Рисунок 1. Это предстоит штурмовать.

Рисунок 2. Наталия обошлась без татарской лошади.

Рисунок 3. Лестница превратилась в тропу...

Рисунок 4... а потом в ущелье.

Рисунок 5. Дорога обходит скалу, на которой сидел человек с луком.

Рисунок 6. План Шайтан Мердвена.

Рисунок 7. Монограмма "Константин".

Рисунок 8. Надпись "Али".

Рисунок 9. Другая татарская надпись.

Рисунок 10. Скала, где найдены микролиты.

Рисунок 11. Скала Исар Кая (дальняя).

Рисунок 12. Мордвиновская дорога...

Рисунок 13... и ее вымостка.

Рисунок 14. Крест на Мордвиновской дороге.

Рисунок 15. Пейзаж на яйле.

Рисунок 16. Римская дорога.

Рисунок 17. То же.

Рисунок 18. Крепиды.

Рисунок 19. То же.

Рисунок 20. Вымостка римской дороги.

Рисунок 21. Типы крестов на римской дороге.

Рисунок 22. Отсюда видна вся римская дорога (тонкая светлая лента).

Рисунок 23. Вид в сторону Байдарских ворот.

Рисунок 24. Роща на Кильсе Бурун.

Рисунок 25. Остатки церкви на Кильсе Бурун.

Рисунок 26. То же.

Рисунок 27. Здание сторожа (?) там же.

Рисунок 28. Байдарские ворота.

Рисунок 29. Сами ворота.

Рисунок 30. Церковь Воскресения Христова.

Рисунок 31. То же.

Рисунок 32. То же.

Чертова лестница

Наверное, самый большой дар, который оставили римские легионеры Крыму - это дорога, некогда соединявшая Харакс на мысе Ай-Тодор и Херсонес, две основные базы римских войск. Почему не плавали морем? Римляне панически боялись плавать зимой, а ведь жизнь не должна замирать и тогда, когда "Орион смотрит на море, и оно сердится". С другой стороны, римляне хорошо помнили, как в 49 г по РХ несколько их кораблей выбросило на берег где-то в этих местах, и тавры принесли в жертву своим богам весь экипаж. Римляне усвоили - чтобы жить здесь относительно безопасно, надо освоить хотя бы узкую полоску суши. Чем и занялись.

Однако, чтобы освоить сушу, надо было взять контроль над перевалами. Есть всего три пункта, где можно просочиться с побережья на яйлу - Байдарские ворота (известные еще с античности), Эски Богаз (Старый Перевал) возле Симеиза, и Шайтан Мердвен. По ряду географических причин Шайтан показался римлянам удобнее других путей. Кстати, Шайтан Мердвен, что собственно и значит в переводе с татарского Чертова Лестница - название позднее, средневековые греки называли перевал Скаля, то есть Скала, переняв это имя у генуэзцев.

Во всех путеводителях вы прочтете, что Чертова Лестница, или Шайтан Медрвен - и есть эта дорога. Это не совсем так, поскольку Лестница строго говоря - это только перевал. Посмотрите на карту Крыма. От Харакса дорога, надо полагать, вела по самому побережью на запад. В какой-то момент этой дороге нужно было пересечь гору Кошка, которая некогда как шлагбаум перегораживала путь вдоль побережья. Здесь можно было подняться вверх по Эски Богаз, но римляне предпочитали идти дальше вдоль моря. Это значит, что в римское время гора Кошка находилась под контролем Рима. Точкой перевала римляне выбрали Шайтан Мердвен. Сразу за ним сохранились остатки римской дороги, уничтоженные на всех прочих участках. Сегодня путник, переваливая через Шайтан, может около 10 километров пройти по настоящей римской via, сделанной по всем правилам дорожного искусства, и выйти к Байдарским воротам, откуда дорога поворачивала к Херсонесу. Вот этот комплекс и называется сегодня "римской дорогой Шайтан Мердвен", хотя на самом деле речь идет лишь о сохранившемся участке трассы.

Мы прибыли на машинах к подножию крутой горы, поросшей лесом (рисунок 1). Асфальтовая трасса обрывается там, где начинается подъем на перевал. Смотрим вверх, и видим только лес и горы. Кажется, что подняться наверх можно и тут, и там, и за поворотом. На самом деле до самого верха ведет только одна тропа, но какая именно, не зная, не догадаешься, стоя внизу.

Начинаем подъем. Никаких признаков, что здесь была важнейшая стратегическая трасса, пока не обнаруживается. Подъем довольно тяжелый, но - в меру. Это на самом деле "лестница", потому что надо карабкаться от скалы к скале, которые природой и людьми выстроились в своеобразные ступени, только высокие (рисунок 2). Пушкин писал (и эту фразу вам повторят экскурсоводы раз сто), что он шел в гору, "держась за хвост татарских лошадей". Скот гоняли по этому перевалу до 1950-х гг, когда из-за обвала части ступеней это стало небезопасно, и сегодня лошадь здесь в жизни не поднимется, а вот человек - легко.

Метров через 200 штурма уже видна дорога, похожая на горную тропу (рисунок 3), потом она ныряет в теснину между скалами (рисунки 4,5). Над ней доминирует скала, а дорога вьется, огибая эту скалу, и к ней выводит. Не нужно быть стратегом, чтобы сообразить, что все это было сделано нарочно. Всякий, кто поднимался по тропе, несколько раз попадал под обстрел человека, сидевшего на горе.

На дороге мы нашли несколько образцов керамики - кусок средневековой черепицы, обломок средневековой же тонкостенной амфоры без рифления (13-14 вв) и маленький кусочек римской краснолаковой тарелки. На скале, стало быть, был укрепленный пункт, может быть, небольшая крепость.

Эта скала - безымянная (в литературе иногда называется Скала-С-Микролитами, поскольку на ней найдены каменные наконечники стрел еще времен неолита, когда и появилось впервые у человека желание стрелять в того, кто идет по Шайтану). Находки керамики и стратегическое положение скалы убедили меня, что там была и средневековая крепость. Крепость же Исар Кая, раскопанная археологами, находилась от этой скалы через небольшое ущелье. Экскурсовод непременно покажет вам на скалу, где находилась крепость Исар Кая, от которой сейчас остались жалкие фрагменты стен, не видные в зарослях. И покажет неверно. На самом деле Исар Кая - на следующей вершине. Чтобы читатель не запутался, я привожу план этого места (рисунок 6). Исар Кая, крепость с храмиком, существовала в 9-10 вв; в ней жило порядка 100 человек гарнизона, и погибла она не от пожара, как пишут сегодня в популярной литературе (сгорел только храм, может, от удара молнии), а по естественным причинам.

Во все времена путники делали зарубки там, где оставляли позади сложный путь. Плохо сохранившиеся зарубки есть и у подножия Скалы-С-Микролитами. В одном месте я прочел грубую монограмму имени "Константин" (рисунок 7), хотя это, может быть, естественные углубления в скале. Зато две других надписи, выполненные татарами или турками арабским шрифтом, и также плохо сохранившиеся, не оставляют сомнений в своем искусственном происхождении. Одна надпись хорошо читается как "Али" (рисунок 8), другая, в две строки, кажется "Абу Мухаммад (?) фи (из) (Лим?=Лиман, каковое название весьма часто в Крыму)" (рисунок 9). Впрочем, мое чтение сугубо предположительное.

Сама Скала-С-Микролитами суть мыс неправильной треугольной формы, обрывающийся вниз (рисунок 10). Никаких артефактов, равно как и остатков сооружений, на ней не выявлено, однако, это лишь потому, что выветривание здесь очень интенсивное. Если вы посмотрите на восток, то увидите Исар Кая (рисунок 11).

Начиная от скалы, дорога идет вглубь материка, почти по равнине, и мы по ней (рисунок 12). Дорога сделана на совесть: углублена в грунт, посыпана мелкой щебенкой (рисунок 13). По сторонам - лес, прохлада, райское место. Конечно, наивно полагать, что щебенка насыпана непременно руками римских легионеров. Этот отрезок дороги недаром называется Мордвиновским, поскольку одноименный помещик возил по ней лес в 19 в и реставрировал ее. Однако, заложена она была еще в римское время. Свидетельство тому - крест, вырубленный в камне, который положен в основание дороги (рисунок 14). Нижняя гаста креста заканчивается небольшим расширением, и его можно датировать по монетным аналогиям примерно 10 в.

Лес кончается примерно через 2 км, дорога выходит на красивейшее плато (рисунок 15). Вот он, участок, который сохранился от римлян в неизменном состоянии (рисунки 16,17). Римскую руку узнаешь по тому, что дорога до сих пор держится на камнях, насыпанных в характерной римской манере. Такие насыпи называются "крепиды" (рисунки 18,19,20). Нужно встать на той стороне дороги, за которой начинается уклон вниз, чуть сойти с тропы - и увидишь, что все полотно уложено на искусственно наваленные камни. С противоположной же стороны скала подрублена, чтобы сделать дорогу ровной. С этого места кресты на камнях начинают попадаться массами. Поздней формы, с перекладиной на манер русских 14-15 вв, либо с загнутыми по типу "солярных знаков" концами (11-12 вв), либо целые композиции крестов, наконец, камни, на которых кресты попадаются вперемежку с остатками букв или надписей (рисунок 21).

Римская дорога, которой активно пользовались вплоть до 19 в, стала для окрестных жителей настоящей дорогой жизни. Археологи вскрыли вдоль нее полосу небольших поселений от римского времени и позже. Мне не попались остатки ни одного, нет на дороге и подъемного материала.

В какой-то момент путь подходит к самому обрыву, внизу бушует море. Трасса идет ниже, но я поднимаюсь по обрыву, чтобы запечатлеть вид окрестностей, и показать вам, по каким божественным местам поклонники Юпитера ездили из Харакса в Херсонес и обратно (рисунки 22, 23).

Мы на горе Кильсе Бурун, что значит "Церковный мыс". Экскурсовод с сожалением говорит нам, что остатков церкви "до сих пор не могут найти". Тут мой взгляд упирается в группу одичавших яблонь, которые стоят над какими-то камнями. Нигде больше никакой растительности, а это - явно остатки древнего сада (рисунок 24). Я говорю - "сейчас", и иду к яблоням. И что же вы думаете? Камни-то, оказывается, навалены отнюдь не бессистемно. Это - ни что иное, как фундаменты сооружений, сложенных из местного известняка, грубо обработанного. Подъемного материала, понятно, нет, поскольку - дерн. Однако же, под самой яблоней я обнаружил четкие следы небольшой церковки с апсидой, длина здания составляла метров 15 (рисунки 25,26). Углубление от него читается до сих пор - глубиной сантиметров 40. Чуть поодаль стояло двухкамерное очень небольшое сооружение (рисунок 27), в котором, видимо, жил смотритель. Вот вам и храм-маяк! Считаю это открытие одним из своих первостатейных в Крыму, хотя уверен, что оно сделано было до меня, просто экскурсовод не знал. Уже вернувшись в Москву, я обнаружил в литературе глухое упоминание о Кильсе Бурун, храм на котором автор относит к 13-15 вв.

Через пару километров от Кильсе Бурун нам открываются Байдарские ворота (рисунок 28), другой перевал, который римляне, вероятно, также использовали, но в меньшей степени, чем Шайтан. Почему? Вероятно, отрезок, который мы преодолели от Шайтана пешком, проще проделать именно по яйле, а не по берегу. Отсюда римский путь поворачивает вглубь материка и берет курс уже непосредственно на Херсонес. А мы спускаемся к воротам, чтобы изучить их и собрать дикого кизила. Особенность этой ягоды в том, что ее можно есть только с куста, купленная на рынке, она не дает и десятой доли своего вкуса. Кизила в сентябре много, мы чуть наклоняем ветки и собираем его горстями.

То, что сегодня можно увидеть на Байдарских воротах - сооружения недавнего прошлого. Таковы собственно ворота - мрачноватое здание, построенное, как считается, в 1848 году (рисунок 29). Мне же показалось, что в кладке присутствуют квадры, очень характерные для турецкой архитектуры 17-18 вв. Церковь Воскресения Христова нависает над морем, на парящей в воздухе скале, напротив ворот (рисунок 30). И хотя построена она "недавно", в 1892 (архитектор Чагин, мозаику делали итальянцы), трудно не восхититься искусством инженеров и не полюбоваться ею (рисунки 31, 32). Храм был сооружен местным купцом Кузнецовым в память о спасении Александра III и его семьи при крушении поезда. Вокруг храма сделана смотровая площадка, широкая и удобная. Ходишь по ней, и не осознаешь, что под ногами у тебя - бездна.

Но мы несколько отвеклись от римской темы. Впереди у нас - Херсонес, в который мы, правда, попали не по римской дороге, а на рейсовом автобусе. Но ведь попали же. И даже переночевали.

Херсонес >>>

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова,

осень-зима 2002/03 гг

Литература

Л. Фирсов. Археологические разведки на Исар-Кая и Шайтан-Мердвене в 1967 г // Сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974 (издание очень редкое, карта оттуда)

Используются технологии uCoz