В августе 2001 года я, будучи в Крыму, в
Ялте, взяла экскурсию и поехала в Херсонес. Я
провела там несколько часов. О Херсонесе – или
все, или ничего. Однако, начав, скажу, что видела.
Не буду здесь пересказывать историю
этого вечного города, тем более, что на страницах
этого сайта немало посвященных ему сюжетов.
Намечу только – пунктиром – некоторые ключевые
моменты, по поводу которых, как представляется,
сложились превратные представления.
В путеводителе, который я купила на
развалинах, написано, что город возник в конце 6
века до РХ. Это, скорее всего, неверно: хотя дата
основания остается дискуссионной, ученые
сходятся, что Херсонес основан позже большинства
других античных городов Северного
Причерноморья, наверное, в 5 веке до РХ.
Благо Херсонеса состояло не в том,
чтобы сохранять свою независимость, а - дружить с
кем надо. До прихода римлян город попадал в
альянс с Боспорским царством, что нашло
отражение в местном фольклоре, где сохранился
рассказ о девушке, ставшей супругой сына
Боспорского царя. Царевич переехал в Херсонес, и,
живя в доме жены, строил козни. Девушке удалось
вскрыть замысел. Царевича вместе с
единомышленниками сожгли заживо. За это девушке
поставили статую и пообещали похоронить не за
стенами, а в самом городе. Решив проверить, как
будет соблюдаться последнее обещание, девушка
умерла притворно (“Уже не раз видали мы людей /
Умерших ложно…” – Еврипид). Горожане потащили
гроб за стены, на общее кладбище. Ожив, ко
всеобщему изумлению, девушка укорила жителей, и
когда в самом деле пробил ее час, херсониты
сдержали слово.
Я так подробно остановилась на этой
легенде, поскольку в ней, как мне кажется, дух
этого города. Женщина сжигает мужа, благодарные
горожане готовы тем не менее ее “кинуть”, но она
прекрасно знает, чего они стоят.
В положенное время Херсонес попал
под власть римлян, чувствуя себя, как и прежде, не
побежденным, а как бы принявшим некие дары. Город
знал два периода “элевтерии” (рисунок 2), то есть
независимости, что означало получение от римлян
неких особых политических свобод. В 3-4 веках на
Причерноморье обрушиваются сначала готы, потом
гунны, последние – особенно зверски. Херсонес
этого как будто не замечает. Чеканка монеты
прекращается здесь в третьей четверти 3 века, как
и в прочих городах (римляне решили, что местная
чеканка не нужна, надобен единый стандарт). Но уже
в 5 веке монету специально для Херсона сначала
делают на Константинопольском дворе, в конце
этого столетия византийские власти снова
открывают в Херсоне монетный двор.
Херсон всегда умел лавировать.
Только два примера. В конце 3 в по РХ Боспор, где
“власть захватили негодные люди”, обрушивается
на римлян. Те просят херсонитов напасть на
Боспор, благо там остались только женщины и дети,
что те с радостью и делают. С другой стороны, при
всяком удобном случае херсониты откладывались
от римлян. Я не упоминаю о таких известных
случаях, как двусмысленная позиция Херсона в
игре сосланного сюда опального Юстиниана
Ринотмета, или о восстании в 8 в по РХ архонтов и
протевонов против византийской администрации.
Красноречивей другое. Стоило крестоносцам взять
Константинополь, как Херсон переметнулся к
Туркам, заведя торговлю а, возможно, и нечто
большее с Иконийским султанатом. Традиционно
считается, что город остался верен Трапезундской
империи, но находки монет Иконийского султаната
в Херсоне говорят иное (рисунок 3).
Отдельного разговора заслуживает
закат города. Последние монеты Херсона – большие
кружки с монограммой “якорь” (рисунок 4), которую
читают как “РО”, соотнося то ли с именем
какого-то Романа (что невозможно, поскольку ни
один император с таким именем не подходит
хронологически), то ли расшифровывая как
“Рома”=Рим, что вообще абсурдно. Тем не менее,
датировка монет 11 веком, основанная на таких
построениях, закрепилась в литературе. Между тем
монограмма напоминает, как указал Евгений,
сокращение имени св. Георгия. Сопоставив это с
активностью банка св. Георгия, Евгений говорит,
что монеты могут указывать на альянс города с
генуэзцами, соответственно, принадлежать к 13-14
векам. Но об этом пусть лучше он сам расскажет
как-нибудь в другой раз.
В 1223 году в Крым пришел Бату, впрочем,
вряд ли он разрушил Херсон, зато напал на Сугдею.
Другой набег Татары совершили в 1238 и 1239. Что-то
мешало им взять Крым с такой же легкостью, как
бесчисленные другие области, но что? От того
времени осталось всего одно письменное
свидетельство. В 1240 году епископ Феодор прибыл из
Малой Азии в Херсон, и тамошний пастырь усмотрел
в нем своего конкурента. Феодор бежал в горы к
Аланам. Тем временем в городе началась
междуусобица, к тому же ему угрожали внешние
враги. В итоге местного иерарха убили.
В 1299 году Херсон разрушил темник
Ногай, через сто лет – такой же полевой командир
Едигей. В 14 веке город попадает под Генуэзцев
(тогда и могли чеканиться монеты с “якорем”). В 15
веке возле руин еще жива деревушка. В 16 веке
путники говорят уже о полном запустении города.
Однако, роль Херсона в 13-14 веках еще требует
уточнения. Не удивлюсь, если какие-то,
преимущественно анонимные татарские монеты
этого времени биты в Херсоне. Установить это
может только топография их находок.
Но вот я на руинах. Над городищем,
огромным, как Помпеи (правда, я там не была)
доминирует храм св. Владимира, весь в лесах и
кранах (рисунок 5). Экскурсовод говорит, что храм
строится, но это неправда: его только
восстанавливают. Монастырь св. Владимира
появляется на руинах в 1860-х гг, и монахи много
способствовали разрушению памятников, проводя
свои “раскопки”. Сам собор заложили в 1861.
Закончено строительство лишь в 1892 году из-за
бесконечного воровства. В Херсоне, как мы помним,
крестили Владимира, князя Киевского, и новый
собор напоминает об этом событии.
Вот мы у стен. Прошли через ворота с
юга (рисунки 6-7), построенные еще в 4-3 веках до РХ.
Сейчас стены расчищены до самого античного
основания, уже в раннем Средневековье они из-за
роста культурного старые стены сравнялись с
землей. Поэтому ворота замуровали еще в 1 в по РХ,
а новые стены надстроили на верхушки старых. В 9-10
веках появляется над воротами “калитка” –
полукруглая арочка.
Помимо основного периметра, в
крепости была еще цитадель, которую мы, к
сожалению, миновали. Там однако же есть
знаменитая башня Зинона (рисунок 8),
строительство которой говорит о резком усилении
внимания Византии к Херсону в конце 5 века по РХ.
На башне, говорят, написано – “Самодержец кесарь
Зинон благочестивый победитель трофееносный
величайший вечночтимый даровал деньги (на
сооружение), возобновлена же трудами светлейшего
комита Диогена”. Именно Зинон после столетнего
перерыва начинает чекан монет в Херсоне (рисунок
9). Цитадель изображена на стене склепа времени
поздней античности (рисунок 10). Хорошее
представление о том, как могли выглядеть
крепостные стены того времени вообще, дает
монета императора Константина 4 века по РХ
(рисунок 11). Для чуть более раннего времени
показательна монета Рискупорида царя
Боспорского 68-91 гг по РХ с изображением ворот,
похожих на калитку в Херсонесе, только более
высоких, на которых стоит конная статуя; рядом с
ними – башня (рисунок 12).
Сразу за воротами - театр, на который
позже надстроили храм (рисунок 13-16). Это –
единственный открытый театр в Северном
Причерноморье, хотя театры должны были быть во
всех прочих крупных центрах. От театра осталось
немногое, не сравнить с огромными сооружениями
Средиземноморья, но ценно то, что есть.
Построенный в 3 веке до РХ, он рассчитан на 2,5
тысячи человек. Это немного. Античные театры
освоенных областей, скажем, в Анатолии,
привлекали кроме жителей города еще поселенцев с
округи. Очевидно, ни тавры, ни аланы, ни скифы
просто не ходили в театр, так что 2,5 тысячи – это
число греческих жителей.
В 1 веке по РХ в театре забывают драму
и комедию и начинают смотреть на гладиаторов. В 4
веке игрища запрещены, театр заброшен. В 8 веке на
пустыре строят сначала небольшой храм, а в 10 веке
– огромный, так называемый “храм с ковчегом”
(рисунок 17). В плане храм – это крест, перекрытый
куполом. В 1897 году здесь нашли серебряный ларец с
мощами. Это и есть ковчег. Чьи мощи? Хороший
вопрос. Храм погиб, как думают, в конце 14 века,
когда сюда пришел Едигей.
Кварталы города производят сильное
впечатление. Где-то вскрыто все, где-то ничего, и
на зеленых лужайках лежат полузаросшие детали
колонн. Пример первого – на рисунке 18, где мы
видим в отдалении так называемый Туманный
колокол, перед ним – раскопки Северного района.
На колоколе написано, что он отлит из турецких
пушек в 1776 году. В ходе войны в середине 19 в
французы вывезли его в Париж, где он бил на соборе
Парижской Богоматери, но в 1910 году колокол
вернули на место, и он работал сначала у
монастыря св. Владимира, а потом до 1960 годов
служил акустическим маяком. Пример второго – вид
на Западное городище (рисунок 19).
У берега моря среди руин Северного
района видна так называемая Базилика 1935 года,
которую любят снимать для открыток и
использовать как декорации к фильмам (рисунок 20).
В 4 в до РХ здесь стоял небольшой храм, потом около
1 в по РХ на его месте построили синагогу,
следовательно, здесь образовалась окраина,
поскольку евреи возводили свои храмы подальше от
глаз. Потом – пустырь, и в 6 веке по РХ строится
базилика, колонны которой мы и видим сегодня. Ее
соорудили из плит античного храма, благодаря
чему сохранились барельефы с изображениями
греческих богов. В 10 веке базилика разрушается,
здесь строят часовню. Северный район, окружающий
базилику, был хозяйственным, где жили рыбаки и те,
кто солил и продавал рыбу. Соленая рыба из
Херсонеса шла по всему античному миру.
В какой-то момент мы попали на
Монетный двор (рисунок 21), работавший в 3-1 вв до РХ.
При раскопках нашли большое количество кружков,
отлитых, но не отбитых (рисунок 21а). Такие находки
редки. В коллекции Евгения есть зато заготовки
для печатей из Херсона византийского времени
(рисунок 22). Виден канал, куда надо продеть шнур,
осталось только сунуть заготовку в особые щипцы
с негативными изображениями и оттиснуть,
зафиксировав нить. В 5-10 веках в городе активно
функционировал разветвленный бюрократический
аппарат, давший огромное количество таких
свинцовых печатей.
Осталось рассказать о тех образцах
подъемного материала, что я подобрала на
городище. Керамики здесь - бери - не хочу. Я
подбирала наиболее крупные и интересные образцы
и постоянно ловила на себе удивленные взгляды
других экскурсантов. Больше никто под ноги не
смотрел и не знал, что как память из Херсонеса
можно привезти не только сувениры-копии из
музейного магазинчика, но и подлинный подъемный
материал. Кроме керамики встречались также и ...
кости. Впрочем, что тут удивительного: люди жили,
ели, кости бросали, к тому же деревенька на руинах
Херсона тем более не заботилась о гигиене. Я
подобрала два фрагмента костей крупного
рогатого скота (здесь не воспроизводятся).
Из сосудов интересен фрагмент
толстостенной амфоры с рифлением на лицевой
стороне (рисунок 23). Такие амфоры датируют 8-9
веками по РХ. Есть также более тонкостенный
фрагмент, из глины кирпичного цвета, с яичного
оттенка ангобом на лицевой стороне. Его трудно
датировать, как и столь же тонкую стенку сосуда,
гладкую снаружи и рифленую изнутри. На последнем
совсем малом фрагменте, толстом, из пористой
глины, ангоб светлого тона нанесен изнутри
(рисунок 24)
Вот, собственно, все, что удалось
осмотреть за короткое время. Я еще вернусь в
Херсонес, тем более, что Евгений, который
постоянно обращается к тем или иным сторонам
жизни этого города, сам там никогда не бывал.
Наталия Андрианова,
Март 2002