Рисунок 1. Архангельский собор. В нем все
напоминает о Минине и Пожарском
Рисунок 2. На Часовой
башне когда-то были часы.
Рисунок 3. Лучший план
кремля, который я знаю
Рисунок 4. Белый
камень сделал Москву Москвой, а Нижний нижним.
Рисунок 5. Профиль
архитектурной детали мощной постройки Дудина
монастыря, 17 в.
Рисунок 6. Фрагмент
штукатурки с булгарской тамгой. |
|
НИЖЕГОРОДСКИЙ
КРЕМЛЬ -
твердыня
христианства, построенная язычниками
В середине октября 2001 года мы
с Этнером Егоровым (Чувашский университет)
оказались в Нижнем Новгороде, двигаясь, я - из
Москвы, он - из Чебоксар. Нашей целью была
конференция памяти Федорова-Давыдова (она
заслуживает отдельного разговора), а в перерыве
мы, кроме прочего, совершили короткую прогулку к
кремлю. День был ветреный и довольно холодный,
так что наша прогулка была короткой, однако же, ее
результаты весьма примечательны, так что прочите
эти заметки, не пожалеете.
Осмотрев Архангельский собор
(рисунок 1), где покоятся князья и церковные
иерархи, мы оказались возле Часовой башни
(рисунок 2, рисунок 3 - план кремля 17-го века,
позаимствованный с сайта кремля), и далее пошли
вдоль стен, миновав Северную башню, Тайницкую,
Коромыслову и вышли в город через ворота в
Никольской башне, фотографируя то, что
показалось интересным, и собирая подъемный
материал. Проследите наш маршрут на плане!
Сначала о самих стенах.
Считается, что они были построены в самом начале
16 века, с 1508 по 1515 годы.
Часовая башня получила
название как от часовых, которые там находились,
так и от часов, которые ходили на вершине с 17 века.
Часов там давно нет. Это были, не считая часов на
Архангельском соборе, единственные механические
инстурменты для измерения времени в городе.
Циферблат был разделен на 17 частей - столько
часов в самом длинном дне в году, 22 июня. Смысл в
том, что до Петра Первого сутки делились на две
неравные части, хоть и по 12 часов каждая, считая
от восхода солнца до заката и от заката до
восхода. Таким образом, летом дневные часы были
длиннее ночных, зимой наоборот, и только в дни
равноденствий система счета времени напоминала
современную. Мастеру-часовику, таким образом,
нужно было постоянно сдвигать стрелки, достигая
того, чтобы нулевая отметка счета времени
совпадала с восходом солнца. Он должен был быть
не только механиком, но и астрономом, этот
часовщик.
Северная башня
примечательная тем, что напротив нее в 1505 году
был убит Ногайский мурза, стоявший с войском на
противоположном берегу реки Почайны (стена в
этом месте выходит как раз на обрыв Почайны,
которой ныне нет, овраг только остался). Убили
мурзу из пушек, которые хранились в кремле вместе
со взятыми в плен литовцами в битве при речке
Ведроша, что впадает в Днепр. Пленных литовцев и
их пушки привезли сюда еще в 1500 году, так что к
моменту штурма ногайцами литовцы томились в
темницах уже 5 лет. В какой-то момент осады
положение нижегородцев стало невыносимым, и
русские решили, что спасут их только орудия
литовцев. Но так как обращаться с пушками умели
только они, пленных выпустили, пообещав в случае
победы свободу. Мурза был убит ядром.
Примечательно, что обещание сдержали, и
некоторые литовцы даже остались в Нижнем
навсегда. Примечательно и то, что осада
состоялась за 3 года до начала строительства
каменных стен. Стены, стало быть, были еще
деревянными, и именно после осады решено строить
их в камне. Северную башню долгое время называли
Ильинской, поскольку и мурза стоял возле храма
пророка Илии (он сохранился), и пророк этот
известен своим молниеметанием, что напомнило
горожанам о пушечном огне.
На участке между Северной и
Тайницкой башнями закончилось строительство
кремля в 1515 году, поскольку хорошо виден стык,
оставленный двумя бригадами строителей,
двигавшихся с противоположных сторон. На нашем
фото (см. рис. 4) заметны углубления, оставленные
строителями после того, как они убрали леса.
Основание стены сложено из белого камня. Этот
прием был характерен для зодчества того времени,
поскольку белый камень лучше кирпича держит
фундамент. Белый камень добывали только возле
Москвы, и многие ученые считают, что, торгуя им,
Москва и смогла так обогатиться, что стала
столицей централизованного государства. Белый
камень выложен в самых причудливых комбинациях с
кирпичом (рисунок 4) - это был конец строительства,
материала оставалось мало, и где камня не
хватало, подкладывали кирпич. Но все равно 500 лет
это все стоит и не падает. На рисунке 4 хорошо
видны также древние ворота, бывшие некогда
важными при осадах (через них делали вылазки,
ходили за водой и принимали гонцов), но ныне
заложенные. Видны также совсем небольшие
воротца, тоже заложенные. Там же вы видите
впечатляющую бойницу, забранную решетками, через
которую можно было наблюдать за врагом и его
обстреливать.
Тайницкая башня называется
так потому, что от нее шел подземный ход вниз, к
Почайне, по нему ходили за водой. В башне хранился
порох (зелена), так что она называлась также
Зелейной. Подземный ход нашли в середине 19 века, и
тогда же засыпали.
И вот наконец Коромыслова
башня, название которой объясняют из легенды.
Якобы в 1520 году казанский хан Саип-Гирей осаждал
город (совсем еще свежие каменные стены), и, когда
рано утром девушка вышла под покровом тумана за
водой, ее попытался схватить патруль, но она
поубивала коромыслом много татар, хотя и сама
погибла. Гирей, устрашенный, отступил, думая, что
если такова женщина, каковы мужчины. Но есть и
другая легенда, якобы строители, дабы кремль
стоял крепче, должны были убить первое живое
существо, которое покажется утром в месте
строительства, и им стала женщина, пришедшая на
Почайну за водой, ее убили и похоронили вместе с
коромыслом под башней. Легенда очень любопытна,
мы вернемся к ней ниже.
Наконец, Никольская башня,
через которую мы вышли в город. Ворота древние,
дорога вела к пороховому заводу, в город. Прочим
башня мало примечательна.
Теперь о подъемном материале.
Его немного, поскольку почва сильно задернована,
и на нашу долю приходились лишь находки в
нескольких раскопанных траншеях, впрочем,
забитых поздними строительными фрагментами.
В районе Северной башни, там,
где на старом плане 17 века отмечены жилые
постройки, собрано 7 фрагментов керамики.
Три фрагмента - это обычная
для Москвы серая керамика, покрытая до черноты
лощением. Считается, что это самая поздняя
средневековая керамика Руси, за ней следует уже
поливная. Датируется такая керамика 17-м веком.
Интереснее другой фрагмент, который является
переходным от белоглиняной грубой керамике к
лощеной и может быть датирован концом 16-началом 17
века. Тесто этого черепка более светлое, плохо
прокаленное, местами даже красноватое, а лощение
блеклое. Помимо этого, есть один фрагмент
собственно белоглиняной грубой керамики с
остатками сажи, что говорит о том, что это был
печной горшок. Стенка горшка тонкая, он украшен
тонкими врезными линиями, расположенными редко
(на нашем фрагменте видна только одна). Я датирую
этот осколок 16-м веком. Вся эта керамика сделана
людьми, жившими в пределах ныне существующих
каменных стен.
Этого нельзя сказать о двух
примечательных фрагментах, представляющих из
себя плохую серую глину, с бурым покрытием
снаружи. "Покрытие" образовалось при
прокаливании - просто до сердцевины черепка
прокаливание не дошло, поскольку обжиг
производился в примитивной печи. Керамика
кружная, но с правкой пальцами. Я могу осторожно
датировать эти два осколка как минимум 15 веком,
но не удивлюсь, если они зайдут и в 14-й век, в эпоху
существования самостоятельного Нижегородского
княжества. Люди, евшие из таких горшков,
наслаждались видом деревянных стен кремля.
Помимо этого, мы обнаружили в
районе подворья Дудина монастыря, ныне не
существующего, два любопытных фрагмента
архитектурных деталей (на рисунке 5 - профиль). Это
керамические фризы из желтоватой глины с
многочисленными вкраплениями песка, покрытые
поливой местами белого, местами желтого цвета.
Полива имеет аналогии в импортных сосудах 17-го
века, которые находят в частности в Москве, облик
глины этому не противоречит. Перед нами, таким
образом, живое свидетельство существования в
Дудином монастыре монументального здания,
крытого импортной церепицей, щегольского здания,
я бы сказал.
Наконец, в районе Житного
двора найдено два хорошо сохранившихся кованых
гвоздя, которые, думаю, довольно поздние, века
18-19-го, и могли остаться после какого-то
строительства.
А теперь вернемся к легенде о
душегубстве строителей кремля. В моей коллекции
хранится любопытный артефакт, подобранный моими
знакомыми археологами на территории кремля
(точно не знаю, где) еще в 1990-м году, и тогда же мне
подаренный (рисунок 6). Это фрагмент штукатурки,
на котором четко отпечаталась литера "А".
Литера имеет точное соответствие в клеймах
Волжской Булгарии, которые ставили только
ханские ремесленники и гончары, причем в 13-14 вв.
По облику и начертанию наша литера скорее
тяготеет к 14-му веку. В этой связи существенно,
что строительство 1508-1515 гг не было первым
каменным строительством в кремле. В 1372-1374 гг
князем Дмитрием Московским была предпринята
попытка построить стены кремля из белого камня,
но попытка сорвалась (в Москве белокаменный
кремль был воздвигнут, но вскоре развалился). В
Нижнем же удалось построить только Дмитровскую
башню, центральную в ансамбле, да может быть еще
одну-две, в том числе Коромыслову. Потом начались
проблемы в Москве, и строительство забросили,
забрав остальной периметр деревянными стенами.
Кто были ремесленники, выполнявшие эту работу?
Известно, что камень долго не поддавался русским
зодчим, в то время как Булгар, столица Волжской
Булгарии, был еще с 12-го века сложен из камня, и
тамошние ремесленники славились своим
зодчеством. Думаю, что фрагмент штукатурки -
свидетель того, что на строительстве работали
ремесленники из Булгара, более того, из ханских
мастерских, приглашенные князем Дмитрием,
естественно, за деньги. Напомним, что Булгар был в
то время частью Золотой Орды. Полагаем, что
легенда о кровавом обычае замуровывать человека
в основание стены относится к этому времени, а не
к 16-му веку, когда такое было уже невозможно. Ремесленники
из Булгара - люди во многом еще языческие
(исламизация Булгара была довольно мощной, но
поверхностной, и чувашей или мохши, то есть
мордвы, тоже входивших в орбиту Булгара, она
вовсе не коснулась). Вероятно, кто-то из иноземных
строителей и убедил князя свершить такое дело.
Впрочем, строительство все равно не задалось.
Итак, построенный на
завоеванной земле, на месте мордовского городка
в 1221 году, взятого штурмом, сначала земляной,
потом деревянный и белокаменный, наконец,
кирпичный кремль, был оплотом Москвы на востоке,
но строили его мастера из Булгара, да еще с
соблюдением языческих обрядов. Хороший пример
синтеза культур народов, которым на самом деле
нечего было делить, но которые тем не менее
постоянно воевали друг с другом.
Евгений АРСЮХИН,
декабрь 2001 |