Рисунок 1. Троицкий собор.

Рисунок 2. Мечеть в Саратове.

Рисунок 3. Верблюд, 100 км от Саратова.

Рисунок 3а. Уникальная икона из Саратова.

Рисунок 3б. Оглавие иконы в сравнении со стандартным для этого типа оглавием и татарской бляхой 18 в.

Рисунок 4. Русский сосуд, 15-16 вв, Саратов, музей.

Рисунок 5. Сосуд из Укека, 14 в, Саратовский музей.

Рисунок 6. Пояс, Иран, 17 в.

Рисунок 7. Сосуд, Иран, 16-17 вв.

Рисунок 8. Набор для письма и само письмо, Укек, 13 в.

Рисунок 9. Зеркало, Укек, 14 в.

Рисунок 10. Укек из космоса.

Рисунок 11. Панорама Укека. Файл тяжелый!

Рисунок 12. Найденное мной долото и аналогии из Саратовского музея, русские поселенцы, 16 в.

Рисунок 13. Часть сосуда с поливой, Укек, 14 в.

Рисунок 14. Красноглиняные сосуды из Укека.

Рисунок 15. Еще сосуды из Укека.

Рисунок 16. Сосуд из Укека, Хорезм? 14 в.

Рисунок 17. Монета Укека, начало 14 в.

Рисунок 18. Наконечники стрел, 13-14 вв, найдены под Саратовым.

Рисунок 19. Накладка на пояс, время Узбека, найдена под Саратовым.

Рисунок 20. Сарайская монета времени Узбека - ближайшая аналогия нашей накладке.

 

 

Последний Джучид Укека

Если читать эту арабскую надпись, получим "Укак", но в любом учебнике истории город Улуса Джучи, который возник возле нынешнего Саратова и одно время (при Токте) был столицей Улуса, назван "Укек". Наверное, так благозвучнее. Еще вероятнее, что название города суть все же тюрское, а не арабское, и тот факт, что русский поселок на месте прежнего города называется "Увек", говорит о том, что учебники не врут. Если бы имя города не дошло до нас в названии поселка, так бы мы и считали, что назывался он "Укак", исходя из правил арабской грамматики. А вот Бельджамену повезло меньше. Как его только не называют, даже Бездеж, а все потому, что подлинное название кануло в Лету, оставив только "огрызки" в виде арабских букв, и то лишь на монете одного типа.

Я был в Саратове несколько дней в апреле 2002 года, изучая сельское хозяйство области. Вместе с тамошними чиновниками-земельщиками объездил всю область, накатав около 2 тысяч километров. Подъезжал к границе с Казахстаном, на другой день - к Тамбовщине. Земельщики свозили меня, по моей просьбе, и на Укек, и позволили около часа полазить по городищу. Об этой поездке я и расскажу здесь.

Саратов

Саратов - город новый. Его заложили 2 июля 1590 года русские по приказу царя, под руководством князя Засекина и боярина Турова. Он встал на старом излюбленном Ногаями пути, как бы для пользы Ногаев, а на деле - для обороны от них. В 1586 году Ногаи просили русского царя построить несколько городов, в том числе на месте будущего Саратова, но не получили поддержки, начали одно строительство в степи, да за неумением бросили. После покорения Казани русские сами взялись за дело. Сначала Саратов был на противоположном от нынешнего места берегу, там, где сегодня Энгельс (город поволжских немцев), после, в 1605 году, на нанешнем месте заложили посад, который и стал ядром современного Саратова, а ту, первую крепость Стенька Разин сжег.

Из этого видно, что старины в Саратове вовсе и нет. Из окон моей гостиницы был виден самый старый храм Саратова, да и вообще самое древнее сооружение - Троицкая церковь 1697 года (рисунок 1). В нем - все особенности поволжской архитектуры, которые мы разобрали при рассказе о храмах Чебоксар: немного архаично, сурово, так, чтобы храм был и крепостью. Есть в Саратове и мечеть, но новая (я снял ее из окна Министерства по земельной политике области, рисунок 2). Татар в области много. Краеведы спорят, что это за татары - казанские ли, или астраханские, и есть ли астраханские как таковые вообще. Мне кажется, ответ прост: это потомки поселенцев Улуса Джучи. При попытке разобраться в этом подробнее мы увязнем, поскольку никто не знает, как формировалось население Улуса.

С Золотой ордой встречался я в своих странствиях по области совершенно неожиданно. Вдруг мечеть мелькнет в окне нашей иномарки, и я даже не успевал нажать на спуск фотоаппарата. Мечети новые. Деревни поражают отсутствием храмов православных. Ни в одной деревне не видел ни единой церкви. Причину этого саратовцы не знают и валят все на коммунистов. На самом деле, здешние насельцы и не нуждались в отправлении культа. Один местный аграрный олигарх, татарин, создал в своем поместье кусочек Улуса: остановки автобусов, туалеты, дома, в том числе собственный замок - все сделано в Бахчисарайском вкусе, а в офисе, в холле, в роскошной клетке сидит попугай размером от клюва до хвоста больше метра. Фотографий я в поместье не делал: "хан" этого не любит. У него живет верблюд (рисунок сверху и рисунок 3). Всего в области два верблюда, этот и еще один на границе с Казахами, у одного фермера. Было три, но подруга нашего умерла, и верблюд скорбит. Это, несомненно, потомки тех животных, которые пришли сюда вместе с татарами Улуса, и были популярнее коней. Конь для современного "хана" актуальнее: он выращивает коней и продает по миллиону долларов за голову, потому как кони элитные, а верблюда держит для забавы.

Еще в 1970-е годы в области можно было встретить дома, отапливавшиеся по старой ордынской системе: под полом делали ход для теплого воздуха. От Улуса остались и некоторые сельские занятия. Так, здесь выращивают столь любимые ордынцами арбузы, а в 18 веке пытались наладить и шелководство, что преподносится краеведами как смелый эксперимент тогдашних аграриев. На деле те пытались сохранить старый промысел (шелковичного червя ордынцы, очевидно, похитили из Китая), да так и не преуспели в этом.

В Саратове не мог я не зайти в тамошний клуб нумизматов. Вход 1 рубль, народу человек 10, хотя и суббота. Выбор невелик. Мне бросились в глаза монеты Османские и Иранские 19-начала 20 веков. О них я написал отдельный сюжет.

Еще в городе (но не в клубе) можно приобрести кое-что из предметов материальной культуры Укека и окрестностей. Такие вещицы до сих пор находят огородники. Так, мне попались два наконечника стрелы (рисунок 18), один двухлопасный, другой четырехгранный. Оба черешковые, и датируются 13-14 веками. Подумавши, приобрел также накладку для пояса (рисунок 19). Она сделана из посеребренной бронзы, изображает кошачье животное вправо, с поднятым кверху хвостом, который завершается растительной фигуркой. Такие сюжеты до боли знакомы по монетам 14 века. На обороте - два выступа для крепления к коже. В книге Л. Недашковского "Золотоордынский город Укек" есть лишь примерная аналогия нашей вещи. Г-н Недашковский пишет, что по новгородским материалам подобные накладки датируются временем от примерно 1300 года до середины 15 в, по изображениям с русских перстней - 13 -14 вв, по материалам с Царевского городища - концом 14 в, есть наконец такие же и на сибирских предметах 12-16 вв. Из этого видно, что накладка могла бытовать как в 14, так и в 15 веке, хотя именно по монетам датировку можно и уточнить. Самая ближайшая из нумизматических аналогий - это зверь на монетах, битых в Сарае, к сожалению, без даты (рисунок 20 из работы Клокова-Лебедева "Медное обращение золотоордынского города Бельджамен", ДПДР-3, НН-2001 г). Я не думаю, что они сильно отстоят по времени от монет типа "высочайшее повеление" времени Узбека 730-х гг. Так и нужно датировать нашу накладку - временем Узбека. Это вообще не единственный случай, когда сюжеты кочуют с монет на предметы.

Просмотрел я и продававшуюся в клубе русскую культовую пластику, кое-что купил, и выяснил для себя, что в целом в Саратове, конечно же, в ходу были те же типы икон, что и во всей России, по крайней мере в 18-20 вв. Но именно из Саратова происходит одна уникальная иконка, купленная мной в Москве ранее. Это Деисус с избранными святыми (рисунок 3а). Уникально в нем оглавие, выполненное в форме цветка. Такие иконы в принципе обычны для Поволжья, датируют их как правило 17, чаще 18 веком, но всегда оглавие у них - по типу "Спас Нерукотворный" (рисунок 3б, на котором я сравниваю типичное оглавие того же типа иконы из Нижнего Новгорода). В чем причина расхождения? Мне представляется, что цветок на оглавии берет начало с ордынских орнаментов, как то с цветка на монетах Джанибека и далее, вплоть до поздних цветков на бляхах поволжских Татар. Очевидно, это есть некая уступка вкусу крещеного местного Татарина, который хотел и христианином себя показать, и с корнями не порвать. Яркий штрих к культуре этого региона, на мой взгляд.

Плита из Укека, Саратовский музей

Конечно, я был и в Саратовском музее, и в музее города Энгельса. Хуже музея в Саратове, наверное, только таковой в Ростове-на-Дону. Персонал груб, залы тесны, экспонатов мало. Заплатив за съемку 100 рублей, я тем не менее получил препятствие и запрет снимать от хранительнцы зала, которая заявила, что себя на фоне витрин - можно, сами витрины - нельзя. Дошел до директора, или человека, который так представился. Директор разрешил. Тем не менее, хранительница шла за мной по пятам и бубнила под нос что-то недружественное. Укеку посвящен маленький зал, с обычным набором вещей, которые можно видеть в книге г-на Недашковского об этом городе, вышедшей в 2000 году в Москве. Кое-что поучительное можно видеть в зале, посвященном русской колонизации. Это поучительное - сосуды русских, грубые и кустарные, так контрастирующие с керамикой Улуса (рисунки 4, 5). И вообще, все более-менее приличные вещи из раскопок изначального Саратова суть импорт из Ирана или Средней Азии, какового было тогда очень много (рисунки 6,7). Весь Юг нынешней России жил на Иранском импорте.

Чаша с изображением льва из Укека, музей Энгельса

В музее города Энгельса - совсем другая картина. Персонал приветливый, залы большие, экспонатов очень много, есть даже набор для письма, вместе с исписанными лентами кожи (рисунок 8) : чернильница, писало, арабская или монгольская выцветшая вязь, я сквозь витрину не разобрал. В музее гостила выставка из Самары - та же картина: сравнение русских и Улусных вещей показывает, что первых можно считать варварами, вторгшихся на земли цивилизованных вторых (рисунок 9).

Укек

Укек - вид из Саратова

Укек от Саратова километрах в 7, его даже видно: если встать на холме, где когда-то казаки устроили наблюдательный пункт, а сегодня - парк Победы, и выставлен в частности немецкий танк Тигр, так вот, оттуда Укек просматривается - ориентиром служат трубы нефтеперегонного завода. Туда можно доехать на автобусе, но меня любезные хозяева отвезли на машине.

Саратовцы более других любят преувеличивать древность своего места, и, хотя сам Укек находится в крайнем небрежении (в 1970-е годы городище сняли из реестра охраны и застроили), его имя не склоняет только ленивый. Здесь всерьез пишут, будто еще в 5 в ВС здесь греками-беглецами был построен город, о котором пишет и Геродот. В плане квадратный, по 5 верст сторона. Дарий, царь Персии, во всей Скифии не нашел ничего иного, кроме города Гелона, его и сжег. Дошли до того, что именно здесь люди получили Откровение о Едином Господе и приручили коня. Ссылаясь на Арабов, пишут уже о городе Буртасе, который, очевидно, Гелону наследовал, рассказывают даже о занятиях жителей. В научных записках повествуют о раскопках на территории Саратова древнерусского поселения, датируя его временем Киевской Руси, хотя, на мой непросвещенный взгляд, весь вещевой материал не идет глубже 13 века, и саратовские археологи обнаружили поселок русских пленников или добровольных переселенцев в земли Улуса. Поиски корней, впрочем, иногда не столь бесплодны, поскольку отыскивают иногда и на Увеке, и в других городищах Улуса монеты античные, раннесредневековые, и, наверное, глухие свидетельства древних авторов дают суммарную картину: под Гелоном надо понимать цепь поселений, основанных как варварами, так и греками-купцами. Версию же, что имя Саратов происходит от Сарматов, я бы вовсе не стал рассматривать. Это, на мой взгляд, слово тюрское.

Укек появился несколько неожиданно, и был едва ли не первым городом, который Улус построил на чистом месте. Он старше Сарая. По отзывам путешественников, Укек был очень красив, хотя и не так привлекателен, как южные города, из-за великих стуж. В нем, говорят, был Марко Поло, хотя это и сомнительно. Дело в том, что Поло говорит о городе "Укак", то есть транскрибирует его так, как будто вычитал название в арабском источнике, но не слышал его ушами (см. выше). Не раз появлялись сомнения в подлинности книги Марко Поло вообще, говорили, что на самом деле он отсиживался где-нибудь в Крыму. Мне кажется, так и было.

О расцвете Укека говорят экспонаты обоих из описанных мною музеев, а также упомянутая книга Недашковского. В ней, однако, я усмотрел два основных недостатка:

1. Недашковский считает, что после разрушения города Тимуром в 1391 году он уже не восстанавливался, и весь вещевой материал подтягивает в 14-й век, хотя материал очевидно выбивается, причем в обе стороны. Есть и монеты Укека 15-го века. В их существование г-н Недашковский не верит, а я видел их в руках хороших ученых-нумизматов, но они просили меня подробней не рассказывать об этом публично, чтобы не разрушать их приоритет в открытии.

2. Автор совершенно не касается такой категории вещевого материала, как орудия труда, что обесценивает труд для практического археолога.

На самом деле, Укек, конечно, пережил Тимура, и его умирание было вызвано как упадком Большой Орды, так и тем, что он разрушался водами Волги и уходил под воду. Мне близка точка зрения тех, которые видят отражение этого в таком старинном рассказе:

"На высоком холму, был некогда очень красивый замок Увек и подле него город, называемый русскими Содомом; этот город и часть замка провалились по правосудию Божию за грехи народа здесь обитавшего. Теперь видны только развалины и некоторые гробницы; на одном надгробном камне можно различить формы лошади и всадника, сидящего на ней, с луком в руках. На другом камне видна надпись арабская."

Развалины Укека было видно еще в 18 веке, даже в 19-м, в самом конце, краеведы писали о кучах мусора, говоря - это и есть Укек. А сейчас?

В земельном министерстве мне дали фото Укека, сделанное из космоса (рисунок 10). Ориентируясь по нему, мы и отправились на городище. Вторым ориентиром стал памятник, который несколько лет назад поставили при участии Казанской делегации на месте городища. Был президент Татарстана, был губернатор Саратовской области. Памятник оказался изрядно проржавевшей металлической пирамидой (рисунок 11 - панорама Укека). Внизу - Волга и деревенька, где на огородах еще находят глазами Татарские монеты. Деревня маркирует край городища, прочее ушло под воду. Там, где стоит памятник, были в лучшем случае далекие окраины. Я стал лазить по холмам, постепенно поднимаясь на гору Каланча, названную так потому, что на ней в свое время Казаки и прочие разбойники учинили наблюдательный пост, а может, он был еще при Ордынцах. Трава, местами болотца. Там, где обсыпались края оврагов, видно было почву - совершенно немую. В одном месте из земли я вынул массивное долото (рисунок 12). Слишком хорошо сохранилось, чтобы быть древним, однако, по описанию оно все же похоже на орудие как Ордынского времени (брус квадратный в сечении, с грубой головкой), так и на более поздние изделия, до 17 века. Наконец, уже поднявшись по горе и увидев цистерны нефтестанции, вдруг замечаю выброс земли (там свалка, наверное, кто-то привез землю снизу вместе с мусором), а в нем помимо современного мусора - несколько явно древних керамических остатков. "Бог все-таки любит меня!" - вскричал я, поскольку очень хотелось хоть что-то привезти с Укека.

Все керамические остатки можно отнести к 14 столетию. Это прежде всего крупный фрагмент из красной глины, изнутри покрытый цвета яичного желтка поливой, и снаружи, но не полностью: есть четкая грань, когда начинается чистая глина (рисунок 13). Такие сосуды я видел в Азовском музее, в материалах Ордынского Азака. Далее, два остатка красноглиняных, хорошо прожженных сосудов без поливы, сделанных на хорошем круге из хорошо отмученной глины (рисунок 14). Фрагмент такого же, но более толстостенного. Еще красноглиняный, но очень плохо прокаленный, толстая темная полоса идет по центру разлома. Такие случаи отмечены Недашковским, хотя и редки. У другого сосуда слой красной глины только с внутренней стороны, все прочее - глина серая. Думаю, здесь имеем дело со своеобразным ангобом, когда глину другого химического состава нанесли внутрь сосуда до обжига, и глина, склонная к окислительной реакции дала красный цвет, прочая - серый. В литературе это не прописано. Раньше я думал, что дело только в температуре обжига, но однажды меня спросили, а почему красный цвет - с внутренней стороны, где температура была напротив ниже (рисунок 15)? Наконец, есть один фрагмент серой керамики (рисунок 16). Она похожа на русскую, но такой степени отмучки глины наши гончары достигли только в 16 столетии. По белесоватому оттенку глины я могу предположить, что сосуд был сделан в Хорезме, где в глину добавляли алебастр.

Вот, наверное, и все, немногое, вынесенное мной из Саратовской губернии. В заключение - немного о монетах Укека. В моей коллекции есть одна, медная (монеты Укека довольно редки, рисунок 17). Эта и другие натолкнули меня после консультаций с коллегами на отдельный сюжет, который вы можете прочесть здесь.

Укек хотят восстановить - виртуально. В прессе мелькнуло сообщение, что саратовский бизнесмен приспособил военное оборудование для "просвечивания" почвы, и так он хочет составить карту подземного Укека, и его компьютерную модель. Я бы бросил все силы на музеефикацию того, что есть. Там пока еще можно что-то спасти.

Евгений Арсюхин,

май 2002

На теле волосы ни к чему. Специальная фотоэпиляция поможет избавиться от этой проблемы. . Лиственница брус профилированный - http://baikaldoma.ru/.
Используются технологии uCoz