Рисунок
1. Фрагмент прясл.
Рисунок 2. Другой фрагмент
прясл.
Рисунок 3. Захаб
серпуховского кремля. Реконструкция из
тамошнего музея.
Рисунок 4. Валы серпуховского
кремля.
Рисунок 5. Стена кремля, вид
снаружи.
Рисунок 6. Стена кремля, вид
изнутри.
Рисунок 7. Кладка стен кремля.
Рисунок 8. Бойницы стен
кремля.
Рисунок 9. Низкие "водные
ворота".
Рисунок 10. Высокие ворота, или
калитка.
Рисунок 11. Троицкий собор.
Рисунок 12. Декор Троицкого
собора.
Рисунок 13. Лодка-моноксила из
серпуховского музея.
Рисунок 14. Надгробие конца 17
в.
Рисунок 15. Изразец, 17 в.
Рисунок 16. Успенская церковь.
Рисунок 17. Ильинская церковь.
Рисунок 18. Троицкая церковь.
Рисунок 19. Церковь Николы
Белого.
Рисунок 20. Колокольня
Распятского монастыря.
Рисунок 21. Храм Распятского
монастыря.
Рисунок 22. Ворота Распятского
монастыря, деталь.
Рисунок 23. Стена Высоцкого
монастыря.
Рисунок 24. Башня того же
монастыря.
Рисунок 25. Зачатьевский собор
Высоцкого монастыря.
Рисунок 26. Сосуд из Высоцкого
монастыря.
Рисунок 27. Изразец из
Высоцкого монастыря.
Рисунок 28. Введенский собор
Владычного монастыря.
Рисунок 29. Апсиды Введенского
собора.
Рисунок 30. Декор Введенского
собора.
Рисунок 31. Церковь св.
Георгия.
Рисунок 32. Звонница.
Рисунок 33. Поздняя часть стен
Владычного монастыря.
Рисунок 34. Фундамент палат 17
в.
Рисунок 35. Фрагмент каменной
чаши.
Рисунок 36. Изразец, 15 в? |
|
Серпухов:
самый загадочный город Подмосковья
В июле 2002 года мы с Наталией
Андриановой на день съездили в Серпухов. Как
всегда, мы попытаемся здесь распутать некоторые
узлы, напутанные историками, и рассказать о своих
впечатлениях.
История
Точная дата основания
неизвестна. Впервые упоминается в духовной Ивана
Калиты (1325-1340) как уже существующий город. Сын
Калиты Андрей дал династию местных князей,
которая сидела с 1341 до 1456. Из князей более
прославился Владимир Андреевич (1358-1410),
командовавший засадным полком на Куликовом поле.
Происхождение названия
совершенно не ясно. Если от "серп" - по форме
излучины реки, то почему не "Серпов" (правда,
в некоторых источниках он так и называется, что
можно понять как попытку осмыслить именно таким
образом непонятное слово)? Очевидно, налицо
переосмысление дославянского названия.
Действительно, река Серпейка, или, скорее, ручей,
текущий под валами кремля, носит в себе четкий
угорский корень "серпе", который я тут не
берусь переводить, но он знаком мне по гидронимам
собственно финно-угорской территории.
В 1374 году рубят деревянную
крепость, а может, восстанавливают старую,
поскольку город не мыслится без ограды. 1382 -
разорение Тохтамышем, причем хан делает петлю,
чтобы непременно здесь пограбить. Предположения
о "мести" за участие в Куликовской битве
лишено основания: от повержения Мамая выиграл
более всех Тохтамыш. Поскольку экспедиция
Тохтамыша имела цель наказать за невыплату дани
за 1380 г, видимо, именно серпуховский князь
подзуживал Дмитрия московского не платить. 1408 г -
нашествие Едигея (Эдиге), основателя Ногайской
орды, 1410 - сожжение литовским князем
Свидригайлой. С 1410 года, со смертью князя
Владимира, серпуховское княжество дробится
между его сыновьями и вдовой, и лишь последний
князь, Василий Ярославич, внук Владимира, собрал
княжество. Усилившись, вызвал неудовольствие
Москвы. Василий II московский посадил Василия
серпуховского в темницу, где он умер уже при
Иване III в 1483 году, а княжество ликвидировал в 1456.
Восстание серпуховцев за независимость 1462
жестоко подавлено.
Ликвидация княжества имела
простую причину: Василий московский, незадолго
до того (1445) побывавший в плену у Улу-Мухаммеда и
обложенный данью, жестоко нуждался. Дань была так
велика, что ее нельзя было отдать деньгами, а
приходилось сажать на кормление целые роды
татар. Серпухов стал таким местом. В 1496 г здесь
сидит бывший казанский хан Мухаммед Эмин,
потомок Улу-Мухаммеда, но были сидельцы и до
этого, и после. Была даже особая слобода -
татарская, очевидно, из числа этих приезжих.
Не сумев договориться с союзным
прежде Крымом, московские князья ввязываются в
войну с ним, которая растянулась фактически до
середины 18 в. С 1512 Серпухов как часть окской линии
обороны сполна расхлебывает последствия войн. В
1566 году здесь строят каменный кремль (о
достоверности этой даты ниже), в последний раз
использовавшийся жителями как ограда в 1633, когда
баловал крымский царевич. В дальнейшем Серпухов
утрачивает оборонное значение, а значит, по
логике московских правителей, и всякое иное.
Кремль
Кремль разобрали в 1934 году и
отправили камень на строительство метро в
Москву, причем смысла в том не было никакого,
кроме желания местных комиссаров выслужиться.
Осталось два фрагмента прясл (рисунки 1,2), но они
очень красноречивы. Считаю, что общепринятая
дата постройки - 1566 год - не верна. Рассмотрим
аргументы.
1. Недостоверность
письменных источников. Давно отмечено, что
источники, сообщающие о строительстве в 1566 году,
поздние и не надежные. Строительство
приурачивают к сбору войск в Серпухове, которое
затеял Иван IV перед походом в Крым
(неосуществленным). Сбор войск - не лучший повод
для стройки. Сама дата выглядит нелепой. Строить
крепость в камне в это время было уже
бессмысленно. Это имело значение в 16 в, когда
возводилась крепость в Зарайске или в Туле.
2. Выбор материала. Белый
камень уходит из обихода в середине 15 в, причем
потому, что развалился кремль Москвы,
построенный Дмитрием в 1365-68 гг. В 1491 г московский
кремль перестраивают в кирпиче. Стало понятно,
что крепостные сооружения из белого камня
строить нельзя, он разрушается от огня,
превращаясь в известь. Именно поэтому в 15 в
московский кремль стоял инвалидом, окутанный
деревянными подпорами, и казался иностранцам
целиком деревянным. Трудно предположить, что,
имея такой пример, в Серпухове решились бы на
строительство, даже если под ногами, как пишут, и
было в изобилии белого камня. К тому же тесать
камень дороже, чем делать кирпич, и выбор этого
материала в 14 в был вызван просто слабым
развитием гончарного дела, но к концу 16 в
ситуация поменялась.
3. Конструктивные
особенности. Кремль - не квадрат в плане, как
в Зарайске или в Туле, а состоит из нескольких
неправильных треугольников, то есть совершенно
нерегулярный. Ворота были оформлены как захаб
(рисунок 3), то есть коридор, попадая в который,
враг подвергался обстрелу со всех сторон. В эпоху
артиллерии захабы уже не строились. Сущестование
столь архаичного сооружения объясняли как
повторением конструкции деревянного кремля, так
и подстраиванием под тактику татар, не знавших
якобы артиллерии. Оба объяснения натянуты -
просто кремль был построен задолго до появления
артиллерии.
4. Истинное время
строительства. Вряд ли это 14 в, поскольку и
летописи бы это заметили, и денег на Руси столько
не было - Москва едва потянула строительство
своих стен. Вероятно, постройку кремля в
Серпухове можно связать с обострением борьбы с
Москвой. И тогда автором можно считать
последнего князя Серпухова Василия (1426-1456).
Собрав княжество, он всерьез настроился на
борьбу с московским тезкой. Для этого нужно было
укрепить столицу княжества. Летописи стыдливо
замолчали этот факт, а может, он был вымаран,
поскольку столь грандиозное мероприятие,
затеянное ради обороны не от татарина, а от
своего, русского, не укладывалось в официоз даже
16 в. Вероятно, 1566 год - не более, как год
перестройки.
Со строительством кремля и
белокаменных церквей я связываю легенды и правду
о многих пещерах, которые в окрестностях города
тянутся на много километров. Наверное, это
выработки от белокаменных шахт, как под Мячковым.
Согласно старым планам, кремль
имел около 20 башен и полубашен. Стены стояли на
высоких (местами до 20 м) и крутых валах,
насыпанных, надо полагать, еще в начале 14 в, если
не ранее, для деревянных стен (рисунок 4). От стен и
башен остались фундаменты, как гнезда от
вырванного зуба, направление стен указывает
бледный след, тянущийся по валу, из мелко
молотого белого камня. Стена невысокая (ок. 6-9 м),
но толстая (ок. 4 м). Снаружи - уступы для прочности
(рисунок 5), изнутри - полугруглые арки для
легкости (рисунок 6). Камень обработан идеально,
плотно пригнан (рисунок 7). Бойницы вытесаны с
высочайшим искусством - расширяясь к стрелку,
наружу они сужаются в узкую щель (рисунок 8).
Ворота, низкие, для хода воды (рисунок 9), и
высокие, для вылазок (рисунок 10), сделаны арками
из массивных камней. Общее впечатление - словно
находишься у римских руин.
Археологический контекст:
непосредственно в крепости, застроенной ныне
частными домами, подъемного материала немного,
очевидно, из-за загрязненности культурного слоя.
Подобрано два фрагмента плохо прожженной серой
керамики 15 в и два - белоглиняной грубой 16 в, уже
московской традиции. Особенности местной
гончарной школы: черепок крепкий, хотя глина
отмучена плохо, темный, на сломе еще более темная
полоска.
Троицкий собор
Центр кремля - Троицкий собор,
очевидно, существующий с глубокой древности, но
ныне несколько разочаровывающий свежестью форм
(рисунок 11). Первый собор - в дереве - построил
князь Владимир Серпуховский незадолго до 1380 г.
Некоторые, впрочем, полагают, что уже тогда он был
каменный, что вполне вероятно. В нынешнем виде
постройка 1696 года. Колокольня, впрочем, выглядит
старше, что необычно (как правило, колокольни
моложе). Стоял возле собора, и меня не покидало
странное ощущение глубокой его
"провинциальности". Недалек Серпухов от
Москвы, а собор - копия поволжского стиля, даже
наличники на окнах имеют аналогии в церквях
Чебоксар того же времени (рисунок 12). С этой
чертой серпуховской архитектуры мы еще
столкнемся, тогда и поговорим о ней.
Музей
В соборе располагается музей, не
работающий из-за неуплаты за электричество, но мы
согласились осмотреть экспонаты без света, и нас
впустили. Музей небольшой. В центре стоит
лодка-моноксила (однодеревка), не подписанная и
не датированная (рисунок 13). Сотрудники
рассказать ничего не могут. Если это подлинник,
то экспонат заслуживает внимания: на таких
плавали еще в 10 в, и вплоть до 12-13-го. Изразцы,
черепица, надгробные плиты, одна на
старонемецком, самые старые 16 в (рисунок 14).Более
всех запоминается изразец с изображением орла из
Высоцкого монастыря (17 в) (рисунок 15).
Экспонируется архитектурная деталь с греческой
надписью, но что написано - не поясняется.
Надгробие на немецком оставила семья купцов, а
греческую надпись - наверное, священнослужитель
с югов, очевидно, проезжавший в Москву из Крыма.
О втором городском музее, в
центре города, писать не буду, поскольку он
целиком состоит из коллекции живописи. Коллекция
превосходная, но я не искусствовед. Забавно, что
на витрине выставки, посвященной паломникам,
просто так лежали старые монеты - копейка Ивана IV,
римские 4 в, херсонские 9-10 вв. Я спросил, что это,
мне ответили, что их нашли в Высоцком монастыре
при раскопках. Я про себя усомнился. Коли так -
сенсация! Но ведь поди не так...
Подол
Выйдя на красивый холм, где
некогда стояла башня св. Спаса, видишь целую цепь
церквей внизу, и понимаешь, что под тобой -
древний подол, или предместья, где жили все те
люди, что прятались за этими стенами при
нападениях. Вот они: Успенская (1854, рисунок 16),
Ильинская (1748, рисунок 17) и Троицкая (1670, рисунок
18). У всех поздний вид (кроме Троицкой), но
наверняка давнее прошлое (построены в дереве как
минимум в 1522 г).
Пойдем теперь в противоположную
сторону, вдоль Нары, к Высоцкому монастырю. Вот
церковь Николы Белого (в белом камне до 1649 г, в
нынешнем виде - 19 в, рисунок 19). Историкам
непонятно, зачем в 15 в в таком отдалении от города
понадобилось строить монументальный храм, мне
вдобавок неясно, почему Никола стал Белым. Мокрым
- у воды, а белым? Из-за белого камня? Быть может,
стоит вспомнить сакральность белого (как у
русских - красного) у тюрок, в том числе татар. Не
видим ли тут еще одну слободу татар (другая
известна в другом районе) еще до присоединения к
Москве, татар, призванных, может быть, для борьбы
с нею? Эти татары могли быть и крещеными. В этой
связи интересна местная былина, в которой царь
московский - "Иван Грозный" - хватился
серпуховского воина (очевидно, изначально князя)
Михаила Краснощекова, и ему сказали, что
он передался татарам, "изменил царю белому".
Но воин сыскивается, и оказалось, что он взял в
плен дочерей крымского хана. Если вспомнить, что
Иван Грозный стал называться "белым" как
потомок Мамая, то нельзя не увидеть игру
оттенков, впрочем, перепутанную. Среди
серпуховских князей Михаилов не было. Очевидно,
легенда маркирует в зеркальной форме попытку
может быть последнего князя Серпухова Василия
призвать татар для борьбы с Москвой.
Об этом яснее сказали бы клады,
если б мы имели их полную сводку. Кажется,
татарских монет найдено не было. Из восточных -
только клад саманидских дирхемов 10 в, но это дело
обычное. Есть, правда, один странный клад - из
рязанских монет. Что они тут делают? Возможно,
Серпухов в какой-то период пытался и с рязанцами
установить контакты, и даже допустил тамошние
"куньи мордки" к себе в обращение.
Чуть далее видим разбитый
Распятский монастырь, от которого уцелела
колокольня (ок. 1750, рисунок 20), храм (1719-51, рисунок
21) и ворота (ок. 1800, рисунок 22), но все загажено до
неприличия. Зато из-за этого монастырь кажется
старше. Известен с 16 в, но в 18-м капитально
перестроен.
Высоцкий монастырь
Нас в него не пустили. Сначала
привратник потребовал оставить у него камеру, из
разговора вскрылось еще несколько деталей, о
которых я не говорю, но после которых нам
расхотелось иметь дело с тамошними насельцами.
Площадь перед монастырем забита автобусами, из
которых выходят люди в платках, обсуждающих
собственные видения и чудеса. Тягостно. Но мы
осмотрели монастырь снаружи.
Крепостная (рисунок 23) стена и
башни (рисунок 24) так разительно напоминают
Астраханский кремль, что это сходство не может
быть случайным. Монастырь основан в 1374 году. У его
западной границы проходит дорога на Тулу, то есть
в буферные русско-ордынские земли, что и
определяло расположение монастыря как крепости.
Храм, построенный в 1381 г в напоминание о
Куликовском поле, получил иконы из
Константинополя (ныне в музеях). Капитально
перестраивается после нашествия в 1571 году хана
Давлет-Гирея. Стены воздвигли в 1664, и то после
того, как царь дал денег, а до того не хотели. Это
примерно совпадает хронологически со
строительством нынешних стен астраханского
кремля (начато в 1623), но одного хронологического
совпадения мало. Возможно, работали в Астрахани и
Серпухове те же артели.
Центральный собор, хорошо
видимый от Нары - Зачатьевский (рисунок 25),
построен также в конце 16 в, и он очень здорово
напоминает Введенский собор в Чебоксарах (1555,
перестроен в 1651). Вообще, поволжская ориентация
серпуховского зодчества кажется никем не
отмечалась и не изучалась. Между тем, это могло бы
быть перспективным.
Археологический контекст.
Монастырь стоит на холме, который разрезают
ручьи, и вымывают подъемный материал. Керамика
белоглиняная грубая 16 в (2 экз), красноглиняная
(16-18 вв), в том числе с поливой, в том числе сосуд, в
котором хранили какое-то клейкое вещество,
сегодня ставшее друзой кристаллов(рисунок 26, 3
экз), кованый гвоздь (18 в), железная сильно
корродированная пуговица (18 в), обломок
красноглиняного изразца с простой поливой
белого и полоской синего (18-19 вв, рисунок 27).
Владычный монастырь
40 рублей таксисту - и вы на
противоположном берегу Нары, в не менее великом
монастыре. Владычный виден из Высоцкого, но
добраться к нему пешком нельзя - Нара мешает, нет
моста, вброд не всякий отважится, там по пояс. В
одном путеводителе написано, мол, если вы не
шизофреник-краевед, вам там делать нечего. Руки
бы поотрывал. Это - лучшее, что есть в Серпухове.
Монастырь основан в 1360 г, уже
через два года здесь начали строить в камне.
Следующее строительство, определившее нынешний
облик, последовало в 1598, и его опять-таки историки
приурочили к концентрации войск Годуновым для
похода на Казы-Гирея, опять же не состоявшегося.
История повторяется, не так ли? Так, достаточно
беглого взгляда на Введенский собор, чтобы
понять, что сооружен он гораздо раньше. Особенно
очевидно это сейчас, когда реставраторы
разобрали крышу (рисунок 28). Уверен, что храм был
лишь перестроен Годуновым, и то бегло. Основной
белокаменный объем - это конец 14-15 вв. Каменный
куб, увенчанный полукружиями, сложенный из
массивных блоков белого камня. Мощные апсиды
(рисунок 29). Декор также выглядит очень архаично
(рисунок 30). То, что храм кирпичный, и лишь снаружи
обнесен камнем - тоже, мне кажется, не аргумент в
пользу его позднего происхождения.
А вот рядом находится
действительно годуновский памятник - шатровая
трапезная церковь св. Георгия 1598 года (рисунок 31).
Говорят, св. Георгий ночью поехал на белом коне в
стан татар и обратил их в бегство. Послы
Казы-Гирея и вправду явились к Годунову, признали
его царем, и поход отменился. К комплексу храма
относится палата и звонница, все - 16-17 вв (рисунок
32). К той же эпохе относится и надвратная церковь
Феодора Анкирского (1599, перестроена в 1834). Вообще,
и корпуса келий, и основной массив стен - все
появилось единомоментно. Однако, декоративные
стены, построенные, когда в монастыре не осталось
пустого места, относятся к 1860-м (рисунок 33). В
годуновских постройках бросается в глаза одна
деталь: фундаменты - из белокаменных плит явно
вторичного использования (рисунок 34). Сколько
было разрушено в 1598 г, и что именно - кто знает.
Археологический контекст.
Два фрагмента белоглиняной грубой керамики
рубежа 16-17 вв, в том числе крышка от кринки. Два
сосуда с поливой зеленого цвета изнутри. Один
красноглиняный, с толстой темной полоской в
разломе, другой - белоглиняный, ориентировочно 17
в, красноглиняный чуть раньше. 5 фрагментов
лощеной и подлощеной московской керамики 17 в.
Фрагмент каменной (черный тяжелый камень) чаши, 19
в (рисунок 35). Два фрагмента красноглиняный
поливных с простым узором изразцов, точно как из
Высоцкого монастыря, 18-19 вв. И особняком: плитка,
глина белая, грубая (рисунок 36). С обратной
стороны клеймо, сохранилось фрагментарно: птица
(?) в круге. На л.с. фрагментарно - в высоком рельефе
стилизованное изображение лебедя влево. Полива
бледно-зеленая. Датировка крайне затруднена. По
форме глины, блеклой поливе, простому рисунку и
монохромности - 15 в.
Итог
Итак, один день на город, на
который нужно потратить всю жизнь. Серпухову не
повезло в том, что у него не было своего дотошного
краеведа. Здесь я наметил лишь некоторые
проблемы. Мои ответы не претендуют на истину. Но я
надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь разгадает
это скопище ребусов.
Евгений Арсюхин,
Наталия Андрианова,
июль 2002 |