Рисунок 1. Вид от Перевального на горный массив, внутри которого - пещера (на горизонте).

Рисунок 2. Место, где находилась деревенька 13-15 вв.

Рисунок 3. Керамика из этой деревеньки.

Рисунок 4. Плакетка (?), свинец.

Рисунок 5. Водопад неподалеку от пещеры.

Рисунок 6. Грот, в котором впервые обнаружена Кизил-Кобинская культура.

Рисунок 7. Керамика кизил -   кобинского времени.

Рисунок 8. Керамика 7-10 вв.

Рисунок 9. Фибула (?) ранне средневекового времени.

Рисунок 10. Торговый жетон того же времени.

Рисунок 11. Как бы святилище в первом зале пещеры.

Рисунок 12. Пифос. Обратите внимание на тамгу, вырезанную на горлышке.

Рисунок 13. Амфоры.

Рисунок 14. Зернотерка.

Рисунок 15. Место находки клада 12 в.

Рисунок 16. Греческое граффити.

Пещера Красная

Красная пещера (Кизил-Коба по-татарски, русское название - прямой перевод) - едва ли не единственная из классических экскурсионных пещер, где стоит побывать любителю античности и средневековья. Пещера находится на дороге Симферополь-Алушта, недалеко от горы Демерджи. На месте Симферополя некогда стояла столица поздних скифов Неаполь, выросшая из более древнего племенного центра. Алушта - древний Алустон, где император Юстиниан в 6 в по РХ заложил крепость. Возле Демерджи еще с 6 в фиксируется плотное, связанное с Византией население, а в 12 в там вырастает крепость Фуна, подчиненная княжеству Феодоро. И вот на такой трассе стоит пещера; конечно, древние люди не могли пройти мимо.

Пару слов о том, что удалось нам вычитать в литературе. В 1914 году симферопольский землемер нашел возле входа в пещеру вырубленный грот, раскопки в котором дали каменные орудия, просверленные раковины, костяные иглы, куски керамики с орнаментом. Так была открыта особая Кизил-кобинская культура, которая существовала с 9 до 2 вв до РХ, и только в Крыму. Кизил-кобинцы были земледельцами, и лишь этим, вероятно, отличались от тавров, которые жили в то же время, но - в горах, где не было пригодной для земледелия почвы. Кизил-кобинцы наверняка контактировали и с таврами, и с киммерийцами, позже - со скифами.

Поселение, открытое возле пещеры, возникло в 7 в до РХ и существовало несколько столетий. Это был земледельческий поселок: раскопаны зерновые ямы, найдена керамика, железные наконечники стрел и украшения. В орнаментации сосудов преобладает земледельческая символика: солярные (круги) и небесные (косые линии - дождь) знаки. Костей животных мало, зато есть серпы из челюстей животных.

В пещере Кизил-кобинцы устроили святилище, где совершали жертвоприношения, поддерживали священный огонь и прятали дары духам земли по укромным углам. Пещера казалась им недрами земли, той самой, которая "рожает" зерно, поэтому культ пещеры был чисто земледельческим. У всех древних народов божество плодородия завязано со смертью, с подземным миром, куда надо сойти, чтобы обеспечить урожай (такова Персефона у греков или Осирис у египтян). Кизил-кобинцы были такими же индоевропейцами, как греки и египтяне, и их культы были похожими.

Между тем рассказы о пещерах где-то на севере, в которых живут дикие люди, будоражили воображение античного общества со времен Гомера, показавшего Киклопа. Этот Киклоп занимается скотоводством, он спит в своей пещере вместе с овцами. Надо признать, на кизилкобинцев его портрет мало похож. Они в пещере не жили, и скотоводством почти не занимались. Зато словно о Красной с ее подземной рекой написаны строки Овидия:

"Есть в стороне киммерян гора с каменистой/Мрачной пещерой: издавна там сон обитает ленивый./Феб не сияет: лишь тонкий туман, от земли поднимаясь,/Влажной стелется мглой, и сумрак сомнительный светит./Медленной струйкой Летийский ручей, по хрящу пробираясь,/Слабым, чуть слышным журчанием сладко наводит дремоту."

Овидий, когда это писал, еще не подозревал, что ему придется провести остаток жизни не в Риме, а почти среди "Киммерян", которых он воспел. Но, оказавшись на берегу Понта, он предпочитал писать не о мифах и пещерах, а о морозах и варварах, готовых убить.

На рубеже эр, когда писал Овидий, мы застаем возле пещеры уже другую культуру, хотя, на самом деле, это - те же кизил-кобинцы, но окультурившиеся, связавшиеся с античными городами побережья. В 3-4 вв по РХ к ним присоединяются готы. Такой гот построил усадьбу возле пещеры, в которой занимался виноградорством, а в пещере хранил амфоры с готовой продукцией. Когда в 19 в первые спелеологи проникли в Красную, в некоторых залах битые амфоры застилали весь пол, но сейчас, конечно, все растащено. Впоследствии усадьба перерождается в деревеньку, жители которой в пещере лишь прячутся (9-11 вв). В 12 в кто-то спрятал в пещере клад металлических предметов (удила, ножи).

Около 13 в, как мы увидим ниже, люди поселяются поодаль от пещеры, поближе к дороге, которая ведет на возникшую в это же время крепость Фуну. Но это не значит, что о пещере забыли. Уже в татарское время ее залы получили особые имена: Харанлых - Коба (Темная пещера), Иель - Коба (Ветреная пещера). Однако, у татар существовала легенда про то, что пещера создана злыми духами, и они не любили в ней бывать. Татарское "Красная" ("кизил") скорее всего - перевод более древнего имени пещеры.

***

Сначала автобус привозит нас к селу Перевальное, где мы спешиваемся и начинаем 3-х километровый путь к пещере (рисунок 1). Демерджи (она справа от нас) следит за нами. Пока что дорога идет по относительной ровной долине. В какой-то момент прямо на дорожке начинают попадаться керамические остаки, их все больше и больше. Там, где дорога взбирается на холмик, на котором растут одичавшие плодовые деревья, скопление керамики превращается в настоящий культурный слой. Несомненно, здесь была деревенька (рисунок 2). Когда? Рассмотрим находки.

Керамика представлена красноглиняными фрагментами из хорошо отмученной глины, в том числе ручкой амфоры (рисунок 3). Я мог бы датировать эти остатки 14-15 вв по аналогией с керамикой с Мангупа. Этого же времени может быть и гвоздь, и загадочный предмет: эллиптическая пластинка из тонкого свинца, с отверствием на одной вершине, и стертым изображением человеческой фигуры в рост (рисунок 4). Я думаю, что это - памятная плакетка, которую давали посетителям особо почитаемого монастыря или храма. В Крыму такой обычай совершенно точно зафиксирован в Херсоне. Следовательно, житель этой деревни был в качестве паломника там или в другом крупном городе побережья.

Я думаю, эта деревня подчинялась княжеству Феодоро. Деревеньку построили тогда, когда воздвигли крепость Фуна, и покинули, когда Фуна погибла. Видимо, жители таких придорожных деревень обеспечивали охрану дорог в княжестве Феодоро, а заодно кормились, продавая путникам плоды своего труда, например, вино (ручка амфоры).

Идем дальше, и вступаем в полог леса. Здесь протекает река Кизилкобинка, вытекающая из пещеры. Ущелье неглубокое, но идти довольно тяжело. Водопад Су-Учхан ("Летящая Вода" по-татарски), хоть и высокий (26 м), не производит сильного впечатления (рисунок 5). Ближе к пещере снова начинает попадаться подъемный материал, но несколько другого облика. Вот и грот, в котором впервые были найдены остатки кизил-кобинской культуры (рисунок 6). Я пытаюсь найти остатки раскопанной археологами усадьбы гота-винодела, карабкаюсь с этой целью по какому-то склону, чуть не падаю вниз, но никаких развалин не вижу.

Облик керамики такой. Несколько фрагментов кизил-кобинской керамики последних веков до РХ. Они отличаются плотным тестом, почти черным, лощеным под металл, с орнаментом - косыми чертами, изображающими струи дождя (рисунок 7). Надо признать, русская керамика лишь в 17 в доходит до уровня, который эти "дикари" обеспечивали почти двумя тысячелетиями ранее. Далее, есть один осколок тонкого краснолакового блюда римской поры (1-3 вв по РХ). Большая же часть - это византийская керамика 5-9 вв (рисунок 8). Таким образом, хотя я не нашел развалин, я в виде керамики увидел всю историю этого места: от поселения кизил-кобинцев - через связанную с римлянами готскую усадьбу - к поселению византийского облика.

Кроме керамики, я прямо на месте отчистил и отсканировал железную, сильно корродированную дужку фибулы 3-7 вв по РХ (рисунок 9) и свинцовый жетон (рисунок 10) с изображением стоящей фигуры (?). Он напоминает товарную пломбу и датируется, наверное, 5-7 вв по РХ. Такими пломбами могли запечатывать, например, амфоры с вином, или мешки с сыпучими товарами.

Но вот мы в пещере. Довольно сыро. Первый зал - подарок от археологов. Здесь как бы воссоздано святилище (рисунок 11), хотя на самом деле оно было глубже, и выглядело не так. Если кто на снимке не разглядел: там на сталагмите водружен череп барана, под ним еще кости навалены. Сюда же археологи стаскали предметы (подлинные), найденные в разных местах пещеры: пифос (рисунок 12) и амфоры (рисунок 13) 3-4 вв по РХ, а также зернотерку (рисунок 14) более раннего, кизилкобинского времени.

Проходим чуть глубже. Здесь-то на самом деле были и святилище, и хранилище вина, и убежище. Вот место, где кто-то в 12 в спрятал клад железных предметов (рисунок 15). Рядом с ним, пока экскурсовод рассказывает что-то о карстах, замечаю на потолке плохо читаемое греческое граффити с солярными знаками ("свастикой"; рисунок 16).

Дальше люди вряд ли забирались. К сожалению, археология кончается, а экскурсия еще нет. Нам предстоит пройти около 600 метров, полюбоваться подземной рекой, и там, где путь упирается в озеро, получить предложение напялить акваланги и нырнуть в холодную бездну. Как-нибудь в другой раз, ребята.

Евгений Арсюхин

Наталия Андрианова

осень/зима 2002/03 гг

Литература

Владлен Авинда. Красная пещера. Таврия, 2002. Книга, в которой автор скорее делится эмоциями, чем фактами. Однако же, лучше она, чем ничего.

Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001. Суперпопулярная книга в Крыму, содержит пару абзацев и про Красную пещеру.

www.star-carpet.ru - иранский ковер заказать через Интернет.
Используются технологии uCoz