Рисунок 1. Вид на кремль, Трубеж, и слева виден Остров. Рисунок 2. Валы. Люди, карабкающиеся на них, своей ничтожностью подчеркивают их величие. Рисунок 3. Вид Спасского монастыря из-за вала. Рисунок 4. Следы древнего въезда у разрушенной Борисоглебской башни. Рисунок 5. Колокольня стоит точно на месте Борисоглебской башни. Рисунок 6. Бронзовая доска на колокольне напоминает об интереснейших событиях (см. текст). Рисунок 7. Дворец Олега. Рисунок 8. То же, торец 18 в. Рисунок 9. То же, торец 17 в. Рисунок 10. Певческий корпус. Рисунок 11. Консисторский корпус. Рисунок 12. Уголок княжеской резиденции. Рисунок 13. Спрессованность архитектурного ряда, несвойственная отечественным зодчим. Рисунок 14. Амбары - хозяйственная часть дворца. Рисунок 15. Древнейший храм Переяславля - искони Успенский. Рисунок 16. Квадры 15 в, расчищенные из-под штукатурки 19 в. Рисунок 17. Архангельский собор - личная молельня князя. Рисунок 18. То же. Рисунок 19. Церковь Святого Духа, все, что осталось от Духова монастыря. Рисунок 20. То же. Рисунок 21. Спасский монастырь, вид с вала. Рисунок 22. Церковь Богоявления Спасского монастыря. Рисунок 23. Преображенский собор. Рисунок 24. Изразцы Преображенского собора. Рисунок 25. Архаичный декор Преображенского собора. Рисунок 26. Кельи Спасского монастыря. Рисунок 27. Богословская церковь в кельях. Рисунок 28. Ворота в Спасский монастырь. Рисунок 29. Декоративная башня Спасского монастыря. Рисунок 30. Успенский собор. Видите, как он покосился? Рисунок 31. Переход между Успенским собором и Дворцом Олега. Рисунок 32. Портал Успенского собора. Рисунок 33. Декор портала Успенского собора. Обязательно кликните, чтобы увеличить! Рисунок 34. Белокаменный декор Успенского собора. Рисунок 35. Церковь Спаса на Яру. Рисунок 36. Борисоглебский собор. Обратите внимание на проезд под колокольней! Рисунок 37. Колокольня Борисоглебского собора, 19 в. Рисунок 38. Борисоглебский собор. Декор 17 в. Рисунок 39. Надчеканка рязанской тамги на джучидской монете, начало 14 в. Рисунок 40. Надчеканка буквы "Г" на джучидской монете, начало 14 в.
|
НОВАЯ РЯЗАНЬ: совсем не новая, и почти не Рязань В Рязань редко ездят за архитектурными впечатлениями; зря. Город достоин лучшей доли. Слава Рязани оказывается в тени Рязани Старой, ныне - городища километрах в 50-ти от губернской столицы. Опять же зря: Новая Рязань - не реплика, не клон Старой, не место, куда предки наши пришли из нужды (Старую-то монголы разорили). У Переяславля (так называлась Новая Рязань до 1778 года) своя история, не похожая на истории других городов. Побывайте там; пока - почитайте наши впечатления. Зачем? Города основываются не просто так. Переяславль Рязанский заложен, по летописи, в 6603 от Сотворения Мира (1095 г по-нашему, и на год раньше Старой Рязани!) "около церкви Николы Старого", у "места сечи, какой не бывало на Русской земле". Что за сечь? Что за Никола Старый, храм, стоявший, получается, в чистом поле? Что за сеча в 11 веке, кого с кем? Немного о геополитике. Округа Переяславля Рязанского полна поселениями начиная с мезолита. Здесь был "коридор", переход от Оки к Дону. Район насыщен всей возможной нумизматикой начиная века с 8-го. До славян "коридор" "крышевали" мордовские племена. Южнорусские, скажем так, колонизаторы, оттеснив мордву, для контроля над коридором и поставили Переяславль: не на самой Оке, а чуть в сторонке (в трех километрах), на Трубеже. Колонизаторы сознавали, что пришли всерьез и надолго; мало того, что само название взято с южнорусского Переяславля, переименованы были и все реки (Трубеж, Лыбедь, Дунайчик - все это кальки с южнорусских рек; более того, южный Переяславль тоже стоит на реке Трубеж!), что делали нечасто. Хотя в летописи не даны имена основателей, современные историки приписывают эту честь черниговскому князю Ярославу (внуку Ярослава Мудрого). Эта "волна 1095 года" не была первой. Думаю, несколько ранее (точно когда, не знаю) здесь села какая-то варяжская или даже хазарская дружина (до 10 в местные племена подчинялись Хазарскому каганату), заняв остров (точнее, почти-остров) в том месте, где Трубеж впадает в Оку (рисунок 1 - остров видно с кремля). Об этом сохранилось крайне путаное свидетельство немца Иоанна Герберштейна (16 в). Проанализируем его слова: "Рязанская область расположена между Окой и рекой Танаисом [=Доном; как видим, немец подчеркивает геополитический смысл Рязанщины как "коридора" Ока-Дон], в ней есть деревянный город недалеко от берега Оки [Переяславль]. Была там и крепость, которая называлась Iaroclaw [=Ярослав; явная путаница - название относится к Переяславлю Рязанскому, но сейчас речь пойдет о Старой Рязани]; от нее теперь остались одни следы. Недалеко от города [снова автор возвращается к Переяславлю] река Ока образует остров, который называется Strub [остров назывался Судерево; Струб - искаженное "сруб"="крепость"], некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому". Это, я полагаю, припоминание о тех временах, когда на острове сидели некие владетели, контролировавшие путь, и им не понравилось, что пришли в 1095 году новые. Отсюда - храм Николы Старого (они, островитяне, его и построили), и "сеча, равной которой не было" - с ними же, с островитянами. Здесь наблюдается максимальная концентрация византийских и восточных вещей и монет 8-11 вв. Но была еще и третья волна - около 1152 года некие люди километрах в трех вверх по Трубежу ставят еще один городок вокруг основанного ими же храма Бориса и Глеба (см. ниже). Вот каково было желание контролировать этот коридор, вот о каких деньгах шла речь (80 кг серебра - такой клад нашли в районе Борисоглебского собора). И кто после этого осмелится утверждать, будто столицу перенесли в Переяславль лишь по нужде? Превращение в столицу. Традиционное мнение, будто разрушенная монголами Старая Рязань так и не встала из пепла, ошибочно. Она умирала постепенно, и не столько из-за ударов извне, сколько из-за экономических процессов "внутри". Есть сведения, что уже в 1238, после сожжения Старой Рязани 28 декабря предыдущего года, наследник убитого Юрия, новый князь Ингварь Ингваревич (1238-1252) сел в Переяславле; но то была вынужденная и временная мера - не на пепелище же дела устраивать. Первым в Переяславль потянулся епископ - в конце 13 в. Для того времени это было равносильно приговору, тем не менее, литературоведы приметили, что до 1370-х гг о СТарой Рязани говорится еще как о столице, где стоят хоть и "почерневшие", но храмы, где можно похоронить князя и справить молебен. Думаю, харизматик Олег Рязанский (1350-1402) с самого начала карьеры действует только в Переяславле. Ему нужны были деньги, а их извлекали из транзитной торговли, которая шла через Москву-Коломну-Переяславль на юг, в Орду. Еще в 1380-х гг Олег и Дмитрий Московский пытались договориться, чтобы "не пошлых мытов не замышляти", то есть не придумывать новых пошлин. Чтобы контролировать "мыт", надо было сидеть в Переяславле, а не в Старой Рязани. Так, в 15 в описан путь в Иран именно через Переяславль. Через него следовали и митрополиты, шедшие из Москвы в Константинополь. Бросается, однако, в глаза, что Переяславль не испытал того резкого строительного бума, как Звенигород, и не успел приобрести столичный облик. Причина проста: звенигородский князь в союзе с москвичами грабил Волжскую Орду, и у него было много "шальных" денег. Рязани приходилось отбиваться от врагов, зарабатывать, а "халявы" ей никто не предлагал. Ну а когда в середине 15 в Переяславль подпадает под контроль Москвы - тут уж не до столичного облика. В трениях с Москвой. Включение Руси в состав Золотой Орды давало возможность одному из князей, оперевшись на ресурсы Джучидской империи, стать владетелем всего "русского улуса". Но кому повезет? В 1300 г , после смерти могущественного темника Ногая, что разрушило баланс сил, Даниил, князь московский выступает против рязанского князя Константина (москвича призвали противники Константина). На стороне Константина был большой татарский отряд - видимо, ногаев. Даниил победил, "много и татар избыто бысть", и Константин оказался в плену. Его убил князь Юрий, преемник Даниила, в 1305; как раз Москву разорила "Таирова рать" татарская, призванная надавить на москвичей, дабы они отпустили Константина, и те в отместку Константина убили. Сын Константина Василий, занявший престол, тоже был убит, но в Орде (1307) вследствие интриг; там же окончил жизнь его преемник Иван в 1327. Следующий затем князь Иван Иванович (1327-1342) покусился на удельное княжество Пронское (в составе великого рязанского княжения), убил тамошнего князя в 1340-м, но сын пронского князя Ярослав пожаловался в Орду, явился с отрядом, и в 1342 году сел в Переяславле сам, а Иван Иванович бежал, да где-то и сгинул. С 1350 года на стол садится Олег, и тут уж дела рязанцев пошли в гору. В 1365 Переяславль сжигает мордовский (мокшанский) хан (или князь?) Тегай (не тот ли, где позже искал Олег убежища от московских войск?). Олег вместе с пронским и козельским князьями его догоняют, разбивают, да так, что Тегай еле утек. Хуже пришлось Олегу, когда он повздорил с Москвой. Давняя аннексия Москвой Коломны (около 1300) не давала покоя Рязани. Она попыталась ее вернуть, москвичи отвечают масштабным войском, которое в 1371 разбивает Олега под Скорнищевым (предместье Переяславля), и сажает на престол пронского князя Владимира. Олег бежит в Городец Мещерский, к тамошнему то ли угорскому, то ли к тюрскому владетелю, набирается сил, выгоняет чужаков из Переяславля буквально через несколько месяцев, и тут же мирится с Москвой. Уже в 1372 в литовском договоре Дмитрий Московский, Олег и Владимир Пронский - союзники. В 1373, когда татары Мамая напали на Переяславль, Дмитрий был готов оказать Олегу помощь, да тот сам управился. В 1378 году Москва и Рязань вместе разбивают войско Мамая на реке Воже, за что в следующем 1379 Мамай сжигает Переяславль. Олег едва спасся, убежав за Оку. На будущий год Рязани надо было очень крепко подумать, посылать ли войска на Куликово поле; она и не послала, да и в 1382 году показала Тохтамышу, шедшему на Москву, где броды. Осенью того же года Москва отомстила: Дмитрий послал рать на Переяславль, Олег "еле утек", и "пусту всю землю сотвориша, хуже татар". Но в итоге "милые" опять помирились: в 1387 Олег женит сына на дочери Дмитрия. Итак, политика Переяславля в 14 в была выстроена куда слабее московской или тверской. Тверь допустила всего одну глобальную ошибку - поставила на Литву. Москва играла так филигранно, будто у нее была машина времени - заглянуть в будущее, посмотреть, с кем дружить. Рязань сделала две ошибки. Первая: увлеклась борьбой за Коломну, поссорившись с Москвой, и в борьбе измотала силы, вместо того, чтобы хватать тот же Червленый Яр или Тульское буферное княжество. Вторая: не удушила удельное Пронское княжество, и пронский князек, как черт из табакерки, выскакивал в самое неподходящее время. За эти просчеты Переяславль сполна заплатил в следующем 15 веке. Когда в 1408 пронский князь выгоняет переяславского владетеля Федора, его на престоле восстанавливает Москва. В 1456 году князь Иван, умирая, дал на воспитание москвичам своего малолетнего наследника Василия. Василий "правил" до 1483 года, но именно в кавычках, поскольку сидел по большей части в Москве, а в Переяславле заправляли московские комиссары. Одна радость - с Пронским княжеством покончили, что, впрочем, уже не имело значения. Умирая в 1502, князь Федор завещал все земли московской короне. Как и Тверское княжество, Рязанское устало само от себя. Москва посадила князя-марионетку Ивана поначалу на трон, а в 1516 году в тюрьму за то, что он заигрывал с крымцами и даже хотел жениться на дочери Магомет-Гирея. В 1521, воспользовавшись дикой паникой в Москве во время нашествия этого крымского хана, Иван бежал в Литву. Нет сомнений, что Иван просто видел все просчеты московской дипломатии в отношении Крыма и понимал, что с Крымом надо дружить. Но в итоге из-за своей мудрости остался в истории "предателем". Действительно, последний Иван не мог не видеть, что 15-й век прошел относительно спокойно - потому, что Крым неизменно оставался в союзниках России. Разве что в 1444 году Переяславль жжет хан Мустафа, монеты которого, недавно обнаруженные, стали сенсацией. Бессильный Ахмат, последний большеордынский хан, в 1460 не смог взять Переяславль. А в 16-м веке года не проходит, чтобы не нападали на Переяславль и "резанские украины". Повелся с Москвой - плати по ее счетам. Кремль. Кремля в Рязани как такового нет. Но он был, и занимал очень солидную территорию в виде неправильного прямоугольника, ограниченного реками и оврагами. Сегодня "кремль" - это красивейший комплекс зданий, куда стоит попасть, чтобы ощутить сам дух древней Руси. Остались валы - длиной 300 метров, незамкнутые (рисунки 2,3,4). Они прикрывали лишь ту часть города, что не была защищена реками, сейчас частично срыты. Единственная каменная башня таки была - Борисоглебская, служившая также воротами, и стояла она аккурат на месте нынешней колокольни (1789-1840, рисунок 5). Я думаю, что по типу она соответствовала Золотым воротам Владимира; как и там, в земляно-деревянной крепости была одна башня-ворота, но очень мощная, так и тут. Ни о ее виде, ни об истории достоверных сведений нет. Вал замыкает полусерпом пространство от Лыбеди (озеро Карасево; ныне засыпано, но в разлив Лыбедь наполняет его старые контуры) до Трубежа. У его подошвы еще в 19 в виден был ров, наполняемый водою, сейчас засыпан.Как ни смешно, мне не удалось найти в источниках четкого ответа на вопрос, когда насыпан вал. Трудно представить себе город 12 века без укрепления. Однако, для этой эпохи территория, очерченная валом, великовата. Думаю, в каких-то фрагментах нынешний вал возведен в 1095 году. После того, как в первой половине 14 в сюда стала "переползать" столица, пошло новое строительство. В конце 14 в правили два харизматика - Дмитрий в Москве, Олег в Рязани. Дмитрий затеял строить каменный кремль. Олег был победнее, да как отстать - возводит валы в их нынешнем виде, каменную Борисоглебскую башню. Высота вала - до 12 метров (плюс 5 метров - дубовый тын, башни были высотой до 10 м), 12 башен из дерева стояли на валу.Угловые четыре башни были восьмигранными, глухими, еще четыре - проезжими. Известны названия воротных башен - Рязанская (выходила на торг, смотрела на Старую Рязань), Безымянная башня смотрела на Оку, на Рыбацкую слободу, Тайницкая - на Трубеж и на описанный выше остров, и, наконец, Борисоглебская, единственная каменная - на Москву. Все это великолепие исчезает в течение 18 в. Особо жаль Борисоглебскую башню, на месте которой ныне красуется ужасная на мой вкус колокольня. А на ней - примечательная бронзовая доска, водруженная обывателями в 1855 году (рисунок 6). Приведу надпись с нее: "На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами с которых в 1521 году Скольничий Иван Хабар Симский, сын воеводы Василия Образца, посредством пушкаря Иордана [иностранца, стало быть] поразил татар Крымского Хана Магмет Гирея. А прежде сего поражения Хабар взял у Хана грамоту Князя Московского о дани Крыму, и тем спас Рязань и честь Великого князя Московского, зачто дали ему Сан Боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам. Смотри Истории г-на Казамзина 1521 год". История на самом деле прелюбопытная. В 1521 году на казанский трон садится крымский хан Сахиб Гирей. Это стало сигналом для большого похода на Московию Крыма, Казани (пригласили и астраханского хана). О походе известно еще 10 мая; впоследствии москвичи будут оправдывать свое поражение внезапностью похода крымцев, что неправда, недаром москвичи заранее и войска стянули. 100-тысячная армия Магомет Гирея 28 июля была у Оки. В Москве началась паника. Великий князь, как обычно, бежал. Некоторые бежали так, что за день достигали Твери. Но Магомет на Москву не пошел - потому, что получил от московского князя некую грамоту. Отступая, в августе крымцы пришли под Рязань, где и отличился пушкарь Иордан, а тот же упомянутый на бронзовой доске Хабар выкупил пленного князя Оболенского-Лопату за 700 рублей. Ну а грамотка-то? В ней москвичи признавали свою вассальную зависимость от Крыма, обязывались платить дань "по старине", то есть как во времена Золотой Орды. Точно неизвестно, как и где Хабар умудрился украсть у татар оригинал договора: может, в тот же момент, когда выкупал пленных. После чего Москва сделала вид, что ничего не было. Это привело, естественно, к новым войнам с Крымом. "Дворец Олега" - княжеские хоромы, памятник уникальный, поскольку допетровских дворцов вообще сохранились единицы (рисунки 7,8,9). "Олега" пишут в кавычках, хотя еще в 19 в в том, что это его дворец, не сомневались. Отмечали, что здание сложено частью из дикого камня (например, лестница на второй этаж), что необычно для 17 в. Первый этаж сегодня датируют 1653-1655 "со стилизацией под 16-й век", второй этаж - 1658, третий - 1692, восточную часть - 1778-1780. Думаю все же, что в здании наверняка есть элементы и 16-го, и быть может 15-го вв. Ясно также, что княжеский дворец стоял на этом месте всегда, пусть и в дереве. Все современное великолепие строили уже для архиерея. Сравниться это может разве что с аналогичным сооружением в Звенигороде, но здесь хитрее - дворец соединен с другими зданиями открытыми переходами на уровне второго этажа, и можно гулять, как где-нибудь в средневековом европейском городе, наслаждаясь видами, столь компактно "спрессованными", что для русской архитектуры - редкость. Другие постройки архиерейского комплекса 17-го века маркируют место хозяйственных и жилых сооружений более раннего времени. Если малость отвлечься от хронологической строгости, можно представить себе, как выглядело имение рязанского князя - разве что то было из дерева. Вот Певческий корпус (рисунок 10, 1658 г). Его почти копирует т.н. Консисторский корпус (рисунок 11, синхронен), где у архиерея был суд и канцелярия, как и при князе, наверное, тоже. Ряд других мелких зданий 17-19 вв (сараи, кузница, бочарня, каретная, рисунки 12, 13) образуют вместе с указанными корпусами неправильный квадрат, одну сторону которого целиком закрывает княжеский дворец, и в углу которого - личный княжеский Архангельский собор. Эту планировку надо признать очень архаичной. Второй квадрат примыкает к первому (амбары, варня для пива, рисунок 14), образуя хозяйственный блок княжеского имения. В древности это все было обнесено забором, сначала деревянным, при архиереях - каменным (разрушен, но частично восстановлен). Где-то здесь краеведы отмечают источники воды, тут и там пробивающиеся во время половодья. Это напоминает о себе засыпанное озеро Быстрое, некогда бывшее колыбелью города. Где дворец, там и храм. На древнейший рязанский храм не всякий обратит внимание - так над ним поработали "гении архитектуры" 18-19 вв (рисунок 15). Он и имя поменял - ныне Христорождественский, а искони - Успенский. Возведен в белом камне в самом начале 15 в, при сыне Олега Федоре (1402-1417). Там хоронили князей. Путеводитель утверждает, что могилы целы, но тот факт, что в храме до сих пор - рязанский архив, заставляет в этом усомниться. Единственная радость - местами штукатурка расчищена, и публика зрит каменные квадры 15-го столетия (рисунок 16). Когда Успенский собор полюбился горожанам и стал местом слишком публичным, потребовалось опять построить храм лично для князя. Архангельский собор (1470, рисунки 17, 18) выглядит древнее, потому что над ним меньше поработали "реформаторы". В стороне от этого великолепия приютилась церковь Святого Духа (1642, рисунки 19, 20), которая маркирует несохранившийся Духов монастырь. Основан в 15 в (впервые упомянут в 1505), в 1783 упразднен. Колокольня храма пристроена в 18-19 вв, а вот двухшатровик - от сооружения 17-го века. Впоследствии шатровые постройки запретил патриарх, поскольку справедливо углядел влияние Востока. Другой монастырь, самый древний - Спасский (рисунок 21) - занял чуть не треть кремля, и уже это доказывает, что в древности кремль не занимал все плато (монастыри строились за городскими стенами, для чего и оградки имели особые), а поскольку ныне монастырь входит в черту валов, мы и заключаем, что часть валов насыпана сравнительно поздно, чуть ли не в 15 в. Монастырь основан в середине 14 в, хотя впервые упоминается в середине следующего 15-го столетия. Шатровая церковь Богоявления (середина 17-го века, рисунок 22) задает архитектурный тон. Нам интересней показалась Преображенская церковь (1702, рисунок 23), очень архаичная, а датированная почему-то таким поздним временем. Уверены, что на деле храм более старый, наверное, века 17-го, только в 1702-м был капитально перестроен. На это намекает декор: колонны в стиле второй половины 17-го века (рисунок 25) и изразцы того же времени (рисунок 24). Кельи (17-й век, рисунок 26) были в 18-м перестроены под гостиницу, но фрагменты старой кладки видны тут и там. Богословская церковь (рисунок 27, 1904) устроена прямо в гостинице, главка которой торчит из светского по облику здания. Ограда монастыря (рисунки 28, 29) - декоративная, мелкая, с мини-башенками - типичное творчество 18 в. Мы долго не говорили ничего об Успенском соборе, хотя первое, что видишь в кремле - именно он (рисунок 30). Здесь до его постройки было озерцо, отделявшее дворцовую часть от общегородской, стояли приказные избы (министерства), тюрьма, хранился порох. Потом озерцо засыпали, избы снесли, и в 1663-1699 строится Успенский собор, громадный сам по себе, да еще и поднятый на высоченный искусственный пандус. От него к тому же устроен ход во дворец Олега (рисунок 31). Почему его так долго строили? Озеро не сдавалось: в 1669 году почти готовое здание рухнуло, поплыл грунт. Проблемы остаются и сегодня: вход в собор почти всегда закрыт, чуть раскачаешь - все рухнет. Полюбуйтесь, пока можно! Это ведь не Пизанская башня, и не московский храм, никто спасать не будет. Собор поражает своей восточностью - это в чистом виде стиль Бахчисарая, особенно сие заметно в декоре (рисунки 32, 33, 34). Неудивительно: на рубеже старой и новой эпох Россия начинает стремиться в Крым; в моду входит все экзотическое; активизируются контакты с Ираном, знать носит иранские туфли, пользуется иранским оружием и металлической посудой. А Рязань - южный форпост России, кому как не ей испытать эти веяния первой! Покинем территорию кремля, и по набережной прогуляемся несколько сотен метров до оригинальной церкви Спаса на Яру (Спасо-Преображенская; в нынешнем виде - 1695, рисунок 35). Такие храмы строили горожане для себя, и молились более раскованно, чем в официальных храмах. Здесь маркируются районы под названием Острог и Старый Острог. Это был посад, защищенный деревянной оградой. Наконец, стоит проехать по городу до его древней границы, чтобы полюбоваться на Борисоглебский собор (рисунки 36, 37, 38). Мы нашли его случайно - покинув кремль, шли, искали, где бы поесть, а тут главка показалась из-за заборов. В Повести временных лет под 1180 говорится, что владимирский князь Всеволод Большое Гнездо, шедши из Владимира к Рязани (Старой) "взя город Бориса и Глеба", "пришедше же к Рязани, мир сотворил..." То есть Переяславль был в те годы настолько незначителен, что даже не упоминается; а вот вокруг Борисоглебской церкви был городок, который так и звался - "Бориса и Глеба". Еще в 19 в вокруг церкви видны были земляные валы, да и сегодня она так поставлена, что точно смотрит в какую-то бездну (например, под колокольней проделаны ворота, что вообще уникально, видимо, ее прототип был проездной башней этого мини-городка). И дома вокруг нее какие-то особенные - глубокая деревянная архаика, микрорайон, резко выделяющийся от окрестностей. Неужели так живуча, хотя и трансформированная, архитектурная традиция особости? Основание городка Степенная книга относит к 1152. Вероятно, это сделала третья волна поселенцев, которые тоже хотели иметь долю от Окско-Донской переволоки. Возможно, именно эти богатства дали исток колоссальному кладу 1828 года - 80 кг серебра. В 1288 году, истимившись от запустения, которое никак не хотело покидать Старую Рязань, иерархи перенесли сюда епископию. Говорят, перенос был в такой спешке, что даже колокол, доставленный по воде, утонул, и теперь, когда звонят на колокольне, тот, подводный, отзывается. Правда, при мне звонили, да я второго не слыхал. В 1389, когда митрополит Пимен путешествует в Константинополь, и едет из Москвы через Перевитск и Переславль на юга, он уже не упоминает особого Борисоглебска, но молится в соборном храме Бориса и Глеба; городок, таким образом, был уже уничтожен, храм зато стал соборным. Особость территории, однако, подчеркивалась тем, что вокруг храма сложилась отдельная Владычная слобода. В 1522 году, после очередного военного конфликта, собор пришел в такую ветхость, что кафедру решили перенести внутрь кремля, под защиту валов, в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Впрочем, дело, может, и не в ветхости, а в том, что великие князья рязанские были как раз около этого времени изведены, и надо было подчинить также церковные власти. В нынешнем виде собор относится частично к 1686, частично к 19 в. Конечно, ничто в его облике не напоминает о древности (его даже при перестройках несколько перенесли, поскольку берег Трубежа обваливался). О монетном деле Рязанского княжества. Именно монетное дело показывает, насколько Рязанское княжество было экономически слито с Золотой Ордой. Из того, что изложено выше, кажется, будто Рязань была неким форпостом непримиримого противостояния Орде; монеты фиксируют иное, и они, в отличие от письменных источников, не поддаются переправке. В нашу задачу не входит детальный анализ монетного дела. Я укажу лишь на два обстоятельства. Во-первых, монеты появляются в Рязанском княжестве лет на 50 ранее, чем в Московском, что объяснимо только влиянием Орды. Более развитая экономика Улуса Джучи (по сравнению с экономикой русских княжеств) нуждалась в деньгах, тянувшее к ней Рязанское - стало быть, тоже. Но здесь никогда не чеканили свою монету, и в этом - второе обстоятельство. Ставили надчеканку, рязанскую тамгу ("сову", рисунок 39) на джучидские монеты. Встречаются также надчеканки в виде кириллических букв (рисунок 40). Этот раздел нумизматики еще только начинает разрабатываться, и я думаю, он принесет массу неожидонностей. Археологический контекст. Несмотря на то, что побывали мы в Новой Рязани ранней весной, еще до "зеленки", подъемного материала в кремле Переяславля в большом количестве мы не встретили. Два небольших пятна выделяются возле Христорождественской церкви и на месте прежнего Духова монастыря. Керамика датируется концом 16 в, по большей части 17 в, в том числе кирпич резной с белой поливой (17 в) и оригинальный лакированный сосуд красной глины, с росписью голубыми полосами (18 в). Итог. Как и все жители городов, которые прежде были великокняжескими центрами, рязанцы недолюбливают москвичей и скорбят, что не их городу довелось стать столичным, но в меньшей степени, чем те же тверичи. А вот лично мне не жалко Тверь, а Рязань - жалко; Россия под сенью Рязани была бы более продвинута на Восток, в большей степени бы понимала толк в торговле, а не в усекновении голов, и в меньшей - страдала бы тоской по Западу, в котором, право, нет нам никакой особой нужды. Возможно, это мое личное. Есть для меня в рязанских землях что-то особое, воздух ли, аура ли, и хотя понимаешь, что это - не Россия в полной мере (взять те же минареты в Касимове, ту же "мордву поделену" рязанских летописей), с другой стороны видишь - нет, Россия это. Та, которой она могла бы быть. Да никогда не будет, увы. Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова, 2002-2003 |