Рисунок 1. Вид от Перевального на горный массив, внутри которого - пещера (на горизонте). Рисунок 2. Место, где находилась деревенька 13-15 вв. Рисунок 3. Керамика из этой деревеньки. Рисунок 4. Плакетка (?), свинец. Рисунок 5. Водопад неподалеку от пещеры. Рисунок 6. Грот, в котором впервые обнаружена Кизил-Кобинская культура. Рисунок 7. Керамика кизил - кобинского времени. Рисунок 8. Керамика 7-10 вв. Рисунок 9. Фибула (?) ранне средневекового времени. Рисунок 10. Торговый жетон того же времени. Рисунок 11. Как бы святилище в первом зале пещеры. Рисунок 12. Пифос. Обратите внимание на тамгу, вырезанную на горлышке. Рисунок 13. Амфоры. Рисунок 14. Зернотерка. Рисунок 15. Место находки клада 12 в. Рисунок 16. Греческое граффити. |
Пещера Красная Красная пещера (Кизил-Коба по-татарски, русское название - прямой перевод) - едва ли не единственная из классических экскурсионных пещер, где стоит побывать любителю античности и средневековья. Пещера находится на дороге Симферополь-Алушта, недалеко от горы Демерджи. На месте Симферополя некогда стояла столица поздних скифов Неаполь, выросшая из более древнего племенного центра. Алушта - древний Алустон, где император Юстиниан в 6 в по РХ заложил крепость. Возле Демерджи еще с 6 в фиксируется плотное, связанное с Византией население, а в 12 в там вырастает крепость Фуна, подчиненная княжеству Феодоро. И вот на такой трассе стоит пещера; конечно, древние люди не могли пройти мимо. Пару слов о том, что удалось нам вычитать в литературе. В 1914 году симферопольский землемер нашел возле входа в пещеру вырубленный грот, раскопки в котором дали каменные орудия, просверленные раковины, костяные иглы, куски керамики с орнаментом. Так была открыта особая Кизил-кобинская культура, которая существовала с 9 до 2 вв до РХ, и только в Крыму. Кизил-кобинцы были земледельцами, и лишь этим, вероятно, отличались от тавров, которые жили в то же время, но - в горах, где не было пригодной для земледелия почвы. Кизил-кобинцы наверняка контактировали и с таврами, и с киммерийцами, позже - со скифами. Поселение, открытое возле пещеры, возникло в 7 в до РХ и существовало несколько столетий. Это был земледельческий поселок: раскопаны зерновые ямы, найдена керамика, железные наконечники стрел и украшения. В орнаментации сосудов преобладает земледельческая символика: солярные (круги) и небесные (косые линии - дождь) знаки. Костей животных мало, зато есть серпы из челюстей животных. В пещере Кизил-кобинцы устроили святилище, где совершали жертвоприношения, поддерживали священный огонь и прятали дары духам земли по укромным углам. Пещера казалась им недрами земли, той самой, которая "рожает" зерно, поэтому культ пещеры был чисто земледельческим. У всех древних народов божество плодородия завязано со смертью, с подземным миром, куда надо сойти, чтобы обеспечить урожай (такова Персефона у греков или Осирис у египтян). Кизил-кобинцы были такими же индоевропейцами, как греки и египтяне, и их культы были похожими. Между тем рассказы о пещерах где-то на севере, в которых живут дикие люди, будоражили воображение античного общества со времен Гомера, показавшего Киклопа. Этот Киклоп занимается скотоводством, он спит в своей пещере вместе с овцами. Надо признать, на кизилкобинцев его портрет мало похож. Они в пещере не жили, и скотоводством почти не занимались. Зато словно о Красной с ее подземной рекой написаны строки Овидия: "Есть в стороне киммерян гора с каменистой/Мрачной пещерой: издавна там сон обитает ленивый./Феб не сияет: лишь тонкий туман, от земли поднимаясь,/Влажной стелется мглой, и сумрак сомнительный светит./Медленной струйкой Летийский ручей, по хрящу пробираясь,/Слабым, чуть слышным журчанием сладко наводит дремоту." Овидий, когда это писал, еще не подозревал, что ему придется провести остаток жизни не в Риме, а почти среди "Киммерян", которых он воспел. Но, оказавшись на берегу Понта, он предпочитал писать не о мифах и пещерах, а о морозах и варварах, готовых убить. На рубеже эр, когда писал Овидий, мы застаем возле пещеры уже другую культуру, хотя, на самом деле, это - те же кизил-кобинцы, но окультурившиеся, связавшиеся с античными городами побережья. В 3-4 вв по РХ к ним присоединяются готы. Такой гот построил усадьбу возле пещеры, в которой занимался виноградорством, а в пещере хранил амфоры с готовой продукцией. Когда в 19 в первые спелеологи проникли в Красную, в некоторых залах битые амфоры застилали весь пол, но сейчас, конечно, все растащено. Впоследствии усадьба перерождается в деревеньку, жители которой в пещере лишь прячутся (9-11 вв). В 12 в кто-то спрятал в пещере клад металлических предметов (удила, ножи). Около 13 в, как мы увидим ниже, люди поселяются поодаль от пещеры, поближе к дороге, которая ведет на возникшую в это же время крепость Фуну. Но это не значит, что о пещере забыли. Уже в татарское время ее залы получили особые имена: Харанлых - Коба (Темная пещера), Иель - Коба (Ветреная пещера). Однако, у татар существовала легенда про то, что пещера создана злыми духами, и они не любили в ней бывать. Татарское "Красная" ("кизил") скорее всего - перевод более древнего имени пещеры. *** Сначала автобус привозит нас к селу Перевальное, где мы спешиваемся и начинаем 3-х километровый путь к пещере (рисунок 1). Демерджи (она справа от нас) следит за нами. Пока что дорога идет по относительной ровной долине. В какой-то момент прямо на дорожке начинают попадаться керамические остаки, их все больше и больше. Там, где дорога взбирается на холмик, на котором растут одичавшие плодовые деревья, скопление керамики превращается в настоящий культурный слой. Несомненно, здесь была деревенька (рисунок 2). Когда? Рассмотрим находки. Керамика представлена красноглиняными фрагментами из хорошо отмученной глины, в том числе ручкой амфоры (рисунок 3). Я мог бы датировать эти остатки 14-15 вв по аналогией с керамикой с Мангупа. Этого же времени может быть и гвоздь, и загадочный предмет: эллиптическая пластинка из тонкого свинца, с отверствием на одной вершине, и стертым изображением человеческой фигуры в рост (рисунок 4). Я думаю, что это - памятная плакетка, которую давали посетителям особо почитаемого монастыря или храма. В Крыму такой обычай совершенно точно зафиксирован в Херсоне. Следовательно, житель этой деревни был в качестве паломника там или в другом крупном городе побережья. Я думаю, эта деревня подчинялась княжеству Феодоро. Деревеньку построили тогда, когда воздвигли крепость Фуна, и покинули, когда Фуна погибла. Видимо, жители таких придорожных деревень обеспечивали охрану дорог в княжестве Феодоро, а заодно кормились, продавая путникам плоды своего труда, например, вино (ручка амфоры). Идем дальше, и вступаем в полог леса. Здесь протекает река Кизилкобинка, вытекающая из пещеры. Ущелье неглубокое, но идти довольно тяжело. Водопад Су-Учхан ("Летящая Вода" по-татарски), хоть и высокий (26 м), не производит сильного впечатления (рисунок 5). Ближе к пещере снова начинает попадаться подъемный материал, но несколько другого облика. Вот и грот, в котором впервые были найдены остатки кизил-кобинской культуры (рисунок 6). Я пытаюсь найти остатки раскопанной археологами усадьбы гота-винодела, карабкаюсь с этой целью по какому-то склону, чуть не падаю вниз, но никаких развалин не вижу. Облик керамики такой. Несколько фрагментов кизил-кобинской керамики последних веков до РХ. Они отличаются плотным тестом, почти черным, лощеным под металл, с орнаментом - косыми чертами, изображающими струи дождя (рисунок 7). Надо признать, русская керамика лишь в 17 в доходит до уровня, который эти "дикари" обеспечивали почти двумя тысячелетиями ранее. Далее, есть один осколок тонкого краснолакового блюда римской поры (1-3 вв по РХ). Большая же часть - это византийская керамика 5-9 вв (рисунок 8). Таким образом, хотя я не нашел развалин, я в виде керамики увидел всю историю этого места: от поселения кизил-кобинцев - через связанную с римлянами готскую усадьбу - к поселению византийского облика. Кроме керамики, я прямо на месте отчистил и отсканировал железную, сильно корродированную дужку фибулы 3-7 вв по РХ (рисунок 9) и свинцовый жетон (рисунок 10) с изображением стоящей фигуры (?). Он напоминает товарную пломбу и датируется, наверное, 5-7 вв по РХ. Такими пломбами могли запечатывать, например, амфоры с вином, или мешки с сыпучими товарами. Но вот мы в пещере. Довольно сыро. Первый зал - подарок от археологов. Здесь как бы воссоздано святилище (рисунок 11), хотя на самом деле оно было глубже, и выглядело не так. Если кто на снимке не разглядел: там на сталагмите водружен череп барана, под ним еще кости навалены. Сюда же археологи стаскали предметы (подлинные), найденные в разных местах пещеры: пифос (рисунок 12) и амфоры (рисунок 13) 3-4 вв по РХ, а также зернотерку (рисунок 14) более раннего, кизилкобинского времени. Проходим чуть глубже. Здесь-то на самом деле были и святилище, и хранилище вина, и убежище. Вот место, где кто-то в 12 в спрятал клад железных предметов (рисунок 15). Рядом с ним, пока экскурсовод рассказывает что-то о карстах, замечаю на потолке плохо читаемое греческое граффити с солярными знаками ("свастикой"; рисунок 16). Дальше люди вряд ли забирались. К сожалению, археология кончается, а экскурсия еще нет. Нам предстоит пройти около 600 метров, полюбоваться подземной рекой, и там, где путь упирается в озеро, получить предложение напялить акваланги и нырнуть в холодную бездну. Как-нибудь в другой раз, ребята. Евгений Арсюхин Наталия Андрианова осень/зима 2002/03 гг Литература Владлен Авинда. Красная пещера. Таврия, 2002. Книга, в которой автор скорее делится эмоциями, чем фактами. Однако же, лучше она, чем ничего. Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001. Суперпопулярная книга в Крыму, содержит пару абзацев и про Красную пещеру. |