Рисунок 1. Вид на Стрелку и край древнейшего кремля со стороны Которосли (справа) в сторону Волги (впереди).

Рисунок 2. Знак, установленный на месте древнейшей цитадели Ярославской крепости.

Рисунок 3. Палаты Митрополита на территории цитадели.

Рисунок 4. Храм Тихона, стоящий на месте древнейшего храма Ярославля.

Рисунок 5. Успенский собор, по открытке начала 20 века.

Рисунок 6. Белокаменные детали Успенскиго собора 13-го века, найденные при раскопках.

Рисунок 7. Трасса Земляного города (по линии улицы, на которой мы стоим), ведущая к одной из ключевых площадей на въезде в город.

Рисунок 8. Трасса Земляного города, на месте вала которого посажена аллея.

Рисунок 9. Площадь с каланчой на месте второй важной въездной площади на окраине Земляного города.

Рисунок 10. Власьевские ворота.

Рисунок 11. То же, вид со стороны, где лучше всего видна первозданная часть ворот.

Рисунок 12. Волжская башня.

Рисунок 13. То же, вид с Волги.

Рисунок 14. Юго-Западная башня Спасского монастыря.

Рисунок 15. Водяные ворота Спасского монастыря.

Рисунок 16. Богородская башня.

Рисунок 17. Угличская башня.

Рисунок 18. Прясло возле Угличской башни.

Рисунок 19. Боевой ход возле Угличской башни.

Рисунок 20. Михайловская башня.

Рисунок 21. Стык древней стены и стены 19 века у Михайловской башни.

Рисунок 22. Иконы над Святыми воротами.

Рисунок 23. Роспись арки Святых ворот.

Рисунок 24. Святые ворота, вид изнутри монастыря.

Рисунок 25. Спасо - Преображенский собор.

Рисунок 26. Галерея Спасо - Преображенского собора.

Рисунок 27. Роспись этого собора.

Рисунок 28. Храм Ярославских чудотворцев (слева) и Спасо - Преображенский собор.

Рисунок 29. Звонница Спасского монастыря.

Рисунок 30. Трапезная палата (на втором плане) с храмом Рождества (на первом).

Рисунок 31. Настоятельские покои.

Рисунок 32. Сени настоятельских покоев.

Рисунок 33. Древнейшая часть келий Спасского монастыря.

Рисунок 34. Декор апсид храма Николы Надеина.

Рисунок 35. Купол храма Николы Надеина, покрытый зеленой черепицей.

Рисунок 36. Храм Рождества Христова.

Рисунок 37. Декор храма Рождества Христова.

Рисунок 38. Колокольня храма Рождества Христова.

Рисунок 39. Ворота перед храмом Рождества Христова.

Рисунок 40. Храм Ильи пророка.

Рисунок 41. То же, деталь.

Рисунок 42. Роспись галереи храма Ильи Пророка.

Рисунок 43. То же.

Рисунок 44. Роспись основного объема храма Ильи Пророка.

Рисунок 45. То же, деталь.

Рисунок 46. Рельеф возле храма Спаса на Городу.

Рисунок 47. Декор храма Богоявления.

Рисунок 48. Храм Дмитрия Солунского.

Рисунок 49. Церковь Похвалы Богородицы.

Рисунок 50. Храм Николы Мокрого.

Рисунок 51. Декор храма Николы Мокрого.

Рисунок 52. То же.

Рисунок 53. Декор храма Тихвинской Богоматери.

Рисунок 54. То же.

Рисунок 55. Дом Иванова.

Рисунок 56. Декор дома Иванова.

Рисунок 57. колокольня Никиты Мученика.

Рисунок 58. Храмы Вознесения и Сретения.

Рисунок 59. Кирилло- Афанасьевский монастырь.

Рисунок 60. Часовня Александра Невского.

Рисунок 61. Храм Сретения.

Рисунок 62. То же, деталь.

Рисунок 63. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках.

Рисунок 64. То же, деталь.

Рисунок 65. То же.

Рисунок 66. То же.

Рисунок 67. То же.

Рисунок 68. Колокольня в Коровницкой слободе.

Рисунок 69. То же, деталь.

Рисунок 70. Святые ворота в Коровницкой слободе.

j

Рисунок 71. Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе.

Рисунок 72. Неизвестный, полуразрушенный храм в Толчково.

Рисунок 73. Храм Иоанна Предтечи в Толчково.

Рисунок 74. То же, деталь.

Рисунок 75. То же.

Рисунок 76. То же.

Рисунок 77. Колокольня в Толчково.

Рисунок 78. Святые ворота в Толчково.

Рисунок 79. Храм Николы в Меленках, деталь.

Рисунок 80. Храм Андрея Критского.

Рисунок 81. То же, деталь.

Рисунок 82. То же.

Рисунок 83. Храм Петра и Павла.

Рисунок 84. То же, деталь.

Рисунок 85. Толгский монастырь.

Рисунок 86. То же.

Рисунок 87. То же.

 

 

 

 

 

Ярославль: Если твой князь – ордынский хан…

В XIII веке Ярославль заигрывал с Ордой, в XVII внедрил в русскую архитектуру бухарский стиль

Фреска из храма Ильи Пророка

Часть II. Памятники старины Ярославля

<<Часть I. История города и княжества.

Кремль

Рубленый Город (Цитадель). Деревянные стены кремля (Рубленого Города) на Стрелке возникли еще при Ярославе Мудром, после чего, вероятно, их сломали, а потом возродили уже в 12-м столетии. Перестраиваясь, незначительно расширяясь, они просуществовали до пожара 1658 года. Их история и расположение башен в деталях неизвестны. Установлено, что протяженность стены в 17 веке составляла 1200 метров, и в них было 12 башен. В кремле была одна площадь, и одна улица, которая по мосту, перекинутому через Медведицкий овраг, соединяла Рубленый город с Земляным, или посадом. После пожара 1658-го «Рубленый город» решили не восстанавливать. Вместо него задумали делать каменный кремль, Стрелка с Волги

но дальше возведения трех башен в 1660-х годах дело не продвинулось: выяснилось, что на строительство крепости денег нет, да и нападать на Ярославль никто не будет. Решение мудрое: к тому времени классические крепости, с учетом внедрения артиллерии, безнадежно устарели. Ныне откос реки к Волге и особенно к Которосли - это следы вала, на котором стояли стены (рисунок 1). В центре древней цитадели к тому же уставлен каменный знак, чтобы уж и самый тупой турист не запутался (рисунок 2).

Внутри кремля искони находилась резиденция ярославских князей, которую в 17-м веке сменил воеводский дом – каменный, на высоком подклете. Рядом стояла громадина Успенского собора. К северу - усадьба митрополита ростовского. Усадьба состояла из храма Леонтия Ростовского и митрополичьих палат, дошедших до нашего времени (рисунок 3). Палаты поставлены по случаю приезда в город всесильного Ионы Сысоевича в 1680-х гг. Сильно перестроенные в 19 веке, палаты частично восстановились в советские годы усилиями реставраторов. Севернее палат, по сути, кремль и заканчивался.

Храм Тихона выстроен в 1825-1831 годах на месте сооружения 17 века. Говорят, что именно тут еще в 11 веке срубили первый ярославский храм Ильи Пророка (рисунок 4). В нынешнем здании Илье достался лишь придел. Древность посвящения этому святому, такому понятному вчерашним язычникам, свидетельствует, что легенда, скорее всего, верна. Храм стоит у обрыва - Медведицкого оврага - на краю цитадели, стало быть, и красив скорее расположением, нежели сам по себе.

Об Успенском соборе стоит повести особый разговор. Взорванное в 1937 году здание (рисунок 5) решили восстанавливать в июне 2004 года, буквально через несколько дней после нашего визита в Ярославль. Прежде Стрелка считалась местом заповедным, там только археологи работали - теперь краны гудят. Это не был первый храм города, как многие думают, его возвели лишь в 1215 году, при князе Константине, в пору создания независимого Ярославского княжества. Тот, древний храм кладен был из плинфы и украшен белокаменными деталями, многочисленные фрагменты которых найдены при раскопках (рисунок 6). В 1504 году (точнее, между 1501 и 1533, поскольку точной даты мы

не знаем, а "точная" дата в расхожей литературе - не более, чем плод догадки) ему на смену пришло другое здание, напоминающее Успенский собор Московского кремля. О нем не дошло сведений, поскольку сооружение позже было без остатка снесено "по ветхости". Наконец, в 1659 году (часто встречаемая дата, 1646, на самом деле неверна) возвели то сооружение, которое взорвали в 1937. по большому счету, он также восходил к традиции столичного Успенского собора. В 1832 годах пристроены храмы свв. Василия и Константина, а также два притвора. В 1836 году переделали шатровую колокольню, сделав из нее нечто заурядное, в 4 яруса, с колоннами. Старинных открыток сохранилось много, потому что храм был любим. Будем надеяться, что собор-новодел, который обещают сделать к 2010 году, дате мнимого юбилея города, будет не хуже. Пока известно, что археологи, работающие в крайней спешке, делают все новые находки. Обнаружен фундамент собора 17 века, крестик 15 века, монеты 17 века, украшения и проч. Раскопки возобновятся весной 2005 года, храм надеются восстановить к 2010 году, так называемому 1000-летию Ярославля.

Вид цитадели с Волжской башней в 1731 году. Слева - Успенский собор. Взято из книги "Ярославль, Тутаев..."

Окольный город (Земляной) появился в 1536 году по распоряжению Елены Глинской, хотя не исключено, что в тот год старые сооружения просто перестроили. Он представлял из себя вал, на котором стояли деревянные стены и башни; перед ним шел наполненный водой ров. В пожар 1658 года вся эта фортификация выгорела полностью. Уже в 1660 году на валу поставили 16 каменных башен взамен сгоревших деревянных, но стены выстроить не удосужились из пренебрежения к старым методам «городового строения». Исключение составил небольшой участок деревянного прясла между Которослью и Медведицким оврагом (всего 43 м). Сегодня трасса вала читается, если посмотреть на карту города, и Обрыв под Волжской набережной - он же вал

приметить, как идет Первомайский бульвар и Комсомольская улица: от Ипатьевского монастыря, который был "встроен" в систему деревянных стен, через площадь Волкова, где до сих пор уцелели каменные ворота (см. ниже; рисунок 7), через Красную площадь со знаменитой пожарной вышкой, к Волге (рисунки 8,9), и далее вдоль Волги по берегу. На месте срытых валов встал, в частности, Гостиный двор (1814-1818, после пожара восстановлен в 1855). Обрыв под Волжской набережной - он же след от вала.

Власьевская башня Из 16 каменных башен до нас дошли две. Власьевская, или Знаменская башня (1658-1669) стоит в центре застройки 18-19 веков, на площади Волкова, у самого оживленного в древности въезда в город (рисунок 10): еще при Петре тут стояли солдаты, собиравшие пошлину со всех въезжавших в город купцов. Из-за того, что к башне в 19 веке пристроили храм Знамения, она напоминает со своей парадной стороны больше церковь, но, стоит ее обогнуть, чтобы понять: перед нами незаурядное фортификационное сооружение средневековья (рисунок 11). Некогда на башне возвышался высокий шатер с дозорной будкой, а перед нею была еще одна башенка, выводная, наподобие Кутафьей башни в Московском кремле.

Позднее башня была подвергнута значительным переделкам, а выносная башня снесена. У башни стоял Тюремный двор, сгоревший в 1711 году. Под нею и сейчас есть подземный ход. При осмотре башни нам показалось, что на самом деле она была построена намного раньше, чем середина 17 века. Об этом говорит остаток мощной булыжной кладки, которая прослеживается местами в районе фундамента (его можно видеть на этом рисунке). Поскольку булыга кладена рвано, и на нее так же рвано по высоте наложен кирпич, можно предположить, что некогда из такой булыги было сделано целиком некое сооружение, далее перестроенное в кирпиче. Вероятно, речь шла о таких же воротах, только вряд ли высоких, глубоко вмонтированых в землю. Они могли появиться здесь в 16 веке, вряд ли ранее.

Волжская, или Арсенальная башня (тоже 1658-1669: рисунки 12, 13) стоит на берегу Волги, у обрыва, который одновременно являлся и основанием вала. В ней до сих пор сохранились щели для опускающейся решетки, хотя в остальном она сильно переделана – так, выводную башенку у нее тоже отобрали, не способствовал сохранению фортификационного дизайна и трактир, который был тут в царские времена. В башне хранили порох, поэтому она называлась еще Зелейной, а весь прилегающий район – Подзеленье. Такой вот в Ярославле кремль недоделанный.

Спасский монастырь

План монастыря по книге Э. Добровольской и О. Гнедовского. 1. Спасо-Преображенский собор, 2. Храм Входа в Иерусалим, 3. Звлонница, 4. Трапезная, 5. Архиерейские покои, 6. Келейный корпус, 7. Святые ворота. В современном Ярославле нет кремля, но туристы простодушно принимают за него мощные стены и башни стоящего практически в центре города Спасского монастыря. А народная молва им подыгрывает, прямо называя Спасский монастырь «кремлем». Об основании монастыря в 12 веке на месте языческого капища мы уже говорили. Князь Константин в начале 13 века устроил здесь первый в России университет. Иван Грозный прятался тут от осадившего Москву крымского хана Девлета. 24 дня осаждали монастырь отряды Вора в 1609-м, но монастырь выстоял. Затем здесь отсиживался Михаил Романов, не решаясь, уже будучи царем, ехать в Москву. В 1612 году у монастыря стояли лагерем Минин с Пожарским. В монастыре располагалось и правительство России того времени, Совет всей земли. В конце 18 века в библиотеке монастыря сыскалась единственная рукопись «Слова о полку Игореве», сгоревшая в Москве в 1812 году –

на свое счастье, поскольку, скорее всего, она, как и само «Слово» - подделка. В 1787 году монастырь упразднили и сделали резиденцией архиереев, переведенных сюда из Ростова.

КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ появились у монастыря уже в самом его начале, в 12 веке, но были деревянными. В 16-м столетии в камне поставили Святые ворота, встроив их в деревянное окружение. А в 1550-1580 году появились и прочие каменные стены и башни. Именно эта крепость выдержала осаду войск Тушинского Вора в 1609 году: благодаря огневой и людской поддержке из монастыря, Вор не взял не только сам монастырь за 24 дня попыток, но и изрядно обветшавший к тому времени деревянный кремль на Стрелке. В результате Смуты укрепления сильно пострадали, и их принялись коренным образом перестраивать (1621-1646). Новая стена получилась и выше, и толще прежней. Старая стена 16-го века вошла в новый ансамбль только одним своим пряслом, у Богородской башни. Перестроены Святые ворота. Возведено 6 башен, из которых до нашего времени без переделок уцелело 2. Позднее этот комплекс подвергся бессмысленным реставрациям.

Водяные ворота, вид изнутри Чтобы лучше познакомиться со стенами, предпримем обход периметра монастыря от Святых ворот, с которыми мы подробней познакомимся позже, по часовой стрелке. Прясло от Святых ворот до Юго-Западной башни (рисунок 14) полностью переложено в 1803 году из нормальной стены в простой каменный собор, едва стилизованный под старину. Тогда же в нынешнем облике переделана (точнее, сделана заново) и Юго-Западная башня. На этом участке остались только Водяные ворота (рисунок 15), сделанные так, чтобы привлекать меньше внимания во время штурма. Снаружи они не выступают за линию стен, через арку человек попадает в узкий проход, простреливаемый в любой своей точке. За проезжающим из

каменной будки с окнами-бойницами, расположенной над проездом, мог наблюдать особый привратник. На боевой площадке над воротами можно было ставить пищаль или даже небольшую пушечку. Совершенно другое впечатление оставляет длинное западное прясло от упомянутой Юго-Западной башни до Богородской (рисунок 16; 1623 год постройки, снабжена была потайным ходом). Но лучше всего сохранилось северное прясло от Богородской башни до Угличской (рисунок 17, башня также построена в 1623 году). К сожалению, и здесь утрачена центральная, Конюшенная башня, вместо которой в 19 веке прорубили арку.

Угличская башня некогда была проездной. Именно при ее строительстве, как и при строительстве Михайловской башни, пришлось залезть на ныне срытый городской вал Окольного города. Из-за этого разгорелась большая борьба между горожанами и монахами. Монахи жаловались, что с вала видно все, что творится в монастыре, и требовали позволить им вал частично срыть, и встроить в него две башни, горожане же протестовали, и даже ходили коллективно бить монахов. Царь, как видим, монахов поддержал. Но отныне у горожан в сердцах сохранилась ненависть к монахам Спасского монастыря, которая выплеснулась даже на иконы, написанные по заказу купцов с посада. Черти пожирают монахов Спасского монастыря, икона, 17 век, деталь

Зато прясло сохранилось очень хорошо (рисунок 18). Ее достоинства можно оценить, поднявшись на боевой ход у Михайловской башни - это единственное место, где сие дозволяется (рисунок 19). У Михайловской башни (рисунок 20), кладеной в самом начале 19 века вместо древней, старая боевая стена снова сменяется подобием забора. Контраст особенно четко виден, если смотреть изнутри прясла (рисунок 21). Далее на этом прясле вновь не будет ничего интересного до Святых ворот, с которых мы и начали обход.

Святые ворота СВЯТЫЕ ВОРОТА возведены в 1516 году. Это – самая ранняя, и самая мощная крепостная башня монастыря. Искони к ним был пристроен захаб, который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Если со стороны «поля» ворота почти не перестроены, и сохранили былую суровость, то со стороны монастыря они подверглись около 1621 года переделкам, смягчившим облик этого сооружения. Тогда же над воротами надстроили небольшую церковь, окруженную галереей. О ней напоминают киоты для икон (рисунок 22). Свод ворот расписан в 1564 году теми же мастерами, что работали в главном соборе монастыря, в 1633 фрески поновляли (рисунок 23).

К воротам примыкает ДОЗОРНАЯ БАШНЯ, ныне отреставрированная по состоянию на 16 век (рисунок 24). В ней – глубокая шахта, в которой перемещались цепи и гири огромных часов, приобретенных монахами у Московского кремля после реконструкции. Говорили, что якобы на этой башне стояли князья Василий и Константин, наблюдая в телескоп (sic!) за битвой на Туговой горе. Их телескопические усилия и молитвы пропали всуе, зато перед изнемогшими воинами открылся подземный ход до самых Святых ворот, по которому они бежали и скрылись от татар в монастыре. Буйная фантазия творца легенды не подлежит комментарию.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР – древнейшее сооружение Ярославля (рисунок 25). Первоначально заложен в 1216-1224 году. Остатки собора 13-го века открылись при раскопках 1960-х годов местами на 2-3 кладки кирпичей, однако, точного плана авторы раскопок составить не пожелали. Известно лишь, что заложенный в 1216 году храм вскоре был прекращен строительством, причину чего видят в пожаре 1221 года. Лишь в 1224 году собор достроили. После пожара 1501 года, в 1505-1516 на старом фундаменте возведено ныне видимое здание. Внешне напоминает Архангельский собор Московского кремля, что отражает моду того времени. В подклете собора хоронили ярославских князей, позже – местных олигархов. Звонница, Входа в Иерусалим, Спасский собор

В стенах видны могильные доски 1652 и 1740 годов от двух таких погребений. В 17 веке гульбище на северной стороне заменено папертью (рисунок 26). В свое время здесь хранилась монастырская библиотека.

Фреска Спасо-Преображенского собора Собор расписан в 1563-1564 годах московскими и местными мастерами, имена которых обозначены на клейме одного из столпов. Живопись поновлялась в 1781-1782 годах и в 1814 году, древние фрески частично открыты реставраторами в советское время (рисунок 27). Композиция иконостаса сохранилась от 1516 года, но сам иконостас, конечно, не раз заменялся. В музее хранятся 13 икон 16-го века, написанных сразу после построения собора специально для него. Иконы напоминают манеру Дионисия, и, скорее всего, мастера пошли на сознательную стилизацию, ориентируясь на немногие образцы, уцелевшие после пожара 1501 года.

ЦЕРКОВЬ ВХОДА В ИЕРУСАЛИМ заложена в 1218 году. Перестроена в 1617-1619 годах. Находилась впритык к собору. В 1827-1831 году на ее месте ставят несоразмерно большую церковь Ярославских чудотворцев, в стенах которой сохранились фрагменты кладки церкви Входа в Иерусалим (рисунок 28). И даже в интерьере позднего храма есть фреска 17 века - от храма прежнего - с изображением Федора Черного. Эта многослойность и спасла храм 19-го века от разрушения в советские годы.

ЗВОННИЦА возведена в 16-м столетии (рисунок 29). В нижнем ярусе – церковь, иконостас которой выписан прямо на стене (впоследствии мы увидим такой прием в зодчестве Ростова 17-го века, в храме Воскресения Христа). Через звонницу некогда шел проезд на хозяйственный двор, заложенная арка которого видна и ныне, если зайти внутрь этого храма. В древности звонница была также соединена галереей с храмом Входа в Иерусалим. Верх звонницы искони был выполнен в виде двух огромных шатров, покрытых зеленой черепицей в «казанском духе», однако в 1809-1823 годах шатры зачем-то сломали, и заменили ныне видимой ложноготической надстройкой.

ТРАПЕЗНАЯ ПАЛАТА с церковью РОЖДЕСТВА выстроена в начале 16 века (рисунок 30). С ними сблокированы НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ ПОКОИ, которые относятся к 17 веку (рисунок 31). В нижнем этаже покоев располагались хозяйственные службы, в верхнем – жилые помещения. Хотя трапезная и покои стоят рядом, это очень разные сооружения. Насколько в 16 веке не любили украшательств (трапезная), настолько возлюбили это дело в 17-м (настоятельские покои). Между палатами и трапезной – огромные сени, в которые можно было попасть через крыльцо, столь же грандиозное, двухэтажное (рисунок 32). КЕЛЬИ поставлены в 17 веке: западная часть – около 1670 (рисунок 33), Вид на монастырь и Которосль со Звонницы

восточная – ближе к концу столетия, в 18-м веке их перестраивали, часть корпусов со стороны Которосли возведены в 19-м столетии. РИЗНИЦА – плохое сооружение 1816-1817 гг. Более в монастыре смотреть нечего.

Посадские храмы Ярославля

Мы уже говорили о первом храме  Ярославля - Илии, на территории кремля. Второй храм по времени после этого возник якобы на месте нынешней гостиницы «Ярославль» (постройка предвоенного времени), на площади Волкова, сразу за Власьевскими воротами. Это была церковь Власия (отсюда и название ворот), и, видя такое посвящение, веришь легенде – храмы Власия и в самом деле ставили на местах святилищ Велеса. Каменные здания (летнего и зимнего вариантов) храма возникли 1603 и 1633 годах. Жаль, что гостиница погребла под собой это чудо. Как вам спится, постояльцы, на капище и храме?

Николы Надеина Храм НИКОЛЫ НАДЕИНА. Древнейшее сооружение ярославского купечества (1620-1622). В названии храма отразилось уважение к ее заказчику, купцу Надею Светешникову (изолированный Благовещенский придел, в который ведет отдельный вход с улицы – его домовая церковь, в храме располагалась и его фамильная усыпальница). Купец был личным агентом царя Михаила по закупке товаров для царских нужд. Филиалы фирмы Надея располагались как в Москве (сбыт), так и в Центральной и Восточной Сибири (пушнина), Астрахани (рыба, восточные товары), Архангельске, Пскове (западные товары и продукты севера). Он держал соляные прииски, например, на Самарской луке, где у него была настоящая крепость,

в которой скрылись сторонники Степана Разина после гибели их предводителя. Под конец жизни купец разорился из-за происков царского окружения, и его похоронили у южной стены подклета храма.

Строила храм, вероятно, артель из столицы. Стоит Никола Надеин практически на берегу Волги, но с реки не виден из-за домов (и вообще, он варварски зажат в застройку 1950-х гг). Расписана церковь в 1640-1641 годах костромичами, ярославцами и нижегородцами. В росписи интересен повторяющийся мотив помощи бедным – так, сам Никола предстает с мешком золота, откуда бедняки черпают милости, в чем прослеживается убеждение самого заказчика.

Церковь перестраивалась на рубеже 17-18 веков, лишившись некоторых наиболее архаичных (и интересных) черт (рисунок 34). Тогда же появилась невысокая колокольня и южный придел. Отличительная особенность храма – зеленая черепица, покрывающая купол (рисунок 35). Говорят, что иконостас выполнен в 1751 году по рисунку основателя русского театра Волкова, однако, нам не удалось попасть внутрь храма, и мы его не видели.

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА тоже стоит возле Волги (рисунок 36), и так же безобразно зажат позднейшей застройкой. Казанский придел, прежде соединенный с храмом переходом на столбах, ныне – отдельное здание. Заказчики – братья Назарьевы, активные участники сбора средств в пользу Минина и Пожарского. Дата начала строительства неизвестна, вероятно, это 1630-е годы. Назарьевы были не слишком богатыми купцами, их проект строительства не отличался масштабностью, но даже его они не смогли довести до конца.

Храм был закончен в 1644 году сыновьями одного из братьев, уже из династии Гурьевых, который сумел найти деньги

Декор храма Рождества Христова

не только на достройку, но и на расширение проекта. Взяв за образец церковь Николы Надеина, мастера так же широко использовали изразцы – в основном зеленые монохромные, но уже встречаются и более дорогие многоцветные. Особое же отличие этого храма от других – в надписи, выполненной изразцами по всему периметру здания, в которой купцы упоминают себя, правителей государства, и указывают время построения храма (рисунок 37). Такой прием крайне редок в русском зодчестве. Считается, что кто-то из купцов побывал в Средней Азии, увидел тамошние мавзолеи и минареты с изразцовой арабской вязью, и решил перенести это на родную почву. Тем более, что тогдашний торжественный русский шрифт по замысловатости и дизайну мало отличался от арабских букв. Во всяком случае, о том, что братья были в Бухаре и даже в Индии, сохранились прямые свидетельства документов. На востоке были и мастера, которые строили для братьев крепость на Яике, «за морем» (на Каспии) для охраны рыбных промыслов этой купеческой семьи. В 1640 году мастера поставили деревянную крепость, в 1661-1662 годах они же переделали ее в камне. Крепость уничтожена в 1810 году, но имя купцов навечно осталось на карте, потому что из крепости вырос город Гурьев. Специалисты указывают, что мастера могли подпитаться впечатлениями и от развалин столицы ногайских ханов, Сарайчука, который располагался совсем рядом с крепостью Гурьевых. Особенно наглядно это восточное влияние видно в шатровой надвратной церкви-колокольне (вскоре после 1658 года; рисунок 38) и в крыльце (рисунок 39). Храм расписан в 1683-1684. Колокольня – ярчайшее произведение «восточного стиля», в свое время служила также воротами в монастырь, располагавшийся тут одно время (ныне ограда монастыря утрачена).

Гурьевы, конечно, молодцы, что город основали на Каспии, но дела у них там не пошли. Издержки строительства оказались слишком велики, а коммерция не самой удачной. К тому же крепость была разорена отрядами Разина в 1667 году. Это привело к краху семьи Гуриных, уцелела лишь младшая ветвь. Храм сильно переделывался в 18-19 столетиях. Рядом с храмом некогда стояли летняя и зимняя церкви Варвары и храм Всех Святых, но их взорвали в советское время, и на этом месте поставили обком.

Фреска в храме Ильи Церковь ИЛЬИ ПРОРОКА (1647-1650) находится в центре современного города (сложившегося после «регулярного» перепланирования при Екатерине) и считается одним из его символов (рисунки 40, 41). Прежде на этом месте располагался деревянный храм. Шатровая глава одного из приделов появилась буквально за несколько лет до запрета этого дизайна Никоном, но сломать ее никто не посмел. Ряды многоярусных кокошников над приделом Гурия, Самона и Авива – явление частое в Москве, но исключительное в Ярославле. Зодчие отошли от излишеств, которыми увлекались строители многих посадских храмов, и из всех украшений оставили почти исключительно каменную резьбу, сделав ставку на многоплановость и асимметрию здания.

Заказчики – торговцы пушниной братья Скрипины. Они, как сегодня «Газпром», одни давали в бюджет страны весомый процент – около 10, не меньше. К царям ходили, дверь ногой распахивая. Возглавили борьбу посадских со Спасским монастырем, а, когда победили, Алексей Михайлович демонстративно подарил им, частным лицам, кусок Ризы Господней, показав зримо, что для него, даром что Тишайшим прозвали, не монахи милы, а купцы, которые денег дают.

Вскоре после этого от Ризы запретили отделять новые куски, отчего ценность дара только повысилась. Это они, Скрипины, среди других купцов обустраивали «златокипящую» Мангазею, «русский Клондайк» 17-го века на крайнем севере. Там они даже поставили деревянную Успенскую церковь. Сохранились их многочисленные письма царю с просьбой оградить от коррупционных преследований караваны, шедшие из Мангазеи с мехами в Большую Россию. После 1684 года, однако, род купцов угас из-за отсутствия детей. Вероятно, возведением этого храма они хотели или вымолить потомство, или просто оставить по себе память, предчувствуя угасание рода.

Храм расписан в 1680 году костромской артелью (рисунки 42, 43, 44, 45). Роспись сохранилась без реставрации и записи, краски не потускнели, их всего дважды за 300 лет мыли. Галереи, крыльца и придел Ризположения расписаны на 20 лет позже (1697), и, как говорят знатоки, хуже, к тому же их не раз переписывали.

Церковь классно отреставрировали к 350-летию. Приведу цитату, потрясшую меня: «Когда были раскрыты окна в шатре, не знавшем вентиляции и солнца на протяжении трех столетий, перед глазами открылась страшная картина. Все внутренние стены, кроме грибка и плесени, были покрыты толстым слоем слизи, со стен сползала жидкая масса черного цвета…» Апокалипсис сегодня, да простит меня Господь.

Храм Ильи Пророка. Деталь.
Николы Рубленый Город Храм НИКОЛЫ РУБЛЕНЫЙ ГОРОД появился в 1695 году. Заказчик – ярославские судостроители. Название храма взялось от исконного ярославского именования кремля «Рубленым городом», в пределах которого некогда храм и находился. До сих пор рельеф возле церкви неспокойный, чувствуется, что тут были срытые валы и засыпанные рвы. Храм поражает сочетанием простоты, столь редким в архитектуре этого времени, с изяществом архитектурного решения. Можно сказать, что отсюда пошла «поволжская провинциальная манера», которая породила по всей Волге множество храмов. Образец, конечно, превосходит реплики, но, поскольку образец был хорош, то и реплики получаются совсем неплохими.
С кремлем связана и другая церковь, СПАСА НА ГОРОДУ, поставленная в 1672 году за пределами кремля, но у самой его кромки, за валом. До конца 18 века она стояла среди громадного рынка, в котором были и торговые ряды, и склады, и денежный двор, все, конечно, деревянное. Именно здесь ковалась экономическая мощь Ярославля. Паперть храма возникла лет через 10-15 после окончания строительства, и, как это часто бывает в Ярославле, украшена богаче, чем сам храм. Роспись производилась всего в течение месяца в 1693 году ярославскими мастерами. Говорят, что мастера были молодые, неопытные, спешили, поэтому живопись напоминает лубок. Рельеф местности здесь еще более неспокоен, чем у храма Николы Рубленый Город - впрочем, они рядом (рисунок 46). Спаса на Городу
Михаила Архангела (15572 bytes)

Храм МИХАИЛА АРХАНГЕЛА поставлен в 1658-1682 годах. До этого на его месте стоял деревянный храм, причем стоял еще с 1216 года, заложенный князем Константином Всеволодовичем. Потом храм забросили, но в конце 13 века, после приезда из Орды князя Федора Ростиславича, желанием княгини Анны, дочери ордынского темника Ногая, этот храм, посвященный покровителю русского воинства, был восстановлен. Считается, что для него тогда написали икону «Архангел Михаил» (ок. 1300), которая выставлена сегодня в Третьяковской галерее.

Нынешнее здание строилось долго, поэтому план несколько хаотичный,

чем церковь и хороша. Расписана в 1730 году. Качества росписи специалисты оценивают особенно негативно, хотя, возможно, в этих оценках сказывается предвзятость: росписи в Тутаеве того же времени принято считать классическими, а в Ярославле что ни роспись 18-го века, то «сухость», «измельчение» и «закат». В 1681 году прямо напротив этого храма, на лодке, шедшей по Которосли, умеем ссыльный патриарх Никон, реформатор русской церкви.

Церковь БОГОЯВЛЕНИЯ (1684-1693) возведена на деньги купца Зубчанинова. Считается самым нетипичным для Ярославля памятником, воспроизводящим передовые на тот момент приемы московского зодчества. Так, в церкви нет центрального столпа, а огромная крыша висит в воздухе, поддержанная лишь стенами. В отличие от многих других храмов города, где изразцы появились не сразу, а в процессе переделок, здесь богатый керамический декор задуман был при строительстве (рисунок 47). Церковь расписана в 1692-1693 гг. Фрески считаются едва ли не лучшими в городе, однако, на наш вкус, выполнены уже в декоративной манере 18-го столетия, и имеют мало общего с древнерусским искусством.

Храм ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (1671-1673) построен на средства разных купцов. На храм пошел кирпич, который остался от нереализованного строительства каменного кремля (рисунок 48). Хороша роспись (1686), сделанная ярославскими мастерами, причем пожилыми уже на тот момент, старой закалки. Предполагают, что это они полвека прежде расписывали храм Николы Надеина. Живопись испорчена реставрацией 1859 года.

Богоявления

Рядом с ним стоит зимняя церковь Похвалы Богородицы, возведенная в середине 18 века (по другим данным, в 1677; рисунок 49, который нам пришлось взять с этого сайта, поскольку будучи на местности мы приняли этот храм - по невежеству - за незначительную часовню).

Церковь ПЕТРА МИТРОПОЛИТА (1657) не числится среди значительных сооружений, хотя сочетание небольшого храма с огромной трапезной само по себе интересно. Причина в том, что храм подвергся издевательствам - разобрана колокольня, шатры, трапезная. Поэтому, хотя стоит он в Мукомольном переулке, бывшем Митрополичьем, у самого Спасского монастыря, его стараются не показывать туристам.

Убранство храма Николы Мокрого Одним из лучших храмов России, на мой взгляд, можно назвать церковь НИКОЛЫ МОКРОГО (1665-1672; рисунок 50). Это – образец того, что мы называем ярославским стилем. И сие не случайно: мастера сознательно взяли за образец сразу не менее пяти храмов Ярославля, и в разных точках здания воспроизвели то одну часть, то другую. Полуколонны, изразцовые наличники и прочие украшения появились позже, в начале 1690-х (рисунки 51, 52). Храм расписан в 1673 году, фрески сделаны в старой, классической манере, каковая уцелела только тут, и в храме Николы Надеина.

Рядом с этим храмом стоит церковь ТИХВИНСКОЙ БОГОМАТЕРИ

1686 года, служившая при Николе зимней. Как и почти все зимние храмы, она скромней и практически лишена украшений. Зато в 1690-х годах к обеим церквям пристроены притворы, которые по богатству керамического покрытия опережают вообще все, что есть в Ярославле, и почти все, что имеется в России (богаче изразцы задействованы разве что в резиденции Сарских митрополитов в Москве; рисунки 53, 54).

Недалеко от этих храмов - редкое для русского города сооружение, ДОМ ИВАНОВА, который широко датируется 17-м веком. Однако, манера его гораздо более архаичная, и восходит к предыдущему столетию как минимум (рисунки 55, 56).

Тихвинской Богоматери

Вот только каменных жилых домов в это время на Руси почти не строили, а что было, сохранилось разве что в монастырях, а никак не в городах. Дом кладен из кирпича с широким применением белого камня, и внешне, как и внутренне, крайне скромен. В нижнем этаже располагался склад, в верхнем жили. Из этого можно заключить, что дом – купеческий. Иванов – это юрист, живший тут в конце 19 века, когда домом заинтересовались архитекторы. Назвать же дома надо бы по справедливости домом знаменитого купца Максима Затрапезного (1670-1731): скорее всего, он его и строил. У него была неподалеку небольшая мануфактура, а его сын с подачи Петра Первого поставил в окрестностях города грандиозное производство, о котором нам еще будет случай поговорить.

Неподалеку от дома располагается КОЛОКОЛЬНЯ церкви Никиты Мученика, сделанная в конце 17 века. Сам храм не сохранился: его перестроили много позже в неорусском стиле, потом разрушили, а руина так и стоит рядом. Колокольня же уцелела потому, что тронула воздушным изяществом даже атеистов (рисунок 57).

Рядом с нею стоит сильно поврежденная церковь ВОЗНЕСЕНИЯ (1688) с ценными фресками той поры, и зимняя церковь СРЕТЕНИЯ (1791) в таком же состоянии (рисунок 58). В этих зданиях находится трамвайное депо, которое оттуда никак не могут выгнать.

КИРИЛЛО-АФАНАСЬЕВСКИЙ монастырь заложен в 1615 году по поводу избавления от литовцев. Располагается впритык к центральной площади города, Советской, на улице Советской (быв. Пробойная), отделен от нее высоким забором. В составе ансамбля есть здания 17 века, но там ныне квартирую мастерские, все в небрежении, смотреть нечего, да и не пускают. К сожалению, нас не пускали туда настолько активно, что даже фотографии сделать не удалось. Поэтому пользуемся удачными снимками с этого сайта (рисунок 59). Ныне церковь требует монастырь себе. И это было бы спасением, потому что на его месте уже вознамерились возвести жилой дом.

Собор Казанского монастыря КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1610 году в честь чудесного избавления от литовской осады в годы Смуты. Расположен у самого края вала Земляного города, но не со стороны поля, что странно, а внутри. Поначалу все строения были деревянными. В 1649 году Казанскую церковь и ряд других построек сделали в камне. Но к 19-му столетию церковь обветшала, и с 1835 по 1845 на ее месте поставили новое здание, в принципе обычное для вкуса той поры, и даже лучше среднего уровня, но не слишком душевное. В монастыре, кроме этого храма, осталось еще небольшое число мелких построек, которые можно бегло осмотреть, например, гуляя по скверу, воображая, где прежде был ярославский вал.

Из других сооружений, которые, на наш взгляд, не представляют особого интереса, но расположены в центре города, и их стоит упомянуть, назовем хорошо заметную часовню Александра Невского. Она кажется такой старой, лишь на удивление сохранившейся, хотя на самом деле возведена в память о неудачном покушении на императора Александра III в конце 19-го столетия (рисунок 60). Так что перед нами – стилизация. В Сретенском (Депутатском) переулке можно даже не искать - издалека заметна - церковь Сретения (1891-1895), с красивым декором, в которой говорят, идет активная миссионерская детятельность (рисунки 61, 62).

Рядовая застройка

Историю ярославских улиц при желании и зучить очень просто, и просто сопоставить свои наблюдения с любым старинным планом города из-за милой особенности: старые имена улиц, причем с момента основания улицы, все, обозначаются на вывесках вместе с современным названием (фото справа). Такого больше нигде в России нет, и нам это очень понравилось.

Рядовая застройка Ярославля в общем лучше и интереснее большинства даже поволжских городов, которые сами по себе выделяются на общерусском фоне в лучшую сторону. Об этом написаны достаточно серьезные исследования.

У ярославских улиц вся история на виду

Мы не ставили своей задачей специально исследовать постройки 18-19 веков (не культового характера). Но невозможно было не обратить внимания на обилие деревянных, и очень качественных гражданских домов этого времени. Это или просто дома, сделанные очень интересно (см. фото внизу слева - мы не нашли в литературе, к сожалению, описания этого дома), или сооружения, хорошо подражающие камню. Нв фото внизу справа даже поначалу трудно понять, что дом-то - не каменный. Этот дом известен как Дом Никитина и считается редким образцом провинциального классицизма. Время его постройки, однако, в литературе не указано. Я думаю, он возведен или в самом конце 18 века, или в первые годы 19-го. А вообще, по Ярославлю можно ходить часами, не обращая внимания на церкви, и наблюдать только за гражданской архитектурой.

Рядовой деревянный дом

Дом Никитина

Слободы Ярославля

Рыбачья слобода. Расположена у берега Волги, что понятно, и близко к историческому центру города. Отмечена храмом БЛАГОВЕЩЕНИЯ (1688-1702). Храм расписан в 1709 году. Задумана церковь была как простая и дешевая, и только в конце 18 века ее решили облагородить, заменив луковичные главы на «украинские», с перехватом. Такая мода была тогда в Ярославле повсюду. В советские годы при реставрации храмов «перехваты» поубирали, а тут оставили как образец. И хорошо: простенький храм из-за этого воспринимается издали как нечто напоминающее костел. Рядом стоит действующий «зимний» храм Вознесения (1885).

Вознесения и Благовещения в Рыбачьей слободе

Колокольня возведена в 1866 году по проекту брата Федора Достоевского, что не придало ей особого очарования.

Косьмы, Дамиана и Крестовоздвиженская в Железной слободе

Железная слобода осталась на карте города в имени улицы Железной (Кооперативной). Здесь жили кузнецы. В начале 18 века их было в городе около сотни, в том числе даже четверо из Голландии. В слободе сегодня стоит храм КОСЬМЫ И ДАМИАНА (1725), тщательно стилизующийся под 17 век, а также КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ церковь (1675). Храм ныне находится в тяжелом состоянии, разрушены колокольня и ограда, повреждены фрески 17 века, пристройки рубежа 19-20 венков также не прибавили красоты. А так – время расцвета ярославской архитектуры, и этим все сказано.

Коровницкая слобода. Одна из известнейших ремесленных, промышленных слобод в окрестностях Ярославля. Здесь делали изразцы и прочую керамику (остатки производства обнаружены при строительных работах еще в 19-м столетии), и разводили скот для производства шкур и кож. Промыслы давали слободчанам хорошие доходы, что очень хорошо видно по грандиозному церковному ансамблю, стоящему в центре слободы, сохранившему частично старую планировку. Комплекс состоит из двух храмов: ИОАННА ЗЛАТОУСТА и ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, соединенных стеной со Святыми воротами, напротив которых возвышается огромная КОЛОКОЛЬНЯ. Коровницкая слобода, вид с Волги
Храм Иоанна Златоуста, декор Первой по времени появилась церковь Иоанна Златоуста (1649-1654; рисунок 63), заказчиками выступали местные капиталисты Неждановские, похороненные в храме. Знаменитый изразцовый наличник окна (настолько огромный, 8 метров в высоту, что его лучше рассматривать с реки; рисунки 64, 65) появился в 1690-х годах. В то время декор храма вообще был сильно переделан в сторону большей декоративности. Изразцы на храме и своего производства, и завозные. Те, что попроще - ранние, и делали их в Коровниках. Храм расписан в 1732-1733 годах мастерами, родившимися тут же, в Коровниках. Специалисты оценивают роспись не слишком высоко. Но

в том, что касается деталей декора, храму все-таки нет равных (рисунки 66, 67).

Храм Владимирской Богоматери, зимний, поставлен в 1669 году. Декор храма сознательно подражает таковому Иоанна Златоуста – конечно, тому, который был в то время, первоначальному, а не более позднему. В то же время строители постарались уйти от прямого копирования, и церкви эти не смотрятся безликими близнецами. Кажется, для русского зодчего сделать два совершенно одинаковых храма было равносильно творческой смерти.

Колокольня (1680-е) производит почти мистическое впечатление тем, что она безумно высокая (37 м), и в то же время очень тонкая, и основание ее – как тростинка.

Храм Владимирской Богоматери

Подходишь к ней вплотную, ну, столб из камня, и столб. Смотришь вверх – мама дорогая, да как все это не падает? Недаром местные прозвали ее «свечой» (рисунки 68, 69). Святые ворота завершили формирование ансамбля на стыке 17-18 столетий (рисунок 70). Поливная черепица ворот характерна для этого периода зодчества – тогда же, как вы помните, усиленно украшали и храм Иоанна Златоуста, который всего через 40 лет показался слободчанам «простоватым».

Ямская слобода примыкала к Туговой горе, где, по преданию, 3 июля 1257 года войска ханских переписчиков устроили настоящее побоище ярославцам, осмелившимся им воспротивиться. Из-за этого гору и назвали Туговой. На горе – кладбище, вероятно, очень древнее, хотя хоронят там и сегодня. Посредине стоит храм ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ 1692 года, простой, кладбищенский, но очень уместный в мрачноватом «интерьере» этих мест (рисунок 71). Природа горы осталась нам непонятной: и в самом деле, почва резко вздыбливается, идет вверх, образуя пологое плато, занятое кладбищем и храмом, и, не будучи геологом, в этом явлении не разберешья (характерный пример рельефа можно увидеть, кликнув здесь). Хотя кто знает, может, гора имеет искусственное происхождение? Был же обычай в средневековых войсках, чтобы воины по окончании битвы насыпали такие горы, нечто вроде курганов в память о погибших товарищах. Но в той битве вроде бы насыпать было некому: наших побили, татарам было не до того, да и мало было тех и других, наконец, как мы говорили в исторической части, подлинность самой битвы вызывает серьезные сомнения. Тем не менее, на горе стоит крест, недавно возведенный, в память о том сражении (фото справа).

 

Крест на Туговой Горе
Толчково – одна из самых богатых слобод. Здесь делали кожи, торговали ими по всей России, с чего и жили. От слободы ныне осталась Федоровская церковь, поставленная в 1687. О создании храма рассказывает аутентичный документ – Повесть - интересный как свидетель того, как вообще принимались решения о такого рода строительстве. Говорится, что люди собрались, и стали думать, какую церковь взять за образец. Рассматривались кандидатуры Петра Митрополита в Спасской слободе и Вознесения в Кондаковой слободе. Чтобы сделать выбор, пошли, померили стены у обеих, и взяли ту, которая оказалась побольше. В тот же день начертили план, прямо по земле. Потом люди собрались, как на субботник, делали фундамент, копали подвал. И лишь потом пригласили специалистов – очевидно, те не брались за черную работу, или просили за нее слишком дорого. Перед архитекторами развернули образец, и дали задание сделать то же по контурам, но не по декору – его оставили на усмотрение архитекторов. Вероятно, именно из этой традиции – разнообразие декоров ярославских храмов: мысль прорывалась на свободу там, где ее «пускали». Федоровский храм в Толчково

Галереи вокруг храма построили в 1736 году. Роспись сделана в 1715 году крепкой, профессиональной артелью. Ряд сюжетов фресок посвящен Федоровской иконе Богоматери, и уж тут мастера дали моду фантазии – икона-то почти «своя», костромская. О ее происхождении из Городца, правда, ни слова. Рассказ начинается с обретения ее князем Василием Квашней на охоте в лесу. Потом икона и Москву от Тамерлана спасает, и Батыя каким-то образом побеждает, и сарацин из Константинополя выгоняет (интересно, когда), и киевский Печерский монастырь от литовцев спасает. Причем Батый на фреске стреляет из пушки – сказка есть сказка. Грустная сказка, на наш взгляд. Поскольку Тамерлан на Москву нападать не собирался, Батыя русским победить не удалось, а «сарацины» сидят в Константинополе по сию пору, получился какой-то мартиролог народных мечтаний.

Довольно далеко от храма Федоровской иконы, но формально в его пределе, стоит церковь Николы Пенского (1691), заклейменная как худшее произведение Ярославля той поры, но явно незаслуженно. Название храма взялось от пней, которые остались еще долго после вырубки леса, хотя потом народ быстро его переосмыслил, и называл храм "Под Пением", то есть пели там; логично ведь? Между Федоровским храмом и Николой Пенским находится еще один, разрушенный, века 18-начала 19-го, но, кажется, восстанавливаемый (рисунок 72). К сожалению, узнать его имя нам не удалось, как и зафиксировать улицу, на которой мы его видели. Может, читатели подскажут? Храм Николы Пенского
Иоанна Предтечи в Толчково Другой памятник слободы – церковь ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (1671-1687) считался в слободе основным (рисунок 73). Вокруг него в ученых кругах было много шума, потому что предположили, что творцы храма пришли в Ярославль то ли из Бухары, то ли из Голландии. Причина – в явной необычности этой церкви. И дело даже не в изощренном использовании украшений вроде изразцов или фигурного кирпича (рисунки 74, 75). Главное – приделы, обычно низкие и подчиненные основному зданию, здесь сделаны такими же высокими, как центральный объем, и главы объема вместе с главами приделов рождают в немыслимой высоте потрясающий букет. К тому же глав на храме 15, что никак не укладывается в каноны (рисунок 76). Как

позволили архитектору вольничать? Невольно задаешься вопросом, не мог ли этот мастер оставить свой след и в Ростове или в Борисоглебске, где мы видим аналогичные идеи, хотя и не доведенные до конца. А если так, не тот ли это Досаев, который строил Ростовский кремль, или его ученик? Но Досаев, как мы уже показали в рассказе о Ростове, скорее всего – выходец с мусульманского Кавказа или из Средней Азии. Круг замыкается. Противники этих идей попытались показать, что церковь, мол, типично ярославская, у нее и прототипы есть, но личное наблюдение убеждает в обратном. Конечно, никакой Голландией тут и не пахнет.

Невозможно отрицать, что автором храма мог быть и русский архитектор, тем более, мы видели, с какой готовностью ярославцы брали вдохновение на Востоке. Но нет ничего странного и в версии, что творцом мог быть мастер из Бухары. Границы открытые, в Бухаре – не лучшие времена, так почему бы не поработать в России?

Храм расписан в 1694-1695 годах, потом эта же артель в 1700 году расписала паперть и северный придел. Известно, что эти же мастера работали и в Ростове, и в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, в Вологде. Упоминание Ростова лишний раз подтверждает нашу версию, что творец храма мог быть связан с автором Ростовского кремля.

Декор барабанов храма Иоанна Предтечи

Росписи интересы тем, что в этом храме обе части Библии проиллюстрированы полнее, чем в любом другом христианском храме на Земле. Практически нет сюжета, даже мимолетного, который не удостоился бы своего рисунка.

Колокольня храма Иоанна Предтечи Храму Иоанна Предтечи прилагался стоявший тут же зимний храм, небольшой и скромный, поставленный в конце 17 века. Он не сохранился. Завершает ансамбль КОЛОКОЛЬНЯ, поставленная в самом конце 17 века. Типичная ярославская постройка в том смысле, что – тонкая, высокая (45 м), и немного наклонная (рисунок 77). И в то же время она нетипичная для России, потому что подобных колоколен в Ярославле несколько, а в остальной России считай что и вообще нет. Как жаль, что потом зодчие отошли от этого стиля, и принялись, с середины 18-го века, штамповать унылые сооружения с бесконечными чередами колонн, напоминающие гауптвахты. И вот таких-то колоколен сохранилось по стране великое множество.

Храм, его зимний вариант, и колокольня вместе были обнесены ОГРАДОЙ, которая фрагментарно сохранилась. Интересны СВЯТЫЕ ВОРОТА конца 17 века, построенные в сложную пору утраты русского традиционного духа в архитектуре – здесь уже читается эпоха Петра с ложно понятой тягой к европейскому (рисунок 78).

Неподалеку стоит интересное здание конца 17 века – дом Корытова,

напоминающий уже известный нам дом Иванова (Зеленцовская, 15). Дом находится в запущенном состоянии, хотя в свое время реставраторы вбухали в него немало государственных денег. Увы, мы, видимо, прошли мимо него, не зная, что идем возле памятника старины, а потому фотографии представить не можем.

«Сковородка». Далеко от центра даже по современным меркам стоит слобода, история которой очень темна. Вероятно, тут жили рабочие, своим черным трудом делавшие в городе всю красоту, а по выходным отбывавшие в свое «Бирюлево». У нее искони даже названия своего не было – то она значится как «На Сковородке», то «На Глинищах», и наконец получает устойчивое название Мельничной. В 1668-1672 годах слобода обзавелась храмом НИКОЛЫ В МЕЛЕНКАХ. Храм скромен, но на удивление издалека заметен (рисунок 79). В 1705-1707 годах его расписала местная артель. До постройки храма тут стоял Николо-Сколвородский монастырь, о котором мало что известно. В 1609 году его сожгли поляки, и уж восстанавливать после того не стали. Николы в Меленках

Неподалеку стоит церковь Андрея Критского начала 20 века (рисунок 80), которую принято ругать за несоблюдение стиля и прочие страшные грехи. Меж тем здание производит сильнейшее впечатление, и даже в запущенном виде очень красиво (рисунки 81, 82).

Дальние окрестности

Храм ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ (1670-1678) некогда находился на «божедомке», то есть кладбище для бомжей. Еще это место называлось «Семик». Это и сейчас окраина города. Храм поэтому скромен и прост, почти беден, если бы не три шатра, повторяющие, как думают, приемы деревянных храмов, вероятно, того самого, что стоял тут прежде.

Петра и Павла Грандиозная церковь ПЕТРА И ПАВЛА, такая «питерская», не похожая на все, что видит глаз в Ярославле, стоит среди парка и прудов. И парк, и пруды тут не случайны. Тот, кто доберется до этой окраины Ярославля, тем самым вступит на территорию текстильной фабрики Максима Затрапезного. Начинал Максим как купец, торговец тряпками, но вовремя попался на глаза Петру. Царь порекомендовал ему стать компаньоном голландского промышленника Тамеса. В 1722 году они вместе основывают мануфактуру, которая вскоре по неясному нам алгоритму становится собственностью одного Затрапезного. Мануфактура называлась Большой, и работали на ней крепостные.

Для фабрики нужны были машины, а машины пользовались энергией воды. Вот и пришлось вырыть пруды, которые сегодня кажутся нам прихотью какого-то барина, а на самом деле – настоящий памятник отечественного капитализма. Сад, правда, разбили уже из чисто эстетических соображений, в его центре стояла заводская контора и резиденция управляющего. Планировка сада – регулярная, напоминает ту, которую иностранцы внедрили в резиденциях Петра под Петербургом. К концу столетия парк приходит в упадок, зато прудов становится все больше, больше машин, и не уцелевших до нашего времени производственных сооружений.

На перекрестке парковых аллей при самом основании фабрики выстроили деревянную часовню, которую в 1736-1742 годах заменили грандиозным храмом Петра и Павла (рисунок 83). Это – единственный памятник в Ярославской губернии, в котором сознательно была осуществлена попытка «сделать, как в Петербурге». Автор проекта, оставшийся неизвестным, практически полностью воспроизвел Петропавловский собор столицы. Получилось не по-православному, а – то ли ратуша, то ли биржа (рисунок 84). Людям не понравилось. И много позже, когда Затрапезниковы ставили храм в селе Кресты, они не только не попытались повторить свой опыт, но пошли на нарочитую архаизацию и провинциализацию выработанного в том же Ярославле в 17-м веке образца небольшого приходского храма. В стену вмонтировано надгробие самого Затрапезного, на котором, кроме прочего, изображены две головы, прикованные цепями – символ крепостных, сделавших своим подневольным трудом богатство купцу-капиталисту. Понимал, значит, аспид, кому обязан.

Деревня КРЕСТЫ находится на Поклонной горе. В свое время мы высказывали предположение, что Поклонные горы, известные практически в каждом русском городе, появились из-за того, что князья, встречая ордынских чиновников, здесь им кланялись, отдавали дань, в том числе дань формальностям, и уж оттуда препровождали, по надобности, в город. Впоследствии функция Поклонных гор была переосмыслена, а их зловещая роль «замолена» - здесь стали ставить храмы и часовни. На пустовавшей в середине 17 века ярославской Поклонной горе после чумы 1655 года воздвигли крест, и небольшую шатровую часовню. Возле нее в конце столетия возникли два крошечных села, приписанных к приходу храма Николы в Меленках. Потом они объединились в деревню под названием Кресты. Храм Ризоположения в этом селе сооружен в 1755-1760 годах (по другим данным, в 1738) стараниями уже известных нам Затрапезниковых. Это – яркий образец провинциального поволжского стиля, благо все образцы были под рукой. Храм отличается простотой и нарочитой суровостью.

Храм ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО стоит на кладбище. Поставлен в 1791 году. Как бы недалеко от города, а мало кто там бывал из туристов. Храм особой ценности не представляет, хотя здорово, что его возродили из руин в самое последнее время, передав церкви.

Толгский монастырь ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Никогда не было у нас столь необычного и не слишком приятного монастырского путешествия, как в Толгскую обитель. Находится она формально в черте города, но от центра все-таки очень далеко. Мы думали, как туда добраться, и в итоге выбрали такси. Приезжаем, а где монастырь? Кованые железом ворота, напоминающие лаз в дзот, и все. Позвонили. Ворота со скрипом чуть-чуть разошлись, и мы вошли в «каземат». Никого, но красноречиво лежит одежда для дам, которым надо тут, как мы поняли, экипироваться не хуже иной шахидки. Что ж, Наталия закутывается до пят, мы выходим из «каземата», и видим, что огромное пространство земли огорожено высоченной стеной, единственным проходом в

которой и служат эти ворота, а сам монастырь потерялся среди собственных владений, и едва виден на горизонте. Вот это все и есть запретная зона, где, кстати, даже фотографировать, кажется, нельзя. Но мы таки фотографировали. Пройдя минут 10 по пересеченной местности, на которой монахини выращивают всевозможные овощи, мы наконец вступаем в обитель. Что ж, богатство, строгость, и в то же время разнузданность, когда тебе делают замечание – это нормально. Реставрация по-церковному торжествует: вылизано и доведено до пряничного блеска все, что могло хранить следы старины. Походив немного по этой унылой, хотя и такой блестящей обители, без сожаления ее покинули.

Монастырь основан в 1314 году в устье реки Толги. С 14 века получает жизнь особый извод образа Богоматери – Толгской, который популярен и ныне. Канонический облик иконы включает в себя клейма с изображением процесса строительства обители. Поначалу монастырь не был богат, и обладал только деревянными строениями. В Смуту литовцы его практически уничтожили. В 1620-х годах царь, оказывая особые милости Ярославлю, дал монастырю очень большие деньги, что и позволило создать нынешний ансамбль.

Стены и башни (рисунки 85, 86) сменили деревянную ограду в 1690-х. Несмотря на то, что Ярославль в это время был глухим тылом, а сама идея старой русской крепости отжила свое, монастырское начальство поставило мощную крепость, без компромиссов – тяжелая толстая стена с боевым ходом, мощные башни. Причина проста – боялись восстаний местного населения. А, поскольку у крестьян не было европейских пушек, пробивавших каменные стены, строительные приемы «доартиллерийского» века вполне пригодились.

Святые ворота с Никольской церковью появились в 1672 году пожертвованием купцов Сверчковых. Вероятно, за образец взяли ростовский тип – надвратный храм, окруженный двумя башнями. Вряд ли где еще за пределами Ростова можно встретить этот излюбленный архитекторами митрополита Ионы строительный прием. Правда, от ростовских памятников этот комплекс отличают меньшие размеры и простота – все-таки у Сверчковых было меньше денег, чем у митрополита. Положение несколько спас барочный декор, увивший сооружение в начале 18 века. В 19 веке ворота перестали выполнять свою функцию – их заложили кирпичом.

Введенский собор (1681-1688; рисунок 87) – композиционный центр обители. На этом месте еще с 16-го века была церковь того же посвящения, правда, деревянная, поставленная, как говорит монастырская легенда, стараниями Ивана Грозного и за его личный счет. Нынешнее здание – очень велико, и это впечатление усугубляется тем, что из-за скученности монастырской территории у храма нет подходящей точки обзора. В декоре храма ничто не напоминает об изысках дизайнеров, бушующих в те же годы в посадских церквах Ярославля: все-таки это – монастырское сооружение, сознательно стилизованное под суровую старину. Храм расписан в 1690-1691, фрески переписаны в 1839-1842, но качественно. Специалисты ценят их за то, что в истории об обретении иконы Толгской Богоматери, «рассказанной красками», фиксируется масса бытовых реалий конца 17-го века.

В 1683-1685 возле собора поставили Звонницу. Надстроена в 1826. И в ней тоже нет ничего от творчества посада – она несколько тяжеловесна, и ориентируется на старую школу, презирая купеческие изыски.

Крестовоздвиженская церковь с Трапезной палатой поставлена в 1620-х годах, став едва ли не первым ярославским каменным сооружением после войны. В 1735 году к ней пристроен придел Толгской Богоматери. Традиции декора храма берут истоки в 16-м столетии, тут все скромно и даже скупо.

Настоятельский корпус сблокирован с надвратной Никольской церковью, выстроен в 1670-80-х гг. Перестроен впоследствии. Помимо жилья, в нем располагались и хозяйственные службы, включая поварню. Такое решение несколько необычно, и было предпринято, очевидно, не от хорошей жизни.

Спасская церковь с примыкающей к ней больничной палатой – творения начала 18 века. В ней наконец проявляются веяния моды: навершие храма решено в нарочито усложненной манере, следуя стилю барокко. Больничные палаты, несмотря на утилитарное назначение, украшены изящной, более того, не имеющей аналогов резьбой в духе европейского Возрождения, наконец-то докатившегося до России, и даже до этого сурового монастыря.

По дороге в Кострому

В идеале нам бы хотелось описать вообще всю территорию бывшего Ярославского княжества. Но пока ограничимся тем, что видели, плывя по Волге в Кострому. Путь, кстати, занимает около 2-х часов, не более (на метеоре, конечно).

Промышленный Ярославль тянется по правому берегу еще долго, и, если бы не ансамбль в Коровниках (см. выше), прекрасно видимый с реки, зрелище было бы унылое. Левый берег низок и мало интересен. Мелькает, почти невидимая, церковь Ярославских Чудотворцев в Сопелках (1797 г). Храм был приписан к церкви Рождества Богородицы в селе Туношне (1781 г), но его не разглядеть - видимо, разрушили. Наконец на левом берегу мелькает нечто вроде жилья - это Прусово и его храм (1780) неизвестного нам посвящения. Название села само по себе интересно, правда? Откуда оно, мы не выяснили. Через длинное расстояние пустой земли по обеим берегам, на правом мелькает село Введенское с одноименным храмом (1773 г), но уже все внимание захвачено событиями на левом берегу.

Храм Троицы в Диевом Городище

Храм Смоленской Божьей Матери в Диевом Городище

Там стоит деревня Диево Городище. Сначала путник видит храм Троицы (1787 г), которая словно красуется перед плавателем, поворачиваясь к нему, по мере его эволюций, разными боками (она и стоит эффектно, на мысу при впадении в Волгу реки Шиголость). В храме сохранились росписи, некоторые из которых мы, позаимствовав фотографии с этого сайта, воспроизводим здесь. Далее видна церковь Смоленской Божьей Матери (1699), и, видимо, перестроенная в 1880-е, от чего она мало потеряла шарма. Говорят, что село было основано как родовой замок князя ярославского Ивана Дея, или Дия, сына князя Романа, в 15-м столетии. Вероятно, вскоре резиденция оказалась покинута, поскольку слово "Городище" - это "место, покинутое людьми". И уж потом здесь возникла новая деревня, наверное, уже в 17-м столетии. Из исторической части нашего рассказа мы знаем, что Роман правил на рубеже 1420-1430-х гг. Если этот Дей и в самом деле существовал, то он должен был действовать приблизительно в 1440-е. Более ничего ни об этом князе, ни о его резиденции (впрочем, тогда каждая деревня была резиденцией какого-то князя), ни о результатах краеведческих изысканий или раскопок в этом интереснейшей месте нам неизвестно.

Через несколько километров по правому берегу - село Некрасовское, с воды видимое довольно бледно. Прежде поселок назывался Великая Соль, или Большие Соли, и был известен соляными приисками. Впервые упоминается в 1214 году как объект борьбы владимирского и ростовского князей за соляные источники. Если в 16 веке в селе действовало 16 варниц, к концу 17-го столетия промысел упал, но здешние люди сделали себе славу как мастеров, работая даже и в Петербурге. В селе - практически не видимые с воды храмы Рождества Богородицы (17-18 вв), Воскресенский собор (1717), Покровская церковь (1786), Преображения (1755) с колокольней, Храм Иконы "Утоли моя печали" (1839-1844). Замок в Красном Профинтерне

При впадении реки Солоницы в Волгу стоит достаточно известный Николо-Бабаевский монастырь. По преданию, основан в 15-м столетии потому, что к берегу прибило икону Николая, плывшую на весле ("байбаке"). У места обретения иконы поставили часовню, и уже после монах, пришедший из Сергиевой лавры, сделал монастырь. По другой версии, монастырь основали еще в конце 14-го столетия монахи московского Николо-Угрешского монастыря, бывавшие здесь по поводу добычи соли. Первый храм Николая заложил якобы в 1375 году сам Сергий Радонежский. Мы отдаем предпочтение первой версии, впрочем, хороших иследований на этот счет мы не читали. Здание Никольского храма 1650-го года простояло до 1930-х. До революции монастырь был богат, но, кажется, все прочие сооружения поставлены в 19-м столетии. Сейчас возрождается. Поскольку наша ракета шла фарватером у левого берега, мы обитель не разглядели.

Миновав незаметные храмы у с. Овсяники (левый берег) и Новодашково (правый берег), мы обращаем внимание на готический замок на левом берегу, в поселке Красный Профинтерн. До 1945 года село носило нормальное название Гузицыно. Замок принадлежит ярославскому купцу Никите Понизовкину, который еще в 1850-е годы открыл в селе сахарный завод, что интересно, работающий и сейчас. Замок поставлен в самом начале 20-го века, и, как говорят люди, сходившие на берег, вблизи производит удручающее впечатление.

Храм у с. Саметь

Храм у с. Борщино

Минуем село Черная Заводь, известное тем, что попытка красных снять колокола с местного храма (Воскресенского, 1745) вызвала антикоммунистический бунт. Дело дошло до Сталина, им занимался Берия, для крестьян все кончилось плохо. Видим на левом берегу широкую, низкую равнину, над которой, как призрак, возвышается храм в селе Саметь, а на противоположном берегу - Никольский храм в селе Борщино. Но это - уже явные окрестности Костромы, и вообще - Костромская область.

Город трудно познать без его округи. Нам жаль, что мы мало знаем глубинную жизнь русских княжеств, и мало об этом пишем. Но мы надеемся исправиться.

Литература

1. Э Добровольская, Б. Гнедовский. Ярославль, Тутаев. М, 1981. Так называемая "белая серия" со всеми свойственными ей недостатками.

2. Сб. Археология, история и перспективы. Ярославль, 2003. очень приличный археологический сборник, правда, собственно про Ярославль на удивление мало.

3. Сб. 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2001.

4. А. Баталов. Успенский собор Ярославля... // В сб. Сообщения Ростовского музея, Ростов, 2000.

5. В. Жельвис. Прогулки по Ярославлю. Ярославль, 2001.

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова,

2004-2005

Используются технологии uCoz