Рисунок 1. Мы на подъемнике, Ай Петри над нами.

Рисунок 2. Путь к вершине горы проходит через рощу.

Рисунок 3. Зубцы Ай Петри, видимые за десятки километров.

Рисунок 4. То же.

Рисунок 5. Вот на таком склоне располагался храм.

Рисунок 6. Вид с горы в сторону Ялты вдоль берега моря.

Рисунок 7. То же, но на север.

Рисунок 8. Храм мог располагаться на этом самом месте...

Рисунок 9... или где-то тут.

Рисунок 10. Керамика с Ай Петри.

Ай Петри - храм на горе

Туман спускается на Ай Петри, как полтысячелетия назад

"Ай-Петри" - значит на диалекте понтийских греков "святой Петр". Известно, что на этой горе был некогда храм святого Петра. Известно также, что его следов не осталось. Смотрел я из Ялты на эту гору, и все меня жгло – поехать, может, есть какие следы.

Путешествие на ай-Петри – не из приятных. Сначала надо на маршрутке доехать до подножия канатной дороги. Потом отстоять отвратительную очередь. Вот наконец мы на верху. Более похабного места в Крыму трудно найти. Масса каких-то шашлычных, балаганов, грязь, вонь, туристы шляются, в общем, Дикий Запад. Но – это еще не сама вершина. Чтобы на нее попасть, надо заплатить немного денег, и пойти по крутой горе через темную, аутентичную рощу. Вот тут картина другая. Народу сразу меньше, потому как надо платить. Подъем, правда, не из легких. Вот, мы почти на вершине. Лес резко кончается, обнажая метров 50 верхушки горы. Но это – не плоская гора. Крутизна – градусов 10, стоишь на откосе. И вот на этом-то откосе был поставлен храм.

То, что он был именно здесь, понятно сразу – склон усеян керамикой, именно, выветренной донельзя черепицей. Местами кажется, что именно тут, вот на этом месте, храм и был, потому что - западина, несколько деревьев. Потом думаешь – нет, а вон там, пожалуй, поспособней будет. Наконец я нашел место, где, скорее всего, храм и находился. Там кстати и концентрация керамики максимальная.

Ну народу-то до этого дела нет, фотографируются на фоне зубцов, смотрят, как внизу фуникулеры снуют. А я перевозбудился, на покатом склоне ползаю, фотографирую с помощью приставки черепицу, стараюсь выбрать профиль, чтобы по нему произвести датировку. Ведь известно, что черепичный профиль очень сильно завязан на хронологию.

Что о храме известно из литературы, кроме того, что он был? Руины храма были видны еще в 19 в. Гору знали, наверное, еще древние греки; во всяком случае, известен миф о том, что Зевс поразил ай-Петри молнией, чтобы он не превосходил высотой Олимп, отсюда – его трехглавая форма. Есть сведения, что греки называли гору “Баранья”. Впрочем, я должен предостеречь от того, чтобы соотносить гору Баранью непременно с ай-Петри, поскольку периплы, повествующие о Южном берегу, все очень запутанны. Впрочем, ай-Петри далеко видна с моря, так что это на самом деле хороший ориентир.

В литературе я читал, что монастырь (на самом деле храм) на ай-Петри был основан в 1 в по РХ, что совершенно невероятно, поскольку христианских монастырей этого времени нет даже в Греции. Также мне не кажется взвешенным предположение о том, что на самом деле "Петри" – это не Петр, а “камень” (Кифа=Петр=камень), а значит, тут был жертвенник тавров. Где только не искали этот жертвенник со времен Пушкина, а я так думаю, где тавр кого поимел, там у него и жертвенник. Что касается античности, то совершенно достоверно, что римляне, обосновавшиеся на Ай-Тодоре, и построя там крепость Харакс, провели от Ай Петри воду с помощью керамических труб. Адова работа, но только благодаря ей стало возможным жить на совершенно лишенном воды Ай Тодоре. Как только водопровод был разрушен самими отходившими римлянами, мыс опустел.

Храм же святого Петра был разрушен в 14-15 вв, если верить литературе, что не исключено, хотя отчета о раскопках я не видел. Кто мог пользоваться этим храмом? Я встречал глухие сведения о том, что на соседней горе Бойко был монастырь, а впоследствии древний город, откуда шла дорога на Ялту. Говорят, остатки этой дороги сохранились до сих пор, хотя не так хорошо, как римская дорога у Чертовой лестницы. Я не имел возможности проверить эти сведения, но, если так, то хотя бы понятно, кто мог молиться в этом отдаленном храме.

Легенда о чудодейственном источнике молодости под горой ай-Петри, испив из которого, человек сбрасывает десятки лет, проитекает, вероятно, от поклонения местных жителей руинам древней святыни, виденной, как я уже говорил, еще лет 200 назад. Вот то совсем немногое, что известно нам про ай-Петри. А странно – место это обжитое, под боком у ялтинских археологов.

Но что же рассказали мне черепки? Профиль черепицы идеально соответствует таковой 13-14 вв из Херсона. Это определяет дату функционирования храма. В то же время некоторые особенности черепицы приводят нас к Мангупу, столице княжества Феодоро, где я видел черепицу точно с такими же выпуклыми бороздками для стока воды. Итак, как можно судить по керамике, храм построен инженерами княжества Феодоро, вплоть до того, что черепицу могли доставить из Мангупа. Находясь на такой вершине, храм святого Петра служил прекрасным ориентиром кораблям, и в то же время был вышкой для контроля за яйлами Большой гряды и Южным берегом. Было это в 13-14 вв. Побережье было оторвано от Феодоро около 1380 года, когда на землях Южнобережья генуэзцы основали свое "Капитанство Готия". Окончательно храм мог быть разрушен турками в 1475 году.

Ай Петри во мгле. Вид с Ялты

Евгений Арсюхин

Наталия Андрианова

осень-зима 2002/03 гг

Литература

О. Домбровский. Средневековые поселения и "исары" Крымского Южнобережья. // Сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974.

Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001.

Используются технологии uCoz