Рисунок 1. Святой Дух и храм Троицы.
Рисунок 2. Духов храм
интересен тем...
Рисунок 3. ... что несет на себе
тамгу рязанских князей. На врезке - тамга с монеты
Рязани.
Рисунок 4. Дворик сохранил
прелесть старины.
Рисунок 5. Чьи имена на этих
плитах?
Рисунок 6. Келарь любил
мыться.
Рисунок 7. Каличья башня: мы
случайно не в Москве?
Рисунок 8. Пятницкая башня.
Рисунок 9. Ворота - и как они
были 500 лет назад.
Рисунок 10. Уточья башня
вдохновила голландцев.
Рисунок 11. Кто ты, птичка?
Рисунок 12. Плотничья башня.
Рисунок 13. Вид на монастырь с
исторического кладбища.
Рисунок 14. Музей находится в
бывшем конном дворе.
Рисунок 15. Богоматерь
авторской работы.
Рисунок 16. 300 метров - уже
пригород.
Рисунок 17. Церковь Введенская
(на первом фото) и она же с Пятницкой.
Рисунок 18. Белокаменный декор
Введенской церки, на врезе - керамический декор
из Нижнего.
Рисунок 19. Богоматерь
Федоровская - местной работы?
|
|
СЕРГИЕВ
ПОСАД: рай на земле возможен в отдельно взятом
монастыре
Сезон краеведческих поездок 2001
года мы с Наталией закончили в ноябре в Сергиевом
Посаде, за два дня до того, как землю окутал снег.
Об этом месте трудно написать что-то новое, но мы
попытаемся, и надеемся, что наши записки возбудят
какие-то идеи у более тонких знатоков этого
города.
Сергиев Посад встретил нас
нестерпимым холодом и суетой богомольцев. Может,
из-за этого мы и не прониклись должным
возвышенным настроением - ждали увидеть пусть
помпезную, но все же сосредоточенную обитель, а
встретили толпы молящих, торговлю в каждом
закутке, шум и нестроение. Плохо, что не попали в
ризницу - уже в полдень кончились билеты. Однако,
Бог это Бог, а работа работой, и мы начинаем.
Как известно, монастырь основали
в 1345 году в глухом лесу, на холме Маковец (исконно
русское слово, в смысле "высокий", отсюда
"маковка") два брата, Сергий и Стефан, только
что похоронившие отца, обедневшего боярина. Но
Стефан вскоре сбежал, Сергий остался, и через
пару десятилетий диктовал князьям Руси, что им
делать. Что такое 1345 год? Царем Руси официально
считается хан Золотой Орды Джанибек,
"добрый", как отзываются о нем летописи. Но
это последние годы его жизни. Вскоре начнется в
Орде смута, воспользовавшись которой, Русь
окончательно отобьется от рук татар, хотя только
Иван Грозный осмелится назвать царем самого
себя. К Сергию на Маковец приходили другие
монахи-одиночки, не всегда отличавшиеся
добронравием, так что Сергий вынужден был издать
первый в Северной Руси устав. Однако, обитель
всегда отличалась свободой нравов,
проистекавшей, может, именно из-за стремления
участвовать в светской жизни.
Уже в конце 14-го века вокруг
монастыря возникает пояс деревянных стен, и
Сергий незадолго до смерти, последовавшей в 1392
году, спланировал Куликовскую битву, причем
подбил на нее Дмитрия Московского, человека, судя
по всему, не слишком воинственного. Чтобы
задумать такое сражение, нужно было быть
прекрасным дипломатом, и иметь всю информацию о
ситуации в России и в Орде. Напомним, что битва
была на руку хану Орды Тохтамышу, которого вконец
достал темник (военачальник) Мамай. Мамай не
хотел воевать с Россией, его нужно было еще
спровоцировать. И значит, надо было снестись с
Тохтамышем - а может, сам хан вышел на Сергия? Так
или иначе, в 1382 году Тохтамыш, придя на Русь, чтобы
поставить Дмитрия, возомнившего себя
победителем Орды, на место, сжег Москву, но
подчеркнуто не тронул обитель. Монастырю
досталось от татар уже в 1408 году от Едигея,
который был таким же темником, как Мамай, и мстил
за своего "учителя" и наставника в
сепаратизме.
Но монастырь быстро поднялся,
поскольку к тому времени стал настоящим
политическим центром страны. Здесь начинается
каменное строительство: в 1422 году, через 14 лет
после Едигея, появляется Троицкий собор (рисунок
1). Он стоит на месте трех деревянных:
последовательно в 1345, 1356 и 1412. Собор в целом
сохранился, как построен - в том, что касается
отделки. А вот план его искажен надстройками, и
потерял величественность сурового 15-го столетия.
На том же рисунке мы приводим первоначальный
облик собора по реконструкции В. Балдина,
тончайшего знатока Посада. В соборе похоронен
Сергий. Интересно, что, фотографируя собор,
Наталия случайно попала в момент, когда голубь,
подобно Духу Святому, как бы вылетал из купола.
Знак, или нет, но - красиво, если учесть, что Св. Дух
- одна из ипостасей Троицы. Внутри собора -
роспись Андрея Рублева, который начинал в лавре
свой путь, но мы внутрь из-за тесноты не попали, и
не пишем о том, чего не видели.
Мне интересней показался другой
храм, Духовский, или Храм схождения св. Духа на
апостолов (рисунок 2) 1476 года. Ее строили мастера
из Пскова, верх возведен в 18 веке. Это была первая
постройка на Руси из кирпича, а не из белого
камня, и мастера, привыкшие к другому материалу (в
Пскове вооще строили из плиток) не соблюли
пропорции, впрочем, в том и прелесть. Но
загадочно, что белокаменный декор храма, как мне
показалось, воспроизводит ... тамгу рязанских
князей! Кажется, этот факт я заметил первым
(рисунок 3). Откуда это взялось? Вспомним, что еще
Сергий в 1385 году утрясал в обители разногласия с
рязанским князем Олегом, но это было за сто лет до
каменного строительства Духовского храма. Одно
из двух: или камень воспроизводит деревянный
декор, сложившийся под рязанским влиянием (может,
в угоду рязанским князьям, и им приятно, и Москве
ничего не стоит такая любезность), или храм
просто символизирует подчинение Москве русских
земель: строители из Пскова, декор из Рязани...
Вряд ли я обманываюсь насчет тамги. Она хорошо
известна мне по рязанским монетам.
Доминирует в лавре, конечно,
Успенский собор (1559-1585), такой стандартный
"круглый" храм, каковых по Руси в правление
Ивана Грозного возводилось немало. Иван
присутствовал на его закладке. Собор повторяет
одноименный храм в Московском кремле, но больше
его, хотя, на мой вкус, в нем нет того очарования,
как в столичном творении итальянца Аристотеля.
Мы зашли внутрь, но из-за толпы мало что увидели.
Грозный тоже не насладился своим творением -
постройку принимал его сын Федор. Строительство
затягивалось как финансовыми трудностями
(Грозный заподозрил монастырь в нелояльности, но
потом все равно денег дал), так и пожаром,
уничтожившим почти готовую постройку.
О более поздних зданиях не буду
распространяться. Расскажу лучше о дворике,
который находится за ризницей и казначейским
корпусом келий, примыкая к оборонительной стене
(рисунок 4). Он начинается у ледников, где
хранились монастырские припасы, и тянется вдоль
стены мимо Келарской башни, гостиных палат, к
крепостным палатам. Здесь был элитный район,
поскольку келарь до середины 18 века единолично
распоряжался всеми богатствами обители, а они
превосходили подчас запасы всей царской казны,
так что иностранцы, прикидывая, кому лучше дать
взятку, называли царя, владыку церкви и келаря
Троицкого монастыря. Все это построено в 16-17
веках, потом перестраивалось не раз, и все же,
попадая туда, оказываешься как бы в самом 16-м
веке, и кажется, что из-за угла выйдет монах. Он и
выходит, но вслед за ним - реставратор в джинсах.
Реставраторы нарыли массу надгробных плит,
"бережно" сложив их под навесом, как попало
(рисунок 5). Здесь я подобрал единственный
подъемный материал - кафельную плитку века 18-19-го,
красоты необычайной (рисунок 6). Вспоминается, что
с 17-го века отделка монастырских интерьеров, в
том числе плиткой, превосходила таковую в
царских палатах.
Отсюда видна Каличья башня
(рисунок 7), напоминающая одну из башен
Московского кремля, и это не случайное сходство.
Построенная в 16-м столетии, она в веке 18-м
обветшала, и ее полностью перестроили,
сознательно стилизовав под Кремль. Ее название -
от слова "калитка", как пишут в
путеводителях, хотя мне кажется более прозрачной
этимология от "калика", то есть паломник,
странник, идущий на поклонение к святым местам.
Возможно, калики по ночам коротали сон у ее
подножия. Отсюда мы начнем рассказ о стенах.
Как уже говорилось, деревянные
стены возвел еще Сергий. Зачем? Или, точнее, зачем
понадобились стены столь мощные? То, что
построили в 16-м веке, по отзывам иностранцев,
посещавших тогда монастырь, превосходит по мощи
любую крепость в России и в Европе. Конечно, стены
пригодились: в 1608 году монастырь 16 месяцев держал
осаду войсками Лжедмитрия II, и самозванец
отступил, в 1618 году осада повторилась, на сей раз
под стенами был король Владислав. Монастырь не
сдался, хотя при первом "сидении" погибло 2125
его защитников. Но кто мог за 100 лет до польской
интервенции предположить, что монастырю
придется столь круто обороняться? Конечно,
всякая обитель на Руси старалась обнестись
стенами, но таких мощных нет нигде. Ответ, на мой
взгляд, прост: казну монастыря надо было
охранять. Только один факт: уже позже, в начале
18-го века, Петр Первый смог начать наконец свои
реформы, разорив его на 400 тысяч рублей. Сумма,
больше, чем было в казне иного европейского
государя. Ее надо было понадежней укрыть.
После польского нападения стены
еще вдвое надстроили, так что сегодня кажется,
будто приближаешься к замку. Мы попытались
обойти стены по периметру, но холод и грязь
ноября помешали нам. Расскажем о тех, что видели.
На площадь перед монастырем, издавна бывшую
торговой, и таковой оставшейся, выходит - слева -
Пятницкая башня, названная в честь св. Параскевы
Пятницы (рисунок 8). Она одна из молодых -
построена в 1640 году на месте взорванной в ходе
штурма поляками. Поляки пытались сделать подкоп,
но русские разгадали замысел, совершили вылазку,
и взорвали все, что двигалось, вместе с башней.
Без шатра ее высота - 22 метра, и она, как ни
странно, выполнена в польских традициях. Не
строили ли ее пленные поляки, работавшие как бы в
контрибуцию? Во всяком случае, трудно не увидеть
сходство этих стен со стенами Спасо-Евфимиева
монастыря в Суздале, который, как нам кажется,
выстроен поляками (рассказ об этом скоро читайте
на этом сайте).
Красная башня (рисунок 9) сильно
перестроена в 18-м веке, утратив былой колорит. На
том же рисунке - ее реконструкция, также В.
Балдина. Правее - Успенские ворота. В древности
ворота под башней были закрыты, через них
въезжали разве что цари или церковные иерархи,
народ шел в Успенские ворота через мост,
поскольку у стены тянулся ров (а с северной
стороны были еще и бастионы для артиллерии,
устроенные во времена Петра). Во рву была знатная
свалка, вонь заполняла всю площадь, и этот запах
встречал паломников при входе, пока ров не
засыпали. Мост сохранился до сих пор - под землей,
его нашли еще в 1960-х, но не догадались откопать,
как это сделали в Москве, устроив там недавно
подземный музей.
Идем вдоль стены на север.
Следующая башня, Сушильная, такая же, как
где-нибудь в Тульском кремле, а вот на углу -
Уточья башня, и это - произведение искусства
(рисунок 10). Столь парадно ее отстроили еще в 17-м
веке, и Петр любил, сидя на верхотуре, стрелять
уток в пруду, вырытом еще в веке 16-м и
сохранившемся по сей день. На самом шпиле -
каменная фигурка утки. Это, впрочем, копия,
подлинник хранится в музее (рисунок 11). Петр
пробавлялся стрельбой в 1689 году, когда скрывался
в монастыре от происков Софьи и стягивал сюда
верные полки. Потом он "отблагодарил"
монастырь, как говорилось выше, обобрав его почти
на полмиллиона, а его преемники лишили этот
монастырь, как и прочие, земель. Башня интересна
еще и тем, что в Маастрихте стоит ратуша,
копирующая ее, причем ученые установили, что
копия - именно ратуша, а Уточья башня - прототип.
Понравилась голландцам. Еще вопрос - что означает
утка? Никто не дает ответа. Изображение утки тем
более странно, что в середине 18-го века, когда
строили колокольню, иерархи завалили проект, по
которому колокольню предлагалось украсить
скульптурами - по их словам, статуи в монастыре
"непристойны", и едва-едва допустимы лишь те,
что изображают "от священного писания лиц".
Утку же терпели. Почему? Мне кажется, "утка" -
это изначально голубь, символ, как говорилось, св.
Духа. Петр стрелял уток, и пораженные горожане
судачили, рядили, в результате голубь постепенно
превратился в утку.
Звонковая башня внешне мало
примечательна, а названа так потому, что там
висел колокол. О Каличьей башне мы уже говорили,
остановился же наш путь у Плотничьей башни
(рисунок 12), мощной и величественной. В ней не было
плотников, но она смотрела на плотницкую слободу.
Дальше начиналась грязь, обрыв, и мы вернулись.
Немного о самом городе. Сергий,
как говорилось, поселился в глуши. То, что вокруг
монастыря стали селиться крестьяне, естественно,
и очень долго города или даже оформившейся
деревни как таковых не было: просто скопления
домов, где жили торговлей, или давая приют
паломникам. Городом посад объявили лишь в 1786
году, но название хранит его генезис: "посад"
- это поселок при чем-то, в нашем случае при
монастыре. Краеведы до сих пор выделяют в городе
части, хранящие своеобразие периода
разрозненности, то есть город так и не стал чем-то
единым.
Есть в окрестностях города
сельцо Благовещенское, которое, как считают
краеведы, дает полное представление о том, как
выглядел посад в глубокой древности, поскольку
сохранило очень архаичную планировку: в центре
площадь, на ней храм, вокруг по квадрату
группируются дома. Мы поехали туда, доехали на
автобусе до кладбища, дальше пошли пешком, но там
начались колючие проволоки, сторожевые вышки,
люди с ружьями, и они убедили нас повернуть назад.
Люди охраняют сокровища Русской православной
церкви. Коттеджи с выложенными кирпичом крестами
стоимостью по миллиону долларов каждый в таком
количестве можно увидеть лишь в окрестностях
Сергиева Посада. Поджидая у кладбища обратный
автобус, мы завидели вдали лавру, и сделали
красивое фото (рисунок 13). Мы тогда не знали, что
кладбище историческое - в 1746 году в лавре
разгорелся такой пожар, что монахи вынесли гроб
Сергия и спрятали на этом кладбище. Сегодня здесь
могилы "новых сергиев-посадских" .
Несколько слов о музее Сергиева
Посада. Некогда это был богатейший музей России,
но сегодня лавра, где хранятся сокровища, отошла
в ведение церкви, а музей сжался до помещения в
бывшем Конном дворе, который, впрочем, сам -
произведение искусства, этакий замок в миниатюре
(рисунок 14). Он построен в 1790 году, во дворе пушки,
которыми, говорят, отгоняли поляков, хотя мне они
показались помоложе. Уверен, что архитектор взял
модель с одного из монастырей во Владимире,
рассказ о котором мы опубликуем на этом сайте
попозже. Интересна экспозиция о каменном веке
этого района, из средневековых же памятников
выделяются разве что упомянутая фигура утки, да
каменная икона Богоматери Одигитрии 15-го века,
работы мастера Василия Ермолина (рисунок 15).
Некогда икона украшала трапезную, то есть
столовую монастыря, построенную Ермолиным в 1469
году. Трапезные были главным украшением
монастырей в те годы - монастыри гордились не
храмами и стенами, а трапезными. Еда и монашество
- вещи в народном сознании нераздельные.
Осталось рассказать о двух
церквях, Пятницкой и Введенской. Храмы находятся
на Подоле, то есть как бы в предместье монастыря,
хотя от них до стен метров 300 (рисунок 16). Слово
"подол" напоминает подол платья: он обнимает
город, как подол примыкает к платью. Церкви
построены в 1547 году, когда и стены монастыря, и,
конечно, они пострадали от поляков через полвека.
В середине 17-го века они вошли в состав женского
Подольного монастыря, но ненадолго: вскоре их
превратили в тюрьму, и там, говорят, сидел Стенька
Разин. Это легенда, наверное, но есть даже
народная песня о том, как Стенька здесь мотал
срок. В конце 17-го века Подольный монастырь был
оборудовал специально для содержания монахов,
которые "бесчинно живут, упиваются допьяна, и
валяются по улицам". Таких свозили сюда со всей
России. Хороший штрих к картинке нравов
монашества. Церкви, на самом деле, красивые
(рисунок 17), стоят, утопленные в грунт, и вокруг
масса подъемного материала, который мы, однако,
от страшного холода собирать не стали. Я успел
лишь сфотографировать часть белокаменного
декора Введенской церкви (рисунок 18), который
напомнил мне профиль подобранной в Нижнем
Новгороде черепицы 17-18 вв, происходящей с
разрушенного Дудина монастыря (на том же
рисунке). Очевидно, создатели Дудина монастыря
копировали декор, несмотря на то, что у
нижегородцев была причина держать зуб на лавру:
когда-то Сергий закрыл все нижегородские церкви
на время, дабы наказать тамошнего князя.
Что ж, на прощание, на старой
торговой площади, мы купили бронзовую икону
Богоматери Федоровской (рисунок 19), и не пожалели.
Икона сделана в середине 18-го века, как это
очевидно из ее фактуры (не буду вдаваться здесь в
иконографический анализ, но это так). Однако, она
очень оригинальна, и в фундаментальном каталоге
Гнутовой и Зотовой, изданном в 2000 году, и
содержащем описание богатейшей коллекции из
собрания музея Рублева в Москве, такой нет. Ее
оригинальность - в особой
"интеллектуальности": по низу тянется
развернутая надпись "Образ Пресвятой
Богоматери Федоровской". Думаю, она сделана
здесь, это - местная работа. В этом в принципе нет
ничего удивительного. Известно, что иконы писали
и в самом монастыре, да и в документах с 16-го века
упоминается Иконная слобода Сергиева Посада. Но
изготавливали ли там и медные иконы? Возможно,
однако, мне пришла в голову гипотеза
поинтересней.
Как раз в середине 18-го века, в 1746
году, в монастыре решили поставить наконец
колокольню, а значит, нужно было отлить колокол,
для чего к северу от монастыря специально
построили "колоколенный завод",
представлявший из себя просто яму с деревянными
постройками для рабочих, которых выписали
откуда-то издалека. Работа не спорилась. Первая
отливка, сделанная рабочими на свой страх, без
визы инженера, не удалась, из-за чего рабочие
влезли в долги - они должны были год работать,
чтобы отдать штраф. Колокол получился только в 1748
году. Два года как минимум литейщики были в
городе, и сильно нуждались, поскольку им нужно
было покрывать убыток от первой плавки. Почему бы
им не подработать на литье ходового товара, икон?
А то, что мастера эти были классные, и им по силам
было бы отлить бронзовую иконку для домашнего
иконостаса, очевидно: на колоколе они отлили
рельефные изображения герба империи и портреты
императоров. Поэтому мы и не знаем особой
иконолитейной школы Сергиева Посада, но имеем
редкий образец явно местного происхождения: без
корней, и без последствий.
В Сергиевом Посаде мы были всего
день, и видели не все. Но мы обязательно
постараемся туда вернуться, и вырвем у города
загадки, которых осталось немало.
Наталия АНДРИАНОВА,
Евгений АРСЮХИН
7 января 2002 года |