Башня Одоевских ворот

 

Башня, которая смотрит на площадь - башня Одоевских ворот (рисунки 1, 2). Не имеет аналогов в русской архитектуре. Четверик на четверике, все это увенчано цилиндром, который завершается татарским шишаком-куполом. Проход в воротах утоплен в грунт, для повседневного пользования слева проделана калитка (рисунок 3). Интересно, что, когда смотришь на ворота с внутренней стороны, этого эффекта не чувствуешь (рисунок 4). Значит, проезд вовсе не "утонул" из-за накопления полутораметрового культурного слоя, это было сознательное конструктивное решение. Весь кремль отличается от других русских крепостей в меру использованными "готическими" архитектурными деталями, но на Одоевской башне они просто изысканны (рисунок 5). Однако, создатели не забыли и о такой утилитарной вещи, как бойницы, чтобы стрелять по ногам (рисунок 6). Когда зайдешь внутрь башни и взглянешь вверх, видишь, что башня внутри полая (рисунок 7), нет ярусных перегородок - скорее всего, они просто разрушились (рисунок 8).

Икона Казанской Божьей Матери (рисунок 9) - над воротами, по ней и сами ворота назывались также Казанскими. Эта икона, как мы показали в свое время, появлялась там, где надо было "вразумить" "бусурман", мусульман: начиная с того, что она и явилась впервые в Казани, истерзанной партизанской войной, в 1579 году. В Туле могла появиться лишь много позже, значит, название "Одоевские" все же древнее.

Считается, что Одоевские ворота были сильно перестроены, в частности, навершие появилось лишь в 1784 году. Насколько она поменяла свой архитектурный облик? Основа ворот, я думаю, осталась в неприкосновенности, и было бы интересно поискать аналоги. Подобный в точности купол есть у церкви Рождества Богородицы (1789 г) в Заречье, интересной тем, что это - единственное уцелевшее творение местного архитектора Сокольникова (рисунок 10). Очевидно, этот человек, не получивший систематического архитектурного образования, отражал исконно тульскую традицию. И, когда смотришь на башню свежим взором, видишь, что более всего она похожа на мавзолеи Средней Азии 15-16 вв (рисунок 11). Не был ли безвестным архитектором взят за основу дизайн какого-то мусульманского сооружения на Старом городище? Не есть ли эта башня единственная вольность относительно спущенного из Москвы архитектурного плана?

Рисунок 1. Башня со стороны города Рисунок 2. Башня со стороны кремля. Рисунок 3. Калитка со стороны кремля. Рисунок 4. Ворота с внутренней стороны.
Рисунок 5. Архитектурные детали. Рисунок 6. Бойницы подошвенного боя. Рисунок 7. Башня, вид изнутри вверх. Рисунок 8. Разрез башни.
Рисунок 9. Икона Казанской Богоматери. Рисунок 10. Церковь Рождества Богородицы. Рисунок 11. Мавзолей Чупан-Ата, Самарканд, 1430-40 гг
По реальным ценам смена участников без лишних проблем.
Используются технологии uCoz