Рисунок 1. Я стою на мысе, слева Орлик, справа Ока.

Рисунок 2. На камне написано, что здесь была крепость.

Рисунок 3. План Орла в конце 16 в. Реконструкция г-на Неделина из его книги.

Рисунок 4. Орел в 40-е гг 17 в, рисунок г-на Неделина из его книги.

Рисунок 5. Панорама места, где стояла крепость.

Рисунок 6. Рисунок Орла в 70-е гг 19 в. Из книги г-на Неделина.

Рисунок 7. Почва хранит руины под собой.

Рисунок 8. Солнце низко, оно подчеркивает места, где стоит покопать.

Рисунок 9. Дорога через парк.

Рисунок 10. Церковь Богоявления.

Рисунок 11. Михайло-Архангельский собор.

Рисунок 12. Баральефы на Михайло-Арх. соборе (слева) и на Богоявленском.

ОРЕЛ - НЕ ПТИЦА

В апреле 2002 года я по делам службы на денек приехал в Орел. У меня было время походить по старой части города, там, где стояла деревянная крепость, купить местные книжки по истории, зайти в музей, поговорить с людьми. В музее закрыта историческая экспозиция, остались только революционные и военные выставки. Весь город только и говорит, что о книге Владимира Неделина "Орел изначальный". Прекрасно изданная и безумно дорогая по местным меркам (350 рублей), она тем не менее хит, и я прошел с десяток магазинов, пока не купил последний экземпляр. Она того стоит - наверное, даже Москва не может похвастаться краеведческой литературой такого уровня.

Зачем я пишу об Орле на этом сайте? Орел - город, поставленный русскими в 16 веке в бывший диких степях. Были ли они первыми поселенцами здесь? Что есть в разрезе истории земли Орловщины и прилегающих областей? Ответов в литературе вы не найдете, только намеки. Цель моих заметок - обратить внимание на самые спорные вопросы.

История

Начнем с того, что слово "Орел", так похожее на русское, есть все же по последним изысканиям филологов лишь обрусевшее тюрское слово "айры" - "угол". То, что это так, понимаешь, когда встаешь на месте слияния рек Орлика и Оки, где и построен был город (рисунок 1). Это на самом деле узкий острый угол между реками, прекрасно защищенный природой.

Коли слово тюрское, подумаем, откуда оно взялось. Официально полагают, будто территория будущего Орла до монгол входила в состав одного из древних русских княжеств, потом быстро оказалась в орбите Великого княжества литовского, после чего ее отвоевали русские в 16 веке. Места для тюрок вроде бы нет. Но присутствие тюрок видишь всюду. Зашел в музей, поговорил со старой интеллигентной женщиной, местной, музейной сотрудницей - такие люди обычно лучше всего хранят говор. Резануло слух, как она произносит слово "универмаг"="унирмах". Так говорят в Чувашии, где я прожил много лет, и где тюрскому языку также непросто даются сложные русские слова.

Орловские места связаны и с так называемым Соловьем-Разбойником. Владимир Неделин как мне кажется вполне аргументированно показывает место битвы Ильи Муромца с Соловьем Рахмановичем - оно между будущим Орлом и Карачевым, по течению реки Цон. И хотя Неделин думает, будто Соловей - какой-то из вятичских князей, все же вполне доказано, что в Соловье мы имеем тюрского князя вроде половецкого, о чем говорит и его отчество. Из таких тюрок впоследствии сколотилась Золотая Орда (монгол там было ничтожно мало). Тюрские аллюзии Орловщины, наверное, берут корни еще с домонгольской поры. Полагаю, что эта территория на самом деле так и не была русской до 16 века, поскольку ни киевские князя, ни тем более литовцы не смогли ее подчинить. Литовцы же вообще любили включать в перечни владений земли, ими никогда реально не контролировавшиеся.

Об этом же намекает и позднейшая история Орла. Город основан на пути, по которому крымцы вторгались в Русь. Установлено, что на таких путях строились наблюдательные пункты татар до того, как там появились русские города (примеры - Самара, Саратов). В 1507 году в окрестностях этой гипотетической татарской заставы произошла битва русских с крымцами. В середине столетия Иван Грозный объезжает эти новые земли, откуда литовцы были уже вроде как вытеснены, и в 1566 году за лето деревянный город был срублен. Историки удивляются такой быстроте. Обычно города рубили в лесах, подчиненных России, так, что на месте рубки уже сооружалась крепость. Ее потом разбирали, пометив бревна цифрами, сплавляли по реке в чужие земли, где за несколько дней строили, ориентируясь по цифрам на бревнах. Так был выстроен Свияжск в землях Казанского улуса, но так не могло получиться с Орлом - в верховьях рек нет мест, где можно было бы заготовить лес в безопасности. Остается предположить, что крепость уже была - тюрская, и оставалось ее достроить. Это подтверждается тем, что в утраченных ныне документах (есть лишь выписка оттуда капитана Генерального штаба Кузьмина за 1853 г) есть свидетельство о существовании Орловского городища в 1560 году, то есть за 6 лет до строительства. Городище - место покинутое. Можно предположить, что русские перед строительством провели осмотр местности, и в 1560 году видели старый тюрский поселок.

Насколько прочно удалось присоединить эти земли? В крепости сидел гарнизон - человек 300. Это были люди, преданные царю Московии. О настроении прочих поселенцев (а население Орла к концу 16 века было уже больше 2 тысяч) можно судить по событиям Смуты начала 17 в. Лжедмитрию I открыли ворота, и не только Орел, а другие города "Украйны". Вспомним поговорки "Орел да Ливны ворами дивны" и "Орел да Кромы - первые воры", "В Орле что ни двор, то вор". Ворами в это время назывались не преступники (те - "тати"), а политически неблагонадежные элементы (так, Пугачев и Разин были "ворами"). Масса тюрского населения Украйны ненавидела Москву, и ждала повода отложиться. Лжедмитрий II вовсе получил прозвище "орловский царик", потому что сделал Орел своей резиденцией. Известный польский авантюрист Лисовский, превративший Россию в руины, тоже начинал с Орла. Когда поляки были разгромлены, Орел почему-то решено сровнять с землей (вряд ли он был разрушен настолько, что его бесполезно было восстанавливать). Скорее всего, Москва просто захотела наказать это гнездо "воров".

В 1635 году Москва решила восстановить крепость, но сначала это хотели сделать в другом месте, что показательно. Было несколько кандидатур. Жители бывшего Орла, собравшись с разных мест, пришли делегацией и просили строиться на старой стрелке - у слияния Орлика и Оки. Но так думали не все аборигены. На отряд, изучавший местность для стройки, ночью напали неизвестные, и ранили нескольких человек. Тем не менее, географические выгоды стрелки были слишком очевидны, и город восстановили точно на том же месте. С тех пор у Орлян не было шансов поучаствовать в новой авантюре, а царь извлек урок, и, наверное, переселял сюда благонадежных русских. Показательно, что в отстроенный Орел стали возвращаться татары из Крымского улуса, сказавшиеся детьми пленных русских женщин родом из Орла. Скорее всего, они просто возвращались к родным местам, ссылка на русскую мать сродни апелляции к несуществующим еврейским родственникам при выезде в Израиль.

Достопримечательности

Орел, как ясно из вышесказанного, небогат очень старыми памятниками. Для меня самый большой интерес представляет место крепости, благо моя гостиница располагалась метлах в 500 от нее, на территории старой Ямской слободы. Теперь на мысу - парк. В центре стоит камень, маркируя место крепости (рисунок 2). Сама крепость восстановлена на бумаге г-ном Неделиным (рисунки 3, 4). Я, стоя на берегу Орлика, сделал панораму исторического мыса (рисунок 5). Видно, что самый край мыса, где нынче воздвигнут мемориал в память Второй мировой войны (на панораме слева) никогда не был застроен, там шел ровик, отделяющий крепость от этого кончика мыса. На старых рисунках и фотографиях видно, что, хотя мыс был застроен еще в 70-е гг 19 века (рисунок 6 также из книги г-на Неделина), мысок был свободен от строений, а вот вся прежняя часть мыса была занята деревянными частными домами.

Следов башен и стен на местности не видно, но повсюду в парке - ясно выраженный неспокойный ландшафт, говорящий, что холмики скрывают руины, может быть, поздних построек, а если копнуть - то и ранних (рисунки 7-8). Дорога, которая ведет через парк, буквально насыщена сроительным мусором прежних эпох, и тут и там видны куски равного камня (основания стен деревянного города?) и просто куски печины (рисунок 9).

В конце мыса стоит церковь - Богоявленская, отстроенная в камне в самом начале 18 века (рисунок 10). Она маркирует край крепости - здесь был Богоявленский монастырь, располагавшийся, как было принято, уже за стеной. Я прошел чуть подалее, и увидел мощный массив Свято-Михайло-Архангельского собора, отстроенный уже в 18 веке (рисунок 11). В самом кремле стоял Рождественско-Богородичный собор, также поздний и тоже в камне, сегодня на этом месте просто пустота. Меня в этих двух церквях привлекли барельефы, располагающиеся над центральным входом (рисунок 12), подобных которым   я не видел больше нигде. И хотя это, конечно, позднее творчество здешних зодчих, столь необычные украшения, наверное, также стоит приписать какому-то местному влиянию. Вспомним, что у тюрок принято над входом в святые сооружения помещать доску с надписью, что здесь. Возможно, это - отголосок этой традиции.

Вот, собственно, все. Да простит меня читатель за то, что я уделил столь мало места этому интересному городу, и знакомлю вас с очень немногим. Тому причина - краткость поездки. Но я рассчитываю, что у читателя будет повод подумать о том, что есть Россия, даже ее глубинка, сердце и оплот, и что есть русский этнос как таковой.

Евгений АРСЮХИН,

апрель 2002

Межличностное общение: поделиться опытом.
Используются технологии uCoz