Рисунок 1. Русский литой крест 13 в из раскопок Сугдеи.

Рисунок 2. Стеклянное украшение из Сугдеи, 13 в, венецианская работа.

Рисунок 3. Русские пушки в крепости.

Рисунок 4. На переднем плане - стена 6 в.

Рисунок 5

Рисунок 6. Главные ворота.

Рисунок 7. Раскопки возле главных ворот.

Рисунок 8. Нижний ярус обороны.

Рисунок 9

Рисунок 10. Склад генуэзцев.

Рисунок 11. Башня, открытая с внутренней стороны.

Рисунок 12. На нижнем ярусе обороны стена обрушена.

Рисунок 13. Мечеть.

Рисунок 14. Стена идет вверх.

Рисунок 15. Консульская башня.

Рисунок 16.

Рисунок 17. Внутри Консульского замка.

Рисунок 18. Каменная икона в нише.

Рисунок 19. Икона Богоматери, латинская надпись и ... турецкий декор.

Рисунок 20.

Рисунок 21.

Рисунок 22. Просто пейзажи.

Рисунок 23. Обломки пифосов из Трапезунда.

Рисунок 24. Сосуд из Синопы.

Рисунок 25. Мелкие фрагменты керамики.

Рисунок 26. Анэпиграфная монета из Судака.

СУДАК – ЭТО НЕ РЫБА

В переводе на российские деньги – 250 рублей. Столько стоит экскурсия, которую я приобрела в Ялте, дабы посмотреть Судак в конце лета 2001 года. Недорого, но ее эффективность соответствует цене. Все бегом, все мельком, и увидеть в Судаке удалось немногое. Но это лучше, чем ничего.

Судак – точнее, генуэзская крепость в этом городе – стал универсальной декорацией для десятков фильмов. Хотелось убрать глянец. Хотелось рассказать об этом месте так, чтобы получилось прикосновение к истории, а не туристические заметки. Получилось или нет – судить не мне.

Судак – это сегодня. Раньше – Сугдея, Сурож, Солдая. Говорят, исходное название – от аланского “поселение”. Об аланах, точнее, о племенах индоевропейской группы, обитавших тут до иранцев, и во время них, и при греках, и при римлянах, когда собственно заложена Сугдея (212 год – период римского влияния на Южном берегу Крыма) напоминает легенда про так называемого новгородского князя Бравлина. Странное имя для НОВГОРОДСКОГО князя, не правда ли? Напомним легенду, относящуюся где-то к 7-8 векам. Князь Бравлин с дружиной штурмует Сугдею. Входит в город. Захватывает церковь, начинает грабить. Тут его СДАВЛИВАЕТ, бросает наземь, и он исцеляется лишь тогда, когда принимает Христа и раскаивается. Так вот, филологи установили, что на языке тавро-алан Бравлин= “сдавленный”. А Новгород – это Неаполь Скифский, на месте нынешнего Симферополя. Эта легенда, которую так широко тиражируют, не имеет никакого отношения к Древней Руси, увы.

Итак, крепость заложена в эпоху расцвета Рима. От той ничего не осталось. Сугдея всегда была сама по себе, этаким вольным городом в духе Нюрнберга. Историки ломают головы, кому принадлежал город в то или иное время. Византии, точнее Восточной Римской империи после того, как пала Западная – да. Еще в 1059 году в надписи упоминается патрикий и стратиг Херсона и Сугдеи. Забавно, что в популярной литературе эта надпись трактуется как “союз двух городов”. Хазарам? Отчасти. Кипчакам, Руси – в меньшей степени. Но еще в 15 веке переводчик при генуэзском консуле должен был знать латинский, греческий, татарский, итальянский и русский. В 12-13 веках археологи фиксируют отдельный русский район (рисунок 1). Арабский путешественник около 1274: “Население города – смесь всех народов и вер, хотя преобладает христианство”.

Город-космополит, город-центр торговли. На Руси слово “сурожанин” стало синонимом слова “купец”. В Коломне, что под Москвой, была слобода “сурожан”. Эти люди реально ездили в Сурож. В 11 веке другой араб так описывает товарооборот Сугдеи: сюда с юга привозят одежды, здесь продаются прибывшие с Севера невольники и меха. Схема понятна: сырье и "средства производства" Севера – в обмен на товары высокой степени переработки с юга. Планида Восточной Европы – сидеть то на нефтяной трубе, то на бобриной шкуре. Здесь давали в долг с процентами, беря в залог детей заемщика. Если человек не платил, ребенок продавался в рабство. Это позволяло накапливать огромные богатства. 1222 год, военачальник турок получает откуп в 50 тысяч динаров, то есть золотых. Сколько весил золотой? Скажем, три грамма. 150 килограмм золота. Неплохо.

Дань потом пришлось платить не раз. В 1223 году монголы берут город. Жители убегают. 1239 – новый набег. И все же частью улуса Орды Судак не стал, хотя об этом и пишут. Но за свободу приходилось платить. В 1259 году Рубрук не застал здесь местного начальника, потому что он уехал с данью к Бату. Это был тот же “выход”, который платила и Русь, а то, что начальник поехал сам, значило, что отправился он за ярлыком. Татары тем не менее обживаются в городе, хотя и на правах рядовых насельников. Могильные камни 13 в фиксируют много тюрских имен, среди носителей которых были и христиане. Но ничто не спасало от отморозков вроде Ногая. В 1298 году он жжет город до тла. Некий Талактемир в 1322 снова жжет город. Смешны утверждения некоторых, даром что академиков, утверждающих, что здесь обитало с предместьями до 100 тысяч человек. 8 тысяч – говорят подлинные документы. Но и это немало. Прошли времена, когда Александрия и Рим хвастались миллионным населением.

Потом Солдая попадает в руки венецианцев (рисунок 2). Но им не удалось наладить экономику, договорившись с татарами. Хотя с 1287 года здесь сидел консул Венеции, в 1330-х гг путники видят тут упадок. И солдайский аспр, серебряная монета, известная по источникам, но почти не знакомая нумизматам, упоминаемая в 1274 и 1290 годах, не спасла местной экономики. В июле 1365 года Генуя штурмом берет город. Венецианцы не сопротивлялись. Генуе противостояли, как записано, “гордые и несогласные между собой греки”, то есть потомки византийцев, ставшие тут независимыми баронами, как впоследствии стали ими генуэзские братья Гуаско.

Поскольку в 1365 году в Орде была смута, генуэзцам пришлось договариваться с кем-то из очередных “олигархов” Орды, но уже в 1381, когда смута была прекращена рукой Дмитрия Донского, итальянцам пришлось перезаключать договор с Тохтамышем. Консульство Солдаи простерлось на 30-60 километров в радиусе от города.

Здесь строится огромная крепость, которую охраняют совсем немного народу – около 20-ти. Так пишут источники. На самом деле, как я думаю, имеется в виду “гвардия”, прочие ополченцы не упомянуты, ведь физически невозможно защитить громадный периметр стен 20-ю солдатами.

Почти на каждой башне висит каменная доска, говорящая о дате создания. Самая древняя башня – 1371, то есть уже через 6 лет после прихода Генуи, самая новая – в 1414. За это время периметр был замкнут.

Но зря они так старались. Основа могущества итальянцев была в лавировании между ханами сначала Орды, потом Крыма, и – турками. Когда те поняли, что обойдутся без посредников, у Италии начались проблемы. 1454. Турки грабят побережье, накладывают дань, в свою очередь Гиреи тоже просят увеличить им “подарки”. 1474. Консул Солдаи пишет в Кафу, что некоторые башни разрушены до основания. 1470 – восстание в городе “маленьких людей без имени”, очевидно, тех из купцов и старой знати, кто хотел договариваться напрямую с татарами, а не с генуэзцами. 31 мая 1475. Турки берут город. Их сменил через много столетий русский штык (рисунок 3).

Что же, Крепостная гора передо мной. Крепость теряется лентой в высоте. Внизу мирно пасется конь. Он щиплет траву у стены, построенной еще Юстинианом в 6 веке (рисунок 4). Входим в главные ворота. Они мощные, двойные, и носят имена своих создателей Торселло и ди Пагано (рисунки 5-6). Сразу за ними что-то роют (рисунок 7). Экскурсовод не знает, рабочие неразговорчивы. Впрочем, понятно, что тут, где ни копни – попадешь на старину.

Нас ведут к музею вдоль так называемого Нижнего участка обороны (рисунок 8). Сегодня стены – это почти кольцо, но изначально небольшой акрополь фланкировался отдельным кольцом стен, а прочий город был обнесен внешней стеной. Проходим мимо складов, отстроенный еще генуэзцами в 15 веке (рисунки 9-10). Это углубленное в землю двойное сооружение под двускатной крышей, покрытое хорошей черепицей, наверное, новой. Очень многие башни открыты с внутренней стороны (рисунок 11). Мне не удается узнать у экскурсовода, так ли это было задумано, или время постаралось, но думаю, что последнее верно. Тем более, что местами стена обрушена (рисунок 12).

Музей расположился в здании, которое обычно называют мечетью (рисунок 13). Понятно, что при турках она ею и была. Но здание загадочное. Разные исследователи называют даты ее постройки от 1220-х до 1350-х. Говорят, что сначала это был христианский храм, потом его перестроили как мечеть, а затем там сидел консул и занимался коррупцией. Мне трудно сказать, как это было в действительности, но сегодня мечеть чудо как хороша.

Проходим далее вверх в гору (рисунок 14), и оказываемся в так называемом консульском замке, что по сути есть лишь башня, где сидел консул Солдаи (рисунок 15). Сквозь окна, полусводы которых держатся тонкими европейскими кололннами на изящном капители, смотрим на город (рисунок 16-17). Вдруг видим в нише каменную икону (рисунок 18). Далее – большое каменное панно с латинской надписью и иконой Богоматери (рисунок 19). В панно видно влияние вкуса турок, которые, впрочем, щадили иконы, как и фашисты, которые в принципе любили развлекаться, стреляя в древности, но иконы берегли. С одной такой каменной иконой случилась следующая история. Она пережила туретчину и фашистов. После войны, однако, “погибла при ремонте потолка”, как сказано в официальном отчете. Наверное, украсила чей-то садик.

Выходим на воздух. Солдая начинает раскрываться – то в изгибе стен, то в каком-то немыслимом нагромождении башен, валунов, окон – как в каком-нибудь европейском замке, и даже лучше, как говорят знатоки, видевшие то и другое (рисунки 20, 21, 22). Евгений видел замки в Ирландии, но не видел Судак. Судя по моим фото, он говорит, что Ирландия и рядом не лежала.

Вот, наверное, и все, если бы я еще не подобрала, спеша за экскурсоводом, немного подъемного материала. Мне удалось подобрать 7 фрагментов толстостенных сосудов, очевидно, пифосов, в которых хранили зерно. Понятно, что товарищи по экскурсии смотрели на меня несколько странно. Им казалось, что я подбираю просто камни или в лучшем случае горшки конца 20 века. Ну, посмотрим, что сказали специалисты. А они сказали, что все мои фрагменты относятся к 12-13 векам, причем часть происходит из Трапезунда, часть – из Синопы или какого-то близкого ей центра Южного Причерноморья. Это, следовательно, время до генуэзцев, как раз того темного периода, когда Сугдея была в контакте с южными центрами Византии, с Трапезундской империей в частности (эта империя возникла на развалинах Византии, когда крестоносцы разгромили Константинополь, и считала себя преемницей великой державы). Очевидно, в сосудах доставлялись сюда продукты, которые не выращивали в самой Таврике, а в пустую тару загружали например хлеб, исконный продукт здешних степей, но часть тары, конечно, оставалась на месте.

Прежде всего бросаются в глаза два фрагмента коричневой глины, прекрасно отмученной, с рифлением на внешней стороне (рисунок 23). Это Трапезунд. Из Синопы – часть горлышка пифоса глины примерно такого же цвета, но чуть худшего качества, со следом от отвалившейся ручки и грубым рифлением на внешней стороне, и пористой, незаглаженной поверхностью с оборота (рисунок 24).

Два фрагмента, совсем мелких, из светлой глины, покрыты снаружи еще более светлым ангобом, вылеплены несколько небрежно, впрочем, с оборота – следы хорошей работы гончара на быстро вращающемся круге. Наконец, два фрагмента из глины кирпичного цвета, отмученные, но в одном – крупное вкрапление в виде камня, и небрежное рифление (рисунок 25).

Судак покидала со смешанным чувством. Впереди были еще долгие дни отдыха, и не менее интересные поездки. Позади – город, в котором мне не раскрылось и сотой доли тайн.

Наталия АНДРИАНОВА
апрель 2002

Приложение: анонимная монета, найденная в Судаке

Летом 2002 года мне (это уже Евгений Арсюхин пишет) мой коллега из Таганрога прислал скан интересной монеты, найденной в Судаке (рисунок 26). На аверсе хорошо видно "колесо", заключенное в квадрат, на реверсе - очевидно, звезда со скругленными углами. Подобные монеты называются анэпиграфными, то есть не несущими надписи. Очень похожая, возможно, просто такая опубликована В. Лебедевым в каталоге джучидских монет Крыма (Одесса, 2000, рис. 10, М65). По ее поводу исследователь пишет, что место чекана таких пулов (как и время) остаются неопределенными. Их совсем нет на городищах Нижней Волги (от себя добавлю, что это не совсем так), хотя много в Азове и в Крыму. Находка такой монеты именно в Судаке позволяет говорить, что по крайней мере этот тип меди бился точно в Крыму, более того, наверное, в самом Судаке. Исходя из данных по истории этого города, чекан таких монет можно отнести к генуэзскому периоду, когда поселение нуждалось в своей монете, но ни генуэзцы, ни татары не обладали достаточной легитимностью, чтобы бить монету по латинскому или исламскому образцу. Скорее всего, время чекана - вторая половина 14 в. Потом в Каффе появятся двуязычные монеты, которые вполне удовлетворили потребности рынка. Впрочем, вопрос о времени чекана может быть решен впоследствии и иначе.

Евгений Арсюхин, июль 2002

Продажа в Москве пневмоинструмент шлифовальный. . Флеш-накопители USB . Форма Нато industries альфа индастриз.
Используются технологии uCoz