Рисунок 1. Закат на Тарханкуте.

Рисунок 2. Руины башни турецкого времени.

Рисунок 3. Амулет?

Рисунок 4. Амулеты с Березани, километров 80 от Межводного.

Рисунок 5. Перстенек, гирьки, обломки витых брслетов.

Рисунок 6. Остаток облицовки?

Рисунок 7. Черные археологи разбежались при моем появлении, бросив лопату. Видно, что они вскрыли фундамент "маяка"...

Рисунок 8. ... а также вывернули из земли надгробие без надписей татарского времени.

Рисунок 9. татарская керамика - так и блестит на сканере!

Рисунок 10. Черепица с клеймом.

Рисунок 11. Контур поможет прочесть надпись.

Рисунок 12. Надпись "Тахийя", выполненная по правилам грамматики.

САМОЕ СУРОВОЕ МЕСТЕЧКО В КРЫМУ:

АНТИЧНОСТЬ, ВИЗАНТИЯ, КРЫМСКОЕ ХАНСТВО ОСТАВИЛИ ЗДЕСЬ СВОИ СЛЕДЫ

Руины греческой усадьбы

Есть в Крыму такое место, пленяющее суровой красотой - Тарханкут, полуостров на Северо-Западе Крыма. Это голая степь, причем степь каменистая, очень пыльная, ровная, бестравная. И чистое-чистое море. И ни души (рисунок 1).

По крайней мере, так было в районе поселка Межводное в 1991 и 1992 годах, когда я первый раз отдыхал там месяц, второй раз - два. Конечно, древности меня интересовали в первую очередь. Неподалеку возле поселка Черноморского был расположен город Калос Лимен (Прекрасная Гавань), колония Херсонеса. Межводное тоже входит в систему этой “гавани”, поскольку лежит на берегу того же залива, что и Калос Лимен, только на противоположной стороне. В местном музее, который правда тогда уже не работал, хранится античная голова льва из известняка, а возле Межводного бросаются в глаза какие-то руины (рисунок вверху этой старницы). Потом начинаешь выделять остатки квадратного дома или скорее усадьбы с внутренним двором (?) размерами сто на сто метров, и чуть поодаль развалины чего-то круглого, диаметром метров 5 (рисунок 2).

И поскольку в такой глуши делать было нечего, я сидел на старых камнях, расположенных у самого берега моря, купался, высматривал, что интересного валяется на земле, кое-где ковырну совочком, но камни быстро останавливали порыв. Часто в море косяками шли дельфины, они прыгали, изгибаясь, как монетки Ольвии в виде этого морского животного.

Понемногу удалось восстановить историю этого места. На руинах “усадьбы” я подобрал ручку синопской амфоры 4 в до РХ, так мне ее по крайней мере определили в Москве специалисты. Клейма на ней не сохранилось. Там же - в пыли обнаружились любопытные артефакты, которые я после долгих лет исследований и консультаций со специалистами признал за римскую монету или подражание ей, херсонесскую монетку периода второй элевтерии и пломбу с нерасшифрованной пока монограммой. Им на моем сайте посвящен отдельный сюжет.

Рядом с ними находился небольшой известняковый амулет, впрочем, я не уверен, артефакт ли это вообще (рисунок 3). На пластинке, небрежно затесанной и пробитой, видны вроде бы какие-то знаки. В принципе они напоминают греческие буквы, но, как вы понимаете, это датирует амулетик очень широко. Я пытался отыскать смысл в знаках, однако, узнав из литературы, что его могло вовсе и не быть (см. рисунок 4, амулеты с Березани), оставил пока это занятие.

Так же неопределенно датируются и обломок перстня (?) без четкого изображения на щитке (сделан он из железа с примесью цветного металла), остатки витых браслетов, каковые носили на широком временном и территориальном пространстве, пара грузиков, один из дурного металла вроде сплава свинца и железа, с буквой "альфа" или "лямбда", другой - каменный, с несохранившимся ушком для привешивания (все на рисунке 5), а также заровненная и когда-то покрытая черной краской известняковая панелька, вероятно, архитектурная деталь (рисунок 6). Эта, впрочем, уже скорее принадлежит ко времени татарскому, как и означенные браслеты с перстнем.

От татар, я полагаю, осталось круглое здание (рисунки 7-8), каковое могло быть маяком, поливная керамика (рисунок 9) и фрагмент черепицы или скорее донца тарелки с выдавленной арабской надписью (рисунок 10, на рисунке 11 - то же с проработкой контура "баллончиком"). Это, наверное, самая значительная немонетная находка.

Что на ней написано? Я показывал плитку экспертам. Долгое время мне никто не мог помочь, говорили даже, что эти знаки в принципе не могут быть арабской надписью, пока обломок не посмотрел наш известный востоковед Дмитрий Микульский, который предположил, что надпись читается как "Тахийя"="Привет!". При такой трактовке можно с большой долей вероятия сказать, что перед нами все-таки фрагмент блюда, возможно, крупного, для рыбы, с благопожелательной надписью едоку. Такие надписи былми обычны в античности, типа "Будь здоров". Как отметил Микульский, согласно последним исследованиям специалистов Института востоковедения, крымско-татарская культура несет в себе гораздо больше античных реминисценций, чем принято думать. Культура Крыма как бы законсервировалась, и, даже пропуская внутрь себя такие неизбежные реалии, как вытеснение греческого арабским, все же оставалась верна себе. Эта тарелка ориентировочно 15-17 веков - лучшее тому подтверждение. В заключение даю рисунок этого слова, выполненный Дмитрием Микульским по правилам грамматики, для сравнения с нашей надписью. Думаю, сравнение убеждает, прочих же чтецов ввели в заблуждение особенности поздней крымской эпиграфики, которые были им незнакомы.

Привлекательное лицо. Качественный результат дает инъекции ботокса на Пластик-клуб. . Знакомства старички. Знакомство бесплатно.
Используются технологии uCoz