Рисунок 1. Чаша: фас и профиль.

Рисунок 2. Монашки ели с красочной посуды.

Рисунок 3. Части чайника.

Рисунок 4. Наверное, часть примитивной мозаики.

Рисунок 5. Сосуд с носиком.

Рисунок 6. Какой святой или святая носили этот оклад?

Рисунок 6а. Странные пронизки.

Рисунок 7. Наперсток: русский и Золотой Орды.

Рисунок 8. Этим точили косу.

Рисунок 9. Подкова.

Рисунок 10. Неэффектно, но загадочно.

Рисунок 11. Стекло. Европа?

Рисунок 12. РТФ. Знакомый герб.

Рисунок 12а. Прорисовка клейма с РТФ, присланная специалистами Дулевского завода.

Рисунок 13. Смело, но небрежно.

Рисунок 14. Старый, но стойкий.

Рисунок 15. Трынцы-брынцы бубенцы.

Рисунок 16. Для печати вроде велика...

Рисунок 17. Икона Никиты из каталога Гнутовой-Зотовой и наложенный на нее наш фрагмент.

Рисунок 18. Врежем очередным гадам.

Рисунок 19. Хорошо, но мало.

Рисунок 20. Штоф. Водка не сохранилась.

Рисунок 21. Комод - от слова "удобный" (фр.).

Рисунок 22. Неплохо для деревни.

Рисунок 23. К такой пуговице - и камзол роскошный.

Рисунок 24. А это к поддевке.

Рисунок 25. Сначала я думал, что это монета...

Рисунок 26. Амулет, что ли?

Рисунок 27. Это не пуговица, хотя похоже.

Рисунок 28. Почитать бы, что скрепляла эта застежка...

Рисунок 29. Пора бы и поесть.

Рисунок 30. Обрубок свинца.

Рисунок 31. Заряди батарейки - если они есть.

Рисунок 32. Труд сделал из...

Рисунок 33. Судя по размеру - женская.

Рисунок 34. Носила дворянка, потом крестьянка.

Рисунок 35. Опять комод.

Рисунок 36. Воровской промысел.

Рисунок 37. Без рук, но с ногами.

Рисунок 38. Что это вообще такое?

Рисунок 39. Пуговица.

Рисунок 40. 49-й, как звать?

Рисунок 41. Медаль и ее тип из "Каталога руских наград".

 

РАЗВЕДКИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

летом 2001 года

Летом 2001 года я вместе с московскими археологами поучаствовал в так называемых разведках - это когда специалисты едут в поле, но не копают, а просто смотрят, собирают подъемный материал, стараясь понять, перспективное это место или нет. Мне нравится сам процесс таких разведок. Я публикую здесь некоторые наиболее интересные материалы, не указывая, однако же, на точное место находок, дабы не вызвать нездорового интереса "черных археологов". Я не буду здесь также публиковать подробно керамический материал, поскольку он стандартен и в деталях описан в заметке о селище Булатниково на этом сайте. Однако, я буду рассматривать и керамику тоже, поскольку она необходима для датировок. Все пункты, ставшие объектом разведок, находятся по Рязанской дороге, компактно, на расстоянии не более 50 километров от столицы.

Монастырь

Сначала мы обследовали место монастыря, от которого ровным счетом ничего не осталось на ровном поле. Археологи говорили мне, что у них есть основания полагать, что это был именно монастырь, хотя в фундаментальном труде "Монастыри России" я не нашел упоминания о нем, а мои спутники не снизошли до ссылок на источники в разговоре со мной.

Итак, сегодня это просто поле, не изобилующее подъемным материалом, хотя некоторое его количество все же бросается в глаза и говорит о наличии селища, равно как и темные пятна на почве.

Люди начали жить здесь очень давно, о чем говорят 3 фрагмента типичной курганной керамики, в том числе один - с ногтевидным орнаментом, которая датируется примерно 11-13 столетиями. Следующая по хронологии - белоглиняная грубая (причем очень грубая), которая лежит в пределах 15-16 столетий, ее больше всего, 9 фрагментов. В это время, очевидно, и зарождается обитель на месте древнего поселения, и наступает его расцвет. 2 фрагмента красноглиняной гладкой керамики тянут к раннему 17 столетию, а два фрагмента так называемой кремовой (это такая хорошо изготовленная, с резкими краями, соответствующего имени цвета, иногда с четкими чертами по черепку) - к зрелому 17 или самой ранней части 18 века. Прочие фрагменты - позднейшего происхождения. Это, прежде всего, фрагмент нарядной фаянсовой, но крайне грубо покрашенной чашки: донце бледно-зеленое, по нижнему ободу проходит бурая полоса, прочее отломано (рисунок 1). Этот предмет мог появиться в самом начале 18 века. Позже - обломок чашки белого фаянса, с нанесенными мелкими красными цветами, и часть фаянсового сосуда с голубыми полосами (рисунок 2). Это уже заводская работа, 19 век, подобное я видел в Печорском монастыре в Нижнем Новогороде. Наконец, к самому позднему времени, может быть, к началу 20-го, относятся две части одного чайника, почти современного облика: половина крышечки с красной полосой по краю, и часть носика, примыкающая к корпусу, с отверстиями для того, чтобы чаинки не попадали в стакан (рисунок 3). Таким образом, исходя из керамического материала, можно говорить, что комплекс существовал долго, однако же, полного набора керамики здесь нет. Я полагаю, что после существования здесь раннего поселения в 11-13 веках тут действительно основали монастырь, который просуществовал до века Екатерины, упразднившей мелкие монастыри, и более поздние находки, наверное - мусор из близлежащей деревни, иначе материала было бы больше. Расцвет монастыря - 16 век, и керамика это ясно показывает.

Теперь о прочих находках. Археологи нашли несколько бронзовых икон, крестов, перстень - все навскидку раннего облика, то есть века 14-17, но осмотреть эти находки я подробно не мог, и они забрали их с собой. Прежде всего коснемся находок, которые показывают существование скорее всего деревянной, но с некоторым количеством каменных частей церкви. Это небольшой блочок хорошо обработанного твердого известняка бурого цвета, фрагмент примитивной мозаики - на связующий раствор черного цвета были посажены простые камушки, собственно, род кремня, который можно найти тут же в окрестностях (рисунок 4). Я не думаю, что это настоящая мозаика, скорее какой-то декоративный элемент. Найдена часть, как можно полагать, каменной чаши (она невыразительна, даем без картинки) желтого известняка, покрытая чем-то вроде рыжего ангоба. Обнаружена часть скорее всего сосуда - толстостенного металлического резервуара с носиком (рисунок 5). Это могло быть устройство для подогрева воды, например. Наконец, мне перепала часть оклада иконы, довольно крупной (рисунок 6), сделанного из бронзы, судя по стилю, в 18 веке, на котором сохранились следы позолоты. Возможно, к украшениям относилась бронзовая пронизка (рисунок 6а слева), которые находят в Подмосковье довольно часто, но дать им интерпретацию пока никто не смог. Я думаю, это могло быть украшение.

Наверное, монастырь был женским. Об этом говорят некоторые находки, касающиеся быта насельниц, как то наперсток (рисунок 7). Археологи сказали мне, что такие типы де наперстков бытовали в позднем 19 веке, но я на том же рисунке справа привожу наперсток из раскопок Сарая, столицы Золотой Орды, 14 века. Видите, технология примерно одинаковая. Таким образом, наперсток, как и гвоздь, никогда не скажет, когда его сделали. Среди других ремесленных находок - оселок (рисунок 8), то есть точило для ножей, кос и прочего, массивная железяка с отверстием, подкова (рисунок 9), бронзовая ручка двери или привеска для иконы (рисунок 10) не раньше 18 века, железное кольцо, каковых в русских деревнях находят во множестве.

Вот, собственно, все, что можно сказать об этой обители. Жили себе сестры, была небольшая деревянная церковь, иконы, утварь. Занимались шитьем, косили траву. Потом Екатерина всех разогнала, и даже фундамента не осталось от древних стен. Сам монастырь, очевидно, был из нескольких изб-келий, которые группировались вокруг церкви. Окружной стены не было.

Деревня 1

Располагалась в километре от монастыря и, вероятно, его обслуживала. Керамический комплекс небогат: 1 фрагмент грубой белоглиняной керамики, полагаю, 14 века. Тесто очень плохо отмучено, обжиг неравномерный, фактура близка к серой, но черепок тонкий, венчик резкий, слабоотогнутый. Два фрагмента так называемой деревенской керамки, один розовой глины, другой серой, с черноватым лощением. Отношу к 17 столетию. Три фрагмента одного большого блюда белой глины, с зеленой поливой - 18-19 века. Фрагмент стеклянного сосуда (рисунок 11), причем стекло молочное, покрыто сероватым налетом, сосуд был фигурный, сложной структуры, видно даже как будто клеймо. Это, наверное, Европа, и очевидно 18 век. Наконец, донце тарелки с клеймом (рисунок 12) фабрики им. газеты Правда и гербом с надписью "РТФ".

По поводу этого клейма я написал письмо на Дулевский фарфоровый завод (Московская область), который носил имя газеты "Правда", и вот исчерпывающий ответ специалистов (которым огромное спасибо): "Марка завода, которая вас интересует, была на изделиях с 1930 по 1936 годы. Это годы электрификации Московской области. На марке контуром между колосьев изображена "лампочка Ильича". Буквы РТФ расшифровываются как РОССИЙСКИЙ ТРЕСТ ФАРФОРА. Буквы Н.К.Л.П. обозначают Народный Комиссариат Лёгкой Промышленности. Завод стал именоавться именем газеты Правда с 1924г."

К раннему советскому времени относится и фаянсовый фрагмент с небрежным рисунком (рисунок 13). Деревня, надо полагать, зародилась как крошечное обиталище в 13 веке, как и первое поселение на месте монастыря, но просуществовала недолго. Вновь зарождается в конце 17 века, существует до советского периода, когда ее уничтожают в ходе коллективизации в конце 20-х.

Пойдем назад по хронологии. К советскому времени относится оловянный солдатик (рисунок 14). Датировать такие находки сложно, поскольку это - самый консервативный тип советских солдатиков, я еще играл такими в 70-е годы. Но этот, судя по материалу и выветриванию - 20-х годов. К 19 веку или ранее я отношу половинку колокольчика для упряжи из биллона (рисунок 15), которые датируются большим промежутком времени, но наш, я думаю, поздний. Сюда же - петелька, тонкая и субтильная, очевидно, от деревянной иконы-складня. Два металлических кольца, большое незамкнутое и маленькое замкнутое, с выступом для подвешивания. Ориентировочно к 17 веку отношу бронзовую пронизку (см. рисунок 6а справа), как в монастыре, но чуть крупнее и в половину структуры.

К очень интересным находкам относится крупная свинцовая "плюха" диаметром 6 см, которая к сожалению пострадала, когда ее переехал при пахоте трактор (рисунок 16). Она сильно корродирована, на ней, быть может, есть граффити, но этого нельзя точно утверждать. Я полагаю, что в селе занимались плавкой свинца и изготовлением из него простых предметов, так что это исходный металл. Датировать такую находку сложно (см. ниже, Деревня 2).

Другая интересная находка, культовая - часть небольшой бронзовой иконки, которую мы после колебаний признали за изображение Никиты Бесогона в манере 16 века (рисунок 17), тем более, что крест с Никитой этого же времени археологи, по их словам, нашли на монастыре. Привлекает внимание и навершие булавы (рисунок 18), я полагаю, примерно 16-17 века. Может показаться, что керамический материал противоречит вещевому - нет находок керамики 16 века, но Никита Бесогон явно тянет к этому столетию. Думается, здесь нет противоречия, поскольку вещи могли быть принесены откуда-то, а керамика - неточно датирована.

Получается, что искони это было поселение металлургов, не чуждых военной науке (может, впрочем, булава - это изделие, не попавшее к заказчику), потом просто деревня - до советского времени.

Усадьба

Поляна, на которой сейчас нет совершенно следов построек, когда-то содержала на себе, если верить рассказам местных стариков, барскую усадьбу. Находки это подтверждают. Эта усадьба находится в километре как от монастыря, так и от деревни 1, образуя с ними треугольник.

Есть два осколка простых крестьянских сосудов века 18-го, может быть, самого конца 17-го, но гораздо больше (5 фрагментов) поливной богатой керамики, подававшейся к столу этого феодала. Полива коричневая, серая, есть блюдо с зеленой поливой, часть сосуда с красным блестящим покрытием, но интереснее всего к сожалению крошечный остаток роскошного красноглиняного сосуда, покрытого черным лаком со всех сторон, с тонкими налепами, украшенными белой глазурью (рисунок 19).

Среди находок остановлюсь на горлышке бутыли века 19-го, так называемого штофа (рисунок 20) и накладке для ручки комода из бронзы (рисунок 21), судя по стилю, 18 века.

Таким образом, в своеобразном треугольнике располагалась своего рода экономическая ниша: крестьяне работали, монахи и барин сидели на шее. Усадьба возникла, впрочем, поздно, в 18 веке, и существовала до отмены крепостного права в середине 19 столетия, поскольку позднейших находок нет.

Деревня 2

На расстоянии примерно 5 километров от этого треугольника находятся остатки большой деревни, на месте которой сегодня просто поле. Находки оттуда особенно богаты.

Керамика самая ранняя - это белоглиняная грубая, несколько фрагментов, которые уверенно датируются 16 веком. От 17 века находок "кремовой" керамики особенно много - 12 экземпляров. К этому же времени относится остаток донца грубой, домашнего изготовления буроглиняной керамики с глубокими полосами. Лощеная керамика 17 века представлена 2 экземплярами. Есть 2 осколка красноглиняной керамики, похожей на то, что можно встретить в зажиточных домах 18 столетия. К концу 17 или к началу 18 века относится ручка роскошного сосуда из белой глины, с серым лощением на одной стороне и зеленой поливой на другой, украшенная налепом (рисунок 22). Очевидно, что деревня возникла в 16 веке, к 17 столетию достигла максимума своего развития, и по каким-то причинам исчезла в 18 веке, поскольку нет ни одного обломка фаянса, что было бы неизбежно, зайдя время бытования поселения в 19 век.

Из прочих находок особенно много пуговиц. Их трудно датировать, но, исходя из керамического материала, это можно сделать достаточно уверенно. Так, красивая свинцовая пуговица от камзола (рисунок 23), украшенная зернистым орнаментом в геометрическом стиле, принадлежит к позднему 17 или раннему 18 веку. Есть такого же размера пуговица, но грубая (рисунок 24). Третья пуговица, или, скорее, вставка от сложной пуговицы - просто медная пластина с остатками оторванного ушка (рисунок 25). К украшениям относятся также подвеска из бронзы неопределенного дизайна (рисунок 26), и большой красивый медальон из меди. Он тонкий, реверс гладкий, аверс размечен как бы циркулем двумя чертами, самый край украшен чернью (рисунок 27). Полагаю, это был медальон (правда, нет ушка для подвешивания) с наклеенной посередине керамической вставкой, возможно, культового содержания. Может, это заготовка, о чем свидетельствуют отсутствие ушка, следов клея и свежесть разметки циркулем. Аналогий этому интересному изделию пока не найдено. Время, судя по рисунку ободка - 18 век.

Интересна застежка от книги 16-17 веков (рисунок 28) и ручка ложки, очень роскошной, 18 века, причем раннего (рисунок 29).

В деревне активно занимались ремеслом. Об этом говорит обрубок свинцовой "плюхи" (рисунок 30), тонкий листик меди, наконец, 3 круглых свинцовых пластинки, тонких, похожих на донца батареек (рисунок 31). Я думаю, такие "батарейки" были просто заготовками для пуговиц, подобных таковой на рисунке 23. Единственное орудие труда - это нечто вроде долота, которое можно использовать для граверных работ (рисунок 32).

Итак, деревня ремесленников, где работали по металлу, хорошо зарабатывали и вообще жили припеваючи. Мы не знаем причин ее исчезновения. Археологи нашли при мне несколько медных копеек конца 17 века и монет царской чеканки 18 века, что подтверждает наши выводы.

Деревня 3

Располагается километрах в 20 от означенного выше "треугольника", и дает самый странный керамический материал. 6 фрагментов очень грубой керамики серого, почти синего цвета с белым ангобом по обеим сторонам. Это напоминает 15 или в крайнем случае 16 век. Есть два фрагмента "оливковой" керамики 17 века, 4 фрагмента чернолощеной, в том числе со странным рифлением, не примеченным мной раньше на других фрагментах. Керамика, таким образом, очерчивает хронологические границы 15-17 веками и не заходит даже в 18, что, впрочем, если речь идет о первой половине столетия, археологически может быть неуловимо.

Из находок интересна ременная пряжка, я полагаю, века 16-17 (рисунок 33), и серебряная женская подвеска судя постилю 18 века (рисунок 34). Забавно, что хорошая вещь подвешена на грубом металлическом кольце, что говорит о ее вторичном использовании в крестьянской среде. Возможно, вещь была подарена барями крестянам, или украдена, или куплена у старьевщика. В центре, там, где "сердечко", могла располагаться керамическая вставка. Обращает на себя внимание также ручка от комода (рисунок 35) 18 века.

Самая интересная находка - это металлический медный "блинчик" (рисунок 36), совершенно гладкий, по весу, но не по диаметру или по фактуре, соответствующий медным копейкам 17 века. Археологи сказали, что это - стертый медный пул, но на то они и археологи, а не нумизматы, чтобы не видеть, что пластинка не была под чеканом. Полагаю, это заготовка для фальшивой ничего не стоившей копейки времени Медного бунта в 17 веке. Находка показывает, что воровской монетный промысел процветал и по деревням. Заготовки отливали, потом чеканили, и если бы мы нашли чеканенную фальшивую монету, то вряд ли отличили бы ее от продукции царского двора - она была плоха и на самом дворе в эти кризисные годы.

Крайне интригующа также находка свинцовой "ноги" (рисунок 37), вероятно, части довольно крупной фигурки некоего персонажа в "штанах". Археологи рассказали мне, что "руку" от точно такой же фигурки они нашли в Рязанской области, но никто пока не знает, как датировать такие фигурки и что они вообще означали. Я думаю, они западного происхождения.

Кроме находок на собственно селище было несколько любопытных артефактов из окрестностей, вероятно, от мусорных куч. Это бронзовая пломба непонятного назначения (рисунок 38) века 19-го, внутренняя часть пуговицы позднего облика, вплоть до начала 20 века (рисунок 39), жетон с цифрами "49" облика 19 века (рисунок 40). Как мне объяснили знатоки русских реалий, такие жетоны мог давать например барин своим крестьянам, расписывая их на работы, или отмечая их участие в труде. Потом, как видно, жетон использовали вторично, пробив дырку и нося на шее как украшение. Это могли сделать дети, они его и погнули.

И последнее - это до крайности стертая и бывшая полностью корродированной медная медаль "В память Восточной войны" 1856 года (рисунок 41). Восточная война - она же Крымская. Таких медалей известно много, их давали солдатам. Очевидно, кто-то из подмосквичей пережил крымский ад и вернулся с такой медалью. Потом ее зачем-то продырявили, затем дырку неумело заделали припоем. Медаль была изначально сделана грубо - не ценили у нас солдата никогда.

Тут я заканчиваю рассказ о находках в Подмосковье в 2001 году, которые, напоминаю, я сделал вместе и под наблюдением археологов, увязавшись с ними в разведку. Они остались неудовлетворены поездкой, не нашли сенсаций, и копать ни в одном из пунктов не будут. Я же был рад выше крыши, поскольку для меня даже самое невнятное свидетельство старины ценно. Я буду благодарен за замечания по атрибутации этих находок и выводов из них.

Евгений АРСЮХИН

март 2002

Используются технологии uCoz