Рисунок 1. Чуфут Кале со стороны Майрам Дере. Рисунок 2. Монета хана Менгли из рода Гиреев, битая на Чуфут Кале, конец 15 в. Рисунок 3. Монастырь у южных ворот. Рисунок 4. То же, внутри пещер. Рисунок 5. Южная оборонительная стена и монастырь, вид снаружи. Рисунок 6. Монастырь, южная стена и ворота, вид сверху. Рисунок 7. Часть монастыря, разрушенная оборонительной стеной. Рисунок 8. Главная улица мертвого города. Рисунок 9. Руины мечети. Рисунок 10. Резная плита в развалинах мечети. Рисунок 11. Мавзолей дочери Тохтамыша. Рисунок 12. То же фронтально. Рисунок 13. Ниша в привратном павильоне. Рисунок 14. Мавзолей, надпись, она же и орнамент. Рисунок 15. Оформление колонн мавзолея. Рисунок 16. Внутри мавзолея, съемка через решетку. Рисунок 17. Колонна, маскирующая стык между гранями мавзолея. Рисунок 18. Граффити на мавзолее. Рисунок 19. Руины зданий возле мавзолея. Рисунок 20. Средняя оборонительная стена с северной стороны. Рисунок 21. Ворота в этой стене, вид изнутри. Рисунок 22. То же, вид снаружи. Рисунок 23. Ров перед средней стеной. Рисунок 24. Пещера-подвал богатой усадьбы. Рисунок 25. То же внутри. Рисунок 26. Восточная стена. Рисунок 27. Ров перед Восточной стеной. Рисунок 28. Ворота Восточной стены. Рисунок 29. То же, другой ракурс. Рисунок 30. То же, видны следы, где прикореплялась оборонная стена поначалу. Рисунок 31. То же снаружи, видна плита с тамгами. Рисунок 32. Следы утраченной башни на Восточной стене. Рисунок 33. Декоративная башня снаружи. Рисунок 34. Она же изнутри. Рисунок 35. В Новом городе. Рисунок 36. Усадьба Фирковича. Рисунок 37. Раскопки возле усадьбы. Рисунок 38. Колонна древнего мрамора возле усадьбы. Рисунок 39. Кенасса снаружи. Рисунок 40. То же. Рисунок 41. Кенасса 14 в. Рисунок 42. Орнамент в декоре кенассы. Рисунок 43. То же, резьба по камню. Рисунок 44. Кенасса 18 в. Рисунок 45. Общий вид Успенского монастыря. Рисунок 46. Монастырская лестница. Рисунок 47. Одна из культовых построек 19 в. |
Чуфут-Кале: “Жидовский городок” и первая столица Крымского ханства Единственный пещерный город, где не руины, а дома Чуфут-Кале – маршрут наезженный. Говорят, 120 тысяч человек в год посещают бедное городище. Тем важнее рассказать народу, что именно они посещают, поскольку, по нашим наблюдениям, на экскурсоводов надежда мала, а что касается книжек, во-первых, кое-что в них требует корректировки, а во-вторых, редкий чтец дойдет до середины. Как проехать Мы не советуем ехать с организованной экскурсией. Это беготня, это – сальные шутки экскурсоводов и чувство потерянного времени. Чуфут-Кале не столь далек от цивилизации, чтобы не совершить поездку самому. Все просто: добираетесь до Бахчисарая на любом автобусе. Далее от автовокзала или берете такси (стоит копейки), или садитесь на маршрутку, и оказываетесь на противоположной стороне сильно вытянутого города, в так называемом Салачике. Транспорт подвозит к подножию Успенского монастыря. Потом – пешком, около двух километров, по живописной долине. К Чуфут-Кале можно и ближе подъехать (с восточной стороны), но – по проселку, к тому же вы упретесь в стену, через которую не перепрыгнуть, будете вынуждены оставить машину в этой глуши, что неприятно, и топать тот же километр-другой пешком до Южных ворот. Так что, если вы на транспорте, лучше оставить машину все в том же Староселье, куда приходит маршрутка, и дальше идти, как люди ходят, а не как олигархи на понтах. Как это выглядит
снаряжением, и стоит это недешево. Если вы откажетесь и поблагодарите за лекцию, мужик неожиданно попросит денег за свой рассказ. Лекция его на самом деле не стоит даже той гривны, которую он хочет, так что, если в колодец не тянет, лучше сразу послать мужика подальше. В воротах сидит бабушка, и торгует входными билетами, а также планами и элементарной литературой. Купив билет, вы получаете вместе с ним полную свободу. Но помните – по ночам на городище ходят с собаками, гоняют черных копателей, так что лучше убраться оттуда до темноты. Теперь смотрите прямо перед собой. Слева от вас (на нашем плане - вверху) – незаселенная (и самая большая по площади, 36 гектаров) часть городища, называемая Бурунчак, где смотреть в принципе нечего. В древности туда сгоняли людей из окрестных сел вместе со скотом в случае опасности, поэтому там в принципе не строили ничего. Во времена Крымского ханства там был зоопарк, бегали олени и серны. От этого времени в центре Бурунчака сохранился вырубленный в скале “бассейн” размером 12 х 8 метров, глубиной чуть больше метра, куда скапливалась питьевая вода, ее звери и пили. Бассейн сделан с трогательными ступеньками, чтобы животные в него не проваливались, а осторожно спускались бы к воде. При крымском безводье влага даже после дождей едва плескалась по дну. Чтобы животные не падали в обрыв, по краю поставили невысокую стенку. Прямо перед вами, и правее тоже – Старый город (на нашем плане в центре; площадь – 3 гектара), с которого, собственно, начинался Чуфут-Кале, и где была первая столица Крымского ханства. Еще правее (на плане - внизу; пройти туда можно через Старый город насквозь) – Новый город (7 гектаров), заселенный веке в 15-м караимами и христианами, которых выселили из Старого города, когда в нем разместилась администрация Крымского ханства. Старый город отделен от Бурунчака невысокой стеной (построена в 14 в; вряд ли вы вообще ее заметите), он же от Нового – стеной помощнее (и это, наверное, самое старое сооружение на городище), наконец, Новый город отделяется от внешнего мира Восточной стеной, более поздней. Такова диспозиция. Краткая история Чуфут-Кале еще ждет своего летописца. Не претендуя на полноту и окончательность, мы собрали здесь самые взвешенные суждения, встреченные в литературе. Никто толком не знает, когда основан Чуфут-Кале. Да, здесь жили еще в неолите. Да, у тавров была тут стоянка. Но где не было вездесущих тавров? Важно, когда Чуфут-Кале стал крепостью. Когда вы будете идти к Южным воротам (это место называется Майрам Дере, Долина Марии; рисунок 1) посмотрите направо и налево. Может быть, вам повезет, и вы заметите, что местами почва просела. Это – остатки некрополя (кладбища), оставленного сармато-аланами с примесью готов. Некрополь раскопан. Вещи датируются временем от 6 до 10 в по РХ, есть отдельные предметы 4 в по РХ. Погребенные были христианами – так, на надгробиях они изображали орудия казни Мессии, с большим знанием дела и со вкусом. Где жили эти люди? Наверное, в Чуфут-Кале, больше негде, да и почему бы им там не жить? Однако, на городище археологические находки очень скудны, потому что почвы как таковой нет, чистая скала. И парадокс: мы видим, что люди умирали тут, но не понимаем, где они жили. Поэтому археологи бросили все усилия на поиски ранних остатков на самом городище. Отыскать удалось очень немногое. Во-первых, на Бурунчаке попадаются ничтожные осколки керамики позднеантичного и ранневизантийского времени. Во-вторых, стена между Старым и Новым городом, как считают некоторые, построена в византийской технике в 6 в по РХ. Другие, однако, датируют ее 12 в по РХ. В споре о стене стороны зашли в тупик, в конце концов авторитетные крымские историки А. Герцен и Ю. Могаричев приняли волевое решение: считать стену византийской. Когда читаешь соответствующий пассаж их книги “Крепость драгоценностей”, ждешь, что вот, сейчас они заявят – “все, ребята, стена поздняя”. Фактов в пользу византийской гипотезы явно мало. Но вывод сделан - и точка. Сдается, что историкам просто надоело спорить. Может, они и правы в своем вердикте, может, породили очередной миф. В-третьих, названная стена перекрыла хозяйственную яму. Очевидно, более древнюю. Вероятно, эту яму оставили те самые, кто покоится в склепах в Майрам Дере. В-четвертых, у людей, похороненных в склепах, скорее всего, был свой храм – базилика. Одно из надгробий в долине выполнено в форме базилики. Явно “рисунок с натуры”. По городищу тут и там разбросаны куски проконесского мрамора, который перестал добываться в 8 в. Мы лично видели некоторые фрагменты, например, плиту у входа в кенассу, или кусок колонны (?) во дворе одной из караимских усадеб. Отсюда историки делают вывод, что храм был, и был он посвящен Богоматери, поскольку иначе откуда взялось бы название долины, по которой мы подходили к Южным воротам – Майрам Дере? В-пятых, наконец, ранние оборонительные пещеры, которые ныне сосредоточены на Бурунчаке (и которых мы не видели) по аналогиям с пещерами Эски Кермена якобы относятся к 6 в, хотя уже не раз указывалось, что датировка пещер – труд неблагодарный. Вот, пожалуй, все археологические аргументы в пользу того, что в 6 в по РХ византийские власти построили тут крепость для аланов, дабы они жили “как по своему желанию, так и по просьбе херсонитов словно некая стена в защиту этого города (Херсона)”, как выразился один из древних авторов. Напомним, что аланы наводнили Крым в 3 в, когда они пришли грабить сюда вместе с готами и (с 4 в) с гуннами. Аланы долго были неуправляемыми хулиганами. Где-то к 5-6 вв они остепенились, и стали союзниками империи, в частности, принялись нести пограничную службу, охраняя Херсон. Византийские власти, особенно во времена Юстиниана (527-565 гг), разработали этакий “пакет социальной поддержки варваров”; в далекую страну к лояльным “федератам” (союзникам) присылались инженеры вместе с набором строительных материалов. Из материалов ставили базилику, из местного камня – фортификационные сооружения. Произошло ли это и на Чуфут-Кале? Современная наука считает, что вроде как да. Вопросы, однако, остаются. Так или иначе, веку к 10-му, если не ранее, мы можем констатировать: здесь организовалось самостоятельное, дружественное Византии, и Херсону в первую очередь, гото-аланское княжество. Готы и аланы разные по этническому происхождению народы, судьбы у них поначалу тоже разные, но в Крыму они оказываются одновременно, и с этого момента все делают вместе. Аланы – иранцы, готы – “немцы”. Готы сидели на Мангупе, аланы, как считается, на Чуфут-Кале. Здесь впору поговорить о том, откуда взялось имя этого города, и как оно эволюционировало. Современное название означает в дословном переводе “Еврейская”, или даже “Жидовская” скала (поскольку слово “чуфут” для обозначения еврея имеет пренебрежительный оттенок, в отличие от слова “ягуди”, и недаром русские источники 17 в называли крепость “Жидовский городок”). Это название укрепилось поздно, веке в 17-19, когда основным населением в городе остались караимы, вовсе и не евреи, зато иудаисты. А как называли крепость те же аланы в 6 в и позже? Есть мнение, что – Фуллы. Епархия с таким именем действительно упоминается в ряде источников (в первый раз – в 579 году), но ни один из них не дает точной ориентации, где находился город с таким названием, и был ли это вообще город, а не область, и если город – не носили ли это название в разное время разные пункты. Так, известно, что лидера антихазарского сосстания, Иоанна, после подавления оного заточили в Фуллах, откуда дали возможность бежать на южный берег Понта. Если Фуллы – это Чуфут-Кале, тогда понятно, что бежал он через Херсон. То, что Фуллы были рядом с Херсоном, видно и из жития Константина Учителя, который, будучи в Херсоне, зашел в Фуллы, срубил дуб, которому поклонялись язычники, и попенял тамошним насельцам за идолопоклонство. Фулльская епархия упоминается еще в 17 в. Пока, за неимением лучшего, можно считать, что аланское княжество с центром в Чуфут-Кале на самом деле так и называлось. Во времена крымских ханов город назывался Кирк Ер (или Кирк Ор) – так он обозначен на монетах, чеканившихся, это точно установлено, на городище Чуфут-Кале (рисунок 2). В переводе (с тюркского) – “Сорок крепостей” или “Сорок Братьев”. И вот появилась гипотеза, что так он назывался и ранее, до монгольского нашествия. Основанием для этого служит свидетельство путешественника де Рубрука (1253), который пишет, что между Судаком и Херсоном располагалось сорок крепостей. Авторы гипотезы полагают, что имеется в виду одна крепость, которая называлась Сорок Крепостей, то есть Кирк Ор. И это – несмотря на то, что на Южном берегу Крыма на самом деле можно насчитать около сорока так называемых исаров – укрепленных местечек, например, возле Ялты или на горе Кошка. И – несмотря на то, что де Рубрук четко пишет о замках во множественном числе – “каждый имел особый язык…” Но тогда надо объяснить, почему еще до монголов на карте Крыма появляется топоним с тюрским корнем. Оказывается, от хазар. Не слишком ли сложно? Тогда уж и я позволю высказать свою гипотезу. Кирк Ер (Ор) может выводиться из старонемецкого (готского, следы которого фиксировались на полуострове еще в 16 в). Монголы, придя на полуостров, переосмыслили это в Кирк Ер, что действительно переводится как “Сорок крепостей”, но искать реально эти крепости – труд напрасный. Это просто созвучие. Упомянем и еще одну гипотезу, которая без натяжек выводит Кирк Ер из греческого. Правда, автор гипотезы создал ее применительно к татарскому поселению Киркенеиз, которое, как думали, выводится из тюркского, и опять же были спекуляции со словом “сорок”. А оно – из греческого, от “киркинос”, “круг, огражденное место”. Возможно, и наш Кирк Ор поначалу получил свое имя из греческого; греческий - хотя и не родной аланам язык, но что-то вроде английского в те времена, лингва франка. О жизни аланского княжества известно так мало, что про это просто нечего писать. Источники очень скупо упоминают некие “крепости” неподалеку от Херсона, причем видно, что правители крепостей – люди независимые, но все же подконтрольные. Так, византийские власти ссылали сюда церковных раскольников. Здесь, в крепостях, отказались поддержать сосланного в Херсон Юстиниана II, который попытался поднять местных на бунт, а когда Юстиниан добыл трон и задумал репрессии, в панике выдвинули альтернатовного претендента на византийский престол, Вардана-Филиппика. Люди аланской крепости были искушены в торговле – получив (дело было в 13 в) из рук одного путешественника золотые монеты, они “терли их и подносили к носу” - не полезет ли из-под меди серебро. Но имеется ли в виду во всех этих описаниях Эски Кермен, Мангуп или Чуфут-Кале – не понять. Не осталось от этого времени на городище не только построек, но даже внятных археологических остатков. Нет даже кладбища этого времени (еврейские надгробия, датированные 8-м веком, не в счет – даты на них, скорее всего, поддельные). Это не значит, что жизнь тут еле теплилась. Просто весь мусор (культурный слой) с городища сметали вниз, и там нужно искать следы этого времени. Раскопки под горой проводились, дали интересные результаты, но, к сожалению, велись они всего в одном месте и были эпизодическими. Настоящую жизнь вдохнули в это местечко татарские завоеватели. Крым, в отличие от России, поддался им не сразу. Достоверно установлено, что Чуфут-Кале был завоеван монголами или в последние годы правления Узбека, или уже при Джанибеке. На этот счет сохранилась интересная легенда: якобы татары (при хане Шейбеке, то есть Джанибеке) никак не могли взять эту крепость, и тогда устроили у себя в лагере страшный шум на протяжении трех ночей, истомили защитников, после чего пошли на приступ. Случилось это где-то в 1340-е годы. Татары организовали на Чуфут-Кале центр своего наместничества, или вассального княжества, подчиненного центру крымских владений в Крыму, городу Солхату (так его называли генуэзцы; на монетах и в надписях он назван просто “город Крым”, находился на месте нынешнего поселка Старый Крым), который, в свою очередь, подчинялся столице Золотой Орды, городу Сараю. Первое упоминание об этом татарском княжестве - в связи с битвой на Синих водах (1363 г), на которую были среди прочих завербованы хан Крымский Кутлу-буг (то есть владетель города Крым), хан Манкопский Дмитрий (Мангупский, глава княжества Феодоро), и князь Киркельский Бек-Ходжи (из нашего Чуфут Кале). Владетелями княжества становятся беки Яшлау, которые еще в 17 в имели почетный титул хозяев этих мест. У этого Хаджи бека, которого на битву забрали, была дочь Тогайбек, ставшая женой хана Тохтамыша и родившая ему внучку Джанике, но о ней речь ниже. Почему Хаджи Гирей, задумав отложиться от Орды, выбирает столицей именно Чуфут-Кале – понятно. Крепость - и недоступная. Джанике, та самая, царица города, поддерживала намерения Хаджи Гирея. До 1584 года монеты, бившиеся ханами Крыма, несут на себе кроме прочих мест чеканки и это – Кирк Ор. Город состоял из мусульман (в меньшей степени), христиан (потомков алан, главой которых, впрочем, был армянин) и иудеев (караимов). В 1459 году Хаджи Гирей объявляет, что все эти люди свободны от налогов, причем от налогов освобождаются даже те, кто переселится в Кирк Ор после начала действия указа. Стало быть, хан хотел, чтобы народа в его столице было побольше. И люди действительно прибывали – для них строится Новый город к востоку от Старого. В 1475 году Крым частично оккупирован Османами. Если это сильно сказалось на Мангупе, Судаке, Кафе, куда были прямо введены турецкие войска, то на Чуфут-Кале все ограничилось локальной заварушкой. Турки для обеспечения большей лояльности взяли в заложники хана Менгли Гирея, отвезли его в Стамбул. Местная знать (потомки Джанике) попыталась взять власть, но ничего у них не получилось, и в 1478 году они сами просили султана вернуть им Менгли, потому что “все дела у нас расстроились”. Впрочем, Менгли все равно пришлось брать отчину штурмом, для чего он даже дал ярлык жителям города, в котором наложил на себя массу обязательств по “социальному развитию” столицы. В 16 в ханы переносят свою столицу в долину, строят город Бахчисарай (Сад-Дворец). Ханам стало некого опасаться. Жизнь на суровой скале их более не устраивала. В Чуфут-Кале остались только караимы, пользовавшиеся тем же освобождением от налогов, что и ранее, однако, скорее всего, свобода их передвижения была стеснена. Вероятно, они не могли покидать город. Во всяком случае, известно, что они могли только на день спускаться вниз, в Бахчисарай, в свои мастерские и магазины, но не могли там ночевать, и возвращались под вечер в Чуфут-Кале, тратя на дорогу столько, сколько современный москвич на метро от окраины до центра. Именно с этого времени город получает свое нынешнее название, поскольку, по отъезде христиан, на которых запрет, наверное, не распространялся, стал чисто “еврейским”. Караимы ведут большое строительство, следы которого можно видеть в городе по сию пору. В 17 в, по свидетельству путешественников, мечеть стоит закрытой, за отсутствием паствы, зато процветают кенассы. И все же, с момента завоевания Крыма Россией и снятием запрета на передвижение, караимы начинают покидать Чуфут-Кале. Последние жители оставляют его в конце 19 в. Чуфут-Кале продолжает радовать археологов находками, в том числе нумизматическими. Например, нашли грандиозный клад буквально перед нашей туда поездкой. Как сообщают СМИ, в кладе было 4265 серебряных монет и 30 золотых "татаро-генуэзской чеканки" (хотя ни татары, ни генузцы в Крыму монет из золота не били; вероятно, речь идет о собственно генуэзской монете, оттуда, из Италии). Монеты датируются 20-40 гг 15 в, и это - самый большой клад в Крыму. Поскольку наш экскурс получился не таким уж и кратким, поспешим скорее в город, а что не успел я рассказать, то поведаю по случаю, говоря о конкретных памятниках. “Монастырь” у Южных ворот Едва получив билетик, мы оказываемся в окружении комплекса пещер, выстроенных в три-четыре яруса (рисунки 3, 4). Всего их 32. Не Бог весть какое зрелище после Эски Кермена, тем не менее, остановимся здесь подольше. Эти пещеры пересекаются с оборонительной стеной (рисунки 5,6). Неясно, когда построена стена, и когда сделаны пещеры, но факт, что вместе они существовать не могли. Худо-бедно пришли к выводу, что пещеры вырыты в 11 в, а стена построена в 15-м, татарами. На более ранние пещеры (такие, как на Бурунчаке) они, мол, никак не похожи. Исследователи видят в этих пещерах ранний монастырь, который был тут до татар. Потом якобы татары выгнали монахов, построили стену (она разрушила часть пещер, рисунок 7), а монахи переселились в нынешний Успенский монастырь. Одна закавыка: в комплексе нет ни одной пещеры, которая могла бы считаться храмом. Еще в 19 в экскурсоводы показывали одно такое помещение, но исследования этого не подтвердили. Тем не менее, сегодня вам расскажут о том, что это – древний монастырь, без тени сомнения. В 17 в, как пишет турецкий путешественник Челеби, тут поселяются самые бедные евреи. Я специально разыскал подлинный текст – думал, что под “бедными евреями” надменный турок имел в виду евреев вообще, но нет – далее он повествует об усадьбах богатых евреев. Значит, здесь на самом деле был район городской бедноты. В 18 в пещеры пустеют. Где-то рядом, скорее всего, располагался дворец первых крымских ханов, но это только предположение. Посмотрите в заросли. Видите руины? Их никто не пытался копать, но по некоторым признакам, это дворец и есть. А где ему еще располагаться, как не здесь, в начале главной улицы? На главной площади, где сосредоточены культовые здания и гробницы “дочерей-основателей”, слишком тесно и “гробнично”. Мечеть От монастыря идите по главной улице (рисунок 8; она условно называется Кенасской, потому что на ней кенассы караимские находятся), и вскоре попадете на главную площадь первой столицы Крымского ханства. Глаза разбегаются, правда? Место красивое, а виды… Но первым делом посмотрим на как бы невыразительные руины огромного сооружения. Это – мечеть (рисунок 9). Видевший ее еще целой (в 1666 году), но уже без персонала Челеби приводит надпись, украшавшую вход: “Эту благословенную мечеть построил в 859 году (=1455) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи Гирей хан, сын Гияс ад Дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием”. Археологи нашли только часть этой плиты с обрывком текста (“Хаджи Гирей, сын Гияс ад Дина”), а, поскольку в 30-е годы текст Челеби еще не был переведен на русский, они не придали этой находке особого значения. Зато они нашли часть плиты с датой “1346 год”, из чего и сделали вывод, что на самом деле мечеть построена при Джанибеке. Скорее всего, это так, и Хаджи Гирей ее только перестроил. С другой стороны, находка на городище плиты с датой “1320”, когда Чуфут-Кале точно не принадлежал татарам, свидетельствует о том, что в город свозили окрест разные камни, в том числе из каких-то старых построек (может быть, из Старого Крыма в том числе, хотя – далековато), и эта плита с датой “1346” тоже из их числа. А мечеть, вероятно, действительно Хаджи построил. Мечеть – четырехугольник, размером почти 14 метров на 10 с лишком, стены толщиной более полуметра. Еще в 1920-е годы можно было видеть развалины винтовой лестницы и балкончика минарета, а также основание михраба. Сегодня это просто руины, хотя тут и там из травы нет, да и мелькнет резная плита (рисунок 10). Мавзолей дочери Тохтамыша Но оторвем взор от полуразрушенной мечети, поскольку нам давно хочется подойти поближе к строению, прекрасно сохранившемуся и очень красивому. Это – мавзолей дочери Тохтамыша, Джанике (рисунки 11, 12). Глаз стремится увидеть все в этом небольшом, но таком насыщенном деталями здании. И нишу на входе, слева и справа (рисунок 13), и плиту со стилизованной надписью (рисунок 14), и даже оформление колонн (рисунок 15). В глубине павильона в сельджукском стиле – мраморный гроб (рисунок 16), на котором можно прочитать, если подойти поближе (но подойти нельзя), надпись – “Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым [то есть ханши, правительницы, а не просто супруги хана; так, например, Тулунбек-ханым – так написано на монетах этой единственной царицы Золотой Орды], дочери Тохтамыш хана”. Обойдем шестиугольное здание, подивившись тому, что даже стыки между гранями многоульника оформлены особыми декоративными колоннами (рисунок 17). Вдруг вижу на камне стены граффити - "778" арабскими буквами. Что это значит? 778 год по хиджре - это 1376-1377 годы. Я полагаю, что это - дата рождения Джанике, зафиксированная каким-то благочестивым паломником тогда, когда эту дату еще помнили в народе. Действительно, эта дата не прочиворечит ее известной биографии, как мы увидим ниже. У Тохтамыша было несколько жен, в том числе Тогайбек, дочь Хаджи бека, хана Киркельского. От нее-то и родилась Джанике. А далее Тохтамыш убил ее мать в припадке гнева. Точная дата рождения Джанике неизвестна, но 1376-1377 - вполне подходит, поскольку между 1395 и 1397 гг она вышла замуж за Едигея (Эдике), 19-ти лет от роду, стало быть. Едигей - основатель Ногайской орды и одно время главный человек в Золотой Орде (но ханом он никогда не был, потому как не чингизид). В 1397 Едигей переметнулся от Тохтамыша к Тимуру, которого, в свою очередь, Тохтамыш предал, чем дважды обрек Золотую Орду на страшное от Тимура разрушение. В 1416 году Джанике совершает паломничество в Мекку, а вскоре после того становится вдовой. В 1420 году Едигей гибнет в битве с Кадыр-Берды, другим сыном Тохтамыша, которого в свое время Джанике спасла от Едигея. Кадыр-Берды в той битве тоже погиб. С этого момента Джанике уединяется в наследственном своем владении, на Кирк-Оре, в качестве удельной царицы. Но, кажется, частная жизнь все-таки не для нее. Есть сведения, что она активно поддерживала Хаджи Гирея, основателя Крымского ханства, в его желании отложиться от деградирующей Золотой Орды. Этому процессу не суждено было завершиться до ее смерти (1437 год), но, похоже, Хаджи считал ее помощницей в основании ханства, почему и поставил такой мавзолей в своей новой столице. Когда этот мавзолей был построен? Сразу после ее смерти, в 1437, или в 16 в, как думает А. Герцен? Истина посередине, как мне кажется. Скорее всего, мавзолей в нынешнем виде возведен благодарным Хаджи где-то в середине 15 в, после того, как этот Гирей утвердился в своем новом качестве. Так или иначе, здание уникальное. Строили его явно люди, хорошо знающие самые последние течения архитектурной моды тогдашних дней. И было оно некогда застроено плотно другими сооружениями, от которых ныне остались только фундаменты (рисунок 19). Средняя стена Идем вдоль обрыва, и через некоторое время натыкаемся на невысокую стенку (рисунок 20). Это – самая древняя постройка на Чуфут-Кале. Принимая точку зрения, господствующую ныне, можно считать, что в основе своей она построена византийскими инженерами в 6 в. С северной стороны она сохранилась плохо. Вообще нет ее на плане, созданном русскими топографами в начале 19 в. Дело в том, что, когда здесь жили караимы, они застроили ее своими усадьбами по самую верхушку, и для топографов стена на самом деле как бы не существовала. С тех пор усадьбы разрушились, а стена встала, как Феникс, очистившись от поздних наслоений. Стена простовата. Это – две куртины, в точке схождения которых находится не башня, как следовало бы ожидать, а ворота (рисунки 21, 22). Ворота – еще в античной технике строительства, которую можно видеть в Херсонесе, например. Ворота только кажутся простым обрамлением въезда, на самом деле это было мощное фортификационное сооружение (вспомним, что татарам около 1340 года удалось взять Чуфут-Кале только хитростью). Ворота выдвинуты вперед и чуть развернуты таким образом, чтобы было удобнее обстреливать штурмующих справа. В правой руке штурмующие держали мечи, левый бок был прикрыт щитом. Обычная для Крыма хитрость – выстрелить туда, где нет щита. Вы можете попытаться отыскать те блоки, что клали еще византийские руки. Древние камни лежат внизу, они лучше обработаны, и они более темные. Более высокие ярусы – переделка 12 в или около того. С севера была некогда вылазная калитка, вскрытая раскопками. Отсюда защитники крепости могли делать стремительные рейды в стан спящего врага. А вот ров (рисунок 23), он проходит перед стеной, и его трудно не заметить – по крайней мере там, где он вскрыт раскопками. Ров прорублен прямо в скале, его ширина около 4 метров, глубина – метра 2. Как говорят специалисты по фортификации, ров не был серьезным препятствием для нападавших, однако, не позволял подводить к стенам стенобитные машины, а это подчас решало дело. К тому же, наполненный дождевой водой, ров смотрелся внушительно, и не всякий солдат под огнем со стены осмелился бы нырять пусть даже на два метра. Большая часть рва прикрыта руинами огромной усадьбы, за которой закрепилось название “монетный двор”. Считается, что именно здесь крымские ханы били свои серебряные монеты (акче, позорно названные Герценом и Могаричевым “аспрами”, см. рисунок 2), хотя никаких оснований видеть монетный двор именно здесь нет. Мы так и не смогли разыскать этот двор, поскольку руины скрыты мощной растительностью. На фотографиях наших коллег, сделанных осенью, видно, что от “Двора” остались лишь конструкции стен, некогда пристроенных к оборонительной стене. Южная часть стены замыкается декоративной башней, построенной караимами в 18-19 вв для привлечения туристов. Пещера-“тюрьма” Пройдя далее вдоль обрыва, вы чуть не падаете в провал – пещера, да какая, трехэтажная (рисунки 24, 25)! По ней можно лазить с час.Описывать ее бесполезно – там надо побывать. Перед этим меркнут все пещерные сооружения, которые мы видели в Крыму где бы то ни было. Имя этой пещеры – Чауш-кобасы, то есть Пещера Воина. Считалось, что именно здесь находилась тюрьма, где ханы держали своих пленников, “сущий ад, откуда человек никак выбраться не может, разве только в гробу его вынесут”, как писал Челеби. Но оказалось, что тюрьмы тут не было, а стояла на этом месте богатая усадьба 17 в, а пещера – всего лишь подвал под ней. Ну и пусть, пусть и Воина тут не было никогда, а хранились пифосы с провизией. Все равно впечатление сильнейшее. А тюрьму археологи таки открыли несколько далее, но мы ее не нашли, потому что она – просто провал в почве, каменный мешок, без ступеней, откуда на самом деле человеку не выйти самому. Что интересно, местные жители про эту тюрьму всегда знали, но раскололись, лишь когда археологи на нее набрели. Здесь сидели и русские люди тоже. Так, Шереметьев провел в крымском плену время с 1660 по 1681, и слезно писал царю: “Кандалы на мне больше полпуда; четыре года я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы ... не бывал я шесть лет, и нужду всякую исполняю в избе, и от духу и от нужды и от тесноты ... оцинжал, и зубы от цинги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, да и от кандалов обезножел, да и оглодел”. Восточная стена А вот Восточную стену трудно не заметить – вы идете, и в нее упираетесь (рисунок 26). Внимание привлекает и мощная башня, которая поражает своей древностью, по крайней мере видимой. Если обойти стену и посмотреть, что творится с другой стороны, увидите внушительный ров, прорубленный в скале, как и ров перед Средней стеной. Ров этот, правда, напоминает размытую дождем колею (рисунок 27). Это колея и есть – тут некогда дорога пролегала, вот повозки и разбили скалу. Интереснее всего башня с воротами, вечно запертыми (Биюк Капу ее имя; рисунки 28, 29, 30, 31). Мощь, сила! Однако, знатоки фортификации именуют ее не иначе, как “громоздко оформленным въездом в крепость”, не более того. В чем же дело? А вы посмотрите, как эта башня поставлена относительно стены. Она вынесена вглубь крепости, так, что ее основной массив – с внутренней стороны, а с внешней, откуда по врагу и надо стрелять - лишь какой-то ее “огрызок”. Получается, теряется самая суть башни – она не дает возможности вести огонь по противнику сбоку. Но так было не всегда. Присмотритесь внимательнее на ее правую часть (если смотреть изнутри крепости; рисунок 30). Видите, некогда стена проходила не там, где сейчас, когда-то она прикреплялась к башне таким образом, что она была вся вынесена навстречу врагу. Не было и другой нелепости – сегодня боевая площадка башни открыта всем ветрам, причем стрелять в тех, кто на ней, удобнее, чем с площадки на тех, кто внизу (рисунок 29). Несомненно, первоначально этот фортификационный комплекс был построен “без дураков”, но потом, когда угроза городу отпала, переделан в сторону декоративности. Теперь посмотрите на башню снаружи (рисунок 31). В нее вмонтирована беломраморная плита с изображением “сердца и вил”. Что это такое? Ну, плита из проконесского мрамора, скорее всего, происходит из первого христианского храма, построенного здесь Юстинианом в 6 в. А что рисунок, позже процарапанный, значит? Ученые сходятся на том, что это – династические знаки, или тамги, рода, или скорее двух родов, здесь обитавших. Речь идет о татарских родах. Действительно, “вилы” отдаленно напоминают тамгу Гиреев. Подобная тамга найдена также на мусульманском надгробии, раскопанном неподалеку. Еще интереснее, что такая же тамга была у жителей деревни Кырк Чолак, возле Евпатории, где жил род Кырк. А название нашего городища – тоже ведь Кырк. Некогда и башен было больше. В 1666 году путешественник Челеби, описывая эту куртину, упоминает три башни. Следы третьей видны сегодня там, где стена зачем-то делает П-образный “выброс” в сторону врага (рисунок 32). Там и была утраченная ныне башня. Также коренным образом перестроена и другая башня, которая сегодня вроде как налицо, но на деле – это лишь имитация. Да, речь – о романтической башенке полукруглой формы, притулившейся на самом отвесе (рисунки 33, 34). Я не знаток фортификации, и, стоя изнутри, и даже глядя снаружи на нее, думал, что – вот, нормальная боевая башня. На самом деле - нет, биться из нее нельзя. Построена она в ее нынешнем виде караимами в 18-19 вв. И главное, зачем построена! Башня выходит на Иосафатову долину. Вернувшись из путешествия в настоящую Иосафатову долину (она в Израиле, святое место для евреев), патриарх здешних караимов Фиркович для достижения пущего сходства “своей” долины с настоящей и приказал поставить эту башню (ту долину украшают подобные готические развалины). Возле стены, с внутренней стороны, проходили недавно раскопки (А. Герцен копал). Цель была – узнать, когда построена эта стена. Выяснилось, что при строительстве пострадал некрополь, в частности, найдено мусульманское надгробие 1416 года. Из этого А. Герцен делает вывод, что стена построена много позже этой даты, иначе как могли бы строители потревожить кладбище? Представляется, что это несколько упрощенный подход. Да, мусульмане чтут могилы больше, чем христиане. Но, во-первых, еще неизвестно, чья была эта могила. Если какого-то "плохого человека" из Большой Орды, противника крымской автономии, то на нее могли и не обратить внимания. Во-вторых, 50-70 лет – вполне достаточный срок, чтобы кладбище забылось, даже мусульманское. Поэтому мы полагаем, что стена построена была в конце 15 в, когда активно застраивался Новый город, а перестроена в 17-18 вв, после того, как военная угроза миновала. Еще позже, в 18 в, была застроена “военная улица” (пустое пространство возле стены), где раскопки выявили следы бани и усадьбы. Интересно, что в 1666 году Челеби говорит, что бани в Кырк Оре нет. Это сообщение, однако, не надо абсолютизировать. Путешественник мог и не заметить небольшой бани, и потом, преувеличить для Челеби – все равно, что мед откушать. Пишет же он про османское войско, штурмующее Амстердам. Интересно, что в бане мылись не мылом, а белой глиной – килом – она мылкая. Ее даже в Турцию из Крыма экспортировали. А пол в бане, кстати, подогревали изнутри, как в Риме, как в Булгаре. Такая вот была у караимов культура. По Новому городу. Караимы. Пройдя несколько метров вглубь городища от ворот, мы видим перед собой улицу, которая поначалу оконтурена лишь развалинами домов, а потом глаз начинает примечать вдали уже вполне сохранившиеся постройки (рисунок 35). Это – усадьбы караимов и их культовые сооружения, кенассы. В 17 в в Новом городе было около 200 домов, а всего – около 530. Для начала – кто такие караимы. Это – особый народ, который ведет жизнь совершенно тюркскую (чего стоит обычай готовить на тандыре, одежда, вид, наконец), но при этом – чтит иудаизм. Но не совсем тот, который чтят в Израиле. Караимы полагают, что они могут свободно читать любые религиозные произведения, в том числе Тору, и ее толковать. Правоверные же иудеи читают только Талмуд. Караимы зародились в 8 веке в Багдаде, когда некто Анан Ганаси провозгласил себя главой всех евреев. Ему же принадлежит “Книга заповедей”, которая является настольной книгой всякого караима. Это, однако, не значит, что и крымские караимы – тоже евреи. Как говорилось, их чисто тюрский быт заставляет в этом усомниться. Крупный ученый, караим, житель Чуфут-Кале Фиркович, обитавший здесь в начале 19 в, создал своеобразную теорию происхождения крымских караимов, которая ныне имеет лишь исторический интерес. Он уверял, что караимы пришли в Крым с войсками Дария Персидского в 6 в до РХ. Ему важно было показать, что караимы еще до Рождества Христова обособились от остальных евреев, а значит, неповинны в Страстях Христовых. Это произвело впечатление на царские власти, во всяком случае, караимы были избавлены от геноцида и погромов, и то хорошо. Достоверно впервые крымские караимы упоминаются в 12 в, когда один путешественник видел среди половцев неких евреев-сектантов. Это, на мой взгляд, подрывает ныне популярную версию о том, что караимы пришли вместе с монголами в 13 в, и укрепляет старую идею, что караимы – потомки хазар. Действительно, хазары – тоже тюрки, принявшие иудаизм в 9 в. Высокий культурный уровень караимов на Чуфут-Кале признан всеми специалистами, но так было не всегда. Старт положил в 1500 году некий Бай-Ходжи, переселившийся на Чуфут-Кале из Персии (всюду Восток!) Он, застав караимов в темноте, запер город на полгода, и никого не выпускал, заставив учиться. Плоды оказались крепкими. Вот типичная усадьба караима (рисунок 36) – в этой конкретно жил Фиркович, и построена она примерно в 18 в. Караимы строили в тех же традициях, что и вообще в Крыму. Эти традиции берут начало чуть ли не с античности. Дома двухэтажные, они окружают внутренний двор. На верхнем этаже жили люди, внизу были хозяйственные помещения, а также спасался от мороза скот. Тандыр – печь, которую так любили караимы – это круглое, углубленное в землю сооружение, располагавшееся посередине комнаты, так, что в холод можно было свесить туда ноги. Как говорят очевидцы, на улицу выходили только голые стены домов, изредка прерываемые зарешеченными окнами и дверями. Так же выглядел и Херсонес, даром что греческий. Возле этой усадьбы археологи раскопали, как вы видите на нашем фото (рисунок 37), фундамент какого-то раннего сооружения, но какого именно – спросить было некого, а в литературу данные об этих раскопках еще не успели попасть. В пещерке рядом с раскопками глаз выхватил колонну из проконесского мрамора – одну из тех, что украшала храм 6 в (рисунок 38). Чуть далее – две кенассы, сошедшиеся под одним забором (рисунки 39, 40). Кенасса – молельный дом караимов, и одновременно – нечто вроде духовного училища. До 19 в эти молельные дома назывались, как и у всех прочих евреев, синагогами, но с начала 20 в прижился термин “кенасса”, поскольку так молельные дома называются в Ветхом завете. Итак, входя во дворик, где стоят обе кенассы, вы попираете ногами мраморную плиту, ослепительно-белую; она – тоже из храма 6 в. Слева от вас более ранняя кенасса, построенная, как считается, в 14 в (рисунок 41). Однако, А. Герцен считает ее более поздней постройкой, и датирует 17 в, хотя сам и признается, что особых оснований так думать у него нет. Мы все-таки продолжаем придерживаться традиционной даты. Внутри кенассы мы не были, но даже снаружи видно, какое своеобразное, и да простят меня, мусульманское чувство красоты было у их создателей. Чего стоит характерная плетенка, которая могла бы украшать дворец в Бахчисарае (рисунок 42), или орнамент из мелких цветов, высеченный на камне, которому вполне нашлось бы место на античном надгробии (рисунок 43). Другая кенасса построена позже, в 18 в (рисунок 44). Оба здания производят сильное впечатление, но особенно старая – своими мощными колоннами. Рядом с Чуфут-Кале находится кладбище караимов, или Иосафатова долина. Называется она так потому, что Иегова в последний день свершит свой последний суд в Иосафатовой долине. С нею у нас вышла мистическая история. Покинув Чуфут-Кале, мы двинулись в правильном направлении. Тут резко пошел ливень. Мы спрятались в одинокой пещерке, где жил некогда какой-то анахорет, и так пережидали непогоду. Это было красиво и эффектно, но дождь, видимо, сбил нас с столку. Мы взяли чуть выше, а когда поняли, что промахнулись (долина-то совсем рядом, а мы с полкилометра отмахали), ливень саданул с новой силой, и вот, меся грязь, прячась под чахлыми деревцами, передвигаясь короткими перебежками, мы окончательно заблудились. Когда наконец мы дошли до какой-то фермы, то выяснили, что теперь уж проще пройти в Бахчисарай, где мы и оказались еще через полчаса, окончательно выбитые из сил. Но мы не сильно переживаем, поскольку видели караимское кладбище в Банном овраге на Мангупе. С кладбищем связана интересная полемика. Могилы караимов датированы. На некоторых есть даты, начиная с 7 в. Из текстов на плитах следует, что караимы с этого далекого времени были полными хозяевами крепости, начальниками гарнизонов и проч, а ханов как бы и не было над ними. Это явно не так, и еще с 19 в в адрес Фирковича стали раздаваться обвинения, мол, он подделал даты на камнях. Действительно, некоторые еврейские буквы, обозначающие цифры, легко превращаются в другие буквы-цифры. Однако, поскольку Фиркович был по всем признакам почтенный человек, сейчас сходятся на том, что его обманывали другие. Успенский монастырь Теперь – несколько слов о том, с чего надо было начать, поскольку Успенский монастырь мы видели, направляясь на Чуфут-Кале. Но будем считать, что мы знакомимся с ним на обратной дороге (рисунок 45). Успенский монастырь – ключевая святыня христиан; он и ныне действующий, и находится отнюдь не в небрежении, повсюду паломники, серьезные люди в рясах, все как положено. Поскольку время наше было ограничено, мы не смогли посетить монастырь, о чем жалеем и что надеемся наверстать в будущем. Вкратце расскажем об этом памятнике. Когда вы в какой-то момент своего пути в Чуфут-Кале увидите лестницу (рисунок 46), вырубленную в скале, на конце которой стоит привратный храм – знайте, вот монастырь и начинается. Как говорят те, кто в монастыре бывал, за лестницей – монастырское кладбище, и далее – обширный, вырубленный в скале храм Успения. Вопрос об основании монастыря остается дискуссионным. А. Герцен считает, что возникает он лишь в 15 в, после того, как татары выгоняют монахов из небольшого пещерного монастыря возле Южных ворот (отметим, однако, что никто не доказал, будто пещеры у Южных ворот на самом деле были монастырем). Так или иначе, в конце 15 в здесь точно фиксируется резиденция митрополита, однако, монастырь чем дальше, тем больше идет к закату. В 18 в были годы, когда тут оставался всего один монах. Как и в Инкермане, русские власти во второй половине 19 в обратили на монастырь особое внимание, и развернули активное строительство. Большинство пещер, которые мы видим сегодня – вырублены именно в это время. Как говорят источники, пещеры вырубали потому, что изготовление пещеры обходилось в 2 с лишним раза дешевле, чем строительство надземной постройки. Подновляются старые росписи. В конце 19 в здесь жило 30 монахов. Какого-то полного описания монастырских построек не существует, поэтому мы его и не приводим. Ясно только, что 99 процентов виденного вами в монастыре – 19 века (рисунок 47). Есть, однако, сильные аргументы за то, чтобы считать монастырь более древним, чем думает А. Герцен. Знаток Крыма Т. Фадеева приводит, на наш взгляд, веские доводы в эту пользу. Так, она говорит о легенде, записанной в 17 в, согласно которой монастырь был основан после того, как жителям долины являлся змей, пожирающий людей. Люди молились, чтобы от него избавиться, и вот им была явлена икона Богоматери, которая не хотела идти в дом местного правителя, но оставалась на том месте, где ее нашли, да перед ней еще и свеча горела. Молитвами возле монастыря, основанного там, где явилась икона, зверь был побежден. Я согласен с г-жой Фадеевой, что легенда фиксирует очень архаичные реалии. Другое дело, что первоначально она могла относиться к тому монастырю, у Южный ворот крепости, где сейчас видны древние пещеры, но ведь еще не доказано, что там вообще был монастырь. На это же намекает и другой отмеченный Фадеевой факт – традиция общения Успенского монастыря с монастырем в Трапезунде, основанным в 4 в. Это говорит о фиксации очень древних связей, может быть, даже об основании Успенского монастыря выходцами из Трапезунда. Сама икона, которая некогда явилась на скале, а ныне исчезла, была в прошлом веке осмотрена специалистами, и признано, что она древнего письма, века 8-9. Конечно, при том уровне иконоведения могла случиться и ошибка, но все же факт нанизывается на факт. Жалко, что не могу рассказать читателям ничего из личных впечатлений от визита в монастырь, возможно, восполню этот пробел в другой раз. Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова, 2002-2003 Литература Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001 Э. Челеби. Книга путешествий. Симферополь, 1996 Крымский Афон. Бахчисарайский Успенский монастырь в исторических описаниях. Симферополь, 1995 А. Герцен, Ю. Могаричев. Восточная оборонительная стена Чуфут-Кале // Бахчисарайский историко-археологический сборник, Симферополь, 2001 И. Пиорро. Крымская Готия. Киев, 1990 А. Герцен, Ю. Могаричев. Крепость драгоценностей. Симферополь, 1993 |