Рисунок 1. Вид на Стрелку и край древнейшего кремля со стороны Которосли (справа) в сторону Волги (впереди). Рисунок 2. Знак, установленный на месте древнейшей цитадели Ярославской крепости. Рисунок 3. Палаты Митрополита на территории цитадели. Рисунок 4. Храм Тихона, стоящий на месте древнейшего храма Ярославля. Рисунок 5. Успенский собор, по открытке начала 20 века. Рисунок 6. Белокаменные детали Успенскиго собора 13-го века, найденные при раскопках. Рисунок 7. Трасса Земляного города (по линии улицы, на которой мы стоим), ведущая к одной из ключевых площадей на въезде в город. Рисунок 8. Трасса Земляного города, на месте вала которого посажена аллея. Рисунок 9. Площадь с каланчой на месте второй важной въездной площади на окраине Земляного города. Рисунок 10. Власьевские ворота. Рисунок 11. То же, вид со стороны, где лучше всего видна первозданная часть ворот. Рисунок 12. Волжская башня. Рисунок 13. То же, вид с Волги. Рисунок 14. Юго-Западная башня Спасского монастыря. Рисунок 15. Водяные ворота Спасского монастыря. Рисунок 16. Богородская башня. Рисунок 17. Угличская башня. Рисунок 18. Прясло возле Угличской башни. Рисунок 19. Боевой ход возле Угличской башни. Рисунок 20. Михайловская башня. Рисунок 21. Стык древней стены и стены 19 века у Михайловской башни. Рисунок 22. Иконы над Святыми воротами. Рисунок 23. Роспись арки Святых ворот. Рисунок 24. Святые ворота, вид изнутри монастыря. Рисунок 25. Спасо - Преображенский собор. Рисунок 26. Галерея Спасо - Преображенского собора. Рисунок 27. Роспись этого собора. Рисунок 28. Храм Ярославских чудотворцев (слева) и Спасо - Преображенский собор. Рисунок 29. Звонница Спасского монастыря. Рисунок 30. Трапезная палата (на втором плане) с храмом Рождества (на первом). Рисунок 31. Настоятельские покои. Рисунок 32. Сени настоятельских покоев. Рисунок 33. Древнейшая часть келий Спасского монастыря. Рисунок 34. Декор апсид храма Николы Надеина. Рисунок 35. Купол храма Николы Надеина, покрытый зеленой черепицей. Рисунок 36. Храм Рождества Христова. Рисунок 37. Декор храма Рождества Христова. Рисунок 38. Колокольня храма Рождества Христова. Рисунок 39. Ворота перед храмом Рождества Христова. Рисунок 40. Храм Ильи пророка. Рисунок 41. То же, деталь. Рисунок 42. Роспись галереи храма Ильи Пророка. Рисунок 43. То же. Рисунок 44. Роспись основного объема храма Ильи Пророка. Рисунок 45. То же, деталь. Рисунок 46. Рельеф возле храма Спаса на Городу. Рисунок 47. Декор храма Богоявления. Рисунок 48. Храм Дмитрия Солунского. Рисунок 49. Церковь Похвалы Богородицы. Рисунок 50. Храм Николы Мокрого. Рисунок 51. Декор храма Николы Мокрого. Рисунок 52. То же. Рисунок 53. Декор храма Тихвинской Богоматери. Рисунок 54. То же. Рисунок 55. Дом Иванова. Рисунок 56. Декор дома Иванова. Рисунок 57. колокольня Никиты Мученика. Рисунок 58. Храмы Вознесения и Сретения. Рисунок 59. Кирилло- Афанасьевский монастырь. Рисунок 60. Часовня Александра Невского. Рисунок 61. Храм Сретения. Рисунок 62. То же, деталь. Рисунок 63. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках. Рисунок 64. То же, деталь. Рисунок 65. То же. Рисунок 66. То же. Рисунок 67. То же. Рисунок 68. Колокольня в Коровницкой слободе. Рисунок 69. То же, деталь. Рисунок 70. Святые ворота в Коровницкой слободе. Рисунок 71. Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе. Рисунок 72. Неизвестный, полуразрушенный храм в Толчково. Рисунок 73. Храм Иоанна Предтечи в Толчково. Рисунок 74. То же, деталь. Рисунок 75. То же. Рисунок 76. То же. Рисунок 77. Колокольня в Толчково. Рисунок 78. Святые ворота в Толчково. Рисунок 79. Храм Николы в Меленках, деталь. Рисунок 80. Храм Андрея Критского. Рисунок 81. То же, деталь. Рисунок 82. То же. Рисунок 83. Храм Петра и Павла. Рисунок 84. То же, деталь. Рисунок 85. Толгский монастырь. Рисунок 86. То же. Рисунок 87. То же.
|
Ярославль: Если твой князь – ордынский хан… В XIII веке Ярославль заигрывал с Ордой, в XVII внедрил в русскую архитектуру бухарский стиль Часть II. Памятники старины Ярославля <<Часть I. История города и княжества. Кремль но дальше возведения трех башен в 1660-х годах дело не продвинулось: выяснилось, что на строительство крепости денег нет, да и нападать на Ярославль никто не будет. Решение мудрое: к тому времени классические крепости, с учетом внедрения артиллерии, безнадежно устарели. Ныне откос реки к Волге и особенно к Которосли - это следы вала, на котором стояли стены (рисунок 1). В центре древней цитадели к тому же уставлен каменный знак, чтобы уж и самый тупой турист не запутался (рисунок 2). Внутри кремля искони находилась резиденция ярославских князей, которую в 17-м веке сменил воеводский дом – каменный, на высоком подклете. Рядом стояла громадина Успенского собора. К северу - усадьба митрополита ростовского. Усадьба состояла из храма Леонтия Ростовского и митрополичьих палат, дошедших до нашего времени (рисунок 3). Палаты поставлены по случаю приезда в город всесильного Ионы Сысоевича в 1680-х гг. Сильно перестроенные в 19 веке, палаты частично восстановились в советские годы усилиями реставраторов. Севернее палат, по сути, кремль и заканчивался. Храм Тихона выстроен в 1825-1831 годах на месте сооружения 17 века. Говорят, что именно тут еще в 11 веке срубили первый ярославский храм Ильи Пророка (рисунок 4). В нынешнем здании Илье достался лишь придел. Древность посвящения этому святому, такому понятному вчерашним язычникам, свидетельствует, что легенда, скорее всего, верна. Храм стоит у обрыва - Медведицкого оврага - на краю цитадели, стало быть, и красив скорее расположением, нежели сам по себе.
не знаем, а "точная" дата в расхожей литературе - не более, чем плод догадки) ему на смену пришло другое здание, напоминающее Успенский собор Московского кремля. О нем не дошло сведений, поскольку сооружение позже было без остатка снесено "по ветхости". Наконец, в 1659 году (часто встречаемая дата, 1646, на самом деле неверна) возвели то сооружение, которое взорвали в 1937. по большому счету, он также восходил к традиции столичного Успенского собора. В 1832 годах пристроены храмы свв. Василия и Константина, а также два притвора. В 1836 году переделали шатровую колокольню, сделав из нее нечто заурядное, в 4 яруса, с колоннами. Старинных открыток сохранилось много, потому что храм был любим. Будем надеяться, что собор-новодел, который обещают сделать к 2010 году, дате мнимого юбилея города, будет не хуже. Пока известно, что археологи, работающие в крайней спешке, делают все новые находки. Обнаружен фундамент собора 17 века, крестик 15 века, монеты 17 века, украшения и проч. Раскопки возобновятся весной 2005 года, храм надеются восстановить к 2010 году, так называемому 1000-летию Ярославля. приметить, как идет Первомайский бульвар и Комсомольская улица: от Ипатьевского монастыря, который был "встроен" в систему деревянных стен, через площадь Волкова, где до сих пор уцелели каменные ворота (см. ниже; рисунок 7), через Красную площадь со знаменитой пожарной вышкой, к Волге (рисунки 8,9), и далее вдоль Волги по берегу. На месте срытых валов встал, в частности, Гостиный двор (1814-1818, после пожара восстановлен в 1855). Обрыв под Волжской набережной - он же след от вала.
Позднее башня была подвергнута значительным переделкам, а выносная башня снесена. У башни стоял Тюремный двор, сгоревший в 1711 году. Под нею и сейчас есть подземный ход. При осмотре башни нам показалось, что на самом деле она была построена намного раньше, чем середина 17 века. Об этом говорит остаток мощной булыжной кладки, которая прослеживается местами в районе фундамента (его можно видеть на этом рисунке). Поскольку булыга кладена рвано, и на нее так же рвано по высоте наложен кирпич, можно предположить, что некогда из такой булыги было сделано целиком некое сооружение, далее перестроенное в кирпиче. Вероятно, речь шла о таких же воротах, только вряд ли высоких, глубоко вмонтированых в землю. Они могли появиться здесь в 16 веке, вряд ли ранее. Волжская, или Арсенальная башня (тоже 1658-1669: рисунки 12, 13) стоит на берегу Волги, у обрыва, который одновременно являлся и основанием вала. В ней до сих пор сохранились щели для опускающейся решетки, хотя в остальном она сильно переделана – так, выводную башенку у нее тоже отобрали, не способствовал сохранению фортификационного дизайна и трактир, который был тут в царские времена. В башне хранили порох, поэтому она называлась еще Зелейной, а весь прилегающий район – Подзеленье. Такой вот в Ярославле кремль недоделанный. Спасский монастырь на свое счастье, поскольку, скорее всего, она, как и само «Слово» - подделка. В 1787 году монастырь упразднили и сделали резиденцией архиереев, переведенных сюда из Ростова. КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ появились у монастыря уже в самом его начале, в 12 веке, но были деревянными. В 16-м столетии в камне поставили Святые ворота, встроив их в деревянное окружение. А в 1550-1580 году появились и прочие каменные стены и башни. Именно эта крепость выдержала осаду войск Тушинского Вора в 1609 году: благодаря огневой и людской поддержке из монастыря, Вор не взял не только сам монастырь за 24 дня попыток, но и изрядно обветшавший к тому времени деревянный кремль на Стрелке. В результате Смуты укрепления сильно пострадали, и их принялись коренным образом перестраивать (1621-1646). Новая стена получилась и выше, и толще прежней. Старая стена 16-го века вошла в новый ансамбль только одним своим пряслом, у Богородской башни. Перестроены Святые ворота. Возведено 6 башен, из которых до нашего времени без переделок уцелело 2. Позднее этот комплекс подвергся бессмысленным реставрациям.
каменной будки с окнами-бойницами, расположенной над проездом, мог наблюдать особый привратник. На боевой площадке над воротами можно было ставить пищаль или даже небольшую пушечку. Совершенно другое впечатление оставляет длинное западное прясло от упомянутой Юго-Западной башни до Богородской (рисунок 16; 1623 год постройки, снабжена была потайным ходом). Но лучше всего сохранилось северное прясло от Богородской башни до Угличской (рисунок 17, башня также построена в 1623 году). К сожалению, и здесь утрачена центральная, Конюшенная башня, вместо которой в 19 веке прорубили арку. Зато прясло сохранилось очень хорошо (рисунок 18). Ее достоинства можно оценить, поднявшись на боевой ход у Михайловской башни - это единственное место, где сие дозволяется (рисунок 19). У Михайловской башни (рисунок 20), кладеной в самом начале 19 века вместо древней, старая боевая стена снова сменяется подобием забора. Контраст особенно четко виден, если смотреть изнутри прясла (рисунок 21). Далее на этом прясле вновь не будет ничего интересного до Святых ворот, с которых мы и начали обход.
К воротам примыкает ДОЗОРНАЯ БАШНЯ, ныне отреставрированная по состоянию на 16 век (рисунок 24). В ней – глубокая шахта, в которой перемещались цепи и гири огромных часов, приобретенных монахами у Московского кремля после реконструкции. Говорили, что якобы на этой башне стояли князья Василий и Константин, наблюдая в телескоп (sic!) за битвой на Туговой горе. Их телескопические усилия и молитвы пропали всуе, зато перед изнемогшими воинами открылся подземный ход до самых Святых ворот, по которому они бежали и скрылись от татар в монастыре. Буйная фантазия творца легенды не подлежит комментарию.
В стенах видны могильные доски 1652 и 1740 годов от двух таких погребений. В 17 веке гульбище на северной стороне заменено папертью (рисунок 26). В свое время здесь хранилась монастырская библиотека.
ЗВОННИЦА возведена в 16-м столетии (рисунок 29). В нижнем ярусе – церковь, иконостас которой выписан прямо на стене (впоследствии мы увидим такой прием в зодчестве Ростова 17-го века, в храме Воскресения Христа). Через звонницу некогда шел проезд на хозяйственный двор, заложенная арка которого видна и ныне, если зайти внутрь этого храма. В древности звонница была также соединена галереей с храмом Входа в Иерусалим. Верх звонницы искони был выполнен в виде двух огромных шатров, покрытых зеленой черепицей в «казанском духе», однако в 1809-1823 годах шатры зачем-то сломали, и заменили ныне видимой ложноготической надстройкой.
восточная – ближе к концу столетия, в 18-м веке их перестраивали, часть корпусов со стороны Которосли возведены в 19-м столетии. РИЗНИЦА – плохое сооружение 1816-1817 гг. Более в монастыре смотреть нечего. Посадские храмы Ярославля Мы уже говорили о первом храме Ярославля - Илии, на территории кремля. Второй храм по времени после этого возник якобы на месте нынешней гостиницы «Ярославль» (постройка предвоенного времени), на площади Волкова, сразу за Власьевскими воротами. Это была церковь Власия (отсюда и название ворот), и, видя такое посвящение, веришь легенде – храмы Власия и в самом деле ставили на местах святилищ Велеса. Каменные здания (летнего и зимнего вариантов) храма возникли 1603 и 1633 годах. Жаль, что гостиница погребла под собой это чудо. Как вам спится, постояльцы, на капище и храме? в которой скрылись сторонники Степана Разина после гибели их предводителя. Под конец жизни купец разорился из-за происков царского окружения, и его похоронили у южной стены подклета храма. Строила храм, вероятно, артель из столицы. Стоит Никола Надеин практически на берегу Волги, но с реки не виден из-за домов (и вообще, он варварски зажат в застройку 1950-х гг). Расписана церковь в 1640-1641 годах костромичами, ярославцами и нижегородцами. В росписи интересен повторяющийся мотив помощи бедным – так, сам Никола предстает с мешком золота, откуда бедняки черпают милости, в чем прослеживается убеждение самого заказчика. Церковь перестраивалась на рубеже 17-18 веков, лишившись некоторых наиболее архаичных (и интересных) черт (рисунок 34). Тогда же появилась невысокая колокольня и южный придел. Отличительная особенность храма – зеленая черепица, покрывающая купол (рисунок 35). Говорят, что иконостас выполнен в 1751 году по рисунку основателя русского театра Волкова, однако, нам не удалось попасть внутрь храма, и мы его не видели.
не только на достройку, но и на расширение проекта. Взяв за образец церковь Николы Надеина, мастера так же широко использовали изразцы – в основном зеленые монохромные, но уже встречаются и более дорогие многоцветные. Особое же отличие этого храма от других – в надписи, выполненной изразцами по всему периметру здания, в которой купцы упоминают себя, правителей государства, и указывают время построения храма (рисунок 37). Такой прием крайне редок в русском зодчестве. Считается, что кто-то из купцов побывал в Средней Азии, увидел тамошние мавзолеи и минареты с изразцовой арабской вязью, и решил перенести это на родную почву. Тем более, что тогдашний торжественный русский шрифт по замысловатости и дизайну мало отличался от арабских букв. Во всяком случае, о том, что братья были в Бухаре и даже в Индии, сохранились прямые свидетельства документов. На востоке были и мастера, которые строили для братьев крепость на Яике, «за морем» (на Каспии) для охраны рыбных промыслов этой купеческой семьи. В 1640 году мастера поставили деревянную крепость, в 1661-1662 годах они же переделали ее в камне. Крепость уничтожена в 1810 году, но имя купцов навечно осталось на карте, потому что из крепости вырос город Гурьев. Специалисты указывают, что мастера могли подпитаться впечатлениями и от развалин столицы ногайских ханов, Сарайчука, который располагался совсем рядом с крепостью Гурьевых. Особенно наглядно это восточное влияние видно в шатровой надвратной церкви-колокольне (вскоре после 1658 года; рисунок 38) и в крыльце (рисунок 39). Храм расписан в 1683-1684. Колокольня – ярчайшее произведение «восточного стиля», в свое время служила также воротами в монастырь, располагавшийся тут одно время (ныне ограда монастыря утрачена). Гурьевы, конечно, молодцы, что город основали на Каспии, но дела у них там не пошли. Издержки строительства оказались слишком велики, а коммерция не самой удачной. К тому же крепость была разорена отрядами Разина в 1667 году. Это привело к краху семьи Гуриных, уцелела лишь младшая ветвь. Храм сильно переделывался в 18-19 столетиях. Рядом с храмом некогда стояли летняя и зимняя церкви Варвары и храм Всех Святых, но их взорвали в советское время, и на этом месте поставили обком.
Вскоре после этого от Ризы запретили отделять новые куски, отчего ценность дара только повысилась. Это они, Скрипины, среди других купцов обустраивали «златокипящую» Мангазею, «русский Клондайк» 17-го века на крайнем севере. Там они даже поставили деревянную Успенскую церковь. Сохранились их многочисленные письма царю с просьбой оградить от коррупционных преследований караваны, шедшие из Мангазеи с мехами в Большую Россию. После 1684 года, однако, род купцов угас из-за отсутствия детей. Вероятно, возведением этого храма они хотели или вымолить потомство, или просто оставить по себе память, предчувствуя угасание рода.
чем церковь и хороша. Расписана в 1730 году. Качества росписи специалисты оценивают особенно негативно, хотя, возможно, в этих оценках сказывается предвзятость: росписи в Тутаеве того же времени принято считать классическими, а в Ярославле что ни роспись 18-го века, то «сухость», «измельчение» и «закат». В 1681 году прямо напротив этого храма, на лодке, шедшей по Которосли, умеем ссыльный патриарх Никон, реформатор русской церкви.
Рядом с ним стоит
зимняя церковь Похвалы Богородицы,
возведенная в середине 18 века (по другим данным, в
1677; рисунок 49, который нам
пришлось Церковь ПЕТРА МИТРОПОЛИТА (1657) не числится среди значительных сооружений, хотя сочетание небольшого храма с огромной трапезной само по себе интересно. Причина в том, что храм подвергся издевательствам - разобрана колокольня, шатры, трапезная. Поэтому, хотя стоит он в Мукомольном переулке, бывшем Митрополичьем, у самого Спасского монастыря, его стараются не показывать туристам.
Вот только каменных жилых домов в это время на Руси почти не строили, а что было, сохранилось разве что в монастырях, а никак не в городах. Дом кладен из кирпича с широким применением белого камня, и внешне, как и внутренне, крайне скромен. В нижнем этаже располагался склад, в верхнем жили. Из этого можно заключить, что дом – купеческий. Иванов – это юрист, живший тут в конце 19 века, когда домом заинтересовались архитекторы. Назвать же дома надо бы по справедливости домом знаменитого купца Максима Затрапезного (1670-1731): скорее всего, он его и строил. У него была неподалеку небольшая мануфактура, а его сын с подачи Петра Первого поставил в окрестностях города грандиозное производство, о котором нам еще будет случай поговорить. Неподалеку от дома располагается КОЛОКОЛЬНЯ церкви Никиты Мученика, сделанная в конце 17 века. Сам храм не сохранился: его перестроили много позже в неорусском стиле, потом разрушили, а руина так и стоит рядом. Колокольня же уцелела потому, что тронула воздушным изяществом даже атеистов (рисунок 57). Рядом с нею стоит сильно поврежденная церковь ВОЗНЕСЕНИЯ (1688) с ценными фресками той поры, и зимняя церковь СРЕТЕНИЯ (1791) в таком же состоянии (рисунок 58). В этих зданиях находится трамвайное депо, которое оттуда никак не могут выгнать. КИРИЛЛО-АФАНАСЬЕВСКИЙ
монастырь заложен в 1615 году по поводу избавления
от литовцев. Располагается впритык к центральной
площади города, Советской, на улице Советской
(быв. Пробойная), отделен от нее высоким забором. В
составе ансамбля есть здания 17 века, но там ныне
квартирую мастерские, все в небрежении, смотреть
нечего, да и не пускают. К сожалению, нас не
пускали туда настолько активно, что даже
фотографии сделать не удалось. Поэтому
пользуемся удачными снимками с Из других сооружений, которые, на наш взгляд, не представляют особого интереса, но расположены в центре города, и их стоит упомянуть, назовем хорошо заметную часовню Александра Невского. Она кажется такой старой, лишь на удивление сохранившейся, хотя на самом деле возведена в память о неудачном покушении на императора Александра III в конце 19-го столетия (рисунок 60). Так что перед нами – стилизация. В Сретенском (Депутатском) переулке можно даже не искать - издалека заметна - церковь Сретения (1891-1895), с красивым декором, в которой говорят, идет активная миссионерская детятельность (рисунки 61, 62). Рядовая застройка Мы не ставили своей задачей специально исследовать постройки 18-19 веков (не культового характера). Но невозможно было не обратить внимания на обилие деревянных, и очень качественных гражданских домов этого времени. Это или просто дома, сделанные очень интересно (см. фото внизу слева - мы не нашли в литературе, к сожалению, описания этого дома), или сооружения, хорошо подражающие камню. Нв фото внизу справа даже поначалу трудно понять, что дом-то - не каменный. Этот дом известен как Дом Никитина и считается редким образцом провинциального классицизма. Время его постройки, однако, в литературе не указано. Я думаю, он возведен или в самом конце 18 века, или в первые годы 19-го. А вообще, по Ярославлю можно ходить часами, не обращая внимания на церкви, и наблюдать только за гражданской архитектурой. Слободы Ярославля
Колокольня возведена в 1866 году по проекту брата Федора Достоевского, что не придало ей особого очарования.
в том, что касается деталей декора, храму все-таки нет равных (рисунки 66, 67). Подходишь к ней вплотную, ну, столб из камня, и столб. Смотришь вверх – мама дорогая, да как все это не падает? Недаром местные прозвали ее «свечой» (рисунки 68, 69). Святые ворота завершили формирование ансамбля на стыке 17-18 столетий (рисунок 70). Поливная черепица ворот характерна для этого периода зодчества – тогда же, как вы помните, усиленно украшали и храм Иоанна Златоуста, который всего через 40 лет показался слободчанам «простоватым».
Галереи вокруг храма построили в 1736 году. Роспись сделана в 1715 году крепкой, профессиональной артелью. Ряд сюжетов фресок посвящен Федоровской иконе Богоматери, и уж тут мастера дали моду фантазии – икона-то почти «своя», костромская. О ее происхождении из Городца, правда, ни слова. Рассказ начинается с обретения ее князем Василием Квашней на охоте в лесу. Потом икона и Москву от Тамерлана спасает, и Батыя каким-то образом побеждает, и сарацин из Константинополя выгоняет (интересно, когда), и киевский Печерский монастырь от литовцев спасает. Причем Батый на фреске стреляет из пушки – сказка есть сказка. Грустная сказка, на наш взгляд. Поскольку Тамерлан на Москву нападать не собирался, Батыя русским победить не удалось, а «сарацины» сидят в Константинополе по сию пору, получился какой-то мартиролог народных мечтаний.
позволили архитектору вольничать? Невольно задаешься вопросом, не мог ли этот мастер оставить свой след и в Ростове или в Борисоглебске, где мы видим аналогичные идеи, хотя и не доведенные до конца. А если так, не тот ли это Досаев, который строил Ростовский кремль, или его ученик? Но Досаев, как мы уже показали в рассказе о Ростове, скорее всего – выходец с мусульманского Кавказа или из Средней Азии. Круг замыкается. Противники этих идей попытались показать, что церковь, мол, типично ярославская, у нее и прототипы есть, но личное наблюдение убеждает в обратном. Конечно, никакой Голландией тут и не пахнет. Росписи интересы тем, что в этом храме обе части Библии проиллюстрированы полнее, чем в любом другом христианском храме на Земле. Практически нет сюжета, даже мимолетного, который не удостоился бы своего рисунка.
напоминающий уже известный нам дом Иванова (Зеленцовская, 15). Дом находится в запущенном состоянии, хотя в свое время реставраторы вбухали в него немало государственных денег. Увы, мы, видимо, прошли мимо него, не зная, что идем возле памятника старины, а потому фотографии представить не можем.
Неподалеку стоит церковь Андрея Критского начала 20 века (рисунок 80), которую принято ругать за несоблюдение стиля и прочие страшные грехи. Меж тем здание производит сильнейшее впечатление, и даже в запущенном виде очень красиво (рисунки 81, 82). Дальние окрестности Храм ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ (1670-1678) некогда находился на «божедомке», то есть кладбище для бомжей. Еще это место называлось «Семик». Это и сейчас окраина города. Храм поэтому скромен и прост, почти беден, если бы не три шатра, повторяющие, как думают, приемы деревянных храмов, вероятно, того самого, что стоял тут прежде. Для фабрики нужны были машины, а машины пользовались энергией воды. Вот и пришлось вырыть пруды, которые сегодня кажутся нам прихотью какого-то барина, а на самом деле – настоящий памятник отечественного капитализма. Сад, правда, разбили уже из чисто эстетических соображений, в его центре стояла заводская контора и резиденция управляющего. Планировка сада – регулярная, напоминает ту, которую иностранцы внедрили в резиденциях Петра под Петербургом. К концу столетия парк приходит в упадок, зато прудов становится все больше, больше машин, и не уцелевших до нашего времени производственных сооружений. На перекрестке парковых аллей при самом основании фабрики выстроили деревянную часовню, которую в 1736-1742 годах заменили грандиозным храмом Петра и Павла (рисунок 83). Это – единственный памятник в Ярославской губернии, в котором сознательно была осуществлена попытка «сделать, как в Петербурге». Автор проекта, оставшийся неизвестным, практически полностью воспроизвел Петропавловский собор столицы. Получилось не по-православному, а – то ли ратуша, то ли биржа (рисунок 84). Людям не понравилось. И много позже, когда Затрапезниковы ставили храм в селе Кресты, они не только не попытались повторить свой опыт, но пошли на нарочитую архаизацию и провинциализацию выработанного в том же Ярославле в 17-м веке образца небольшого приходского храма. В стену вмонтировано надгробие самого Затрапезного, на котором, кроме прочего, изображены две головы, прикованные цепями – символ крепостных, сделавших своим подневольным трудом богатство купцу-капиталисту. Понимал, значит, аспид, кому обязан. Деревня КРЕСТЫ находится на Поклонной горе. В свое время мы высказывали предположение, что Поклонные горы, известные практически в каждом русском городе, появились из-за того, что князья, встречая ордынских чиновников, здесь им кланялись, отдавали дань, в том числе дань формальностям, и уж оттуда препровождали, по надобности, в город. Впоследствии функция Поклонных гор была переосмыслена, а их зловещая роль «замолена» - здесь стали ставить храмы и часовни. На пустовавшей в середине 17 века ярославской Поклонной горе после чумы 1655 года воздвигли крест, и небольшую шатровую часовню. Возле нее в конце столетия возникли два крошечных села, приписанных к приходу храма Николы в Меленках. Потом они объединились в деревню под названием Кресты. Храм Ризоположения в этом селе сооружен в 1755-1760 годах (по другим данным, в 1738) стараниями уже известных нам Затрапезниковых. Это – яркий образец провинциального поволжского стиля, благо все образцы были под рукой. Храм отличается простотой и нарочитой суровостью. Храм ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО стоит на кладбище. Поставлен в 1791 году. Как бы недалеко от города, а мало кто там бывал из туристов. Храм особой ценности не представляет, хотя здорово, что его возродили из руин в самое последнее время, передав церкви. которой и служат эти ворота, а сам монастырь потерялся среди собственных владений, и едва виден на горизонте. Вот это все и есть запретная зона, где, кстати, даже фотографировать, кажется, нельзя. Но мы таки фотографировали. Пройдя минут 10 по пересеченной местности, на которой монахини выращивают всевозможные овощи, мы наконец вступаем в обитель. Что ж, богатство, строгость, и в то же время разнузданность, когда тебе делают замечание – это нормально. Реставрация по-церковному торжествует: вылизано и доведено до пряничного блеска все, что могло хранить следы старины. Походив немного по этой унылой, хотя и такой блестящей обители, без сожаления ее покинули. Монастырь основан в 1314 году в устье реки Толги. С 14 века получает жизнь особый извод образа Богоматери – Толгской, который популярен и ныне. Канонический облик иконы включает в себя клейма с изображением процесса строительства обители. Поначалу монастырь не был богат, и обладал только деревянными строениями. В Смуту литовцы его практически уничтожили. В 1620-х годах царь, оказывая особые милости Ярославлю, дал монастырю очень большие деньги, что и позволило создать нынешний ансамбль. Стены и башни (рисунки 85, 86) сменили деревянную ограду в 1690-х. Несмотря на то, что Ярославль в это время был глухим тылом, а сама идея старой русской крепости отжила свое, монастырское начальство поставило мощную крепость, без компромиссов – тяжелая толстая стена с боевым ходом, мощные башни. Причина проста – боялись восстаний местного населения. А, поскольку у крестьян не было европейских пушек, пробивавших каменные стены, строительные приемы «доартиллерийского» века вполне пригодились. Святые ворота с Никольской церковью появились в 1672 году пожертвованием купцов Сверчковых. Вероятно, за образец взяли ростовский тип – надвратный храм, окруженный двумя башнями. Вряд ли где еще за пределами Ростова можно встретить этот излюбленный архитекторами митрополита Ионы строительный прием. Правда, от ростовских памятников этот комплекс отличают меньшие размеры и простота – все-таки у Сверчковых было меньше денег, чем у митрополита. Положение несколько спас барочный декор, увивший сооружение в начале 18 века. В 19 веке ворота перестали выполнять свою функцию – их заложили кирпичом. Введенский собор (1681-1688; рисунок 87) – композиционный центр обители. На этом месте еще с 16-го века была церковь того же посвящения, правда, деревянная, поставленная, как говорит монастырская легенда, стараниями Ивана Грозного и за его личный счет. Нынешнее здание – очень велико, и это впечатление усугубляется тем, что из-за скученности монастырской территории у храма нет подходящей точки обзора. В декоре храма ничто не напоминает об изысках дизайнеров, бушующих в те же годы в посадских церквах Ярославля: все-таки это – монастырское сооружение, сознательно стилизованное под суровую старину. Храм расписан в 1690-1691, фрески переписаны в 1839-1842, но качественно. Специалисты ценят их за то, что в истории об обретении иконы Толгской Богоматери, «рассказанной красками», фиксируется масса бытовых реалий конца 17-го века. В 1683-1685 возле собора поставили Звонницу. Надстроена в 1826. И в ней тоже нет ничего от творчества посада – она несколько тяжеловесна, и ориентируется на старую школу, презирая купеческие изыски. Крестовоздвиженская церковь с Трапезной палатой поставлена в 1620-х годах, став едва ли не первым ярославским каменным сооружением после войны. В 1735 году к ней пристроен придел Толгской Богоматери. Традиции декора храма берут истоки в 16-м столетии, тут все скромно и даже скупо. Настоятельский корпус сблокирован с надвратной Никольской церковью, выстроен в 1670-80-х гг. Перестроен впоследствии. Помимо жилья, в нем располагались и хозяйственные службы, включая поварню. Такое решение несколько необычно, и было предпринято, очевидно, не от хорошей жизни. Спасская церковь с примыкающей к ней больничной палатой – творения начала 18 века. В ней наконец проявляются веяния моды: навершие храма решено в нарочито усложненной манере, следуя стилю барокко. Больничные палаты, несмотря на утилитарное назначение, украшены изящной, более того, не имеющей аналогов резьбой в духе европейского Возрождения, наконец-то докатившегося до России, и даже до этого сурового монастыря. По дороге в Кострому В идеале нам бы хотелось описать вообще всю территорию бывшего Ярославского княжества. Но пока ограничимся тем, что видели, плывя по Волге в Кострому. Путь, кстати, занимает около 2-х часов, не более (на метеоре, конечно). Промышленный Ярославль тянется по правому берегу еще долго, и, если бы не ансамбль в Коровниках (см. выше), прекрасно видимый с реки, зрелище было бы унылое. Левый берег низок и мало интересен. Мелькает, почти невидимая, церковь Ярославских Чудотворцев в Сопелках (1797 г). Храм был приписан к церкви Рождества Богородицы в селе Туношне (1781 г), но его не разглядеть - видимо, разрушили. Наконец на левом берегу мелькает нечто вроде жилья - это Прусово и его храм (1780) неизвестного нам посвящения. Название села само по себе интересно, правда? Откуда оно, мы не выяснили. Через длинное расстояние пустой земли по обеим берегам, на правом мелькает село Введенское с одноименным храмом (1773 г), но уже все внимание захвачено событиями на левом берегу. Там стоит деревня Диево
Городище. Сначала путник видит храм Троицы
(1787 г), которая словно красуется перед плавателем,
поворачиваясь к нему, по мере его эволюций,
разными боками (она и стоит эффектно, на мысу при
впадении в Волгу реки Шиголость). В храме
сохранились росписи, некоторые из которых мы,
позаимствовав фотографии При впадении реки Солоницы в Волгу стоит достаточно известный Николо-Бабаевский монастырь. По преданию, основан в 15-м столетии потому, что к берегу прибило икону Николая, плывшую на весле ("байбаке"). У места обретения иконы поставили часовню, и уже после монах, пришедший из Сергиевой лавры, сделал монастырь. По другой версии, монастырь основали еще в конце 14-го столетия монахи московского Николо-Угрешского монастыря, бывавшие здесь по поводу добычи соли. Первый храм Николая заложил якобы в 1375 году сам Сергий Радонежский. Мы отдаем предпочтение первой версии, впрочем, хороших иследований на этот счет мы не читали. Здание Никольского храма 1650-го года простояло до 1930-х. До революции монастырь был богат, но, кажется, все прочие сооружения поставлены в 19-м столетии. Сейчас возрождается. Поскольку наша ракета шла фарватером у левого берега, мы обитель не разглядели. Миновав незаметные храмы у с. Овсяники (левый берег) и Новодашково (правый берег), мы обращаем внимание на готический замок на левом берегу, в поселке Красный Профинтерн. До 1945 года село носило нормальное название Гузицыно. Замок принадлежит ярославскому купцу Никите Понизовкину, который еще в 1850-е годы открыл в селе сахарный завод, что интересно, работающий и сейчас. Замок поставлен в самом начале 20-го века, и, как говорят люди, сходившие на берег, вблизи производит удручающее впечатление. Минуем село Черная Заводь, известное тем, что попытка красных снять колокола с местного храма (Воскресенского, 1745) вызвала антикоммунистический бунт. Дело дошло до Сталина, им занимался Берия, для крестьян все кончилось плохо. Видим на левом берегу широкую, низкую равнину, над которой, как призрак, возвышается храм в селе Саметь, а на противоположном берегу - Никольский храм в селе Борщино. Но это - уже явные окрестности Костромы, и вообще - Костромская область. Город трудно познать без его округи. Нам жаль, что мы мало знаем глубинную жизнь русских княжеств, и мало об этом пишем. Но мы надеемся исправиться. Литература 1. Э Добровольская, Б. Гнедовский. Ярославль, Тутаев. М, 1981. Так называемая "белая серия" со всеми свойственными ей недостатками. 2. Сб. Археология, история и перспективы. Ярославль, 2003. очень приличный археологический сборник, правда, собственно про Ярославль на удивление мало. 3. Сб. 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2001. 4. А. Баталов. Успенский собор Ярославля... // В сб. Сообщения Ростовского музея, Ростов, 2000. 5. В. Жельвис. Прогулки по Ярославлю. Ярославль, 2001. Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова, 2004-2005 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||