Рисунок
1. Жетон, или монета, предположительно выпущенная
сторонниками Пугачева.
Рисунок 2. Немецкий жетон 1713
года, подражающий французской монете, найденный
в Поволжье.
Рисунок 3. Поволжские жетоны,
в сюжете которых использован мотив герба
Людовика XIV (брактеаты).
Рисунок 4. "Рупея" -
серебряный татарский жетон 18 в. |
|
Монеты
Пугачева: и все-таки они есть
Казнь Пугачева. Так
казнили только государственных преступников и
фальшивомонетчиков.
Летом 2002 года я разбирал шкатулку
одной пожилой женщины, живущей в деревне
неподалеку от столицы Чувашии, Чебоксар
(разбирал с разрешения хозяйки, естественно).
Шкатулка была необъятной: множество
"мордовок", то есть подражаний русским
проволочным копейкам, сами они, с Ивана Грозного
и до Петра I, срезанные некогда с головных
украшений, бляхи и мини-иконки 18-20 вв, наконец,
счетные жетоны производства Нюрнберга 17-18 вв.
Среди этого материала мое внимание привлек
линзообразный кружок (диаметр - 1.98 см, вес=4.22 г),
изготовленный из бронзы (медь с примесью
какого-то металла типа олова, сделавшего цвет
сплава красно-желтоватым). Привожу описание
изображений на этом кружке (рисунок 1).
Л.с. Бюст некоего человека почти
фронтально, с легким поворотом влево,
исполненный так посредственно, что черты лица
или одежды неразличимы. Круговая легенда (по
часовой стрелке, начинаясь с уровня в 9 часов,
оставляя свободное поле между левым краем бюста
и первой буквой) - "КО [З?]А / СКАЯ ДЕНГА".
О.с. Подражание гербу Людовика XIV.
Разберемся сразу с о.с. В Поволжье
хорошо знали гербы последних Людовиков,
поскольку здесь во множестве ходили жетоны
немецкого производства, подражавшие французским
монетам (рисунок 2). Немецкие жетоны, в свою
очередь, будили фантазию местных медальеров, и
так появлялись татарские и чувашские подражания
(рисунок 3). Не стоит думать, что поволжские
изделия с гербом Людовика XIV изготавливались
именно во время правления этого монарха (1643-1715), а
не позднее. Поскольку правление Людовика XIV было
длительным, и приходилось на период наиболее
интенсивной моды на жетоны в Поволжье, то можно
полагать, что герб Людовика XIV был популярен до
середины-конца 18 в. Во всяком случае, мне известны
поволжские подражания гербу Людовика XIV, но не
XV-го или XVI-го (хотя немецкие жетоны, подражавшие
монетам этих королей, в Поволжье есть).
Итак, перед нами - жетон,
изготовленный где-то в Поволжье в середине 18 в,
чуть ранее или чуть позднее. От прочих изделий
поволжских мастеров его отличают следующие
уникальные особенности:
1. На жетоне указан денежный
номинал - "ДЕНГА". Размер жетона примерно
соответствует размеру общероссийской денги
образца 1757 года, выпускавшихся до 1796, что можно
использовать для примерной его датировки. На
моей памяти есть только один пример денежных
надписей на поволжских жетонах. Серебряный
жетон, изготовленный в Татарстане в 18 в (рисунок
4):
Л.с. Цветок, как на медных монетах
Джанибека середины 14 в (видимо, партия таких
монет была найдена в составе клада).
О.с. В венке, РУПЕЯ.
Однако, есть коренное отличие
"Денги козаской" от РУПЕИ: слово РУПЕЯ
простонародное, и автор серебряного жетона,
конечно, не предполагал, что кто-то будет платить
этой РУПЕЕЙ как рублем. На нашем же медном жетоне
номинал написан без ошибок.
2. На жетоне изображен бюст
человека, аналогий чему я не знаю на других
поволжских жетонах. Поскольку делали их в
основном татары, то есть мусульмане, они вообще
не любили изображений людей.
3. Если верно наше чтение
несколько испорченной легенды Л.с., то легенда
прямо указывает на эмитента, неких
"казаков", а изображенный на л.с. человек -
очевидно, эмитент, предводитель этих
"казаков". Столь четкой адресации жетонов
нет даже в тех татарских изделиях, которые
претендовали на роль некой "альтернативной
идеологической" валюты безвозвратно
утраченного Казанского ханства.
4. Наконец, жетон не пробит, что
вообще крайняя редкость в Поволжье, и в чувашских
сундучках в частности, поскольку туда попадали
предметы, снятые с головных украшений. Очевидно,
наш жетон таковым никогда не был.
Кто и когда мог выпустить такой
жетон, или, скорее, кустарную денежную единицу?
Кажется, единственный человек, который мог бы в
18-м столетии в этом регионе выступать в качестве
эмитента - это Емельян Пугачев, предводитель
восстания, движущую силу которого составляли как
раз казаки. Попробуем обобщить все, что известно
о чеканке Пугачевым собственных денег.
Еще А. Пушкин в своей "Истории
пугачевского бунта" опроверг мнение о том,
будто Пугачев выпускал серебряную монету с
портретом Петра III и легендой Redivivus et
ultor ("Воскрес и мщу"), поскольку, по словам
поэта, "безграмотные и полуграмотные
бунтовщики не могли вымышлять латинские надписи
и довольствовались уже готовыми деньгами".
Однако, Екатерина II не разделяла такой
уверенности. Она, в частности, пыталась выяснить
при допросе уже плененного Пугачева, "где
он монету взял, и кто ему ее делал; не раздавал ли
он таковых или других фальшивых, делаемых по его
приказу монет в народе, и где именно, и кто ему
оные делал”. Очевидно, перед глазами Екатерины
были монеты, сделанные Пугачевым, и она хотела
выяснить, сколько их было и как далеко они
распространились. Она понимала, что такие монеты
- как мины замедленного действия; они будут
напоминать крестьянам о восстаниии через
десятилетия. Как выяснилось при допросе, “взятые
им в Алаторе [Алатырь в Казанской губернии,
теперь в Чувашии - Е.А.] серебряники делали
медали с портретом государя Петра Первого с
старинных медалей. И всех медалей таких больше он
не раздавал толпы своим злодеям, как с двадцать.
Да в Яике сделана ему серебряная печать, чем
печатали ево злодейские указы, с государственным
гербом, но кто делал оную, — не помнит. Монет
никаких с своей мерскою харею никому нише делать
не приказывал, и никому ж оных не давал, а
если б он хотел, то б велел наделать и серебряных,
и кто шелег (блях) с его мерскою харею делал, — он
не знает”.
Итак, у Екатерины, очевидно, были
медные деньги с портретом Пугачева. Пугачев
заявил, что, если бы он хотел, то сделал бы такие
деньги из серебра, а кто делал эти, медные - он не
знает. Очевидно, Пугачев не лукавил: как мы видим
на публикуемом нами жетоне, там нет имени Петра
III, и ясно указано, что "денга" выпущена
окружением Пугачева, а не им самим, и вполне
вероятно, что Пугачев об этом даже не знал. Также
вероятно, что перед Екатериной лежали такие или
похожие "шелеги".
С другой стороны, в источниках
есть намеки на то, что Пугачев делал медные и
серебряные монеты с "ево мерской харею", но,
видимо, совершенно не такие, как это казацкий
жетон, а с именем Петра III. Так, разъезжая по своей
столице, Бердску, Пугачев бросал в народ горсти
медных денег. Было бы странным бросать в народ
монеты с портретом правящей императрицы. Другой
эпизод. Когда из Оренбурга к Пугачеву прибыл
Хлопуша, и переметнулся на сторону бунтовщика,
Пугачев подарил ему ДВЕ МОНЕТЫ. Поскольку
Хлопуше за то, чтобы он убил Пугачева, обещано
было 100 рублей, трудно думать, будто пожалованные
ДВЕ МОНЕТЫ имели финансовое значение. Пугачев
отплатил Хлопуше сторицей - позже, а те ДВЕ МОНЕТЫ
были, очевидно, именными, сувенирными. Пугачев
прекрасно понимал, что народ видит своих
императоров только на монете. И, чтобы в него
поверили, ему нужно было сделать монеты со своим
портретом и именем Петра III.
С другой стороны, к медным
деньгам с портретом ненавистной "Катьки"
Пугачев относился, несмотря на свой меркантилизм
(грабил ведь, где можно и что можно) более
утилитарно. Например, при штурме Камышина в 1774
году приказал зарядить пушки медною монетою
(картечь кончилась).
Письменные источники позволяют
пролить пусть тусклый, но свет на то, почему на
"денге казацкой" помещен именно французский
герб. С одной стороны, это не требует особых
объяснений, поскольку такие гербы были перед
глазами мастеров. Но не стоит забывать, что
Франция активно поддержала пугачевское
восстание. Известно, что Пугачев получил от
Франции как минимум 50 тысяч франков. Надо
полагать, это были не французские монеты, а
монеты русские, отчеканенные во Франции, на сумму
в 50 тысяч франков. Так или иначе, Франция, (а
вместе с ней и Турция, также помогавшая Пугачеву)
должны были быть популярными в казацкой среде.
Безусловно, шелеги,
предъявленные на допросе, были впоследствии все
уничтожены. Но эти строки допросного дела
побуждали коллекционеров снова и снова искать
деньги Пугачева. Так, "пугачевским рублем"
окрестили новоделы, отчеканенные штемпелем
центральной части медного сестрорецкого рубля
на кружке обычного серебряного рубля с датой 1771,
без имени и вензеля императрицы. В коллекциях
старых нумизматов нет-нет, да попадались
"пугачевские рубли" (как, например, в
огромном собрании коллекционера Федора Плющина,
1837-1911), видимо, такие же новоделы. Никому и в
голову не приходило, что монеты Пугачева могли и
не нести на себе имени Петра III. Я уверен, что
"козаские денги" прежде попадались
нумизматам, но на них, из-за грубого их
исполнения, не обращали внимания.
Попробуем обобщить наши выводы.
1. Пугачев, несомненно,
изготавливал медную монету с именем Петра III для
раздачи народу и сторонникам, но к сегодняшнему
дню в коллекциях таковых нет.
2. Помимо этого, его сторонники
выпускали денги с портретом человека, похожего
на Пугачева, но с легендой "Денга козаская".
Видимо, они не получали разрешения от Пугачева на
выпуск монет с его именем, и предпочли
ограничиться намеком.
3. Жетон, опубликованный в этой
статье, могли изготовить те самые мастера из
Алатыря, которые, как вспоминал Пугачев, делали
для него медали с портретом Петра I по образцу
старинных. На это намекает географическая
близость Алатыря и места находки жетона.
Выполнив заказ Пугачева, мастера, или по
собственной инициативе, или по просьбе казаков,
сделали медную "денгу".
Мы понимаем, что наша атрибуция
жетона из окрестностей Чебоксар выглядит
натянуто, по принципу - "а почему бы и нет?"
Осознавая это, мы хотели бы подчеркнуть, что все
вышеизложенное - гипотеза и приглашение к
разговору. Быть может, в коллекциях найдется
несколько более сохранных экземпляров, которые
помогут тщательнее установить истину.
Евгений Арсюхин,
9 марта 2003 |