Рисунок 1. Левый берег Чебоксарки, крепостной холм.

Рисунок 2. Чебоксары по А. Олеарию.

Рисунок 3. Чебоксары по Н. Витсену.

Рисунок 4. Чебоксарский кремль, по Е. иванову.

Рисунок 5. То же.

Рисунок 6. Чебоксарский кремль 17 в в представлении современного художника.

Рисунок 7. Острог Чебоксар в представлении современного художника.

Рисунок 8. Введенский собор с воздуха. Раскоп 2003 года помечен желтым квадратом.

Рисунок 9. Вид на Введенский собор непосредственно из раскопа.

Рисунок 10. Раскоп 2003 года, общий вид.

Рисунок 11. То же.

Рисунок 12. Северная стенка раскопа, правая часть.

Рисунок 13. То же, левая часть.

Рисунок 14. Западная стенка раскопа.

Рисунок 15. Южная стенка раскопа.

Рисунок 16. Керамика с южной стенки раскопа, слой перед материком.

Рисунок 17. Нижняя часть культурного слоя на южной стенке раскопа.

Рисунок 18. Восточная стенка раскопа.

Рисунок 19. Керамика 15 в из раскопа.

Рисунок 20. Введенский собор.

Рисунок 21. Главы Введенского собора.

Рисунок 22. Площадка, на которой построен храм.

Рисунок 23. Колокольня Введенского собора.

Рисунок 24. Дом Зелейщикова.

Рисунок 25. Дом Зелейщикова и другие сооружения кремлевского холма со стороны Чебоксарки.

Рисунок 25а. Дом Зелейщикова. Реконструкция по А. Зорину.

Рисунок 26. Дом воеводы, фото 19 в. По А. Зорину.

Рисунок 27. Соляная контора. Фото 19 в. По А. Зорину.

Рисунок 28. Храм Михаила Архангела.

Рисунок 29а. Портал храма Михаила Архангела. Кирпичная узорчатая кладка в манере раннего 17 в.

Рисунок 29б. Наличник храма Михаила Архенгела.

Рисунок 29в. Декор храма Михаила Архангела.

Рисунок 30. Троицкий монастырь, общий вид.

Рисунок 31. Башня Троицкого монастыря.

Рисунок 32. План Троицкого монастыря.

Рисунок 33. Разлившееся устье Чебоксарки - место, где был торг и центр посада старого города. Справа - Кувшинная гора.

Рисунок 34. Церковь Успения Богородицы.

Рисунок 35. Место, на котором стояли палаты купца-здание музея, после слома. Сентябрь 2003.

Рисунок 36. Воскресенская церковь и характер застройки правобережья Чебоксарки.

 

 

ЧЕБОКСАР- ГОРОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Изразец, 17 в, раскопки в центре города

Я родился в Чебоксарах (по-чувашски - Шупашкар), на территории, которая сначала входила в Булгарское государство, потом в Улус Джучи, наконец - в состав Казанского ханства. Но воспитывался я на советских учебниках, в которых о Золотой Орде говорилось мало, о Булгаре еще меньше, зато было написано, что основан город русскими царями в 1469 году. В год моего рождения отмечали 500-летие Чебоксар, и разбили парк, который, впрочем, так и не стал за 33 года ухоженным и обустроенным. Тогда у меня не возникало вопроса: как мог быть поставлен город на землях Казанского ханства русским царем за сто лет до взятия Казани? На этой страничке я попытаюсь приоткрыть завесу тайны над подлинной историей города, который навечно проставлен в моем паспорте. Страничка будет создаваться постепенно: по мере накопления данных.

История территории. Булгарский период. Как известно, Булгарское государство складывается примерно в 9 в. Нас интересует, входила ли территория устья реки Чебоксарки, где сегодня стоят Чебоксары, в состав этого государства? Вопрос о границах Булгарского государства следует считать не до конца решенным. Так, Ф. Хузин (см. список литературы) на карте "Территория Булгарии в 10-начале 13 вв" помещает будущие Чебоксары за пределами Булгарии: западная граница государства у него нарисована как раз по границе нынешних Татарстана и Чувашии. Однако, нам представляется, что историк в этом не совсем прав. Булгария включала в себя, помимо начертанного исследователем "ядра", также зависимые территории, вплоть, может быть, до Тулы ("тула" - булг. "силой брать, отнимать"). Но если гипотеза об основании Тулы булгарами остается лишь гипотезой, то тезис о том, что территория Нижнего Новгорода (устье Оки), километрах в 200 западнее Чебоксар, до 1221 года контролировалась Булгарией, не вызывает сомнений. Подробнее об этом написано в работе, посвященной Нижнему, здесь же отметим, что устьем Оки владели мордовские князья, зависимые от Булгара до такой степени, что в решающие моменты власть прямо брал наместник, назначаемый из Булгарии, имя одного из них - Ибрагим - сохранилось. Поскольку мы не имеем в это время сведений о независимых чувашских князьях, остается предположить, что течение Волги между Нижним Новгородом (который в 1221-м перешел к Владимирскому княжеству и стал его пограничной крепостью) и собственно Булгаром контролировалось прямо из Булгара. Другое дело, что многочисленные войны, и смелые рейды владимирских войск вглубь Булгарского государства делали жизнь в этой "буферной зоне" не слишком комфортной, что, видимо, помешало развитию тут городов. Экспансия Владимира на земли Булгарии приобретает массированный характер со второй половины 12-го века, и, если до этого времени булгары не успели построить города на территории Чувашии, то уж после им это вряд ли удалось бы сделать.

Есть и второй фактор некоторой отчужденности пра-чувашских племен от центральной власти в Булгаре. В 922 году арабский историк Ибн Фадлан, лично посетивший Булгар, дабы обратить его в ислам по просьбе царя булгарского, сообщает, что решение о перемене религии вызвало резкую реакцию сувар, которые откололись и куда-то ушли. В этих суварах со времен Артамонова принято видеть прямых предков чуваш. Стало быть, раскол, произошедший на религиозной почве, привел к тому, что сувары, оставаясь в составе Булгара, обособились, а, поскольку ислам побуждал к развитию культурной жизни и строительству городов, старая же религия, напротив, противилась этим "новациям", то и сами сувары не оставили таких впечатляющих памятников культуры, в том числе фортификационной, как исламизированные булгары.

Все вместе это привело к тому, что в эпоху Булгарии города на месте Чебоксар не было - раскопки, предпринятые в Чебоксарах, не дали домонгольских слоев.

История территории. Золотая Орда. В 1236 году Булгария попала под власть монголов, которые включили страну в состав Улуса Джучи, или Золотой Орды, на правах квазисамостоятельного улуса. Нашествие монголов, после того, как осела пыль от копыт их коней, принесло в регион длительное (до середины 14 в) спокойствие. Главная причина, мешавшая развитию городов на территории Чувашии - агрессия Владимирского княжества - ликвидирована. И действительно, раскопки в Чебоксарах показывают, что начиная с середины 13 века здесь уже попадается булгарская керамика. К сожалению, раскопки ранних Чебоксар плохо опубликованы, и в местном краеведческом музее (ныне к тому же сломанном; будут строить новое здание) материалов по ранней истории города нет (что там вообще есть, можно посмотреть тут). Известно, что лет 20-30 назад раскопки проводились возле Свято-Троицкого монастыря (см. ниже), и далее по набережной на запад. От середины 13 в фиксируются наземные деревянные постройки (избы), с кирпичными печами (из публикации мне осталось неясным, идет речь о славянских печах или об ордынских тандырах). Окна - в основном из бычьих пузырей, но были и слюдяные, и стеклянные. Дворы мостили бревнами. Изгородью служили доски, врытые в землю. Интересно, что, по словам В. Дмитриева, известного чувашского историка, городок стоял сразу по обеим берегам Чебоксарки, что кажется мне сомнительным. Он же приводит интересную подробность - археологи находят много кирпичей той эпохи, которыми, по мнению Дмитриева, мостили только подвалы, сами же дома были деревянными. Это также довольно оригинальная идея, которой непросто будет подыскать аналогии в архитектуре Золотой Орды. Наверное, главная мысль исследователя - показать, что ранние Чебоксары были не ордынским городом, а чувашским, то есть особенным. К этой мысли надо относиться с известной осторожностью.

В классической книге В. Егорова (ГИМ) "Историческая география Золотой Орды в 13-14 вв" автор пишет о Чебоксарском городище; название, кажется, не прижилось, и не принято археологами, специалистами по Золотой Орде. Приводим дословно, что написал по этому поводу В. Егоров:

"Чебоксарское городище. Находится на месте современного г. Чебоксары; древнее название точно неизвестно (а неточно? - А. Е.). Археологические иследования датируют древнейшие слои города концом 14 в. При раскопках найдены не только деревянные жилые постройки, но и глазурированные архитектурные изразцы, свидетельствующие о существовании в городе 14 в кирпичных зданий. Городской характер существовавшего здесь населенного пункта подтверждают и остатки различных ремесленных производств: кузнечного, замочного, ювелирного, кожевенного, сапожного, гончарного. Особо нужно отметить археологические свидетельства о том, что в 14 в этот населенный пункт был чувашским городом".

Сразу преупреждаю: когда этот пассаж цитируют в Чувашии, сильно его искажают, заменяя везде 14 век на 13-й. У нас цитата правильная, опечаток нет! Хотя книга В. Егорова вышла в 1985 году, он почему-то не пишет, что раскопками 1979 года на городище найдена керамика первой половины 13-го века, что позволило бы Егорову удревнить городище почти на 200 лет. Впрочем, странность отпадает, когда из списка литературы выясняется, что единственным источником Егорова была книга Ю. Краснова и Ю. Каховского "Средневековые Чебоксары", изданная в Москве в 1978 году.

Из того, что еще не упомянул Егоров: в Чебоксарах обнаружена берестяная грамота - всего в России 40 городов с такими находками. О ее содержании мне ничего не известно, как и то, читается ли она вообще, и не есть ли это поплавок из бересты с граффити. Очень хотелось бы узнать датировку слоя, в котором найдена грамота. Писать на бересте - забава чисто русская. Впрочем, что значит "русская"? Тот же ибн Фадлан в 922 году пишет, что "русы", приплывавшие в Булгар, писали на "белом дереве", однако, эти "русы" были вовсе не славяне, а скандинавы. Занесенная ими традиция могла выжить в Поволжье до монгольского времени, тем более, что писать на бересте в самом деле и дешево, и удобно.

Насколько территория Чувашии была обжитым регионом в эпоху Золотой Орды?

В мою задачу не входит полный анализ археологических находок на территории республики, отмечу только ключевые моменты.

Клады монет. По работе Г. Федорова-Давыдова "Клады джучидских монет" нами составлена выписка о джучидских кладах на территории Чувашии. Самый ранний клад (он же - и самый загадочный) - возле деревни Альменьево, почти на границе с Татарстаном (№ 9 по каталогу). Среди монет Менгу-Тимура (Булгар, 673 АН) и булгарских и билярских анонимок, 131 монета загадочного Кермана, которым посвящена отдельная работа. По прямой это всего 72 км от Чебоксар. Керман локализовали на месте самого Альменьево, где якобы есть городище, но исследование мое и Этнера Егорова (Чувашский университет) показало, что городища там на самом деле нет. Татарские ученые локализуют Керман на месте Казани; с таким же вероятием можно считать, что Керман - это прото-Чебоксары. Скажу сразу, что и в самих Чебоксарах был найден клад 46 серебряных джучидских монет (№ 289), однако, время его сокрытия неопределимо и сами монеты, видимо, не описаны и утрачены, хотя Федоров-Давыдов сообщает инвентарный номер (30428) архива Государственного музея Татарстана, где хранятся сведения об этом кладе или же сам клад. Клад из села Тихомирово Порецкого района (Юго-Восток республики; № 75 состоял из 500 монет, от Токты до ханов смуты. На современной карте я не нашел села Тихомирово ни в Чувашии, ни в Нижегородской области (Порецкое было некогда передано от Нижегородской области в Чувашию). Вероятно, оно исчезло как "неперспективная деревня" в 50-е годы (клад обнаружен в 1928 году). По своей принадлежности он тянет к Мордовским землям, в каковом качестве и оценен Федоровым-Давыдовым. Наконец, клад из села Нимичкасы (20 км точно южнее Чебоксар; № 202б) состоял более чем 500 монет от Шадибека до Мухаммада б Тимура (включал также несколько русских монет Василия Дмитриевича Московского и Даниила Нижегородского). Время его сокрытия относится к эпохе перед началом Казанского ханства (или первые годы его существования). Как видим, негусто. Клад медных монет, якобы обнаруженный в Чувашии, который мог бы свидетельствовать об обращении медяков на территории республики (что говорило бы о включенности Чувашии в "городской ареал экономической жизни") на самом деле оказался плодом недоразумения. Итак, если не считать клада, найденного точно в Чебоксарах, все прочие клады бегут региона Чебоксар, как некого проклятого места, и жмутся кто к Булгару, кто к Суре с сильными мордовскими княжествами, подчиненными Орде.

Впрочем, В. Егоров не сомневается, что "современная Чувашия в 13 веке находилась полностью под властью монголов. Исследованные здесь археологические памятники свидетельствуют о присутствии среди местного населения золотоордынской администрации с 13 в" (Егоров, с. 44). Здесь В. Егоров дает ссылку на работу Г. Федорова-Давыдова "Раскопки городища у села Большая Тояба Чувашской АССР в 1957 году". Среди более современных находок есть вещи, которые, может быть, подтверждают тезис В. Егорова.

Из глубинной Чувашии, из местности на юго-запад от города, происходит найденный недавно перстень с арабской надписью. Имя владельца "Махмуд" читается без вопросов. Хуже обстоит дело с пониманием его "должности".
Перстень с надписью "Сборщик налогов Махмуд", зеркальный скан.

Она звучит как "сарраф". Мнения насчет этого термина разделились. Одни полагают, что его без натяжек можно перевести как "сборщик налогов". Тогда получается, что на территории Чувашии находились чиновники улусной администрации, и она, стало быть, полноправно входила в экономическое и политическое подчинение Булгару как ближайшему административному центру. Другие специалисты полагают, что такой перевод некорректен. "Сарраф не имеет никакого отношения к фиску, - пишет Владимир Настич, - это просто "меняла", "ростовщик". Не могли ростовщики контролировать регион в качестве администрации улуса!" Мы не решаемся сделать выбор между этими версиями, поскольку нам, конечно же, "хотелось" бы, чтобы это был чиновник, и мы даже готовы предположить, что "ростовщик" мог получить откупные права  на контроль за финансовым состоянием этого периферийного региона, но мы понимаем, что уходим в область необоснованных предположений, и предпочитаем замолчать до новых находок.

Наконец, из окрестностей деревни Буртасы, известной со времен Казанского ханства, происходят вещи и монеты 14-16 вв.Представляется, что наиболее оживленными местами нынешней Чувашии были земли по Волге и по дороге с Москвы на Булгар-Казань, где, кстати, и стоят Буртасы.

К сожалению, письменные источники молчат об этой территории, и мы практически ничего не знаем, как тут люди жили, и что в административном плане представляли из себя ранние Чебоксары. Для Золотой Орды такое состояние источников - явление нормальное; даже о столице этого государства, Сарае, мы имеем от силы пару-тройку десятков разрозненных упоминаний, причем по большей части списанных с примерно пяти оригинальных сообщений. Что до Чебоксар, то мы можем оперировать еще и венецианскими картами 1367 и 1375 годов, где в устье Чебоксарки показана безымянная крепостца.

История территории. Казанское ханство. С момента замятни (60-е годы 14 в), а особенно после похода Тамерлана (самый конец 14 в) в Булгарском Улусе устанавливается террор. Подробнее об этом можно прочитать тут, здесь же отметим, что резко дестабилизирующую роль сыграли два фактора. Во-первых, стремление Булгарского улуса обрести самостоятельность. Это вызывало раздражение центрального правительства в Сарае, которое зачастую руками русских князей организовывало сюда разрушительные набеги. Во-вторых, экспансионистская политика самих русских князей. И, хотя целью карательных акций являлась глубинная Булгария, все русские походы шли по территории Чувашии, и, надо полагать, жизнь здесь опять стала невыносимой. К сожалению, археологически пока не удалось проследить, были ли разрушены Чебоксары в годы замятни, но, скорее всего, были - мы знаем, что в 60-е годы 14 века погибает множество мелких поселений, только крупные выживают.

С 1438 года наступает очередной период стабильности: вокруг Казани формируется новое государство, Казанское ханство, которое на некоторое время становится гарантом безопасности в том числе населения Чувашии. Однако, лишь на короткое - русские довольно быстро взяли ханство под контроль, и постоянное вмешательство в его внутренние дела сопровождалось походами по Волге, ни один из которых не мог минуть Чебоксары. Во время одного такого похода 1469 года мы и видим первое упоминание Чебоксар в письменном источнике - русской летописи. Впрочем, справедливости ради, первым упоминанием о Чебоксарах надо все-таки считать итальянскую карту 1459 года, где крепостца, которую раньше рисовали безымянной, наконец-то подписана "Веда-Суар".

О "Веда-Суар" подробнее ниже, а пока напомним текст источника. В ночь с 19 на 20 мая 1469 года в Чебоксарах заночевала рать воеводы И. Руна, шедшего в Казань: "И того же дни, отплывше от Новгорода шестьдесят верст; начевали, наутреи обедали на Рознежи, а начевали на Чебоксари; а от Чебоксари шли день весь да ночь всю ту шли, и приидоша под Казань на ранней заре, майа 21, в неделю 50-ю". Что тут понимать под "Чебоксари"? Речку Чебоксарку или уже город? Очевидно, употребление двух одинаковых предлогов, "на Рознежи" и "на Чебоксари", показывает, что статус Рознежи и Чебоксари одинаков. Поселок Разнежье существует и нынче. Некогда он стоял точно на границе с Казанским ханством, рядом с Васильсурском. Никакой реки "Разнежье" нет. Стало быть, предлог "на" говорит о ночевке в населенном пункте, и русское войско, несомненно, ночевало в городе. Далее о Чебоксарах молчат и русские, и татарские письменные источники еще целое столетие.

Зато во времена Казанского ханства появляется термин "чюваш", который, однако, по одной из гипотез, был не названием народа, а социальным термином, обозначающим зависимое положение человека или группы людей вне зависимости от его национальной принадлежности. Такое предположение выдвинули татарские ученые, и я бы отнесся к нему со скепсисом, если бы не знал по своему опыту, что в Нижнем Новгороде, например, это слово до сих пор носит такой оттенок в разговорной речи. В этом нет ничего странного - так и сами "татары" прежде были людьми, которых гнали впереди войска, как пушечное мясо, а вовсе не именем нации. Вероятно, дело было так. Мы уже говорили, что предки чувашей отказались принять ислам. Ко временам Казанского ханства это привело к зависимому положению чувашей относительно исламского большинства. Закабаление совпало с изменениями в языке, при которых старое "сувар" стало произноситься как "чюваш". В какой-то момент всех вообще зависимых жителей ханства, в том числе татар, называли "чювашами", потом этот термин как социальный исчезает, и остается чистым этнонимом.

Незадолго до 1552 года (взятия Казани) Иван IV начинает привлекать на свою сторону марийцев и чувашей, чтобы с их помощью сокрушить Казанское ханство. Чувашская знать приглашалась в Москву, где ей вручали подарки. Однако, чуваши далеко не всегда поддерживали промосковские настроения. Они просили налогов поменьше против казанских. При этом они думали, что Москва хочет всего лишь посадить в Казани верного себе хана, а не захватывать страну целиком. Как только стало ясно, что с налогами вряд ли получится, и что речь идет о захвате Казани, настроения несколько переменились. С другой стороны, когда в начале 1552 года казанцам навязали раздел страны, по которому они должны были потерять "горную" сторону Волги (Чувашию), это вызвало восстание, заставившее Ивана IV перейти от политики мирной аннексии ханства к силовому захвату. Таким образом, казанцам было что терять на "горной" стороне, а значит, Чебоксары в числе прочих населенных пунктов могли играть известную экономическую роль. О слоях 15- начала 16 вв в Чебоксарах археологи не сообщают, но вовсе не потому, что их нет: просто археологи ориентированы на поиски как можно более ранних слоев, и сметают все, что лежит выше.

Имя города. Поскольку в эпоху Казанского ханства город обретает имя, самое время о нем поговорить. Однозначного перевода слова "Чебоксары" и прочих вариантов этого топонима нет. Вопрос запутан как раз вариантами. Первое упоминание о городе, записанное людьми, которые в нем побывали, звучит как "Чебоксари". Его-то и стоит считать исконным (по крайней мере, с 15 в). Потом, до 17 в, преобладает форма "Чебоксар".

Вариант "Веда-Суар", зафиксированный на итальянской карте 15 в - это просто искажение слова "Чебоксари", и делать каких-то выводов из звучания этого "Веда-Суар" нельзя. Между тем современные чувашские историки делают упор именно на это название, и, когда пишут о древних Чебоксарах, иначе как "Веда-Суар" их не называют. При этом они полагают, что этот топоним переводится как "Новый Сувар" (со старочувашского), а отсюда якобы следует, что город основали бежавшие от монгол суварцы (Сувар - город в Булгарии). Видный в Чебоксарах историк В. Дмитриев переводит Веда Суар как Вата Савар, то есть Средний Сувар. Непонятно, где тогда верхний. Еще непонятно, как итальянским картографам удалось столь точно передать чувашское наименование города, тогда как названия прочих населенных пунктов на этой карте искажены до слабой узнаваемости.

Третий элемент путаницы - современное название города по-чувашски, "Шупашкар". Ясно, что на языке обитателей этих мест в 1469 году имя города звучало как Чебоксари. Если бы оно звучало как Шупашкар, такой вариант и проник бы в летопись. "Шупашкар" - так назвали "гетто", куда после 1555 года выселили из Чебоксар некрещеных чуваш. Когда порядки смягчились, и гетто как таковое перестало существовать, его название перешло на Чебоксары, хотя бы потому, что люди стали возвращаться в утраченную столицу. Между тем, историки ищут какой-то исконный смысл именно в форме "Шупашкар", утверждая, что на старочувашском это значит просто "Город". По другой версии, берущей начало из легенды, город назван "Шупашкар" от первых поселенцев по имени Шубаш и Кар, или от единственного по имени Шебашкар. Думаю, эти "легенды" выдумали учителя земских школ в 19-м веке.

Итак, остается Чебоксари. Кто-то говорит, что название городу дал гидроним, происходящий в свою очередь от личного имени Чебак=Чебакса, с приставкой "ар", то есть "река", и все вместе "Река Чебака", что на мой взгляд совершенно неудовлетворительно. Есть другие беспомощные версии, как например Супах-сара (с чув. - "Место, богатое лещем"). Интереснее версия о том, что из татарского имя города выводится как "Золотая Шапка" (Чебок-сара). Может быть, это - местное название холма, на котором стоял кремль.

Однако, у меня есть особый взгляд на этот вопрос. Имя города членится на два компонента - это "Чебок-" и "- Сари". Последний элемент, на мой взгляд, понять проще всего - это слово "сарай", дворец, но искаженное. По-арабски "сарай" пишется как с-(а)-р-а-и. Если кто-то когда-то выпустил предпоследний "алиф", у него получится с-(а)-р-и, то есть "сари". Поскольку "Чебок" не переведется ни из одного языка никогда, это, скорее всего, есть имя, вероятно, несколько искаженное. Таким образом, название города, на мой взгляд, переводится как "Дворец Чебока". Этот Чебок мог быть местным чувашским или булгарским князем, который в 13-м столетии поставил себе тут резиденцию; возле нее вырос небольшой город. Примеры тому есть на исконной территории Золотой Орды. Например, город Гюлистан - в переводе "Дворец" (но с персидского, а не с арабского). Вокруг этого дворца сложился большой городской центр, в отличие от Чебоксар, погибший через несколько десятилетий.

Основание русского города. Какую бы роль ни играли Чебоксары до захвата в 1552 году ханства Москвой, приход русских наконец-то проливает свет на то, что тут вообще происходит. Уже в 1552 году русские размещают здесь свой постоянный гарнизон. Стоит особо подчеркнуть, что русской крепости еще нет, но солдаты уже есть. Разрядная книга летом 1552 года фиксирует "в Чебоксарех" воевод Василия Борисова и Федора Нагого со своими полками. Они же стоят в Чебоксарах и в 1555, когда там возводится новая крепость.

В 1555 Иван IV  приказывает срубить деревянную крепость и поставить собор. Почему именно в этом году, не ранее? Дело в том, что сразу по завхвату Казани, в 1552 году, в ханстве вспыхнуло народное восстание, в котором принимали активное участие и чуваши. Русским даже пришлось сделать в Чувашию особый карательный рейд, и, по доносу соплеменников, было повешено несколько сотен человек. Но в 1555 году наблюдается передышка - стороны копят силы; Иван IV не дремлет, и строит крепость. Восстание было подавлено только в 1557 году.

Чтобы не повторять ошибки авторов краеведческих изданий, которые долго и занудно описывают жизни уездных городов, перейдем к описанию сохранившихся (и не очень) памятников старины.

Основные памятники. Крепость. От крепости как таковой ныне не осталось и следа. Однако, где она была, понять просто, выйдя на мост, который идет через разлившуюся после строительства водохранилища (1980 год) реку Чебоксарку (рисунок 1). С левой стороны (если стоять лицом к Волге) и будет холм, на котором стоял еще ордынский, потом русский город. Не такой крутой, как холм с правой стороны, и не слишком пологий - в самый раз.

Миссию основания города Иван IV возложил на архимандрита Гурия, который был отправлен из Москвы в недавно завоеванную Казань с неслыханной помпой: так провожали, наверное, греки своих священников, ехавших служить в Киевскую Русь, говорит Казамзин. Русское правительство поняло, что только мечом бывшее ханство не покоришь - надо и веру подключить. В духе времени, Гурий был не только священником, но и ойкистом. Он вез с собой кроме прочих бумагу, датированную 26 мая 1555 года, в которой Иван IV приказывал архимандриту "дойти и определить место, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой и назнаменовати место, где граду быти", то есть найти место для храма, и от него танцевать при строительстве стен. Есть версия, что Гурию таким образом предписывалось обнаружить место языческого капища, сломать его, и поставить на его месте Введенский собор, после чего просто очертить место вокруг собора, и сделать крепость. Версия, скажу прямо, не подтверждается никакими источниками. Более того, в реальности новая крепость встала просто на том самом месте, где стояли ранние, нерусские Чебоксары, а не была обретена посредством каких-то мистических комбинаций Гурия, на которые он, кстати, вряд ли и был способен. Так или иначе, ровно через два месяца, 26 июля 1555 года, Гурий уже на месте благословил место будущей крепости иконой Владимирской Богоматери, и строительство началось. Интересно, что никогда я не видел в Чебоксарах особого почтения к Владимирской Богоматери, и это, наверное, не случайно.

Кремль, воздвигнутый в 1555 году, простоял до 9 июля 1659, когда сгорел до тла, но был восстановлен. После того простоял он также недолго, поскольку снова погорел в 1704 году, и уж больше не восстанавливался. Как же он выглядел? От лет до пожара сохранилась всего одна гравюра А. Олеария 1636 года, которую, однако, специалисты считают малопригодной для изучения (да и кремля на ней не видно) - возможно, путешественник рисовал ее по памяти (рисунок 2). Гравюра Н. Витсена 1682 года (рисунок 3) показывает уже "новый" кремль. Из нее видно, что стена представляла собой простой тын, вероятно даже без боевого хода, башни же были и квадратными, и более сложными многогранными, со смотровыми вышками наверху. Внутри кремля заметна также "цитадель", вероятно, воеводский двор, огороженный дополнительной стеной.

Менее достоверны (по определению) но более удобны для изучения реконструкции кремля современных исследователей. Из этих планов наиболее наглядны и внушают лучшее доверие два рисунка Е. Иванова (рисунки 4,5), показывающие кремль по состоянию на 16 в в двух ракурсах. По версии художника, кремль был разделен на три "отсека", чему, честно говоря, аналогий я не припомню. Вообще, если присмотреться, между этими двумя рисунками вскроются досадные различия. Эти картинки хороши для восприятия ситуации и вообще для оценки расположения кремля, но, наверное, немного грешат в деталях. Несколько менее доверия плану неизвестного мне автора (рисунок 6), в котором кремль показан по состоянию на 17 в, причем приведены названия башен и расположение основных сооружений внутри стен. Чтобы читатель не запутался, поясню, что река Чебоксарка мыслится внизу (не показана). Этот же автор (рисунок 7) показывает картину, которая вызывает у меня совсем мало доверия. По его версии, на левом (если стоять лицом к Волге) берегу Чебоксарки, где, как мы привыкли думать, располагался кремль и город, на самом деле была цитадель, причем находилась она почти вся на территории, ныне затопленной Волгой (обратите внимание на то, что Троицкий монастырь как бы подпирает кремль слева, а ведь после затопления 1980 года он оказался на берегу реки). Зато активая жизнь идет на правом берегу Чебоксарки, что вызывает у меня особенно активное неприятие - памятников старины там почти нет, район застраивался очень поздно. Думаю, что эта схема наиболее ошибочна, хотя покопать правый берег Чебоксарки, наверное, стоило бы.

В. Дмитриев, не раз упомянутый выше, очерчивает границы кремля так: восточная - на месте нынешней улицы Бондарева (что вряд ли верно, потому что на гравюре Витсена башни и стены спускаются прямо к воде, а улица Бондарева далека от Волги даже сейчас, после затопления), западная - на месте улицы Свердлова, где был ров (что также неверно, потому что иначе в пределы кремля не попал был Введенский собор, его центр). Думаю, границы кремля интуитивно уловит каждый, побродив по старым Чебоксарам. Важно только не забывать, что нынешняя улица Константина Иванова - это бывший Большой Московский тракт, нечто вроде Тверской в нынешней Москве, главная улица, прорезавшая крепость как вертел. На этот "вертел" были насажены двое ворот: Введенские неподалеку от Введенского собора, и на противоположной стороне - Никольские, возле Никольского монастыря (см. ниже). А башен, считая эти ворота, было якобы всего 5.

Называя сооружения кремля, Дмитриев просто фиксирует данные писцовых книг. Это - двор воеводы, приказная изба, казна, тюрьма, аманатный двор (место, где держали заложников), и, конечно, частные дома как военных, так и духовных людей. На одном из планов-реконструкций (рисунок 6) эти сооружения добросовестно показаны и подписаны. Будет время - погуляю, посмотрю, что теперь на их месте. Особенно интересно будет посмотреть на Пролетарский овраг, который идет параллельно улице Свердлова, и который на самом деле служил защитным рвом. Через него перекинули мост, а главное, поскольку овраг не доставал до обрыва Волги 50 м, его дорыли вручную. Узнал об этом лишь недавно, а, когда был в городе, не обращал внимания ни на овраг, ни на остатки искусственной фортификации.

Описание кремля было бы неполным без того, чтобы сообщить вам мой новый опыт. В 2003 году возле Введенского собора был заложен раскоп (рисунок 8 - фото собора сверху, территория раскопа показана квадратом). Раскоп по случаю строительства нового здания находится метрах в 20 от собора к Чебоксарке, то есть вглубь древней крепости (рисунок 9). Раскоп очень большой, квадратный в плане, метров 20 шириной и около трех метров глубиной (рисунки 10, 11).

Стратиграфия выглядит следующим образом. На северной стенке раскопа, с правой стороны, хорошо читается фундамент кирпичного здания 19-го века (рисунок 12). Под ним идет тонкий культурный слой (около 20 см), бедный находками, а далее - уже материк. В левой части северной стенки наблюдается глубокая овальная линза культурного слоя, тесно связанная с остатками фундамента или того же здания 19-го века (вероятно, следы подвала),  или более раннего деревянного сооружения, предшествовавшего каменному и сгоревшего, что и дало эту темную линзу (рисунок 13).

На западной стенке раскопа под кирпичным завалом, образовавшимся после разрушения здания 19-го века, уже сразу идет материк (рисунок 14).

Интереснее южная стенка. В ней отчетливо читаются нарушения культурного слоя, вызванные строительством в 20-м веке коллектора. Тем не менее, бросается в глаза небольшая яма, наполненная углем и крайне немногочисленными остатками керамики, которая несомненно суть подвал сгоревшего деревянного здания (рисунок 15). Вообще, пожар, уничтоживший весь этот квартал, был глобальным, его следы читаются по всем стенкам раскопа. Из самого нижнего слоя этого пожарища я вынул кусочек угля в надежде когда-нибудь произвести его радиоуглеродный анализ, а также фрагмент керамики. Керамика - серая, с подлощением, тонкостенная (рисунок 16). При всем уважении к древностям родного города, я не могу датировать этот фрагмент ранее, чем самое начало 17-го века. Стало быть, это и есть след от пожара 1659 года. Под слоем 1659 года идет уже материк, а еще далее - темная тонкая прослойка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась естественного происхождения (рисунок 17).

На восточной стенке раскопа картина точно такая же, но она осложнена линзой пустой глины поверх слоя 17-го века, которая получилась, когда клали трубу для коллектора в 20-м веке (рисунок 18).

Таким образом, история этого квартала выглядит следующим образом. До начала 17-го века на этом месте, скоре всего, была свалка. Об этом говорит фрагмент сосуда 15-го века (рисунок 19), найденный вне ямы, и, очевидно, попавший сюда уже разбитым. Стало быть, границы дорусских Чебоксар шли еще ближе к Чебоксарке, а тут, за "тыном", выбрасывали мусор. Строительство Введенского собора в 1555 году мало что изменило - вероятно, местность вокруг собора оставалась незастроенной еще какое-то время. Только в начале 17-го века здесь возводится комплекс деревянных сооружений, которые сгорают в 1659 году. После пожара место опять пустует. В 19-м столетии здесь строится кирпичное здание, которое разрушают только в самые последние годы (его вы видите на фото 8). Небольшой урок из этого экскурса: когда на реконструкциях вы видите кремль плотно застроенным, не верьте. Дома стояли хаотично, между ними были большие прогалы и пустыри, а народу было мало даже для такой небольшой крепости. Успех раскопок Чебоксар - в точном выборе места.

Введенский собор. С легкой руки историков бытуют два представления: 1. Якобы собор поставлен на месте языческого капища. Это не невероятно, но никаких доказательств нет. 2. Якобы первый храм был "палаточным", из материи, хотя источники про это не говорят, а техника стройки из дерева в обыдень, то есть за день, была слишком хорошо известна русским, чтобы ставить храм-палатку в городе, где их полки стояли уже 3 года.

Итак, храм заложен в июле 1555 года, в дереве. Он сгорел в 1659, и был восстановлен в камне в 1660 или чуть позже (обычно приводимая в популярных книгах дата 1651 неверна). Нынешние стены храма - самое старое, что видит глаз в Чебоксарах (рисунок 20). Храм необычен - маленькие главки подчеркивают колониальный характер собора (рисунок 21) - он как будто боится поднять голову в окружении язычников. Мощное основание (рисунок 22), невиданное мной нигде больше, призванное защищать, наверное, от паводков, наводит на мысль о каком-то особом приеме местной архитектуры и позволяют представить, как строили в старых, дорусских Чебоксарах. Колокольня храма (рисунок 23) напоминает таковые центральной Московии, но куда проще и суровей. Если зайти внутрь храма, можно увидеть, как говорят, фрески Андрея Рублева (ясно, что это неправда), и услышать знакомые звуки службы в совершенно необычной аранжировке - поначалу даже кажется, что служат по-чувашски, но это просто особая, местная манера пения. До революции в соборе хранилась та самая икона Владимирской Богоматери, которой очертил будущий город Гурий. Там ли она сейчас, не знаю.

Дом Зелейщикова. Спустившись ниже к реке, видим Дом Зелейщикова, который часто путают с Домом Воеводы (тот находится совсем в другом месте). Дом Зелейщикова воздвигнут в последней четверти 17 века (рисунки 24, 25, 25а). Это редкий образец гражданской каменной архитектуры, аналогов которому в Поволжье вообще трудно найти. Однако, в советское время там что только ни располагалось, даже база по заготовке мяса. В 1977 году его вообще практически снесли. Сейчас он восстановлен - на старом фундаменте, по фотографиям и чертежам. Это в определенном смысле новодел, и в то же время - неотъемлемая черта архитектурного облика города (спасибо за консультации Дмитрию Назипову и Этнеру Егорову). Между собором и Домом, Этнер Егоров (Чувашский университет) еще будучи студентом копал в охранных раскопках, но найти тогда удалось лишь обычный для любого средневекового города мусор. Откуда происходит прекрасный поливной изразец, показанный на картинке в самом начале статьи, мне пока не удалось установить.

Помимо Дома Зелейщикова, есть в Чебоксарах еще несколько каменных сооружений 18-19 столетий. Это здание Магистрата, или Дом Воеводы, поставленный в конце 17 в, и снесенный в 1970 году. От него осталось только старое фото (рисунок 26). Это здание Соляной конторы (начало 18 в): соль была очень важной статьей доходов чебоксарских купцов. Здание также снесено, но осталась старая фотография (рисунок 27). Говорят, что кинотеатр "Родина" и старый дворец пионеров на Маркса поставили на месте такого соляного склада, и от того их стены были пропитаны соляным раствором, и едва не обрушались. Помимо этих сооружений было и есть еще несколько жилых домов 18 в, расположенных в основном по Союзной улице, то есть опять же на территории кремля, но как правило переделанных до неузнаваемости. Кроме того, на улице Бондарева уцелело здание аптеки 18 в, правда, сильно переделанное. Интересно, что эти особняки, каменные, а чаще каменно-деревянные, ставили купеческие фамилии, селившиеся в городе по семейному признаку: именно, одна семья образовывала одну улицу. Изучение фамилий этих людей уже само по себе интересно. Вчитаемся в список фамилий "олигархов" Чебоксар: Китаев (очевидно, человек сколотил деньги на торговле с Китаем или со Средней Азией), Бурцев, Крашенинников (явно сделал деньги на окраске тканей и кож), Личискин, Истопленников, Русин, Лобачков, Берков, Астраханцев (человек из Хаджи-Тархана), Бронников, Клюев, Таврин, Иевлев, Алатырцев (из Алатыря), Игумнов (из семьи священника), Стахеев, Дряблов, Мятижев. Интересно, что чисто тюркских фамилий мало, чаще это русские, возможно, из тюрок, но уже обрусевших.

Другие храмы в пределах крепости. Некогда в кремле было много церквей, а сегодня, кроме Введенского собора, осталась только церковь Михаила Архангела 1702 года, прямо рядом с домом Зелейщикова. Ее любой спутает со строением 17 века (рисунок 28). Декор храма предельно прост, что вполне гармонирует с обликом других зданий города (рисунки 29 а, б, в). Придел Рождества Богородицы был утрачен при неумелой реставрации в начале 20 в. Двустолпный храм, да еще какого-то, только специалистам ведомого переходного типа - единственный такой в Чебоксарах. До революции в храме хранилась местная святыня, икона Тихвинской Богоматери, но после оной куда-то исчезла, потому что храм все советское время был закрыт.

За пределами кремля. Свято-Троицкий монастырь. Совсем у реки стоят невысокие стены Свято-Троицкого монастыря (рисунок 30). Он основан еще в 1566 году также по повелению Ивана IV сначала в дереве, потом с 1600 года - в камне, и некоторые из строений монастыря - вторые по возрасту каменные сооружения Чебоксар после Введенского собора (построены во второй половине 17 в). Но декоративные башенки ограды, конечно, возведены в 18 в (рисунок 31). Есть версия, что монастырь также основал архимандрит Гурий в 1555, но другие источники этому вроде бы противоречат. На рисунке 32 мы помещаем план монастыря, к сожалению, неизвестного авторства, которому можно верить.

Монастырю случилось побыть и воином, но не против внешнего врага. Как крепость в завоеванной зоне, монастырь подвергся нападению чуваш-повстанцев в 1607 году: повстанцы взяли монастырь, расправившись с игуменом. Восстание чувашей было вызвано стремлением освободиться от колониального гнета, и началось оно, как только центральная власть ослабела в результате западной интервенции. Но, конечно, вскоре оно было подавлено. После разрушения деревянных стен перепуганные монахи поставили каменные, с 7-ю башнями, только часть из которых, да и то в измененном виде, дошла до нас.

С монастырем связаны очень важные и, прямо скажем, жуткие находки. В 1926 году при разборке монастырской стены были найдены семь мощей - "высохшие скелеты", как писали тогдашние газеты. Получается, кто-то закопал людей непосредственно под стеной монастыря! Через 10 лет, при разборке Предтеченской церкви (стояла на берегу Волги, к монастырю не относилась) прямо под фундаментом нашли гроб, в котором - остатки платья и тела. Старожили вспомнили, что замуровывать людей, особенно девственниц под фундаменты домов было обычным ритуалом - так якобы дом стоял прочнее. Обычай этот был чисто булгарским, и его существование даже в позднее время свидетельствует, что территория Чебоксар прочно входила в орбиту Булгарского культурного ареала. Эти удивительные свидетельства помогают понять высказанный нами в другом месте постулат: Нижегородский кремль в 1221 году также строили мастера из Булгарии.

Теперь мало кто помнит, что в 1584 между Троицким монастырем и кремлем был основан еще и Никольский монастырь, женский, его закрыли в 18 в. Культ Николы угодника был очень популярен в Чувашии - это видно хотя бы по бронзовым иконкам, которых еще можно купить в деревнях великое множество, и почти все - именно с Николой. Теперь место монастыря можно узнать лишь по тому, что тут стоит парк Константина Иванова. А когда-то тут был пятиглавый, в камне, Никольский собор (1690). И в этот монастырь сослали бабушку первого царя из династии Романовых, тут ее и похоронили, боярыню Марию Шестову (1601).

Храмы и сооружения поймы Чебоксарки. Не лишним будет напомнить, что устье реки Чебоксарки сильно подтоплено водохранилищем в 1980 году, так, что под воду ушли несколько улиц (рисунок 33). Среди них - улица Заводская, которая до революции называлась очень примечательно - Нижнебасурманская. Что это за бусурмане, я, честно говоря, не знаю. Но примечательно, что в дореволюционное время здесь был завод по выделке кож. Как известно, кожами занимались булгары, и их потомки - татары. Так было в Москве, так и в Чебоксарах, где промысел кожный был очень развит, и было целое Кожевенное ущелье, где кожи мочили, примерно как в Кожевенном овраге на Мангупе. Всего в городе было 111 предприятий по выделке кож. Отсюда - предположение, что эти "бусурмане" - может быть, коренное население Чебоксар, вытесненное при строительстве крепости за ее пределы, где и обитали прямо у стен. К 1574 году, как пишет В. Дмитриев, нерусская слобода, состоявшая из крещеных чувашей и прочих "инородцев", расположилась по левому берегу Чебоксарки от кремля до Владимирской горки. А что же стало с теми, кто, скажем так, не горел желанием креститься? В. Дмитриев пишет, что их переселили на 12 верст на запад от Чебоксар, в деревню Шепашкар (sic!), которую в 19 веке разбили на деревни Ойкасы, Варпоси и Онгапоси. По карте видно, что эти три села располагаются по прямой, идущей от Волги, сами села от Волги недалеко, но не приурочены ни к какой реке, и находятся хоть и рядом к дороге на Нижний, но чуть в стороне.

Затопила Волга и место, где находился цыганский стан. Где цыгане кучкуются теперь, я не знаю, но в городе их много.

Под водой Волги скрыта и старинная базарная площадь, которая была там, где сливались Чебоксарка и Кайбулка (см. рисунок 33). Это была песчаная коса, а ярмарки почему-то всегда ставили на низменных местах, там, где почва скрывалась по весне вешними водами, а летом обнажалась. Так было на Гостином острове в Казани, так было в Макарьеве. Грязь на ярмарочной площади была так вопиюща, что грязь чебоксарская вошла в поговорку - "Чебоксары город в яме" и проч. Воздух отравляла и бойня. Из сооружений этой площади уцелела только Успенская церковь (см. ниже), а Покровская и Рождественская, равно как дворянское собрание, городское управление, прочие конторские постройки 18-19 вв навсегда оказались под водой (да их еще и сломали предварительно). Базарной эту площадь называли нечасто, в основном - Хлебной, потому что торговали в Чебоксарах больше всего именно хлебом. В целом в конце 19 в торг был вялый. Только один штрих - хорошо шла одежда "сэконд хэнд", потому что у местных не было денег на новую. Торговали на рынке в основном по понедельникам и по пятницам (наверное, один день был удобней христианам, другой мусульманам, иначе почему они так совмещены по времени, а не разбиты по неделе равномерно?) Раз в год проходила ярмарка, ее называли Знаменская - с 15 по 22 июля. В 1910 году мы видим базар на низменной площади, а ярмарку - на нынешней площади Ленина, где сейчас администрация республиканская стоит, но эта площадь образовалась не раньше начала 20 в, потому что ранее источники называют в Чебоксарах всего одну площадь. Одним из оригинальных сооружений Базарной площади был соляной склад в виде юрты (не воспоминание ли о старых булгарских складах): приходилось копать в соли "подземные" ходы, чтобы ее достать, и как-то в таком ходу засыпало нескольких человек насмерть.

Из старых зданий сохранилось очень немногое, и чудом, на островке - храм Успения Богородицы 1763 года (рисунок 34). В 20-е годы церковь лишилась красивой колокольни. От разрушения при затоплении ее спасло только то, что строилась она в полном сходстве с одноименной киевской церковью. Подходы к ней укрепили, и после затопления она оказалась как бы на острове.

Напротив храма, в палатах местного купца (19 век), находится бедноватый, но любопытный музей, об экспозиции которого нам уже приходилось писать ранее. В 2003 году здание музея полностью снесено, дабы на этом месте поставить, по московской манере, новое точно такое же (рисунок 35).

Воскресенская церковь 1758 года примостилась уже на правом берегу Чебоксарки (рисунок 36). Она стоит у подножия горы Кувшинской, название которой непонятно (см. рисунок 33, справа). Может, это - переделанное русскими слово типа "курмышский" (такие топонимы ордынского времени встречаются на Средней Волге, в том числе есть и город Курмыш, который, кажется, чеканил свою монету). Возможно, с другой стороны, что подлинное название горы, не русифицированное, сохранилось в названии речки Кайбулки, которая впадает в Чебоксарку под этой горой (через нее переброшен большой мост по ул. Володарского, почти всегда перекрытый). Кай-була, или -булат... Русть лингвисты расшифруют, что значит это древнее, явно тюркское слово.

Была ли гора обитаема? По свидетельству В. Дмитриева, раскопками найдены остатки булгарского поселения и на этой строне реки. Один из планов старого кремля, который мы приводили выше, показывает, что не только гора, но и вся правая сторона была заселена, что сомнительно: Воскресенская церковь - единственное старое сооружение Кувшинской горы, не считая очаровательных деревянных зданий  в окрестностях этой церкви. Судьба у церкви сложная: ее то разбирали, то восстанавливали вновь. Сейчас она выглядит неплохо.

Владимирская горка. Если подняться вверх по Чебоксарке где-то на километр, и дойти до слияния ее с Трусихой и Сугуткой, за точкой слияния будет небольшая возвышенность, на которой стоит монастырь. Возвышенность называется Владимирская горка. Именно до этой горки могли подниматься старые суда с низкой осадкой, и, если приходилось торговать с глубинными землями Чувашии, разгружаться у слияния с Трусихой было удобнее всего. Происхождение названия реки "Сугутка" неизвестно, как и "Чебоксарка", тогда как имя "Трусиха" - скорее всего, русское. Позже проплыть вверх по Чебоксарке стало уже невозможно, потому что по всему ее течению расположилось 7 мельниц. А вообще Чебоксарка и другие чебоксарские реки очень короткие: они начинаются из родников на территории современного города или чуть за окраиной.

Именно как пристань "работала" Владимирская горка до того момента, как в 1716 году здесь основали Сретенский монастырь. Но неудачно - вскоре его пришлось закрыть, а от сооружений остались одни развалины, потому что монахов не нашлось. Монастырь стал называться Владимирской пустынью, по имени храма Владимирской Божьей матери. В 1899 году сюда возвращается монашеская жизнь, на этот раз в женском облике. Спасо-Преображенский женский монастырь существует до сего дня. Из памятников выделяются Владимирская церковь 1716 и усыпальница купца Ефремова 1911, вообще, некрополь монастыря - самый старый в городе. Я много раз был в монастыре, но хороших снимков оттуда пока не сделал. Я непременно побываю там еще, потому что хочется проверить легенду, будто вся Владимирская горка - насыпной курган. Пока без комментариев...

Долину Чебоксарки окаймляют горы, частично застроенные в наше время, частично занятые под дачи. Интересны их названия: Архангельская, Ярилы, Соборная, Слюзова и Старая. Первое маркирует храм, который на ней находится (см. выше). Ярилина гора - название самое загадочное, потому что в Чебоксарах, конечно же, никогда не было древних славян, которые могли устраивать языческие игры. Автор этих строк находится в полном тупике относительно названия этой горы. Из перечисленных интересна и Старая гора, на которой надо бы поискать городище - на это обычно намекают подобные названия.

Ядринский лес. Название леса условное - он лежит на западной окраине города, по дороге на Ядрин (и на Нижний в конечном счете). Помимо того, что я в нем гулял, будучи ребенком, он интересен тем, что в нем якобы бывали царь Петр в 1722 году и точно была - Екатерина II в 1767. Интерес царей к этому лесу вызван тем, что он был корабельным и запретным - тут росли сосны для строительства судов. Правда, нынче сосен в нем нет, он смешанный, и только кое-где выделяются реликтовые рощи сосны. Остальное, стало быть, вторичная посадка. А так - лес очень небольшой, монут 20 его весь пройти, и только мне, маленькому, казался он огромным.

(Описание будет продолжено по мере поступления материала).

Евгений АРСЮХИН,

Последнее обновление - ноябрь 2003

Литература

1. Ю. Краснов, Ю. Каховский. "Средневековые Чебоксары", Москва, 1978.

2. В. Егоров. Историческая география Золотой Орды в 13-14 вв. М, 1985.

3. Ф. Хузин. Булгарский город в 10- начале 13 вв. Казань, 2000

4. А. Зорин. Города и посады дореволюционного Поволжья. Казань, 2001.

5. Ибн Фадлан. Путешествие на Волгу / Наиболее доступно издание без выходных данных, видимо, казанское.

6. Многочисленные статьи В. Дмитриева и прочих чувашских краеведов рассеяны по страницам чебоксарской газеты "Советская Чувашия", и лучше всего могут быть найдены через Интернет по соответствующим запросам.

склад офисной мебели
Используются технологии uCoz