Рисунок 1. Подъем на Эски Кермен.

Рисунок 2. Храм Трех всадников (слева) и "избушка" кладбищенского сторожа.

Рисунок 3. Погребение в храме Трех всадников.

Рисунок 4. Фреска, общий вид.

Рисунок 5. Левый всадник, деталь.

Рисунок 6. Поверженный змей, деталь.

Рисунок 7. Надпись, деталь.

Рисунок 8. Арабская (вверху) и кириллическая надписи, высеченные в храме.

Рисунок 9. План Южных ворот города.

Рисунок 10. Калитка Д.

Рисунок 11. Отрезок главной дороги в крепость.

Рисунок 12. Калитка перед въездом на плато по главной дороге.

Рисунок 13. Панорама главных ворот.

Рисунок 14. Мыс с некогда бывшей на нем башней напротив главных ворот.

Рисунок 15. Граффити у главных ворот.

Рисунок 16. Паз для закрывания главных ворот.

Рисунок 17. Пазы для падающей решетки главных ворот.

Рисунок 18. Улица за главными воротами, вид в сторону ворот.

Рисунок 19. Башня слева от ворот.

Рисунок 20. "Судилище" (справа).

Рисунок 21. "Трон епископа" в "судилище".

Рисунок 22. Скамьи для верующих.

Рисунок 23. Баптистерий.

Рисунок 24. Погребение в "судилище".

Рисунок 25. Кельи второго строительного периода в "судилище".

Рисунок 26. Каземат IV.

Рисунок 27. Ясли для скота внутри каземата.

Рисунок 28. Храм Успения.

Рисунок 29. Погребение возле храма.

Рисунок 30. Зерновая яма в центре храма.

Рисунок 31. Фреска, общий вид.

Рисунок 32. Фреска, деталь.

Рисунок 33. То же.

Рисунок 34. Каземат VI.

Рисунок 35. Калитка Е.

Рисунок 36. Вид от калитки на каземат.

Рисунок 37. Ясли для скота.

Рисунок 38. Лестницы на каземат.

Рисунок 39. Ямы для пифосов.

Рисунок 40. Фундамент жилого дома.

Рисунок 41. То же.

Рисунок 42. Тарпан.

Рисунок 43. Каземат.

Рисунок 44. Внутри каземата.

Рисунок 45. То же.

Рисунок 46. Осадный колодец.

Рисунок 47. Срединная стена.

Рисунок 48. Незастроенная часть городища.

Рисунок 49. Рисунок на камне возле срединной стены.

Рисунок 50. Калитка у Северного комплекса.

Рисунок 51. Дорога в Северный комплекс.

Рисунок 52. То же.

Рисунок 53. Казематы Северного комплекса.

Рисунок 54. Лестница к казематам.

Рисунок 55. Внутри казематов.

Рисунок 56. Вид от Северного комплекса на городище.

Рисунок 57. Храм Донаторов.

Рисунок 58. Девичья башня.

Рисунок 59. Керамика Эски Кермена.

Рисунок 60. Стеклянный браслет.

Рисунок 61. Внутренность храма Донаторов. Рисунок.

Эски Кермен

Дорога на Бахчисарай. Эски Кермен контролировал все пути Западного Крыма.

Эски Кермен - в переводе "Старая Крепость". Такое название за развалинами мощной крепости на столовой горе в окрестностях Бахчисарая утвердилось очень давно. Еще путешественники 17 в, спрашивая у местных жителей, как называются эти руины, не получали вразумительного ответа; им говорили только - это Старый Город. Впрочем, можно попытаться восстановить его древнее имя. Из восточных источников известно, что в 1299 году Ногай разграбил Сару Кемишь, Кырк Ери и Керчь. Достоверно, что именно Ногай прекратил жизнь Эски Кермена. Кырк Ери - это Чуфут Кале, а Сару Кемишь обычно отождествляют с Херсонесом, на том основании, что так называли город в гораздо более позднее время турки. Не произошло ли здесь подмены? Не есть ли Сару Кемишь (Желтое Укрепление) - наш Эски Кермен? Это имя подходит к городу, стоящему на горе из желтоватых известняковых скал. Но, поскольку глубина народной памяти – 300 лет, то к 17 в история Эски Кермена подернулась пеленой забвения. Оставим, впрочем, это даже не в виде предположения, а так - брошенного в небытие вопроса. Косвенным подверждением соотнесения "Кемишь" с Эски-Керменом может быть другая, нане популярная гипотеза (имеющая то преимущество перед моей, что высказана специалистами). Они видят первое упоминание о городе в письме хазарского царя Иосифа (середина 10 в), где он называет один из подвластных ему городов "Кут". Интересно, что татары в 19 в звали Девичью башню и поселение вокруг нее Куттелей. Отсюда недалеко - по созвучию - с Кемишь.

 

История. Как установили археологи, крепость на столовой горе была заложена в 6 в, как предполагают, стараниями византийского императора Юстиниана. Юстиниан ради укрепления позиций империи в Крыму привлек к содружеству готов и аланов, которые в 3 в по РХ были грозными завоевателями, но через 300 лет уже сели на землю, забыли свой язык и искренно считали себя "греками". Первый акт деяний императора – строительство Алустона, Горзувитов и “длинных стен” - касался Южнобережья, более доступного для византийских кораблей, и в то же время более уязвимого. Эти мероприятия попали в тогдашнюю строительную энциклопедию – трактат “О постройках”. К концу правления (около 550 г) император обратил свой взор на задачу несколько иного плана – защиту подступов к Херсонесу. И здесь с прямым участием византийских инженеров были воздвигнуты “Эски Кермен”, Мангуп и Чуфут Кале, куда поселили готов и аланов. Но эти мероприятия не успели попасть в трактат, а других трактатов не писали, и потому данные об этом может дать только археология.

Практически неприступная крепость служила свое. Источники называют эти места “страной Дори”, или Доросом. Считается, что Дори – это Мангуп. Однако, ранний Мангуп был, пожалуй, послабее Эски Кермена. Правда, картину “портит” огромная бизилика, возведенная на Мангупе, как думают ученые, в 6 в. В такой базилике мог сидеть только епископ, а значит, центр страны Дори – это именно Мангуп, говорят одни. Другие указывают, что Мангуп расцветает сразу после того, как разгрому подвергается Эски Кермен, и на этом основании делают вывод, что столица Дороса переносится из Эски в Мангуп сразу после 1299. Огромную базилику на Мангупе эти исследователи считают более поздней, несмотря на то, что в ее руинах найдена строительная надпись Юстиниана. Разрешить этот спор мы не беремся, хотя нам представляется, что версия о переносе столицы – правильная. И вряд ли нас должна смущать “мощная” базилика. Что значит – “огромная”? Относительно чего? Базилика на Эски Кермене – ничуть не меньше, и тоже построена в 6 в. На самом деле, размеры церкви могут вовсе не зависеть от ее статуса, а определяться количеством населения в том или ином городе. Но факт, что чисто внешне (укрепления, степень развития хозяйства) ранний Мангуп куда как уступает Эски Кермену. Значит, вероятнее всего, под Доросом надо понимать именно Эски Кермен – до 1299 года, и Мангуп – после этой даты.

В конце 8 в полуостров захватывают хазары. Ранее считалось, что восстание против них, затеянное епископом Иоанном, имело свой центр именно в Эски Кермене, но теперь эта точка зрения отвергнута. Факт: где-то в 8-10 вв Эски Кермен перестал быть крепостью, превратившись в неукрепленное, но очень развитое поселение. Такая картина напоминает процедуру “срытия стен” мятежного города: это когда побежденному городу разрешено жить, там не устраивают погромов и убийств, но заставляют уничтожить стены. Кто мог применить к Эски Кермену такую акцию? Хазары? Вряд ли. Скорее это почерк греков, именно – херсонитов. Можно осторожно предположить, что власти Эски Кермена отделились от подчинения Херсону, за что были наказаны присылкой карательного отряда.

Интересно попытаться связать события на Эски Кермене с так называемым “письмом греческого топарха” - короткой запиской на полях кодекса 9-10 вв, которую оставил некий военачальник или правитель, видимо, из Херсона; это – автограф, а не поздняя, много раз переписанная бумага. В этой записке в частности говорится о том, что некие “варвары” вышли из-под контроля топарха, и затеяли войну. Подступив к варварской крепости, которую автор называет то расположенной “в нашей” земле, то “в земле варваров”, топарх строит рядом с ней башню, откуда ведет боевые действия и захватывает город. Часть историков видят в башне, заложенной топархом, Девичью башню возле Эски Кермена. Можно предположить, что, одержав победу над варварами, топарх приказал им срыть стены крепости, а в остальном, замирив, оставил в покое. Колебания топарха относительно того, считать землю, на которой ведется война, своей или не своей, подходят к Эски Кермену, где жили союзники-федераты.

Это предположение косвенно подтверждается в замечании путешественника Мартина Броневского (1578), на которое обычно не обращают внимания: "Она (Эски Кермен, крепость) пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах сообщаются многочисленные злодеяния, которые они совершали против Бога и людей". Кто эти "греческие князья", владетели Феодоро? Но в 15 в, когда расцветает княжество, Эски Кермен уже не существует. Значит, возможно, в этом воспоминании речь идет о тех же событиях, что и в "записке греческого топарха".

Итак, после конфликта 8-10 вв Эски Кермен продолжает свою жизнь как неукрепленный город. В бывших казематах устраиваются храмы, по периметру скалы, там, где раньше прятались лучники, теперь разводят виноград и занимаются сельским хозяйством. В административном отношении Эски Кермен должен был подчиняться Херсону. Не исключено, что усадьбами, которые в эти столетия строятся на Эски Кермене, владели херсониты; у богатого херсонита мог быть дом в Херсоне и поместье с рабами, производящее вино и зерно на продажу - в Эски Кермене.

Общеизвестно, что приход монголов в Крым сам по себе не принес больших бед. Татары заняли в основном степные области, где до них или никого не было, или были такие же кочевники. Однако, золотоордынские правители постоянно воевали между собой. Одним из полевых командиров, отколовшихся от центральной власти, был темник (начальник тысячи) Ногай, пытавшийся присвоить себе ханское достоинство. В 1299 году его войска обрушиваются на Крым, потому что в Каффе убили его родственника, собиравшего налоги. На Эски Кермене и устраивают страшный погром, после которого городу уже не суждено было возродиться. Постепенно хирея, Эски Кермен сходит на нет в течение 14 в. В свою очередь, уже в следующем 1300 году Ногай был убит законным ханом Токтой.

Что стояло за неподчинением жителей Крыма Ногаю? Если судить по монетам, Ногай пытался найти поддержку среди греческой верхушки, и не только в Крыму. Сохранилась уникальная монета, где его титул и имя переданы греческими буквами. Очевидно, одни города показали ему свое расположение, тогда как Херсон и округа выказали недовольство. В Крыму в это время крепло княжество Феодоро, образованное скорее всего после 1204 года. В этот год крестоносцы захватили Константинополь, Византийская империя на какое-то время перестала существовать, остались лишь осколки, один из которых, Трапезундская империя, претендовал на сюзеренитет над Крымом. Очевидно, в Херсоне смену сюзерена восприняли спокойно, тогда как “греки” (потомки готов и аланов) центрального Крыма были другого мнения. Они стали консолидироваться вокруг местной знати. Ранний этап жизни княжества совершенно неизвестен, однако, нет ничего невероятного в предположении, что главным городом феодоритов до 1299 был Эски Кермен. Очевидно, феодориты не пожелали принять сюзеренитет Ногая, за что и были наказаны; скорая смерть темника спасла Феодоро от окончательного разгрома, с законными же властями Золотой Орды и впоследствии с Крымским ханством у них всегда были теплые отношения.

Итак, Эски Кермен представляет из себя сравнительно чистый комплекс: 1299 годом обрываются его культурные слои, хотя попадаются чуть более поздние вещи; но люди никогда больше не возвращались на гору, не жили на ней в историческое время, как это было в Чуфут Кале или на Мангупе.

Поход. Взбалмошный экскурсовод, которого мы наняли для прогулки (лучше бы сами пошли!), повел нас задом наперед, от каких-то задворок к центру. А поначалу этот Вергилий показался нам куда как подходящим - в очках, лицо умное. Мы поведем свой рассказ так, как положено, наперекор тому, как шли сами.

Итак, начав забираться на гору Эски Кермена по древней дороге (рисунок 1), вы увидите на склоне две отколовшиеся от массива скалы (рисунок 2). Обе пустые - людскими стараниями; в одной распологался знаменитый Храм Трех всадников, в другой - жилье человека. Поскольку храм Трех всадников – небольшая кладбищенская церковь (вокруг нее синхронный некрополь), то во второй скале мог жить кладбищенский сторож.

Храм - это две камеры, довольно высокие и обширные. В дальней на стене - фреска, под которой - могила, где был похоронен, вероятно, кто-то знатный (рисунок 3). Фреска сохранилась хорошо, в том числе надпись под ней (рисунки 4,5,6,7). Надпись гласит: "Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)", то есть храм создан между 6700-6799 от сотворения мира или 1192-1292 от РХ (другие даты, обычно приводимые в популярной литературе, неверны). Фреска изображает трех всадников, средний из который попирает змея, свернувшегося кольцом, а всадники по бокам держат копья впрямь, причем у одного на крупе коня - мальчик. Помимо фрески, в храме был деревянный иконостас, от которого остались одни пазы.

Вокруг личностей этих святых сложено немало легенд. То, что средний - св. Георгий Победоносец, по-моему, очевидно. В фигурах по бокам видят Федора Стратилата и Дмитрия Солунского. Смущает деталь - мальчик на крупе коня. К тому же эти три святые практически никогда не изображались вместе. В иконописном искусстве отступление от канона - это уже создание нового канона, а значит - нового содержания. Здесь мы сталкиваемся, очевидно, с местным преданием, которое полностью забыто. Его следы можно попробовать поискать в житийной литературе, посвященной св. Георгию, но, насколько мне известно, никто не пытался проводить такую работу. Видимо, святые заступники спасают ребенка от рук врагов (знать бы, каких!)

Мне бросились в глаза детали, о которых не упоминают публикаторы. На одной из стен почерком византийского времени высечены литеры "ГС" или "ТС", вероятно, инициалы какого-то лица. На пороге - арабская надпись почерком 17-18 вв, состоящая из двух слов. Первое не читается, второе - "с-р-и", возможно, Сари, то есть "желтый" - не подлинное ли имя крепости, как мы реконструировали его (рисунок 8)?

Тропа идет круто вверх, и приводит через калитку (на плане - Д; рисунки 9,10) на самую южную точку городища. Здесь - главные ворота Эски Кермена. Я не видел более защищенного комплекса, чем этот. Штурмовать ворота в лоб было бессмысленно – скала здесь практически вертикальна. Оставалось воспользоваться дорогой, по которой попадали в крепости мирные граждане (рисунок 11). Но дорога нарочно делала три петли, причем в какой-то момент ныряла в каменный коридор, образованный основной и вспомогательной (протейхизма) стенами. Таким образом, у врага вряд ли был вообще какой-то шанс прорваться в крепость именно здесь. Тем более, что перед самым входом на плато их встречали ворота, следы от которых сохранились (рисунок 12), и, пока они перед ними топтались, из боковых казематов не прекращался огонь. Но мы – мирные путники, и потому оказываемся на плато перед главными воротами (рисунок 13). Над обрывом нависает скала, на которой некогда находилась дозорная башня, самая мощная в крепости (рисунок 14). Мы опять оказались в ловушке между башней и главными воротами. Тут на скалах я (впервые, кажется, среди исследователей) выявил два четких граффити: как бы "лист" и Ф-образная тамга (рисунок 15). Оба символа крайне интересны, и если во втором можно видеть имя, то первому придется еще подыскивать аналогии в "греческом" искусстве Крыма.

Ворота были, как положено на Востоке, сводчатыми, причем еще в 18 в свод сохранялся, а сегодня хорошо заметны пазы для штырей, на которых крепились два полотна деревянных, обитых железом ворот (рисунок 16). Мне также кажется, что налицо пазы для катаракты - падающей железной решетки (рисунок 17). Катаракту увидели здесь еще первые исследователи, однако потом авторитетные знатоки крепости отвергли это предположение, как мне кажется, без достаточных оснований.

Попадая в ворота, вы сразу оказываетесь на главной улице, отлично сохранившейся (рисунок 18). Слева и справа – массивы скал, преображенные в сооружения. Слева была башня, под ней, в сохранившемся каземате – сторожка, помещение для солдат, для хранения боеприпасов и прочие вспомогательные помещения (рисунок 19). Справа же – комплекс, который кто-то когда-то окрестил “Судилище” (якобы здесь произносились приговоры; рисунок 20), хотя на самом деле это – храм, причем незаурядный.

Войдя, мы сразу видим место, где сидел “епископ”, как пишут в популярной литературе (хотя почему именно епископ, а не другой церковный иерарх, мне непонятно; рисунок 21). Его “синтрон” (кресло) было вписано в апсиду, вдоль которой шла полукруглая, как и сама апсида, трехуровневая скамья. Справа – скамьи для прихожан, ныне висящие над пропастью (рисунок 22), слева – купель, в которой крестили (рисунок 23; впрочем, некоторые историки полагают, что купель для этого слишком мала, и, скорее всего, священник мыл тут руки перед службой, как это принято на Востоке). Считается, что эта часть храма возникла одновременно с крепостью, то есть в 6 в, что кажется мне не вполне точным. Скорее, это творчество готов в 7-8 вв, потому что греки построили бы классическую базилику, как они собственно и сделали. Позднее, уже после погрома 8-9 вв, храм расширялся, благо гарнизона в крепости уже не было, и можно было воспользоваться помещениями, где прежде были солдаты. Некоторые археологи относят возникновение всего храма к концу 9 в, но оговариваются, что нужны еще дополнительные исследования. Так или иначе, после ухода солдат появилось еще две комнаты, в которых находились могилы и два придела (рисунки 24, 25). Эта хронологическая схема косвенно подтверждается и новейшими исследованиями небольших церквей вдоль главной дороги (если стоять спиной к воротам - слева), и часовни на мысу, устроенное после того, как мы потерял оборонительное значение. Археологический контекст находок приводит нас в 10-11 вв (см. работу Могаричева в списке литературы).

Пытаясь определить место этого храма в системе крымских древностей, я должен отметить, что он уникален, поскольку ни один другой пещерный храм не столь велик, как этот, за исключением храма св. Климента в Каламите. Но, в отличие от св. Климента, храм в Эски Кермене имеет уникальную внутреннюю структуру, которая подразумевает уникальную же литургию. С другой стороны, нельзя видеть здесь центр целой епархии. По своему расположению – возле оборонительной стены и у главных ворот – храм скорее напоминает гарнизонный. Скамья для “епископа”, вероятно, предназначалась для священнослужителя обычного ранга, а ее конструкция объясняется литургическими особенностями готов, о которых нам ближе ничего не известно. Это был рядовой, но – хорошо сделанный храм для готского гарнизона. Впоследствии, когда крепость перестает быть таковой, здесь, возможно, возник монастырь, и весь этот комплекс возле главных ворот монастырь и есть (см. работу Т. Бобровского в списке литературы).

Экскурсанта, поднявшегося после осмотра комплекса ворот уже теперь собственно в город, обычно ведут по восточному обрыву городища. Восточным краем шли и мы. Через сотню-другую шагов нас ждет каземат, обозначаемый в литературе цифрой IV (рисунок 26). Это – двухуровневое сооружение, из которого солдаты могли и наблюдать, и стрелять, там они и отдыхали. В казематах - зерновые ямы. Ряд исследователей полагает, что эти ямы синхронны казематам, и оттуда, дескать, солдаты брали зерно, когда хотели подкрепиться во время осады. Но стали бы они грызть зерно? Не звери же они, даром что готы. Скорее всего, ямы – позднейшие, возникшие тогда, когда крепость потеряла свой гарнизон. В это же время в казематах устроили и ясли для скота (рисунок 27).

Еще через пару сотен метров вас ждет встреча с другой пещерной церковью, сохранившей фрески - Успения (рисунок 28). Церковь названа так потому, что на стене написана фреска Успения Богоматери - в конце 13 в, перед самым ногайским погромом. История церкви интересна. Сначала здесь располагалась высеченная в скале цистерна для воды, входившая в систему обороны. Потом, когда война уступила место экономике, устроили давильню для винограда. Тут же хранились пифосы с вином и соком, осколки которых нашли археологи. В конце концов плиту удалили, яму засыпали, и сделали храм. Перед входом, почти у обрыва - могила (рисунок 29). По центру храма - прямоугольная яма, та самая, от тарпана-давильника (рисунок 30). Когда здесь была церковь, она закладывалась плитой, но археологи все достали наружу. Сами фрески сохранились хуже, чем в храме Трех Всадников, но может быть поэтому производят еще более сильное впечатление. Фреска писана на стене, примыкающей к окну; писана, кажется, спешно, цвета мрачные. Я думаю, что перед разгромом 1299 года горожане по обету поставили этот храм, молясь Небесной Заступнице города (рисунки 31,32,33). Впрочем, более искушенные в дневней живописи, нежели автор, историки датируют фрески и весь храм (который они считают небольшим мемориальным монастырем) первой половиной 13 в. Я не буду с ними спорить, тем более, что их аргументация основывается лишь на сходстве фрески в храме Успения с грузинской живописью временц царицы Тамар (см. работу Гайдукова и соавторов с списке литературы).

Отсюда метров на 300 начинается лучше всего видимый участок обороны - его просто невозможно не заметить. Вдоль обрыва тянулась стена, следы которой отлично читаются по вырубкам в скале, и на скалистом мысу устроено было что-то вроде цитадели, называется это "каземат VI" (рисунок 34). К сожалению, в 1930-е гг этот участок не был должным образом реконструирован, а с тех пор ни у кого руки до него не доходили.

Каземат знаменит свое калиткой (в спецлитературе - Восточная калитка, или Калитка Е), которая устроена была с большим искусством; от калитки нет и следа, зато пазы от стен, которые не позволяли через калитку прорваться, лестницы, к ней ведущие, заставлявшие поднимающихся подставлять себя под обстрел из казематов - все на виду (рисунок 35). Перекидной мостик через ущелье соединял комплекс калитки Е с мощным казематом (рисунок 36 - вид от калитки на каземат). Сам комплекс калитки - это двухуровневый каземат, позднее превращенный в ясли для скота (рисунок 37). Каземат на противоположной стороне ущелья - также двухуровневый, и также снабжен нарочито отвесными лестницами, чтобы сделать неустойчивым шаг поднимающегося (рисунок 38). Пусть не смущают вас идеально круглые отверстия, пробуравленные в скале, из-за чего она стала напоминать посадочное поле для НЛО (рисунок 39). Это всего лишь гнезда для пифосов, огромных сосудов для хранения продуктов, устроенные здесь после срытия крепостных стен. Эти гнезда говорят нам, что рядом - жилой, мирный комплекс. И действительно, он показывается из-за поворота, вскрытый раскопками 1939 года. Новейшие исследования датируют его возникновение и бытование 12-13 вв.

Остановимся у фундамента первого же дома (рисунок 40). Видно, что дом был надземный, а в скале на глубину около метра-полутора был лишь прорублен подвал, причем сохранились короткие лестницы, пытающиеся поднять нас на верхний этаж, которого давно нет (рисунок 41). Здесь стояло два двухэтажных дома, жители которых выращивали зерно и виноград, и тут же давили виноград на вино. Сохранились высеченные в скале тарпаны (рисунок 42), отверстия для пифосов мы уже видели. Ничего примитивного и скотского не было в жизни этих людей. Их дома – последнее слово тогдашней строительной техники, и ничем не уступают таковым в Херсоне. Более того, именно эти люди делали экономику Херсона, и, наверное, имели дома и там, и тут (тогда сооружения на Эски Кермене могли быть своего рода загородными поместьями). В одном из подвалов археологи нашли скелеты со следами сабельных ударов – явно поработала конница Ногая.

Реконструкция базилики

Здесь, если знать, куда идти, можно углубиться в лес, и осмотреть базилику, построенную, как долго думали, Юстинианом (причем писали даже, что строили ремесленники из Коммагены), однако, экскурсовод бросил нас на произвол судьбы, не дав ориентиров, и выделив свободного времени всего полчаса. Я на свой страх полез в терновник, набрел на какие-то развалины, стал их изучать, потерял время, базилики не нашел. А жаль. Современные исследователи затеяли полемику, а на самом ли деле эта базилика построена в 6 в. Раскопки вроде бы не дали предметов древнее 10-12 вв, причем археологи клянутся, что установили точно: базилика возведена в 10 в, в 11 - перестроена. Однако, хотелось бы возразить, что до 10 в возле базилики не хоронили. Жители заканчивали свои дни в особом могильнике, расположенном поодаль, где на самом деле находят вещи 6-9 вв. Лишь с 10 в кладбище переносится к базилике, что и фиксируют археологи. Так что прямо соотносить время работы кладбища и строительства базилики нельзя. Последние раскопки базилики, при которых был проведен полный архитектурный анализ здания, показали, что базилика могла быть построена в узкий промежуток времени на рубеже 7-8 вв, а перестроена в самом начале 12-го.

По описаниям, храм был снабжен, как все юстиниановские постройки, деталями из дорогого импортного мрамора, прямоугольный (это ведь базилика) с тремя апсидами. "Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушен, но обломки его свидетельствуют о былой славе и роскоши города", - делится впечатлениями путешественник Броневский в 1578 году. В начале 12 в базилика по каким-то причинам погибла (может, от свечки). Жители постарались ее восстановить, однако, им это не удалось, и на месте базилики встала скромная часовня. Я думаю, материальное состояние вполне позволяло построить храм лучше прежнего. Однако, прошло время больших храмов, предназначенных для моления одновременно сотен людей. Начинается тяга к интимности, к небольшим часовням. Очевидно, храм оказался на земле одного из феодалов, дома которых мы только что видели. Не видя смысла строить большое общественное сооружение, здесь поставили часовенку исключительно для своих личных нужд.

С этого места казематы попадаются буквально на каждом шагу. Это или камеры, как бы прикрытые сверху плитой (на самом деле, все высечено из цельной скалы; рисунок 43), или полузакрытые комплексы, частично разрушенные выветриванием (рисунки 44, 45). В одном из таких головокружительных казематов, если в него спуститься, прорублен знаменитый осадный колодец (рисунок 46). Как говорили византийские инженеры, крепость, снабженная собственной водой, практически неприступна. То, что сделали инженеры Юстиниана, поистине чудо. Они прорубили вглубь скалы метров на 10 ход, устроили лестницу и резервуар. И где-то в толще скалы, по одним им известным признакам, перехватили подземный ключ. Говорят, он мог в те времена снабжать водой все население, но сейчас по геологическим причинам пересох. Кое-кто из нашей группы, вооружившись альпинискими принадлежностями, принялся за спуск внутрь колодца, но такие забавы не для нас.

Вскоре после колодца встречаешь жалкие остатки стены, которая когда-то перегораживала "полуостров" Эски Кермена на две части (рисунок 47). Мы только что были, так сказать, в цитадели. Там находились храмы, жилые дома, казематы. Дальше была незастроенная часть города (рисунок 48). Сюда сгоняли скот во время войны жители окрестных деревень, и сами, наверное, стояли, как скоты, среди своей скотины. А горожане, чтобы пейзаны не попортили пейзаж, отделились от них стенкой. По обрыву, конечно, идут оборонительные сооружения, не столь впечатляющие, но и только. Эта особенность присуща всем крымским городам, да и вообще была характерна для средневековья. Я примечаю надпись или скорее рисунок, вырубленный на камне (рисунок 49).

Вот конец Эски Кермена, его северный мыс. Здесь через калитку (рисунок 50) наш путь идет вниз, по хорошей дороге, вырубленной в скале, но ныне почти обвалившейся (рисунки 51,52), так что местами спуск и подъем небезопасны. Спустившись метров на 30, мы видим, что далее дорога опять пошла вверх, в Северный дозорный комплекс. Он представляет из себя каземат, монументально прорубленный в скале (рисунок 53). Лестница (рисунок 54) ведет к камерам (рисунок 55), а потом выводит на верх, на скалу-останец (рисунок 56). При раскопках лестницы в 50-е годы нашли керамику и саблю, какую именно, мне ближе неизвестно. Стоя на скале-останце, видишь еще севернее другую скалу, уже самый край городища. Сегодня скала доступна только альпинистам, а в древности она соединялась с Северным дозорным комплексом веревочной лестницей, и там могли прятаться люди, представлявшие колоссальную угрозу для штурмовавших. Как я понял из литературы, подобно сооружениям южной оконечности, здесь тоже стояла башня.

Где-то внизу - Храм донаторов, в который нам попасть не удалось: экскурсовод отказался сопроводить. Казаки охраняют храм, и вообще развернули бурную активность. Надо отдать им должное – здесь нет, как на Мангупе, наркоманов и искателей нирваны. А где же они? Да вот, у подножия Северного комплекса, где казаки позволили им соорудить целый городок из хижин. Я пожелал купить книжки, казаки сказали, что у них есть. Я пошел с провожатым в городок. Терпкий запах дыма, полуголые странные люди. Мне привели парня, который отвечал за книги. Он, с характерной интонацией человека, некогда злоупотреблявшего зельями, протянул жалобно и медленно – “Да… были… но… пропали”. Я бы уговорил казаков показать мне Храм донаторов, да проклятый экскурсовод гнал лошадей.

Как и храм Успения, Донаторов на самом деле был небольшим монастырем. Изображение храма Донаторов (рисунок 57) я взял с другого сайта, как он выглядит внутри из работы г-на Гайдукова с соавторами (см. список литературы; рисунок 61). На фресках изображен святой с нимбом, и сами донаторы – люди, на средства которых построен храм. Муж и жена, он - бородач, в красной шапке с меховой опушкой, она – серьги в ушах, остроконечный головной убор. Фреска датируется второй половиной 14 в, и получается, что храм строили обитатели Девичьей башни, которая прекрасно видна от Северного комплекса (рисунок 58); откуда она взялась, я уже говорил выше. Археологи датируют ее постройку примерно 10-11 вв, что не противоречит нашему предположению, поскольку к этому же времени относятся и записка греческого топарха, и разрушение стен Эски Кермена (небольшая хронологическая нестыковка не должна смущать, поскольку как датировка рукописи по почерку, так и – города по археологическому материалу содержат лаг в сто-двести лет). Башня погибла от пожара в 14 в. Отсюда видно, что башня еще сохраняла свое оборонительное значение после погрома Ногая, это было единственное место, где теплилась жизнь и, видимо, сидел небольшой гарнизон. Кто его порушил, мы уже сегодня вряд ли узнаем, слишком широк список кандидатур – от татар до генуэзцев и даже самих феодоритов, которые могли таким образом подавлять сепаратистские настроения в княжестве и строить централизованное государство.

Еще мне жаль, что не удалось побродить по руинам селения Черкес Кермен (быв. Крепокое), которое стоит у подножия Эски, вот, наверное, зрелище! Судите сами: основанное в античное время, селение просуществовало до 1970 года (не верьте путеводителям, где написано, что его разрушили во время последней войны; то была программа ликвидации “неперспективных” деревень).

Будучи на Эски, мы впервые заметили эффект, который потом отмечали на Мангупе и в Чуфут Кале. Хотя ты находишься в пустынной местности, среди руин, далеко от больших городов, и вокруг только скалы и небо, тебе все время чудится, что ты – в центре жизни. И еще – Эски – место, куда хочется возвращаться. Не у каждого археологического памятника столь мощная аура.

Археологический контекст. Керамики на городище немного. Поливной практически нет. Видимо, основная масса поливной керамики Крыма относится к 14-15 вв и связана с генуэзцами и татарами, а Эски в эти столетия уже был мертв. Мне попалось лишь несколько невыразительных фрагментов бело- и красноглиняной керамики, видимо, из Херсона, но полива на них сохранилась фрагментарно. Практически вся неполивная керамика - красноглиняная, рифленая, у горшков - и плоские (8-9 вв), и круглые в сечении (10-12 вв) ручки. Мне попался всего один фрагмент с орнаментом - волной, как на русской керамике 11-12 вв.

В общей массе качественно выполненной посуды примерно 30 процентов - грубой лепки, с неполным прожигом. Это - гораздо больше, чем на других городищах аналогичного времени Крыма. Черепица вся - местного производства. По херсонским аналогиям, те фрагменты, что я видел, датируются 8-9 вв. Часть черепицы, отличающаяся сложным профилем и фигурными желобками для стока воды, имеет аналогии с находками на Мангупе (рисунок 59).

Более всего вопросов вызвал у меня найденный и сфотографированный на месте керамический фрагмент, представляющий из себя неправильную полусферу с плоской стороной, на которой прочерчены две параллельные линии, между которыми - примитивный узор (также рисунок 59). Я совершенно теряюсь в догадках по поводу того, что это может быть. Зато находка грузика для ткацкого станка говорит о том, что ткачество здесь было развито (я бы подумал, что это - рыболовный грузик, но где вода?) Наконец, Наталия на склоне обнаружила фрагмент сильно обгоревшего стеклянного браслета (ложновитого) из голубого стекла; подобные датируют 8-12 вв (рисунок 60).

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова,

Весна 2003

Литература

Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001. Традиционная версия истории города, без "лишней" информации.

Е. Веймарн. Оборонительные сооружения Эски-Кермена // Сб. История и археология средневекового Крыма, Москва, 1958. Превосходная статья с очень качественными планами. Несмотря на давнее время написания, лучше пока не придумано и не написано.

И. Пиоро. Крымская Готия. Киев, 1990. Познавательная книга на уровне выше среднего. К сожалению, к моменту написания этих строк, не успел ее целиком прочесть.

Ю. Могаричев. Пещерные церкви в районе подъемной дороги Экски-Кермена. // Сб. Проблемы истории и археологии Крыма, Симферополь, 1994. Яркий пример воцарившейся в последнее время "новой хронологии" древностей этого города; в нашем тексте эти воззрения отражены.

Т. Бобровский. Заметки о культовой скальной архитектуре Юго-Западного Крыма // Сб. Бахчисарайский Историко-археологический сборник, Симферополь, 2001.Толковая статья, показывающая, что с "новой хронологией", возможно, не все так просто.

Ю. Лосицкий, Е. Паршина. Эски-керменская базилика // Сб. Православные древности Таврики, Киев, 2002. Превосходная работа, откуда мы позаимствовали реконструкцию базилики.

Н. Гайдуков и др. Новые данные по храмовым росписям Эски-Кермена и его округи // Сб.Православные древности Таврики, Киев, 2002. Единственная внятная работа по храмам Успения и Донаторов во всей литературе.

Купить карипазим в минске с доставкой.
Используются технологии uCoz