Рисунок 1. Крепость Фуна, вид с горы Демерджи.

Рисунок 2. Внутри крепости.

Рисунок 3. То же.

Рисунок 4. То же.

Рисунок 5. Церковь в Фуне, фото 1889 г.

Рисунок 6. План крепости Фуна. По Бертье Делагарду.

Рисунок 7. Плита с монограммами. По Т. Фадеевой ("Тайны горного Крыма").

Рисунок 8. На вершинах этих скал были блокпосты.

Рисунок 9. Эта дорожка на полпути к вершине усеяна керамикой 8-10 вв.

Рисунок 10. Керамика с подножия Демерджи.

Рисунок 11. Этот обвал скрыл под собой татарскую деревню.

Рисунок 12. Водопад Джур Джур.

Рисунок 13. Возможная монета города Фуна.

Фуна и Демерджи

Времени у нас в Крыму было мало. Мы старались без экскурсоводов побывать там, куда можно легко доехать. Однако, до крепости Фуна, как поняли мы из карт, ехать далеко и трудно, а посетить ее очень хотелось. Поэтому мы взяли экскурсию в так называемую Долину привидений, зная, что это все где-то рядом.

Приезжаем. Село Лучистое, у одного из домов на палке болтается флаг Гиреев (желтая тамга на голубом фоне). Подножие горы Демерджи (1359 м). Экскурсовод тащит нас в гору, где, собственно, и находится эта пресловутая долина (скажу сразу, смотреть нечего, скалы как скалы, в которых надо усмотреть какие-то фигуры). А Фуна? А вон она, внизу (рисунок 1). Максимум, что я мог сделать – сфотографировать ее телеобъективом. Надеюсь, в будущем я побываю непосредственно в крепости. А сейчас, после короткого рассказа о том, что вообще о ней известно, я извещу вас о горе Демерджи и вообще об этом очень непростом в археологическом отношении районе.

Особых оснований называть развалины крепости у поселка Лучистое непременно Фуной нет никаких. Это своего рода историческая традиция – где же, если не здесь? Крепость очень компактная, рядом – могильник, на котором раскопана кладбищенская церквушка. Из скалы бьет источник, снабжавший населенцев водой. Мы приводим несколько фотографий, взятых с другого сайта, которые дают представление о том, как крепость выглядит сегодня (рисунки 2,3,4).

Раньше считалось, что крепость была построена не ранее 12 в и существовала до 15 в, когда была разрушена, рустифицирована. Жители окрестных деревень после турецкого нашествия брали из крепости камень на свои постройки, но одновременно восстановили крепостную церковь, которую еще в конце 19 в можно было видеть не руиной, а цельным зданием. Сохранились даже фотографии тех лет (рисунок 5). Однако, датировка Фуны может быть отодвинута как минимум к 6-7 вв, поскольку археологи в 1960-е годы нашли в одном из погребений богатый инвентарь, состоящий из пряжек, в том числе золотых, бус и прочих украшений. Ниже мы увидим, что склоны горы Демерджи были обжиты в 8-10 вв, а значит, в это время была и Фуна.

Тем не менее, самые ранние уверенно фиксируемые слои крепости – это все-таки 12-13 вв. Считается, что ее выстроили люди из княжества Феодоро, и они не сдали крепость генуэзцам, хотя те прикладывали к захвату немалые усилия. Крепость контролировала всю долину, по которой шла древняя дорога на побережье (следы дороги видны до сих пор), из крепости хорошо просматривается Алустон. Главное сооружение крепости – церковь, встроенная в систему крепостных стен. Как мы говорили, в 17-18 вв она была восстановлена по аутентичному плану 13-го в. Церковь была двухэтажной, причем на нижнем этаже размещались казармы, а наверху – священники (рисунки 6). Археологи 19 в полагали, что церковь и вообще крепость были центром епархии Фуллы. Для этого у них не было иных оснований, кроме устных преданий. Крепость была по сути небольшим городом, в котором и сейчас читается система узких, как щели, улиц, притиснутых друг к другу домов. В крепости обнаружены плиты с монограммами феодоритских князей (рисунок 7). В 1459 году магнупский князь Улубей (с татарского – “Великий Господин”) восстанавливает крепость "Фуна" и передает ее сыну и соправителю Александру, который известен бескомпромиссной борьбой с итальянцами; в 1472 году Александр бежал в Молдавию от преследований наследника Улубея, Исаака. Таким образом, я думаю, что основные сооружения Фуны, видимые нынче, могли быть возведены между 1459 и 1472.

Некоторое время я ношусь с идеей, что в Фуне могли чеканить свою монету. Основанием для этого стали два факта. Во-первых, в 1998 году московскими нумизматами практически доказано, что столица княжества, Мангуп, выпускал свою монету, хотя и очень ограниченным тиражом, подражающую византийской. Во-вторых, как-то в Крыму, в коллекции знакомого, мне попалась на глаза маленькая медная монетка, на лицевой стороне которой изображен правитель "в византийской манере", на обороте - орнамент, напоминающий таковые на монетах Золотой Орды (рисунок 13). Ясно, что это - 14-й век, но где могла быть выпущена такая монета? Я подумал было, что в Болгарии, но знатоки нумизматики этой страны этого не подтвердили. Тогда остается последняя возможность - княжество Феодоро. На мангупские монеты наша не похожа. Стало быть, ее выпустили в каком-то более провинциальном центре, почему бы и не тут? Надо было торговать с Судаком, с Каффой, другими центрами. Для этого иной раз и своя монета не помешает. В Судаке она якобы и была найдена.

Попрощавшись с Фуной, я было затужил, да ненадолго: под ногами, по мере того, как мы поднимались по склонам Демерджи, стала попадаться средневековая керамика. Немного, и вся перемолотая, но она была. Факт, что отроги Демерджи были заселены так же, как и Фуна. Вероятно, там находились небольшие наблюдательные форпосты, которые помогали основному гарнизону контролировать ситуацию (рисунки 8,9). Интересно, что керамика датируется, по моим прикидкам, временем куда более ранним, чем 12-13 вв. Амфоры с рифленым покрытием - это 8-10 вв (рисунок 10). Это дает косвенное подтверждение того, что поселения были тут непрерывно с 6 в (вспомним клад) до современности.

Следы почти-современности скрыты под хаосом камней (рисунок 11). У подножия Демерджи некогда была деревенька, очевидно, состоящая из потомков насельцев самой Фуны. В 1826 (по другим данным, в 1894) году она была уничтожена обвалом, массивные глыбы, оставшиеся после него, и сейчас производят трагическое впечатление. Говорят, что тогда никто не погиб, поскольку дело было днем, и все были на сельхозработах, однако, мне попадались сведения, что таки погибла женщина с ребенком, которая в поле не вышла. После этого поселок был перенесен на место Лучистого. Возможно, речь идет о двух обвалах, сведения о которых слились.

Демерджи – по-татарски значит “кузнец”. Несомненно, это говорит о том, что в крепости и в поселке жили некогда люди, умеющие работать с металлом. А как было иначе отдаленному от Мангупа гарнизону, которому нужно было заботиться о своем оружии? Поскольку прежде гора называлась также Фуна (с греческого, кстати, это переводится как “Дымная”), то, видимо, потом татары перевели “Дымное” как “Кузнец”, отсюда и взялось нынешнее татарское название.

Про кузнецов с Демерджи есть поздняя легенда, которую раз по 20 рассказывают всем туристам, даже проезжающим рядом с горой, и в ней, наверное, найдутся отголоски исторической правды. Якобы некие завоеватели напротив Фуны, на горе, завели кузницу, где ковали свое оружие. Мария, жительница Фуны, пробралась к кузнецу, решивши умолить его бросить свое занятие, за что была кузнецом убита. Этого горы не выдержали, всколыхнулись, и погубили завоевателей. Рассказ, как я полагаю, относится к 14-15 вв, ко времени войн с генуэзцами. Очевидно, итальянцы, штурмуя Фуну, захватили стратегически важные позиции на Демерджи, а местное население, искусное в ремесле, заставили чинить себе оружие во время осады. Обвал, которых даже на исторической памяти было несколько, нанес урон завоевателям, так что они принуждены были отступить. Характерно христианское имя “Мария”. Потомки жителей Фуны, как видно из флага Гиреев, который кто-то повесил на своем доме, считают себя татарами. В Крыму то татары говорят по-гречески, и исповедают православие, то греки – по-татарски, такое уж это место.

Вторая часть так называемой экскурсии в Долину привидений - объезд горы Демерджи, и осмотр водопада Джур Джур. Чтобы достичь его, нужно пройти по дорожке среди деревьев - под ногами вам попадется средневековая, сильно перемолотая красноглиняная керамика. Вот сам водопад (рисунок 12). Название водопада - это чистое звукоподражание с татарским акцентом, что-то вроде Плюх-Плюх, как вода плюхает. Однако, есть сведения, что до татар водопад был посвящен св. Андрею, а неподалеку находился монастырь св. Андрея. "Однако где он, никто не знает", - говорят местные. Если это так, то монастырь мог возникнуть около 10 в, когда стала популярной легенда о крещении Скифии апостолом Андреем. В это время в Абхазии возникает комплекс посвященных ему святынь, а рассказ об апостоле попадает в русскую летопись.

Таким образом, гора Демерджи, или Фуна, представляет из себя мощный центр консолидации людей. Это объяснимо тем, что гора богата водой, а через лощину ведет путь из Алушты (основана в 6 в) в горы. Еще как минимум с раннего средневековья здесь обосновались готы, которые не покидали гору до 12 в, когда князья Феодоро основывают крепость Фуна. Время с 12 по 15 вв - расцвет района Демерджи. Вероятно, в турецкое время население здесь резко редеет, но какое-то его количество остается, если судить о татарском имени водопада.

Евгений Арсюхин,

Наталия Андрианова,

осень-зима 2002/03

Литература

К. Кононашвили и др. Средневековая Фуна // Сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974.

Используются технологии uCoz