Рисунок 1. Таким встретил Херсонес войска князя Владимира. Князь киевский здесь и крестился.

Рисунок 2. Херсонесская монета периода второй элевтерии.

Рисунок 3. Турецкая монета с надчеканкой Кафы, найденная в Херсонесе.

Рисунок 4. Монеты Херсона с "якорем".

Рисунок 5. Храм св. Владимира.

Рисунок 6.

Рисунок 7. Ворота и калитка в двух ракурсах.

Рисунок 8. Башня Зинона. Реконструкция.

Рисунок 9. Монета Зинона, чекан Херсона.

Рисунок 10. Цитадель на склепе 3 в по РХ.

Рисунок 11. Монета Константина с типичными крепостными воротами 4 в по РХ.

Рисунок 12. Ворота на Боспорской монете 1 в по РХ.

Рисунок 13.

Рисунок 14.

Рисунок 15.

Рисунок 16. Театр с четырех ракурсов.

Рисунок 17. План и реконструкция храма с мощами.

Рисунок 18. Северный район и туманный колокол.

Рисунок 19. Западное городище.

Рисунок 20. Базилика 1935 года вдалеке.

Рисунок 21. Монетный двор.

Рисунок 21а. Заготовка для монеты. Херсонес.

Рисунок 22. Заготовки для печатей. Херсон.

Рисунок 23. Фрагмент амфоры 8-9 вв по РХ.

Рисунок 24. Другие фрагменты сосудов.

Рисунок 25. Пифосы и мозаика, заботливо сложенные в музейном дворике.

 

 

НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Херсонес не открывает свои тайны тем, кто пришел со стандартной экскурсией.

В августе 2001 года я, будучи в Крыму, в Ялте, взяла экскурсию и поехала в Херсонес. Я провела там несколько часов. О Херсонесе – или все, или ничего. Однако, начав, скажу, что видела.

Не буду здесь пересказывать историю этого вечного города, тем более, что на страницах этого сайта немало посвященных ему сюжетов. Намечу только – пунктиром – некоторые ключевые моменты, по поводу которых, как представляется, сложились превратные представления.

В путеводителе, который я купила на развалинах, написано, что город возник в конце 6 века до РХ. Это, скорее всего, неверно: хотя дата основания остается дискуссионной, ученые сходятся, что Херсонес основан позже большинства других античных городов Северного Причерноморья, наверное, в 5 веке до РХ.

Благо Херсонеса состояло не в том, чтобы сохранять свою независимость, а - дружить с кем надо. До прихода римлян город попадал в альянс с Боспорским царством, что нашло отражение в местном фольклоре, где сохранился рассказ о девушке, ставшей супругой сына Боспорского царя. Царевич переехал в Херсонес, и, живя в доме жены, строил козни. Девушке удалось вскрыть замысел. Царевича вместе с единомышленниками сожгли заживо. За это девушке поставили статую и пообещали похоронить не за стенами, а в самом городе. Решив проверить, как будет соблюдаться последнее обещание, девушка умерла притворно (“Уже не раз видали мы людей / Умерших ложно…” – Еврипид). Горожане потащили гроб за стены, на общее кладбище. Ожив, ко всеобщему изумлению, девушка укорила жителей, и когда в самом деле пробил ее час, херсониты сдержали слово.

Я так подробно остановилась на этой легенде, поскольку в ней, как мне кажется, дух этого города. Женщина сжигает мужа, благодарные горожане готовы тем не менее ее “кинуть”, но она прекрасно знает, чего они стоят.

В положенное время Херсонес попал под власть римлян, чувствуя себя, как и прежде, не побежденным, а как бы принявшим некие дары. Город знал два периода “элевтерии” (рисунок 2), то есть независимости, что означало получение от римлян неких особых политических свобод. В 3-4 веках на Причерноморье обрушиваются сначала готы, потом гунны, последние – особенно зверски. Херсонес этого как будто не замечает. Чеканка монеты прекращается здесь в третьей четверти 3 века, как и в прочих городах (римляне решили, что местная чеканка не нужна, надобен единый стандарт). Но уже в 5 веке монету специально для Херсона сначала делают на Константинопольском дворе, в конце этого столетия византийские власти снова открывают в Херсоне монетный двор.

Херсон всегда умел лавировать. Только два примера. В конце 3 в по РХ Боспор, где “власть захватили негодные люди”, обрушивается на римлян. Те просят херсонитов напасть на Боспор, благо там остались только женщины и дети, что те с радостью и делают. С другой стороны, при всяком удобном случае херсониты откладывались от римлян. Я не упоминаю о таких известных случаях, как двусмысленная позиция Херсона в игре сосланного сюда опального Юстиниана Ринотмета, или о восстании в 8 в по РХ архонтов и протевонов против византийской администрации. Красноречивей другое. Стоило крестоносцам взять Константинополь, как Херсон переметнулся к Туркам, заведя торговлю а, возможно, и нечто большее с Иконийским султанатом. Традиционно считается, что город остался верен Трапезундской империи, но находки монет Иконийского султаната в Херсоне говорят иное (рисунок 3).

Отдельного разговора заслуживает закат города. Последние монеты Херсона – большие кружки с монограммой “якорь” (рисунок 4), которую читают как “РО”, соотнося то ли с именем какого-то Романа (что невозможно, поскольку ни один император с таким именем не подходит хронологически), то ли расшифровывая как “Рома”=Рим, что вообще абсурдно. Тем не менее, датировка монет 11 веком, основанная на таких построениях, закрепилась в литературе. Между тем монограмма напоминает, как указал Евгений, сокращение имени св. Георгия. Сопоставив это с активностью банка св. Георгия, Евгений говорит, что монеты могут указывать на альянс города с генуэзцами, соответственно, принадлежать к 13-14 векам. Но об этом пусть лучше он сам расскажет как-нибудь в другой раз.

В 1223 году в Крым пришел Бату, впрочем, вряд ли он разрушил Херсон, зато напал на Сугдею. Другой набег Татары совершили в 1238 и 1239. Что-то мешало им взять Крым с такой же легкостью, как бесчисленные другие области, но что? От того времени осталось всего одно письменное свидетельство. В 1240 году епископ Феодор прибыл из Малой Азии в Херсон, и тамошний пастырь усмотрел в нем своего конкурента. Феодор бежал в горы к Аланам. Тем временем в городе началась междуусобица, к тому же ему угрожали внешние враги. В итоге местного иерарха убили.

В 1299 году Херсон разрушил темник Ногай, через сто лет – такой же полевой командир Едигей. В 14 веке город попадает под Генуэзцев (тогда и могли чеканиться монеты с “якорем”). В 15 веке возле руин еще жива деревушка. В 16 веке путники говорят уже о полном запустении города. Однако, роль Херсона в 13-14 веках еще требует уточнения. Не удивлюсь, если какие-то, преимущественно анонимные татарские монеты этого времени биты в Херсоне. Установить это может только топография их находок.

Но вот я на руинах. Над городищем, огромным, как Помпеи (правда, я там не была) доминирует храм св. Владимира, весь в лесах и кранах (рисунок 5). Экскурсовод говорит, что храм строится, но это неправда: его только восстанавливают. Монастырь св. Владимира появляется на руинах в 1860-х гг, и монахи много способствовали разрушению памятников, проводя свои “раскопки”. Сам собор заложили в 1861. Закончено строительство лишь в 1892 году из-за бесконечного воровства. В Херсоне, как мы помним, крестили Владимира, князя Киевского, и новый собор напоминает об этом событии.

Вот мы у стен. Прошли через ворота с юга (рисунки 6-7), построенные еще в 4-3 веках до РХ. Сейчас стены расчищены до самого античного основания, уже в раннем Средневековье они из-за роста культурного старые стены сравнялись с землей. Поэтому ворота замуровали еще в 1 в по РХ, а новые стены надстроили на верхушки старых. В 9-10 веках появляется над воротами “калитка” – полукруглая арочка.

Помимо основного периметра, в крепости была еще цитадель, которую мы, к сожалению, миновали. Там однако же есть знаменитая башня Зинона (рисунок 8), строительство которой говорит о резком усилении внимания Византии к Херсону в конце 5 века по РХ. На башне, говорят, написано – “Самодержец кесарь Зинон благочестивый победитель трофееносный величайший вечночтимый даровал деньги (на сооружение), возобновлена же трудами светлейшего комита Диогена”. Именно Зинон после столетнего перерыва начинает чекан монет в Херсоне (рисунок 9). Цитадель изображена на стене склепа времени поздней античности (рисунок 10). Хорошее представление о том, как могли выглядеть крепостные стены того времени вообще, дает монета императора Константина 4 века по РХ (рисунок 11). Для чуть более раннего времени показательна монета Рискупорида царя Боспорского 68-91 гг по РХ с изображением ворот, похожих на калитку в Херсонесе, только более высоких, на которых стоит конная статуя; рядом с ними – башня (рисунок 12).

Сразу за воротами - театр, на который позже надстроили храм (рисунок 13-16). Это – единственный открытый театр в Северном Причерноморье, хотя театры должны были быть во всех прочих крупных центрах. От театра осталось немногое, не сравнить с огромными сооружениями Средиземноморья, но ценно то, что есть. Построенный в 3 веке до РХ, он рассчитан на 2,5 тысячи человек. Это немного. Античные театры освоенных областей, скажем, в Анатолии, привлекали кроме жителей города еще поселенцев с округи. Очевидно, ни тавры, ни аланы, ни скифы просто не ходили в театр, так что 2,5 тысячи – это число греческих жителей.

В 1 веке по РХ в театре забывают драму и комедию и начинают смотреть на гладиаторов. В 4 веке игрища запрещены, театр заброшен. В 8 веке на пустыре строят сначала небольшой храм, а в 10 веке – огромный, так называемый “храм с ковчегом” (рисунок 17). В плане храм – это крест, перекрытый куполом. В 1897 году здесь нашли серебряный ларец с мощами. Это и есть ковчег. Чьи мощи? Хороший вопрос. Храм погиб, как думают, в конце 14 века, когда сюда пришел Едигей.

Кварталы города производят сильное впечатление. Где-то вскрыто все, где-то ничего, и на зеленых лужайках лежат полузаросшие детали колонн. Пример первого – на рисунке 18, где мы видим в отдалении так называемый Туманный колокол, перед ним – раскопки Северного района. На колоколе написано, что он отлит из турецких пушек в 1776 году. В ходе войны в середине 19 в французы вывезли его в Париж, где он бил на соборе Парижской Богоматери, но в 1910 году колокол вернули на место, и он работал сначала у монастыря св. Владимира, а потом до 1960 годов служил акустическим маяком. Пример второго – вид на Западное городище (рисунок 19).

У берега моря среди руин Северного района видна так называемая Базилика 1935 года, которую любят снимать для открыток и использовать как декорации к фильмам (рисунок 20). В 4 в до РХ здесь стоял небольшой храм, потом около 1 в по РХ на его месте построили синагогу, следовательно, здесь образовалась окраина, поскольку евреи возводили свои храмы подальше от глаз. Потом – пустырь, и в 6 веке по РХ строится базилика, колонны которой мы и видим сегодня. Ее соорудили из плит античного храма, благодаря чему сохранились барельефы с изображениями греческих богов. В 10 веке базилика разрушается, здесь строят часовню. Северный район, окружающий базилику, был хозяйственным, где жили рыбаки и те, кто солил и продавал рыбу. Соленая рыба из Херсонеса шла по всему античному миру.

В какой-то момент мы попали на Монетный двор (рисунок 21), работавший в 3-1 вв до РХ. При раскопках нашли большое количество кружков, отлитых, но не отбитых (рисунок 21а). Такие находки редки. В коллекции Евгения есть зато заготовки для печатей из Херсона византийского времени (рисунок 22). Виден канал, куда надо продеть шнур, осталось только сунуть заготовку в особые щипцы с негативными изображениями и оттиснуть, зафиксировав нить. В 5-10 веках в городе активно функционировал разветвленный бюрократический аппарат, давший огромное количество таких свинцовых печатей.

Осталось рассказать о тех образцах подъемного материала, что я подобрала на городище. Керамики здесь - бери - не хочу. Я подбирала наиболее крупные и интересные образцы и постоянно ловила на себе удивленные взгляды других экскурсантов. Больше никто под ноги не смотрел и не знал, что как память из Херсонеса можно привезти не только сувениры-копии из музейного магазинчика, но и подлинный подъемный материал. Кроме керамики встречались также и ... кости. Впрочем, что тут удивительного: люди жили, ели, кости бросали, к тому же деревенька на руинах Херсона тем более не заботилась о гигиене. Я подобрала два фрагмента костей крупного рогатого скота (здесь не воспроизводятся).

Из сосудов интересен фрагмент толстостенной амфоры с рифлением на лицевой стороне (рисунок 23). Такие амфоры датируют 8-9 веками по РХ. Есть также более тонкостенный фрагмент, из глины кирпичного цвета, с яичного оттенка ангобом на лицевой стороне. Его трудно датировать, как и столь же тонкую стенку сосуда, гладкую снаружи и рифленую изнутри. На последнем совсем малом фрагменте, толстом, из пористой глины, ангоб светлого тона нанесен изнутри (рисунок 24)

Вот, собственно, все, что удалось осмотреть за короткое время. Я еще вернусь в Херсонес, тем более, что Евгений, который постоянно обращается к тем или иным сторонам жизни этого города, сам там никогда не бывал.

Наталия Андрианова,

Март 2002

Fotomag.com.ua - мобильные телефоны - лучшие телефоны.
Используются технологии uCoz