Рисунок 1. Еще с того берега Оки Старую Рязань нельзя не заметить.

Рисунок 2. Тонкая "ниточка" поперек Оки - понтонный мост на моторе.

Рисунок 3. Деревня Старая Рязань.

Рисунок 4. Храм Преображения на древнем подоле.

Рисунок 5. Колокольня того же храма.

Рисунок 6. Надгробия вокруг храма.

Рисунок 7. То же.

Рисунок 8. Белокаменные плиты во дворе храма.

Рисунок 9. Братская могила павших в декабре 1237.

Рисунок 10. Царские врата, сделанные в Рязани после Батыя.

Рисунок 11. Со стороны Оки Рязань растянулась на 1,5 км.

Рисунок 12. Монета Савромата IV. По Анохину.

Рисунок 13. Поливная керамика, Крым или Иран, 12-14 вв.

Рисунок 14. Рост территории Рязани. По В. Даркевичу.

Рисунок 15. План городища, по В. Даркевичу.

Рисунок 16. Карта окрестностей города, нарисованная в 12 в на гальке. По В. Даркевичу.

Рисунок 17. Город около 1100 г, на переднем плане - первое кладбище. По Г. Борисовичу.

Рисунок 18. Город около 1150, по Г. Борисовичу.

Рисунок 19. Город накануне 1237, по Г. Борисовичу.

Рисунок 20. Раскоп на самом древнем участке (северном).

Рисунок 21. Вид на древнейшую цитадель с Оки.

Рисунок 22. Вид на древнюю цитадель вблизи.

Рисунок 23. Кости, раскиданные по склону.

Рисунок 24. Могила, раскопанная и брошенная на зиму.

Рисунок 25. Средний город (на переднем плане) - просто поле, Южный город вдали.

Рисунок 26. Руины храма конца 19 в на Южном городе.

Рисунок 27. Руины другого дома или храма, конец 19 в.

Рисунок 28. Южный город, спереди Спасский собор, позади Борисоглебский. По Г. Борисовичу.

Рисунок 29. Руины Спасского собора.

Рисунок 30. Детали отделки старорязанских соборов.

Рисунок 31. То же.

Рисунок 32. То же.

Рисунок 33. Поливная облицовка храмов.

Рисунок 34. Фрагменты фресок.

Рисунок 35. Идол, зарытый под Спасским собором.

Рисунок 36. Надгробие на Южном городе.

Рисунок 37. То же.

Рисунок 38. Обрывы на южном городище.

Рисунок 39. Южная стена городища, я снимаю, стоя на ней.

Рисунок 40. То же со стороны.

Рисунок 41. Остатки уличной планировки Южного городища.

Рисунок 42. Застройка Южного городища, по Г. Борисовичу.

Рисунок 43. Терем в разрезе. По Г. Борисовичу.

Рисунок 44. Холм на южной оконечности городища.

Рисунок 45. То же.

Рисунок 46. Культовый (?) камень на южном склоне городища.

Рисунок 47. Стены с восточной, степной стороны.

Рисунок 48. Въезд в город с восточной стороны. По Г. Борисовичу.

Рисунок 49. Черноморские амфоры, слева - с граффити на древне русском.

Рисунок 50. Браслет с татарской надписью.

Рисунок 51. Блюдо. Западная Европа.

Рисунок 52. Предметы клада 1992 г.

Рисунок 53. Керамика второй половины 11 в.

Рисунок 54. Рязанские подражания булгарской и крымской посуде, начало 12 в.

Рисунок 55. S-видные венчики, 12 в.

Рисунок 56. Обломок поливной чаши, Азак, Орда, 14-15 вв.

Рисунок 57. Поливной "стакан", Крым? 13 в?

Рисунок 58. Стенка каменного сосуда.

Рисунок 59. Браслет. Киев, 12 в.

Рисунок 60. Чашка весов.

СТАРАЯ РЯЗАНЬ: чтоб я так жил

Батый стал Везувием, и подарил России очередные Помпеи

Хронология плавления князей в Старой Рязани

"Повесть о разорении Рязани Батыем". Текст.

Боязно было нам с Наталией Андриановой ехать в Старую Рязань, ибо знали мы, что далеко она. Созванивался я сначала с коллегами из Переславля Рязанского (здесь и далее так, или – Новая Рязань - из щегольства, называем мы просто нынешний город Рязань), может, подбросят, подскажут, как ехать? Не знают. Потом нашли сотрудницу музея, готовую свозить и все показать, да тоже что-то не склеилось. В итоге апрельским уикэндом доехали мы с Наталией до Новой Рязани, переехали с вокзала на вокзал, сели на автобус до города Спасска, потряслись часа с полтора; на автостанции Спасска выведали, что надо пройти весь городок, пересечь поле, а там – понтонный мост через Оку, работает, нет, неизвестно. На такси – до моста (а назад шли пешком, с час ходу). Вот уже и Старая Рязань видна (рисунок 1). С этой стороны валы Рязани растянулись на полтора километра, мудрено не заметить. Понтон работал в этом году первый день (рисунок 2), а когда паводок – нет его. Но и сейчас ломался, замирал посередине реки, мужики ругались, туда-сюда дергали шнур бензинового, как у лодки, вонючего мотора. Ну, через часок переправились на тот берег. Еще минут 20 идти по асфальтовой дорожке, и вот - первые избы деревни Старая Рязань (рисунок 3).

Керамика начинает попадаться под ногами тут же, в огромном количестве, прямо на деревенской улочке, причем и ранняя, и поздняя, вперемежку. В деревеньке есть храм Преображения (рисунок 4), построенный в начале 18 века. Невольно приходит на ум: поскольку здесь, на месте этой деревни, находился посад Рязани, да какой посад – припортовый, богатейший, как район Галеи во Владимире, не есть ли храм – с тех, домонгольских времен (тогда он был, конечно, в дереве)? Мощное основание колокольни на самом деле производит впечатление более древней постройки, чем начало галантного века (рисунок 5). Во дворе храма – навес, видимо, летом тут археологи работают. Вокруг храма было когда-то кладбище: все усеяно надгробными плитами (рисунки 6, 7) и остатками резного белого камня (рисунок 8). Неужели от старорязанских построек?

На выходе из деревни видим холмик, на нем – табличка, мол, братская могила воинов, погибших вместе со Старой Рязанью (рисунок 9). Вот вам и первый миф. Погибла ли Рязань в декабре 1237 года? Конечно, нет. Старая Рязань не погибла до сего дня. Деревенька – это все, что осталось от Старой Рязани, и дожило до наших дней. Вот лишь один факт. В Старой Рязани найдена роскошная, выполненная на высоком техническом уровне (наводка золотом на медной платине) часть царских врат какого-то храма (рисунок 10), на которой изображено Крещение Господне. Датируется она 13-14 вв. А это значит, что знаменитые рязанские храмы стояли и после Батыя. Нет, не войны подкосили Рязань – ведь и Москва была сожжена дотла, и не раз, последний – по историческим меркам, вчера – погром случился в 1599 году, когда “город выгорел так, что нельзя было найти столба, чтобы привязать лошадь”, как говорит современник. Политические интриги, изменения торговых путей – вот истинная причина того, что с середины 14 в Переславль Рязанский постепенно (а не разом в 1237) становится столицей (подробнее об этом – в нашем рассказе о Переславле Рязанском). Старая Рязань из столицы княжества к 14 в превратилась в рядовой город, потом – в деревеньку, и в итоге до наших дней дошел пережиточный посад (как в Перевитске или в Клещине). Жители деревни Старая Рязань – прямые потомки тех, кто принял бой с войсками Батыя. Но себя они таковыми не считают, а признают эту честь за жителями Спасска. Говорят, что Спасск потому так назван, что там люди от Батыя спаслись. Невдомек им, что деревня Спасск, впервые упомянутая лишь в 1629 году, стала городом в 1764 году, когда крестьяне откупились от Спас-Зареченского монастыря, своего “барина”. Отсюда – и название деревни, а потом города. Нет, именно жители деревни Старая Рязань – прямые потомки тех рязанцев, а заодно – наиболее чистый, наверное, остаток вятичей. Ведь говорит же летопись, что “Вятичи и до сего дне, еже есть Рязанци”. Впрочем, археологи, копавшие в последние годы самый древний могильник Рязани, говорят, что нашли вещи, характерные для дреговичей, родимичей, кривичей и полочан. Этот факт не сбросишь со счетов, но считаться надо и с летописью. Наверное, население Рязани формировалось из разных племен, но вятичи все же преобладали.

Но вот, наконец, покидаем деревеньку, и видим валы Рязани (рисунок 11) совсем рядом. Осталось лишь забраться по высокому склону окского берега. Здесь прервемся, чтобы рассказать немного об истории города, у врат которого мы сейчас стоим.

Имя, доистория, основание. Никто не знает, почему Рязань так названа. Вот версии. 1. “Ряса”= “топкое, болотистое место” (угорское “ря” означает “топь”, а татарское “ся” – “местность”. 2. Из языка дунайских славян. 3. От слова “резана” – резаная арабская монета-дирхем, дескать, торг тут был большой. 4. От глагола “резать” - мол, отрезана от прочей Руси лесами, степями и болотами. Но мне больше по душе старая добрая гипотеза 5. от мордовского племени “эрзя”, “Рязань” = “Эрзянь”, как Арзамас = Эрзя+весь.

Мордовские племена действительно были первыми насельцами этих краев, еще с неолита. На рубеже эр к ним присоединяется балтийское племя голядь (следы этого племени остались в названии ныне почти исчезнувшей речки Голедянки на территории Москвы, историю которой блестяще описывает мой коллега Дмитрий, посвятивший этой речке даже отдельный сайт). В дославянскую эпоху место это было большим торгом. Здесь найден несколько античных монет, в том числе бронзовая боспорского царя Савромата IV (275-276 гг; рисунок 12 – монета этого царя, считавшаяся “золотой”, хотя золота в ней было процента 2, остальное – серебро и в основном медь, тем не менее, такие монеты были валютой Северного Причерноморья до 6 в). Найдены и римские мечи. Много позже, когда в Рязани началось собственное каменное строительство, мастера брали приемы зодчества с Кавказа. О связях с Кавказом говорит и попавшийся нам в тот апрельский день на городище осколок поливной керамики 12-го века иранского или крымского производства (рисунок 13). С другой стороны, керамику рязанского типа находят и в Тмутаракани, и в Крыму.

С 8 века сюда начинают проникать славяне с юга, выступившие настоящими колонизаторами. Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". С 9 в вся эта область подпадает во власть хазар, становясь частью типично восточного государства –Хазарского каганата, что, на самом деле, определило многое в поведении и политике рязанцев, хотя историки этого как бы не замечают. В 965 году киевский князь Святослав победил хазар, а окских вятичей переподчинил себе.

Есть мнение, будто Рязань как раз и основана князем Святославом во время этого похода в 965, однако, оно не подтверждается ни археологически, ни письменными источниками. Археологи говорят, что Рязань основана в середине 11 века, хотя раньше ее основание принято было относить к середине 10-го. Первое упоминание Рязани в летописи относится к 1096 году, и связано с очередным междуусобным конфликтом между князьями. Тогда Рязань была частью Муромского княжества.

Вольное плавание. Разрастаясь, Рязань стала тяготиться зависимостью от Мурома с его мордовскими традициями. Сюда приходили вольные люди, торговцы, авантюристы, не признававшие над собой никакой власти. Но – пришлось признать. В 1129 году Рязанское княжество становится самостоятельным, что укрепляется образованием автокефальной епархии в 1198 году. Чтобы не раздувать наш рассказ перетолком политических событий, мы свели жития рязанских князей и их главнейшие деяния в таблицу.

Топография. Мы приостановим наш рассказ, потому что как раз забрались по почти отвесному, скользкому еще от весенней воды, лишенному пока что молодой травы склону. Старая Рязань огромна. Она расположена на плато, вознесенном над Окой, там, где в нее впадает почти не видимая ныне речка Серебрянка и с десяток пересыхающих летом ручейков. Три стороны обрывистые – обращенная к Оке, само собой, а также южная и северная, отделенные глубокими оврагами. Восточная стороны открыта в поле, и там рязанцы построили самую мощную стену из всего 3,5-км периметра. Очутившись на кромке вала, теряешь дар речи. Рязань невозможно сравнить ни с одним древнерусским городищем. Ближайшая аналогия – только Булгар, Великий Город (только тот еще больше). И, чем больше сравниваешь, тем четче понимаешь, что это – просто близнецы, только там мечети (и до сих пор стоят), а тут храмы (и их нет). Видимо, Поволжье в 10-м веке выработало своего рода цивилизационную модель. Рязань – на самом деле, восточный город, и скроен по этой модели. Быть может, здесь просто работали архитекторы из Булгара, захваченные рязанским князем в одном из походов (см. таблицу).

Посмотрим на план (рисунки 14, 15). Кстати, первый план нарисован был самими рязанцами в 12 в, на гальке, и при раскопках его нашли (рисунок 16). На нем – город, как он вписан в окрестности. Сравнение с современной картой поражает, такое сходство, только почему-то древняя карта нарисована в зеркальном изображении.

Итак, ядро древнего, середины 11-го века города, находилось на северной оконечности городища и занимало мизерную площадь. Вокруг постепенно рос посад, а неподалеку, на юг, было самое старое кладбище, от которого ныне не осталось и следа, но археологи сумели выявить и вскрыть несколько могил. Это была еще просто цитадель колонизаторов-вятичей. Сюда прибывали подношения от окрестных финских племен. Скорее всего, крепость была просто частоколом, вбитым в невысокий вал, следы которого, говорят, видны и поныне, но мы его не приметили (рисунок 17). К середине 12 в власти расширили территорию поселения, одновременно усилив его фортификацию. Возникает так называемый Средний город, который охватывал примерно половину нынешнего городища (рисунок 18). В это время в Рязани могло проживать примерно 1500 человек.

Наконец, около 1160 г происходит настоящий градостроительный бум. Территория города увеличивается на порядок, население – до 8 тысяч. По сути, строится новый год (“Южный”, как его называют сегодня, рисунок 19), и вся естественная территория городища, все плато, оказывается обнесенным стенами, которые, сочетаясь с фортификационными сооружениями, построенными ранее, превратили Рязань в первоклассную крепость с несколькими рядами обороны. Строительство Южного города связывают с именем князя Глеба Ростиславича, который, кстати, незадолго до этого пограбил Владимир, так что деньги были.

Пройдемся теперь по городищу, держа в голове этот топографический обзор.

Древнейшая часть города никак на первый взгляд не выделяется из общего фона городища. Просто – небольшой мысок, ограниченный оврагами, прямо посередине которого – свежий раскоп (рисунки 20, 21,22). Быть может, он заложен на месте Успенского храма (общегородского, а не княжеского), который должен был стоять где-то здесь, но следов фундамента не видно.

Насыщенность культурными остатками здесь просто колоссальна, чего не скажешь о других местах городища. Кости усеяли склоны (рисунок 23), вон запросто лежит ребро, причем человеческое. Тут же – просто горы керамики, и так, по склонам оврага, и сложенной аккуратно в кучки археологами после того, как прошлой осенью они закончили работы. Археологи же откопали могилу и бросили кости прямо под открытым небом (рисунок 24). Нехорошо. Здесь мы увлеклись изучением подъемного материала. Поскольку мы прекрасно знаем, что на памятниках подъемку нельзя брать с собой, мы зачищали прямо на месте керамику щеточкой, что-то фотографировали, подложив привезенный с собой фон, что-то просто фиксировали в журнал, вооруженные знаниями о классификации керамики (отчет об этом ниже).

Средний город выделяется еще менее. Здесь стоит крест, современный, в память о погибших при Батыевом штурме. Всюду видишь отвратительные следы работы археологов – черных ли, белых, какая разница. Первые оставили после металлоискателей характерные лунки (в одной болтался оловянный солдатик – пискнул, его выкопали, выбросили; я подобрал – но как попал он сюда?) Но и белые археологи все активнее используют металлоискатели, хотя раньше говорили – как же так, слой перемешивается, датировку не улавливаем… Ничего, уловили.

И вот, наконец, Южный город, на котором даже издалека видны какие-то руины (рисунок 25). Древность руин обманчива (рисунки 26,27) – это остатки храма начала 20-го столетия, построенного в честь, как было тогда модно, древних храмов, разрушенных. Типа возврат к истокам. Беда, но такой возврат подчас бесследно губил подлинные фундаменты. Не так ли было, например, в Херсонесе, где новый монастырь просто извратил следы древности? До такой жизни новый храм дошел к 1947 году, когда его закрыли да еще, по-моему, и взорвали.

Именно здесь стояли Спасский и княжеский Борисоглебский соборы (рисунок 28). От Спасского собора ныне осталась впечатляющая яма (рисунок 29), заполненная строительным мусором. На месте Борисоглебского собора находятся как раз руины одного из новых зданий (рисунок 27). Об этих соборах ныне дает хоть какое-то представление экспозиция в музее Новой Рязани. Как заходишь – тут же, в полутьме, под лестницей, фрагменты белокаменных капителей необычайной красоты, как будто античных (рисунок 30), нечто, что названо просто “архитектурная деталь”, видимо, часть колонны алтарной преграды (рисунок 31), наконец, разные излишества, украшавшие фасад (рисунок 32). Соборы были построены из кирпича, только не такого, как сейчас, а большемерного, тонкого, квадратного. Фасады и полы храмов были украшены поливной плиткой, которую делали тогда может быть в Киеве, а по большому счету – только в Византии или в Иране (рисунок 33). Стены соборов были расписаны фресками, от которых сохранились ничтожные фрагменты (рисунок 34).

Именно под фундаментом Спасского собора найден знаменитый бронзовый идол (рисунок 35), который доказывает, что церкви строились на месте старых языческих капищ. Сам факт, что идол был закопан ПОД ФУНДАМЕНТ, говорит о том, что рязанцы как бы положили в основу веры новой – веру старую. О весьма поверхностной христианизации рязанцев до 13 века свидетельствуют и языческие вещи, извлекаемые археологами из могил.

Смиренное сельское кладбище за оградкой притулилось в сторонке. Здесь хоронили потомков древних рязанцев до 19-го века. Надгробные плиты, кто знает, может, из последних остатков храмов той, исконной Рязани (рисунки 36,37)? По виду надгробия довольно старые, 17-18 вв.

И вот – край города, обрыв колоссальные (рисунок 38), но этого мало – по краю пропасти еще и вал насыпан, правда, сегодня от него высоты метра три осталось (рисунки 39, 40). Если вам повезет, и лучи солнца упадут, как надо, а нам повезло, вы увидите остатки уличной планировки (рисунок 41), как будто древний город пробивается сквозь асфальт небытия.

И здесь впору поговорить о жилищах рязанцев, тем более, что в последнее время археологи пересмотрели свои взгляды на то, как рязанцы жили. Вот реконструкция застройки этого района (рисунок 42). Долгое время археологи думали, что обширные ямы, которые они раскапывают на городище, суть землянки, где ютилось беднейшее население. Сегодня наконец установлено, что это – подвалы наземных домов, и только-то. Эти подвалы могли быть очень фундаментальны. Они могли уходить в землю на высоту надземной части дома. Там хранились припасы. Там пересиживали особо суровые морозы. Там держали пленников тогдашние самодуровы. Иначе зачем в некоторых погребах – основательные светильники, вделанные в стенные ниши? А вот печей, вопреки распространенному мнению, там не было: остатки печей в таких “землянках” находят просто потому, что при пожаре печи обрушивались вниз.

Застройка этого района города не была плотной. Кстати, современные тропки и грунтовые дороги, по которым и сейчас приезжают на пикник окрестные жители – проходят по старым улицам. Излюбленным архитектурным модулем был деревянный терем (“усадьба”, рисунок 43), который стоял с краю территории, обнесенной забором. Площадь такой усадьбы составляла около 400 квадратных метров. На территории было еще несколько хозяйственных построек, а также сады и огороды. Все это напоминает греческую систему, которая и поныне жива в Крыму: дом-крепость.

Южная окраина городища напоминает планировку старых, угро-финских, дьяковских и городецких поселений. Так, еще издалека заметен холмик, резко отделенный от основного массива вала (рисунки 44,45). Что это, остатки сторожевой башни, или святилища еще дославянской поры? О последнем вроде бы говорит камень, явно из разряда культовых, как Синий камень в Переславле Залесском, который лежит себе на склоне (рисунок 46). Если ему не поклоняются сейчас, то наверняка поклонялись в Старой Рязани, и до нее. Так может, тут молились обитатели Старого города, так и не принявшие до конца христианство?

Поговорим теперь, пожалуй, о фортификационных сооружениях Рязани. Куда ни посмотрите вы – вдалеке будет маячить вал Южного города, опоясавший почти весь посад, за исключением прибрежной части (рисунок 47). Укрепления несколько раз ремонтировали, и ко времени нашествия Батыя со стороны поля была построена трехъярусная стена. Стена была снабжена башнями, хотя долго считалось, что до 13 века башни были не приняты (рисунок 48). Вопреки опять же распространенному мнению, вал со стороны поля – это не вал как таковой, на который крепились стены, а остатки самой стены. Стена представляла из себя сруб, внутри которого хранились боеприпасы и перемещались воины. Когда стена разрушается, внутренняя полость сруба постепенно заполняется грунтом, мусором, оплывает, и в результате мы имеем то, что имеем. Поэтому “валы” не столь высоки, как, скажем, в Звенигороде, Юрьеве, Переславле и прочих городах, где они построены в других традициях и по другому плану.

Что ж, обход закончен, но теперь я бы хотел присесть с вами на скамеечку, которую какая-то добрая душа поставила там, где самый живописный вид на Оку, и попробовать вдохнуть жизнь в это поле, усеянное керамикой. Кто были рязанцы? В первую голову, конечно, торговцы. В музее Рязани Новой хранятся амфоры, причерноморские, крымские, 11-13 вв, которые показывают, что вино было по вкусу, как, впрочем, значится прямо на одном из сосудов, где сохранилась процарапанная надпись (рисунок 49). О торговле с Востоком говорит браслет с арабской надписью (рисунок 50), с Западом – чаши, медные, с золочением (рисунок 51).

Еще они были аграриями. Интересно, что Рязань возникла лет на сто раньше окружавших ее некогда сельских поселений, а до того сами обитатели Рязани вели полукрестьянскую жизнь. Люди жили общиной равноправных – во всяком случае, от 12-го века нет четких свидетельств вопиющего имущественного неравенства. Линии укреплений опоясывают не княжеский детинец, а территорию обитания.

Еще они были мастерами. Мастера жили прямо в городе, в том числе те, что заняты были огнеопасным производством. Раскопки Рязани показали, что мнение о том, будто такие кварталы ремесленников возникали уже в ранее время, суть проекция на 11-12 вв практики 16-17 вв. Керамика давалась им плохо, хорошие сосуды – импортные. Не так хорошо обстояло дело и с ювелирным производством. Взять знаменитый клад 1822 года (а всего в Рязани нашли 13 кладов, больше только в Киеве). Золотые бармы (женские украшения) считаются первоклассным образцом русского ювелирного искусства, но бармы сделаны в Византии, русским же мастерам принадлежат неискусные добавки (например, русские надписи). Впрочем, не надо всех одной краской мазать: чем плох, например, последний по времени (1992 г) клад женских украшений (рисунок 52)?

Еще они были грамотеями. Найдены не только надписи на бытовых предметах (керамике, кирпичах), но и переплеты книг, и берестяная грамота. Здесь сложилась своя литературная традиция, остатки которой мы знаем по пересказам, сохраненным в Заразске (Зарайске). Очень хорош, хотя и абсолютно легендарен, автонекролог – “Повесть о разорении Рязани Батыем”. На него нельзя опираться как на исторический источник, тем не менее, я привожу здесь этот текст.

И последнее – рязанцы любили кошек. В слоях 12 в найдены останки похороненных рядом семи кошек, и тут же – изображение кошки домашней на костяной пластине. Совсем как в Египте.

Быть может самое главное, что мы бы хотели еще рассказать – то, как Рязань пережила самый страшный день в своей жизни, 21 декабря 1237 года. В 1235 году монголы развязали по сути мировую войну, пойдя по трем фронтам: на восток, в Азию, пошел Угэдей, Чагатай воевал на Кавказе, Батыю досталась Восточная Европа. Батый разгромил кочевников, “своих поганых”, как называли их русские, и Волжскую Булгарию. Но решение идти на русских созрело лишь осенью 1237 года, на степном курултае где-то южнее реки Воронеж. Видимо, идти на русских не хотелось. Стихия кочевников – степь, а от лесов и болот они не видели никакой экономической выгоды. Но, вероятно, монголы побоялись, что “свои поганые” укроются у славянских покровителей. К тому же нам сегодня даже трудно представить, насколько в глазах стороннего наблюдателя мало отличались русские князья и население княжеств от половцев. Кроме веры – все то же: одежда, ремесло, культура… наконец, политический союз, кровное родство.

Сначала монголы взяли город Нухля (или ("Нузла", "Узла", "Онозе", "Онуза"; см. Д. Песков, “Железный век”). Где находится этот город, пока не выяснено. Скорее всего, это была мордовская крепость на русском пограничье, где-то к западу от Рязани, возле реки Воронеж. После чего выслали послов в Рязань, предложив рязанцам то, что всегда предлагали монголы, дабы избежать ненужного кровопролития – платить 10-процентный налог в “федеральный бюджет”. Сейчас бы такие налоги! Но рязанцы убили послов, что было грубой ошибкой: у монголов такое деяние считалось смертным грехом, наравне с убийством хана. И еще заявили: “когда нас всех не будет, то все ваше будет”. Это решение рязанский князь Юрий принял на совещании с другими князьями, причем “Повесть о разорении Рязани Батыем” называет в числе участников совещания и мертвых к тому моменту князей, чем явно демонстрирует свой анахронизм. Не были совещатели и братьями, вопреки “Повесть”. Неправда и то, что члены этого “рязанского курултая” гибнут все как один; например, Олег Красный пробыл в ставке Батыя до 1252, а умер лишь в 1258. Якобы Батыю выслали сына Юрия Федора, чтобы он уговорил монгола отойти от Рязани, посулив дары. Заметим, что это не стыкуется с ответом “рязанского курултая”, приведенным выше. Батый якобы потребовал в наложницы жену Юрия, получил отказ, убил Федора, и пошел войной. Этот поступок очень далек от менталитета монгол, зато близок узколобому мышлению русских князей.

Так или иначе, на подходах к Рязани случился бой. Якобы рязанцы бились “един с тысящею, а два с тмою”, что породило устойчивый миф о многочисленности батыевского войска; на самом деле численно враги были почти равны. Другое дело, что организация монгольского войска на порядки превосходила таковую у славян. Владимирского князя часто упрекают в том, что он не пришел на помощь рязанскому. Не пришел, и это понятно, если вспомнить, как рязанцы сжигали Владимир, а владимирцы – Рязань, да и сам Юрий, княживший тогда на берегах Оки, успел 6 лет отсидеть во владимирской тюрьме. Впрочем, помощь Владимира оказалась бы бесполезна.

После разгрома коалиции Батый взял Пронск, и 17 декабря подошел к Рязани. Город представлял серьезное препятствие, поскольку после последнего погрома, учиненного владимирским князем в 1208, был укреплен по последнему слову тогдашней фортификационной техники. Вряд ли город защищали только жители, тем не менее, он продержался 4 дня. Полностью разрушена Рязань не была – так говорят и данные археологии. Но – в итоге на эти земли пришло запустение, правда, через столетие после Батыя. Может, и к лучшему. Представьте современный город, вроде Рязани Новой, на месте нынешнего городища… Батый стал Везувием, сохранившим для потомков очередные Помпеи.

Археологический контекст

Анализ керамики проводился нами следующим образом. В статье “В. Коваля “Керамика Ростиславля Рязанского: вопросы хронологии” (сб. Археологические памятники Москвы и Подмосковья”, М, 1996) автор приводит четкую периодизацию керамики по типам венчиков и днищ сосудов. Мы изучали венчики, фиксируя, к какому из четырех хоронологических периодов, выделенных этим автором, они относятся, и из какой глины состоят. После чего датировали тулова, сопоставляя состав их глины с составом глины точно датированных венчиков. Для анализа ранней керамики, не отраженой в вышеуказанной статье, мы пользовались работой из того же сборника Е. Тавлинцевой “Результаты раскопок селища Заозерное-2”.

Керамику, зафиксированная нами в поле, можно разбить на три группы: 1. Ранняя. 2. Массовая. 3. Импортная, строительная.

А. Ранняя керамика.

Самая древняя керамика, которую мы зафиксировали в поле – лепная, подправленная на медленно вращающемся гончарном круге. Ее сразу узнаешь по фактуре: очень рыхлая, слоится, постучишь – “полая”. Один фрагмент с неровным линейным орнаментом, остальные без. Обычно эта группа датируется серединой 11 в или даже чуть ранее. К ней примыкает группа тонкостенных сосудов, сделанных несколько качественней, с орнаментом, нанесенным прямоугольным штампом, образующим линейные или волнистые геометрические фигуры (рисунок 53). Я полагаю, она относится к концу 11 в.

Б. Массовая керамика.

В течение 12 в технология изготовления керамики в Старой Рязани плавно менялась. Главное - 1. Если в начале столетия более любимой была красная глина, то к концу столетия и особенно уже в 13 в - серая и белая, которая в конце концов красную совершенно вытесняет. 2. В самом начале столетия фиксируется стремление подражать византийским и булгарским образцам, однако, в середине столетия эти попытки сходят на нет. Такие подражательные образцы сделаны словно бы в Крыму или в Булгарии, и только технология выдает: неравномерный прожиг, примеси, непременная песчаная подсыпка донца (рисунок 54). 3. Хотя, как представляется, в Рязани одновременно производилась как более качественная, так и менее качественная керамика, все же в течение 12-го столетия качество изготовления массовой керамики постоянно улучшается. Нашествие Батыя не влияет на качество изготовления керамики, а лишь отражается на его количестве. 4. После 1237 года керамика в Старой Рязани продолжала производиться весь 13-й и, скорее всего, весь 14-й век. Мнение о том, будто бы на Старой Рязани нет слоев моложе 1237, неверно, что, впрочем, не является тайной для узких специалистов по керамике. 5. Волнистый орнамент встречается лишь изредка, линейный господствует.

На рисунке 55 мы приводим изображения самой массовой категории венчиков из Старой Рязани - S-видных, которые датированы 12-м столетием. В таблице II мы показываем, как по нашим (конечно, неполным) данным распределяются керамические находки на городище в зависимости от столетия.

Группа В. Импорт, особые случаи, индивидуальные находки.

1. Печина, остатки кирпичей. Фрагментов печей много: розовая светлая глина с обильными примесями. Остатков кирпичей мало – в основном постройки были деревянными. Кирпичи - из качественной красной глины, поверхность часто залощена, есть фигурные. Попадаются детали обмазки – то ли плетней, то ли восточных тандыров – со следами прутьев.

2. Поливная керамика. 2.1. Мы уже упоминали впечатляющий фрагмент поливной керамики, напоминающий крымские или иранские образцы (рисунок 13). Глина красная, покрыта белым ангобом, по которому нанесена зелено-белая глазурь. Врезной орнамент, заполненный черной глазурью. Обломок напоминает образцы поливной керамики, которые мы поднимали в Крыму: на Мангупе, в Эски-Кермене, и особенно в Судаке, и где они датируются 12-15 вв. 2.2. Большой обломок поливной чаши. Глина белая, полива нанесена только изнутри, цвет ее желто-красный, неровный. Напоминает не лучшие образцы из золотоордынского Поволжья 14-15 вв или даже турецкое творчество Азака 16-17 вв (рисунок 56). 2.3. Обломок “стакана”, покрытого неровной, почти осыпавшейся поливой желтого цвета, глина красная, некачественная. Предполагаю собственное производство или импорт с Крыма 13 в (рисунок 57). 2.4. Небольшой фрагмент краснолощеного сосуда из Волжской Булгарии, 13 в. 2.5. Обломок небольшого сосуда, выточенного из камня (черного, плотного), с линейным орнаментом на внешней стороне (рисунок 58). Без аналогий, без датировки.

3. Индивидуальные находки. Часть браслета из зеленого непрозрачного стекла. Киев, 12 в (рисунок 59). Чашка весов, железо (рисунок 60), без датировки.

Что теперь? Совсем стемнело, стало холодно: в апреле еще студеные вечера. Понтон, к счастью, работает. Пешком до автостанции, выясняем, что последний автобус до Рязани уже ушел. Цена такси до стольного города рязанского – 200 рублей, зато с комфортом. В Рязани нужно еще найти гостиницу и перекусить, поскольку на ночь глядя в Москву не поедешь. Такова жизнь людей, решивших прикоснуться к корням. Завидуете?

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова,

2002-2003 гг

Используются технологии uCoz