Рисунок 0. Монета Маджара - побратимого Твери - 715 года хиджры=1316 AD (по Х. Френу). Через два года через Маджар повезут тело Михаила Тверского.

Рисунок 1. Пуло Тверское - образец монетного дела Твери.

Рисунок 2. Кресты и монеты из типичного городского некрополя. По А. Новикову.

Рисунок 3. Шведская медь 17 в - обычная находка в Твери.

Рисунок 4. Посеребренное тверское пуло 15 в. По Mole Man`у.

Рисунок 5. Эволюция тверского герба.

Рисунок 6. Барс на монетах столицы Золотой Орды, Сарая, начала 14 в. По Клокову и Лебедеву.

Рисунок 7. Орел на монетах Сарая Нового, второй столицы Орды, середины 14 в.

Рисунок 8. Тверской кремль на иконе 16 в.

Рисунок 9. Тверской кремль на рисунке А. Мейерберга, 17 в.

Рисунок 10. Отроч монастырь.

Рисунок 11. Памятник Афанасию Никитину.

Рисунок 12. Екатерининский монастырь - вид от Отроча монастыря.

Рисунок 13. Церковь Вознесения Господня.

Рисунок 14. Путевой дворец. Боковой флигель.

Рисунок 15. Путевой дворец. Интерьер.

Рисунок 16. Муртаза-Кули хан.

Рисунок 17. То же, деталь.

Рисунок 18. Лепнина на потолке Путевого дворца.

Рисунок 19. Основные типы ордынских монет-"цветков", по А. Клокову и А. Лебедеву.

Рисунок 20. Раскоп на ул. Советской. По А. Новикову.

Рисунок 21. Раскоп возле универмага. Источник тот же.

Рисунок 22. Фельсы или подражания им, среднеазиатские дирхемы и западноевропейские денарии, все - 9-10 вв.

Рисунок 23. Монетовидные подвески, Восточная Европа, 9-11 вв.

Рисунок 24. Горшок, Волжская Булгария, 12 в.

Рисунок 25. Керамика (обломки амфор и плитка) из Крыма и Трапезунда, 11-13 вв.

Рисунок 26. Донца сосудов местного производства с клеймами, и тамга, встречаемая на монетах Волжской Булгарии.

Рисунок 27. Чаша, Золотая Орда, 14 в.

Рисунок 28. Курительные турецкие трубки из раскопок в Твери, 17-18 вв.

Рисунок 29. Туфли, Персия, 18 в.

Рисунок 30. Плитки керамические, 17 в.

Рисунок 31. Камень-следовик.

Рисунок 32. Крест, известняк, 15-16 вв.

Рисунок 33. Памятный крест 1133 года.

Рисунок 34. Крест пограничный, 12-13 вв, и на врезке - деталь изображения на одной из его граней.

ТВЕРЬ - КУДА ДВЕРЬ?

Сделав ставку на Запад в его худшем варианте, она проиграла битву за право быть общерусской столицей. И до сих пор скорбит. А стоит ли?

Тверь... Куда без нее? Как ее обойти, объехать? Взять любой момент русской истории - вот и она. В Твери я бывал часто. Но вот надолго случилось мне приехать туда 5 декабря 2002 года, аккурат в день памяти Михаила Тверского. Я не подгадывал, так склалась командировка. Я погулял по морозу, поснимал, зашел в музей, в Путевой дворец, где, если верить тверским газетам, намедни обнаружилось привидение. Было холодно, но я дошел до антикварного салона. И - говорил с тверичами. В каждом разговоре непременно всплывала тема коварства Москвы: "кто знает, как бы сложилась история, если бы все вели себя так благородно, как тверские князья?" Та же мысль звучала в творениях местных историков, закупленных мной в местном магазине. То же - в беседе с мэром города:

- Сегодня - день памяти Михаила... Тело Михаила по пути в Тверь заночевало в одном городке. И люди видели, как ночью над гробом встало свечение в виде креста. И назвали то место "Святой крест". А ныне это город Буденновск. И мы - побратимы этого города.

Не повернулся у меня язык намекнуть почтенному мэру, что город, где ночевал покойный Михаил, назывался тогда Маджар (рисунок 0). Золотоордынский город, там еще делали удивительные зеленые поливные кирпичи, которые покупали по всей Орде, да и в Руси не брезговали. Маджар был разрушен уже в конце 14 в. Место пустовало столетия. И лишь в самом конце 18 в вырос на руинах великого города крохотный поселок, названный Павлом I Святой Крест, и переименованный комиссарами в Буденновск. Предлагаю стать Твери побратимом Маджара! Даешь союз Михаила Тверского и Ногая (это был его улус)!

Краткий экскурс

Перессказывать тверскую историю в двух словах - занятие неблагодарное. Поэтому буду краток, и сосредоточусь на самых ключевых моментах.

Тверь не имеет четкой даты основания. В 12 в идет консолидация нескольких поселков, возникших, в свою очередь, в 9-10 вв. В распоряжении историка Татищева имелся утраченный ныне источник, утверждавший, что Тверь основана в 1181 году. В дошедших до нас нелетописных, но, возможно, неаутентичных источниках город Тверь впервые упоминается в 1127 году, в летописях - лишь в 1208 г, когда пограничный новгородский городок переходит к Владимирскому княжеству. Тверской кремль строится около 1130-1140, в ходе борьбы Ростова и Новгорода: Новогороду понадобилась пограничная крепость. Княжество получилось так: князь владимирский Ярослав около 1247 года выделил из земель своих удел сыну Александру (Невскому). Русь в это время уже стала улусом Орды (Тверь взята монголами в 1238). Отсюда очевидно, что Тверское княжество - образование вполне искусственное.

Насчет значения слова "Тверь" у историков также нет определенного мнения. Как обычно в таких случаях, ссылаются на гидроним, что лишь подменяет один вопрос другим. Как любезно подсказал мне Mole Man, на монетах встречаются такие варианты наименования города (заменяем “ять” на +,“фиту” на 8, “омегу” на w): [пуло] тверкои, тверскои, тв+iско, тв+рико, тв+рiски, тв+рiскои, тв+рiскоi, тв+рски, тв+рскii, тв+рско, тв+рскоi, творкоi, тврiскоi, тврскои, твьiскi, твярскi, твярско, ткорско, тферс, тфесрко, тфрьское, тф+рiски, тф+рски, тф+рскоi, тф+рскi, тф+рько, тф+рьскои, тф+рьски, т8+рскi, т8+рьски, фтрскго, тверское, тверьское, тв+рьскwе.

Все это - варианты нормы. Имя скорее всего идет от древнеугорского слова, которое я не берусь расшифровать. Укажу только, что в тюрских и марийских "те" и "вер" обозначают одно и то же - "верх", что может говорить как о положении города на холме, так и о верховьях Волги.

Самое поразительное - в Тверском княжестве начались те же процессы, что и в Москве, только лет на 50 ранее. Те, что сделали Москву столицей. С 1265 Тверь - центр епископии. В 1264 Ярослав, князь Тверской, стал великим князем владимирским, но остался жить в Твери. 1269 - едва ли не первая на Руси после монголов каменная церковь Отроча монастыря. И Москва, но лишь в 14 веке, переманивает митрополита Петра, ее князья предпочитают свой стол владимирскому, здесь затевается амбициозное каменное строительство. Значит, рецепт верен. Почему же одному больному он помог, другого угробил?

Нет сомнений, что дело в Орде. Обычно все трактуется так, что Москва под Орду подлаживалась, тогда как Тверь "возглавила национально-освободительное движение"; инициатива наказуема, побеждает хитрый и подлый, вот Тверь и стала жертвой своего благородства. Но эта теория, на мой взгляд, не выдерживает критики. Возьмем факты, которые обычно приводят для ее обоснования.

1. В 1317 году тверичи разбили войско москвича Юрия и ордынца Кавгадыя. Как осмелились? История длинная. В 1305 году Юрий Московский проиграл в Орде Михаилу Тверскому дипломатический поединок; великое княжение досталось Твери. Михаил повел себя как верный вассал Орды, Юрий же стал плести интриги в том числе против Орды. Из-за этого Москва дважды испытала прелести ордынских карательных отрядов: в 1305 и в 1315-16. Так, в 1315 Михаил, снова получив стол в Орде, явился в Русь с войском под началом ордынца Таитемера, и разорил Новгородские земли, союзные тогда Москве. Но в 1317 Юрий путем колоссального напряжения хитрости и с помощью взяток получает в Орде добро на княжение, и вдобавок женится на сестре хана Кончаке; хотя, может, он ей просто понравился. Как в 1308 году Михаил стремился добить побежденного, так и Юрий: вместе с Кавгадыем он вторгся в Тверские пределы, но был разбит; Кончака оказалась в тверском плену, где ее в лучших национально-освободительных традициях отравили. Это разозлило хана (и отца отравленной) Узбека. В 1318 году в Орду поехали Юрий, Кавгадый и Михаил, и 22 ноября Михаила, по решению Узбека, казнили. Юрий был в числе обвинителей, но смерти Михаила не требовал; отец, однако, не простил Михаилу убийства Кончаки. Похоже ли это на осмысленный бунт Михаила против Орды? Да как-то не очень. Ну и финал: после смерти Михаила Юрий "распоясался", стал нарушать ордынские порядки, его вызвали в Орду в 1325 году, но расправа затянулась - Узбек не решался наказать бывшего зятя. Тогда 21 ноября сын Михаила Тверского, великий князь Дмитрий, самовольно Юрия убил. Узбек был в бешенстве, но медлил почти год, прежде чем казнить за самоуправство самого великого князя (15 сентября 1326).

2. 1327, восстание тверичан против Орды, подавленное Иваном Калитой (московским князем) и ордынцами. Казнив за самоуправство Дмитрия Тверского, Узбек тем не менее отдает великое княжение не москвичу, а брату казненного, тверичу Александру. Последний явился в Тверь вместе с отрядом Чолхана - обычная практика (получил великое княжение - плати, новоиспеченному князю приставлялся посол, который вместе с князем собирал плату за ярлык). Тверичи, таким образом, восстали не столько против Чолхана, сколько против своего князя, который купил себе за их деньги какое-то абстрактное "великое княжение"; народу надоело платить за политические амбиции своих князей.

Впоследствии летописцы расписали это должным образом. Тарары не только "заняли дворец Александра", но и "кобылу отняли" у диакона Дудко. Чувствуете руку провинциального русского сочинителя? Дворец и кобылка на одних весах. Ну, дворец как-то Чолхану простили, а вот кобылу нет - перебили татар. Тогда Александр, дабы его самого не растерзали, тут же сыграл в популизм и перекинулся на сторону народа, обратив его гнев на в принципе ни в чем не повинного посла; отряд Чолхана был перебит. Одновременно Саша бросил, как водится, клич "бей жидов", извиняюсь, "купцов", в данном случае сарайских и булгарских - чтобы самому не схлопотать. Короче, вышел русский бунт. Новогородцев как людей торговых погром в лавках возмутил настолько, что они отказали Саше в убежище, хотя Саша князем у них был. Спрятался Александр после восстания в Пскове, 9 лет прятался, потом к Узбеку пошел, много извинялся. Такой вот пэтриот.

И тут, действительно, Калита подсуетился. Получив от Узбека половину великого княжения, он вместе с татарским отрядом разорил Тверь, выгнал Александра, который спасся лишь благодаря литовцам (те дали ему возможность сесть в Пскове). Кто тут плохой, кто хороший? Да все одинаковые: заискивали перед Ордой, добивались власти, мечтали съесть друг друга. Ну, у Москвы получилось лучше. А почему?

Дело в том, что тверские князья искони начинают ориентироваться на Запад. В 1320 году князь Дмитрий женится на литовской княжне - а Юрий, как мы помним, выбрал себе невесту в Орде. Начиная с Владимира Крестителя русские князья женятся кто на византийских принцессах и западных королевнах, кто на девушках из числа "своих поганых". И вот из этих "своих" монгольской волей сколочена великая империя. Юрий все понял правильно, Дмитрий не сообразил.

Это сегодня Запад - символ прогресса, а Восток - отсталости. В 13-14 вв все было иначе. Что такое была Европа? Признано, что ремесленники Европы не могли конкурировать с восточными ремесленниками. Италия только начинает прорыв к новым, буржуазным отношениям. Литва - задворки, вечный буфер между Востоком и Западом, без промышленности, без идеи; посмотрите на литовские монеты, и все станет понятно. Возможно, кому-то кажется, что Орда отвратительна по определению. Но вы сравните литовскую и ордынскую керамику. А доспехи? А оружие? И то, что дружба с Востоком оказалась эффективнее - факт. Поставив на Запад, Тверь отрезала себя от Востока. Положение ее на Волге было единственным геополитическим преимуществом, но Волга течет на юг. Волга - это Булгария, это Сарай, где жило в 10 раз больше народу, чем в Лондоне, это Гюлистан, и в конечном счете - Крым и Кавказ. Если Тверь отказалась от всего этого, то что она получила взамен? 

Москва же поняла, что положение на Москве-реке-Оке-Волге нужно использовать по максимуму. Первая великая битва Москвы была не за Смоленск, а за Оку - с Рязанью. Потом - за степи, уже с Ордой - так построена была Тула. Наконец Иван Грозный включил в состав Московии исконные земли Орды, и принял титул ханов (назвался "царем"). Быть может, это отбросило Московию назад. Но "здесь и сейчас" Москва поглотила и Тверь, и Новгород, а потом построила Петербург и все равно вышла на Запад.

Политика тверских князей вошла в противоречие с экономическими интересами тверской "буржуазии" - купечества. С этим, правда, не все так просто. Именно тверичанин Афанасий Никитин в 1468-1475 дошел до Индии. И сделал вывод, что торговать на Востоке нечем. А вот в Литовских землях - товара много. Это с одной стороны. С другой, если взять историю отношений русских купцов и Бухары, до 19 в нет ни одного довольного купца, и все жалобы - точно как у Афанасия Никитина: налоги на "неверных", издержки, политическая нестабильность. Но однако же, купцов все больше, торговля все активнее. Да и сам Никитин, "западник"... Если вы читали его "Хожение..." в подлиннике, то обратили внимание на последние страницы. Тарабарщина, набор восточных, непонятных слов. Лингвисты все же расшифровали текст (считается, что он написан Никитиным уже в предсмертном бреду, и никогда не подвергался редактуре). Оказалось, Никитин молится Аллаху. Купцы, то есть те, кто двигал экономику, понимали, куда надо идти. И хотя Никитин якобы послан "от великого князя Тверского", князья объективно толкали Тверь в противоположную сторону. В итоге, хотя, как верно отметил Карамзин, когда Васко да Гама еще только обдумывал, как прорваться к Индостану, там уже сидел Никитин и беседовал с индусами о вере, пользы это ни Твери, ни Руси не принесло. "...ибо бояре несправедливы в ней", как писал о Твери Никитин.

Небольшое отступление (таких будет всего два, это да про герб тверской). Мой читатель MoleMan не согласился со мной в оценке деятельности Афанасия Никитина, и очень интересно написал об этом здесь. Почитайте, очень расширяет кругозор.

Когда государство настолько утрачивает интерес к жизни, что даже подвиг своего гражданина остается втуне - оно умирает. В итоге в 1485 московские войска входят в Тверь, а последний князь бежит, конечно же, в Литву. Уже накануне тверское войско активно помогает московскому великому князю во всех его начинаниях. Так, Тверской летописец сообщает, что в 1478 году, во время безобразного разгрома москвичами Новгорода, тверское войско было на стороне москвичей. От Тверского летописца ждешь кровавых сцен взятия Твери, или хотя бы скорби и возмущения по поводу ее падения. Но запись за 6994 год скупа и так написана, будто не о себе. "Пришел великий князь Всея Руси Иван Васильевич с войском к Твери... и Тверь взяли. А князь великий Михайло Борисович уехал в Литву, а мать свою... оставил в Твери..." Далее говорится, что московиты бояр и княгиню "в Москву увели", а владыку не тронули. "Месяца сентября в 12-й день"... - заканчивает летописец. Другой источник дает чуть больше подробностей - москвичи подожгли посад, им вышли навстречу бояре, сообщив, что князь бежал, "видя свое изнеможение" (хорошо сказано!). Московский князь, заповедовав своим воинам чинить насилие, привел горожан к присяге, поставил номинальным князем своего сына, да и отбыл в Москву.

Да никому не нужно было уже Тверское княжество! Да пропади оно. Скорее бы с Москвой, заняться делом, показать масштаб. Больше тверской летописец судьбой своих бывших князей интересоваться не будет.

Монетное дело

Эта заметка не претендует на сколько-нибудь полный обзор монетного обращения Твери, я выделю лишь узловые моменты. Тверь известна нумизматам как место чеканки своей монеты (рисунок 1). Насколько эта чеканка была экономически оправданна? На меня произвела впечатление работа тверского археолога Анатолия Новикова, который анализирует монеты, собранные при раскопках большого некрополя 15-17 вв у ныне исчезнувшей церкви Алексея, Человека Божьего (рисунок 2, взятый из этой работы). Монеты-"оболы мертвых" - показывают, что до начала 18 в в обиходе ходили пула местной чеканки - сначала качественные, княжеские, потом - наместнические, наконец, что самое интригующее, появляются многочисленные подражания; и такая картина - в 16, 17-м веках, то есть после вхождения в состав Московии! Конечно, в окрестностях Твери находят немало и московских пул, и подражаний им. Но вот вам закрытый комплекс, причем в самом городе, а не где-нибудь на пашне, где вообще нет иногородней монеты! И лишь в погребении, связанном с эпидемией 1715 года, находим общегосударственные деньгу, полушку и проволочную петровскую копейку.

Еще штрих. Побеседовав с местными коллекционерами, я увидел, что в их собраниях, сугубо местных по происхождению, много крупной шведской меди 17 века. Как пример - четверть эре 1635 года, чеканенная, стало быть, при королеве Кристине (1632/44-1654, рисунок 3). Опять же, Mole Man сообщает мне, что под Тверью найдена шведская серебряная монета (настолько тонкая и жалкая, что плавает в воде) Густава II Адольфа (1611-1632). Как видим, данные смыкаются. Это было время мощного подъема Швеции; в стране проходили административная, монетная, военная реформы, Швеция захватила нынешние Карелию, район Санкт-Петербурга, Латвию, Эстонию. От Твери до шведской границы можно было добраться за пару дней. Что же получается? В 17 в мелочная торговля обслуживалась местными подражаниями собственным ранним пулам, при более крупных сделках в ход шла почему-то шведская медь, и лишь серьезные покупки, а может, только тезаврация, осуществлялась русским серебром? Вывод слишком ответственный, поэтому здесь я лишь ставлю вопрос.

Еще до моих изысканий Mole Man, опубликовал посеребренное пуло (!) 15 в (рисунок 4 из работы Mole Man`a). Mole Man связывает изготовление таких пул с кризисом, случившимся после аннексии Твери Москвой, когда князь бежал в Литву со всей наличностью, а новой денежной массы из Москвы не поступало. Начался хаос. Москва же сама испытывала трудность с твердым серебром. Регионы чеканили суррогаты, в том числе - посеребренную медь в качестве более крупного номинала относительно просто подражаний медякам. Mole Man полагает, что такая ситуация сохранялась до 1530-х. Факты, приведенные нами выше, показывают, что напряжение длилось еще дольше, и это явление, наверное, связано не только с каким-то конкретным "дефолтом", а имеет более глубокие причины. Ведь в том, что касается шведской меди, не так ли поступала и сама Москва? Так, когда пришла мысль завести крупный серебряный номинал, взяли талер, обозвали "ефимок", да надчеканили.

О Тверском гербе

Есть ли он, Тверской герб? Вроде как есть; на визитках, оставшихся у меня после посещения мэрии, изображено креслице с короной на нем. Однако, откуда этот герб взялся, аутентичный ли он? Первые князья тверские изображали на печатях "своих" святых (например, Михаил Тверской - Михаила Архангела, рисунок 5, на котором показана эволюция тверской символики), а городская община вовсе не имела эмблемы. С князя Михаила Александровича (1370-1399) на печатях видим владимирского льва, а может - ордынско-иранского барса (рисунок 6); кому как нравится, их не отличить. В 15 в на печатях - всадник; в этом тверские историки усматривают литовское влияние, но такой же всадник поселяется в то же время и на московских монетах. Последний князь Михаил поместил на печати уже совсем московский символ - всадника, поражающего змея, а на монетах - двуглавого орла. Тверские историки гордятся тем, что будущий общероссийский герб вошел в обиход в Твери раньше, чем в Москве (там впервые - на печати Ивана III 1497 года); не радуйтесь, ведь орел этот слизан с ордынских монет 1330-х гг (рисунок 7). Хороша пальма первенства, кто у Орды первый орла украл! И барс, и орел маркируют, на мой взгляд, запоздалое желание Твери посмотреть на Восток. Но уж очень запоздалое.

Тут я сделаю отступление, и скажу, что у MoleMan'a пассаж о гербе вызвал неоднозначную реакцию. С его мнением можно познакомиться здесь. Я же продолжаю придерживаться своей точки зрения, впрочем, не исключая, что она неверна.

На печати Ивана Грозного 1577 года знак Твери - стоящий медведь, а корона на троне, до боли знакомая по визиткам тверских чиновников, приписана Смоленску. Медведь как символ Твери - эмблема на литовской печати еще 1404 года. А почему тогда трон с короной перекочевал от Смоленска к Твери? Бросьте, господа геральдики, ломать головы. Герб - мода европейская да азиатская; в России с символикой всегда было плохо, в основном воровали. Не было у Твери как территории искони своего герба, вот и фантазировали резчики печатей, как им благорассудилось. Корона на троне закрепляется за Тверью лишь около 1666 года. И все же, откуда именно этот символ? Современные историки договорились до того, что это - символ Михаила Тверского, который "первым на Руси надел царский венец" (?! - можно без комментариев?). При сопоставлении шведских монет (см. выше) с этим гербом видишь какую-то неуловимую корреляцию. Уж не подсунул ли московским гербовникам эту идею некий тверичанин с большим чувством юмора, мол, вот вам фига в кармане? Так или иначе, герб дожил до наших дней, не обозначая, скорее всего, ничего.

Памятники

Что осталось от былого величия Твери? Почти ничего, да уж лучше сказать - совершенно ничего. Приезжая в город со столь великим прошлым, не находишь камня старше 17-го века. Хорошо потрудились Екатерина Великая с большевиками. Здесь я постараюсь описать то немногое, что видел я из того незначительного, что сохранилось.

Кремль. Остроугольный мыс при впадении Тьмаки в Волгу. Так получилось, что я лишь проезжал это место, и видел его из окон машины. Раскопки выявляют культурный слой с рубежа 12-13 вв, с рубежа 13-14 вв - валы, рвы, остатки башни. Рост кремля начался после монгольского нашествия (постройка 1239 г), уже в 1317 территория достигает максимума. В 18 в укрепления сломаны. Вид кремля дошел до нас на некоторых гравюрах и иконах (рисуноки 8,9 из кн. Е. Виноградова, А. Виноградов. Тверь конца 16-начала 18 в). В будущем я надеюсь лично посетить это место и собрать о нем побольше информации.

Отроч монастырь. Почти напротив кремля, за Волгой, стоит то, что осталось от некогда знаменитого Отроч монастыря (рисунок 10). Название выводится из одной легенды, впрочем, недостоверной. Впервые монастырь упомянут в 1206, в 1265 году стоится каменный храм, едва ли не первый после монгольского погрома. В 16 в здесь сидел Максим Грек, действительно грек, который сдуру приехал к русскому царю книги переводить. Заподозренный в ереси, он провел конец жизни за решеткой, в частности, в Отроч монастыре - 22 года. А потом стал в русской церкви святым. Как это по-нашему! Другой сиделец тех лет, митрополит Филипп, обличавший Ивана Грозного, не успокоился и после заточения, а все писал царю письма, которые Грозный не читая сжигал, называя "филькиными грамотами", откуда и пошло выражение. Филиппа удавил Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года, когда сам Иван Грозный с опричным войском пришел к Твери. Иван остановился в Отроч монастыре, а опричники пять дней грабили город, поубивав якобы 90 тысяч человек (столько тогда в Твери и не было); далее вся честная компания пошла грабить Новгород. Зачем это понадобилось царю - непонятно по сию пору. Все в Отроч монастыре постепенно поразрушали. Остался только Успенский собор постройки 1722 года заурядной архитектуры.

Возле монастыря стоит памятник Афанасию Никитину постройки 1955 года (рисунок 11). О нем мы достаточно говорили выше, а здесь я приведу те самые "крамольные" слова из окончания никитинской книги: "Олло перводигырь! Милостию же Божию преидох же три моря. Дигырь худо доно, олло преводигырь доно. Аминь! Смилна рахмам рагым. Олло акбер, акши худо, илелло акши ходо. Иса рухолло, ааликсолом. Олло акбер. А илягяиля илл елло. Олло перводигерь. Ахмаду лилло, шукур худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагым. Хуво мугу лези, ля иляга ильля гуя алимул гяиби ва шагадити. Хуа рахману рагыму, хуво могу лязи. Ля иляга ильля хуя. Альмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, альчебару, альмутаканбиру, альхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькахару, альвахаду, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алъррафию, альмавифу, альмузилю, альсемию, альвасирю, альакаму, алъадьюлю, альлятуфу" [см. академическое издание 1986 г].

Другие храмы, которые я углядел. Если посмотреть от Отроч монастыря вглубь набережной, заметна церковь св. Екатерины постройки 1781 года (рисунок 12). С 1996 года на базе этой церкви - женский монастырь, наверное, самый новый из российских. В центре города приметил церковь Вознесения Господня 1760 года, построенная на месте сгоревшей деревянной церкви того же посвящения. Типичный посадский храм (рисунок 13)

В Путевом дворце. Путевой Дворец (рисунки 14, 15) - едва ли не самое заметное из старинных зданий в Твери. Мощное сооружение, не хуже питерских дворцов. Построен в 1763 году для Екатерины II Казаковым и Росси. Задуман, чтобы цари отдыхали при путешествии из Питера в Москву и обратно. В 19 в - жилище губернатора.

Сегодня внутри - картинная галерея, а вот есть ли в галерее привидение - мне так и не удалось узнать. Бабушки у картин все отрицают, сами картины иной раз так выразительны, будто готовы выйти из рам, как в известном рассказе Гоголя. Кстати о Гоголе. Я сейчас расскажу одну историю, которую хорошо бы затвердить тверским экскурсоводам и использовать для вящей славы своего города.

Гуляю по галерее, вижу картину, небольшую, но хорошего письма. Изображен Муртаза Кули-хан (рисунки 16, 17). Кто такой, спрашиваю? Не знает экскурсовод. А я вот потрудился, узнал. Муртаза Кули-хан (1750-1800) был братом персидского шаха Ага-Мухаммад хана (1715-1797), иранским принцем, стало быть. Муртаза не раз пытался отнять престол у Ага, но тот, даром что с детства скопец, победил; в одной из стычек люди шаха взяли в плен друга Муртазы, отрубили нос, да так и отпустили. С безносым другом Муртаза прибыл в Россию в 1795 году, где был встречен с почетом в расчете поиспользовать его в политинтригах. Муртаза предстал перед Екатериной II, тогда же с него написали трехметровый портрет, который висит сегодня в Русском музее, а, видимо, эскиз к нему - в Твери. В свою очередь, Муртаза попросил подыскать механика и сделать своему другу протез носа. Это было под силу только Осипу Шишорину из Академии художеств. Вылепив сначала модель носа, Шишорин затем изготовил по ней две медные накладки, скрепленные позолоченным листом серебра. Снаружи все это красилось в телесный цвет, крепилось пружиной, как пенсне, только изнутри, а, дабы не было просвета между протезом и телом, была еще прокладка из телесного же цвета мягкой тафты, пропитанной природным клеем (лизнешь, и протез прилипает к носу). Екатерина распорядилась работу оплатить, на счет чего в архивах сохранилась запись: "Ея Императорское Величество высочайше повелеть соизволила заплатить из Кабинета механику Осипу Шишорину за зделанные имъ персидскому при Муртазакулихане находящемуся чиновнику два искусственных носа вместо отрезанного ему Агамагометханом по приложенному счету четыреста пятьдесят рублей. Апреля 25 дня 1796". Осип оценил свою работу в 450 рублей серебром, каковые и получил.

Ну а Гоголь-то причем? Исследователь А. Крашенинников установил, что в 1820-х гг кто-то вырвал счет из архивного дела, и бумага пошла гулять по Петербургу, потешая публику. Показывали счет и в салоне, где бывал Гоголь. Идея носа, гуляющего самого по себе, вдохновила Гоголя написать рассказ "Нос", где - в черновике - упомянут даже Хосров-Мирза, внучатый племянник Муртаза-Кули, который в 1829 году был в Питере и утрясал конфликт после убийства Грибоедова: “Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева, что будто он давно уже там, что когда еще проживал там Хосров-Мирза, то очень удивлялся этой странной игре природы”. Расскажите эту историю, стоя рядом с портретом Муртазы, дорогие экскурсоводы, и картина заиграет по-новому!

И еще одна загадка Путевого дворца. У нас в том самом зале, где портрет Муртазы висит, было заседание, глупейшее и длиннейшее, так я от скуки потолок рассматривал. И надо же - лепнина на потолке (рисунок 18) в деталях воспроизводит рисунок цветочных розеток на медных джучидских монетах (чекан Сарая ал Джедид, 750-е годы хиджры, это середина 14 в, рисунок 19). Причем нумизматам известны три типа розеток, так все три типа и присутствуют! А загадка в том, что такие монеты опубликованы впервые петербургским академиком Френом в 1832 году, да и то не все типы. Кто был тот дизайнер, которого они вдохновили?

Улица Советская. Центральная улица города (бывшая Миллионная). Мало кто отдает себе отчет, что это - один сплошной раскоп, каковым она, в сущности, и была в недавние годы. На сайте г-на Новикова мне удалось отыскать снимки тех лет (рисунок 20; если кто сообщит, что тогда удалось отрыть - непременно отпишу здесь!). На другом рисунке оттуда же - труды археологов возле центрального Универмага (рисунок 21). Как же богата тверская земля! Жаль, что на поверхности сохранилось так мало.

Тверской объединенный музей

Наверное, один из лучших провинциальных музеев, в которых мне удалось бывать. Масса экспонатов, отличные работники, хорошо прописанные витрины.

Выше мы говорили о денежном обращении позднесредневековой Твери. Для более раннего, догородского периода, странностей отыскивается не меньше. Нигде я не видел такого количества подражаний западным и восточным монетам и их самих (рисунок 22): вот - как бы фельсы среднеазиатской чеканки 9-10 вв, это - настоящие серебряные дирхемы, и рядом - западные денарии того же времени. С этим соседствуют привески, которые по фактуре так напоминают монеты, что начинаешь думать - а был ли на Руси, конкретно в Твери, безмонетный период? А не служили ли все эти барсы, птицы, лунницы - своего рода знаками стоимости (рисунок 23)?

О развитой торговле говорят сосуды Волжской Булгарии, которые проникают сюда еще в домонгольское время (керамика славянам традиционно не давалась, а в Булгарии работали самые лучшие керамические мастерские, вот и покупали, рисунок 24). Везли товары и из Крыма, и из Трапезунда, о чем свидетельствуют светильники и прочая керамика 12-14 вв (рисунок 25). А кто работал гончарами в самой Твери? Вот - изделие местных мастеров, сосуд, экспонируется его донце, на котором виден штамп мастера (рисунок 26). Вы меня извините, но этот штамп - известнейшая всем нумизматам плетенка, характерная для Булгара конца 13-начала 14 вв (уже монгольского времени; изображение плетенки помещено на рисунке 26). Факт приглашения булгарских гончаров известен в Коломне, где они даже основали в 1350-х свою слободу. Фрагменты поливной ордынской посуды из Поволжья представлены в таком количестве,что лишний раз убеждаешься в высказанном выше тезисе: князь тверской ориентировался на Запад, экономика княжества - на Восток; таких сосудов на Западе не научатся делать до 18 в, а, поскольку население требовало хороших товаров, купцам приходилось дружить с Востоком, а не с Литвой, где из деревянных мисок щи лаптем хлебали (рисунок 27).

Восточное не покидает Тверь и позже. Курительные турецкие трубки (рисунок 28) 17-18 вв - обычные находки и в Москве, и в Туле. А вот таких туфель (рисунок 29) из Персии 18 в я не видел больше нигде. С другой стороны, для керамистов-плиточников 17 в образ то ли владимирского, то ли ордынского барса оставался излюбленным сюжетом (рисунок 30).

Самое же монументальное, и чисто тверское - это камни и кресты, заботливо привезенные под музейную крышу прямо с полей. Впервые я увидел камень-следовик (рисунок 31). Раньше я думал, что на таких камнях, которым до 20 в поклонялись как культовым, настоящего следа нет, просто игра каких-то впадин. На самом же деле кто-то и вправду выбивал на граните (адская работа) реальное изображение человеческой стопы. Занимались этим, надо полагать, коренные насельцы края, финно-угорские племена. И сегодня отъедешь от Твери на десяток километров, и - лица уже не славянские, а карельские, поскольку до 1939 года карел (у которых был в губернии даже свой национальный округ) было больше в 4 раза в окрестностях Твери, чем в Карелии. Но потом Сталин замутил дело о национализме, и всех разогнал. Впрочем, мне сказали, что в Твери и сейчас идут передачи местного ТВ по-карельски. Буду гостить, надо будет послушать.

Вот верхушка известнякового креста 15-16 вв (рисунок 32), найденная при недавних раскопках церкви Покрова Богородицы в Твери. Два других креста просто стояли в поле. Так называемый Стерженский крест 1133 года, стоявший у озера Стерж Осташковского района, до сих пор несет на себе надпись: "Лето 6641 месяца июля 14 день почах рыти реку сю яз Иванко Павловиц и крест сей поставих" (рисунок 33). Иными словами, некто Иван Павлов в первой трети 12-го века попытался прорыть дно реки для лучшего судоходства между Новгородом и Торжком. Не в одиночку, я полагаю. Другой крест стоял на берегу протоки из Лопаснинского озера в озеро Витбино на территории современного Пеновского района, но, в отличие от первого, не способствовал разрушению границ, а, напротив, их утверждал (рисунок 34). Вероятно, это был пограничный знак. На нем выбиты тамги Рюриковичей, а еще крест и греческая буква "омега" ("Аз Есьм альфа и омега"), что датирует сооружение как минимум концом 12-началом 13 веков.

Мораль

Ну а какая может быть мораль? Я не считаю текст, который вы видите перед собою, окончательным. Слишком мало знаю я Тверь, и хочу побывать в ней еще. Старейшую церковь, Белую Троицу, не видел, мечеть - лишь из окна машины.

Я открыт любым замечаниям и предложениям. Однако, давайте договоримся, дорогие тверичи - хватит поминать старое. Мы представляем два слишком великих города, чтобы считаться по делам давно минувших дней. В конце концов, история, когда прислуживает современности, становится отвратительной, как молодящаяся старуха.

Евгений Арсюхин

Январь 2003

Компьютеры и оргтехника интернет магазин покупайте по низким ценам. . Смотрите на сайте арматура цена.
Используются технологии uCoz