Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Неизвестная монета-донатив императора Юлиана Отступника

В мае 1994 года, в Москве, на нумизматической рынке, известном как “Таганка”, у торговца с хорошей репутацией мною была приобретена необычная монета. Она изготовлена из меди, ее размеры (1.69 х 1.71 см) подходят под формат АЕ3, вес 3.17 г, оси ­ // . Торговец, человек с большой практикой и хорошим чутьем, отказался атрибутировать эту монету. По его словам, она происходит из Крыма.

Первый взгляд на нее заставляет усомниться в ее подлинности - настолько она необычна (рисунки 1 и 2). На лицевой стороне изображен выполненный в гротескной, наивной манере профиль римского императора вправо. Левая половина кружка потерта, начало легенды не видно. На правой стороне четко выделяется окончание титула AVGVS вместо стандартного сокращения AVG, что крайне необычно и, насколько мне известно, встречается - и то редко - на некоторых золотых монетах IV века AD.

Для тренированного глаза необычной выглядит и оборотная сторона монеты. Напомним стандартное описание реверса монет типа FEL.TEMP.REPARATIO: “Воин со щитом в левой руке поражает копьем варвара, упавшего с коня”. Формально изображение на нашей монете подходит под это описание. “Конь” не виден, но это обычно для таких монет. Однако, беглый взгляд на серийную монету такого типа (рисунок 3) показывает, насколько различна манера рисунка. Необычен дифферент “Т” в левом поле, насколько мне известно, на монетах такого типа он не встречается (см. “The roman imperial...”). Впервые я вижу, чтобы легенда сокращалась как REPARAT. Монетный двор различим довольно четко и читается как SML, то есть Лугдунум.

Странен и металл: на нем прослеживаются глубокие каверны с острыми краями, что заставляет предположить, будто монета литая. Как правило, литые экземпляры музейные работники автоматически заносят в разряд подделок, хотя лично мне совершенно непонятно, почему: в древности по тем или иным причинам иногда прибегали к литью.

Тем не менее, специалисты Музея народов Востока в Москве определили по характеру патины, что монета подлинная. Справедливости надо сказать, что нашлись и эксперты, которые заявили о ее неподлинности. Поскольку мнения специалистов расходятся, предлагаем читателю самому вынести суждение, а себе оставим право прокомментировать возможный контекст памятника.  Возможно, она была извлечена из гробницы, где хранилась без контакта с землей, и это определяет ее “свежий” вид, но затертости выглядят подлинными. На самом деле, очень трудно подделать именно характерную потертость, которая получается в результате обращения монеты по рукам и кошелькам. Каверны же могли быть вызваны растрескиванием некачественного металла при чекане.

Итак, допустив, что монета подлинная, попробуем понять, откуда взялся этот уникальный экземпляр. Атрибутацию затрудняет то, что легенды потерты как раз в самых сюжетно важных местах. Тем не менее, случай не безнадежный.

Понятно, что единственным ключом может быть правильное прочтение первой половины легенды на л.с. Монеты типа FEL.TEMP.REPARATIO появились в результате реформы 348 AD, но поначалу были крупнее, и соответствовать формату AE3 они начинают примерно с 354 года, после победы Констанция II над Магненцием (см. R. Carson, v. 3, p. 51, № 1374). Они выпускались, таким образом, от имени Констанция II и его цезарей, Юлиана и Галла. Конец имени правителя четко виден как NVS, что указывает только на одно лицо - Юлиана. Начало надписи, однако, совершенно непохоже ни на DN, ни на FLCL. Наиболее адекватно тому, что мы видим на монете, отвечает надпись "IVLIANVS VNVS AVGVS[TVS]". Слово “unus” латинско-русский словарь толкует как “единый”, “единственный”.

Михаил Бутырский, сотрудник указанного выше музея, высказал предположение, что перед нами - варварское подражание. Это предположение я, однако, не принимаю. Варварские резчики штемпелей, как правило, принимали латинскую легенду как данность, не понимая ее смысла. Поэтому такой резчик не мог сознательно развернуть AVG в “avgvstvs”. Для него AVG было просто набором орнаментальных элементов, которые он более-менее умело старался изобразить, превращая в конце концов в по-своему красивую “вязь”, в которой совершенно нельзя узнать прототип. Итак, монета выпущена римлянином. Но когда и для чего?

На вопрос “когда” ответ более-менее понятен. Не в период цезарства, но и не в императорский период, поскольку, став императором, Юлиан мгновенно поменял типы своих монет. Такой выпуск мог появиться только в считанные дни, когда Юлиан уже стал императором, но еще не успел отдать распоряжения насчет нового “дизайна” своего чекана. Теперь сопоставим наши догадки с местом чекана. Лугдунум - это город в Галлии, которая, как известно, была базой Юлиана, собирающегося воевать с Констанцием за право верховной власти.

Аммиан Марцеллин сообщает, что, находясь в Виенне, Юлиан впервые провозгласил себя августом и надел диадему, празднуя пятилетие своего правления, что случилось 6 ноября 360 года (см. Amm. Marcell., XV, 8, 17; XXI, 1, 4). Однако еще несколькими месяцами до этого, находясь в Паризии, он открыто не подчинился приказу Констанция о передислокации войск, что стало началом восстания против Констанция (op. cit, XX, 4, 17). Энтузиазм окружения Юлиана и надежды на новое правление были велики: “... некто, по имени Мавр ... сорвал с себя цепь, которую носил как знаменосец, и дерзко возложил ее на голову Юлиана” (op. cit, XX, 4, 18). У бедного цезаря-пасынка не было ни подходящей диадемы, ни, надо полагать, возможностей организовать чекан монеты в отдаленной от ремесленных центров Галлии. А это требовалось, поскольку тут же Юлиан “обещал всем солдатам по пяти золотых и по фунту серебра”. Все это, конечно, вполне ходячие сюжеты, но в то же время не стоит сомневаться, что так оно и было.

Думается, именно в эти дни, сразу после провозглашения Юлиана августом на солдатской сходке в Паризиях примерно в сентябре 360 г, и могли появиться такие монеты.

Факт, что вышли они ничтожным тиражом. Тому могло быть много причин.

Во-первых, рисунки на монете грубые и наивные, хотя шрифт очень хорош. Это произошло, возможно, потому, что в отдаленной от ремесленных центров Галлии не нашлось резчика штемпелей. Штемпели на местные монетные дворы могли присылать из Константинополя. Полагаю, автор штемпеля был знаком с резьбой по камню. На это наталкивает дизайн шрифта, сходный с лапидарными надписями на камне тогдашнего времени (см. рисунок 4, где изображена надпись 343 года из Фракии). Работая над штемпелем, мастер хорошо передал буквы, но в целом с задачей не справился - литерам то свободно, то тесно, рисунки искажены, и Юлиан впоследствии приказал тираж этой монеты постепенно изымать из обращения и уничтожать.

Во-вторых, не исключено, что этот тираж был отчеканен кем-то без согласия с новым Августом в пылу излишнего рвения, а поскольку реверс “Восстановление счастливейших времен” тогда ассоциировался с личностью Констанция не меньше, чем сегодня у современных нумизматов, Юлиан остался продукцией недоволен.

Тем не менее, очевидно также, что тираж успел разойтись. Все-таки Юлиан пообещал сделать солдатам донатив, понадобились монеты, причем низшим чинам - обозным, прислуге - сгодилась бы и медь. Сколько-то таких монет успели раздать.

Временно закрыть глаза на неудачный выпуск Юлиан мог и потому, что резчик штемпеля, кажется, переосмыслил сюжет реверса. Вместо варвара под поверженным предлагалось видеть Констанция, который в это время на Востоке воевал с Парфией и разрывался между собственными военными неудачами и необходимостью наказать Юлиана: варвар стал Констанцием. Этим, возможно, объясняется иная трактовка реверса - там на самом деле нет коня, там просто фигура поверженного императора Констанция.

Тогда развернутость легенды на л.с. объясняется стремлением подчеркнуть слово “август”, выделить его. Литера “Т” в левом поле реверса обозначает не оффицину (такой оффицины в Лугдунуме просто не было), а начало титула “Triumphator”.

Как же монета смогла попасть в Крым? На этот счет можно высказать такое предположение. Как известно, именно к правлению Юлиана относится одно из немногих упоминаний о Боспоре в IV веке AD: “... с севера и пустынных пространств, по которым впадает в море Фазид, ехали посольства боспорцев и других неведомых ранее народов с мольбой о том, чтобы за внесение ежегодной дани им позволено было мирно жить в пределах родной их земли” (Op. cit, XXII, 7, 9). Перевод этого пассажа не так однозначен, как это следует из приведенного выше дореволюционного перевода, и сегодня историки допускают мысль, что, напротив, боспоряне получали от римлян какие-то субсидии, чтобы сдерживать натиск на свое царство и, значит, на границы империи. Описываемое событие относится к самому началу 361 года, когда Юлиан находился в Константинополе, куда он перебрался непосредственно по маршруту Паризии - Виенна. Не исключено, что именно с этой партией денег на Боспор и попала наша монета. Боспор в тот момент уже лишился собственной чеканки и испытывал острую потребность в любой медной монете, пользуясь монетами последних своих царей (см. НЭ, т. 15). Сплавить на окраину некондиционные деньги? Почему бы и нет?

Уже в Крыму, попав, может быть, в качестве обола Харона в могилу-склеп, она, не контактируя с землей, ждала “черного” археолога, который в начале 90-х вместе с другими боспорскими монетами привез их в Москву и продал на рынке.

Я отдаю себе отчет, что многое в этом небольшом этюде - лишь предположения, более или менее шаткие. Они были бы надежнее, будь монета лучшей сохранности. Впрочем, несмотря на многочисленные консультации с коллегами, никто пока не предложил интерпретации лучше.

Литература

1. R.A. Carson. Principal coins of the Romans. Vol. III, Dominate. London, 1981.

2. The roman imperial coinage. V. 8. The family of the Constantine I, AD 337-361. London, 1985.

3. Н. А. Фролова. Монетное дело Боспора. Т. 2, с. 176. Москва, 1997.

4. Аммиан Марцеллин. Римская история. По изданию: СПб, 1994 г.

5. Нумизматика и эпиграфика, т. XV, с. 92 сл.

6. О. Петрученко. Латинско-русский словарь. Москва, 1994.

Евгений АРСЮХИН,

Москва, 2001

P.S. Серьезная металлографическая экспертиза, проведенная в одной из лабораторий Москвы по моей просьбе, показала, что монета неподлинна. Это фальшивка-фанатзия примерно 50-х гг 20-го века. Почему же тогда я не снял этот рассказ с сайта? В назидание, дабы нумизматы помнили, что подчас они тратят массу усилий на то, что этого вовсе и недостойно. Внимательней к исходному материалу, коллеги!

компьютеры. Мы предоставляем услуги ремонт компьютеров Сочи и Адлере по доступным ценам. . Японское качество мфу brother mfc j2510 - в Москве от ООО Бриго.
Используются технологии uCoz