Рисунок 1. Круглая башня на рыночной площади.

Рисунок 2. Пустые глазницы - и гордые гербы.

Рисунок 3. Дворы и улицы Выборга.

Рисунок 4. В Выборге не был, но его основал.

Рисунок 5. Кафедральный собор лежит в руинах...

Рисунок 6. ... и посылает привет из 17-го века и из ГДР.

Рисунок 7. Часовая башня всегда на часах.

Рисунок 8. А у часов - прочная основа.

Рисунок 9. 14-й век, однако...

Рисунок 10. А это 16-й.

Рисунок 11. Бастион был мощным, но Петр оказался Великим.

Рисунок 12. Замок прекрасен в утренних лучах.

Рисунок 13. Крестоносцам все было видно сверху.

Рисунок 14. Что нарыли археологи.

Рисунок 15. Выборг не сразу строился.

Рисунок 16. Святой Олаф может гордиться.

Рисунок 17. Наталия сидит на самой старой стене замка.

Рисунок 18. Модель Выборга в руках у реформатора.

Рисунок 19. Я был у врат рая.

Рисунок 20. Какой замок без тюрьмы?

Рисунок 21. Признаюсь, когда мы снимались, и не думали, что интерьер взаправдашний.

Рисунок 22. Остатки роскоши.

Рисунок 23. Гвоздь, русский гвоздь.

Рисунок 24. Этим укреплениям туго не пришлось.

Рисунок 25. Природа сама сделала все. Архитектору осталось добавить детали.

Рисунок 26. Осколок Турции у границ Финляндии.

Рисунок 27. Остров мертвых хорош для живых.

Рисунок 28. Кто ты, ЦХ?

ВЫБОРГ: ВОСТОК-ЗАПАД

Мы поехали в Выборг в октябре 2001 года, привлеченные рассказами о единственном рыцарском замке на территории России. Из Москвы в Питер на поезде, который приходит в северную столицу в 4 утра, до Финляндского вокзала на такси, на первой электричке в Выборг, и в 7 утра мы там, потратив на дорогу до "Финляндии" по 400 рублей на человека.

Было еще темно и очень холодно. Возле вокзала, у заправочной станции, нам приглянулось кафе. Мы нашли там вкусную еду и нескольких финнов, усиленно поглощавших дешевый русский алкоголь в виде очаковского джин-тоника. Финны показались нам неприветливыми. Запомнились их тяжелые взгляды - все без исключения пялились на нас минут по 10, не отводя глаз. Наверное, таков их обычай, хотя, может, их смутил мой вид - небритость и головной убор делали меня похожим на моджахеда (11 сентября еще стучало в сердце каждого европейца), моя спутница, блондинка с длинными волосами, напротив, походила на уроженку Суоми, вот они и не могли взять в толк, откуда взялась столь странная пара.

Едва рассвело, мы вышли на улицу, и быстро обошли практически весь город, наслаждаясь пустыми улицами. Возле православных храмов уже подметали, из окон струился слабый свет. Храм в центре города выглядит совсем как где-нибудь в Муроме, но выходит на мощеную булыжником типично "европейскую" площадь, и от этого сочетания чувствуешь легкую потерю культурных ориентиров.

На рыночной площади уже суетились вьетнамские торговцы, как это делали на этом месте их предшественники-европейцы столетия назад. Дети джунглей вполне уместно смотрелись рядом с Круглой башней (рисунок 1).Она построена в середине 16-го века известным в Швеции специалистом по крепостям Ханном Бергеном. Вскоре после того возведенная крепость Кронверк одним флангом подходила к башне. Башня была также частью оборонительной системы из наполненного водой рва и вала. Впрочем, скоро она теряет фортификационное значение, и становится арсеналом, потом таможенным пунктом, а с 1860 года - рестораном, коим остается и поныне. Башня выглядит какой-то умилительно-нелепой, а в ансамбле рынка создает некое неуловимое средневековое настроение. Суетятся торговцы, и кажется, что попал на торжище лет 500 назад, если абстрагироваться от азиатских лиц.

Город кажется довольно запущенным, но именно благодаря этому - живописным. Часов в 9 стал появляться народ, и стало очевидно, что простой люд здесь живет бедновато. Фигуры рабочих, коротавших воскресное утро в ожидании открытия ларьков, навеяли воспоминания о том, что Выборг в 1999 году стал первой ареной распространенного ныне развлечения - захвата промпредприятий то ли по решению суда, то ли под дулами автоматов. "Выборгскую модель" году в 2000-м обсуждали едва ли не во всех газетах. Впрочем, вся эта "социальщина" испарилась из наших голов при первом же контакте с такими внешне неприветливыми людьми. Русские Выборга оказались едва ли не лучшими представителями своей нации, которых мы видели где-либо в России. Только тут прохожий сам предложит "сфотографировать вас с девушкой, а то у вас не будет совместного снимка" (я в первый раз подумал, что деньги вымогает или с фотоаппаратом хочет убежать - ан нет), таксист подвезет и денег не возьмет, любой покажет дорогу. Я подумал, что русским льстит каждый знак внимания к их городу со стороны представителей "большой России", им хотелось бы видеть больше русских туристов, и если у финнов они ценят их деньги, то у русских - их самих.

В Выборге много разрушенных зданий. Сильное сочетание - пустые глазницы окон, и европейские гербы на фасадах (рисунок 2; кстати, если эти заметки прочитает образованный выборжанин, может, он подскажет, чьи это гербы?). Дворы Выборга аутентичней петербургских (рисунок 3): каменный мешок, сложенный из валунов, внизу хлам, подслеповатые окна, двери полоротые, а сверху нависает силуэт Часовой башни, как Бог над бренным миром. Так что если в Питере двор - это каменный мешок, из которого нет выхода, то в Выборге даже на самом дне человек видит перспективу.

Напротив замка, который купался в лучах розового утреннего солнца, в окружении руин, стоит памятник шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону (рисунок 4), который когда-то инициировал захват карельских земель, и хотя сам, говорят, в походе даже не участвовал, все равно считается как бы основателем Выборга. Уже в такую рань вокруг памятника гуляли финские туристы, и толклась бабушка, просившая милостыню, но финны ей ничего не давали. Установлено, что на острове, где нынче замок, до прихода шведов в 1293 году было карельское (то бишь финское, если судить этнически) поселение, в котором, может быть, сидел новгородский наместник с кучкой головорезов, собиравший дань и дававший "чухонцам" "крышу". Шведы истребили все это под корень. Это был Третий крестовый поход - из серии печально знаменитых походов против карелов и славян. Ранее шведы уже захватили собственно Финляндию, и, взяв Выборг, на свою беду наступили на ногу новгородцам, что имело тяжелые последствия. Название "Выборг" обычно расшифровывают как "святая крепость". Слово "крепость"=бург читается легко, а вот с "ви" (якобы древнегерманское "святой", хотя причем тут германцы?) явная натяжечка. Как специалист по финно-уграм, могу утверждать, что это рудимент названия племени "весь", так что городок Мордвес или Арзамас в России и Выборг - тезки в некоторой степени, а первичное название Выборга - скорее "Весьборг", что в устах шведов быстро превратилось в нынешнюю форму.   Весь впервые упоминается в 4 веке как племя, покоровшееся готам Германариха (в огласовке "весинаброки", кстати, уже эта огласовка при желании дала бы форму "Выборг", если бы не хронологический разрыв). Весь занимала огромную территорию от Карелии до владимирщины, уже веке в 16-м окончательно растворилась в этносе Московского княжества, но и сегодня, сойдя с поезда где-нибудь в Твери, вы можете увидеть ярких его представителей, по паспорту и самоидентификации - русских. Новгородцы не оставили дела всуе, и впервые набросились на Выборг уже в следующем 1294 году, затем в 1322, но все безуспешно, что и неудивительно: Новгород контролировал огромную территорию, и уже не мог ее "держать" силами одного города, а у шведов было все же побольше ресурсов. Впрочем, есть версия, что в тот раз город был взят, и шведы вернули его за выкуп, но я не понимаю, откуда она взялась, если в летописи говорится обратное. Пытались брать Выборг и в 1495 году, и есть легенда, что шведы спаслись чернокнижием: якобы местный маг вызвал некий "гром", взрыв, обрушилась одна из башен, новгородцы отступили.

Далее на нашем пути оказались руины Кафедрального собора (рисунок 5). Впечатление довольно зловещее. Есть благородные руины - какого-нибудь византийского храма. Здесь от развалин хочется поскорее уйти. Не знаю, почему. Информации о нем стыдливо-мало. Пишут, что построен в 1418 году на месте прежнего. Разрушен во время последней войны. Сколько в России соборов 15-го века? Надо бы восстановить. Погуляв с полчаса по руинам, нашли некоторое количество подъемного материала, но все позднего. Некоторые фрагменты еще могут претендовать на 17-й век (рисунок 6, справа), поскольку рисунок у орнамента крупный, а глина еще грубоватая, тогда как прочие явно позднее, венцом же стала находка донца тарелки с надписью "сделано в ГДР" (тот же рисунок, слева). Я мог бы даже установить фабрику, если бы разбирался в немецком фарфоре. Привет от несуществующего  государства несуществующему храму.

Сквозь руины просвечивает контур Часовой башни (рисунок 7) . Ее основание сложено из столь мощных гранитных валунов (рисунок 8), что не верится, будто эту работу выполнили люди. Такое чувствовал Одиссей, осматривая пещеру Циклопа, затворенную огромным камнем. Башня сооружена в 1494 году, разрушена и восстановлена Петром Первым. Часы появились уже при русских, в 1753. Стоя возле башни, понимаешь, что средневековым строителям прежде всего нужно было решить проблему фундамента. Русские строили на белом известняке, торгуя им, Москва, по моему предположению, стала столицей (читайте об этом здесь). На севере все возводили на валунах. Две разные техники, а результат блестящ в обоих случаях.

За башней стоит простой жилой дом 14 века (рисунок 9), так называемый "гильдейский", каковых в свое время в Выборге было, намерное, море, а теперь всего два осталось, этот и другой, 16-го века (рисунок 10), бывшее "хоромное строение купца Векмана". Но если 500-летний дом еще держится молодцом, то его товарищ постарше сильно сдал, и стоит весь по уши загаженный. Мы крутились-вертелись, чтобы сделать снимок без этой грязи.

Бастион Панцерлакс (в переводе со шведского "Щит залива", рисунок 11) разочаровал - мощная стена утопает в каких-то поздних наслоениях, часть бастиона занимает порт, огороженный "колючкой". По руинам гулял европейский турист, в уединении припадая к корням. Это был один из бастионов Рогатой крепости, окончательно оформившейся к 1580-м годам. Ее строительство было вызвано именно новгородским штурмом конца 15-го века, когда прежние стены сильно потрепали. Для своего времени это было прогрессивное сооружение, построенное по итальянской модели, и в 17 веке считалось едва ли не лучшим бастионом Швеции. Последний раз шведы укрепляли бастион в 1703, но Петр его все равно взял.

И вот наконец замок (рисунок 12). По винтовой лестнице поднимаемся на вершину башни, и наслаждаемся видом, насколько позволяет толкотня визжащих от высоты и головокружения школьников-экскурсантов (рисунок 13). Музей при замке бедноват, хотя несколько археологических экспонатов есть (рисунок 14). Музей же подводной археологии, возле въездных ворот, тоже пока еще барахтается в пеленках, и нужно быть большим фанатом дайвинга, чтобы получить от него удовольствие.

Замок заложили на еще дымящихся руинах карело-новгородской фактории сразу, в 1293 году, к 17-му веку он стал таким, каким мы видим его сегодня (рисунок 15, на котором, по данным Архитектурно-реставрационной мастерской Выборга, отражены этапы строительства). Башня, доминирующая над замком и городом (рисунок 16) носит имя святого Олафа, крестителя Скандинавии. До 16 века в замке часто бывали и короли, которые не имели пока своей резиденции, и, подобно древнерусским князьям, ездили по стране и "кормились". Самые старые стены 14-го века можно видеть на Кузнечном дворе (рисунок 17), который так назвали потому, что на этом месте упоминается кузница 16-го века. В основном же двор был занят деревянными хозяйственными постройками. В 15-м веке наместником замка был Кнутссон Бунде, которого выгнали с трона в 1442 году, он 6 лет отсиделся в Выборге, потом трон вернул. Бунде укрепил замок - на всякий случай, и не зря, поскольку его еще дважды прогоняли с трона (рисунок 18, взятый из брошюры о Выборгском замке). Здесь начинается светская жизнь. Райская башня (рисунок 19), тоже возведенная в 15 веке, где жили аристократы, своим названием хранит воспоминание о тех временах. В башне Сапожника, говорят, и вправду был сапожник. В замке пили и развартничали, так что король Густав Ваза (середина 16-го века) издал несколько распоряжений о борьбе за нравственность в гарнизоне. Башня св. Олафа изменилась особенно сильно, король сделал ее приспособленной для отражения артиллерийского огня. Говорят, шведы заложили также подземный ход, но его так и не нашли. Стены, которые мы видим, также в основном построены в 16-м веке. Тогда же появилась Тюремная башня (рисунок 20), и, надо полагать, не стояла без клиентов. Интерьер 17-го века воссоздан в доме наместника, в караульном посещении, где реставраторы восстановили очаг (рисунок 21).

Не все интерьеры были столь аскетичны, как в караульне. Подъемного материала в замке много, он относится в основном к 16-18 векам, и довольно красноречив (рисунок 22). Мы подобрали фрагмент стенной панели с росписью голубой краской (слева), фрагмент тарелки с полихромной цветочной росписью (далее), фрагмент стеклянного бокала (?) с каким-то гербом. Герб несколько напоминает герб Выборга (крайний справа), но, может, краеведы подскажут мне, что это на самом деле? Также нашли обломки черепицы, и обработанную кость, вероятно, часть дудочки. Находки сделаны нами как у воды, за стенами, так и в пределах самой старой части замка, там, где зияет загаженное, но романтичное подземелье. Должен сказать, впечатление от археологического фона замка сильное. Не сравнить с убогими находками где-нибудь в Нижегородском кремле. Качественный фаянс, тонкая роспись по стеклу и плитке... Европа! Должен признать свое невежество в точной атрибутации находок, поскольку не спец в таких артефактах. Буду признателен за помощь.

По мосту идем на противоположную сторону от города, и сначала в Петровском парке осматриваем небольшое сооружение, которое служило банями русским солдатам (рисунок 23). Бани как бани, заколочены, возле валяется много керамики, такой же, как в замке, я же подобрал гвоздь - хороший такой, 18-го века.

Далее на нашем пути лежали Аннинские укрепления (рисунок 24), сооруженные в 18-м веке русскими по европейскому образцу, на манер Петропавловской крепости. Выборг был взят русскими в 1710 году, осадой руководил сам Петр. Укрепления же, названные в честь императрицы Анны Иоанновны, закончили лишь к 1742 году. Впрочем, их никто ни разу не штурмовал, и не ремонтировал, так что можно на глаз оценить крепость сооружений, простоявших 250 лет без единого ремонта. Здесь пустынно, правда, тренируют собачек, и своры этих животных помешали нам изучить бастионы поближе и собрать подъемный материал. А как хорошо он смотрелся с воздуха, с башни св. Олафа!

И, наконец, едем в парк Монрепо (рисунок 25), который уже почти у финской границы, чтобы положить последний мазок на картину. И парк стал достойным венцом нашей однодневной экскурсии. О парке можно писать много, но все равно ничего не сказать, поскольку это, несомненно, лучшее такого рода сооружение, виденное мной, пред которым меркнет и Петергоф. Парк построен в основном Людвигом-Гернрихом Николаи (1737-1820), сначала учителем императора Павла, потом президентом Петербурской академии наук. Он создал этот парк из камня, деревьев и ненавязчивых сооружений, воспев его в особой поэме. У нас было несколько открытий, что отличает нашу экскурсию от стандартного набора впечатлений прочих туристов. Придя на место, где, согласно путеводителю, некогда стоял Турецкий павильон, мы на самом деле нашли мельчайшие обломки настоящего турецкого фаянса (рисунок 26), который видимо был частью интерьера. Точно такие Наталия Андрианова подобрала в развалинах Бахчисарая летом 2001-го. Милый привет из безвозвратно ушедшего.

Были мы на Острове мертвых, куда теперь не возят туристов (рисунок 27), но мы уговорили доброго лодочника, заплатив сущие копейки. На островке - могилы знати, и очаровательный павильон, двухэтажный, с видом на залив.

Наконец, утомившись, подойдя почти к самому краю парка, и даже уйдя за его границу, поднявшись по крутому гранитному обрыву, в поисках дороги домой сквозь лес, мы обнаружили следы туристского костерка, а в нем, в качестве камня для обкладки - фрагмент, очевидно, надгробия с двумя латинскими буквами Ch (рисунок 28). Христос, Христиан? Решив, что нечестиво подвергать поруганию хоть имя Христа, хоть бы и простого христианина, мы прихватили камень с собой. Думаю, специалисты по палеографии смогли бы  восстановить надпись даже по двум буквам. Размер букв указывает на размер плиты, она - подскажет формуляр, а, покопавшись в архивах Монрепо, можно найти человека с таким именем. Если выборгские краеведы смогут это сделать, я буду признателен.

Покидать Выборг не хотелось. Это действительно одно из мест на земле, куда хочется вернуться снова. Город на камнях и на крови, земля, на которой не одну сотню лет шел диалог Востока и Запада, и торговый, и вооруженный. Запад оценивает, Восток стремится что-то доказать. А в результате - сказка. Пусть и с подслеповатыми окнами, с кучами мусора, и туристами, которых волнует то ли дешевый алкоголь, то ли "корни".

Наталия АНДРИАНОВА,

Евгений АРСЮХИН

октябрь 2001-январь 2002

ввв
ДИСКУССИЯ

загородная недвижимость в подмосковье
Используются технологии uCoz