Рисунок 1. Сто с лишним лет назад монастырь выглядел куда ухоженней.

Рисунок 2. В середине 18 века стоители халтурили...

Рисунок 3. ... а вот за столетие до этого строили на совесть.

Рисунок 4. Ангел покосился, но еще трубит.

Рисунок 5. Учебный корпус был встроен в древние стены в 18-м веке.

Рисунок 6. Монахи ели хорошо и красиво.

Рисунок 7. Стены монастыря со стороны Волги и сегодня готовы держать осаду.

Рисунок 8. Крестовая церковь похоже не на храм, а на тюрьму.

Рисунок 9. Здесь гудела жизнь, ныне даже фундаментов не осталось.

Рисунок 10. Паломники идут к городу, приложившись к мощам. Фото 19-го века.

Рисунок 11. Руины чем разрушенней, тем романтичней.

Рисунок 12. Месяца мая... дальше неразборчиво, но понятно, что дело было в 17-м веке.

ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ:

обитель в бегах

Возле Печерского монастыря мне случилось провести детство (я жил прямо на соседней улице в 1975-1980 гг). Он прямоугольный в плане, длинной стороной протянут вдоль Волги, обнесен невысокими кирпичными стенами с башнями (на рисунке 1 - два старинных изображения, думаю, века 19-го). Прямоугольник разделен на две части линией, перпендикулярной Волге, причем стены с западной стороны совершенно разрушены, тогда как восточная часть прямоугольника сохранилась неплохо.

Считается, что монастырь был основан в 1330 году иноком, который приехал в Нижний из Киева, откуда и название в память о пещерах древней русской столицы. Но в 14 веке монастырь был в другом месте, на версту дальше от города, на восток. Тот первый монастырь был деревянным. Именно там в 1377 году создавалась знаменитая Лаврентьевская летопись, там хранилась чтимая икона, принесенная из Константинополя. Но в 1597 году высокий берег Волги обрушился, и погреб под собой все посторойки. Разрушения были так сильны, что монастырь решили перенести. Эта катастрофа была воспринята местными старцами как знак, и когда вскоре в России случилось Смутное время, заговорили о том, что обвал берега возвещал именно нашествие поляков.

Что сегодня находится на старом месте, я не знаю. Мне еще предстоит там побывать, о впечатлениях расскажу. Впрочем, от нового места на восток тянется сплошная череда застройки, так что, думаю, остатки первого монастыря скрыты под частными домами, строившимися здесь с 18 века как минимум. Новый монастырь был также сначала воздвигнут деревянным. Каменное строительство на новом месте началось около 1650 года, и лет за 20 ансамбль сложился.

Когда появились стены? В литературе сказано, что это случилось в 1743-1751 гг, но тот факт, что одна из церквей, стоящих как раз на упомянутой перпендикулярной стене, носит название надвратной, заставляет думать, что уцелевшие ныне стены созданы вместе с основным ансамблем в середине 17-го века, а в середине 18-го был пристроен западный периметр, ныне полностью разрушенный, поскольку сами стены 18-го века были ниже и хуже.

Пройдемся сначала вдоль стен. Стены 18-го века, как уже упоминалось, практически не сохранились, от башен остались просто круги фундаментов с невысокими стенками. Видно, что клали эти стены, как и можно ожидать от технологии 18 века, простым кирпичом. Граница между стенами 17-го и 18-го века видна очень четко (рисунок 2).

Стена, построенная на 100 лет раньше, клалась на белокаменном фундаменте, как и стены Нижегородского кремля, хотя и не на столь мощном. Наряду с обработанными блоками встречаются просто белокаменные булыжники, что связано с недостатком средств, которое сопровождало строителей. Со южной стороны рельеф местности сложный, строителям пришлось прибегать к хитроумной летночной технике, дабы выровнять стену. Но это не помогало: стена наклонялась. В одном месте хорошо видно, что прежние воротца, видимо, в 18-м веке заложили кирпичом, и приделали подпору, которая держит стену поныне. В другом месте некогда в стене было окошко для иконы, обрамленное двумя колоннами. После окошко заложили, видимо, также для крепости стены (рисунок 3).

У башен стены тонкие, верх деревянный, сохранившийся надо думать с ремонта 18-го века. Еще в середине 70-х, на моей памяти, их венчали жестяные ангелы, дующие в трубы, но сегодня мне удалось найти лишь одного, и то поникшего. Судя по стилю, я думаю, что эти ангелы также появились в середине 18 века (рисунок 4).

Дойдя до восточной оконечности обители, повернем к Волге, и пойдем вдоль стен, которые слились с учебным корпусом монастыря, построенным в середине 18-го века (рисунок 5). Именно факт постройки этого корпуса в 18-м веке заставил датировать этим временем все стены, хотя мне совершенно очевидно, что корпус просто встроен в прежние стены, в которых прорублены дополнительные ворота. Возле этого места я подобрал два осколка фаянса с голубым растительным орнаментом (рисунок 6). Эта керамика - века 18 или скорее 19-го, и она говорит о том, что монахи привилегированного Печерского монастыря ели с хорошей посуды.

Теперь пойдем вдоль Волги, на запад, в сторону города. Здесь стены высокие, сохранились хорошо, башен мало (рисунок 7). Периметр древних стен со стороны Волги заканчивается, однако, мощным сооружением странной формы, напоминающей то ли бастион западной крепости вроде Петропавловской в Питере, то ли тюрьму (рисунок 8). На самом деле это Крестовая церковь, спаренная с домом архимандрита. Построенная в середине 17 века, она с самого начала задумывалась как часть периметра обороны, что очевидно, и лишний раз доказывает древность восточной половины монастырских стен. Окна церки заложены кирпичом и забраны решетками, отчего вид здания стал еще более зловещим. Далее ждешь, когда же начнутся стены 18-го века, но они разрушены и тут, а может, их и не было: их роль выполнял фасад здания, построенного, судя по архитектуре, все в том же "галантном" 18-м столетии.

Вернемся к периметру стен, примыкающих к городу. Чтобы добраться до цивилизации - оживленной дороги на Казань -   нужно преодолеть крутой подъем вверх по откосу. Но что это, на склоне заметны следы многочисленных сооружений, ныне совершенно уничтоженных. Где-то просто валяются кирпичи, где-то четко виден квадратный фундамент небольшого здания, там колодец, и сегодня уходящий вглубь, а там - подпорка, препятствующая грунту оплывать в сторону монастыря. В одном месте я нашел надгробие или просто архитектурную деталь очень древнего облика, века 17-го (рисунок 9). Об этих сооружениях умалчивают архивы. Думаю, что это могли быть дренажные постройки, спасавшие монастырь от затопления вешними водами, а также гостиницы для паломников. К монастырю стекалось немало людей, их надо было где-то селить. Здесь же было кладбище с могилами чтимых людей. Все это ныне уничтожено, не исследовано, и ждет лопаты археолога. В пользу моего предположения говорит тот простой факт, что на фотографии 19-го века хорошо видно (рисунок 10), что система подпорки стен обрывистого берега существовала уже тогда - камни, подпирающие склон, работают и сегодня. К сожалению, на фото не видно, что творилось там, где сегодня скамейки для гуляющих и лестницы, чтобы спускаться из города к монастырю. Впрочем, деревянные избы все же видны, а поскольку сегодня на этом месте просто склон, а от этих изб до найденных мною развалин метров 300, с этим тоже, по-моему, все ясно.

Здесь я нашел три артефакта. Небольшой жестяный фрагмент со следом от гвоздя говорит о том, что некогда кровля стен была железной. Известно, что монастырь страдал от пожаров, что и было причиной реконструкции в середине 18-го века. Тогда же, возможно, верх стен был покрыт жестью. Обломок простого печного горшка с поливой, так называемая "крестьянская" керамика 18-го века, подтверждает наше предположение о гостинице, где жили простые паломники и готовили свою простую пищу. Интереснее другой фрагмент, представляющий сероглиняный осколок с бурым покрытием. Мы можем датировать его как минимум 15-м веком. Но в это время здесь монастыря еще не было! Одно из двух: либо легенда о переносе всего монастыря - только легенда, и на самом деле монастырь был перестроен практически на старом месте, либо его после оползня построили на месте существовавшего уже села, что вообще-то маловероятно. Ответ даст лишь обследование прежнего монастырского обиталища.

Войдем наконец внутрь стен. Практически все, что вы здесь видите, построено в середине 17-го века. Мощные фундаменты, уходящие вглубь провалы подвалов... (рисунок 11). На заднем дворе основного храма, Вознесенского собора - отрытые из земли могильные плиты братии. Я сфотографировал две, 17- го века, с одинаковым орнаментом, на одной можно при желании даже прочитать дату (рисунок 12). Подъемного материала здесь почти нет: хотя под ногами валяется много всякого, это все строительные остатки, образовавшиеся после многочисленных реставраций комплекса, вконец его добивших. Из достопримечательностей, наверное, только мощи Пантелеймона Исцелителя, к которым стекается множество народа, да сами монахи, которых изредка видишь спешащими по своим делам.

Монастырь оставляет сильное ощущение своей уединенностью и красотой, и, боюсь, мне не удалось здесь передать это настроение, охватывающее всякого посетителя. Я позволю себе сформулировать главные выводы, чтобы они не затерялись в тексте:

1. Вопреки распространенному мнению, полагаю, что стены, ныне стоящие, возникли вместе с монастырем, в середине 17-го века. В 18-м веке территорию монастыря увеличили, надстроили новый периметр, западный, но более слабые, без белокаменного фундамента стены разрушились, а старые остались стоять.

2. Возле монастыря существовала развитая инфраструктура - гостиницы, колодцы, могилы с почитаемыми покойниками, дренажные сооружения. Сведений об этой стороне жизни монастыря не осталось в источниках.

3. Поскольку на месте монастыря найдена керамика 15-го века, возникает вопрос, был ли на самом деле факт переноса монастыря "на версту" после катастрофы в самом конце 16-го века. Необходимо обследование территории, где первоначально находился монастырь.

Евгений АРСЮХИН,

декабрь 2001

Металл: адресный справочник - металлические шкафы для одежды. . продажа посадочного материала продажа посадочного материала okm . Бельё женское смотрите на www.butik.ru.
Используются технологии uCoz