Рисунок 1. Современные грузинские монеты.

Рисунок 2. Тбилиси в 4 в: общий вид (вверху) и цитадель.

Рисунок 3. Кура и Метехский храм.

Рисунок 4. Слева направо: Таборская гора, собственно Тбилиси и Кала. Кура внизу.

Рисунок 5. Цитадель.

Рисунок 6. То же.

Рисунок 7. Цитадель, верхняя крепость.

Рисунок 8. Цитадель, нижняя крепость с храмом св. Николая.

Рисунок 9. Декор башен цитадели.

Рисунок 10. Передовая башня цитадели.

Рисунок 11. Остатки стены внешней крепости.

Рисунок 12. Внешняя стена.

Рисунок 13. То же.

Рисунок 14. То же.

Рисунок 15. То же.

Рисунок 16. Храм поклонников огня (на бровке) и церковь Kldisubnis (ниже).

Рисунок 17. Исанская крепость.

Рисунок 18. То же.

Рисунок 19. Остатки Метехского замка.

Рисунок 20. Жилая башня Исанской крепости.

Рисунок 21. То же.

Рисунок 22. Монастырь в Исанской крепости и дворец Дареджан (справа, в зелени).

Рисунок 23. Метехская церковь.

Рисунок 24. То же.

Рисунок 25. Метехский мост и Анчисхатская базилика (вдали, у реки).

Рисунок 26. Памятник Вахтангу I.

Рисунок 27. Бани.

Рисунок 28. То же, деталь.

Рисунок 29. Голубая баня.

Рисунок 30. Таборская гора (слева) и Метехский храм.

Рисунок 31. Храм на Таборской горе.

Рисунок 32. Голубая баня и мечеть.

Рисунок 33. Сурб Геворк.

Рисунок 34. Традиционный дом. район теплых источников.

Рисунок 35. То же.

Рисунок 36. То же, возле дома правительства.

Рисунок 37. То же, у цитадели.

Рисунок 38. То же.

Рисунок 39. Башня у дома правительства.

Рисунок 40. Справа Сионский собор, слева Норашен, виден купол Старой синагоги, на горе - церковь св. Нины.

Рисунок 41. Сурб Нишан.

Рисунок 42. Справа налево - Сионский собор, Джварис Мама, Могниси.

Рисунок 43. Справа налево - Могниси и Вифлеемская церковь.

Рисунок 44. Кашвети.

Рисунок 45. Строительство собора св. Троицы.

Тбилиси: от бани к столице

Кура с самолета

Грузия всегда была для россиян местом не слишком посещаемым, да и то в лучшем случае ездили по курортам, а многие ли могут похвастаться тем, что бывали в столице? Тем более после распада СССР визит в Тбилиси стал, увы, экзотикой. Одна процедура получения визы чего стоит, и цена у визы немаленькая – 20 долларов. Мне, однако же, повезло. Хоть и на один день, и в режиме ошпаренной кошки (это была командировка), но оказался я в Тбилиси. Ну много ли можно за день увидеть? Стоит ли вообще писать о такой поездке? Все-таки стоит, потому что исколесил я центр города капитально, к тому же – не до жиру. Если бы я был окружен людьми, которые только и делают, что мотаются в Тбилиси и обратно, я бы не брался за перо. А тут все коллеги-историки всколыхнулись, мол, расскажи, что там. Рассказываю.

Сначала – несколько общих впечатлений. Тбилиси не так велик, по крайней мере, центр можно обойти за день. Все современные путешественники (их рассказы я прочитал, порывшись в Интернете) отмечают бедность и тбилисцев, и самого города. Наверное, они сравнивают с тем, что видели в Тбилиси раньше. Мне после русской провинции ничто глаз не резануло. Да, люди одеты небогато, и вообще народу немного (но пробки на дорогах есть). Да, машины старенькие бегают. Да, дома кое-где не мешало бы отремонтировать. Ну и что? А в Рязани не так, а в Твери не намного ли хуже?

Далее, я не приметил никакой враждебности и той “дикости”, с которой набрасываются на туриста где-нибудь в Египте или даже в Стамбуле. Возможно, вечером, в отдаленном районе у меня и были бы какие-то проблемы, но я об этом могу лишь догадываться.

Кухня грузинская поразила меня своим качеством и глубокой культурой, при том, что поразить меня такими вещами трудно. Во-первых, я не гурман, и еда на меня в принципе редко производит впечатление. Во-вторых, я, занимаясь, если кто не знает, сельским хозяйством (как журналист) просто очень много видел и много чего ел, и в России, и за ее пределами. Тем не менее, обилие блюд, за каждым из которых физически чувствуешь работу десятков поколений поваров, производит неизгладимое впечатление.

Песни. Сегодня не так часто услышишь по радио традиционную грузинскую музыку. В свое время ею был забит весь советский эфир, и тогда, скажу честно, она на меня особого впечатления не производила. Мне (тогда еще ребенку) казалась она несомненно самобытной, но далекой от школ и культур. Послушав живьем традиционные песни, я проникся на полную катушку. Главное, я увидел, что музыка грузинская имеет в себе глубокую восточную традицию. Она самобытна, но не оторвана от великой восточной музыкальной культуры.

Меня не удивило следующее мое наблюдение (хотя для многих оно будет, наверное, откровением): среди грузин есть люди с совершенно белыми волосами и голубыми глазами. Поскольку в этнических вопросах я не силен, то от комментариев воздержусь. А не удивило потому, что таких людей я встречал и в Москве.

Еще мне понравились грузинские монеты (рисунок 1). О бумажных деньгах не сужу, потому что моя сфера нумизматики – это все-таки чеканная монета, хотя и не современная. Тем не менее, увидев у людей монеты, мне захотелось поменять пару долларов на мелочь, что я и сделал. Мелочь называется “тетри”, что вовсе не “метрический” термин, как многие почему-то думают, а от грузинского слова “серебро, монета”. Тетри – назывались монеты Грузии еще со времен средневековья. На монетах изображен, кроме прочего, символ в виде завихренного цветочного бутона, который так часто попадался мне на восточных деньгах века 14-15-го.

Вот, пожалуй, все предварительные замечания. Теперь, как это принято на нашем сайте, я сначала расскажу об истории города, где мне довелось провести не худший в моей жизни день, а потом – о том, что я увидел там исторического.

История Тбилиси в контексте истории Грузии

Попытавшись составить краткую, но связную историю Тбилиси, я тут же столкнулся с непреодолимыми трудностями. Оказалось, что литературы по этому предмету практически нет. Мне удалось достать некоторые книги, которые частично развеяли мрак, но все равно пришлось собирать данные по крупицам, часто компилировать разные источники, или выбирая ту версию, которая кажется непротиворечивой, или, чаще, приводить все точки зрения. Мне хорошо известно, что в нынешней непростой политической ситуации история зачастую используется как аргумент в сиюминутных спорах. Хочу сразу предупредить, что я старался писать исключительно объективно, да и не разбираюсь я в политических перипетиях настолько, чтобы сознательно лить воду на чью-то мельницу.

И последнее. Этот текст был бы невозможен без знакомства автора с сайтом “Мой Тбилиси”, по-моему, превосходным. Очень рекомендую, тем более, что у автора есть передо мной явное преимущество: он сам из Тбилиси, стало быть, видит каждый день то, что я узрел лишь мельком.

***

История Грузии гораздо “длиннее”, чем история ее столицы. Тбилиси относится к “новым” городам, если так позволительно выразиться - второй волны градостроительства, которая прошла по Кавказу примерно в 3-5 вв по РХ или несколько ранее. “Новыми” эти города могут считаться, конечно же, лишь относительно еще более старых, античных центров.

Если верить грузинским историкам, самые старые государственные образования на территории Восточной Грузии (Иберии, в противовес западной, Колхиде, различия между которыми ясно видны и сейчас) относятся к 12 в до РХ (государство Диаохи). Коли не брать такую седую старину, то Иберийское царство (Картли) известно с 6 в до РХ (со столицей в городе Мцхета, километрах в 60-ти от Тбилиси). Эти государства враждовали сначала с царством Урарту, потом с римлянами.

Некоторые историки полагают, что Тбилиси возник еще до Рождества Христова. В обоснование этого они приводят известие, почерпнутое, кажется, из одной-единственной хроники. Как известно, название “Тбилиси” происходит от грузинского “тбили” - теплый. Имеются в виду теплые серные источники, в изобилии бьющие в самом центре города. Летопись толкует дело так, что некий царь Парнавоз (приводятся даты его правления, 302-327 гг до РХ; правда, сам я первоисточника не видел и не знаю, есть они в тексте самой летописи, или это суть экстраполяция современных историков) охотился на оленя. Олень, истекая кровью, упал в лужицу с теплой водой (там, где сейчас бани, у подножия крепости), тут же вскочил, исцеленный, и был таков. Царь изучил свойства воды, и устроил курорт, который и дал начало городу.

Стоит ли верить этому преданию вполне? Ведь ясно, что крепость Нарикала (тбилисская цитадель) построена была для контроля за перемещениями караванов вдоль русла реки Куры, и надо думать, что именно эта прозаическая цель двигала основателями города, а уж потом они открыли и целебные свойства воды. Теперь разберемся с хронологией. Конечно, есть еще более “крутая” легенда, якобы крепость Нарикала заложена была еще Александром Великим. Но про царя Парнавоза, как ни старался я, не нашел никаких других упоминаний в истории. Скорее всего, это местная легенда, зафиксированная летописцем.

Основание города. С 63 г по РХ Западная Грузия подпадает под власть римлян, а восточная принимает статус “друга и союзника” Рима, то есть вассалитет. Однако, такой правитель, как Фарсман II (116-132 гг) почти не считался с Римом, что не мешало ему удостоиться в “вечном городе” теплого приема. В начале 130-х гг мы видим, как Фарсман II побуждает алан напасть на Парфию, заодно и на Рим. Однако, свобода продолжалась недолго. В течение 3 в Картли переходит под власть персов. Вероятно, персы осуществили ползучую экспансию, отхватывая понемногу землю и полномочия у грузинских царей. Дошло до того, что правил в восточной Грузии персидский наместник, и лишь позже в таком качестве персы стали признавать представителей местной аристократии, которая, однако, полностью находилась под персидским контролем. Именно в этот непростой период и возникает небольшая поначалу крепость, которой дали имя Тбилиси.

Разберемся сразу с топографией (рисунок 2). Первоначально “Тбилиси” – это крепость, которая сегодня называется Нарикала, и небольшой посад вокруг нее. Одновременно на противоположном берегу Куры строится другая крепость, со своим посадом, Исани, которая поначалу считалась отдельным городом. Наконец, вниз от Тбилиси-Нарикала, там, где сегодня один из живописнейших районов старого города, Кале, был третий город, который так и назывался – Кале. В процессе развития урбанизации Тбилиси, Исани и Кале слились в один Тбилиси, но когда это произошло, никто, конечно, точно не скажет, потому что люди по этому поводу не принимали каких-то особых постановлений.

Когда точно основан Тбилиси, не знает никто. Самая последняя точка зрения – что Тбилиси как таковой очень стар, Исани моложе (вторая половина 4 в по РХ), а про Кала вообще достоверно мало что известно.

Первое упоминание Тбилиси на страницах хроник связано с тем, в 386 году по РХ наместник парфянского царя обосновался в тбилисской крепости, дабы наблюдать за деятельностью грузинских царей (благо их столица Мцхета – неподалеку). В 326 году Картли принимает христианство, и это вызвало беспокойство огнепоклонников-персов. Скорее всего, наместник сел в крепости Исани, которую нарочно для того и построил. Ясно, что собственно Тбилиси к тому моменту уже был. Насколько город древнее этой летописной даты? На мой взгляд, основание Тбилиси можно с большой вероятностью отнести к временам “вольницы” Фарсмана II, то есть ко 2 в по РХ. Во всяком случае, археологические раскопки на площади Ираклия II помогли извлечь из земли множество вещей, самые древние из которых – III в по РХ.

Начало. Правление царя Вахтанга I Горгасали (примерно 447-502 гг) – это время попыток избавления от персидской зависимости, хотя само “прозвище” царя – персидское (“Горгасали” - по-персидски “волчья голова”, такое изображение было у него на шлеме). Не случайно, что именно при нем Картли начинает выпуск своей монеты – пока по образцу иранской (сасанидской). Для реализации своего плана Вахтанг резко поднял значение Тбилиси и усилил его. Очевидно, ему удалось удалить из Тбилиси персидского наместника. Вахтанга I называют даже основателем Тбилиси, настолько много он в городе построил, но это, конечно, не так. Развивая свой план, Вахтанг организовал восстание, которое захлебнулось в сопротивлении местных феодалов и в конечном счете стоило царю жизни. Его преемник царь Дачи (502-514) успел совершить следующий логический шаг – он переносит столицу Картли из Мцхеты в Тбилиси. Древняя Мцхета отныне осталась уделом духовных владык.

Но в 532 году персидский правитель ликвидирует царскую династию в Грузии, превращая эту страну в провинцию своей империи. Лишь к середине 6-го столетия грузины настояли на том, чтобы персы выбирали из их среды эрисмтавара, правителя Картли. На эти уступки шаха подвигли неудачи в войне с Византией (542-562 гг), когда ему пришлось уступить Западную Грузию, ставшую провинцией Византийском империи. Именно в это время чекан грузинских монет становится регулярным: как от имени собственно правителей Картли (Гуарама и Стефаноза I), так и анонимных, по типу сасанидских.

Следующая война с Византией (но теперь в нее вовлечены тюркюты и хазары) разгорелась в 627-628 годах, причем Тбилиси попадает в самый центр событий.

Для нас важно видеть, как бурно вырос город за те примерно 300 лет, что прошли с момента его основания. Византийский император Ираклий с юга, тюркюты и хазары с севера, пришли под Тбилиси, соединились (причем Ираклий расцеловался с хазарским вождем и пообещал выдать за него свою дочь), и принялись осаждать “изнеженный, торговый, славный и великий город Тбилиси”, как говорит летопись. Однако, “изнеженный” держался очень стойко, и взять его слету не удалось, в чем современники видели заслугу грузинского правителя Стефана. Ираклий, видя свою неудачу, порешил распустить большую часть гарнизона, после чего понемногу разбежались и те, кого оставили для продолжения осады. В еще осажденном Тбилиси наступило ликование. Ираклия со стен называли “козлом”, в чем император усмотрел доброе для себя предзнаменование, поскольку в книге пророка Даниила сказано, что Козел с запада подчинит Овна с востока. Осенью 627 года Ираклий окончательно снимает осаду и совершает яркий рейд по тылам противника, в январе 628 подступая вплотную к столице персов Ктесифону. Персы произвели переворот, убив шаха Хсорова и поставив на его место Кавада, который предложил грекам мир. И, хотя у греков были все возможности для полной победы над Персией, они почему-то согласились. Хазары тем временем решили отомстить Тбилиси за нанесенный позор, и взяли город, предав его страшному разграблению (628 г). Рассказывают, что хазары были поражены обилием золота, в том числе в монете, и прочих украшений, которое огромной горой насыпали перед каганом. Этот успех хазар можно объяснить истощенностью сил персидской державы после смены династии и фактического падения столицы. Представитель персидской администрации и грузинский правитель были казнены перед лицом хазарского правителя.

Под зеленым знаменем. То, что произошло в персидском государстве после разгрома, учиненного Ираклием, трудно назвать иначе, как разброд и шатание. Понятно, что Грузия в этот период была в значительной степени предоставлена сама себе. Между тем на юге зрела новая сила, которая буквально через несколько десятилетий обратила в пыль и победы греков, и остатки пораженной Персии: арабы. Ослабленные хазарами, тбилисские власти предпочли в 654 году заключить с юным Арабским халифатом “охранную грамоту”. Договор подписали картлийский эрисмтавар Стефаноз II и арабский полководец Хабиб бен Маслам. Согласно документу, Грузия платила налог, от которого были освобождены те, кто примет ислам. По сути, это означало вассалитет Грузии по отношению к Арабскому халифату.

Зависимость ослабла, когда в халифате разгорелись междоусобицы, и в 680-е годы грузинам удалось выгнать арабских “наблюдателей” с территории страны.

Реакция не заставила себя ждать, как только халифат пришел в себя. В 697 году мы снова видим арабских воинов в горах Кавказа. Им активно противодействовали византийцы и особенно хазары. В 720-х годах в Картли прибыл арабский полководец Джарах, который сделал условия “охранной грамоты” еще более тяжелыми (увеличил налоги). Завязав войну с хазарами, он вел ее с переменным успехом, но в итоге и сам пал, и довел страну до полного разорения. В 735 году Тбилиси взят арабским военачальником Мурваном, и стал центром так называемого Тбилисского эмирата в составе Арабского халифата. Этому не могли помешать даже хазары, которые в 764 году на короткий срок заняли Тбилиси и взяли в плен тамошнего правителя.

Основателем эмирата чаще всего его и называют - Мурвана бен Мухаммада Кру (Кру - “Глухой”, так его прозвали за глухоту к просьбам). Однако, тут есть одна загадка. Имеются монеты, битые арабами в Тбилиси еще до похода этого полководца (в самом начале 8 в). Из этого некоторые историки полагают, что Тбилисский эмират образовался около 700 года, но эмир чувствовал себя неуверенно, для чего и потребовалась акция 735 года. На долгие столетия центр христианской Грузии стал центром исламского государства. Все это время грузинское государство существовало, оттесненное от столицы, и (до 978 года; по другим данным – до 1002) в раздробленности.

Халиф аль Муста`ин, чекан Тбилиси, 863 год

Эмир – это правитель, над которым есть другой правитель (титул “эмир” соответствует русскому “князь”). Тбилисский эмир не раз пытался освободиться от власти халифа. Источники показывают, как правители Тбилисского эмирата то попадали в опалу, заподозренные в сепаратизме, и ехали оправдываться в Багдад, то возвращались на свои места. Иногда центральная власть применяла против тбилисского эмира силу. Одним из таких “мечей возмездия” стал полководец Буга ал-Кабир аш Шараби, или Буга Тюрк. Некогда раб из тюрок, этот человек благодаря талантам стал командиром над огромной армией тюркских наемников и правителем подчиненной халифату Армении. Отправившись по приказу халифа на Кавказ, он 8 мая 853 года взял Тбилиси, убив эмира Саака. Однако, ослабление Халифата прогрессировало. В итоге в 880-е годы Тбилисский эмират становится самостоятельным государством. Власть эмира отныне стала наследственной (династия Джафаридов).

Как всякая уважающая себя династия, Джафариды чеканили монеты. До 947 года в Тбилиси выпускались общеимперские дирхемы (серебряные монеты) и золотые (динары), на которых стояло слово "Тифлис", далее Джафариды начинают полностью независимый чекан. Почти все монеты происходят из двух больших кладов, один из которых найден прямо в городе, в квартале серных бань, да еще в 70-е годы рыбак-любитель достал из Куры возле Метехского моста горсть монет. Изучая нумизматику Джафаридов, видишь, что они были в курсе тогдашней мировой политики (например, долго не признавали законность отречения от престола халифа ат-Таи, упрямо продолжая ставить его имя на монету), и понимали в экономике (когда мир потряс серебряный кризис, эмир Али принялся, как положено, постепенно снижать пробу своих монет). Когда мы видим, что в 1023 году тот же Али помещает на монете слово "могущество", то догадываемся, что он победил какого-то врага. Монеты Джафаридов охотно принимались для платежа и за пределами эмирата.

Дирхем Али б Джафара начала 11 в.

После обретения независимости начинается новая фаза жизни эмирата – борьба за существование, теперь уже с грузинскими царями, которые мечтали вернуть древнюю столицу. Тбилисский эмират неуклонно терял свои территории. Если в момент своего образования тбилисский эмир контролировал весь Картли, то под конец в его власти был лишь крошечный клочок земли возле столицы.

Драматические события развернулись в Тбилиси в первой половине 11 в. Липарит Багваши, крупный грузинский феодал и начальник одной из крепостей, хитростью выманил из Тбилиси эмира Джафара, и захватил его в плен (1032 год), предложив царю Баграту IV (1027-1072) занять пустующий город. Однако, Баграта обступили другие феодалы, которые позавидовали успеху Липарита. Они стали говорить Баграту, что такой шаг восстановит против грузин “весь мир”, после чего Джафара отпустили. Одумавшись, Баграт осадил Тбилиси, но с 1037 по 1039 так и не смог его взять. Два года осады измотают кого угодно, и эмир готов был бежать. Однако, противники Липарита (именно он и был вдохновителем осады) стали говорит Баграту, что к Джафару движется сильное войско, и стоило бы заключить с ним мир, что Баграт и сделал. Липарит озлобился на царя, вошел с ним в конфликт, непомерно усилился, однако в итоге упал со своих высот, и конец жизни провел в одном константинопольском монастыре, под защитой греков, с которыми так хорошо воевал в начале своей карьеры.

Эмират был обречен. Власть Джафаридов клонилась к упадку. С 1080-х гг городское самоуправление, прежде выполнявшее лишь служебные функции, оттеснило эмира от власти. Однако, вернуть Тбилиси и ликвидировать эмират удалось только царю Давиду (правил 1089-1125), известному под прозвищем Строитель (другой перевод - Восстановитель). В 1122 году он освобождает город, и сразу делает его столицей своего крепнущего государства. Интересно, что чиновник, управлявший теперь городом, все равно называется “амир”, то есть эмир.

Время величия. Примерно сто последующих лет Грузия – ведущее государство региона. Тбилиси резко расширяется, к началу 13 в в нем живет порядка 140 тысяч человек. Во многом это стало следствием гуманной политики Давида Строителя и его преемников. Арабские авторы говорят, что Давид, подчинив Тбилиси, обошелся без жестокостей к мусульманам, более того, наделил их большими привилегиями и сам стал чеканить серебряные монеты, на которых арабскими буквами поминал султана, халифа, и приводил имя Аллаха и пророка Мухаммада. Себя на монетах Давид именовал "царь царей, меч Мессии". Эти монеты еще не найдены, однако, точно такая известна от преемника Давида Строителя, Давида V.

"Меч Мессии" расправлялся с мусульманскими государствами, возникавшими в южном “котле” одно за другим, и поддерживала осколки Византии, как, например, Трапезундскую империю. Стены Тбилиси помнят царицу Тамар (1184-1207), которая подчинила своей власти все Закавказье. Мало кто знает, что в 1185 году она вышла замуж за сына владимирского князя Андрея Боголюбского, Юрия. На этом настоял эмир (“мэр”) Тбилиси Абдул Асан Амир-Курд Арцруни, который держал торговлю с севером, и надеялся таким путем получить чисто коммерческие преференции. Этот эмир был, судя по арабо-армянской фамилии, из обласканной Давидом старой знати, еще из времен эмирата.  Он рассказал Тамар, что встретил в ставке кипчакского (половецкого) хана Севенджа русского князя, изгнанного из России после смерти его отца. Этот Севендж был родственником Юрия, потому что сам Андрей Боголюбский был женат на дочери половецкого хана Аепы. Есть мнение, что “эмиры” Тбилиси хотели усилиться через этот ими организованный брак, поскольку были недовольны тем, что утратили полноту власти в городе. Брак готовили в такой спешке, что и жениха привезли раньше времени, и царицу, еще молодую, в известность не поставили. Брак развалился через два года из-за плохих манер мужа – он пил. На самом деле, вероятно, эмиры разочаровались в способности русского князя заключать сделки с Русью и степью. Об этом косвенно свидетельствуют последующие события. Юрий из Грузии поехал в Константинополь, очевидно, учиться коммерции. В 1191 он вновь попытался вернуться в Тбилиси, заключив ряд торговых договоров, но неудачно. С 1193 мы видим Юрия только в Константинополе, где он и умер.

Уже при сыне Тамар, Георгии IV (1213-1223), Грузия стала постепенно клониться к упадку. Нашествие монголов застало Грузию, как и Русь, в состоянии раздробленности. Феодалы вмешивались не только в политику царя, но и в его личную жизнь. Восстания покоренных при Тамар мусульманских областей пока подавлялись, но тут на сцене появляются монголы.

Время (и бремя) ильханов. Тактика, выбранная монголами при проникновении в Грузию, совсем не похожа на их поведение в России. Если Россия была захвачена сразу и вся (по большому счету, двумя мощными ударами), то в Грузии все началось со спорадических набегов. Мешали горы. Грузия готовилась было помогать крестоносцам в походе против арабов в 1217, но именно в этом году монголы показались на границах царства. В 1120 году, разгромив Азербайджан, монголы проникли в Грузию и в первом же сражении разбили войско грузин. Впрочем, тогда они не стали укреплять свой успех, и удалились прочь. После последовало еще два набега. В одном из сражений с монголами Георгий был ранен, и умер в 1223 году. Ему наследовала Русудан (1223-1245), правление которой начиналось в обманчиво спокойной обстановке: монголы, кажется, оставили идею покорить Грузию. Но неожиданно Тбилиси испытал самое страшное разорение в своей истории, и не от монголов, а от тех, кто пытался организовать мировой фронт борьбы с ними.

Катастрофа 1226 года была сколь неожиданна, столь и нелепа. Незадолго до описываемых событий правитель Средней Азии Мухаммад Бен Текеш был разбит монголами, захватившими всю территорию его обширного Хорезмийского государства. Сын Мухаммада, Джелал ад Дин, не желал покоряться, и двинулся на Ближний Восток, то разыскивая союзников, то пробавляясь грабежами. Во время агрессивной фазы своей деятельности он вторгнулся в Грузию, и обманом взял Тбилиси, причем обошелся с жителями крайне жестоко, истребив порядка ста тысяч человек. Рассказывают, что он провел по мосту (который с тех пор называется Мост Мучеников; по другим данным – все это было на Метехском мосту) все население города, заставляя людей плевать на икону Богородицы. Тех, кто этого не делал, ждала смерть. Этот поступок историки потом приписывали всем последующим захватчикам.

Налет азиата все же не имел бы столь сокрушительных последствий, если бы не монголы, которые дышали в спину Джелал ад Дину. В конце концов последыш хорезмшахов где-то сгинул, а монголы в 1235 году начали массированное наступление на страну. Царица Русудан перебирается из Тбилиси в Кутаиси. Вероятно, она без боя сдала разрушенную перед тем столицу. Во всяком случае, о каком-то особом штурме монголами Тбилиси источники не сообщают (видимо, нечего было штурмовать и некого убивать). В итоге Русудан заключила с монголами мирное соглашение (1243), после чего Грузия вошла в состав государства ильханов. Тбилиси оказался на пограничье с другим монгольским государством, Золотой Ордой, с которой ильханы постоянно воевали.

Условия договора были примерно такими же, как с Россией (типовой документ!) Монголы признавали права правящего дома, однако, сами назначали царя по предложению грузин. Кроме того, Грузия должна была платить монголам дань, и поставлять своих людей в монгольское войско. Русудан вернулась в Тбилиси, и послала к хану на утверждение своего наследника, Давида. Ему пришлось ехать далеко, в Каракорум (нынешняя Монголия), потому что Монгольская империя была еще единой, и все вопросы решало центральное правительство. Вероятно, не дождавшись его возвращения его, царица умерла в 1245.

Великий каан Мунке (Каракорум, Монголия) Чекан Тбилиси, середина 13 в.

До 1247 года грузинам пришлось ждать утверждения нового правителя, пока наконец на престоле по воле хана не появилось сразу два царя, причем оба Давида – VI и VII. Давид VI, сын Русудан, в 1259 году отлагается от монголов, скрывшись в Западной Грузии, и до своей смерти в 1293 не прекращает сопротивления. Давид VII проводил более гибкую политику, и недаром этот царь вошел в историю с прозвищем Улу, которое по-татарски значит “Великий”.

Наследник этого Давида, Деметре II (1270-1289), повторил судьбу некоторых русских князей – явившись к монголам, он был казнен в ханской ставке, за что народ прозвал его Самопожертвователем. Деметре оказался вовлечен в заговор против хана. Узнав об этом и наказав непосредственных заговорщиков, хан вызвал Деметри к себе. Не явиться – значило обречь Грузию на карательный поход. Деметри поехал, и имел шансы выкрутиться. Однако, “смотрящий” при нем, некто Кутлу Буга, которого Деметри “обижал”, предложил хану утвердить на грузинском престоле Нарина Вахтанга. Хану понравилась эта идея, и Деметри был казнен. За свое бурное правление он успел провести ряд мирных мероприятий, в частности, перестроил в Тбилиси знаменитый Метехский храм, описание которого вы прочтете ниже. Вахтанг II стал править (до 1292 года), видимо, не конфликтуя с монголами.

Ильханы. Хан Аргун (1284-1291). Чекан Тбилиси

Утвержденный после него на троне Давид VIII (1293-1311) проводил политику подчас открытого неподчинения ханам, которая, опять же как и на Руси, выражалась во вмешательстве во внутренние дела монголов. Именно, уже через два года после его воцарения случилась при дворе ильханов замятня, причем Давид имел неосторожность поддержать не Гасан Хана, который в итоге воцарился, а его соперника. Гасан-Хан по этому случаю вызвал Давида к себе, но Давид скрылся в Мтиулети. Монголы посадили в Тбилиси сначала одного брата Давида, потом второго, но в итоге все три брата не стали помирились, и Давид вернулся в Тбилиси, причем ильханы с этим поделать ничего не могли.

Наконец, Георгий V (1314-1346) практически освобождается от власти ильханов. Как же он это делает? Так, как и Иван Калита в далекой Москве примерно в то же время (но с большим успехом). Подружившись с Чобаном, который сидел у трона при малолетнем Абу Саиде, Георгий выбивает право самому собирать дань, накапливая тем самым значительные богатства. Он тонко заигрывал с султаном Египта, другом Золотой Орды и противником ильханов. Не пренебрегал и Западом: именно по его наводке римский папа переносит центр миссионерской деятельности католиков из Смирны в Тбилиси. Одновременно он жестоко наказывал мелких феодалов, прибегая для этого прямо-таки к московскому коварству. Наконец, Георгий дождался своего момента. В 1327 Абу Саид, возмужав, убивает Чобана. Для Георгия это был прекрасный и фактический, и формальный повод покончить с зависимостью от ильханов. Он прогоняет монгольские войска. Таким образом, грузинскому царю тактика Ивана Калиты принесла плоды куда быстрее, чем его северному коллеге: Георгию самому суждено было увидеть результаты своих усилий.

И все бы хорошо, но в конце 14 в грузинам, как и русским, напортил Тохтамыш, хан Золотой Орды. Он, выкормыш Тимура, среднеазиатского правителя и непобедимого полководца, решил вступить с ним в баталию и отобрать земли, принадлежавшие некогда ильханам (династия их давно пресеклась, но наследники остались). Царь Баграт V (1360-1393) повторил ошибку многих, и сделал ставку на Тохтамыша. Этот выбор можно объяснить: выше мы видели, что Грузия часто опиралась на Египет, союзника Золотой Орды, в борьбе с ильханами, да и то, что Тимур окажется “бичом Божьим”, никто не мог предвидеть. Тимур решил наказать Грузию. В 1386 году, зимой, Тбилиси пал, Баграт попал в плен. В плену, чтобы его не казнили, он принял мусульманство, но договорился со своим сыном, который подкараулил с отрядом арьергард Тимура и истребил его полностью. В 1387 году последовало возмездие, но Бог пожалел Грузию – Тимур узнал, что активизировался Тохтамыш, да и земли в Иране, им еще не покоренные, выглядели более легкой добычей. В 1394 Тимур снова появился на Кавказе. Не став связываться с грузинами, он пошел на север, где в 1395 разгромил Золотую Орду. Пока Тимур отдыхал и готовился пойти на Индию, грузины отбили одну свою крепость у солдат Тимура. Вернувшись из Индии, в 1399-1400 годах Тимур снова отправился на Грузию, и в 1400 вторично взял Тбилиси. Наконец в 1401 году грузины заключают с Тимуром соглашение, по которому Грузия платила дань и выставляла среднеазиатскому полководцу свое войско. Надо признать, это – редчайший случай, когда Тимур вообще вступал в переговоры. Однако, даже после договора было еще одно столкновение с Тимуром, на западе страны, и, что характерно, оно закончилось новым договором, правда более тяжелым. Впрочем, по этому документу Грузия сохраняла свою христианскую веру, что также было крайней редкостью в дипломатической практике Тимура.

Центр разделенной страны. Со смертью Тимура (1405) Грузия, казалось, могла вздохнуть свободно, однако, на Ближний Восток пришли новые племена из Средней Азии, туркмены, на короткий срок создавшие в грузинском “подбрюшье” свое государство. В изнурительной борьбе с ними пал как царь Георгий VII (1407), так и его наследник Константин, которого туркмены умертвили в плену (1412). Следующий правитель, Александр, поначалу успешно сопротивлялся, и даже снискал лавры на международном поприще, отправив посольство на церковный собор во Францию, однако, в 1440 году туркмены разоряют Тбилиси. Измотавшись в борьбе, Александр через два года отрекается от престола и уходит в монастырь.

Туркменская угроза как пришла, так и ушла (оба их государства, Кара Коюнлу и Ак Коюнлу, оказались непрочными), но тут подняли голову турки-османы, и Грузия должна была включиться в общеевропейскую кампанию против них. Однако, не включилась. При Георгии VIII (1446-1466) страну захлестнули феодальные распри. Тбилиси переходил из рук в руки. Царь уже потерял собственную столицу. В итоге в самом конце 15 в страна распадается на три царства и одно княжество, постоянно враждовавшие между собой. Таким образом, и на Руси, и в Грузии 15-й век прошел в борьбе с внутренним врагом, но результат был разный – в России колоссальной кровью удалось сплотить княжества возле Москвы, в Грузии “парламент” официально признает ее распад. Тбилиси стал столицей Картлийского царства.

Цари, сидевшие в Тбилиси, не хотели смиряться с тем, что границы их владений видны с городских стен (фигуральное выражение, заимствованное нами от одного греческого поэта). Особую активность проявил Константин II (1478-1505), который затеял большую войну, и даже искал союзников за границей, однако в конце концов получил от “парламента” совет – не препятствовать распаду страны. “Пусть время все рассудит”. Константин покорился.

Иранский синдром. Время, конечно, рассуждает, но медленно. Иран, где к тому времени утвердилась династия сефевидов, проявил активность на северном направлении и стал подчинять себе княжество за княжеством. В 1541 году дошла очередь и до Тбилиси, которую взял шах Тамаз. Царь Луарсаб I (1527-1556) в это время находился на похоронах своего сына, и потерял свою столицу. Он развязал против шаха партизанскую войну, затем, когда шах еще несколько раз вторгался в царство, упорно сопротивлялся, но Тбилиси так и не вернул, и пал в бою с одним из северных кочевых племен. В 1561 году его наследник Симон I (1556-1569;1578-1600) попытался освободить Тбилиси от иранских наместников, но безуспешно. Тем временем шах пошел на мудрый шаг – он поставил в Тбилиси править брата царя, Дауд хана, принявшего ислам и полностью перешедшего в лагерь иранцев. Несмотря на все попытки, Симон так и не смог выжить брата из столицы. В 1569 году сам Симон попал в плен к иранцам, и утешался лишь тем, что Дауд Хану подчинялся только Тбилиси и его окрестности, за пределами же столицы царил полный хаос. Но тут турки разбили иранцев и взяли под контроль весь Кавказ, в том числе Тбилиси (1578 год). Иранцы тогда освобождают Симона из плена и бросают его против турок. Симону буквально на несколько дней удалось освободить город (1600), но из Стамбула уже шла большая армия. Турки захватили Симона в плен, где он и умер в 1611 году. Впоследствии грузины за большие деньги выкупили у них его прах.

Тем не менее, вскоре иранцы выгнали турок, а грузинские цари остались полными их вассалами. Последнее сопротивление иранской экспансии оказал царь Луарсаб II (1606-1614), однако добился лишь того, что в 1614 году шах Аббас (самый яркий правитель Ирана этого времени) вторгся в страну, жестоко разорил Тбилиси, а самого царя казнил в плену.

Мои читатели из Тбилиси, узнавшие об этом проекте с гостевой книги сайта "Мой Тбилиси", любезно сообщили мне, что есть такая легенда: будто бы, насытившись жестокостями (например, Аббас 2 раза убил по 20 детей), он построил в районе Чугурети монетный двор и осуществил чеканку некой монеты. И ведь что интересно, монеты, которые выпускал этот двор, на самом деле есть, и, видимо, работал он долго:

Аббас II, Тбилиси, 1659. Надчеканка - датский город Коломбо на Цейлоне (!)

В 1639 году закрепляется новый порядок – Иран и Турция делят сферы влияния так, что на востоке Кавказа (в том числе и в Тбилиси) правит иранский шах, на западе – турки.

С тех пор в Тбилиси господствует иранский стиль и вкус. Особенно показателен пример царя Ростома (1633-1658), который был мусульманином, рос в Иране, и до занятия престола правил городом Исфаханом. Введя в страну иранские гарнизоны, и подавляя восстания против Ирана местных феодалов, царь добился того, что Грузия переживала экономический подъем. Его преемник Вахтанг V (1658-1675) также принял ислам и вместе с ним имя Шах-Наваз. Так он и называет себя на своей печати, чисто персидской по облику; надпись на ней сообщает, что тот, кто "обратит лицо к Аллаху", будет так же обласкан правителем Ирана, как владелец этой печати. Такие печати ставили на документы все цари Грузии этого периода, до Ираклия II, заключившего с Россией Георгиевский трактат.

Печать царя Вахтанга V

Другой правитель, Георгий XI (1675-1709), в попытке освободиться от власти Ирана просил помощи у турков, но кончил тем, что сначала потерял престол (а ставил и смещал царей шах), потом вернул его, но … без права царствовать, а с приказанием воевать в афганцами, где царь без царства и сложил голову. Еще более ярка и поучительна судьба Вахтанга VI, который начал царем в Тбилиси (1716) а окончил изгнанником в России. Чтобы получить трон, он вынужден был принять ислам. Еще в Иране, пока шах требовал ислама, а Вахтанг упорствовал, будущий царь снесся с послом Петра I, что тяжкой тенью легло на его карьеру. В 1722 году пришла пора проверить свои политические наклонности. Иранский шах Султан Хусейн оказался заперт в столице, которую осаждали афганцы. Петр начал поход против Ирана – якобы ради возвращения на трон законной династии; однако, в случае успеха, иранцы должны были уступить большой кусок земли на Кавказе. Шах требовал, чтобы Вахтанг помог ему в борьбе с афганцами. Помощь Вахтангу в противостоянии с шахом предлагала Турция. Вахтанг сделал ставку на Петра. И, хотя “парламент” был против, царь решил поддержать Петра 40-тысячной армией, пришел к месту сбора, но так и не дождался союзника: столица иранцев, Исфахан, пала, и Петр, немного повоевав с местными феодалами, отправился домой. Правитель Кахетии Константин в 1723 году приступом берет Тбилиси. В том же году Тбилиси оказывается в руках турок, откуда они уходят по договору с иранским шахом Надиром в 1736 году.

Османская оккупация Тбилиси. Ахмад III. Тифлис, 1723.

Вахтанг бросает все и едет в Россию, чтобы встретиться с Петром. В России он и остается. Он несколько раз ездит в Иран в качестве посла, но его миссии оказываются не слишком успешными. Он умирает в Астрахани, хотя на закате карьеры шах снова просит его вернуться на царство (правда, при условии личной аудиенции, что могло быть чревато). Вахтанг не был единственным, кто выбрал Россию и стал в итоге помещиком в этой столь заманчивой издали стране. Хороший пример – царь Кахетии Арчил, который в конце концов оказался крепостником в Нижегородской губернии.

Монета, битая в Тифлисе султаном Хусейном, 1719 год

И тут пришла Россия. Ираклий II, эта великая и трагическая фигура, поначалу выбрал тактику опоры на собственные силы. Бывши сначала царем Кахетии, он вскоре из рук царя Картли Теймураза, отъезжавшего в Иран, получил Картли, победил тех, кому это не нравилось, и в 1749 году выгнал из Тбилиси иранский гарнизон. Время для этого было подходящее – в 1747 году иранцы убивают своего шаха Надира, и страну охватывает смута. В 1762 году, после смерти Теймураза, Ираклий смог объединить Картли и Кахетию, то есть выполнить историческую задачу, вставшую перед страной еще в конце 15 в.

Ему пришлось активно воевать не столько с иранцами, сколько с горными народами и турками. Тут-то он мог бы понять, чего стоит слово иного российского офицера. В 1768 году началась Русско-турецкая война, и, по замыслу Петербурга Ираклий должен был пойти против турок на кавказском фронте вместе с генералом Тотлебеном. Но Тотлебен бросил Ираклия, более того, в его отсутствие (пока Ираклий таки воевал с турками) принялся захватывать грузинские города, взяв сторону феодалов, недовольных Ираклием. Это заставило Ираклия спешно заключить с турками мир.

Однако, в 1784 году именно Ираклий отдает Грузию под протекторат России. Про это событие написаны десятки книг. Насколько на самом деле безвыходным было положение Ираклия, действительно ли только Россия могла ему помочь? Ограничимся тем замечанием, что в 1784 году, очевидно, Ираклий не видел другого решения.

Сразу после подписания Георгиевского трактата на Грузию обрушился горец Омар хан, однако Россия не смогла или не захотела поддержать нового союзника. В 1786 году Ираклий пытается отложиться от России, и ищет опоры среди правителей Востока, но ему уже никто не верит. Наконец, в 1795 году на Тбилиси движется Ага-Мухаммад хан, иранец, победивший своих соперников и утвердившийся на престоле. Завязалась страшная битва. Иранцы готовы были повернуть назад, но предатель сообщил им, что грузин на самом деле мало. Иранцы наперли, Ираклия с поля боя насилу спасли родственники (старику уже было 75 лет). Иранский правитель взял Тбилиси и подверг его страшному разорению, со следами которого мы еще встретимся в прогулках по городу. Ираклий так опечалился, что больше не вернулся в столицу, и в 1798 году умер.

Монета последнего царя Георгия XII, 1798 г

Наконец помощь от русских пришла. В начале 1800 года русские вместе с грузинами разбили войско Омар хана, одного из горных владетелей, но радости от этого не было уже никакой. Стана была раздроблена. Князья сидели по своим имениям и не желали подчиняться наследнику Ираклия, царю Георгию XII. Георгий тайно вносит в трактат (договор с Россией) пункты, по которым Россия могла вмешиваться во внутренние дела Грузии. 18 апреля 1800 года император Павел издал указ об упразднении царства и его прямом присоединении к России. Готовился поход вместе с Наполеоном против Индии через Иран, который не состоялся, потому что Павла убили. В упраздненном царстве еще сидел царь Георгий, который умирает в декабре 1800 года. На трон всходит Давид. После долгих колебаний новый император Александр I 12 сентября 1801 года подтверждает указ Павла. Давид покидает трон, царская династия прерывается. С 1801 года мы видим в Тбилиси русского наместника.

Русская монета для Грузии, 1810

Но и России это не принесло плода. Сердце Кавказа, прежде всего Чечня, оказалось теперь как бы белым пятном на карте империи, и война с горцами, в принципе не нужная России, кроме как ради округления границ, бросила мрачную тень на весь 19-й век и продолжает это делать еще сегодня. Но это – уже другая история.

Что можно увидеть в Тбилиси

Как я уже говорил, мне случилось провести в Тбилиси всего один день. Помимо краткости самой поездки, я был занят служебными делами, и почти не имел свободного времени. Поэтому многие интереснейшие памятники я либо не видел, либо фотографировал их из окна быстро движущейся машины, либо же любовался ими издалека. Со скидкой на эти обстоятельства и стоит приступать к чтению моих записок, которые, конечно же, не претендуют на полноту.

Тбилиси лежит в долине, которую прорыла река Кура (рисунки 3,4). В самом узком месте, где река бежит между двух теснин, и возник город. Там, кстати, и выходы горячих серных источников, с которыми легенда связывает основание Тбилиси, а филология – имя города. С двух крепостей, которые встали на противоположных берегах Куры, мы и начнем наш рассказ.

Цитадель Нарикала. Куда ни пойдешь по старому Тбилиси, она видна отовсюду, если только дома не загораживают (рисунок 5). Место для строительства крепости выбрано на редкость удачно: дорога, идущая вдоль русла Куры, обстреливается насквозь. Отсюда видно, что Тбилиси и задумывался как военная база для контроля за дорогой.

Со времен владычества ильханов утвердилось принятое ныне название цитадели - Нарикала; это имя происходит от татарского “кале” (“скала, крепость”) и монгольского “нарын” (“малый”), то есть - Малая Крепость. Прежде крепость называлась Шурис Цихе, или Крепость Зависти (возможно, или потому, что обладать ею было делом завидным, или от того, что Мцхета должна была завидовать Тбилиси). Посад прямо под крепостью, в районе горячих источников, с самого своего основания назывался “Тбилиси”, “теплый”.

Скорее всего, именно Нарикала – самая первая постройка в Тбилиси. Когда она могла быть заложена? Раскопки на территории цитадели велись очень нерегулярно. По последним данным историков, крепость должна была возникнуть во 2-3 вв по РХ. Когда царь Вахтанг IV в середине 5 в взял контроль над городом, первое, что он должен был сделать – усилить цитадель. Археологи действительно фиксируют в кладке крепости и в культурных слоях на ее территории отложения 4-5 вв по РХ. Но особенно масштабно расширили ее арабы в 7-8 вв, и в одной из башен (Шах Тахти) устроили обсерваторию. В своем нынешнем виде крепость являет собой яркий образец именно арабской фортификации, и это – важнейший памятник времен Тбилисского эмирата. Наконец, когда царь Давид занял город, он, в свою очередь, провел новый ремонт, который не отразился на плане и облике крепости. Давид перестроил и дворец эмира в крепости, руины которого открыты раскопками.

На фотографии, сделанной издалека, видно, что крепость занимает вершину горы и сползает вниз, к другой, менее значительной вершине (рисунок 6). Отсюда – деление цитадели на две части, Верхнюю крепость (Зедацихе; рисунок 7) и Нижнюю (Кведацихе; рисунок 8). Их планы несколько различаются: Верхняя крепость продолговатая, а Нижняя – почти точный квадрат. Техника строительства стен поразит европейца, но не того, кто знаком с фортификацией Халифата: мощные булыги, перемежающиеся большемерным кирпичом. Местами на башнях можно разглядеть замысловатый декор, выложенный, насколько я мог рассмотреть издалека, именно из кирпича (рисунок 9). Такое практически не увидишь нигде, кроме как на Кавказе. Прясла стен сделаны короткими, через несколько десятков метров, очень густо, стоят мощные башни. Зубцы стен уцелели не везде. Перед крепостью стоит одинокая башня, через которую, возможно, осуществлялся въезд, защищенный, как я думал, двойной линией не уцелевших стен. Эта башня почти спускается в квартал теплых источников, то есть собственно в Тбилиси (рисунок 10). Далее шли ворота самой цитадели - в Нижней крепости. Над Верхней крепостью господствует донжон (Стамбульская башня, название, как я полагаю, довольно позднее). Этот донжон был последним прибежищем защитников города после того, когда враги заняли внешнюю крепость (о ней ниже), подобрались к цитадели, заняли Нижнюю крепость, одолели защитников Верхней, и вот царь с десятком воинов отбивается из донжона… Неудивительно, что Нарикала могли осаждать по два года, но так и не взять.

Храм св. Николая находится прямо в цитадели, в Нижней крепости. Он возник на рубеже 12-13 в, недавно полностью реконструирован. Нет сомнений, впрочем, что храм на месте нынешней постройки существовал как минимум с 1122 года, когда в резиденцию бывшего эмира въехал Давид Строитель. А прежде, как нам представляется, на месте храма должна была стоять эмирская мечеть.

Внешние стены. Нарикала не случайно называется цитаделью. Цитадель предполагает наличие внешней крепости, относительно которой она является еще более укрепленным центром. Так строили в Средние века везде. Вспомним хотя бы Москву. Кремль – это ведь цитадель, поскольку его окружали стены Китай-Города, Белого города, Земляного и Скородома. Внешние стены средневековых городов практически нигде не уцелели – слишком мешали они градостроительству в позднее время. Из счастливых исключений упомяну лишь Псков, где внешняя стена прослеживается на протяжении километров. В Москве кусок Китай-Города длиной метров 30 можно видеть в районе одноименной станции метро.

Некогда весь Тбилиси был обнесен стеной. Вся гора, на которой стоит цитадель, была под ее прикрытием, вплоть до берега Куры. Стены шли и дальше, направо (если стоять лицом к крепости). В 19 в русские власти распорядились их снести. На снимке, сделанном, правда, не мной (я позаимствовал его с одного иноязычного сайта) видно, как от цитадели отходят остатки этой постройки (рисунок 11). К счастью, на нынешней улице Бараташвили можно видеть участок этой стены длиной метров 400. Зрелище очень интересное. К сожалению, я мог любоваться им лишь из окна быстро движущейся машины, что отразилось на качестве сделанных мною фотографий (рисунки 12, 13, 14). Не могу поэтому удержаться и не привести “сворованный” снимок (с иностранного сайта), чтобы читатель хотя бы понял, о чем идет речь (рисунок 15). Мы видим мощную стену, выложенную из каменных блоков, хорошо обтесанных. Кое-где сохранились круглые башни с зубцами. Сама стена плотно обжита – в ней устроены дома, которые свешиваются своими деревянными балкончиками наружу. Поверьте, когда видишь это живьем – очень красиво и ни с чем не сравнимо. Такого архитектурного решения я не видел нигде. Пусть стыдится Новгород, власти которого никак не решат, что делать с внешней линией обороны, от которой остался один вал с пятнами каменных развалов на месте башен. Пример Тбилиси показывает, что современный город и древняя фортификация вполне совместимы.

Храм огнепоклонников. Чуть правее от Нарикала, если смотреть от Куры, рядом с монументом Грузии-Матери находятся руины древнего храма огнепоклонников (рисунок 16). Даже издалека он грандиозен, и вот о чем я действительно жалею – что не видел его вблизи. Правда, говорят, что подойти к храму совсем не так просто, как увидеть: надо чуть ли не по частным балконам ступать, которые, впрочем, открыты. Еще говорят, что внутри храма вас встретит … огород. Ну почему нет? Сколько я видел огородов на археологических памятниках в России, например, в Клещином городке? Храм называется Атешга. Это название происходит от персидских слов “атеш кяде”, то есть “храм огня”. Известно, что персы были огнепоклонниками. Огню поклонялись и другие народы, например, римляне, но всегда опосредованно. Никакая другая нация не дошла до простого поклонения огню как таковому, разве что советские лидеры, установившие культ Вечного огня, явно позаимствованный из Персии стараниями аналитиков НКВД. Возьмем любую персидскую монету, и мы увидим царя возле алтаря, на котором горит огонь, которые сам по себе и есть бог.

Огнепоклонники как таковые покинули Персию рано, веку к 6-7. Арабы, как и персы, которые пришли после них, были уже мусульманами. Тем не менее, храм не трогали, вероятно, из суеверного ужаса, а вовсе не из желания сохранить “памятник старины”, как иногда пишут. Однако, запрет нарушили в 1720-х турки, которые немало покуражились над храмом. Тут мнения расходятся: одни говорят, что они полностью сломали здание, и построили на его месте мечеть. Другие считают, что они переделали его под мечеть. Так или иначе, после изгнания турков мечеть упразднили, а седые руины опять предоставили сами себе.

Рядом с языческим храмом можно видеть небольшую церквушку типа базилики, название которой я нашел только на одной англоязычной карте – Kldisubnis (также рисунок 16). Не берусь это транслировать на кириллицу. Ни ее “нормальное” название, ни времени построения мне неведомо, но, я полагаю, храм достаточно старый.

Исанская крепость и Метехский замок. Посмотрим теперь на другой берег Куры, где находится вторая крепость – Исанская (рисунки 17, 18). Она, как мы писали выше, скорее всего, возникла чуть позднее Нарикала, вероятно, в 4 в по РХ. Некогда при крепости был еще и Метехский замок, превращенный русскими в 19 в в политическую тюрьму и по этому случаю разрушенный коммунистами (как же, Горький и Маяковский там томились).

Смысл строительства второй крепости очевиден – враг, двигаясь по руслу Куры, попадал не просто под обстрел из Нарикала, а под двойной обстрел, со всех сторон. Его положение, таким образом, становилось прямо безвыходным. В то же время есть и “второй пласт смысла”. Если Нарикала – центр города “вообще”, то Метехский замок с самого начала задумывался как личная резиденция правителя.

Хотя Метехский замок не уцелел, но кое-что от него осталось. Стоя рядом с Метехским храмом, вы видите вдруг основание некогда мощной стены, на которой когда-то и стоял замок (рисунок 19). Сегодня верхушка снесена, и в стену вмонтированы помещения магазинов и ресторанов. Обратите внимание на кладку стены. Она – “ в елку”, так строили только византийцы, и только в 6 в.

Исанская крепость, практически сливавшаяся с Метехским замком, сохранилась куда лучше. Она не так хорошо заметна издалека, как Нарикала. Нужно подойти поближе, чтобы среди домов и буйной растительности увидеть вдруг мощные бастионы с зубчатыми стенами, в принципе такие же, как у Нарикала. Отсюда делаем вывод, что нынешние стены Исанской крепости построены также в период Тбилисского эмирата. Правда, известно, что Ираклий II в 70-е годы 18 в крепость эту значительно усилил и перестроил, но сходство планов говорит за то, что эти переделки были менее значительными, чем принято думать.

Стены крепости местами обросли домами, которые своими деревянными балконами нависают над пропастью, создавая бесконечно изумительный колорит (рисунки 20, 21). В самой крепости расположился монастырь Перисцвалеба, или Преображения. Монастырь женский, и, судя по всему, очень древний, но монашки вернулись сюда недавно. На фото хорошо видна базилика с характерной для Тбилиси колокольней в “персидском стиле”, вероятно, древняя, века 15-го на вид, если не старше (рисунок 22).

Башня на том же фото, с балконом – единственное, что осталось от дворца царицы Дареджан. Эта царица была женой Ираклия II, правителя, который сделал выбор в пользу жизни с Россией. История ее трагична. Есть сведения, что ее чуть не силой вынуждали выехать в Россию, что она и сделала, поскольку похоронена в Петербурге. Дворец построен был в 1776 году.

Район, который уходит от крепости в гору, называется Авлабари, что выводят от арабского слова, значащего “местность вокруг дворца”. Как мы уже говорили, древний дворец грузинских царей, где жила еще царица Тамар, был именно здесь. Однако, в начале 15 в дворец был разрушен Тимуром, и более не восстанавливался.

Метехская церковь. Впервые церковь на этом месте появилась при царе Вахтанге I (5 в), нынешнее здание относится к 1278-1293, сейчас восстанавливается (рисунки 23, 24). Посвящена Богородице. Это – единственный храм в Тбилиси, к которому мне в силу жесткости графика визита удалось подойти вплотную. Стоит на горе, въелась в скалу, как только в Крыму (из того, что я видел) здания въедаются. Внутрь мне зайти не удалось, но коллеги, которые там побывали, говорят, что храм забит людьми. Нравы строгие – женщину без головного убора не пустят. Кладка храма явно обнаруживает следы древних блоков, но местами реставратор уже сделал свое дело.

Название церкви, которое кажется таким “грузинским”, филологи выводят от греческого слова “метох”, что значит “место, где находится дворец”. Действительно, церковь была своего рода домовым храмом грузинских царей.

Скала, на которой стоит храм, место вообще святое, потому что на ней погиб мученик Або. Дело было в 8 в. Або, араб по крови, родился в Багдаде, но уже в 17 лет оказался в Тбилиси, отправившись туда вместе с Нерсесом, правителем Тбилисского эмирата. Перед этим Нерсеса оговорили враги, и он три года просидел в багдадской тюрьме, пока новый халиф не восстановил его в должности. В это время Або и Нерсес и сдружились, так, что молодой араб поехал со своим другом на далекую окраину Халифата. В Тбилиси Нерсес едва приступил к должности, как снова попал в немилость, и бежал в Хазарию, за ним и Або; там он и крестился, а потом подвизался в Абхазии. Поскольку Нерсес снова был оправдан, он возвращается в Тбилиси, с ним и Або. В Тбилиси Або продолжает исповедовать Христа. Судя по всему, это вызвало большую ярость у ревнителей ислама. Дело в том, что Або перешел из ислама в христианство, причем для этого у него не было причин, кроме личных убеждений. Або берут под стражу, принуждают отказаться от христианства, он отказывается. Тогда его казнят (6 января 786 года), облив нефтью и поднеся факел, именно на этой скале.

Кости святого бросили в Куру “под мост” (говорит Житие). Это очень важное свидетельство: стало быть, Метехский мост (рисунок 25), в нынешнем своем виде построенный в середине 20 в, очень древний. Вряд ли можно сомневаться, что так или иначе мост существует с момента основания города. Житие говорит, что над скалой три дня после того стояла звезда, освещая весь Тбилиси. Несколько лет назад на месте гибели Або заложен раскоп, а теперь строится капелла в его честь.

В самой церкви похоронена другая мученица, царица Шушаника (Вардандухт), пострадавшая в 475 году. Она была дочерью военачальника армян Вардана, замужем за правителем одной из пограничных областей Грузии Варскеном, имя которого мелькнет в нашем рассказе чуть ниже. Варскен отличался пропарфянской ориентацией, а потому принял веру огнепоклонников. Шушанике это не понравилось, и она проводила время в отшельничестве. Будучи заключенной в тюрьму (469 год), она оставалась верна Христу, и скончалась в означенном году в городе Цортага, а когда город перешел под власть армян, с которыми у грузин были религиозные разногласия, католикос Грузии и перенес ее мощи в 586 году в Тбилиси.

Из этих историй можно, казалось бы, сделать вывод о том, что в Тбилиси, при господстве арабов и иранцев, имелось массовое преследование христиан. Вывод неверен. В случае с Або, как мы уже говорили, расправа с ним объясняется как вызовом, который он бросил исламу, так и его связью с ненадежным в глазах халифа Нерсесом. Шушаника также, возможно, пострадала не столько за свою веру, сколько за вину мужа, вступившего в конфликт с царем Вахтангом.

А вот и памятник Вахтангу I Горгасалу (рисунок 26). О нем, хотя памятник новый (середина 20 в), стоит сказать несколько слов. Точное время жизни и правления его неизвестно (энциклопедии тут лукавят). Известно, что погиб он то ли в 502, то ли в 485 году, стало быть, его правление падает на середину и вторую половину 5 в. Вахтанг был сыном царя Мирдата, но, когда его отец умер, Вахтангу было всего 7 лет, так что регентшей поставили его мать. Вскоре после кончины отца обрушилась другая беда – аланы захватили тогдашнюю столицу, Мцхету, и взяли в плен его сестру, а сам царь, наверное, спасся бегством. В 16 лет Вахтанг отомстил аланам, совершив поход и отбив пленных. Он вообще много воевал, а, поскольку Иран был сюзереном Грузии, то воевать приходилось на стороне парфянского царя. Вернувшись из одного такого похода, он решил покончить с персидской зависимостью. Для этого надо было подавить внутреннюю оппозицию, которая опиралась на церковь (христианскую, заметим) в лице архиепископа Микаэла. Говорят, что, когда Вахтанг нагнулся, чтобы поцеловать подол одеяния архиепископа, тот с такой силой пнул его коленом, что выбил зубы. Царь смог лишь отослать Микаэла во своя еси в Константинополь. Оттуда прибыл Петр, причем Константинополь, дабы укрепить Вахтанга в решимости мстить персам, придал Петру статус католикоса (это - более высокий ранг, чем архиепископ).

Покончив с духовной оппозицией, царь взялся за политиков. Убийство в 482 году оппозиционера Варскена (мужа Шушаники) стало сигналом для вспышки антииранских настроений. Главной движущей силой восстания были армяне, а вот гунны, поначалу решившие в нем участвовать, прислали лишь 300 воинов. В итоге иранцам удалось подавить восстание (484). Царь скрылся в отдаленных местностях, потом снова появился в Мцхете, но в решающем сражении погиб. Причислен к лику святых. Вахтанг особо почитаем в Тбилиси, поскольку именно он решил сделать его столицей, да не успел, но это совершил уже его сын Дачи.

Бани. Все знают, каковы были бани в Тбилиси, по описанию Пушкина, который ими восхитился и поставил выше турецких (впрочем, турецкие он мог видеть лишь в глубокой провинции, когда с русскими войсками вошел в Арзрум). Как уже говорилось, само название “Тбилиси” берет корень от “тбили”, “теплый”. Трудно было не заметить такого богатства, подаренного природой, ведь выходы горячих источников, и, стало быть, бани, расположены в самом сердце старого города, на берегу Куры, возле Метехского моста, у подножия цитадели (рисунок 27)!

Когда ты оказываешься рядом, то прежде всего ощущаешь характерный серный дух. Это пары пробиваются сквозь стены. Сами бани ушли в землю, и на поверхности – купола, своды, кладка кирпичная (рисунок 28). Если же прикоснешься к камню, то заметишь, что он горячий.

Когда были построены эти, по типу турецкие, бани? Во всех доступных мне источниках написано, что видимые ныне своды и купола возникли вскоре после 1795 года, то есть после персидского погрома, который полностью уничтожил более древние бани. Однако, даже беглого взгляда на кладку достаточно, чтобы понять, что это не так. Конечно, завоеватель не стал бы целенаправленно разрушать ушедшие под землю сооружения, тем более столь мало стратегические, как бани. Максимум они могли пострадать от пожара, после чего их и восстановили. Стало быть, надо констатировать, что мы не знаем времени создания этих бань. Скорее всего, они появились в 17 в, когда город под властью персов переживал временами настоящий экономический бум, а люди получили вкус к восточной жизни.

В стороне от этих бань, подземных, находится очень броское здание в восточном духе, которое местные называют Голубая Баня (рисунок 29). Она похожа на мечеть, и, как я понимаю, это другой корпус тех же бань. Вероятно, Голубая Баня построена была в 17-18 вв, и после персидского погрома восстановлена.

От бань отлично видна Таборская гора, на которой стоит храм, красивый, красного цвета, и на вид очень старый (рисунки 30, 31). Я был свято уверен в том, что имею дело с важным в историческом плане сооружением, но на мое удивление никак не мог найти про него никакой информации. С сайта “Мой Тбилиси” я узнал, что храм выстроен в 2000 году, возле него планируется возвести монастырь. Все в моей душе протестует против мысли, что этому сооружению всего три года. Однако, кажется, это факт. В литературе я нашел глухие известия, что на Таборской горе как минимум со времен Тбилисского эмирата стояла крепость, которая в 1122 году, с момента ликвидации эмирата, теряет значение и превращается во временное убежище для жителей квартала теплых источников. Вероятно, крепость погибает во время одного из вражеских нашествий позднего средневековья.

Мечеть. Минарет мечети виднеется из-за Голубой Бани (рисунок 32). Мне не удалось найти о ней никаких сведений. Если вы зададите в Интернете запрос “мечеть в Тбилиси”, то узнаете, что в Панкисском ущелье построили мечеть, но не найдете ни одной связной строчки про это интересное сооружение. Очень прискорбно. На мой взгляд, мечеть несет на себе печать 19 века, тогда это здание, наверное, и было построено. Несомненно, что на этом месте мечеть находилась и раньше. Я не буду большим пророком, если предположу, что мечеть эта берет корни еще со времен Арабского Халифата.

Сурб Геворк (св. Георгий; рисунок 33) армянская церковь, которая также находится рядом с банями. Она построена в 15 в, в пору, когда страна медленно, но верно эволюционировала в сторону раздробленности. Но в ее архитектуре не найдешь следов упадка – она традиционна.

Кала. Район Кала – сердце старого города, он весь лежит в пределах внешней стены, почти полностью разрушенной в 19 в. Сам он, в свою очередь, делится на Нижний город (Квемокала) и Верхний город (Земокала). Как хотелось мне просто пройтись по его улочкам, да не удалось. Но на машине я по нему поездил вдоволь. Как уже говорилось, с 3-4 вв Кала был самостоятельным городом, потом слился с Тбилиси. В 1795 году во время нашествия Ага-Мухаммад хана квартал был полностью разрушен. Однако он сохранил свой колорит.

Очень хороши традиционные дома с балкончиками (рисунки 34, 35, 36). Я всегда считал, что такие строения характерны для османской архитектуры. Действительно, в Стамбуле я видел немало подобных построек, хотя грузинские, конечно, отличаются особым колоритом (рисунок 37). Из подобных домов состоят старый Бахчисарай и даже Ялта, также испытавшая на себе сполна османское влияние. Однако, в Грузии считают, что генезис подобных зданий восходит к традиционному грузинскому жилищу “ода сахли” (рисунок 38). Поскольку, с одной стороны, я совершенно не знаком с народной грузинской архитектурой, а с другой, Грузия также, как и Крым, долго была под властью османов, я воздержусь от окончательного суждения. Однако, я не могу скрыть чувства дежа-вю, которое испытал, когда увидел возле здания грузинского правительства деревянную башню, точь-в-точь похожую на Соколиную башню в Персидском дворце ханов Бахчисарая (рисунок 39). Я не знаю, какого времени тбилисская постройка, и к какому кругу сооружений ее стоит относить.

Кафедральный Сионский собор, к которому приделана колокольня 19 в в провинциальном русском стиле, доминирует над районом (рисунок 40). В популярной литературе написано, что собор строился с 5 по 12 в, купол и барабан переделывались в 16 в. В литературе профессиональной сказано, что собор построен на рубеже 6-7 вв. В 1795 году персы его сильно разрушили. В храме находится едва ли не главная христианская святыня Грузии – крест Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных волосами этой святой. С этим крестом она проповедовала в Грузии; скончавшись в 355 году, она удостоилась равноапостольского сана, поскольку просветила эту страну. Собор посвящен Успению Богоматери, а свое “ходовое” название получил от горы Сион в Синае, где Авраам видел день Страшного суда.

Храм, который на нашем снимке оказался в соседстве с Сионским собором - армянская церковь Норашен, построенная в 1798 году, стало быть, вскоре после персидского погрома. Это – усыпальница купеческого рода (армянского) Тамамшевых. Рядом с ней похоронен певец Саят Нова, который мог исполнять свои бардовские песни на грузинском, армянским и азербайджанском.

Из-за деревьев выглядывает куполок Старой синагоги, построенной в конце 19 в. Ближе к ней мне подойти не удалось. Как говорят очевидцы, это относительно молодое здание вписано в руины более древнего, о времени сооружения которого мне ничего неизвестно. Службы не ведется, потому что здание занимает музей “грузино-еврейской дружбы” (звучит экзотично, но почему бы и нет?) Здание намерены реконструировать.

Наконец, совсем вдалеке, на горе, вы видите небольшую, но очень живописную церковь св. Нины, той самой, чей крест хранится в Сионском соборе. К сожалению, я даже примерно не могу указать время возведения этого горного храма.

На фотографии, где снят Метехский мост (см. рисунок 25) неплохо (для такого расстояния) различима самая старая церковь Тбилиси - Анчисхатская базилика, которую относят к 6 в. Более точно время ее основания можно вычислить, если учесть, что она строилась для епископов Тбилиси, а они упоминаются, начиная с 506 года. Базилика посвящена Деве Марии, и этот храм крайне интересен как едва ли не единственное культовое сооружение, построенное царем Дачи, человеком, который сделал Тбилиси столицей. К сожалению, с такого расстояния не видно колокольни, еще более, на мой взгляд, интересного ее сооружения, колокольни, выстроенной в 17 веке в персидском духе. “Прозвище” храма появляется в 17 в и расшифровывается как “икона (хати) из Анчис”. Анчис – это город на территории нынешней Турции, которым некогда владели грузинские цари. В какой-то момент город оказался под угрозой захвата врагами и вскоре действительно был утрачен. Однако, церковные иерархи благоразумно успели перенести икону из Анчийского кафедрального собора в Тбилиси, после чего и церковь стали так называть. Сама икона ныне хранится в Тбилисском музее, оклад для нее выполнен в 12 в, и, говорят, очень красив.

Если хорошо присмотреться, в том же направлении в вечерней дымке можно приметить купол церкви Сурб-Нишан (св. Знамения; рисунок 41). Церковь армяно-григорианская, когда построена, автору неведомо.

На другой фотографии (рисунок 42) левее Сионского собора вы видите церковь Джварис Мама, выстроенную в 14 в. Точнее, не видите – ее купол едва выглядывает из листвы, потому что храм маленький. Вместе с Норашен этот храм стоит на одной площади, и смотрится красиво. Название церкви происходит от одноименного храма в Иерусалиме.

Чуть левее можно наблюдать церковь Могниси, выстроенную в 16 в и перестроенную в 19-м. Ныне она находится в аварийном состоянии, да еще и сильно пострадала от землетрясения 2002 года. Лучше она видна на рисунке 43.

Наконец, еще левее на рисунке 43 – Вифлеемская церковь с колокольней, про которую мне, к сожалению, нечего сказать по скудости моих источников.

Другие храмы города. Кашвети. На центральной улице города, Руставели, ваше внимание наверняка привлечет белых храм, который кажется очень “новым”. Я сделал снимки из машины, не слишком удачные (рисунок 44). Название выводится из слов “ква”=”камень”, и “шва”=”родил”, что объясняется из легенды. Якобы некая монахиня оказалась беременной, и, по наущению огнепоклонников, оклеветала в том Давида Гареджийского (монах 6 в). Тот, однако, приказал плоду выйти, и вместо младенца все увидели, что монахиня разродилась камнем. Впрочем, в эту легенду не верят даже грузинские церковники. Из нее, однако, можно сделать вывод, что храм стоял уже во времена этого святого. Это не совсем так. Храм с 6 в на этом месте был, да не тот, что ныне. На месте того, самого старого храма в 1742 году князь Давид Амилахвари построил церковь св. Георгия, перестроенную в 1910 году, в свою очередь, в то, что мы видим ныне. Однако во все века храм на этом месте, независимо от посвящения, сохранял свое “прозвище”.

Собор св. Троицы. Из разных точек города хорошо видно, как строится собор св. Троицы (рисунок 45). Забавно, что на моей фотографии (начало августа 2003) подъемный кран находится точно в том же положении, как на снимках, сделанных года за два до этого. Строительство собора, конечно же, упирается в экономические трудности. Рискну предположить, что ныне оно заморожено. Идея построить самый высокий собор в Тбилиси родилась в 1989 году, но лишь в 2000 году в вырытом наконец котловане оживилась стройка. Естественно, строителей критикуют за то, что они затеяли столь грандиозный проект в трудное для страны время, но с такими же упреками сталкиваются и московские архитекторы, а толку? Времена всегда были трудными, а вот здания остаются навсегда.

Это все. Тут напрашивается какой-то итог, но итога нет. Кроме одного: мне бы хотелось, чтобы такие красивые места посещало больше моих соотечественников, и чтобы их более активно ждали; как мне представляется, пока что грузинский туризм ориентирован на “дальних иностранцев”, что обидно и вряд ли дальновидно.

Евгений Арсюхин,

Август 2003

Используются технологии uCoz