Читаем у Афанасия Никитина: “Солгали мне псы-бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего... А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. В Индостане жить - значит издержаться совсем, потому что тут у них все дорого...Да все товар их гундустанской ... а на Рускую землю товару нет.” Другие страны Афанасием описываются совсем иначе: “Волоская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля обильна всем.” Валахия (Молдавия) по любым меркам - на Западе! Подолия - это вообще Литва! Резюме “путешествия за три моря” - русским купцам делать в Индии НЕЧЕГО! Торговать надо с Турцией (совсем недавней Византией), Литвой и Молдавией! С Югом и Западом! Вот вам и “извечное стремление купцов на Восток”....

“Беседы о вере” с индусами Афанасий резюмировал своеобразно: “братья русские христиане, захочет кто идти в Индийскую землю - оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю.” Насчет самоидентифиуации автора: "И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин". Свою национальность Афанасий обозначает как РУСИН! Это национальность Западной Руси, Литвы! И до сих пор так называют себя, скажем, западные украинцы из Галиции и Закарпатья и вообще правобережной Украины. То есть несмотря на все свои “аллах акбар” Афанасий отождествляет себя именно с Западной Русью.

Так что не все так однозначно с Никитиным, если не рассматривать версию, что путешествие в Индию было секретной дипломатической миссией. Слишком уж много в нем недоговоренностей и странностей. Купец отправляется в поездку якобы на базар и пишет: “Пошел я от ... государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича (воеводы)”... Прямо написано, по чьему поручению он поехал - от князя и воеводы!“...приехал в Кострому и пришел к князю Александру с другой грамотой великого князя. И отпустили меня без препятствий... “

Купец имеет верительные грамоты ОТ КНЯЗЯ??? Не странно для торговой поездки? Далее: “А я с товарищами свое судно покинул, перешел на посольское судно.” Так-так, ближе к делу. После нападения на Афанасия о его судьбе хлопотали влиятельные лица: “...ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку: “...ты, меня ради, людей ко мне пришли и товар их собери, потому что те люди ПОСЛАНЫ КО МНЕ...А те люди ко мне шли, и ты, меня ради, отпусти их ко мне без препятствий”...

Ну и далее в том же духе. “Поехали мы к ширваншаху, в ставку его, и били ему челом...” На этом миссия Афанасия, видимо, и была выполнена, но видимо, успеха он не достиг, потому как пустился в дальнейший путь. Но и далее - то ограбят его, ан у него уже дорогой жеребец, то опять до нитки ограбят, а он все сетует что “на харч по два с половиной алтына в день идет”...После всех бедствий и ограблений постоянно Афанасий платит за проезд на корабле - то один золотой, то два. Золотые что, в Индии на деревьях растут? Кто-то ими снабжал посланца великого князя! В Трабзоне “Добро мое все велели принести к себе ... да обыскали все. А искали грамоты, потому что шел я из ставки Узун Хасан-бека.” Не с базара шел купец - а из ставки хана. Не странно?

Кстати, использование тверскими князьями купцов для дипломатических миссий в Орде не было в новинку. В 1375 году купец Некомат успешно выполнил свою миссию и договорился в Орде о передаче ярлыка на великое княжение Михаилу Тверскому.

Как видим, и последний князь Твери, чуя скорое падение своего государства, послал Никитина с некими грамотами к восточным владыкам. Купец владеет восточными языками и без труда “бьет челом” ширваншахам, передавая на словах то, чего нет в документах. Разве это вписывается в вашу концепцию об “ориентации Твери на Запад”?

Князь пытается завязаться с восточными шахами и ханами, найти союзника против Москвы, а может и Орды. А в то же время купец Никитин, выполняющий эту миссию, поносит при этом на чем свет стоит и самих индийцев и их товары: “А все черные люди, а все злодеи, а жонки все бляди... а на Рускую землю товару нет.”

Куда милее купцу-русину Молдавия, Литва и Византия. Культуры все же близкие Руси, потому и товары там сходные с нашими. Где-то что-то дешевле (будем закупать), где-то что-то дороже (будем привозить). Но когда купец попадает на рынок, где товары СОВСЕМ другие, то понятен его шок. Как в анекдоте - послали в Африку оптимиста и пессимиста продавать обувь. Пессимист сообщает - “Полный провал. Никто не носит обуви...” Оптимист сообщает - “Огромные перспективы! Ни у кого нет обуви!!!” Восточный рынок и меня в свое время удивил огромным изобилием вещей, растений, порошков и хлама, которых я никогда не видел, не пользовался, не потреблял - и потреблять не буду. И ничего, наверное, при этом не потеряю.

Кстати, падение Твери некоторые отчасти связывают с провалом миссии Афанасия Никитина. Хотя ехал он домой в обход Московии, через Литву, но умер при странных обстоятельствах, не доехав до дома, и все его бумаги тут же оказались в Москве! У великокняжеского дьяка!! Так что не все так просто с этим “торговым” путешествием и “тягой купцов к восточным рынкам”.

Но окажись его предприятие успешным? Вдруг?? И ханы Орды получают от Афанасия Никитина точную весть, что Иван III собирается им устроить “стояние на реке Угре” и отколоться от остальных ордынских улусов, или что-то в таком духе??? Отношения с Москвой испорчены, карательные экспедиции ставят на место сепаратиста, и дань для татар теперь собирает Михаил Борисович Тверской. Который не бежит ни в какую Литву, а припеваючи строит каменный Кремль в столице российского улуса - Твери. Ко всеобщему восторгу наших ориенталистов, смакующих, как Москва “проиграла битву за право быть общерусской столицей”.

MoleMan

Используются технологии uCoz