, скорее это время перестройки. Шатровая колокольня сочетается со скупым по форме основным массивом храма, характерным для раннепетровской архитектуры. Все это - признаки позднего 17-го века. Однако, в кладке собора обнаружены фрагменты 15 в, еще белокаменные. Археологи нашли на территории монастыря керамику, начиная со второй половины 14 в. Однако, в письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1577, так что до этого он был, видимо, захудалой обителью. Правда, как установлено в самое последнее время, книга - Палея Толковая - подписанная иноком Варсонофием в 1406 году, принадлежала иноку именно этого монастыря. Ограда, которую мы видим сегодня, сделана в стиле а-ля Казаков (не думаю, что им самим) в 1790-1795 в готическом стиле. Прочие постройки - этого времени или даже еще более поздние.

У входа в храм мы увидели металлический массивный предмет, который лишь потом распознали как язык колокола. На языке - зарубки, цель которых нам осталась неясна. В самом храме, на иконах, одна из которой - сильная и чудотворная - золото, перстни, цепи; все это дарят богатые прихожане. Монахи, однако, вовсе этим не развращены, очень любезны. Монах рассказал нам о вреде массовой культуры и подарил несколько бумажных икон.

Храм в селе Городищи. Стоит взять такси, и проехать пяток километров до села Городищи, чтобы полюбоваться красивейшим храмом, который нынче датируют серединой 14 в. Храм носит имя Зачатия Иоанна Предтечи, и потому соотносится со временем Ивана Калиты, небесным патроном которого был Иоанн Предтеча. Очевидно, при нем храм появился в дереве как княжеский. Когда в 14 в учреждали епархию коломенскую, село пожаловали коломенским владыкам, и тут был создан "церковный городок", священническая резиденция по образцу московских, например, как в Кутицах.

У епископа был здесь дворец. Некоторые конструктивные особенности храма позволяют предположить, что с дворцом он был соединен переходом. Сегодня храм стоит прямо в деревне, чуть в стороне от дороги, в окружении деревянных домов, которые подступают к нему вплотную. На его задах - автобусная остановка. То, что современные домишки стоят на месте епископского дворца - несомненно. Заходишь в храм, и видишь глубокую архаику: иконостаса как такового нет, есть лишь алтарная стена. Немного тесновато, если смотреть по квадратным метрам, но просторно по ощущению. Впечатление от храма несколько портится тем, что часть его в 19 в получила соответствующий тому времени декор. Однако, в других местах видишь подлинную белокаменную кладку 14 в. Не портит храм и шатровая колоколенка, построенная в 16 в в ходе реконструкции церкви.

Мы знали, что на стене храма, в принципе лишенной декора (или его изначально не было, или его сбили в реконструкцию 16 в), есть загадочный барельеф. О нем не упоминается отчего-то даже в капитальной монографии А. Мазурова, но есть краткая запись в путеводителе. Ну, я уже отчаялся отыскать, и вдруг Наталия углядела. На уровне роста человека - небольшой барельеф, размером с ладонь, или с две ладони, изображает животное вроде дракона, которое обернулось назад и кусает свой хвост. А хвост, кажется, тоже с головой. Такой сюжет в принципе известен в русской пластике, и все же хвост, из которого вылезает еще одна голова - это типично ордынский мотив. Такие изображения встречаются на монетах времени Тохтамыша. Как раз в этот период и был скорее всего в камне построен этот храм.

На самом деле, загадочный барельеф. Почему он один, такой небольшой, и никак не выделен, не вписан в декоративную систему? Как будто кто-то просто поставил на храм некую печать. Печать... А ведь в 1382 году Тохтамыш разграбил Коломну. Известно, что церковь была освобождена от налогов, поборов, а ярлыки запрещали как-то обижать и грабить священников. Перед нашествием Тохтамыша такой ярлык дала церкви ханша Тайдула в 1360-х гг. Не есть ли это знак, чтобы храм не трогали? Конечно, это только догадка. И как я представляю себе это, возможно ли, чтобы в дыму пожара кто-то стоял и высекал в камне такую печать? Нет, конечно. Это сделано было до набега. Самими ли священниками, или крещеными тюрками, жившими здесь, уже не важно. Цель была - напомнить головорезам Тохтамыша, что этот храм плюс дворец - под защитой ханской власти. Все это, конечно, только предположение, но факт: знак, высеченный на стене коломенского храма, это знак, который видим мы на монетах Тохтамыша.

На этом - конец прогулке. Еще много тайн в Коломне, и много мест вокруг города, где мы еще не были, но, может быть, побываем.

Евгений Арсюхин

Наталия Андрианова,

2002

Используются технологии uCoz