Рисунок 1. Гуляй-город: "Если бы не он,
нас бы всех побили..."
Рисунок 2. Острожок - тоже что-то
вроде этого.
|
|
Московский летописец XVII века,
составленный в 1635—1645 годах в окружении
патриарха Гермогена:
“...бояром подлинно стало
ведомо, что царь хочет русские полки обойти прямо
к Москве и над Москвою промышляти. А по смете и по
языком с царем и царевичи и с пашею турских и
крымских и нагайских, и черкасских людей 150000 и
больши, да вогненного бою было 20000 янычаней. А
государевых людей было во всех полкех земских и
опришных дворян и детей боярских по смотру и с
людьми 50000, литвы, немец, черкас каневских 1000,
казаков донских, волских, яицких, путимских 5000,
стрельцов 12000, поморских городов ратных людей,
пермичь, вятчан, коряковцов и иных 5000. И как царь
пошел к Москве, а бояря и воеводы со всеми людьми
полки пошли за ними в днище, а шли тихо. И почали
бояря и воеводы думати, чтобы как царя обходити и
под Москвою с ним битися. И говорит боярин
воевода князь Михайло Иванович Воротынский:
“Так царю страшнее, что идем за ним в тыл, и он
Москвы оберегается, а нас страшитца. А от века
полки полков не уганяют. Пришлет на нас царь
посылку, а мы им сильны будем, что остановимся, а
пойдет всеми людьми, и полки их будут истомны,
вскоре нас не столкнут, а мы станем в обозе
безстрашно”. И на том и положили.
А царь учал думати, что
“идем к Москве, а русские полки за нами идут не
малые, а татарские обычаи лакомы — пришед под
Москву, станем; а люди пойдут в розгон добыватца,
а те станут приходить на нас. Поворотимся ныне на
русские полки и, побив тех, учнем над Москвою и
над городы промышляти безстрашно, не помешает
нам ничто”. И на том положили. И царь стал, не
доходя Похры. А русские полки стали на Молодях. А
три тысячи стрельцов поставили от приходу за
речкою за Рожаею, чтобы поддержати на пищалех. И
царь послал нагаи 40000 на полки, а велел столкнути.
И русские полки одернулись обозом. И столь прутко
прилезли, которые стрельцы поставлены были за
речкою, ни одному не дали выстрелить, всех побили.
А полки одернулись обозом, из наряду близко не
припустили. И на другой день царь пришел сам. Стал
за пять верст. А послал на обоз всех людей. И со
все стороны учали к обозу приступати. И полки
учали, выходя из обозу, битися: большей полк,
правая рука и передовой, и сторожевой, которой же
полк по чину. А левая рука держала обоз. И в тот
день немалу сражению бывшу, от о бою падоша
многий, и вода кровию смесися. И к вечеру
разыдошася полки во обоз, а татаровя в станы своя.
В третий же день Дивей мурза с нагаи сказався
царю похвально и рек: “Яз обоз русский возьму, и
как ужаснутца и здрогнут, и мы их побием”. И
прилазил на обоз многажды, чтоб как разорвать, и
Бог ему не попустил предати хрестиянского
воинства. И он поехал около обозу с невеликими
людьми разсматривать, которые места плоше, и на
то б место всеми людьми, потоптав, обоз разорвати.
И из обозу бояря послали сотни. И Дивей мурза
своих татар стал отводити. И скачет на аргамаке, и
аргамак под ним споткнулся, и он не усидел. И тут
ево взяли и с аргамаков нарядна в доспехе. Первую
руку наложил на него сын боярской суздалец Иван
Шибаев сын Алалыкин и инии мнозии. И татаровя
пошли от обозу прочь в станы. А Дивея мурзу
привели к бояром, и он сказался простым
татарином, и его отдали держать, как иных языков.
И того же дня к вечеру был бой, и татарский напуск
стал слабее прежнего, а русские люди
поохрабрилися и, вылазя, билися, и на том бою
татар многих побили. Да тут же взяли Ширинбака
царевича и привели к бояром. И бояря стали
спрашивать: “Что царево умышление?” И он им
сказал: “Яз де хотя и царевич, а думы царевы не
ведаю, думы де цареве ныне вся у вас: взяли вы
Дивея мурзу, тот был всему промышленник”. И бояре
велели сводить языки. И как привели Дивея мурзу, и
царевич стал перед ним на коленках и бояром
указал: “То Дивей”. И сам сказался. И в полкех
учала быти радость великая. А Дивей умышленье
царево сказал и то говорил: “Взяли де бы вы царя,
и яз бы им промыслил, а царю де мною не
промыслить”. А царь посылал под Москву языков
добывати, и привели человека благоразумна, ему ж
бог вложил совет благоизволи умерети и польза
души сотворити. И начаше его спрашивать: “Где
государь и кто на Москве, и нет ли прибылых
людей?” И он в роспросе сказал: “Государь был в
Новегороде, а ныне, собрався с новогороцкою силою
и с немцы, идет к Москве. А перед государем при мне
пришел боярин и воевода князь Иван Федорович
Мстиславский, а с ним 40000 войска. И яз пошел, и на
Москве учал быти звон великий и стрельба. И, чаю,
пришел и государь. А завтра резвые люди будут в
полки к бояром”. А бояря велели перед зарею из
большого наряду стрелять и по набатам и по накрам
бить, и в трубы трубить на радости, что Дивея
мурзу взяли. И царь устрашился, чает, что пришли в
обоз прибылые люди, и того часа и поворотил, пошел
наспех за Оку. О, судеб твоих, владыко, и милости
твоея, царю небесный! Како сильнии падоша, а
немощнии препоясашаяся силою, не до конца на ны
прогневался, но избави нас от агарянского
насилия. В первый приход оскорби, ныне же
обрадова! Бояре же и воеводы и все христолюбивое
воинство радостными гласы восклицающе: “Десница
твоя, господи, прославися в крепости, десная ти
рука, господи, сокруши враги и истерл еси,
супостаты”. И сию преславную победу возвестили
государю царю и великому князю Ивану Васильевичю
всея Русии, сущу в Новегороде, послали, с сеунчем
князя Данила Андреевича Нохтева Суздальскова да
Алексея Старого. А к Москве, к митрополиту
Кириллу Московскому и всея России и к боярину и
воеводе ко князю Юрью Ивановичу Токмакову,
сказати велели же. И бысть на Москве и по всем
градам радость неизреченная, молебные пения з
звоном. И с радостию друг со другом ликующе. И как
государь пришел к Москве, и бояр и воевод князя
Михаила Ивановича Воротынскова с товарищи по
достоянию почтил; последи же, похвалы ради
людские возненавидев Воротынскова и измену
возложив, свершити его повеле”.
Участник
Молодинской битвы, немец-опричник Генрих Штаден:
“На следующий год, после
того, как была сожжена Москва, опять пришел
крымский царь полонить Русскую землю. Города и
уезды Русской земли — все уже были расписаны и
разделены между мурзами, бывшими при крымском
царе; было определено — какой кто должен держать.
При крымском царе было несколько знатных турок,
которые должны были наблюдать за этим: они были
посланы турецким султаном по желанию крымского
царя. Крымский царь похвалялся перед турецким
султаном, что он возьмет всю Русскую землю в
течение года, великого князя пленником уведет в
Крым и своими мурзами займет Русскую землю. Он
дал своим купцам и многим другим грамоту, чтобы
ездили они со своими товарами в Казань и
Астрахань и торговали там беспошлинно, ибо он
цари и государь всея Руси… Как и в прошлом году,
когда спалили Москву, великий князь опять
обратился в бегство — на этот раз в Великий
Новгород, в 100 милях от Москвы, а свое войско и всю
страну бросил на произвол судьбы. Воинские люди
великого князя встретили татар на Оке, в 70
верстах или по-русски в “днище” от Москвы. Ока
была укреплена более, чем на 50 миль вдоль по
берегу: один против другого были набиты два
частокола в 4 фута высотою, один от другого на
расстоянии 2 футов, и это расстояние между ними
было заполнено землей, выкопанной за задним
частоколом. Частоколы эти сооружались людьми
князей и бояр с их поместий. Стрелки могли таким
образом укрываться за обоими частоколами или
шанцами и стрелять из-за них по татарам, когда те
переплывали реку. На этой реке и за этими
укреплениями русские рассчитывали оказать
сопротивление крымскому царю. Однако, им это не
удалось. Крымский царь держался против нас на
другом берегу Оки. Главный же военачальник
крымского царя, Дивей-мурза, с большим отрядом
переправился далеко от нас через реку, так что
все укрепления оказались напрасными. Он подошел
к нам с тыла от Серпухова.
Тут пошла потеха. И
продолжалась она 14 дней и ночей. Один воевода за
другим непрестанно бились с ханскими людьми.
Если бы у русских не было гуляй-города, то
крымский царь побил бы нас, взял бы в плен и
связанными увел бы всех в Крым, а Русская земля
была бы его землей.. Мы захватили в плен главного
военачальника крымского царя Дивей-мурзу и
Хаз-булата. Но никто не знал их языка. Мы думали,
что это был какой-нибудь мелкий мурза. На другой
день в плен был взят татарин, бывший слуга
Дивей-мурзы. Его спросили — как долго простоит
крымский царь? Татарин отвечал: “Что же вы
спрашиваете об этом меня! Спросите моего
господина Дивей-мурзу, которого вы вчера
захватили”. Тогда было приказано всем привести
своих полоняников. Татарин указал на Дивея-мурзу
и сказал: “Вот он — Дивей-мурза!” Когда спросили
Дивей-мурзу: “Ты ли Дивей-мурза?”, тот отвечал:
“Нет, я мурза невеликий!” И вскоре Дивей-мурза
дерзко и нахально сказал князю Михаилу
Воротынскому и всем воеводам: “Эх, вы, мужичье!
Как вы, жалкие, осмелились тягаться с вашим
господином, с крымским царем!” Они отвечали: “Ты
сам в плену, а еще грозишься”. На это Дивей-мурза
возразил: “Если бы крымский царь был взят в полон
вместо меня, я освободил бы его, а вас, мужиков,
всех согнал бы полонянниками в Крым!” Воеводы
спросили: “Как бы ты это сделал?” Дивей-мурза
отвечал: “Я выморил бы вас голодом в вашем
гуляй-городе в 5-6 дней”. Ибо он хорошо знал, что
русские били и ели своих лошадей, на которых они
должны выезжать против врага”.
Грамота Девлет
Гирея Ивану Грозному, отправленная после
разгрома у Молодей.
“23 августа 1572 года. А се
перевод з Девлет Киреевы царевы грамоты. Девлет
Киреево царево слово московскому князю, брату
моему Ивану князю Васильевичю после поклону
слово с любовью то, что преже сего о Казани и о
Астрахани холопа своего Янмагмет Хозигея к тебе
посылал есми. И ты, о Казани и о Асторохани молвя:
“дадим”, грамоту свою прислал, а уланом моим и
времянником посланные свои грамоты прислал еси:
как великое царево величество, поговоря,
отставите, сколько казны похочет, и яз бы то дал;
молвя, писал еси к ним. А ты что так лжешь и
оманываешь? Потому, оже даст бог, сею дорогою
пришед самому было мне о том говорити отселева,
послав человека переговорити не мочно, потому
что далеко. А з ближнего места опять мочно,
человека послав, переговорити, что есми со всеми
своими людми пошел. И, наш приход проведав, на Оке
на берегу хворостом зделали двор да около того
ров копали, и на перевозе наряды и пушки еси
оставив, да и рать свою оставил, а сам еси в
Новгород пошел. И мы божиею милостиею и помочью,
дал бог здорово, Оку перелезчи со всеми своими
ратьми, что делан двор и копанные рвы твои видели
и с ратью твоею наши сторожи передние, повидевся
не ото многа побилися да и мусульманская рать от
нас прошалася и похотели дело делати. И яз молвил,
что он, холоп, по государскому своему веленью
пришел, мне с ними что за дело. А нашего
величества хотенье до князя их; молвя, их не
ослободил; пошли тебя искати, хотели есмя стати,
где б сел и животины много, хотели есмя к тебе
послати, где ни буди, посла да с тобою
переговорити. И сею дорогою, хотели от тебя ответ
прямой взяти; молвя, шли были, а что твои рати
назади за мною шли, — и назади у меня дети, увидев,
без нашего ведома бой был, которые богатыри серца
своего не уняв, на серцо свое надеяся, немногие
наши годные люди билися и двух добрых взяли де,
что дети мои без нашего ведома билися; на детей
своих покручинився, назад пришед твоих людей
около есми облег. И которая нагайская рать со
мной была, учали они говорити, что пришли есмя из
нагами пять месяц и нам лежать не прибыльно и
лошадем истомно; молвя, все заплакали и нужю свою
нам в ведоме учинив, заплакав, на ногу пали. И мы
потому, пожелеючи их, и слова их не отставили, со
всеми мусульманскими ратьми и с лошадьми со
всеми здорово потише поворотилися. Кто есть для
нас делал на берегу двор и ров, и столко маялися, и
мы тот двор ни во что покинув да перелезли, что
было на перевозе твоей рати, наши люди, дело и бой
учинив и погнав на силу, перелезли; что есте
маялися месяцы три или четыре. Приходу нашему
хотенье: с тобою поговоря, попрежнему на свою
роту и о добре быти или прямой ответ от тебя
взяти. Хотенье мое было: с тобою на встрече став,
слова не оставив, переговорити. А рать наша прямо
с твоею ратью хотели делати. И хотенье их то было,
и мы не ослободили. А твоя рать, вшедчи в город,
свою голову оборонили. И со страхов дети боярские
и пригодные люди твои всяк о своей голове
колодези де копали; толко б из города вышли, —
наша бы рать, против став, билися; хотя б и в
городе твоя рать стояла, обороняв свои головы;
хотели наши с ними делати, и мы не отпустили,
пожалели: сталося ли бы не сталося-то дело
обычное, и мы рати своей не потеряли. И будет тебе
та твоя рать не надобе, и нам наша рать всегда
пособщик. Что твои олпауты тебе посолжют и
похвастуют, и тому б еси веры не нял: что есмя их
худо зделали, — и тебе ведомо будет. И ныне по
прежнему нашему слову, меж нами добро и дружба
быв, Казань и Асторохань дашь, — другу твоему
друг буду, а недругу твоему недруг буду; от детей
и до внучат межь нами в любви, быв роту и шерть
учинив, нам поверишь. И мы с своими чесными князи
сущего своего человека Сулешева княжого сына,
холопа своего Мурат мирзу з здешними твоими
послы, гораздо почтив, честно отпустим. И сын наш
Адыл Гирей царевич там царь будет, тебе от него
никоторого убытка и насильства не дойдет по
нашему приказу; быв которые наши холопи по нашему
приказу тебе и пособники будут, другу твоему друг
буду, тебе много добра было б. А Казань и
Асторохань наши юрты были, из наших рук взял еси;
и ныне назад нам не хотите отдати; однолично мы о
тех городех до смерти своей тягатися нам того у
вас; не возьмем, — и нам то грешно: в книгах у нас
так написано: для веры однолично голову свою
положим. И только казну и куны дашь нам, — не
надобе; а будет бы мы похотели для казны в дружбе
быти и сколько еси по ся места ко мне кун посылал,
— для бы кун яз был в дружбе с недругом твоим, с
королем был”.
(Все цитируется по
книге А. Андреева “История Крыма”, Москва, 2001). |