Рисунок 1. Курганы на подступах к Сарскому городищу. Рисунок 2. Система валов на подступах к городищу. Рисунок 3. То же. Рисунок 4. Плато городища и главный вал (на горизонте). Рисунок 5. Главный вал вблизи. Рисунок 6. То же. Рисунок 7. На главном валу. Рисунок 8. Дорога по городищу. Рисунок 9. Плато, обращенное к излучине Сары. Рисунок 10. Сара с вала Сарского городища. Рисунок 11. Один из камней на Сарском городище. Рисунок 12. Сарское городище с противоположного берега Сары. Рисунок 13. Земляная крепость в Ростове, один из хорошо сохранившихся участков. Рисунок 14. Внутри одной из башен (у храма Воскресения Христа). Рисунок 15. На боевом ходу ростовского кремля. Рисунок 16. Храм Иоанна Богослова и точка соединения кремля с оградой Успенского собора. Рисунок 17. Ограда Успенского собора и Святые ворота. Рисунок 18. Святые ворота, вид изнутри ограды. Рисунок 19. Ограда Успенского собора, превращенная в лавки. Рисунок 20. Храм Воскресения Христа. Рисунок 21.Башня на стыке ограды Успенского собора и главной стены кремля. Рисунок 22. Она же с противоположной стороны. Рисунок 23. Водяная башня. Рисунок 24. Угловая башня у точки стыка кремля с садовой оградой. Рисунок 25. Садовая башня - вид изнутри кремля. Рисунок 26. Садовая башня (в отдалении) и одна из угловых башен. Рисунок 27. Садовая ограда. Рисунок 28. Башни садовой ограды. Рисунок 29. Мыленка. Рисунок 30. Вид на Конюшенный двор и храм Иоанна Богослова (вдали). Рисунок 31. Граффити 13-го века, найденное при раскопках Успенского собора. По А. Гордину. Рисунок 32. Успенский собор. Рисунок 33. То же, апсиды. Рисунок 34. Крыльцо Успенского собора. Рисунок 35. Перспективный портал Успенского собора. Рисунок 36. Звонница Успенского собора. Рисунок 37. Храм Воскресения Христа с внутренней стороны кремля. Рисунок 38. Он же внутри. Рисунок 39. Галерея храма Воскресения Христа. Рисунок 40. Фрески в барабане храма Воскресения Христа. Рисунок 41. То же. Рисунок 42. То же. Рисунок 43. Соборная площадь. Рисунок 44. Курица, принадлежавшая первому деревянному храму Ростова. По А. Леонтьеву. Рисунок 45. Торговые ряды. Рисунок 46. Храм Спаса в Рядах. Рисунок 47. То же. Рисунок 48. Храм Иоанна Богослова. Рисунок 49. Он же. Рисунок 50. Он же. Рисунок 51. Храм Одигитрии. Рисунок 52. Красная палата. Рисунок 53. Палата при Часозвоне и остатки Часозвони (справа). Рисунок 54. Самуилов корпус. Рисунок 55. Деталь декора Самуилова корпуса. Рисунок 56. Палата над Погребами. Рисунок 57. Белая палата. Вход. Рисунок 58. План второго этажа Белой палаты с местами, где на самом деле находились Отдаточные палаты. Изображен и храм Спаса на Сенях. Рисунок 59. Так называемый дворик на открытом втором этаже Белой палаты - эта территория изображена на плане вверху. Рисунок 60. Храм Спаса на Сенях. Рисунок 61. Интерьер храма Спаса на Сенях. Рисунок из книги В. Иванова. Рисунок 62. Торец Иераршей палаты. Рисунок 63. Княжьи терема. Рисунок 64. Ионинская палатка. Рисунок 65. Дворик у Садовой башни, справа - торец Белой палаты. Рисунок 66. Декор окна Белой палаты. Рисунок 67. Храм Григория Богослова. Рисунок 68. То же. Рисунок 69. Башня Яковлевского монастыря. Рисунок 70. То же. Рисунок 71. Зачатьевская церковь Яковлевского монастыря. Рисунок 72. Общий вид храмов Яковлевского монастыря. Рисунок 73. Спасский соборбывшего Спасского монастыря. Рисунок 74. Богоявленская церковь Авраамиева монастыря. Рисунок 75. Она же, купол. Рисунок 76. Реконструкция первоначального вида Богоявленской церкви. Рисунок из книги В. Иванова. Рисунок 77. Введенская церковь Авраамиева монастыря. Рисунок 78. Надвратный храм Авраамиева монастыря. Рисунок 79. Одна из башен надвратного храма Авраамиева монастыря. Рисунок 80. Храм Рождества Богородицы Рождественского монастыря. Рисунок 81. Храм Тихвинской Богоматери в том же монастыре. Рисунок 82. Состояние построек Рождественского монастыря. Рисунок 83. Храм Петра и Павла Петровского монастыря. Фото начала 19-го века. По А. Парфенову. Рисунок 84. Храм Бориса и Глеба возле ростовского кремля, на валу. Рисунок 85. Храм Смоленской Богоматери. Рисунок 86. То же, деталь. Рисунок 87. Козьмодемьянская церковь, колокольня. Рисунок 88. Храм Исидора Блаженного. Рисунок 89. То же. Рисунок 90. Покровский храм. Рисунок 91. Храм Леонтия в Заровье. Дореволюционное фото (взято из интернета). Рисунок 92. Он же, современное состояние (фото взято из интернета). Рисунок 93. Резная фигура Христа из руин храма Леонтия в Заровье. Рисунок 94. Храм Иоанна Богослова на реке Ишне. Рисунок 95. Он же. Рисунок 96. Он же. Рисунок 97. Село Поречье Рыбное и его колокольня. Рисунок 98. Храм Петра и Павла из села Поречье Рыбное. Рисунок 99. Фото берега озера Неро у села Поречье Рыбное, усеянного керамикой. |
Ростов: что выросло, то выросло Иногда спрашиваешь сам себя, что в Ростове ценее - признанные памятники, или просто - Неро, остров, хибары... Часть II. Архитектурные и археологические памятники Ростова и окрестностей <<К Части I - Краткая история Ростовского княжества К Части III - История и памятники Борисоглебского монастыря >> Сарское городище
Местность пересеченная, болотистая, идти трудно, поэтому сто метров идут в зачет как километр. Сразу видно, что места были некогда обжитыми.Тут и там попадаются характерные всхолмления, оставленные курганами - знакомство с городищем мы начинаем с некрополя (рисунок 1). Довольно скоро на пути начнут попадаться остатки невысоких валов, причем в несколько рядов (рисунки 2,3). Это – еще не центр городища, оно было окружено разветвленной (и разновременной) фортификационной системой. Наблюдая за землей, остерегайтесь принять за валы насыпи от железнодорожных путей, как и следы от добычи тут щебня – тут вам только интуиция придет на помощь, потому что насыпи и копи тоже заброшенные, поросшие травой, и выглядят вполне по-древнему. Городище также изрядно попорчено позднесредневековым некрополем 16-18 веков, но он вам не помеха, поскольку в это время хоронили уже без курганов, и на поверхности эти могилы не приметишь. Само городище расположено отнюдь не там, где вершинка петли Сары, а в точке максимального сближения "петли" (см. план). Нужно следить за Сарой - когда видишь обе части "петли", считай, что на городище. Но промахнуться довольно трудно потому, что тотчас, как приходишь на место, видишь грандиозный главный вал (рисунок 4). Вал и в самом деле высокий, и совершенно не похож на валы русских городищ. Через буквально каждый метров 15 - провалы, как будто от башен. Неужели тут и в самом деле было столько башен (рисунки 5,6)? Взобравшись на вал, мы видим, что он довольно широк, хотя, конечно, не так, как в более поздних крепостях (рисунок 7). В принципе, именно такие валы делали русские в 12-м веке, например, в Городце. Городище довольно большое (2,7 га, если в цифрах). Еще прослеживаются дороги, шедшие некогда среди построек (рисунок 8), тончее, лучше всего видна одна главная дорога, как и следы самих построек. Центр излучины занят лесом, в котором очень много грибов. Минуя лес, опять попадаешь на относительно открытое пространство (рисунок 9), и вскоре река сигнализирует, что ты уперся в излучину-петлю, и городище закончилось (рисунок 10). На этом плато довольно много камней - не булыжников, а известняковых окатышей. Вероятно, это валуны, которые подтаскивали под фундаменты наземных построек из дерева (рисунок 11). Особенность Сарского – еще и в том, что как такового культурного слоя на почве практически нет. Нам не удалось собрать остатков керамики даже в кротовинах, а почва почти ничем не отличается от обычного лесного грунта вне поселения. Сарское довольно слабо выражено и тогда, когда смотришь на него со стороны (рисунок 12). Впрочем, как и Рюриково - оно при первом впечатлении также разочаровывает, ходишь, ищешь глазами, а где тут, собственно, городище? Ростов выразительные валы, еще видимые в 1920-е годы по улице Луначарского, но потом уничтоженные. О вале напоминает лишь имя улицы – Заровская (в советское время переименовывалась в Красноармейскую). В 1582 году мастер-немец (видимо, англичанин) «для опыту» построил несколько саженей вала у церкви Вознесения, однако, опыты по какой-то причине тогда решили не продолжать, и крепость не состоялась. Для сооружения крепости, остатки которой сохранились в Ростове и сейчас, тоже пригласили иностранца. Это был голландец Ян Корнелиус Роденберг (Роденбург). История с иноземным инженером, который точно таким же образом «укреплял» Новгород Великий, не забывая передавать шведам чертежи, похоже, ничему не научила русских. Тем более, что по окончании работ в Ростове (за которые ему повысили оклад) голландец трудился на юге, на Засечной черте, и уж потом, донельзя обогащенный опытом, поступил на службу королю Швеции. И построил, скажем, крепость в Риге - как две капли воды похожую на ростовскую. Прежде чем строить в натуре, голландец сделал макет крепости, который одобрил царь. В 1632-1634 вокруг города возводятся земляные валы длиной 2,7 км и высотой до 9 м. Строили жители Ростова, Кинешмы и Пошехонья. Согнали 1000 человек пеших (простых работников), и 100 на конях. Конники должны были возить землю на телегах. Сооружали якобы точно по линии старых укреплений. Но мы об этих прежних укреплениях ничего не знаем. Вероятно, оттого и не знаем, что срыли на корню. Впрочем, вряд ли они были значительны и очень древни. Крепость получилась по последнему слову фортификационной техники (рисунок 13). Недаром для ростовской крепости пригласили голланда – рельеф Нидерландов и Ростова чрезвычайно схож, вот и пригодились в Ростове типичные голландские приемы (например, многократное усиление валов более низкими, параллельными). В земляных валах, рассчитанных на отражение артиллерийских ударов, разместилось трое ворот – Фроловские глядели на Ярославль, Борисоглебские на озеро, и Петровские на Москву. Ворота были устроены как туннели, без башен. Кажется, единственная во всей крепости башня, деревянная, встала у Петровских ворот – для защиты въезда. Перед валом вырыли ров, от которого сегодня осталась канава, именуемая местными жителями Пига. Далее шел еще один вал, более низкий, и еще один ров. Наружу валы смотрели мощными выступами, особенно свирепыми в сторону суши, и слабо выраженными по направлению к озеру. Как это было принято в те годы, валы и рвы делали по живому, снося те дома, которые попадали в зону строительства. Крепость была рассчитана на атаку европейского государства, но эта участь, не миновавшая, как известно, Новгород, Ростову не грозила. Вероятно, поэтому крепость как сделали, так больше и не ремонтировали, и уже в 1645 году башня и стены на валах, по описям, требуют ремонта, а в 1676 году фиксируется полный упадок этих сооружений и отсутствие боезапаса. Большая часть валов была срыта в течение 18-19 веков, и то, что осталось, уцелело чудом. Впрочем, какой-то особой красоты эти валы не представляют. «Кремль» - резиденция митрополита
архитектором. И это, может быть, приоткрывает завесу тайны над истоками «ростовского» стиля, оставшегося с одной стороны, жестко локализованным владениями Ионы Сысоевича, но с другой, определившим наше современное понимание «типичного русского зодчества», что уже в конце 19-го столетия ярко проявилось у архитекторов псевдо-русской школы. Ведь фамилия «Досаев» - не русская, она считается типично мусульманской. Вероятно, перед нами – недавний потомок выходца или из Средней Азии, или с Северного Кавказа. Этот человек осуществил тонкий синтез восточных архитектурных традиций с русскими, из чего и вышел «ростовский коктейль». Более того, становится понятно, почему Иона Сысоевич этот стиль одобрил. Как известно, патриарх Никон боролся с проявлениями ислама даже там, где эти проявления уже вошли в плоть и кровь национальной жизни, и таковыми не воспринимались. Так, позаимствованные из Казани в начале 16-го века шатры над церквями Никон делать больше не велел, и чудо, что не везде успел сломать. Но после поражения Никона Ионе уже не было резона питать особо трепетные чувства к этому человеку. Напротив, можно догадаться, что Иона так и не простил Никону выходки в Успенском соборе Московского кремля, которая чуть не стоила Ионе жизни. Мы не знаем, что творилось в голове митрополита, когда он прибыл в «почетную ссылку» в родной Ростов. На Руси было что почитать по Восток – конечно, в русских переводах. Не исключено, что, освоив этот пласт литературы, Иона, в пику Никону, и пригласил такого архитектора, который был бы в состоянии соорудить «каменный памфлет». А зодчий оказался настолько талантлив, что из памфлета сделал шедевр. СТЕНЫ И БАШНИ. Резиденция ростовского митрополита ныне чаще называется «Ростовским кремлем». В книгах часто говорится, будто Иона не предполагал, что его «кремль» когда-нибудь в реальности сможет принять военный удар. И все эти башни, бойницы - так, баловство, или символ "духовной брани". Но бросается в глаза, что кремль выстроен в полном соответствии с требованиями фортификации. С дотошной последовательностью "мирная" резиденция копирует боевые приемы своих воинственных собратьев – «настоящих» кремлей. Конечно, кремль был нужен Ионе именно как оборонительное сооружение – кто знал, как повернется жизнь! Поскольку земляные валы вокруг города уже существовали, вставший в их центре кремль превратился в цитадель, что сделало наконец Ростов первоклассно укрепленной крепостью. С первого взгляда Ростовский кремль кажется огромным, хотя на самом деле ядро его не так велико. Это ядро – почти квадратное в плане (поскольку стена делает излом, дабы оставить вне кремля храм Григория Богослова), на каждом углу по башне, да в центре прясел еще по башне. По направлению к озеру к этому ядру примыкает сад митрополита, обнесенный невысокой оградой с тремя почти декоративными башенками и встроенной в стену «мыленкой» (баней). А с противоположной стороны, по направлению к городу, к кремлю прирезана территория вокруг Успенского собора, также обнесенная невысокой оградой с одной-единственной проездной башней. Угловые башни "ядра" (северо-восточная, юго-западная, северо-западная) круглые. «Кубоватое» покрытие, напоминающее луковицу, сохранилось от древности. В башнях по три яруса (рисунок 14). Машикули с варовыми бойницами отнюдь не дисгармонируют с декоративными элементами (так, снаружи ярусы отделены один от другого каменными полосками). Древние прясла выделяются от более поздних своей «глухотой» - однообразие мощной каменной кладки нарушают лишь бойницы да брошенные для пущего форсу пилястры. Стены снабжены и бойницами подошвенного боя, и варовыми бойницами. Отнюдь не декоративной даже сегодня смотрится ходовая площадка по верху стен (рисунок 15), хотя в 19-м столетии ее почти везде превратили в летнюю оранжерею. Предпримем обход кремля по внешнему периметру (по часовой стрелке), что займет у нас не более получаса. Начнем с выразительного надвратного храма Иоанна Богослова, фланкированного двумя башнями. На фото (рисунок 16) мы смотрим на эти ворота в ракурсе - со стороны угловой башни, с которой начинается ограда Успенского собора. Посмотрите, полюбуйтесь – вот самое яркое воплощение «стиля Ионы Сысоевича». Считается, что, когда ворота фланкируются двумя башнями, никаких прочих изысков (например, коленчатого входа) не нужно - сплошной огонь и так обеспечивает безопасность. Тут, собственно, никаких изысков и нет - ворота широкие и прямые. От угловой башни обычного для кремля типа начинается ограда Успенского собора. Она возведена неизвестно когда, но, видимо, в самом конце 17 века, как говорят об этом ее архитектурные формы. Единственная «башня» в этой стене – красивые Святые ворота (рисунки 17, 18). В основе их – массивный четверик, на который поставлено два восьмерика. В этом усматривают влияние нарышкинской архитектуры, откуда и датировка, хотя некоторые детали могут свидетельствовать о коренной перестройке сооружения в середине 18 века. У Святых ворот ограда еще напоминает ограду, а далее она становится "толстой", и в ней - рестораны, магазины, и даже похоронное бюро. Сказывается близость торга (рисунок 19). Прясло кремлевского "ядра", идущее внутри ограды Успенского собора и образующее вместе с нею Соборную площадь, замечательно расположением в центре надвратной церкви Воскресения Христа, похожей на храм Иоанна Богослова, и также фланкированной двумя мощными башнями (рисунок 20). За угловой башней, точно такой же, как на противоположной стороне (рисунки 21, 22) прясло делает поворот на 90 градусов и следует к Неро. Пойдем и мы. С востока посередине прясла располагается квадратная Водяная башня (через нее ходили по воду к озеру; рисунок 23). Башня массивна, на верху устроена смотровая площадка, а вход - ассиметричен, так, чтобы враг прежде попетлял, а уж потом, обстрелянный со всех сторон, ворвался в крепость. Прясло между этими воротами и следующей уголовной (юго-восточной) башней – это одновременно стена Иерарших палат и старого хозяйственного корпуса. Но стена все равно может выполнять боевые функции – бойницы и прочие атрибуты здесь выстроены, как везде, и жилое четко отделено от военного самим архитектором. Юго-восточная башня проще, но и монументальнее, чем другие угловые башни (рисунок 24). От этой башни ответвляется ограда Митропольичего сада. Мы пока ее проигнорируем, и вслед за основной стеной сделаем новый поворот на 90 градусов, к Садовой (Дровяной) башне. Она - проездная, напоминающая Водяную. С той стороны, что мы на нее смотрим, она так себе, а вот изнутри просто красавица (рисунок 25). Стена по обе стороны от Садовой башни также примыкает к жилым помещениям, а потому в ней много окон (вероятно, из одного такого помещения некогда наружу вела даже дверь, прямо сквозь стену). Стена упирается в круглую юго-западную башню (рисунок 26), после чего делает резкий поворот, затем еще один, огибая церковь Григория Богослова. Возле храма стоит юго-восточная башня, от которой ход кремлевских стен возвращается в свое «прямоугольное» русло. Займемся теперь стеной садовой ограды (рисунок 27). Она, такая игрушечная, кажется совсем современной. На самом деле, ее древнейшие слои относятся еще к 16-му веку. Вероятно, они остались от ограды ростовских владык времени «до Ионы» или от ограды упраздненного еще при Ионе Григорьевского монастыря. В 17-м столетии стены и башенки (рисунок 28) доведены были до совершенства (хотя по фортификационным качествам им далеко до «основного» кремля), потом их переделывали в 18-м столетии, и с тех пор не трогали, чем и объясняется разрушенный на сегодня вид. В стену вмонтирована «мыленка», или баня. Это новодел, время построения исходного сооружения относится к 17-му столетию (рисунок 29). Нам осталось дойти до того места, где садовая ограда вновь смыкается с описанной нами юго-восточной башней (рисунок 30). Рядом с башней - неприметное ныне и почти снесенное здание, выстроенное, однако же, в конце 17-го столетия для Конюшенного двора (на фото слева). Сегодня тут руины, да еще и погоревшие. Старые дома горят – точнее, домовладельцы их поджигают, чтобы не тратиться на восстановление. От Конюшенного двора уже и Иоанна Богослова видно, с которого мы начали нашу экскурсию. УСПЕНСКИЙ СОБОР. Главная христианская святыня города. Здесь хоронили князей Ростова, затем – митрополитов и епископов. Здесь похоронен и сам великий и могучий Иона Сысоевич. Здесь прятались, как в крепости, когда нажимал враг. Наконец, здесь хранили ценности. Точная дата закладки первоначального здания неизвестна, вероятно, это случилось в 10 веке. Скорее всего, именно Успенский собор был заложен в дереве в 991, и, когда он сгорел в 1160-м, летописец патетически воскликнул – второго такого не было и не будет. Вероятно, он сгустил краски, чтобы показать некрещеным жителям региона, как прекрасно то, что несет новая вера. Собор долго оставался единственным христианским храмом на обширных пространствах Северо-Востока Руси, принадлежал, вероятно, лично князю, и вряд ли его служители предпринимали активные миссионерские попытки по христианизации мери. После пожара 1160 года собор перестроили в камне, и это было вообще первое каменное здание Ростова. Его строил немец (вероятно, варяг) Куфир, что является уникальным свидетельством тесного влияния европейцев на так называемую самобытную культуру Северо-Восточной Руси. Расписан собор, согласно Лаврентьевской летописи, лишь в 1187 году. Князь Андрей Боголюбский, как отмечают историки, видимо, не очень заботился о нем – и с росписью четверть века тянул, и после того, как сгорела деревянная церковь, хотел построить снова деревянную, и очень маленькую, и только после активных требований паствы раскошелился на камень. Да и тут в помощь Куфиру дал лишь остатки старой артели Юрия Долгорукого. Причина нелюбви проста – лучшие люди работали у Андрея на Клязьме, возводя Боголюбово. Совсем недавно при раскопках обнаружены многочисленные, но очень мелкие фрагменты росписи 12-го века, попадавшие вниз после катастрофы 1204 года (см. ниже). Техника фресок не отличалась от таковых, сохранившихся во Владимире. К числу уникальных находок можно отнести граффити, которое сделал кто-то, посетивший руины рухнувшего в 1204 году собора до момента его восстановления в 1213-м (рисунок 31). Это – не портрет святого, а рисунок с натуры: человек с бородой, немолодой, в одежде, которую носили в Европе в то время. Граффити не отличается по технике и прочим особенностям от тех, что наносили на стены в Киеве или Новгороде. Новый пожар сжег деревянные перекрытия, и собор рухнул через 42 года после постройки (1204). Летописец, конечно, обвинил во всем не огонь, а «неискусство» Куфира. Сами, конечно, справлялись лучше, только вот долго как-то: строительство третьего по счету Успенского храма растянулось на годы (началось в 1213, а завершилось лишь в 1231-м). Камень для стройки добывали где-то за озером, справляли по реке Вексице, доставляли на пристань в Ростов, и тут, для образца, из каждого 9-го камня делали уменьшенную копию храма. Пожар 1408 года обрушил «лишь» своды и главу – собор восстановили уже в 1411 году лучше прежнего, как говорит современник. Некоторые ростовские историки верят, что над фресками и иконами при реставрации работал Андрей Рублев, но никаких доказательств у них нет. Дальше о храме нет никаких известий. Понятно, что нынешнее здание – не то, что поновляли в 1408. То было из белого камня, а нынешнее – из кирпича. Но когда случилась последняя в истории собора перестройка – точно неизвестно, что странно. Мнения историков о возрасте ныне видимого здания разделились. Одни говорят, что собор был перестроен в свой нынешний облик в конце 15 века. Другие называют 1509-1533 годы, или время после 1587 (превращение епископии в митрополию). В последнее время появилась «точная» датировка – 1508-1512, но, к сожалению, нам неизвестно, на каком основании она выведена. Представляется, что факт росписи собора в 1589 году маркирует время вскоре после его перестройки из древнерусского вида в современный. Иного и не дано – да и сам собор по виду похож на творения зрелого 16-го века. В то же время декор апсид, например, вызывает ассоциации с новгородским зодчеством 14-15 веков, откуда понятно, что здание было перестроено не целиком, детали сохранились от очень глубокой древности. Ниже мы увидим, что так оно и есть. Как уже говорилось, в 1589 году собор расписали. Поновленные росписи собор получал в 1659, 1669 и в 1671. Из других реперов истории здания известно, что в 1609 году горожане прятались в соборе как в последнем прибежище от штурмовавших город сторонников Самозванца. Причем после штурма собор, кажется, не слишком пострадал: в 1613 году Михаил Романов, побывав в городе, встретился в соборе с жителями Ростова, а это значит, что собор был цел (к тому же о ремонте летописи ничего не говорят, да и кому было ремонтировать в опустевшем после Смуты городе). Раскопки вокруг здания показали, что собор 12-13 веков был шестистопным, крестово-купольного типа. Нынешнее здание (рисунки 32, 33) в принципе повторяет контуры древнерусского сооружения, но несколько больше по площади. Зодчие постарались на славу: для устойчивости под фундамент забивали дубовые сваи, а в раствор фундамента добавляли молоко, чтобы сделать его водонепроницаемым. На белокаменных блоках местами уцелела роспись времени Андрея Боголюбского. Однако, львиная доля живописи выполнена, как уже говорилось, в 17 веке, но при ремонтах в 1779, а потом в 1843, почти полностью уничтожена. Уже в наше время реставраторы кое-что отыскали под позднейшими записями, в том числе даже от слоя 1589 года («Брак в Кане Галилейской», Эммануил; от слоя 1659 года спасена лишь композиция «Епифаний Кипрский»). Иконостас относится к 1730-1740-м годам, когда храм восстанавливали после пожара. Тогда сгорели почти все иконы, спасли лишь немногое, в том числе икону «Спас» 1649 года, того же времени «Царевич Петр Ордынский» и «Апостолы Петр и Павел». Южное крыльцо (рисунок 34), которое так бросается в глаза при беглом осмотре собора, выполнено мастерами Ионы Сысоевича в половине 17-го века. К 1697 году принадлежит роспись на паперти. Западный портал (рисунок 35) старше. В 1671 году кирпичная кладка этого портала была расписана, фрески, правда, уцелели лишь фрагментарно. Двери на этом портале выполнены одна в 1696, другая – в 1698, а вот личины в виде львиных голов, держащих во рту кольца – это работа мастеров 12-го века; тактичные потомки взяли из старых, разрушенных дверей то, что уцелело, и довольно органично вписали в свое новое творение. Так называемый придельный храм – св. Леонтия – называют еще пещерным, потому, что его пол находится ниже уровня пола всего собора, и в него ведет несколько ступенек. На пещеру, конечно, не похоже, но известен пиетет христиан перед пещерами, так что простим им эту небольшую натяжку. Эта часть храма считается древнейшей. Весь этот комплекс был открыт раскопками 19-го века. Конечно, придел был виден и до того, но вот его подлинный пол скрывался под позднейшим, чугунным. Когда чугунный пол в этом месте сняли, обнаружили подлинный каменный, а также каменную гробницу – видимо, ту самую, что Андрей Боголюбский прислал для мощей св. Леонтия, а также фрески, прежде скрытые землей. В соборе до революции (а ныне в музее) хранилась икона Богоматери Владимирской, про которую верили, что ее чудесным образом написал Сам Бог, дабы спасти оклеветанного монахами иконописца Алимпия (Киев, 11 век). Монахи брали с заказчиков деньги, якобы для того, чтобы дать их Алимпию и чтобы он писал иконы, но на деле оставляли деньги себе, а, когда заказчики явились за товаром, оклеветали ничего не подозревавшего иконописца. И вдруг в разгар следствия у Алимпия обнаружились точно такие же иконы, как заказанные. Все решили, что так Алимпия спас Бог. Иконы поместили в храм на Подоле в Киеве, а, когда при пожаре храма они не пострадали, Владимир Мономах распорядился отправить одну икону, Богоматерь, впоследствии прозванную Владимирской, в Ростов. Однако, ростовская икона написана лишь в конце 17 века. При детальном анализе всего корпуса легенды выяснилось, что миф о связи ростовской иконы и иконы Алимпия появился лишь в 17-м веке, прежде же в Ростове, как спасшуюся от огня, почитали икону Федора Тирона. Короче, все оказалось неправдой, но от этого обаяние сказки не потускнело, на мой взгляд. ЗВОННИЦА Успенского собора - отдельно стоящее сооружение (рисунок 36), построена во второй половине 17 века (между 1682 и 1687). Дату стройки можно уточнить, если учесть, что самый старый колокол, «Боран», отлит в 1654 году – несомненно, под этот проект. Иона лил колокола где-то неподалеку. С юмором он писал – «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». Одно время считали, что от литейной ямы остался пруд в центре кремля, но ныне это предположение отвергнуто. Сегодня думают, что литье происходило или возле Яковлевского монастыря, или напротив Успенского собора, у валов (где ныне Сбербанк). Конструкция звонницы идеально подходит для реализации мастерства знаменитых исполнителей ростовских звонов: звонница представляет из себя, вообще говоря, одну сплошную пустоту, которая служит резонатором. Звонница задумывалась в три арки, но потом Иона Сысоевич решил отлить для нее новый, грандиозный колокол, и взгромоздить его на самую вершину. Специально для этого через несколько лет после окончания строительства надстроили четвертый ярус. Колокол назвали Сысой, и весит он 32 тонны. Надпись на нем говорит, что его отлили в 1683 году. Стоит задержаться возле звонницы, и дождаться, когда начнут бить в колокола. Можно много циничного говорить о русском колокольном звоне лишь до момента, как услышишь звон в Ростове. Говорят, прежде колокола со звонницы слышно было километров за 20, но сейчас все почему-то изменилось – наверное, город шумит, так что колокола не кажутся громкими, зато – мелодичными. Правда, старых звонарей уже не осталось, и, говорят, нынешние уже не те. «Те» записались на пластинку в 1965 году, которую теперь уже не достать. В музее хранятся камертоны, которые точно воспроизводят звуки колоколов, как они звучали до революции. Но, не будучи знатоком средневековой музыки, сегодняшнему туристу все равно остается во время исполнения звона лишь стоять рядом, и восхищаться. Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ (рисунок 37; фото сверху - фреска из этого храма) стоит над Святыми воротами кремля, построена около 1670 года. Храм является ярчайшим выражением «стиля Ионы Сысоевича» - надвратный, фланкированный двумя круглыми башнями, причем башни выполнены в лучших крепостных традициях, и могут сдерживать реальную осаду и штурм (чего стоит поворот под прямым углом, который должен выполнить всякий проходящий через ворота). Вероятно, «стиль Ионы» зародился именно в этом сооружении - церковь Воскресения Христа была первенцем в ансамбле кремля. В 1675 году храм расписали костромские и ярославские мастера. Очень архаичная деталь открывается тем, кто входит внутрь – алтарем служит каменная стена (рисунок 38), чего я в архитектуре Руси не припомню. Вероятно, это воспоминание о ранних каменных алтарных преградах, правда, те никогда не достигали потолка. Откуда вдруг такая архаизация – сказать сложно. Историки так и не высказали более-менее здравых идей. Кто-то говорил, что сие влияние светского искусства, кто-то видел заботу Ионы об акустике, иные же считали, что Иона вообще не любил деревянные иконостасы, поскольку роспись «на доске» якобы была для него менее значимой, чем на камне. В храме красиво все - галерея, которая и снаружи бросается в глаза, а внутри оказывается вся в росписях, с вмонтированными в стену перспективными порталами (рисунок 39), и сами фрески, о которых лучше не рассказывать долго и муторго, а просто дать подборку картинок (рисунки 40, 41, 42).
«курица» (рисунок 44). Там, где не было мостовых, например, на прилегавшей к древнейшему дубовому собору площади, росла трава. На площади стояла также усадебная постройка второй половины 11-12 вв. В 1162 году, после строительства каменного собора, площадь замостили камнем, что является уникальным случаем на Руси. Мостили оставшимся после стройки щебнем, то есть сильно себя не утруждали. Его лишь слегка прилили известковым раствором, при этом ровной горизонтальной поверхности не получилось, но, кажется, не очень-то и хотели. Ее содержали в порядке до пожара 1211 года, а потом она заросла мусором (культурным слоем, так сказать) и оказалась забытой. Возле церкви Воскресения тогда разбили кладбище, просуществовавшее до 16-го века. Его смысл в центре города заключался в том, что при церквях принято было хоронить, пусть даже «церковь» - это центральный городской храм. Во второй половине 15-го века на площади строят небольшую церковь, деревянную, но с полом, мощеным терракотовыми плитками. Вероятно, это храм Иоанна Предтечи «у Пречитсыя на дворце», освященный в 1473 году Вассианом Рыло. Под храмом было захоронение (что называется, под спудом) в каменном гробу 12-го века. Этот саркофаг как-то связан с культом св. Леонтия – может, в нем погребен его соратник. В 1563 году деревянный храм сменяется кирпичным зданием. Разобран в 1670 году при строительстве кремля. Когда в 17-18 веках Успенский собор отгородили каменной оградой, площадь оказалась расчлененной. Но в народе и сейчас площадь за пределами этой ограды называется Соборной – в воспоминание о том, что некогда это все было единое целое. На площади искони вели торг. В 17-м веке здесь учреждена была ярмарка, и не кем-то, а отцом Михаила Романова, Филаретом. Филарет, как известно, в 1606 году стал митрополитом ростовским. В том же году он сообщил в Москву о нетленности мощей Дмитрия. При появлении Лжедмитрия II Филарет удерживал свою епархию от признания Самозванца истинным царем. В 1608 году поляки, вошедшие в Ростов, взяли Филарета в плен, откуда его освободили в 1610 году отряды Скопина-Шуйского. При вступлении в Россию Сигизмунда, короля польского, Филарета послали к нему послом в Смоленск. Отказавшись признать права Сигизмунда на трон, Филарет опять попал в плен, откуда его высвободили в 1616 году, когда его сын давно занимал русский трон. Ярмарку Филарет устроил между 1606 и 1608 годами, когда объявил «неделю православия» и проклятие самозванцам. Интересно, что в эту неделю и принято было торговать на Соборной площади. Впоследствии ярмарку назвали «Соборной неделей». Ярмарка ярмаркой, а торг был на площади века с 10-го. Об этом сегодня красноречьво говорят торговые ряды (1830; рисунок 45), а главное - храм СПАСА НА ТОРГУ (рисунки 46, 47), или Ружная церковь. Храм такого посвящения известен здесь с 1206 года. Слово «ружная» означает, что в ней не было своего прихода – видимо, молились исключительно купцы, они ее и ставили, и поновляли. В 1645 году неоднократно горевшее деревянное здание заменили на камень, но в страшный пожар и камень погорел, и тогда в 1685-1690-м годах вместо прежнего храма поставили современное нам здание. Хотя дата постройки - поздняя, архитекторы ориентировались не столько на веяния нарышкинского барокко, сколько на образы кремля. И получилось очень величественно. Храм расписан поздно (1762-1764), но тоже в манере 17-го века до такой степени, что даже специалисту трудно с первого взгляда отличить. Интересная тенденция – когда в кремле все ломали и переделывали, и священники соревновались в том, чтобы поскорее придать забвению напоминание о величии своих коллег, купцы напротив нарочито стилизовали свои постройки под старину – видно, гордились они ею. Надвратный храм ИОАННА БОГОСЛОВА (рисунки 48, 49, 50) поставлен в 1683 году (это едва ли не последнее прижизненное творение Ионы Сысоевича). Дизайн храма схож с таковым Воскресения Христова, более того, здесь изобразительная идея, еще только зарождавшаяся в храме Воскресения, доведена до логического предела. Так, башни расположены относительно храма ассиметрично, что создает иллюзию некоего движения. Храм смотрит на московскую дорогу, откуда в Ростов приезжали высокие гости, а потому орнаментирован особенно богато. Сегодня обзор несколько портит двухэтажное здание Конюшенного двора, но Конюшенный двор поставлен лишь в 18-м столетии, а до этого ворота встречали торжественные процессии во всем блеске. Очень интересны росписи храма, которые иллюстрируют эпизоды восстания мери и его подавления. Только в этом храме сохранилась датировочная запись, говорящая, что роспись сделана в 1683 году. Показательно, что Ростов на одной из фресок изображен в виде крепости, хотя реально, как уже говорилось, если в 11 веке крепость в Ростове и была, то крайне незначительная. Другой интересный сюжет – языческий храм Артемиды, который русский живописец представлял, как ни странно, похожим на что-то итальянское, ренессансное. С другой стороны, а у него был выбор? Если смотреть на церковь со стороны кремля, видно, что она «взгромождена» на очень высокий подклет. Вероятно, этот подклет – остатки палат Ивановского монастыря, поставленного тут, вероятно, в 16-м столетии. Крыльцо, ведущее в храм, сложено целиком в 19-м столетии, и, как говорят знатоки, «выглядит суховато», хотя на мой вкус этого и не заметно.
В нижнем этаже жила прислуга, которая обслуживала знатных визитеров, квартировавших на верхнем ярусе, как в гостинице. Второй этаж – новодел: в 19 веке его разобрали, поскольку он совсем обветшал, долго не видя в своих стенах не то что великих государей, но даже олигархов более мелкого пошиба. ЧАСОВАЯ БАШНЯ, непременный атрибут митрополичьих «кремлей» (вспомним хотя бы Новгородский кремль) сохранилась в руинированном состоянии. Возвели ее в 1698 году, это было высокое восьмигранное сооружение, увенчанное гербом Ростова (фигурой оленя). В качестве фундамента служил ей торец древних палат. Однако, фундамент оказался квелым, и башня вскоре дала осадку. Ремонты ни к чему не привели. В 19-м веке башню разобрали, оставив только первый ярус, и комплекс Ростовского кремля утратил высотную доминанту. Ныне лучше всего подойти к хорошо заметному корпусу у Часозвони, и поглядеть на него (рисунок 53) - собственно, вот это и есть основа разрушенной башни, а сама она в виде невыразительного яруса видна правее. Не зная, никогда не скажешь. Первый этаж САМУИЛОВА КОРПУСА поставлен еще в 16-м столетии, второй появился в конце 17-го, а третий – в 18 веке, при митрополите Самуиле, откуда и название (рисунки 54, 55). На первом этаже традиционно располагались хозяйственные службы, на втором – кельи митрополита и его храм. Здание начал портить еще сам Самуил, который взялся за перепланировку, но бросил, когда митрополию перевели в Ярославль. В 19 веке за дом принялись снова, еще более радикально, поскольку хотели разместить в нем духовное училище. В итоге получилась скучная постройка, которую туристы обходят стороной, не подозревая, что таится под штукатуркой, как не ведая и об уникальных лестницах 16-17 веков, утопленных в толщу камня. Знаменитый ДОМ НА ПОГРЕБАХ – единственное здание в кремле, в котором можно заночевать: здесь находится гостиница, дешевая и комфортная, единственный недостаток которой в том, что свободных номеров никогда нет, и их надо бронировать заранее (рисунок 56). Нижний этаж построен в 17 веке. В обширном полуподвальном помещении располагались погреба, откуда и название. Верхний этаж всегда был деревянным, но горел так часто, что современная коробка относится «всего лишь» ко второй половине 18 столетия. Мы, остановившись в этой гостинице, поселились на втором этаже, и пропитались запахом старого дерева, духом древних мечтаний и волнующих видений. Привидений, правда, не видели, но наверняка они там есть. На этом мы закончили осмотр центральной площади кремля, которая группируется вокруг полувысохшего пруда, и приступаем к осмотру сложного комплекса, который прячется за Самуиловым корпусом и соединен с ним переходом. Точная дата возведения БЕЛОЙ ПАЛАТЫ неизвестна (около 1675; рисунок 57), но она также построена Ионой и является одним из самых ярких выражений «сысоевского» стиля. В этой палате Иона принимал молодого Петра Великого. Служила в основном парадной залой для официальных делегаций. В 19-м столетии при реставрации пол пришлось поднять, отчего палата стала низковатой (так и рождаются мифы о низкорослости предков), но отсюда – еще более «древней». Палата была расписана, но уже в 1690-е годы роспись заменили лепниной в стиле нарышкинского барокко, которая, впрочем, также сохранилась лишь фрагментарно. Стеклянные разноцветные окна – новодел 19-го века, который должен был имитировать слюдяные оконца оригинала, да не шибко получилось. Недавно в подклете Белой палаты (так называемая Хлебня) проведены археологические раскопки. Кроме уникальной находки хлебной печи, не обнаружено в принципе ничего особенного: так, самой массовой находкой были белокаменные наличники окон, варварски срубленные при «реконструкции» в 18-м веке, и замененные новоделами в 19-м. ОТДАТОЧНАЯ палата – по старой версии, сени Белой палаты. Название красноречиво: здесь прощались (в официальном формате) с правительственными делегациями, что сопровождалось обычными взятками, откуда и имя. Так написано везде. Внесем, однако, ясность. Недавно доказано, что на самом деле эти сени никогда не назывались Отдаточной палатой, а просто – сенями. Отдаточных же палат было три, это были небольшие, отдельно стоящие каменные помещения, впоследствии разобранные. Они примыкали к наружной стене Белой палаты на "втором этаже" – там, где заметно отсутствие окон, вообще-то частых в других местах, а также следы выломанного, примыкавшего к палате, сооружения. Для ясности дела приведем чертеж из работы А. Мельника с пояснениями (рисунок 58). Неверно и то, что «отдаточные» - это место какой-то дани. В словаре русского языка того времени термин значит «помещение, где хранились казенные припасы». Этимология – от слова «отдать», то есть взять со склада (так, фигурирует «отдаточная хлеба» в одном из источников). Палаты находились на гульбище, на площадке второго этажа между Самуиловым корпусом и храмом Спаса (рисунок 59). Это место называлось также площадью. Когда-то думали, что там у Ионы были висячие сады, но теперь понятно, что это неправда. На площади стояли также две деревянные кельи. Все эти помещения разобраны в 18-м столетии. Храм СПАСА НА СЕНЯХ, как видно на только что опубликованном плане, сливается с Белыми палатами в единое целое (рисунок 60). В 16 веке на этом месте находились каменные палаты, которые скоро обветшали, и на остатках их фундамента воздвигли скромный деревянный храм. В 1671 году деревянная церковь сгорела, и на сохранившемся еще более старом каменном фундаменте возвели нынешний храм. Поскольку фундамент относился к гражданскому сооружению, нестыковки в архитектуре заметны теперь, очевидны они были и зодчим, которые постарались их максимально сгладить. Это был личный храм всесильного Ионы, поэтому интерьер очень красив и необычен – Иона, любивший песнопения с участием огромного числа народа, отвел две трети площади храма под хоры для певцов (рисунок 61). Роспись – самая ранняя в кремле, сделана в 1670-х, и, что особенно интересно, не ярославцами, а ростовцами, и, видимо, только здесь мы можем видеть ростовскую школу стенописи в более-менее цельном виде. Двухэтажный подклет мог служить хранилищем личной казны митрополита. Идучи мимо Дома на погребах, или хозяйственного корпуса, вы идете вдоль ИЕРАРШЕЙ палаты – длинного невыразительного Г-образного здания, лишь "кончик" которого перед Садовой башней представляет из себя что-то интересное (рисунок 62). Тем не менее, это - немногое, что в кремле сохранилось от 16 века. Именно здесь квартировали ростовские митрополиты, ожидая постройки своего комплекса. Говорят, что здесь обитал и Филарет, отец Михаила Романова, из-за чего в 1912 году, при праздновании 300-летия династии, вокруг этого здания развернулись особые торжества. Дальнейшее бытие палат было уже не столь блестяще – в 18 веке и позднее здесь располагались хозяйственные службы. Некогда она была соединена переходом с Самуиловым корпусом. Такие переходы были еще в нескольких местах кремля, однако, нигде не сохранились, а тут хотя бы можно видеть двери, «висящие» снаружи над пропастью – и в Иераршей палате, и в Самуиловом корпусе: заложенные, они смотрят друг на друга, и сегодня как бы ведут в никуда.
Если в каком-то другом месте Белая палата кажется скучноватой по декору, то только не здесь (рисунок 66) Нам осталось осмотреть только сад митрополита, в котором нет ничего интересного, кроме одного храма. Церковь ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА (рисунки 67, 68) стоит за пределами кремля, но связана с ним переходом. Собственно, для посетителя эта «особость» и не заметна, поскольку он воспринимает кремль вместе с оградой сада, а храм попадает в садовую ограду. Но ведь когда-то специально, чтобы церковь не попала в кремль, в ровном ходе стены кремля устроили Г-образный излом. Причины, как уже говорились, непонятны. В 16-м столетии на месте церкви стояли палаты, входившие в комплекс Григорьевского монастыря. Территория монастыря находилась примерно на месте Митрополичьего сада. В 1670 году обветшавшее здание снесли, монастырь упразднили, и построили этот храм. Снаружи красив, хотя архитекторам пришлось немало постараться, чтобы вписать церковь на старый фундамент, а вот внутри вся отделка относится к середине 18-го века (храм выгорел в 1730 году), и мало интересна. Архитекторы отмечают в облике сооружения следы многочисленных переделок 18-19 веков. Монастыри Ростова Спасо-Яковлевский монастырь СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ монастырь основан в конце 14 столетия у самого берега озера. Считается, что сделал это епископ ростовский Яков, которого горожане прогнали с престола. После этого он удалился в пустынную местность недалеко от города, где основал обитель, в которой и скончался в 1392 году. Там мощи его почивали под спудом еще до революции, а сейчас – неизвестно. Дальше монастырь совершенно исчезает из источников, чтобы всплыть в 1624 году в жалованной грамоте царя игумену этого монастыря. Возобновлен монастырь, однако, в полной мере лишь Ионой Сысоевичем. Несмотря на то, что историй о мнимом возобновлении, а на деле основании монастырей в 17-м веке много, нам все-таки кажется, что основание именно этой обители в конце 14-го века – не вымысел. Но нынешние здания свидетельствуют о громадном архитектурном пробеле между 14 веком и 17-м. Только по описи 18-го века мы знаем, что в то время у монастыря была бревенчатая ограда, и так, наверное, велось искони. В стене были ворота с церковью. Нынешняя стена со стороны озера возведена, вероятно, в 17-м веке, и еще хранит в себе грозный фортификационный облик (рисунок 69). Тут и ходовая часть, и машикули. Восточная и северная стены невысоки, декоративны, и сделаны, вероятно, позднее, в 18-м столетии (рисунок 70). Западная стена и вовсе не сохранилась. Нынешние въездные ворота (северные и южные) сооружены, вероятно, в 1830-х годах, более уверенно можно утверждать это относительно южных ворот. Четыре восьмигранные башни как бы готического стиля явно появились в 1780-1790-х под воздействием поисков архитектора Баженова, соорудившего свой невостребованный шедевр в Царицыно под Москвой, и едва ли утешившегося тем, что этот стиль полюбился императору Павлу. Самое старое здание монастыря – Зачатьевская церковь – возведена в нынешнем виде в 1686 году (рисунок 71). В 1689-1690 церковь расписали, роспись сохранилась, и считается ценнейшим произведением ярославской школы. Надпись на храме говорит, что построили его по заказу Ионы Сысоевича, и назвали тогда Троицкой. Свое нынешнее посвящение храм получил лишь 1754 году. В 18-19 веках церковь сильно перестроили. Вряд ли вдохновит посетителя Дмитровская церковь (1794-1802; рисунок 72), поставленная в духе своего времени. Хотя как сказать: заказчиком выступал граф Шереметьев, зодчими были один модный столичный архитектор и крепостные графа, а Шереметьев денег не жалел, так что скульптур и прочих рюшек на храме навалом, нашелся бы ценитель. Храм может быть интересен еще и тем, что крепостные архитекторы, каждый по отдельности очень талантливые, не были связаны единым планом, и вот каждый ваял, как мог, а потом кто-то бездарный сложил это в единое здание. Но это уже тонкости для знатоков архитектуры. Храм расписан ростовским мастером, крестьянином, и тут бы замереть в поисках таинственного ростовского стиля стенописи, но нас ждет разочарование – крестьянин слишком хорошо усвоил академическую манеру, и рабски ей следовал. Жилые постройки монастыря и ограда поставлены в промежутке между 1760 и 1790. Неоготика, столь блестяще представленная в Царицыно в Москве, торжествует – это не монастырь, а замок какой-то, только вот окружение вопиюще русское, диссонанс, однако. Яковлевская церковь 1824-1836 годов, колокольня (1776-1786) и братские кельи с настоятельскими покоями (1776-1786; 1786-1795) в духе рядовых обывательских домов своего времени закончили формирование столь разношерстного ансамбля. Собственно, Яковлевская церковь - это Дмитровский собор, но меньше и беднее. СПАССКИЙ монастырь. К Яковлевскому монастырю примыкал некогда вплотную Спасский, основанный во второй половине 13 века женой князя Ростовского, Василька, Марией. Когда ее муж погиб, она постриглась в монахини, умерла в своей обители и погребена тут (+1271). Екатерина Великая упразднила монастырь и приписала его к Яковлевскому. От монастыря остался только Спасский собор (1603, перестроен во второй половине столетия, но, вероятно, вся нижняя часть собора сохранилась нетронутой, поскольку собор в верхней части намного тоньше, чем в нижней; рисунок 73). Собор производит сильное впечатление, особо же хороши в нем изразцы, в том числе с таким редким сюжетом, как изображение всадников. К сожалению, храм достаточно сильно перестроен в 1879 году. Авраамиев монастырь АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ монастырь – едва ли не древнейший в Ростове. Расположен примерно в 2 км от кремля, пешком дойти до него, стало быть, легко. Он появился на рубеже 11 и 12 веков. Богоявленская церковь – самое древнее, что дошло до нас, прежде монастырь был деревянным (рисунки 74, 75). Ее воздвигли по воле Ивана Грозного в 1553 году в честь победы над Казанью. Исследования юго-западного придела, где находится колокольня, показали, что нынешняя конструкция – два четверика и восьмерик с шатром – появилась едва ли не в 19-м столетии, а прежде это было сооружение «иже под колоколы» - то есть церковь, слитая с колокольней (рисунок 76). Храм расписан в 1736 году. Система росписи недавно исследована, искусствоведы пришли к выводу, что мастера работали в системе «примитива» и смешения стилей. В конце 18 века рядом с храмом поставили часовню (разрушена в 1930-е). Прежде под часовней находились могилы местночтимых святых Пимена и Стахия, живших, вероятно, в 16-17 вв. До революции в часовне сохранялись вериги, которые усердные богомольцы надевали на себя и гуляли вокруг часовни. Возле часовни недавно исследован некрополь, в котором найдено некоторое количество надгробных камней 16-го века, остальные могилы поздние. Что интересно, почти нет захоронений монахов, в основном погребены знатные ростовские люди, очевидно, донаторы монастыря. Введенская (1650) церковь возведена под руководством Ионы Сысоевича (рисунок 77). Иона был в те годы архимандритом монастыря. Обратите внимание, Иона еще даже не помышлял приступать к строительству своего кремля, и в храме нет даже следа от характерного «ионинского» почерка. Значит, идея строить именно так, как в кремле, пришла Ионе либо в Москве, что вероятнее, либо сразу по возвращении в Ростов. Под алтарем храма похоронен отец Ионы, Сысой, простой, как мы уже говорили, человек. Зато другой храм, Никольский (1691), надвратный, выполнен уже после смерти Ионы, но в полном соответствии со стилем ростовского кремля (рисунок 78), с дотошно воспроизведенными башнями по бокам (рисунок 79). Это – своеобразная дань памяти человеку, который когда-то стартовал своей карьерой в этом монастыре, но так и не успел ничего тут построить «с изюминкой». Поскольку этот храм – последний в «ионинском» стиле, в его облике уже чувствуется некая усталость. Эпоха уходила. И все же – красивый жест сделал кто-то в память ушедшему владыке! Церковь сильно пострадала от пожара в 1730 году и от молнии в 1826. После чего ее испортили – возвели над нею колокольню, и сделали классицистический фасад. Но и сегодня есть ракурс (с восточного фасада), который сохранился практически без переделок. Настоятельский корпус появился, видимо, в 18 веке, или на излете 17-го, но до неузнаваемости перестроен в 1837. Трапезная – скучная постройка 1892. Ограда монастыря сохранилась фрагментарно, и относится к заурядному типу декоративных оград 18-го века. Рождественский монастырь РОЖДЕСТВЕНСКИЙ монастырь. Расположен возле кремля, недалеко от Неро. Основан в 14 веке племянником Сергия Радонежского, архиепископом Федором. Сохранился храм Рождества Богородицы, поставленный во второй половине 17 века (рисунок 80). Храм выполнен в лучших традициях ростовской школы, хотя в исполнении сказывается бедность заказчиков. Надвратная церковь Тихвинской Богоматери возле храма возведена в 1842 году в духе уже нового времени (рисунок 81). У храма Рождества – высокий подклет, есть при ней трапезная, была и шатровая колокольня, но не сохранилась. Интересно, что шатры не характерны для стиля Ионы Сысоевича, а вот тут - шатер. Впрочем, русская архитектура вообще любила шатры, и мучительно от них избавлялась под давлением Никона. Храм расписан Рождества в 1715 году. Сохранились фрагментарно стены и башни середины 19 века (рисунок 82). От бумаг этого монастыря осталась пронзительная перепись душ монашенок 18-го века, в которой мы видим девушек едва ли не 13-17 лет, ушедших в монастырь на всю жизнь. В основном так распоряжались жизнями своих дочерей священнослужители. Петровский монастырь в начале 20-го века. По А. Парфенову. ПЕТРОВСКИЙ монастырь НА ПОЛЕ. Основан Петром, племянником хана Берке, о котором мы подробно рассказали в исторической части. Петр – личность не сказочная: то, что он стал сам игуменом собственного монастыря, подтверждается записями в синодиках Успенского собора «рода Петра, игумена». Стало быть, монастырь основан в середине 13-го века (в 1254, по монастырскому преданию). Древние постройки не сохранились. В центре располагался собор Петра и Павла (1862) с приделом Петра Царевича (рисунок 83). Тут же стояла его гробница, видимо, позднего исполнения (17-го века, поскольку – из серебра). Сами мощи Петра лежали под спудом. Рядом с собором стоял храм Похвалы Богородицы с приделом Трех святителей (1690). Комплекс окружали стены с башнями, вероятно, постройки того же времени. В стену вмонтирована была и колокольня (18 век). Братия жила в башнях, поэтому братского корпуса не было. К монастырю жалась Петровская слобода (дома 18-19 веков), представлявшая из себя всего один ряд домов у монастырской стены. Поэтому монастырь называли еще и НА ПОЛЕ. Сегодня монастырь лишился центрального храма, но в остальном неплохо сохранился. Посетить его не удалось из-за удаленности. Храмы Ростова БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Найти ее - постараться надо, хотя стоит в нескольких метрах от кремля; больно неприглядная (рисунок 84). Нынешнее кирпичное здание на валу крепости датируется 1761 годом. Однако, еще в середине 20-го столетия установлено, что практически под этим храмом в толще вала располагается другой, более древний, засыпанный. Раскопанное (и закончервированное до лучших времен) здание соотнесли с летописной церковью Бориса и Глеба, выстроенной в 1287 году. Храм существовал и до этого в 1214-1218 годах. При раскопках найдены, кроме прочего, фрагменты фресок. Они принадлежат к 1287 году. Уникальность ситуации заключается в том, что древний храм сохранился в толще вала практически не разрушенным: он либо ушел в топкий грнут, либо при строительстве вала оказался на его линии, и, чтобы место не осквернять, храм засыпали, но поверх поставили церковь того же по священия. У храма найдены фрагменты княжеского двора. Обнаружены детали дворца князя Константина 1214-1218 годов. Дворец был сложен из плинфы, Борисоглебская же церковь была личным храмом при этом дворце. Вероятно, общая композиция дворец+храм не отличалась от той, что мы разобрали при описании аналогичного сооружения в Переславле Залесском, однако, везде хоромы были сделаны из дерева, здесь же разорились на камень (при том, что жить в камне считалось нездоровым, в отличие от дерева). Неподалеку от княжеских хором, севернее, стоял дом епископа, а рядом с последним – Григорьевский монастырь. Недалеко располагаются руины Дмитриевской церкви, но мы, каюсь, ее даже не заметили, поскольку в ней в последние годы располагался гараж, на него она и похожа, а не на храм вовсе. Принадлежит, вероятно, к тому же 18-му веку, но искони более древняя. СМОЛЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ, или БОГОМАТЕРИ ОДИГИТРИИ, более известный в народе как Козьмы и Дамиана (рисунки 85, 86). Некогда на этом месте находился Козьмодемьянский монастырь, дата основания которого неизвестна, но точно до начала 14-го века. Храм построен в дереве – неизвестно когда, в камне (нынешнее здание) – в 1775. Народное название храма объясняется тем, что некогда этим святым была посвящена отдельная церковь на Московской дороге. По ее сносе в Смоленском храме Козьме и Дамиану отвели придел. По каким-то причинам святые, которым этот придел посвящен, показались народу важнее, чем главное посвящение храма. Так же до постройки каменного здания к этому храму была присоединена и древняя Троицкая церковь. Из храма происходит интересная икона Богоматери Одигитрии второй половины 16-го века, которая в народе почиталась чудотворной, но официального «статуса святыни» у церковных властей не получила. Крестовоздвиженская церковь выстроена в 1689 году, кардинально переделана в 1859. После революции разрушена, осталась только трогательная, также искаженная, колокольня на холме (рисунок 87), неплохая высотная доминанта в этом районе. Храм ИСИДОРА БЛАЖЕННОГО, или, по путеводителям, Вознесения (как это часто бывает в Ростове, у храма два имени, народное и официальное) вместе со скучной колокольней 19-го века стоит среди валов. Надпись на каменной плите говорит, что храм построен в 1566 году на средства и по приказу Ивана Грозного, причем его личным мастером Андреем Малым. До этого здесь уже стояла деревянная церковь, а как долго - никто не знает. Исидор - реальное историческое лицо, блаженный вроде московского Василия, который подвизался в Ростове в 15-м веке. В 17-м веке к храму пристроили западный притвор. Изнутри храм расписан, и, несмотря на позднюю дату (1760-1770-е) фрески считаются крайне интересным проявлением ярославской школы (рисунки 88, 89). . Храм ТОЛГСКОЙ БОГОМАТЕРИ, или Иоанна Милостивого, сооружен в 1761 году. Из интересных артефактов, которые были здесь еще в 1970-х годах, упомяну икону 14-го века «Василий Великий». Храм расписан в 1760-х годах профессиональным художником, и на это лучше не смотреть. Церковь НИКОЛЫ НА ВСПОЛЬЕ находится на улице Гоголя, на месте Сретенского монастыря, основанного неизвестно когда. Сооружена в 1813 году в манере того времени. Есть иконы 15-го века, хотя и немного, зато богато икон 16-17 веков. Покровский храм долго лежал в руинах, в советских путеводителях не упомянут (рисунок 90). Вернут церкви в 1998 году. В дереве известен с 1619 года. В 17-18 веках состоял из холодной Покровской церкви и теплого храма Николы Чудотворца. В 1795 году возведено нынешнее каменное здание одной только Покровской церкви с Никольским приделом. Храм ЛЕОНТИЯ В ЗАРОВЬЕ. Дошел до нас в руинированном состоянии (рисунки 91, 92). Нынешняя постройка относится к 1772 году. Впервые в дереве упоминается в 1565, но существовала и раньше. Оттуда происходят икона Богоматери Одигитрии 16-го века, и случайно найденный мальчишками в развалах вырезанный из дерева Христос, который удостоился даже отдельной публикации как уникальный памятник мелкой пластики 18 века (рисунок 93). Окрестности Ростова Церковь ИОАННА БОГОСЛОВА на реке ИШНЕ находится как бы на окраине современного города, но исторически это – ныне уничтоженное село Богослово, название которого, понятно, произошло от церкви (рисунки 94, 95, 96). Этими местами, в частности, перевозом через реку Ишню, на дороге в Москву и Переславль Залесский, с древности владел Авраамиев монастырь. Он и срубил тут храм еще в незапамятной древности, в котором, наверное, и молились монахи-мытари. А уж потом вокруг бойкого места выросла деревенька – почему и название села взялось от храма. Церковь крайне интересна тем, что она деревянная, и по ней можно хотя бы отдаленно судить об облике массовой культовой застройки Ростова. Нынешнее здание построено в 1689 году. Искони это три сруба, центральный, восточный и западный, к которым уже в 18 веке приделали колокольню, а от нее сделали переход к галерее. Это новшество несколько исказило облик храма. В 18-м же столетии храм обшили тесом, а прежде он поражал, наверное, дикой поверхностью 600-летних дубов, которые пошли на строительство. Внутри сохранялись до последнего времени иконы 16-18 веков. Царские врата ныне украшают музей, но в церкви можно посмотреть на копию. Портал точно подражает по форме каменным. Это ж надо было так вырубить дерево, чтобы оно от камня практически не отличалось! Сегодня храм закрыт, внутренний осмотр невозможен. Село ПОРЕЧЬЕ РЫБНОЕ.
Неподалеку от Ростова, чуть в сторону от дороги
на Сарское городище, в заболоченной местности у
впадения Сары в озеро Неро, лежит село Поречье
Рыбное (приставка «Рыбное» появилась при имени
села еще в 17 веке из-за активных занятий жителей
рыбной ловлей). Места интереснейшие. Село
основано неизвестно когда. В 16-м столетии
принадлежало казне, в конце этого столетия часть
перешла в собственность ростовских архиереев.
Старая часть села сохранила планировку 17-го
столетия. С 1784 по 1834 год село было вотчиной графа
В. Орлова, потом перешло к его дочери Софье,
вышедшей замуж за графа Панина. Уже в
историческое время это было очень богатое
поселение, что видно как по площади, занятой
деревней, так и по знаменитой колокольне,
заметной чуть ли не с трассы, и даже с
противоположного берега озера (рисунок 97). Колокольня поставлена в
самом излете 18 века, а интересна тем, что строил
ее крестьянин, зодчий-самоучка, уловивший,
впрочем, все тонкости архитектуры позднего
галантного века. И ведь каков масштаб –
колокольня больше Ивана Великого в Московском
кремле! Из-за этого ее якобы не хотела принимать
«госкомиссия» (соперничать с Иваном запрещено
было), но хитрые крестьяне к приходу комиссии
навалили у основания земли, чем уменьшили
формально высоту колокольни, и им все сошло с рук.
Даже башенные часы в колокольне когда-то были.
Рядом с колокольней стоит церковь Петра и
Павла конца 17-го или начала 18-го века, но
основанная, несомненно, в глубокой древности (рисунок 98, Особенностью села считается то, что в 18 – начале 19 веков многие крестьяне могли позволить себе каменные дома, часть которых сохранилась. Некоторые из них даже и в купеческом духе, с колоннами. О богатстве жителей села при графе Орлове говорят такие цифры. Крестьяне, не имевшие своей земли, и работавшие сезонно на чужих огородах, зарабатывали в год до 350 рублей. Но уже крестьяне, арендовавшие огороды, и продававшие овощи, получали до 700 рублей дохода, а их коллеги-собственники земли – до 1300 рублей. Такие деньги люди получали от налаженных рынков сбыта. В Москве, Питере и Риге сидели выходцы из села, которые охотно брали у односельчан товар на реализацию, причем не только овощи и рыбу, но и предметы, например, столярного промысла. Крестьяне же, занятые бизнесом, гребли вообще огромные деньги. Так, двое компаньонов по контракту с правительством покупали в низовьях Волги продуктов для армии на 50 тысяч рублей, везли на север, и перепродавали казне с очень хорошим процентом. Добавим, что в середине 19-го столетия в селе работало два современных по тем временам консервных завода, оборудование для которых выписывали из-за границы. Интересно не только само село, но и то, что было вокруг него. Между современной трассой на Ростов и селом – около 3-4 км. Мне говорили, что на поле можно найти неолитическую керамику. Мне захотелось это проверить, и мы с Наталией похлюпали по болоту от дороги к селу. Неолитической керамики мы не обнаружили, но нас поразило, что в каждом обнаженном кубометре почвы присутствовала средневековая керамика. Вероятно, все это грандиозное пространство или было плотно застроено, или, что более правдоподобно, уставлено было рыбацкими станами (рисунок 99). Где-то тут могли быть и стационарные дома, хотя влажновато. Поверьте, вид поля по площади не меньше средневекового Ростова, усеянного следами былой жизни, просто поражает. Судя по поднятым нами мелким обломкам керамики, наиболее ранние из них относятся едва ли не к 12-14 векам (красноглиняная грубая), а наиболее поздние вряд ли заходят в 18-й век (чернолощеная). Вообще, четкое разделение находок на эти два блока керамики говорит за то, что жизненная активность развивалась тут в 12-14 веках. Потом, может быть, стало слишком влажно. Более поздние фрагменты керамики могли занести при пахоте. Промыслы Ростовская финифть воспринимается туристами как неотъемлемый признак Ростова, как его «фишка», и – как ремесло, пришедшее к нам из глубокой древности. Здесь можно купить и видеть ее всюду. В музее вам покажут подлинные образцы (на мой вкус, правда, все лубочные), на рынке напротив церкви Иоанна Богослова продадут не хуже, хотя и современное. При этом финифть (собственно, роспись по эмали) зародилась в Ростове, скорее всего, уже после Ионы Сысоевича. Правда, когда именно, мы не знаем, но факт, что образцов, современных Ионе, не говоря уже о более ранних временах, вы в музее не найдете. Известно лишь, что в 1788 году мастера финифти объединились в свой корпоративный цех. До примерно 1840-х годов мастера писали только на религиозные темы, в чем сказывалось происхождение самого ремесла (видимо, оно вышло из иконописных мастерских митрополита), потом перешли и на светские сюжеты. Стиль финифти всегда следовал господствовавшему – барокко, романтизм, реализм. На мой взгляд, в этом искусстве мало интересного, как и древнего, но есть, справедливости ради, большие мастера, не говоря уже об очень больших любителях. Артефакты Если во многих других русских городах, вроде Владимира или Суздаля, старой керамики так много валяется под ногами, что на нее и внимания не обращаешь, в Ростове не так. Виной тому, как мне кажется, слишком влажная и вязкая почва, которая вбирает в себя артефакты. И, конечно, когда вдруг возле Водяных ворот кремля мы увидели небольшую ямку, то с радостью заглянули внутрь. Примерно 15 процентов керамики - чернолощеная 17-18 веков типично московского облика. Но тон задавала вовсе не она, а красноглиняные горшки со слабо выраженным венчиком. Тесто этой керамики - довольно сильно прокаленное, но примесей много. Ростовская керамика пока опубликована только самая ранняя (10-13 века). Эту керамику наши находки не напоминают. Полагаю, что такие горшки делали в Ростове в 15-16 веках. Раньше ростовская керамика должна выглядеть явно иначе, не напоминает она и образцы 17-го века. Почему именно здесь столь высока активность 15-16 веков, сказать затруднительно. Возможно, как раз наоборот, тут была в это темное время мусорная яма. Литература1. В. Иванов. Ростов, Углич. М, 1975. Крепкая серия советских путеводителей. С определенными, подчас существенными корректировками, книга идеальна для знакомства с городом и сейчас. 2. Сообщения Ростовского музея. Периодическое издание. Авторами изучены все тома за 1990-е годы и начало 3-го тысячелетия. Научный уровень достаточно высок, практически нет "проходных" статей. 3. Проблемы истории и культуры. Такое же продолжающееся ростовское издание. Относится все, сказанное выше по поводу "Сообщений Ростовского музея". 4. История и культура Ростовской земли. То же. 5. Ростовский кремль. Музей - заповедник. М, 2001. На редковсть дельная книга для этого жанра литературы. 6. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М, 1987. 7. Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника. М, 1991. 8. А. Насонов. Монголы и Русь. СПб, 2002. Насколько устарела его работа "Русская земля" (в том же издании, обе написаны в сталинское время), настолько безбоязненно - как справочником - можно пользоваться "монгольской" работой. 9. А. Орешников. Русские монеты до 1547 года. М, 1996. 10. Евгений Арсюхин Наталия Андрианова 2003-2005 |