Рисунок
1. Руины являются путнику неожиданно.
Рисунок 2. Черепицы и вправду
тонны.
Рисунок 3.
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6. Виды руин.
Рисунок 7. Подпорки - слева.
Рисунок 8. План храма - по
раскопкам свердловских археологов.
Рисунок 9. Храм в поселке Фуна
в Крыму X-XIII вв. Как мне кажется, аналогия нашему.
Рисунок 10. Калиптеры.
Рисунок 11. Бортики черепицы
из Лоо в сравнении с классификацией Якобсона.
Рисунок 12. Черепица с
граффити и отпечатками пальцев.
Рисунок 13. Хаотичные граффити
из Крыма.
Рисунок 14. Плинфа.
Рисунок 15. Горлышко с клеймом.
13-15 вв.
Рисунок 16. Клеймо из Крыма.
Рисунок 17. Черепок с
отломанной ручкой.
Рисунок 18. Камень - с рисунком?
Рисунок 19. Два оселка слева -
из Лоо, далее направо один из Турции, крайний
справа - из Подмосковья.
Рисунок 20. Браслет - общий вид
и детали.
Рисунок 21. Сопло горна с трех
ракурсов.
Рисунок 22. Литейная форма.
Рисунок 23. Торговые связи в
Причерноморье в 10-13 вв.
|
|
НО
НЕ КУРИТСЯ УЖ НАД НИМ
КАДИЛЬНИЦ ДЫМ
Храм защищал своих
прихожан, даже когда смолкли молитвы в его стенах
Мне было всего 18 лет, когда в 1988 году я
приехал отдохнуть в поселок Лоо, что чуть
севернее Сочи. Уже тогда я, едва поступивший на
факультет журналистики, активно интересовался
историей, и перед поездкой лазил по доступной мне
тогда литературе, чтобы узнать, нет ли в
окрестностей поселка каких-либо памятников
старины. Справочники молчали. Однако же, местная
газета оказалась искушеннее справочников: уже
через несколько дней мне на глаза попалась
статья, в которой говорилось, что в горах
находится византийская базилика. Местные жители,
прочитав статью, вспомнили, что да, есть такая, и
вот я по дороге, которая ведет прямо от моря
вверх, взбираюсь к вершинам, минуя чащи,
повинуясь извивам старой – сразу видно – колеи.
По сторонам то лес, то плантации чая. Под кроной
векового дерева стоит стол, пируют трое
“грузин”. Я поздоровался, они ответили тем же. Я
спросил про базилику, они указали рукой куда-то
вверх. Наконец, поднявшись на 200 метров над
уровнем моря (и удалившись от него на 2 километра),
я неожиданно вижу руины в глухих зарослях
(рисунок 1). Солнце клонилось к закату, море вдали
– внизу – нестерпимо сверкало. Значит, храм был
виден и кораблям, подходившим к берегу. Ученые
установили, что в древности он был облицован
белокаменными плитами, и в вечерние часы сверкал,
как факел, и видели его километров за 30.
Мне навстречу выбегает собака, потом
показываются двое молодых парней с лопатами.
- Что роете?
Они не знают точно:
- Храм старинный. Мы тут в
археологической экспедиции.
- Посмотреть, походить можно?
- На здоровье.
- А керамику пособирать? – мой глаз
уже приметил тонны битой черепицы, лежавшей то
аккуратными кучками – там, где ее вынули из
раскопа, то полузарытую в грунт, еще не тронутую
лопатой (рисунок 2).
- Собирай. Вот тебе презент.
И парни кинули мне, как они сказали,
горло амфоры. Что это оказалось на самом деле –
узнаете позже. Парни занялись своим, а я вдоволь
нагулялся на руинах (рисунки 3, 4, 5, 6), посидел под
стеной храма, готовой рухнуть – ее, высокую,
метра три, придерживали подпорки (рисунок 7),
собрал, что валялось под ногами. Лишь через много
лет, открыв журнал “Известия Уральского
университета”, я узнал, что встретился с
участниками первой и единственной
археологической экспедиции из Свердловска,
которая работала там уже год, потом, после моего
отъезда, еще несколько сезонов. В газете было
написано, что цель раскопок – полностью
восстановить храм. В новейшем (2001 год) Перечне
археологических памятников Краснодарского края
о храме в Лоо сказано лаконично: “Византийский
храм. XIV-XV век. Не используется. Предполагается:
водить экскурсии”.
Когда я принес черепки в дом, где жил
(а приехал я в Лоо дикарем), хозяйка, местная
русская, очень их испугалась – я мыл, помню, их
под шлангом, а она попросила меня не оставлять их
сушиться на ночь во дворе – “а то вдруг
заговорят…”
Откуда взялась базилика
в горах Кавказа
Христианство пришло на восточное
побережье Черного моря рано. Есть церковное
предание, что уже в 40-х годах I в AD апостолы Андрей
и Симон проповедовали в греческих городах,
разместившихся в редких на этом берегу бухтах, и
аланам, абхазам, зикхам. Многие уверовали. Правда
это или нет? Путь сюда был недалек, однако же, на
всем, что связано с именем Андрея Первозванного,
лежит некая печать сомнения: а все из-за
сообщения русской летописи о проповеди этого
апостола в Киеве и в Новгороде – в последнем он
даже парился в бане. Оставим Новгород славистам.
О Кавказе же сообщают источники вполне
аутентичные: Ориген, Евсевий Памфил, епископ
Тирский Дорофей (III-IV века). Писатель V века
Епифаний Кипрский даже сообщает такие
подробности: мол, Андрей оставил Симона в
Себастополисе=Сухуми (греко-римский город
километрах в ста южнее Лоо), сам пошел в Зикхию, то
есть в те самые горы, где позже был воздвигнут наш
храм. Зикхи хотели убить Андрея, но, увидев его
нищету, пощадили. От Епифания этот рассказ попал
и в православные Четьи-Минеи.
На мой взгляд, это очень ценная
подробность, подтверждающая истину рассказа.
Действительно, племена восточного побережья
были известны неумеренным разбойничаньем. Так,
античные авторы – Геродот, Аристотель, Страбон,
Дионисий – называют обитателей этих скал
гениохами, и в их устах это – синоним пиратов.
Аристотель был уверен, что они людоеды. Страбон:
“живут они морским разбоем, для чего имеют
небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около
25 и редко могущие принять 30 человек; эллины
называют их камарами... Выходя в море на своих
камарах и нападая то на грузовые суда, то на
какую-нибудь местность и даже город, они
господствуют на море". Царь Боспора (мощного
государства километрах в двухстах на север) в IV
веке до РХ очистил море от гениохов, так что –
снова Страбон – его благодарили "не только в
своем царстве, но почти во всей вселенной, так как
торговцы повсюду разнесли молву о его
великодушии". Таким образом, здесь жили
грабежом. Увидев, что с Андрея взять было нечего,
его отпустили.
Когда Андрей побывал на приморском
Кавказе, там уже давно обосновались греки – но
лишь в некоторых пунктах, у самого берега, и жили
они очень неспокойно и бедно, а некоторое время
позже к ним присоединились и римляне. Ни один из
этих городов, за исключением Диоскуриады, и то
очень недолго, не чеканили даже свою монету.
Однако же, археологи находят здесь вещи из
Средиземноморья, Ирана, а также остатки мощных
крепостей, в которых сидели то римляне, то –
пираты.
А что же христианство? Как считают
некоторые западные исследователи, после миссии
Андрея его распространяли местные евреи, которые
постоянно ездили в Палестину. Благодаря им, или
проповеди апостола, библейские (причем и
ветхозаветные) легенды вошли в мифологию народов
западного Кавказа, причем в самый ранний ее
пласт, что говорит – гениохи знакомились с
Библией, когда находились еще в состоянии
варварства. Конечно, евреи насаждали и иудаизм,
откуда, как полагают, его почерпнули позже
хазары. Получается, эти негостеприимные берега
стали крестильной купелью двух великих этносов
– хазарского и кавказского – но в разные
религии.
Настоящим же, однако,
культуртрегером можно назвать византийского
императора Юстиниана (первая половина VI века),
который, если верить историку Прокопию и его
сочинению “О постройках”, возвел повсюду, в том
числе и в этих краях, крепости и храмы. Адыги
твердо взяли христианство именно от Юстиниана, а
греки исправно поставляли сюда священников.
Впрочем, имя епископа зикхов Домиана фигурирует
среди участников Константинопольского собора
еще в 526 году, то есть до мероприятий Юстиниана.
С VI по VIII века Византия
пыталась удержать это побережье, как и прочие
области Причерноморья, под своим прямым
влиянием, но постепенно утрачивала позиции и на
Боспоре, и в Крыму (до самого конца, то есть до
нашествия монголов в XIII веке ей подчинялся
только Херсон), так что в середине VIII века
Константинополь вынужден был признать
независимое Абхазское царство. Постройка храма в
Лоо относится именно к мероприятиям царей
Абхазии, так что называть храм “византийской
базиликой”, строго говоря, и нельзя – если,
конечно, где-то в глубине не прячутся следы
самого раннего, возведенного еще Юстинианом,
храма.
Такие ранние храмы на самом деле
есть. В VI веке воздвигнут храм в Адлере, варварски
уничтоженный строителями канализации в 1954 году
– а там были фрески, и пол, покрытый мозаикой.
Кроме храма в Лоо – абхазского периода – есть
руины в Хосте, Лесном, Каштанах, на горе Ахун, под
горой Ефрем, всего 9. Все они жмутся к побережью,
хотя казалось бы – цари Абхазии были хозяевами
своей земли, и могли строить, где хотели. Но самый
далекий от берега храм в Глубоком Яру окружен
крепостной стеной – то ли его превратили в
крепость позже, то ли местные язычники были так
воинственны и независимы, что не слушались даже
собственного царя.
В 978 году умирает бездетный царь
Абхазии Феодосий Слепой, и эта страна
объединяется с Грузией, где тогда правил Баграт
Багратиони, родственник Слепца. Вскоре в Грузии
начинается культурный бум. XII-XIII века – это Давид
Строитель, который возводил храмы и у себя, и на
побережье. Это царица Тамара, которая несла
христианство адыгам, и те ее за это очень любили,
и воспели в своих легендах. Священники, служившие
в храме в Лоо, подчинялись грузинской церкви.
Кроме грузин, сюда проникали и русские
священники – из Тмутараканского княжества,
воздвигнутого на развалинах античного Боспора.
Но это эфемерное княжество быстро – в XI веке –
распадается, а Русь отодвигает сферу своих
интересов от Черного моря, и возвращается сюда
лишь в XIX веке.
Уже в XIII веке, однако же, для христиан
Лоо актуальней становится католичество.
Итальянцы заселили Крым, и прислали к адыгам
миссионера де-Лукка. Возможно, в это время в храме
в Лоо служат по латинскому образцу: ведь, как
говорят документы, местные князья приняли
католиков с почтением. Неудивительно: итальянцы
торговали рабами. За десяток дармоедов горский
князь получал от итальянцев увесистый мешочек
золота, а те везли живой товар в Константинополь,
где превращали его в мешочек еще более увесистый.
Позже этим же занимались здесь и турки.
Итальянский дипломат писал, что здешние места
стали для турок “рудником по добыванию рабов,
которых везут наподобие скота в столицу и
продают с публичного торга”.
Где католики – там и крестоносцы.
Разграбив в 1204 году Константинополь, они
появлялись и в окрестностях Лоо. От них горцы
переняли некоторые приемы боя, моду и вооружение.
Русские в XIX веке были поражены, когда, брав как
трофей оружие горцев в ходе Кавказской войны,
находили на клинках полустертые латинские
надписи. Получается, оружие крестоносцев служило
больше полутысячелетия.
Впрочем, клинки у горцев прижились, а
вот христианство – все-таки нет. Святилища, где
молились языческим богам, не перестают
привлекать паломников до XIX века. Как считают, в XII
веке, несмотря на усилия грузин и латинян,
язычество берет свое. Георгий Победоносец
превращается в Солнечного бога, Дева Мария – в
богиню плодородия Мэрнэм.
А тут еще ислам. Вспомним:
монголо-татары создали на Северном Кавказе один
из своих мощных улусов, в XV веке эти места вошли в
состав державы Тимура, потом на Черном море
доминировала Турция. Все это были исламские
государства. Впрочем, не прижился до конца здесь
и Пророк. Вместо этого и ислам, и учение Христа, и
вера предков смешались в некий коктейль, который
и вкушали здешние гурманы до русской
колонизации.
Храм как он есть
Но вернемся в наш храм, и в
Лоо. Слово “Лоо” происходит от имени
абазинского рода Лау или Лоу, который появился
здесь в XIII-XIV веках. Так называется и речка,
стекающая в море с гор – сегодня лишь грязный
ручей, наполняющий утренний воздух невыносимым
зловонием, пока не поднимется полуденный ветер.
По речке до 1864 года жил народ убыхи, которые
образовывали две общины, Ворданэ и Орданэ. На
месте нынешнего курорта был аул Исмаила Баракая
Дзэпша, который руководил убыхами в войне с
русскими. Русские победили, Лоо стал нашим, но
здесь долго не мог прижиться русский человек.
Участки земли шли на благотворительных
аукционах за копейки, а их владельцы не знали
даже, где это – Сочи, Лоо… Но потом построили
дорогу, и все наладилось.
Храм сложен из мощных известняковых
блоков. Как уже говорилось, снаружи его
облицовывал слой белого камня, яркого, как снег.
Стены толстые – метр с лишним. Размеры храма – 21
метр на 12 с четвертью. В той газете было написано,
что храм воздвигнут в VIII-IX веках. Это не совсем
так: храм построен позже, то ли на закате
независимости Абхазского царства, то ли уже под
грузинским наблюдением. Во всяком случае,
некоторые архитектурные тонкости заставляют
искать аналогии не в окрестных памятниках,
возводившихся абхазами, скажем, на Дамбае, а в
Закавказье в XII-XIII веках. Есть сходство и с
русскими, византийскими постройками – в Киеве,
Крыму, Константинополе… Так что аналогии могут
подчас подсказывать лишь то, что хочешь услышать.
Прямо на месте, где когда-то
толпились молящиеся, сквозь фундамент пробились
деревья. Им лет по 100-150. Северную стену, ту самую,
что еще и сейчас поднимается к небу на 7 метров и
которую держут подпорки, обвил плющ. Западная
стена, апсиды, едва просматриваются. Южная стена
рухнула наружу, на ее руинах я и сидел, наблюдая
за полуголыми парнями с лопатами в руках. В храм
можно было войти через три двери. Чтобы дать
понятие об архитектуре, предоставим слово
руководителю свердловской экспедиции г-же
Овчинниковой:
“Это базиликального плана
трехнефное, шестистолбное, с тремя апсидами
культовое сооружение с выдвинутыми вперед
остатками южного и западного притворов. В трех
метрах от западной стены при раскопках был
зафиксирован фундамент прямоугольного в плане
башенного строения. В центре храма симметрично
расположены четыре свободно стоящих столба,
правда, сохранились лишь основания, составляющие
квадрат в плане (3,5 х 3,5 м). Вероятно, это и есть
опора купола. Средняя апсида несколько удлинена.
Пол центральной апсиды поднят над уровнем пола
центрального нефа на 0,25-0,30 м. Возвышение
оформлено в виде бемы. Отрезки стен, разделяющие
апсиды, представлены пилястрами. Обмерами
установлено, что как внутренние, так и наружные
пилястры соответствуют расположению внутренних
столбов. Западная часть помещения отделена от
основной парой столбов.” (рисунок 8 - план храма
из работы г-жи Овчинниковой).
Извиняюсь за длинную цитату. Чтобы
читатель понял, что скрывается за этими
специальными архитектурными терминами, я
сначала хотел сделать компьютерную
реконструкцию храма, но потом просто подобрал
фотографию сооружения аналогичной планировки –
из числа сохранившихся (рисунок 9). Смотрите,
таким был храм в Лоо.
В храме было темновато. Узкие окна (40
сантиметров) были к тому же застеклены – стекло
толстое, темное, зеленое, как у современных
бутылок, нашли археологи из Свердловска. Стекло
исследовали в Питере, и пришли к выводу, что
делали его в одной мастерской, хотя ясно видны
две разные партии хрупкого товара, вышедшие хоть
и из одного горна, но не одновременно. Ученые
говорят, что такое стекло – византийской в
принципе технологии – бытует в X-XII веках. Где его
делали? Где делали ярко-красную черепицу,
украшавшую храм и столь эффектно оттенявшую его
белоснежные стены? Мне кажется, здесь же, возле
храма. О доказательствах этого мы поговорим
позже, когда речь пойдет о моих собственных
находках.
Когда-то храм был украшен и
белокаменной резьбой. Но – здесь есть загадка.
Остатки декора нашли вмонтированными в стены.
Значит, прежде здесь стоял еще более ранний храм,
пышно украшенный, потом его перестроили – из тех
же материалов, но попроще. Археологи считают, что
тот, ранний храм воздвигнут в ХI веке, к XIII веку
полностью разрушился, и уже в XIV столетии
строители из того, что было, возводят стены,
остатками коих мы можем сегодня любоваться.
Говорят, что здание разрушилось из-за
строительных недочетов: зодчие не учли, что здесь
иногда “трясет”, вот храм и тряхнуло. Правда,
если это были, как думают свердловские археологи,
грузинские зодчие, их некомпетентность выглядит
странно. Кто все же строил храм? Кто мог в XI веке
возводить культовое здание в этих диких горах,
знакомый с греческим зодчеством, но не
искушенный в силе земных недр? Может, все же
русские с Тмутаракани? Жаль, но для этого
предположения оснований пока нет.
Итак, в XIV столетии остатки каменной
резьбы, подобно простым кирпичам, оказываются в
кладке. Грубо? Но вспомним, что это – век расцвета
Золотой Орды. В Крыму, на Волге строили мечети. На
Руси почти ничего не строили. А в Лоо –
восстанавливали христианский храм. При том, что
эта территория входила все же если не в состав
Улуса Джучи, то в сферу его влияния. Странно,
правда? Хотя, говорят, что христиан в то время на
Кавказе было немало. Дагестанцы даже раскололись
на христиан и язычников-“гази”, эти группировки
воевали, причем христиане брали верх. Еще
говорят, что именно в XIV веке строят и
реставрируют храмы и в других регионах Кавказа,
хотя данных об этом в литературе крайне мало.
Другая загадка. На одном из блоков
археологи нашли граффити – процарапанную
надпись. Г-жа Овчинникова, не публикуя, к
сожалению, рисунок, пишет лишь, что это, возможно,
были греческие буквы.
И на самой храмовой территории, и за
его древней оградой оказалось множество могил.
Это были простые погребения без инвентаря. Немые
покойники лежали головой на запад, и ничто в их
могилах не рассказывает о том, кем были эти люди
при жизни.
Но мы знаем, что уже в XV веке храм
перестает быть церковью. Он становится
крепостью. На картах уже XIX столетия он обозначен
как старая крепость. Крыша храма обрушилась, и ее
уже не восстанавливали. Окна до предела
замуровывают, оставляя лишь крохотный проем –
лишь бы высунуть дуло. Заложили наглухо две двери
– со стороны моря, откуда, видимо, и приходила
опасность, оставив лишь северный вход. За стеной
строят сторожевую башню – чтобы видеть, кто
плывет по Черному морю. Прямо на поверхности
археологи нашли (правда, я этого не видел)
каменные ядра, гильзы, металлические предметы
XV-XVII веков. Это было время расцвета турок. Им
подчинялись здешние горцы, но – не теряя
бдительности. Пользовались ли горцы храмом как
крепостью в ходе последней своей войны за
независимость, в середине XIX века – мы не знаем. С
русскими сюда пришла тишина. Выросли деревья.
Взвился плющ. В 1987 году здесь появились
археологи. В 1988 году – я.
Что я нашел, и что нового
говорят мои находки
Черепица
Черепицы в развалинах храма валяется
очень много. Однако же, как я понял из краткого
отчета свердловской экспедиции, она не была
предметом специального исследования. Это
объясняется, я полагаю, тем, что черепица вообще
трудно поддается датировке. Я все же представлю
здесь результаты своего краткого анализа.
Черепицу делали в длинных ящиках, на
дно которых прибивали доску. Туда наваливали
глину, дощечкой заравнивали верх после
тщательной утрамбовки, вынимали, когда
подсохнет, обжигали, и так получали готовый
продукт. На черепицу часто наносили клейма, о
смысле и характере которых археологи пока
спорят. Впрочем, в комплексе из Лоо я не обнаружил
ни одного клейма.
Мной собрано 7 фрагментов плоской
черепицы и 4 фрагмента калиптеров, то есть
полукруглых длинных желобков, которыми
накрывали сверху стыки между черепицами (рисунок
10). Из 7 осколков – два бортика, профили которых
считаются хоть и слабо, но датирующим признаком,
три осколка нижнего (или верхнего) края, и два
просто фрагмента откуда-то из центральной части
черепицы. Сначала о бортиках (рисунок 11).
Классификацию бортиков по средневековому
крымскому материалу разработал еще в 50-е годы А.
Якобсон. И хотя она была подвергнута
справедливой критике и ныне признана устаревшей,
все же лучшей никто не предложил. Высота
единственного целого бортика из Лоо – чуть более
2 см, что меньше, чем в Крыму аналогичного периода.
Профиль одного фрагмента более всего напоминает
черепицу из Тепсеня 8-9 веков, но слишком серьезно
к этой аналогии нельзя подходить. Профиль
другого вообще не укладывается в крымскую
классификацию. В Крыму края бортиков отклонены
назад, а на нашем образце – вперед.
Что касается теста, то крымский
материал делится на следующие группы:
1. Хорошо промешанная
глина с примесью мелкого песка и известковых
частиц. Светло-желтый ангоб, черепок красный или
лиловый на изломе.
2. Тесто комковое, много шамота,
ангоба нет. Черепок на изломе темно-красный или
бурый.
Обе эти группы исследователи относят
к 10-14 векам. Изучая черепицу из Лоо, мы видим, что
она выполнена в совершенно иной традиции. Тесто
всегда хорошо отмучено. Группы такие:
1. Темно-бурое тесто
практически без примесей, на поверхности видна
соль – глину месили полностью или частично на
морской воде, а значит, мастерская стояла на
побережье.
2. Тесто чуть более светлое и
несколько хуже отмученное – встречаются
незначительные примеси мелко толченой белой
извести. Единственный образец – это верхний /
нижний край черепицы, видны следы заравнивания
дощечкой.
3. Глина того же цвета, что и у первых
двух групп, многочисленные примеси извести,
качество теста чуть хуже, покрыта бледно-желтым
ангобом.
4. Бледно-бурое тесто, без примесей,
чуть более светлое на изломе (неравномерный
обжиг).
5. Кирпичного цвета, обжиг
равномерный, изредка примеси шамота.
6. Ярко-алого цвета, с примесями
крупного шамота.
7. Бледно желтого цвета, с ангобом
ярко-красного цвета. Единственный образец –
калиптер со следами формовки очевидно железным
прутом с “ребрышками” с внутренней, вогнутой
стороны.
8. Совсем бледное тесто, цвет
сероватый, с многочисленными примесями и плохой
лепки. Единственный образец – часть калиптера.
Как видим, налицо как минимум 8 групп
керамики черепицы, что говорит о том, что наш
комплекс – длительного сложения,
формировавшийся на протяжении 300-400 лет. Очевидно,
крыша храма ветшала частями, ее ремонтировали
также по частям, старая черепица валялась тут же.
Первая группа, наверное, действительно самая
ранняя – если принять всерьез аналогию с
крымским материалом по форме бортика, то ее можно
отнести примерно к 8-9 векам. Это могло бы говорить
о том, что храм построен позже, чем сочли
свердловчане, но я приму этот факт без
комментариев, как есть. Явно грубая керамика 8
группы – самая поздняя, вероятно, 15-17-го веков.
Все прочие группы располагаются между этими
полюсами, однако же, я пока затрудняюсь дать
каждой группе хотя бы примерную датировку.
Налицо, впрочем, что керамика Лоо
эволюционировала от качественной, но простой
темной глины без ангоба в 8-9 веках в развитые
формы (ангоб, привлекательный яркий цвет)
очевидно “золотого времени” расцвета храма (10-12
века), после чего наступил упадок, и квалификация
ремесленников оставляла желать лучшего.
На керамике условно развитого этапа
замечены технологические особенности, не
отмеченные в Крыму: это орнаментированные
бортики черепицы, сделанные, очевидно, с помощью
веревки, наложенной на сырую глину. Все это, а
также наблюдение над тестом и формой бортика,
говорит за то, что вся черепица – местного
производства.
На одном из черепков с таким
орнаментированным бортиком обнаружены
отпечатки пальцев и граффити, нанесенное по
сырой глине (рисунок 12). Очевидно, пальцы
принадлежат тому же человеку, который наносил
граффити. Сам рисунок выглядит достаточно
хаотично. Это несколько линий, выходящих из одной
точки, кое-где пересеченные горизонтальными
линиями. От расшифровки смысла я пока воздержусь.
Такие граффити известны на черепице и посуде 12-13
веков из Северного Причерноморья. Я привожу
аналогии – очень близкие – из работы
украинского исследователя С. Зеленко,
опубликовавшего закрытый комплекс из подводных
раскопок у побережья Крыма (рисунок 13). Обычно
исследователи никак не комментируют такие
граффити, однако же, упорство, с которым их
наносили, и сходство рисунка в разных регионах
говорят за то, что здесь был некий смысл,
неуловимый сегодня.
Плинфа
Среди собранных мною образцов
керамики есть один, который я признаю за кусок
плинфы, также обычной находки при раскопках на
средневековых памятниках Крыма (рисунок 14). Тесто
розовое, с очень мелкими и немногочисленными
примесями шамота и извести, снаружи покрыто
бурым ангобом, по которому пущен тщательный
рисунок из параллельных линий. Археологи
предпочитают не датировать плинфу. Могу сказать,
что, по характеру глины, она, наверное, относится
к периоду расцвета храма, то есть к 10-12 векам, но
это лишь субъективное наблюдение. Полагаю, что
этой плинфой в храме могли облицовывать
некоторые детали внутреннего интерьера, как то
низ стен, подножие алтарной преграды и т.п. На
стенах, наверное, была роспись, хотя точно это не
установлено, для пола плинфа непригодна. В любом
случае этот небольшой фрагмент керамики
помогает представить, как выглядел храм внутри.
То, что в храме были части интерьера,
покрытые камнем, подтверждает другая наша
находка. Это фрагмент обработанного до плоскости
камня, прочного розового известняка. Таким
камнем могли облицовать окна, например.
Существенно, что камень в принципе хотя и
местный, но не самый распространенный. Полагаю,
его могли привозить с гор, из более глубоких
районов страны. На самом побережье я такого камня
почти не нашел.
Сосуды
Среди керамических собранных мною
остатков было 8 обломков сосудов, и один –
вероятно, часть керамического грузила.
Интересно, что в посудной керамике
нет такого разнообразия, как в черепице, и вся она
членится всего на четыре группы, коррелирующиеся
с тестом черепиц:
1. Черепок тонкий, почти без
примесей, сосуд был небольшим, изящным, сделанным
на круге хорошим мастером. Цвет кирпично-красный.
Один фрагмент. По поверхности, причем с обеих
сторон, заметны следы черного лощения при том,
что этот фрагмент явно больше других пострадал
от выветривания. Я полагаю, что это – образец
римской или позднегреческой керамики, и датирую
ее условно рубежом эр или первыми веками нашей
эры. Нет ничего удивительного, ведь в Лоо где
найден клад античных украшений. То, что храм,
ставший центром жизни в средневековье, был
таковым еще в поздней античности, и подтверждает
наша находка.
2. Один фрагмент – толстый,
но легкий, пористый черепок довольно крупного
сосуда типа амфоры, тесто розовое, с
многочисленными, но мелкими и негрубыми
примесями, покрыто серым ангобом со слабо
прочерченными линиями по поверхности. Я склонен
датировать такие осколки примерно 8-10 веками, и
соотносить их с первой, самой древней группой
черепицы.
3. Самая многочисленная
группа – светло-желтая керамика, с
многочисленными, но столь мелкими примесями, что
трудно определить их характер. В изломе черепок
сероват к центру, что говорит о не лучшем обжиге.
Изредка встречаются следы ангобирования серым
по внешней поверхности. На внешний вид керамика
тянет к 13-15 векам. Сосуды среднего размера, с
довольно толстыми стенками, выделаны на круге, но
без должного искусства. Из этой группы
выделяется венчик кувшина со слабо отогнутым
краем, на внешней поверхности которого заметно
клеймо в форме сердца с точками или штриховкой,
заполняющей поле изображения (рисунок 15). Среди
многочисленных клейм этого периода, известных по
крымским материалам, есть всего одна аналогия –
на керамике из села Оползневое (рисунок 16),
которая неуверенно датируется 13-14 веками, что
вполне совпадает с нашим представлением о
бытовании этой группы керамики. Впрочем, полагаю,
что наше клеймо принадлежит местному гончару,
тем более что и аналогия весьма неполная.
Изображения сердца (часто в форме “листа”)
обычны начиная с позднеримского времени (клейма
оффицин на монетах, знаки разделителей строк в
надписях), в нашем случае, возможно, в это клеймо и
не было вложено иной семантики, кроме чистого
геометризма.
4. Наконец, последняя группа
керамики представлена всего одним черепком. Это
была часть небольшой чаши, в том месте, где
крепилась ручка (рисунок 17). Ручка утратилась,
обнажив ребристую поверхность, подготовленную
для ее крепления гончаром. Сосуд тонкостенный,
вылеплен вручную или на круге, но на медленном, с
подправкой руками. Глина яркая, красная, с
многочисленными песочными примесями. Я полагаю,
такие сосуды могли делать в самый поздний период
бытования храма, то есть в 15-16 веках, когда жизнь
здесь постепенно упрощается. Восстановить форму
этого лепного сосудика я пока не берусь, тем
более говорить о его назначении. Вероятно, он
примыкает к последней группе черепицы из дурной
глины, хотя мастера и мастерские явно разные.
К осколкам от сосудов трудно отнести
единственный фрагмент, представляющий несколько
грубоватую лепешку, с относительно тщательно
заглаженным “брюшком” и бугристой “спинкой”.
Более всего это похоже на модель хлебца. Скорее
всего, перед нами – глиняное грузило. Исходя из
теста глины, мы можем отнести грузило к самой
обильной третьей группе столовой керамики, и
соответственно ее датировать. Эта находка
говорит о том, что люди, жившие в развалинах храма
как в крепости, занимались рыболовством, для чего
им надо было спускаться к морю.
Пластина – с рисунком?
Еще мне попался камень (рисунок 18),
местный, довольно пористый песчаник желтого
цвета, с, как мне показалось поначалу, нанесенным
на нем рисунком. Позже я камень отмыл, крутил его
и вертел, но – честно, так и не понял, что это –
рисунок, сделанный чернилами или краской,
впитавшейся в пористый камень, или все же игра
прожилок самого песчаника. В итоге я публикую это
практически без комментариев. Если это рисунок –
то скорее детский. На нем вы видите человека,
поднявшего руки вверх, причем в них угадываются
лук и другой предмет, неопределенной формы. Вдали
виднеется что-то наподобие крепости, то есть
линия с возвышающимися “башенками”. Наверное,
нельзя полностью исключить, что ребенок
нарисовал войну и взятие города, возможно, именно
этого храма – крепости, как сегодня дети рисуют
войну чеченскую. Но моих знаний в минералогии не
хватает, чтобы полностью отмести подозрения в
естественном происхождении рисунка. Оставляю
это в надежде на консультацию тех специалистов,
которые прочтут мои заметки. Посему
воздерживаюсь и от более подробного
иконографического комментария.
Оселки
В том, что в этих руинах священника
сменил воин и ремесленник, убеждает ряд находок,
и начнем мы с оселков, то есть камней для заточки
ножей и прочих режущих предметов. Их я нашел два
(рисунок 19). Интересно, что оселки из Лоо в корне
отличаются от русской традиции, но тяготеют к
римской и византийской. Это – не бруски, как в
России, а просто камни, подходящие по фактуре для
заточки, которые в процессе эксплуатации
приобретают подчас причудливые формы. На рисунке
вы видите два оселка из Лоо из местного камня
вроде низкосортного мрамора, и третий –
найденный мной в Турции, в Сиде, в руинах
византийского города. С самого же краю находится
оселок синхронного Лоосским материалам времени,
то есть примерно 14 века, из Подмосковья. Очевидно,
что русский точильный камень в корне отличается
от причерноморских образцов – у нас заранее
готовили камень для этой роли, выбирая твердые
породы, так, чтобы в процессе эксплуатации оселок
деформировался как можно медленнее. В
Причерноморье же брали просто мягкий камень, а
когда он кончался – выбрасывали. Причина – в
Причерноморье было больше подходящего камня. А
что мог подобрать у себя под ногами русский
крестьянин или мастеровой из Подмосковья? Либо
слишком твердый кремень, либо слишком пористый
бут. Потребные породы камня импортировали, и их
ценили – во всяком случае, такой вывод я делаю из
сравнения этих находок.
Браслет
В развалинах храма я также подобрал
примитивный бронзовый браслет (рисунок 20). Он был
погнут и скомкан. Я распрямил его так, что он стал
больше напоминает тонкую шейную гривну, хотя на
самом деле он делал несколько оборотов и носился
на руке. Тонкий бронзовый стержень имел по концам
насечки – 7 с одного конца и 2 с другого, там, где
насечек больше, видно, что металл “устал”: здесь
была петля, которой браслет крепили на руке.
Однако же, сама бронза, кроме концов, была не
видна – ее покрывали железные колечки,
намотанные на браслет когда-то по всей длине, а
теперь сохранившиеся лишь кое-где. Мне
неизвестны аналогии такой вещи, хотя я уверен,
что в запасниках любого музея Северного Кавказа
они найдутся. Из античных материалов я знаю лишь
самые примерные аналогии, причем поздние. Исходя
из этого, я полагаю, что браслет на самом деле –
периода развитого средневековья, и датировать
его нужно, как и сам храм, с 12 по 15 века. От более
точных атрибутаций воздержимся до того, как
коллеги, может быть, подскажут мне круг аналогий.
Я не исключаю, что браслет происходит из
разоренного местными жителями погребения).
Железоделательное
ремесло
Вернемся теперь к тому подарку,
который сделали мне ребята, работавшие на
свердловскую экспедицию. Они полагали, что дарят
венчик амфоры. Так и можно было думать, не отмыв
находку. У меня есть железное правило – ничего не
выбрасывать, не отмыв и не рассмотрев (рисунок 21).
Итак, после отмывки обнаружилось, что
это цилиндр, с отверстием на одной из боковых
стенок. Под 90 градусов к отверстию, на том же
уровне, примыкает полукружие, вероятно, часть
такого же цилиндра, но обломанное, с подобным
отверстием, упирающимся, однако же, в глухую
стенку. Цилиндр несколько сплющен.
Первое время я даже не мог определить
материал, из которого он изготовлен. Мне
казалось, что это пористый и очень плохой металл.
Посоветовавшись с археологами-античниками
(которым эта задачка также далась не с лету), мы
пришли к выводу, что цилиндр сделан все-таки из
глины, но испытавшей длительное воздействие
высоких температур и соприкосновение с
расплавленным металлом, который в итоге впитался
в глину и изменил ее структуру. Нет, похоже, иной
возможности, как счесть предмет соплом от
гончарной или скорее железоделательной печи. Я
просматривал аналогии из крымских средневековых
находок, и должен сказать, что таковых не
встретил. Впрочем, просмотренный мною круг
памятников был невелик, к тому же я уверен, что
печь могла работать на территории храма тогда,
когда храм уже не был культовым центром, то есть
после 15 века, а столь поздних материалов я в
публикациях не видел.
То, что на руинах храма занимались
кузнечным ремеслом, подтверждает и другая
характерная находка (рисунок 22). Это – плоская
глиняная пластинка, с одной стороны имеющая
углубление, напоминающее форму для отливки
чего-то, скорее всего, ключа. Глина светло-желтая,
значит, по нашей классификации, где-то века 13-14-го,
что в принципе не противоречит истории храма,
учитывая несовершенство наших попыток
классифицировать керамику из храма. Сдается
также, что форма не была ни разу использована по
назначению, поскольку на ней нет следов
соприкосновения с металлом (вероятно, она чем-то
не понравилась мастеру).
Что же выходит? Здесь делали черепицу
и керамику. Здесь варили железо, делали ключи, а
возможно, и другие изделия (и даже наверняка,
поскольку замок – изделие сложное, значит,
делали и более простые). Здесь точили с помощью
оселков то ли оружие, то ли плуги и лемехи. Итак,
выводы свердловских археологов подтверждаются:
молитвы не всегда звучали под сводами храма в
Лоо. Чаще – говор ремесленников, песня рыболова,
шум горна, блеянье овец.
Христианство пришло сюда с
апостолами. Потом оно – впервые на нынешней
российской территории – проросло храмами. И
храмы стояли, но стали домами, крепостями,
мастерскими. Воистину, как сказал Иисус, “се
плоть моя” – и Церковью питались, как хлебом.
Оставив молитвы, прятались за твердью стен.
Евгений Арсюхин
1988-2002 |