Рисунок 1. Водопад Учан Су: рядом с ним была крепость Исар Кая. Рисунок 2. Реконструкция храма в Массандре. Рисунок 3. Фреска из Массандры. Рисунок 4. Архитектурные особенности храма из Массандры. Рисунок 5. С этого холма начиналась Ялта. Рисунок 6. Тот же холм - вид с канатной дороги. Рисунок 7. Вид на новую часть города. Рисунок 8. Османские уголки Ялты. Рисунок 9. То же. Рисунок 10. То же. Рисунок 11. Портал дома в греко-османском стиле. Рисунок 12. Храм Иоанна Златоуста, вид с моря. Рисунок 13. Колокольня Иоанна Златоуста. Рисунок 14. То же, деталь. Рисунок 15. То же, собственно храм. Рисунок 16. То, что осталось от колокола храма Иоанна Златоуста. Рисунок 17. Купол собора Александра Невского, вид с канатной дороги. Рисунок 18. Дворец эмира Бухарского. Рисунок 19. То же, деталь. Рисунок 20. То же, деталь. Рисунок 21. Владелец дворца. Прижизненное фото, цвет восстановлен на компьютере. Рисунок 22. Ялта в 1890 году. Рисунок 23. Набережная Ялты в 1875. Рисунок 24. Витрина Ялтинского музея, на которой - предметы быта татар Ялты 19-начала 20 вв. Рисунок 25. Чаши золотоордынского времени, 14 в, Ялтинский музей. Рисунок 26. Чаши турецкого времени, 15-16 вв. Рисунок 27. Крест 15-17 вв с греческими надписями, окрестности Ялты. Рисунок 28. Рыболовный инвентарь из Ливадии, 8-9 вв. Рисунок 29. Якорь, поднятый у берега Ялты. Форма оставалась неизменной с 14 по 18 в. |
Ялта - столица мира Ялта в 1838 году Ялта – город, лучше которого, наверное, нет больше на этой земле. Однако, и там, погрузившись в его волшебство, нет-нет, да ленивый умственный взор наш задавался вопросом – откуда взялось это чудо? Откуда название, кто основатель? Как оказалось, найти ответ очень непросто. Всех волнует современность этого города, как кажется, лишенного истории. Нам упорно рекомендовали “женщину, которая знает о ялтинской архитектуре все”, но мы ее не нашли – отчасти по нашей лени, отчасти из-за ее расслабленности, чем отличаются все жители курортных городов. Вот что удалось нам выяснить самостоятельно. Ялтинская котловина была обитаема с самой древности. На восточной окраине современного города (поселок Чехово) в 5-1 вв до РХ было таврское поселение. В самом историческом центре, у Поликуровского холма (там, где ныне колоколья Иоанна Златоуста) нашли “таврские ящики”, то есть могильник 6-5 вв до РХ. Можно полагать, что от языка тавров осталось название "Ливадия", которое не выводится ни из одного современного языка. Греки звали район Ливадии "Панас Чаир"="Священный Луг", что указывает на существование здесь святилища, видимо, нехристианского. Интересно, что на украинском языке "Левада" также означает луг, в связи с чем можно полагать происхождение этого украинского слова из таврского. Берега будущей Ялты могли посещать также эллины - вроде бы на побережье найдены вещи 4 в до РХ, но не верится, чтобы они могли здесь закрепиться: соседство с таврами им вряд ли понравилось бы. Но в столь глубокой древности Ялта, конечно, еще не может считаться городом. Вообще, на Южном берегу города как таковые возникают очень поздно: отсутствие хороших гаваней, дикие тавры, близкое соседство с горами, затруднявшее земледелие... На самом деле, если попытаться применить известные из греческих трактатов правила выбора места для основания города, получится, что здешние места не удовлетворяют ни одному. В 3 в на Южный берег проникают готы, которые вытесняют остатки таврских племен. Когда император Юстиниан в середине 6 в строит для готов, ставших к тому времени союзниками империи, крепости Алустон (Алушту) и Горзувиты (Гурзуф) в непосредственной близости от Ялты, эти акции должны были вызвать активность и всплеск урбанизации по всем окрестностям. Я уверен, что к 6-7 вв можно отнести формирование сначала прото-города, а потом городского поселения в Ялтинской котловине. Но эти времена покрыты мраком. Впервые Ялта как "Джалита" обнаруживается в сочинении арабского историка Аль-Идриси под 1145 годом. Быть может, археология поможет пролить свет на этот темный период жизни Ялты? Разведками выявлены небольшие земледельческие деревеньки, промышлявшие также гончарным промыслом, 8-10 вв. Они находились на землях санатория в Нижней Ореанде; на территории самого города - в Аутке (ныне поселок Чехово, там и тавры жили), поселке Ай-Василь (Св. Василий, там и храм наверняка был, но не сохранился), Дерекое (поселок Ущельное), Массандре. П. Кеппен видел также развалины укрепления на Поликуровом холме, от которого к началу 20 в уже не было и следов; вероятно, оно выросло из таврского поселения и может считаться самым "настоящим" ядром Ялты. Когда шла застройка вдоль нынешней Киевской улицы, строители постоянно натыкались на керамические печи, остатки жилищ, погребения, врытые в землю пифосы. Все это датируется 7-12 вв. Действительно крупный средневековый центр был упрятан в горах, на северо-запад от Ялты (сейчас тоже в черте города). Там возле водопада Учан-Су ("Летящая вода" по-татарски), на скале Исар Тепе, расположены развалины замка Учансу-Исар. Сам водопад находится выше от замка, и дает начало ручью, который омывает подножие замка. Мне очень жаль, что нам не удалось его посетить. На одной из скал - Ставри Кая - была церковь. Замок был, собственно, башней на скале, с аркой высотой 6 метров, и полутораметровой толщины стенами. Башня была двухэтажная, почти прямоугольная, но углы скругленные. На второй этаж шла лестница, частично каменная, частично вырубленная в скале. Замок датирован 12-15 вв. Татары называли скалу и крепость (в историческое время покинутую) Исар Тепе (Крепостной холм), греки, как сообщает в своей книжке Владлен Авинда – Кремисто Неро, то есть Висячая вода (на них производил, видимо, впечатление водопад Учан Су). Смешанным греко-татарским названием считает Авинда слово Зиго Исар (Тихая крепость), как называли эти места аборигены Ялты в 19 в. У них же в ходу было и простое название – Кастрон, то есть “крепость”.Перенесемся теперь на восточную окраину города, в Верхнюю Массандру, где у водопада на землях винсовхоза найдены и раскопаны остатки большого храма с погребениями. Удалось восстановить план храма, и даже плита с остатками фресковой росписи была найдена. Датировка храма - такая же, как у замка. Напомним, что Джалита уже была. Итак, археология позволяет нам убедиться в нашей правоте. Выясняется, что готы, вступившие в союз в Римской империей, на самом деле принесли сюда импульс урбанизма. Постепенно готы, пережившие хазарское нашествие (8 век) стали все увереннее называть себя "греками". Джалита образуется видимо вскоре после 6 в. Собственно Джалита - поселение на холме, где сегодня высится колокольня Иоанна Златоуста, и цепочка поселений вдоль улицы Киевской. Храм Иоанна, возможно, стоял уже тогда (недором мыс в центре Ялты назван также в честь св. Иоанна). Джалита была окружена как минимум двумя небольшими городками: замком Учансу-Исар (название позднее) и безымянным поселением в Массандре (а может, его так и звали - Массандра). Что же может значть название - Джалита, позднее - Ялита, Каллита, Гиалита и Эталита? Прежде всего, мы не должны цепляться за "Джалита" как за исходное, поскольку имя это передано в арабской огласовке, а это значит - особенно сильно искажено. Мы отбрасываем традиционную трактовку "Ялта"="Ялос"="Берег" (греч.), поскольку это и натянуто ("ялос" - слово из современного греческого), и бессмысленно: берег тут везде. Обратим внимание, что неизменным остается вторая часть -"лита". Первая часть слова - скорее всего, Га-, поскольку от нее и Ка- (при оглушении), и Джа- (при озвончении). Итак, Галита. Раз ни из какого языка вывести это слово, кажется, невозможно, остается предположить, что оно, как "Ливадия" и, кстати, как "Массандра" происходит из таврского или скорее готского. Вскоре после 1204 года (год захвата крестоносцами Константинополя) среди "греков" Крыма начинаются процессы консолидации в княжество, столицей которого стал Мангуп-Феодоро. Ему противостояли Венеция и Генуя, которые с 1270 утверждаются в Судаке и в Кафе. Статус Галиты этого времени неясен, но скорее всего она тяготела к Феодоро. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш передает Южный берег под контроль Генуи, которая основывает здесь свое Капитанство Готия. Точно известно, что в 1449 в Ялите сидел консул (он платил за назначение свое 2 сомма - столько, сколько в Алустоне, но вдвое меньше, чем в Партените, Боспоре и Херсоне). О жизни Ялты тех лет красноречиво говорит клад, найденный в бывшей деревне Ай-Василь. О нем подробнее. Клад найден в 1901 году, состоял из 61 серебряной монеты, серебряной чаши и шести ювелирных изделий. 43 экз монет - чеканены генуэзцами в содружестве с ордынскими ханами в Кафе (тамга хана и герб Генуи). Из пяти татарских монет четыре чеканены первым ханом династии Гиреев, Хаджи Гиреем (ум. 1466), одна - ханом Махмудом бен Мухаммадом бен Тимуром, чеканена якобы в Укеке (это явная ошибка публикаторов клада; скорее всего, в Хаджи Тархане; 1459-1466). Несколько генуэзских монет, публикатор не уточняет, каких, и золотая венецианская дожа Томмазо Мочениго (1413-1423), припаянная в качестве щитка на перстень. Таким образом, по составу нумизматического материала, как он выглядит по не слишком надежной публикации [В. Залесская. Клад из Ай-Василя... Сб. Византия и средневековый Крым, Симферополь, 1995], клад был зарыт около 1466 или чуть ранее. Кому же принадлежала Ялта в этот момент, если судить по монетам? Маркером принадлежности к владениям Феодоро могли бы стать находки византийских монет, чего нет. Вместо этого - богатый набор итальянских монет, что доказывает: Ялта была прочно в составе Капитанства Готия. Помимо монет, в кладе было два креста, три перстня, цепь и чаша. Однако, в определении предметов автор публикации, кажется, много путает. Факт, что все эти предметы практически не имеют аналогий и, видимо, изготовлены искусными, близкими к генуэзцам, но не чуждыми византийским традициям мастерами если не в самой Ялте, то где-то в Кафе или в Судаке. В мае 1475 Ялта, как и все города Южнобережья, сдалась туркам без боя (сопротивлялся только Мангуп), и до 1774 года будущая курортная жемчужина оказалась в округе, который подчинялся лично турецкому султану. Впрочем, турки пробыли тут недолго, потому что в самом начале 16 в их вспугнуло сильное землетрясение. Они покинули крепость у водопада Учан-Су, где только обосновались, и передали контроль над Ялтинской котловиной крымскому хану. Лет 70 эти места стояли пустыми, около 1570 здесь обосновались армяне и греки. Представляется, впрочем, что турецкий (татарский) период в жизни Ялты недооценен исследователями. Когда попадаешь в Старую Ялту, первое, что поражает - крайне восточный облик города. Я ждал чего-то сталинского; когда узкие улочки, домики с нависающими над улицей балконами, дворы, входы в которых украшены арками - все это бросилось в меня, как какой-то Стамбул - я был, честно говоря, просто в шоке. Откуда, как? Нам ведь вбивали, что турки ничего не оставили Крыму, только соки из него выжали. Нам ведь говорили, что Ялта была так ничтожна в турецкое время, что уж точно не могла впитать в себя ничего из османской архитектуры... Могла, и впитала. В старой части Ялта - типичный османский город, нравится нам это или нет, турки это выстроили или нет. Когда русские прибыли в Ялту, они нашли на месте будущей столицы Крыма рыбацкую деревушку (или небольшой поселок) с храмом. Храм, очевидно, был посвящен св. Иоанну и находился на мысу св. Иоанна или несколько выше, там, где стоит ныне колокольня, посвященная Иоанну Златоусту. Не сомневаюсь, что русские, несмотря на подчеркиваемую в источниках провинциальность Ялты этого времени, нашли уже более-менее сложившуюся градостроительную систему и традицию, пусть даже выраженную тремя улицами и 10-ю домами. Около 1771 Суворов строит здесь редут (не знаю, где именно он был), в 1774 Ялта окончательно переходит под русский контроль. Русские выселили отсюда (как и вообще из Крыма) греческое население, чем полностью обескровили полуостров, зато на Азовском море, куда греков переселили, появилась новая “Ялта”. Потом греки стали возвращаться, и один русский путешественник видел в 1800 году “13 избушек” греков-военнослужащих, которые несли пограничную службу в суворовском редуте. Постройка нового храма Иоанна Златоуста спровоцировало придание Ялте статуса города (1837). В ней была тогда лишь одна четко оформленная улица - Елизаветинская (ныне улица Игнатенко), 30 дворов, и 244 человека. Кстати, название улицы появилось случайно. Когда российский император приехал на освящение храма Иоанна Златоуста, он увидел единственную улицу и спросил, как она называется, но - у улицы не было имени; тогда один шутник не растерялся, и заявил, что улица называется Елизаветинская (Елизаветой звали жену тогдашнего губернатора Новороссийского края, куда входил Крым). Конечно, улица носила какое-то название у местного населения, скорее всего, татарское, но пренебрежение русских властей к обычаям не знало подчас границ (хотя были и обратные примеры). Вот как описывает очевидец город Ялту 1860-х гг: “На всем протяжении бухты, вплоть до речки Учан - Су, на которой жиденький деревянный мостик почти ежегодно сносился речонкой, - голый берег с остатками разрушенной деревянной набережной. Кое-где из-за зелени выглядывает дачка - их счетом было пять - шесть, и это на всем протяжении между Дерекойской речкой и Учан-Су. Деревня Аутка была как следует деревней, куда вела из Ялты извилистая, непроезжая в дождливое время дорога через табачные и виноградные плантации”. Но это были последние годы забвения: Ялта понравилась императорской семье, вошла в моду, и в 1911 году здесь жило уже 30 тысяч человек. Между реками Дерекой (по-татарски “Быстрая”) и Учан-Су возник Новый город, Старый город группировался вокруг колокольни Иоанна Златоуста, а еще западнее Нового города располагалось Заречье с его полными порока окраинами. Последний курьез, который городу преподнесла история – в 1921 году Ялту переименовали в Красноармейск, но скоро одумались. Об архитектурных шедеврах Ялты написаны тома. Нас они не слишком привлекли, поскольку, по нашим меркам, выстроены "слишком недавно". Главная ценность города, с нашей точки зрения - сам город в целом, старые кварталы, вписанные в крутые уступы гор, элементы средневековых приемов строительства в домах, выстроенных в лучшем случае в конце 19 в. Есть, однако, несколько конкретных памятников, которые мы изучили. Собор Иоанна Златоуста освящен в 1837 году. Сегодня от здания сохранилась только колокольня (массив храма разрушен во время последней войны). Зато эта колокольня, как минарет, вздымается над крышами старого города – идеальный ориентир и для путников, и для судов. Кстати, именно это "навигацкое" свойство спасло колокольню от разрушения советскими варварами. Колокольня нанесена на все навигационные карты, и военное ведомство воспротивилось ее сносу. Колокольня находится в парке, под защитой ограды. Все очень чисто, идет служба. Крымская церковь, даже относительно современная, все равно разительно отличается от храма в средней полосе России. Если там только и думаешь, как бы не получить нагоняя от прихожан, здесь видишь, что храм тебя принимает и ничего не требует. Если, будучи в Ялте, истомитесь от порока, отдохните в ограде св. Иоанна, полегчает. Собор Александра Невского напоминает храмы 17 в, но построен в 1902 г. Он не производит такого глубокого впечатления, как Иоанн Златоуст, но очень красив в зарослях, и всегда как-то неожиданно предстает перед вами в ваших прогулках. Кроме этих православных, в Ялте есть и иноконфессиональные храмы. Армянский храм строился в 1909-1917, за образец приняли храм св. Рипсиме в Эчмиадзине близ Еревана (618 г). Римско-католический костел на берегу Учан-Су построен в 1914 году в стиле готической архитектуры западноевропейского средневековья. Едва ли не самым интересным зданием Ялты показался мне Дворец эмира Бухары Сеид Абдул Ахан-хана (сегодня это - корпус санатория “Ялта”). Почему дворец правителя Бухарии стоит в Ялте? С 1868 года Бухария, в которой тогда правили ханы из династии Мангытов, стала под протекторатом России. Это был выбор, отчасти насильственный, отчасти сознательный, который Бухария сделала между Россией и Англией. Хан потерял большинство прав, кроме самоуправления, и превратился в эмира, зато получил возможность наслаждаться жизнью в России.Эмир Бухарский купил около четверти участка земли, занятого ныне санаторием, в 1898-1900, и заложил здесь парк, дворец, дом для гостей, а также 4 хозяйственных постройки. Все вместе эмир назвал “имение Дилькисо”, то есть “Обворожительное”. Остался только дворец, который отстроил в 1903 году ялтинский архитектор Тарасов в мавританском стиле. Дата рождения Сеид Абдул Ахана неизвестна; он вступил на престол в 1885, умер в 1910. Он отменил в эмирате рабство, кровную месть, практику подземных тюрем, за что Николай II пожаловал эмира чином генерал-лейтенанта, в 1895 зачислил в Терское казачье войско (где хан, впрочем, почти не показывался) и наградил российскими орденами Св. Владимира I степени, и Св. Апостола Андрея Первозванного. В свою очередь, хан щедро награждал россиян, в том числе многих ялтинцев, орденами эмирата (Золотой звездой и другими), которые казались тогда награжденным пустыми побрякушками, а сегодня стоят немалых денег. Он приколол орден Звезды даже Юсупову, который его жестоко разыграл – подал сигару, вместо табака начиненную фейерверком. Местный градоначальник поставлял эмиру женщин для утех, и тоже получил орден. Кроме дворца, эмир построил в Ялте больницу, и подарил ее городу. В Ялту эмир ездил через Баку, где братья-мусульмане встречали его с почетом, и катали на коляске с надувными колесами, которая эмиру так понравилась, что ее подарили ему вместе с кучером; кучер, впрочем, истомившись от Бухары, вскоре бежал в Баку. В те годы в Баку хотели строить текстильный завод, против чего взбунтовался "текстильный король" Савва Морозов. Эмир предложил бакинцам строить фабрику в Бухаре, где, кстати, и хлопок свой, но бакинцы выстроили таки фабрику у себя. И, хотя ее вскоре после строительства подожгли, все же перед 1917 годом весь Ближний Восток одевался в бакинскую мануфактуру. Этому эмиру наследовал его сын, Саид Мир Алим хан (1886-1946). В 1917 году дворец в Ялте национализировали, а эмир бежал сначала в Бухару, а в 1920 году - в Кабул, где и умер. Перед побегом в Афганистан эмир закопал в Гиссарских горах всю казну, около 10 тонн золота. Все, кто прятал клад, были убиты. До своей смерти эмир посылал отряды диверсантов, чтобы те добыли золото и переправили его в Афганистан, но этих шахидов хватали комиссары и мучили, требуя выдать тайну золота. Его так и не нашли. Несколько лет назад имя хана опять всплыло - в калифорнийской уголовной хронике. На выставке в Лонг Бич выставлялся среди прочих сокровищ Музея этнографии Санкт-Петербурга золотой кинжал, инкрустированный бирюзой и изумрудами. Его похитили прямо с витрины, но потом подбросили в картонной коробке в ближайшую телефонную будку. Такова Ялта. Не обвиняйте нас в том, что мы не рассказали здесь о других, традиционных архитектурных шедеврах этого города, и о событиях, бывших после революции. Написано об этом немало, мы же постарались приоткрыть именно то, что слабо освещено источниками. Если вы захотите знать больше, приходите в Ялтинский музей, он небольшой, но достаточно полный. Думаю, наше молчание только оттеняет загадку Ялты и побуждает наших читателей самостоятельно ехать в Ялту, искать, находить и удивляться. Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова, весна 2003 Литература В. Залесская. Клад из ай-Василя: об историко-культурных связях средневековой Ялты // Сб. Византия и средневековый Крым, Симферополь, 1995. О. Домбровский. Средневековые поселения и "исары" Крымского Южнобережья. // Сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974. |