Рисунок 1. Клещин, общий вид.

Рисунок 2. Валы Клещина со стороны озера.

Рисунок 3. Валы и ворота "с торца".

Рисунок 4. То же.

Рисунок 5. "Башня" - отдельно стоящее возвышение перед воротами.

Рисунок 6. Ворота.

Рисунок 7. Ворота на противоположной стороне.

Рисунок 8. Храм 18 в в деревне Городище.

Рисунок 9. Синий камень.

Рисунок 10. Другое фото (с сайта, посвященного камню).

Рисунок 11. Еще одно фото камня, и тоже не мое.

Рисунок 12. Фактура поверхности камня (с того же сайта).

Рисунок 13. Александр Невский приезжает "в Переславль, что на Клещине". Озеро - слева вверху. Миниатюра 16 в.

КЛЕЩИН ГОРОДОК: славянская крепость, резервация для мордвы, или образчик дружбы народов эпохи Средневековья?

На берегу Плещеева озера, в стороне от города Переславля Залесского, за Никитским монастырем, и еще точнее – на окраине деревни Городище, высятся мощные естественные холмы-останцы, укрепленные человеческими руками и превращенные некогда в сильную крепость. Это – Клещин городок, памятник археологии. Место – сверхзагадочное. Кто строил, когда, почему бросили – ничего не ясно.Попробуем что-то разведать.

Диспозиция

В одном из свежих справочников о городищах Древней Руси о Клещином городке содержится лаконичная запись: "На юго-западной окраине села Городище, на высоком отроге коренного берега Плещеева озера, городище (Клящино). Поселение, овальное (175х120м) в плане, обнесено по периметру валом. Его общая площадь около 2 га. Высота валов со стороны площадки достигает 3,5 м. Поселение исследовалось П.С. Савельевым, а в последние годы – К.И. Комаровым. Культурный слой (1,2 м.) сильно нарушен кладбищем. Встречены многочисленные обломки древнерусской гончарной керамики. По мнению П.Н. Третьякова на месте городища находился первоначальный Переяславль, вскоре перенесенный в устье Трубежа. На северо-запад от городища, на другой стороне оврага, расположено открытое селище (площадь около 3 га). Здесь найдена лепная и гончарная древнерусская (IX-XIII вв.) керамика." [Благодарю Дмитрия - http://goledyanka.narod.ru, который обратил мое внимание на этот источник].

Упомянутое вскользь "открытое селище" - это Александрова гора (другое название - Ярилина плешь; высота 30 м), возле которого лежит знаменитый Синий камень. Мы не смогли побывать на горе, однако, говорить о ней будем, поскольку между окраиной села Городищи и Александровой горой археологи ходят, как между двух сосен.

Все сходятся, что селище на Александровой горе древнее. Нижние слои - со времен неолита (фатьяновские топоры). В 9 веке возникает "раннегородской комплекс со смешанным славяно-мерянским населением". Был ли это тот самый пункт, о котором Повесть временных лет говорит "а на Клещине озере меря же"? Комплекс пустеет в 11 в. Александр Невский в честь победы над немцами в 1240 основал здесь монастырь с церковью Бориса и Глеба; тут же могла быть его загородная "дача" (отсюда - название горы). Монастырь погиб в Смуту 17 в и больше из пепла не встал. В 1629 году, по Писцовой книге, поверхность Александровой горы перешла на покос Никитскому монастырю.

Александрову гору копали. У подножия вскрыто курганное поле (1341 погребение), среди инвентаря - секира и топоры, предметы для всадника, арабские монеты 9-10 вв. На горе фиксируются остатки монастыря 14-16 вв (стена и шесть башенок), найдено более тысячи монет времени Ивана Грозного - видимо, монастырский клад, зарытый перед Смутой.

Мощная крепость на соседнем холме, возле деревни Городище, строится в 11 веке, когда пустеет поселение на Александровой горе. Это, очевидно, и есть город Клещин, или Переславль Старый, упомянутый в ряде источников. По легенде, Клещин сгорел, когда христиане сбросили с Александровой горы Синий камень (см. ниже). После того, как в 1152 Юрий "перевел" город к устью Трубежа, Клещин остался жить. И живет, выходит, до сего дня: нынешнее село Городищи суть пережиточный посад крепости (как в Перевитске - крепости нет, посад остался). Есть сведения, что раскопками на Клещине обнаружен фундамент церкви, но мне неизвестно, как она датируется, и, гуляя по этому компактному памятнику, я его не приметил. В 2000 году московские кладоискатели (я видел уродливые следы их работы) нашли на городище клад: 96 московских и 57 тверских медных монет (пул), очевидно, 15-го века.

Летописи

Первое упоминание Клещина   – в “Повести временных лет”. В недатированной части (написана веке в 10-м) читаем: “На Белеозере седять Весь, а на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере Меря же... А се суть инии языци, иже дань дають Руси. ..”. Итак, здесь не говорится о том, что есть некий город Клещин. Здесь констатируется, что на "Клещине озере" сидят мерянские племена, и платят дань Руси. ПВЛ фиксирует, как мне кажется, поселение на Александровой горе, причем без названия.

Тверской летописец под 1152 годом сообщает, что Юрий заложил “Переяславль Новый”. Значит, город, бывший до того (крепость у села городище) - это Переславль Старый.

Типографская летопись дает суммарный "список построек" Юрия, помещая его в 1152 год: “Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отверъзя ему бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздальской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Георгев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа”. Про Переславль сказано, что он был "переведен от Клещениа" (озера). Итак, был город Переславль, а вовсе не Клещин, на Клещином озере. Построили новый. Как стали после этого звать старый?

И вот теперь уже - Клещин, как он упоминается в "Списке городам дальним и ближним" (около 1385 г) вместе с собственно "Переяславлем". Этот Клещин вместе с Переславлем нарисованы на миниатюре 16 в к Житию Александра Невского (рисунок 13), где Александр возвращается в "Переславль иже на Клещине", чтобы подавить мятеж; Слева вверху - озеро, внизу - Переславль, справа вверху - небольшой городок у озера, очевидно, Клещин.

Итак, чисто мерянское поселение на Александровой горе исчезает в тот самый момент, когда возникает славняская колония Переславль (Старый). В 1152 году Юрий переводит город на более удобное место, а за оставшимся поселением постепенно закрепляется имя Клещин. Город постепенно рустифицируется, сегодня это деревня, жители которой - прямые потомки жителей Переславля Старого-Клещина.

Этимология

Этимология названия “Клещин” темна. Ясно, что современное название озера - Плещеево - образовалось путем последовательной трансформации "Клещино". В литературе написано, что слово происходит от "плескаться" или от "клещ=лещ". Однако, это неудовлетворительно.

Русская этимология (см. словарь Даля) предлагает "клещить"="щемить, ущемлять, гнести, жать, сжимать, тискать, сдавливать". Поскольку это не может относиться к положению города между какими-то преградами, придется сделать заключение об угнетенном в политическом смысле положении горожан. Однако, мы думаем, что это суть переосмысление прежнего, созвучного мерянского имени озера и поселка. Очень показательно название оврага Белая Слуда, который отделяет Клещин от Городища. Слуда - явно от угорского "сотыла"="светлый", так что имя - сумма угорского прототипа и русского перевода - Белая Светлая. Другой же овраг называется просто - Глинница.

Я могу предположить, что в основе "Клещиен" лежит очень распространенный и многозначный в угорских и тюрских языках корень “келе”, что значит, в частности, “молиться”, “просить” (отсюда русское “клянчить”). Не исключено, что в этом месте находился крупный требный центр мери, куда в означенные дни или месяцы стекались на моления. На это указывает знаменитый Синий камень.

Итак, озеро и поселок на Александровой горе в дославянское время мог называться Келе, что значит Требище. Славяне, покорив мерю, переиначили Келе на Клещин - "покоренный, зажатый".

Синий камень

Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, “а как пройти к Клещину городку”, или даже “а где деревня Городище”, вы добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – “а как пройти к Синему камню?”

"Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)

"Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки кальцита..." (21 в).

Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это - 12-тонный валун, принесенный ледником. Мы камня так и не нашли, хотя имели точные указания. Говорят, что ныне камень почти скрыт камышами, а еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе - правда. Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В 17 в некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, но, едва погрузили на сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная газета в 1850-х гг, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность "мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам. Если истолочь его в порошок и выпить, то пройдет импотенция. И НЛО рядом видят. Видимо, лечится.

В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с основанием в 13 в на горе Борисоглебского монастыря.

Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще Лось-камень где-то в лесах к западу от озера, каменная баба в Берендеевом болоте (подобную бабу я видел в Тверских лесах в начале 90-х). Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут грибы и ягоды, и пятятся. В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в 1840-х разбитый на щебень, а на площади перед Спасо-Преображенским собором и сейчас лежит культовый валун.

Все это вместе взятое свидетельствует о существовании на Александровой горе крупного требного межплеменного центра, чем и объясняется особое внимание к нему автора Повести временных лет. Синий камень был центром культа и лежал на самой горе. Этот центр сложился, очевидно, еще до РХ. Обычаи, которые мы видим сегодня - пережиточные явления некогда мощной мерянской традиции.

По Клещину

Мы не были на Александровой горе, но еще побываем. Пока наш рассказ о крепости возле села Городище. Крепость находится на вершине естественного холма-останца (второй террасы Плещеева озера). Она имеет подпрямоугольную форму. Валы в нынешнем состоянии невысокие, порядка 2 метров или менее, насыпаны по всему периметру, как в той стороне, что примыкает к отвесному обрыву оврага (на озеро), так и в противоположной, более пологой части (которая смотрит на нынешнюю деревню Городище).

Первое, что бросается в глаза – это вынесенная наружу “башенка”, совсем как в Старой Рязани и в особенности в Перевитске. Ворот я насчитал трое (одни, скорее всего, прокопаны в более позднее время; остаются двое, на противоположных сторонах друг от друга, как бы на “торцах”, то есть они смотрят и не на озеро, и не на деревню). Поверхность городища ныне распахана под частные огороды. Судя по тому, что на вершине вала не удается приметить ни каменных фундаментов деревянных стен, как в Звенигороде, ни характерных для развитых частоколов фрагментов глиняной обмазки, можно заключить, что на валах стояли простые заостренные бревна, врытые в грунт. Вот, собственно, все наблюдения. К счастью, огородники позволили мне собрать немного подъемного материала. К его анализу и обратимся.

Археологический контекст

Как мы и ожидали, найдено три фрагмента лепной керамики, которая по облику может быть отнесена к переходной эпохе между концом собственно культуры меря и славянским заселением. Ее могли делать как те, так и другие. Фрагмент большого плоского сосуда с грубыми примесями выполнен еще в мерянской “баночной” манере (вторая половина 1-го тысячелетия по РХ). Два фрагмента из красной и серой глины корректно отнести примерно к 10-11 вв. Итак, самая ранняя керамика относится к 10-11 векам, ее этническая принадлежность неясна.

Далее следует серьезный хронологический разрыв. Нет характерной для домонгольских русских памятников раннекруговой керамики. Керамика красной глины из дурного теста, но вылепленная уже на быстром гончарном круге может датироваться 14 в. К этому же времени корректно будет отнести большую группу красноглиняной керамики хорошего теста, выполненную в манере, подражающей золотоордынцам. Такая керамика имеет хороший прожиг, четкие линии орнамента по тулову, часть ангобирована, один сосуд даже покрыт с внутренней стороны черным лаком. Это могут быть как изделия местных мастеров, научившихся базовым приемам у гончаров из золотоордынского Поволжья, так и частично собственно ордынский импорт. Таким образом, сразу после перевода города к устью Трубежа, городище пустеет. Жизнь появляется здесь снова уже в пост-монгольское время (13-14 вв).

Следующая группа (5 экз) керамики обычно определяется как “красноглиняная грубая”, и датируется 15 в. Непосредственно к ней примыкает один выразительный венчик белоглиняной грубой керамики. Тесто, полное крупных примесей, характерно для сосудов 14 в, но профиль венчика – это уже 15-й. Рубежом этих столетий и надо его датировать.

Наконец, суммарно 16-17 вв я датирую группу сосудов (8 экз) из серой глины типично московского облика. Часть носит лощение, часть нет. Выделяется носик рукомоя, изделия, столь любимого в северных районах Руси. И уже 18-м столетием датируется фрагмент из беспримесной красной глины с бурой поливой. Два оселка из сланца датировке не поддаются.

Таким образом, крепость на самом деле построена примерно в 11 веке. Около 1152 года она запустела, однако, после разорения монголами Переславля люди сюда вернулись, чем и объясняется появление отдельного города Клещина в Списке городов 1380-х гг. Тогда же, после монголов и появляется новое название: "а где живешь?" - "да на Клещине". Больше с Клещиным не происходило ничего катастрофического, кроме постепенной рустификации и утраты имени. Суффикс -ще в названии села Городище значит в русском языке - "место, где что-то было, но сейчас нет".

Причина переноса города в 1152

Цитирую типичный путеводитель по Переславлю Залесскому: “Еще в 10-11 вв здесь была поставлена славянская крепость Клещин (это ошибка - Е.А.). Но место оказалось неудобным. В 1152 году Юрий Долгорукий ставит город на новом месте, у реки Трубеж”. Итак, неудобство всему виной. Послушаем серьезного ученого А. Щенкова: “Рост значения города иногда приводил к переносу его крепости на новое место. Маленький городок выгодно было поставить на небольшом притоке так, чтобы он находился вблизи большой реки, но в то же время несколько в стороне от нее, не бросаясь в глаза. Большой же город стремился занять ключевые позиции и взять под свой контроль водную дорогу, что и вызвало в ряде случаев перемещение крепости. Одновременно с этой причиной перенос крепости мог быть и средством борьбы князя-строителя с местной племенной знатью… Княжеский двор расположился в главной крепости Ростова после переноса города с Сарского городища на берег озера Неро; в Переславле-Залесском, заменившем собою Клещин…”

На мой взгляд, это представление нуждается в корректировке. Мы уже говорили о том, что поселение на Александровой горе было чисто культовым, неукрепленным святилищем племени меря. Одновременно Плещеево озеро, конечно же - важный стратегический центр. Первая волна русских колонистов заняла соседний холм, поставив город Переславль (Старый). По совпадению ли исчезает селище на Александровой горе? Нет, конечно. Культовый центр был уничтожен, а меря частью истреблена, частью поселена на посаде Переславля Старого.

Какое-то событие в 1152 году вызвало восстание мерян, отраженное в легенде о сожжении Переславля Старого в день, когда христиане свергли с горы Синий камень. Видимо, славяне решили окончательно разрушить требище, что вызвало восстание коренного населения. Карательная экспедиция Юрия. Бунтовщики истреблены поголовно, оставшиеся славяне переведены в устье Трубежа (возможно, просто из суеверия перед Синим камнем и требищем), где силами той же мери, согнанной со всей округи, дабы работой замолить грехи сородичей, сооружаются колоссальные валы, храмы, дворцы. Впоследствии мерянская охрана была при дворце князя в Переславле (см. подробнее рассказ о Переславле), а русский царь, подчеркивая, что он хозяин над мерей, ввел в обряд коронации поедание ряпушки, что было культовым действом при инициации мерянских вождей (подробнее там же). Жители Переславля вернулись в заброшенную крепость после монгольского погрома в Переславле Новом. Город, заново обжитый ими, стал называться Клещин, впоследствии он превратился в село Городище.

Заключение

Когда идешь по валам Переславля, невольно думаешь, каких колоссальных трудов стоило их построить. Район Клещина озера стал источником не только рабочей силы, но, главным образом, и воинских сил. Сохранились прямые летописные свидетельства об участии мери в походе на Константинополь (907 г, поход Олега). Меря наверняка принимала участие в бесчисленных междуусобных войнах (например, 882 - походы Олега на Смоленск и Киев; вряд ли случайно, что в том же 882-м Олег налагает на мерю дань, так что воинская повинность была лишь одним из видов ее). Трудно думать, что этим людям хорошо платили за их работу. Жалко индейцев Америки. Слез не могу сдержать. Свободу Нельсону Манделе. Руки прочь от Ирака. Нет, кто все-таки скажет ВСЮ ПРАВДУ о том, как Мордия, Чудь, Мерянская земля стала Россией?

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова

Используются технологии uCoz