Рисунок 1. Якорь на монетах Херсона. Рисунок 2. Фонтан св. Климента. Рисунок 3. Ниши для свечей возле фонтана. Рисунок 4. Лестница возле фонтана. Рисунок 5. Храм св. Климента. Рисунок 6. Ниша у храма св. Климента. Рисунок 7. То же, деталь. Рисунок 8. "Крест" на полу одного из храма. Рисунок 9. Сотни пещер на склонах скалы. Рисунок 10. Обвалившаяся келия. Рисунок 11. Ниша для иконы. Рисунок 12. Проход в современную каменоломню - и сотни келий вокруг него. Рисунок 13. План крепости. Рисунок 14. Дорога в крепость из монастыря. Рисунок 15. Башня I со всех ракурсов, архитектурные детали. Рисунок 16. Фундамент прямоугольного помещения рядом с башней I. Рисунок 17. Башня II. Рисунок 18. Остатки башни III. Рисунок 19. Ступени на второй этаж башни III. Рисунок 20. Башня IV. Рисунок 21. Башня V, и древние ворота в крепость. Рисунок 22. Прясло от башни V к скале. Рисунок 23. Слияние стены с обрывом, и еще одни ворота. Рисунок 24. Ров на участках от II до V башен. Рисунок 25. Пещеры во рву, снаружи и внутри. Рисунок 26. Центральная улица Каламиты. Рисунок 27. Каземат. Рисунок 28. Постели от наземной башни. Рисунок 29. Лестница на пещерный ярус наземной башни. Рисунок 30. Другой пещерный каземат. Рисунок 31. Внутри него. Рисунок 32. Главная улица в районе Южных ворот. Рисунок 33. Руины двух "дворцов" в "официальном" районе Каламиты. Рисунок 34. Кирпич из руин "дворца". Рисунок 35. Квартал плотной застройки на юге городища. Рисунок 36. Вид на каменоломни на юго-восток от городища. Рисунок 37. Неполивная керамика из Каламиты 15 в. Рисунок 38. Поливная керамика 15-20 вв. Рисунок 39. Арбалетные стрелы. Рисунок 40. Пули и дробь конца 15-16 вв. Рисунок 41. Наконечники стрел 14-16? вв.
|
Каламита - Инкерман Крепость Каламита еще в Москве была выбрана нами приоритетом. Едва прибыв в Севастополь утренним автобусом, мы тут же сели на такси (хотя до крепости можно добраться и подешевле, но время нам было дороже денег), и через минут 20 уже стояли у подножия Монастырского холма, в какой-то промзоне, над которой нависали древние стены и башни. Сначала мы осмотрели монастырь, с него и начнем рассказ. Монастырь св. Климента Вот Монастырская скала, или, точнее, плато, на которой находится крепость. Скалу огибает железная дорога. Между дорогой и скалой издали видишь группу руинированных строений. Сама скала иссечена пещерами, а, если пройти подальше и за скалу завернуть, там - современная каменоломня: грузовики, пыль, взрывные работы. Выразительная штольня пробита сквозь скалу, заходишь, и видишь царство камня – тут-то его и добывают. Вот, собственно, таков монастырь. Особая святость Каламиты объясняется легендой про то, что сюда при императоре Траяне (98-117 гг) был сослан римский папа Климент. Правда, сам факт ссылки его именно в эти каменоломни оспаривается, но лучшего критики ничего не предложили. Будучи изначально язычником, якобы близким к императорскому двору (что оспаривается), и скорее всего евреем, Климент, как рассказывают, обратился к вере, прибыл в Палестину и крестился от апостола Петра. Если считать Петра первым папой, то Климент стал четвертым, и занял кафедру либо в 88, либо в 92 г. Впрочем, относительно того, каким по счету папой был Климент, имеются расхождения уже у писателей 2 в, которые не имели перед собой точных сведений и пытались примирить разрозненные факты. Считается, что он – автор “Послания к Коринфянам” (создано в 95 или 96 г), которое входит в “Деяния апостолов”. О мученичестве Климента сообщают “Деяния мучеников” (4 в), согласно которым Траян сослал его в “в пустынный город из прилегающих к Херсонесу”, в котором и видят Каламиту с ее каменоломнями. Правда, археологи считают, будто каменоломни под Каламитой заработали только в 5 в. Однако, откуда такая уверенность, если раскопки каменоломни в принципе невозможны? В ссылке Климент проявил активность, сотнями обращал людей в христианство, за что по указу императора был утоплен в море на третьем году правления Траяна, то есть около 101 г. К шее святого для верности привязали якорь. Этот якорь стал впоследствии одним из излюбленных символов Херсона. Мне кажется, значение этого символа недооценивают нумизматы, когда видят на поздних херсонских монетах (датировка которых сомнительна, но, вероятно, они чеканились в 12-13 вв) якорь, но не признают, что это он, а думают, будто перед ними монограмма “Ро”, "Роман" (рисунок 1). Но подходящего императора подобрать никак не удается. Между тем, это просто символ св. Климента. Когда Кирилл и Мефодий прибыли в Херсон, они стали спрашивать о мощах св. Климента, и обрели их около 868 года. Часть мощей просветители взяли в Рим, где представили их папе Адриану II, который положил их в базилику св. Климента (где они хранятся до сих пор, к неудовольствию монахов из Инкермана), голову же оставили в Херсоне, которую около 988 года забрал в Киев князь Владимир, и положил ее в Десятинной церкви, первой из созданных. Эта легенда хорошо маркирует время обращения херсонитов к культу св. Климента – 868 г, когда, вероятно, и был устроен монастырь. Во всех современных справочниках основание монастыря относится к 8-9 вв; я думаю, легенда о Кирилле и Мефодии позволяет датировать это событие более точно. Точка зрения, будто монастырь основан лишь в 15 в стараниями князя Алексея, кажется мне совершенно невероятной. Чтобы посмотреть на святыню – фонтан, который св. Климент заставил забить для двух тысяч изнывающих каменотесов – надо пройти через арку в парк, который является одновременно кладбищем с надгробиями 19 в (рисунок 2). Сегодня фонтан сух. Местные служители говорили нам и то, что фонтан замер из-за горных работ, и то, что его перенесли на другое место, после чего он перестал бить; я не разобрался, как на самом деле обстоят дела. Фонтан в нынешнем виде возведен в 19 в, но судя по тому, что св. Климент часто изображался с фонтаном как своим атрибутом, этот источник должен был быть почитаем и в более древние времена. На глубокую традицию почитания этого фонтана указывают ниши, вырубленные в скале возле кладки, которая поддерживает ее край от обрушения (рисунок 3), и возле лестницы, ведущей наверх, в крепость, короткой дорогой (рисунок 4). С монастырем связан и культ другого святого, папы Мартина. Этот уроженец Италии занял кафедру в Риме в 649 году. В это время империя была поражена “ересью” монофилитства, приверженцами которой были как император Констанс (641-658), так и константинопольский патриарх. В 654 году, по навету императора, Мартина, обвиненного в сношении с сарацинами, схватили, и сначала продержали на острове в Эгейском море, потом сослали в Херсонес, где он вскоре и умер (655). Похоронен в Константинополе. В отличие от Климента, где все - легенда, от Мартина мы имеем подлинные его письма, в которых он жалуется на холод и дороговизну в Херсоне, а также нелестно говорит о нравах в этом городе. Монастырь в Каламите посвящен и Клименту, и Мартину. Монастырь почти весь состоит из пещер, наземные сооружения, выстроенные в 19 в, были позднее разрушены (всего в период расцвета монастыря было 27 пещерных церквей, и более 200 пещер). Считается, что первую пещеру – храм апостола Андрея - прорубил сам св. Климент. Теперь этот храм переосвящен в честь самого св. Климента. Пережив славные годы во времена княжества Феодоро, в турецкую эпоху монастырь, скорее всего, запустел. Турки разрабатывали каменоломни, рядом с монастырем был порт, через который прогоняли массу пленных, и вся эта разношерстная толпа – каменщики; пленные, ожидавшие отправки на рабские рынки; местные жители – помнили о том, что место это святое. Во всяком случае, в 1634 году московские путешественники сообщали, что местные христиане стараются хоть как-то поддерживать мощи святых, чему противодействовали турки. Монастырь не существовал как учреждение, и охранялся на общественных началах. Я привожу здесь этот пассаж, интересный помимо прочего как картинка нравов Каламиты турецкого времени. В 1779, когда из Крыма по приказу императрицы были высланы практически все греки, монастырь окончательно опустел. В 1850 году на него обратили внимание церковные власти Российской империи. После Крымской войны реставрируют скальные храмы, строят дом настоятеля с домовой церковью (1867), храм Пантелеймона (1895), Николая Мирликийского (1905), жилые корпуса с церковью Благовещения (1907), восстанавливают пещерный храм св. Мартина (1867). Налюбовавшись на фонтан, идем в сторону железной дороги. Миновав современную арку с луковичной главкой, руины перечисленных выше наземных строений 19 в, вдруг видим... как бы термитник (рисунок 5). Это и есть скальный храм св. Климента. Над пропастью нависают балкончики почти в бахчисарайском духе. Восток неистребим. Внутри, говорят, уютно. Зайдешь - и как бы в базилике окажешься: два ряда колонн, апсида. Нам, правда, попасть внутрь не пришлось. Именно так когда-то выглядели все пещерные монастыри Крыма. Небольшая ниша внизу украшена тонкой резьбой (рисунки 6,7), которая относится, скорее всего, к 19 в. Рядом - ниша, которую облагородить не успели, и слава Богу. На полу - отверстие в форме круга с четырьмя отходящими в стороны кружками поменьше (рисунок 8). Кто знает, какое литургическое значение имела эта фигура? Заворачиваем за “угол” скального массива, и апокалиптическая картина открывается нашему взору (рисунок 9): скала сплошь иссечена, в ней выдолблены келии в три яруса, соединенные лестницами. Сегодня передние стенки келий обвалились, и миру предстали внутренности их, висящие над пропастью (рисунок 10). Можно рассмотреть, где – лежанки, где – ниши для икон или лампад (рисунок 11). Их тут сотни. Там, где прорублена поздняя штольня, и где начинаются современные разработки камня – монастырь все равно продолжался (рисунок 12), но - ныне совершенно уничтожен. Монастырю вообще не повезло. Памятник первостатейной важности не удостоился внимания науки. Его расположение там, где в мирное время добывают взрывами камень, в военное воюют, нанес невосполнимый ущерб. Церковная реставрация что-то спасает, а что-то губит. Итак, вздохнув о почти утраченном памятнике, мы идем в крепость. Крепость Крепость находится прямо над монастырем а. История. Долгое время считалось, что крепость основана в 1427 году владетелями княжества Феодоро, как о том сообщала строительная надпись с упоминанием имени князя Алексея, найденная еще в начале 19 в. Однако, после раскопок 1950-х гг археологи пришли к выводу, что первые укрепления были выстроены еще в 6-7 вв. И хотя это был предварительный вывод, а новых фактов с тех пор не добавилось, со временем предположение стало догмой. Зря. Методика раскопок “пещерных городов” в 1950-е годы делала первые шаги. Логика авторов раскопок была такова: первые укрепления Каламиты напоминали стены Эски Кермена, а значит, синхронны им. Основание шаткое, к тому же настороживает, что о жизни Каламиты до князя Алексея в источниках нет совершенно никакой информации. Поэтому перенесемся в 15-й век. Княжество Феодоро рвалось к морю; строительство города на берегу лучшей в Крыму бухты, да еще под носом у генуэзцев, контролировавших остатки Херсона и крепость Чембало - это был успех. Само слово “Каламита” толкуется из греческого как “Хорошая Пристань”. Крепость, вставшая на скале над бухтой, служила прикрытием порта (он носил отдельное имя - Авлита). Порт находился в совместном ведении Крымского ханства и Феодоро, и по объемам торговли составлял конкуренцию генуэзской Кафе. Консул Кафы жаловался в Геную: “Князь Феодоро и братья его ... вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы”. Открытое военное столкновение в 1433 развязали сами феодориты: собрав силы в Каламите, они захватили генуэзскую крепость Чембало. В ответ Генуя предприняла беспрецедентную по размаху военную акцию, отбила Чембало и осадила Каламиту. Защитники Каламиты предпочли за лучшее ночью уйти в горы, и итальянцы вошли в пустую крепость. Воодушевившись успехом, Генуя напала на союзника княжества Феодоро, Крымское ханство, но в битве с войсками Хаджи Гирея потерпела сокрушительное поражение, после чего феодориты вернулись в Каламиту. В 1475 году турецкие войска захватывают город, который называется с тех пор Инкерман (“ин” - по-турецки “пещера”, а их в Каламите было много). В конце 16-начале 17 в турки реконструируют крепость. В самой крепости турки предпочитают не жить; по крайней мере, в 17 в, когда эти места посетил путешественник из Стамбула Челеби. Он пишет, что в крепости стояло 10 домов, но “... ворота стражники закрыли на ключ, а комендант вместе с отрядом из пятидесяти человек, стоящим в долине у подножия этой горы, проживает в саду. В случае какой-либо опасности весь люд из предместья, деревень окрестных и приморских прибывает в замок, дабы найти охрану за его стенами”. Вероятно, люди предпочитали жить ближе к пристани. б. Оборонительная система. Пройдя через монастырское кладбище, мы оказываемся на плато. Крепость была построена так: строители отсекли одной-единственной стеной часть плато, защитивши лишь ту сторону, которую не защитила природа (рисунок 13 - план крепости; номера башен в тексте и на плане совпадают). Впрочем, вдоль обрыва тоже были пещерные казематы, над которыми возвышались какие-то башни, ныне совершенно разрушенные. К главной башне I ведет древняя дорога, прорубленная в скале, со столь глубокими колеями, оставленными повозками, что, если в них попадет нога, ее недолго и повредить (рисунок 14). Башня I сохранилась неплохо (рисунок 15; в левой колонке вид башни снаружи, в правой - внутри). Это были главные ворота Каламиты турецкого времени. Во времена Феодоро были еще ворота, турками засыпанные, а сегодня - раскопанные. Турки сильно перестроили ту часть башни, что смотрит в сторону крепости; наружняя часть осталась почти без изменений от 15 в. Над воротами, на плите, выбит знак, который мы признали за якорь, сопровожденный русской надписью: "Хочу учинить здесь Русь", которые якобы сказал в видении некий местный святой, не открывший своего имени, как о том повествует русский путешественник 17 в (см. подробнее здесь, в конце текста). Эта плита прибита, стало быть, в 19 в, ее вы можете видеть на том же рисунке 15 вверху. Рядом с башней, правее, с внешней стороны - руины квадратного в плане строения, скорее всего, домика привратника турецкого времени (рисунок 16). Расположенная рядом башня II также сильно пострадала от перестроек (рисунок 17). Первоначально она была полубашней, и с внешней стороны таковой и осталась. Со стороны же крепости сегодня, когда кладка обрушилась, отлично виден мощный панцирь, приделанный турками, превратившими полубашню в полную башню. Две бойницы отлично видны изнутри, но настолько сильно сужаются наружу, что становятся почти незаметными. На этой башне особенно удобно изучать, в чем состояла турецкая перестройка и какие именно элементы добавлялись, чтобы приспособить башни к требованиям артиллерии. С этого момента начинаются куртины, не перестроенные турками, зато ныне сильно разрушенные. Некогда башня III (рисунок 18) была ключевой квадратной полубашней в системе обороны. Сегодня от нее остался лишь остов, в никуда ведет лестница (рисунок 19). Башня сложена была из отличного камня, прочие постройки - из рваного бута, а эта - из тесаных блоков. Такую же технику мы видим в подлинных постройках феодоритов на Мангупе. Башня IV (рисунок 20), как видно и на плане, вынесена за линию стен. Однако, стоит подойти к ней, чтобы убедиться, что она стояла в системе протейхизмы, которая тянулась по другую сторону рва. Вместе с рвом, пещерными казематами во рву и протейхизмой башня IV представляла не имеющее аналогов инженерное решение, которое турки явно не оценили. Они разрушили протейхизму, и укрепили саму башню. Башня V (рисунок 21) представляет собой ключевое сооружение, поскольку здесь открыты древние ворота крепости, которые сегодня представляют собой углубленную в землю калитку. Видно, что при строительстве башни ее частично нарушили. Именно эти ворота объявлены сооружением 6 в, а приводимые на рисунке 21 граффити читались сразу после раскопок по сторонам ворот, ныне же полностью уничтожены. Хотя вот штыри металлические, на которых ворота двигались, сохранились (рисунок 21). Я с трудом спустился туда (кроме колючей травы и мусора мешали еще коровы и быки, довольно агрессивные). Я не смог составить собственного мнения об этом сооружении. С одной стороны, калитка на самом деле напоминает древние ворота Херсонеса - такая же небольшая, квадратная в плане. С другой, мне показалось, что она вполне могла быть построена феодоритами в начале 15 в, а потом застроена турками. Или - могла относиться к несколько более раннему строительному периоду, о котором мы даже не подозреваем (14 век, например) - ведь неизвестно, когда точно была основана крепость. А других раскопок с тех пор здесь не было. Далее стена идет к обрыву (рисунок 22). Перед самым обрывом были еще ворота, которые ныне читаются с трудом (рисунок 23). Стена поставлена была впритык обрыва, настолько тщательно, что именно в этом месте ныне стоит, не обваливается. Теперь поговорим о рве, который идет от башни II до башни V (рисунок 24). Ров этот тщательно вырублен в скале. Он довольно глубокий, метра два-три, более же обрывистый и чреватый травмами, нежели внушающий трепет (на вид он напротив кажется мелким). Считается, что его вырыли турки. Категорически с этим не согласен. Как мы уже видели на примере башни IV, некогда ров являлся пространством между основной стеной и протейхизмой. Ключевыми для понимания рва являются пещеры (рисунок 25), вырубленные в стенках рва под протейхизмой, с противоположной стороны от основной стены. Я заходил в эти пещеры. Там - довольно просторные камеры, чаще всего с двумя лежанками у противоположных стен, с продолговатой нишей на уровне роста человека, иногда в полу вырублены могилы. Считаю, что изначально, до турок, пещеры служили казематами, из которых велся подошвенный обстрел тех, кто врывался в пространство между протейхизмой и основной стеной. Уничтожив протейхизму, турки и пещеры лишили оборонительного значения, и здесь поначалу были лавки, потом - что Бог на душу положит, вплоть до могил. Во времена же князя Алексея пещеры вместе с протейхизмой и башней IV, наверняка соединенной подземным ходом с крепостью, были частями уникальной оборонительной системы. Последним элементом обороны были пещерные казематы по западной стороне обрыва. Их невозможно не заметить, если, войдя в крепость через ворота I, пойти прямо, по прекрасно сохранившейся улице (рисунок 26). Сразу, на краю обрыва, вы заметите фундаменты сооружений, сложно сказать, насколько старых - турецкого времени или даже времен Крымской войны (рисунок 27). Зато следующее сооружение уже не оставляет сомнений в своем почтенном возрасте: на поверхности остались лишь "постели" от фундамента наземного сооружения, видимо, башни (рисунок 28); вниз идет высеченная в скале лестница, которая приводит в каземат (рисунок 29). Спускаться по лестнице боязно, потому что обвалившиеся наружные стенки каземата выводят прямо на обрыв. Я спустился в другой каземат (рисунок 30). Там внутри - помещение где-то 4 на 5 метров, с бойницей наружу и лежанкой (рисунок 31). И далее вдоль обрыва, до того места, где на восточном склоне стена смыкается с ним, тут и там видны следы казематов, но не такие выразительные. в. Застройка крепости. Сразу, как войдешь в крепость через башню I, видишь перед собой дорогу, которая разветвляется – одна идет прямо, другая налево, вдоль стен. Эта главная улица, постепенно зарастая дерном, прослеживается вплоть до южных ворот (рисунок 32). Вдоль этой дороги - застройка, но характер ее всюду разный. На территории крепости Челеби упоминает "10 домов". Метрах в ста от башни I фиксируются два больших холма, очевидно, остатки крупных сооружений (рисунок 33). Их никто и никогда не пытался раскапывать. Холмы покрыты битым кирпичом, причем кирпич очевидно старый, со странными клеймами. Я сфотографировал один такой, но клеймо атрибуировать не берусь (рисунок 34). В этом квартале застройка была не слишком плотной; кроме этих двух зданий, больше ничего не было. Зато дальше, вплоть до башни V и до южных ворот, идет сплошной квартал руин (рисунок 35). Здесь было гораздо больше домов, чем 10 строений Челеби, но какого времени? Среди руин попадается даже примитивный железобетон (точнее, кирпич-бетон, арматура, вставленная в промышленную керамику). С другой стороны, там, где раскопками, или скорее просто ямами, были вскрыты фундаменты, видна аутентичная кладка. Таким образом, крепость довольно четко делится на общественную (официальную) часть неподалеку от башни I, и жилой квартал в глубине крепости. Здесь не было крупных усадеб, а стояли очень маленькие домики, было тесно. На углах улиц кое-где прослеживаются даже треугольные сооружения, там, где сходились три улицы. Отсюда – хороший вид на каменоломню (рисунок 36). Ту самую, где, как верят христиане, работал св. Климент. Несомненно, разработки очень старые, но точно датировать такие объекты сложно. г. Археологический контекст. Керамики на городище немного, и она довольно однообразна: это обломки красноглиняных кувшинов 15-16 вв (рисунок 37). Поливной керамики, столь характерной для Судака, Чембало, практически нет, кроме невыразительных фрагментов турецкой керамики 17-18 вв, и почти современного фаянса, в том числе с клеймами 1930-х гг (рисунок 38). Зато в избытке осколков снарядов, и Крымской войны, и Отечественной. Среди этого металлолома трудно выделить металлические артефакты более ранней поры. Крупные стреловидные "железки" могут быть арбалетными стрелами 15-17 вв (рисунок 39). Железо той же фактуры, но как бы рубленое небольшими кубиками, суть скорее всего "пули" или дробь раннего периода, 15-16 вв (рисунок 40). Удалось выделить в этом мусоре наконечники стрел (рисунок 41). Один тип (на фото - самый длинный образец) находит аналогии в русских стрелах 14-15 вв, другие типы мне ближе неизвестны. д. Итог. Каламита превосходна. Ни один другой крымский памятник, кроме Херсонеса, наверное, не будит таких сильных эмоций. Энергетика места, красота видов, полная таинственность? Наверное. Мы очень мало знаем о Каламите. Я надеюсь, что наш небольшой дилетантский рассказ пробудит к ней более системный интерес. Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова, весна 2003 Литература Е. Веймарн. О времени возникновения средневековой крепости Каламита // Сб. История и археология средневекового Крыма, М, 1958. Превосходная работа, но читать ее надо со скидкой на тогдашнюю археологическую моду. Инкерман и Инкерманский священномученника Климента монастырь в Крыму. Одесса, 1912 (в монастырской типографии переиздана репринтом). Очень милое чтение, однако, перепроверять надо практически все написанное. О. Бородин. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма (статья, перевод, комментарий) // Сб. Причерноморье в средние века, М, 1991. |