Рисунок 1.Башня 12 в в ауле Хурзук. Последние такие сооружения возводили еще в 18-м веке местные феодалы.

Рисунок 2. Менгиры - наклонились, но еще стоят.

Рисунок 3. А может, инопланетяне поработали?

Рисунок 4. Саркофаг хорош своим варварством...

Рисунок 5. ... а мавзолей - христианской политкорректностью.

Рисунок 6. Его строил еще Юстиниан.

Рисунок 7. Северный храм был центром епархии.

Риснок 8. В среднем храме молился средний класс.

Рисунок 9. Кто свил гнездо под санаторием?

 

 

Кликни, чтобы увеличить

ХРИСТОС ВОСКРЕС. В АЛАНИИ

В начале сентября 2001 года мне случилось побывать в сердце древней Алании, в районе Архыз. В этих местах стоят самые древние христианские храмы на территории России. Однако известно об этих местах немного и туристов, в особенности туристов осмысленных, там почти нет.

Не спасло положение даже открытие в 1999 году местными краеведами лика Христа, изображенного красками на скале. Пресса о нем писала, но сенсации все равно не получилось. Автор открытия, краевед А. Демаков, стоит у подножия скалы и торгует своей книжкой "Потаенная икона", откуда и взят рисунок лика. Самой мне подняться на скалу и посмотреть на чудо не пришлось - подъем туда тяжелый, почти по отвесной тропе, и мне отсоветовали. К тому же непосредственно к самой иконе подняться нельзя - почти на самом верху тропинка перегорожена, чтобы не было актов вандализма со стороны местных жителей и туристов. По рассказам А. Демакова, икона размером 0,8 на 1,4 метра написана на ровной скале, обращенной на восток и утопленной под карнизом, минеральными красками белого, темно-красного и коричневого цветов. Как сообщил краевед, краску анализировали, и нашли, что она древняя: так, в качестве связующего вещества мастер использовал яичный желток. А. Демаков провел и небольшой иконографический анализ. Отсутствие нимба, по его мнению, говорит о том, что икону писали до сложения иконографического канона, что случилось на соборах 787 и 843 годов. К тому же борода Христа не разделена посередине, что стало обычным с 10 века. Так что автор открытия датирует его 9-м веком (с учетом некой консервативности местной иконописной школы). Ближайшей аналогией он считает синайскую икону Пантократора, на которой, впрочем, нимб есть. По соседству с ликом открыто несколько погребений, в том числе христианских, а еще в конце 19-го века археолог Д. Струков видел здесь каменную статую воина с крестом и в шлеме - таких в Алании немало, но именно эта не сохранилась. Лика, однако, Струков, как и прочие, включая аборигенов, не видел. Лик "смотрит" на Нижне-Архызское городище и на храмы, о которых речь ниже, построенные в 9-10 веках.

Трудно судить о том, что не видел. Тем не менее, ясно, что подлинность лика еще долго, если не бесконечно, будут доказывать и оспаривать. Это вызвано природой собственно живописного изображения, которое не так просто датировать, как керамику или монеты. Лику уготована участь стать второй туринской плащаницей, с которой, несмотря на колоссальные усилия исследователей, так и не все ясно. Конечно, серьезный анализ краски, например, на наличие примесей в виде пыльцы, мог бы разрешить вопрос, но много ли таких специалистов сегодня в России, и кому это нужно, по большому счету? На сегодняшний день мне представляется, что есть аргументы как "за" подлинность, так и "против". В числе последних - как раз отход от иконографического канона. Отсутствие нимба намекает на руку современного мастера, который хотел придать налет глубокой старины своему детищу - ведь на самом деле нимбы вокруг голов святых появляются очень рано. Странно и то, что лика никто не видел до 1999 года, и то, как он сохранился на открытой эрозии скале. Впрочем, сохраняются же наскальные рисунки, да и на стенах Константинополя, как рассказывал мне Евгений Арсюхин, еще можно увидеть нарисованные красной краской кресты. Несмотря на то, что аналогия с синайской иконой кажется мне натянутой, все же лик - это загадка, и хорошо, что она есть, может, и на Аланию обратят внимание.

А обращать есть на что. Аланы - народ, как полагают, иранской группы (филологи, впрочем, считают язык алан реликтом индоевропейского) стали предками, помимо прочего, и "русских" казаков, и части украинцев. В 9 веке они создали раннефеодальное государство, столицей которого и было Нижне-Архызское городище (его подлинное название утрачено). В 916 году усилиями константинопольского патриарха Иоанна Мистика Алания была крещена официально, хотя и до этого здесь оказалось немало христиан, бежавших от иконоборчества в 7-8 веках (эти места были не менее популярны у беглецов, чем Крым и Готия), так что уже в 7 веке здесь появляется монастырь Иоанна Крестителя. Жилось здесь неплохо - как-никак, отрезок Шелкового пути, можно было при желании заняться торговлишкой.

В 12 веке Алания раздробляется и приходит в упадок. Как писал Юлиан Доминиканец в 13 веке, здешние жители представляют "смесь христитан и язычников. Здесь сколько местечек, столько князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому, отсюда - постоянная война князя с князем, местечка с местечком". Именно от этого времени остались впечатляющие башни (рисунок 1, взятый из сборника "Аланский мир", издаваемый Карачаево-Черкесским музеем, поскольку ни одной башни видеть мне, к сожалению, не случилось). Монголо-татары, как ни странно звучит современному уху, принесли мир после разрушений, ими же и причиненных, и такой город, например, как Маджар, на месте нынешнего многострального Буденновска, прославился повсюду. Но все кончилось, когда ханы Орды втянулись в войну с Тимуром, и в конце 14 века Тамерлан выжег здесь все, что двигалось или возвышалось. Дальше - перемещения племен, турецкое влияние, пока наконец Россия не принесла сюда своего двуглавого орла - взамен такого же, только ордынского.

Городищ в Алании масса, немало и сооружений, которым нет аналогов в других местах. Таковы, например, менгиры, или каменные столбы (рисунок 2, отсканированный из "Аланского мира") с тюрскими, греческими и арабскими надписями, сооруженные в 6-13 веках. Полагают, что это были дорожные указатели, хотя мне не приходилось встречать нормальной публикации надписей с менгиров, а они и могли бы разрешить задачу. Другая тайна - огромный каменный круг, контуры которого различаются только с воздуха (рисунок 3). Говорят, что это обсерватория 11-12 веков, что представляется мне сомнительным. В 70-е годы было поветрие чуть ли не каждый приметный камень объявлять обсерваторией, а так как звезд на небе много, каждый камень куда-нибудь да ориентирован. Средневековье - не лучшее время для астрономических сооружений. Думаю, перед нами какое-то святилище, возможно, имевшее и астральную подкладку (как Стоунхендж, например, лишь приблизительно ориентированный на ключевые точки горизонта), но не более того. Вспоминаются цитированные выше слова о "смеси христиан и язычников". Руку последних чувствуешь в этом сооружении, если только датировка верна - пример того же Стоунхенджа показывает, как непросто понять время, когда кто-то врыл в землю камень.

Среди других диковинок - саркофаг царя с Кафярского городища 11-12 веков, с барельефом, полным истинно варварской мощи (рисунок 4) и мавзолеи, рассеянные по всей Алании, как например этот, 11 века у аула Нижняя Теберда (рисунок 5).

Но вот наконец мой рассказ о прогулке по Нижне-Архызскому городищу. Это был расположенный на берегу реки город, протянувшийся почти на 2 км. На окраине городища бьет источник, считающийся святым. К сожалению, от города только одни храмы и уцелели. Подъемного материала нет. Все скрыто под метровым культурным слоем и поросло бурьяном. А жаль... На небольшой площади ведутся раскопки, и видны остатки каменных сооружений и фундаментов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это Старое Жилище (а именно так переводится название Архыз) приподнесет нам еще немало сюрпризов и открытий.

Самый старый храм, который выглядит самым современным из-за поздних переделок (рисунок 6), Южный Зеленчукский, возведен в 1-й четверти 10-го века на основании 6-го века (что вероятно, учитывая активный интерес Византии к этим местам, и строительный зуд Юстиниана), и служил, как полагают, местом, где молилась аланская знать. Сегодня этот храм действующий и жаждет научной реставрации.

Куда аутентичней два других храма, Северный и Средний. Северный храм (рисунок 7), возведенный также в 1-й четверти 10-го века, был центром Аланской епархии, существовавшей по 13-й век. При раскопках здесь нашли печать армянского царя Ашота (886-891 гг), так что, возможно, он древнее. Внутрь пускают, виден алтарь, прямо в храме раскопаны захоронения. Не буду изображать из себя знатока византийской архитектуры - и так ясно, что это зрелый византийский стиль. Храм виден буквально со всех концов городища, и иной раз его явление совершенно неожиданно - шутка с ландшафтом тоже была характерна для лукавых греков.

Средний храм - чуть моложе, это середина 10 века, если верить здешним археологам, и молились здесь рядовые горожане (рисунок 8). Храм на реставрации, закрыт, так что полюбовалась им только снаружи.

Таково было мое небольшое путешествие в Аланию, в ходе которого, каюсь, я если и сделала какие-то открытия, то лишь для себя. Впрочем, на Кавказе, вопреки распространенному мнению, чтобы прикоснуться к древности, не нужно далеко идти. Под санаторием в Кисловодске, где было мое постоянное обиталище, оказывается, есть пещера, где некогда свили гнездо древние люди (рисунок 9). Показывают даже лежанку, ими продолбленную. Впрочем, она напоминает скорее средневековые скальные убежища Крыма, чем поселения палеолита. Если так, то выходит, что даже в такой центровой регион добрались некогда беглецы от иконоборцев. Кавказ хранит немало тайн, и чем больше будет нерадивость историков (а мне представилось, что вся историческая наука Кавказа держится краеведами), тем тайн будет больше. Увы.

Наталия АНДРИАНОВА,

январь 2002

Используются технологии uCoz