Рисунок 1. Эти черепки - ровесники Москвы.

Рисунок 2. Ангоб полюбили при Дмитрии Донском.

Рисунок 3. Но и без ангоба тоже можно.

Рисунок 4. Полей меня поливой!

Рисунок 5. Такие грузики хороши для ткацкого станка.

Рисунок 6. Не грузи меня грузилом.

Рисунок 7. А не забить ли нам на эту работу?

Рисунок 8. Железный треугольник.

Рисунок 9. Стальное колечко.

Рисунок 10. Печать.

 

 

ПОЧЕМУ МОСКВА СТАЛА СТОЛИЦЕЙ?

Ответ вы получите в конце статьи. А начну я с 1988 года, когда я, переехав в Москву из Чебоксар, поселился на южной окраине, и уже летом того года обнаружил в полукилометре от кольцевой дороги в сторону области, средневековое селище. Оно не оставило на поверхности никаких сооружений, только подъемный материал. Его я и собирал до 1999 года, когда земли селища оказались заняты под коттеджи, и теперь памятник утрачен. Я оперативно сообщил специалистам о находке, но, подтвердив ее факт, больше они ничего не предприняли, разве что помогли с интерпретацией материала, за что я уже благодарен. Селище я назвал Булатниково, по имени деревеньки, на окраине которой находилось средневековое поселение.

Словарь топонимов Московской области толкует название Булатниково либо от булата, то есть стали, либо от имени татарского корня. Предпочтительней выглядит первое толкование, поскольку на селище обнаружено много железного шлака, и металлургия там была.

Селище находится на выгодном месте: здесь сливаются два ручейка, бьет ключ, ручьи текут в реку Пахру, которая находится на расстоянии километров 20-ти к югу. Безымянный ручей впадает в Пахру как раз возле знаменитых Мячковских промыслов уникального белого камня, из которого так любили строить на Руси. Это - единственное месторождение белого камня в стране, и сегодня там - многокилометровые пещеры, в которые я ни разу не рискнул сунуться. Пещеры остались от выработки камня подземным способом, который практиковался здесь столетиями.

Керамический материал селища богат, собрано несколько сотен фрагментов. Самая ранняя керамика - так называемая курганная. Глина серая, почти черная, плохо отмученная, с включениями крупного песка. На двух фрагментах заметен пилообразный орнамент (рисунок 1), по которому я и датирую всю группу 12-м веком: сосуд с точно таким декором стоит в музее археологии Москвы. Эта керамика исполнялась уже на круге, но ее еще правили руками. Обычно такие находки связывают не с финнами, а со славянами, пришедшими сюда как раз веке в 12-м. Эти находки, таким образом, ровесники Москвы.

К группе курганной керамики примыкают два фрагмента из точно такой же глины, но со следами черного блестящего покрытия. Думаю, время примерно то же, только такая посуда побогаче. Затрудняюсь сказать, лак это или лощение.

Условно 13-м веком можно датировать столь же немногочисленную группу керамики, красной снаружи, но черной или серой на изломе и с оборота. Включения те же, глина отмучена даже еще похуже, есть дресва. Такая керамика ничем не отличается от курганной, разве что мастер попытался ее получше обжечь (откуда и красный цвет), но в своей примитивной печи он не смог прокалить весь черепок.

В конце 13-го - 14-м веке появляется самая впечатляющая из ранних группа керамики из такого же теста, но с белым ангобом снаружи и с рифленым орнаментом. Венчик, как правило, круто отогнут наружу (рисунок 2). Ангоб иногда наносился только снаружи, иногда имел кремовый, почти розовый цвет. Он отличается обильным включением песка.

Одновремено бытовали сосуды из серой глины без ангоба, которая отличается от курганной керамики тем, что она полностью сделана на круге, и у нее такой же, как у керамики с ангобом, рифленый орнамент (рисунок 3).

Далее мы попадаем в 15-й век, и тут настоящее изобилие. Есть красноглиняная, с неравномерным обжигом и огромным количеством песка и кварца, посуда, но ее мало, больше красноглиняной более тонкой работы, с лучше отмученным тестом, но с таким же рифленым орнаментом, как в группе серой 14-го века.

В конце 15-го начале 16-го века стартует белоглиняная керамика, которая пока грубая. В нашем распоряжении два фрагмента, из которых видно, что глина отмучена гораздо лучше, но сосуд леплен еще примитивно.Эта керамика получает развитие к концу 16-го века, когда мы видим уже тонкий черепок, почти полное отсутствие включений в глину, а в самом начале 17-го появляется чуть розоватая керамика уже вполне сносной работы.

17-й век всегда узнаешь по лощению на внешней стороне: сама глина серая, залощена до блеска, почти до черноты, черепок тонкий, без включений, работа хорошая. Тогда же появляется так называемая "деревенская" керамика, которая бытует до 19 века: из кремового или серого теста, отличной работы, глина хорошо отмучена, формы развитые. Наконец, с 18 века мы видим сосуды поливные, в нашей коллекции - с белой поливой, делающей изделие похожим на фаянс, с самой распространной в деревнях красной поливой, и с зеленой с рисунком (рисунок 4). Такие было не стыдно и в барской усадьбе иметь.

Итак, анализ керамического материала показывает, что селище появилось в 12-м веке, основано славянами, и без перерывов просуществовало до современности, дав полный набор керамики всех эпох и видов. Для меня булатниковский комплекс стал эталоном при датировании находох русской керамики из других мест.

Из вещевых находок привлекают внимание:

1. Два грузила или игрушки из красной грубоватой глины (рисунок 5), лунарной формы, с примитивным орнаментом. Датировка по характеру глины - примерно 15-16 вв.

2. Многочисленные, в основном поздние, находки сельхозинвентаря, плохой сохранности - их пришлось оставить на поле. Сюда примыкает обычный деревенский хлам 19-го века, как то подковы, скобы, кольца дверные и проч.

3. Два небольших каменных скола с качественно обработанных блоков, один - подольского известняка, другой - мячковского белого камня. Эти находки важны, к ним еще вернемся.

4. Грузило (?) с процарапанными знаками, напоминающими тюрские руны (рисунок 6, на скане знаки видны плохо). Если аналогия верна, это говорило бы о контакте со степняками, хотя скорее всего перед нами просто бытовые или магические зарубки.

5. Обломки стеклянных сосудов никак не позже 19-го века, и кусок стеклянного шлака, доказывающий, что здесь было стекольное производство.

6. Фрагменты железного шлака - явный признак наличия производства металлургического.

7. Два гвоздя (рисунок 7) неопределенной датировки. Треугольный металлический предмет (рисунок 8), возможно, военного назначения, кольцо железное (рисунок 9), напоминающее кольца для защиты пальца при стрельбе из лука, но, возможно, просто бытовое колечко.

8. Заготовка для торговой печати, свинец. Уже проделан канал для веревки, но изображение так и не было оттиснуто. Вещь довольно ранняя, поскольку печати 18-го века, которые я видел, намного меньше и легче (рисунок 10).

Итак, весь комплекс находок показывает, что здесь было богатое ремесленное поселение, где делали железо (месторождения болотных руд я нашел неподалеку), варили стекло, а главное - торговали. Чем же? Белым камнем с Мячково, чем же еще! Об этом вопиют два фрагмента превосходного камня (такого еще поискать в самом Мячкове). Очевидно, находясь на транзите из Мячково в Москву, на старой дороге, по которой теперь идет "железка" на Павелецкий вокзал, Булатниково смогло извлекать свою маржу с торговли. Здесь можно было передохнуть, оставить товар на складе (для чего и печать), здесь же, возможно, московский князь наладил сбор пошлины.

Мы никак не можем оценить того очевидного факта, что только в Мячкове есть камень, без которого на Руси не сооружалась ни одна крупная постройка начиная века с 15-го. Походите по Руси, и везде в фундаментах сооружений вы увидите белый мячковский известняк. Он, как подушка, держит здание, не дает ему сползать. Строить целиком из белого камня нельзя, о чем красноречиво говорят опыты Дмитрия Донского возвести кремль в Москве и в Нижнем Новгороде целиком из белого камня, но и строить без него никак не получалось. Недавно я изучал кремль и Печорский монастырь в Нижнем Новгороде. И состояние кремлевских стен Нижнего, и архивные документы строительства стен монастыря свидетельствуют, как дорог был белый камень. Стены монастыря, сложенные уже в 18-м веке без белого камня, и полностью разрушившиеся ныне, вопиют о том, что вся древнерусская техника стройки держалась на белокаменном фундаменте. Стены того же монастыря, созданные веком раньше на каменном основании стоят и поныне.

И все это шло через Булатниково. А главное - через Москву. Надо полагать, что московский князь распорядился на месте ничего не продавать, все свозить в столицу, дабы извлекать из торговли максимальную выгоду. Булатниково оказалось как раз на стратегической белокаменной дороге, отсюда и его процветание. Москва же, обустроив всю Русь, смогла накопить еще в удельный период колоссальные богатства и стать столицей.

Вам этот вывод кажется поспешным? Но давайте поставим вопрос так. Если некий город первенствует, значит, должна быть причина его превосходства над другими. Привычные объяснения первенства Москвы не годятся, вроде того, что город стоял на торговых путях. Да где эти пути, если уже в 20-м веке пришлось рыть каналы, чтобы связать город с базовыми водными артериями - а ведь торговля в средние века на Руси шла по воде... Белый камень - то, чего нет ни у кого, но без чего не может жить никто. Вот вам и ответ. Торговля камнем - богатство - конвертация капитала в политику - усиление влияния плоть до захвата гегемонии на всей Восточно-Европейской равнине. И не будем забывать, что свои первые земли, у Оки, Москва покупала...

Евгений АРСЮХИН,

январь 2002

ДИСКУССИЯ

Используются технологии uCoz