Рисунок
1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4 |
|
Тессера
из Крыма: такого вы еще не видели
В моей коллекции есть
купленная в составе материала из Крыма, из
Херсонеса, небольшая свинцовая пломба,
публикации которой и посвящается эта заметка.
Это - пластинка из
старого свинца, явно подлинная. Без следов
отверстий для привешивания, плющения или чего-то
подобного. Очевидно, пломба или не была
использована по назначению, либо ее назначение
было в том, чтобы быть жетоном.
Ее вес 2.76 грамма, размеры
1.40 х 1.45 см. На лицевой стороне (рис. 1) помещена
неясная композиция с косым крестом под нею, на
о.с. (рис. 2) - два ряда букв.
Хотя я приобрел пломбу аж
в 1994 году, определить ее я сам не мог. Не могли
помочь мне и мои коллеги. Наконец недавно я
связался по Интернету со специалистом с Украины,
ныне работающей в Берлине, Викторией Булгаковой.
Вот ее ответ:
"Ваш "жетон" (как я
полагаю, канала для продевания шнура в нем нет) с
наибольшей вероятностью относится к
позднесредневековому времени. На одной стороне
хорошо различима монограмма имени (?) в виде
начальной буквы "М" в окружении розеток с
двумя т.н. греческими крестиками (с равновеликими
балками) по сторонам и двумя андреевскими внизу.
Относительно характера изображения на другой
стороне можно высказываться лишь
предположительно, принимая во внимание также и
размеры "жетона". Не исключено, что
центральное место в композиции занимает
изображение трех голов, символизирующих в
западноевропейском искусстве позднего
средневековья среди прочего святую Троицу. Такая
интерпретация, возможно, может подтверждаться и
другой, ярко выраженной христианской символикой
на "жетоне" - крестиками на стороне с
монограммой и розеткой с орнаментальным крестом
на стороне с тремя головами (?). К сожалению,
прямые аналогии Вашему экземпляру среди
сфрагистического материала мне не известны."
Этот ответ меня вполне
удовлетворил, и я еще раз приношу свою
благодарность г-же Булгаковой. Впрочем, возможно,
коллеги тоже захотят высказаться. Дискуссия
открыта! Пока же я извлек для себя из ответа г-жи
Булгаковой, что, возможно, жетон надо связывать с
генуэзскими колониями Крыма 13-15 вв, и так
датировать. Он мог принадлежать духовному лицу, и
обозначать нечто, о чем мы сегодня можем лишь
гадать. Например, выполнивший определенные
обряды получал такой жетон, и освобождался от
церковных повинностей.
В Интернете за долгие годы
блужданий мне лишь однажды довелось наткнуться
на одном американской сайте, адреса которого я к
сожалению не запомнил, на более-менее
аналогичный жетон (рис 3-4), хотя мой моложе него
лет на 1000, наверное. Тем не менее, он настолько
хорош, что я его здесь приовжу. Автор сайта писал -
"please, help!" Так что непростое это дело -
сфрагистика...
Август 2001 |