Крым: дискуссионная площадка

Авторам хотелось бы, чтобы наш крымский проект стал площадкой, на которой происходил бы обмен мнениями о крымской истории и археологии. Поэтому с разрешения авторов писем мы публикуем послания, которые приходят на почту сайта. Будем рады, если Вы также присоединитесь к обсуждению тех тем, которые Вас волнуют (не забывайте также о "большой" гостевой книге).

 

 

Уважаемый Евгений! Я крымчанин, живу в Симферополе. Прошлую субботу я провёл в Бахчисарае, а вернувшись домой, решил поискать сайты, посвященные караимам и караимизму вообще и Чуфут-Кале в частности. Из всех найденных ресурсов Ваш меня приятно удивил. Мне, как местному жителю и патриоту Украины и Крыма, очень лестно, что где-то в далёкой России есть люди, фанатично увлечённые историей моего полуострова.

Для меня представляет особый личный интерес вопрос происхождения и истории крымских народов - караимов и крымчаков. Наверное, поставить точку в определении того, "евреи караимы или всё-таки тюрки" не удастся никогда. Впрочем, как и сказать с точностью, когда именно они поселились в Крыму вообще и на Джуфт-Кале в частности.

Между прочим, я (и еще со мной товарищ был) соблазнился-таки на экскурсию в колодец, предложенную, как Вы его назвали, "бородатым рыжим мужиком". Его, кстати, зовут Арнольд, он историк, спелеолог, бывший студент А.Герцена. Зрелище, безусловно, захватило дух. Колодец буквально в последнее время полностью очистили от земли, что позволило увидеть многие интересные насечки и надписи на стенах. Нас более всего поразили древние граффити на потолке при переходе из туннеля в башню-колодец с винтовой лестницей. Там одно имя на греческом языке и несколько слов, написанных арамейским (еврейским) курсивом, которые я смог только прочитать, но не понять (иврита, к сожалению, не знаю - только идиш немного:). А те три с половиной тысячи монет были найдены именно там - на самом дне колодца в небольшой нише в стене. Монеты тут же передали в Симферопольское государственное хранилище, причём среди монет был найден один египетский динар (по утверждению "бородатого мужика", первый случай обнаружения истинно египетской монеты в таком древнем кладе на территории Крыма). В общем, спуск в колодец стоил того. Мой спутник, побывавший недавно в Долине фараонов, выйдя на поверхность, на полном серьёзе сказал: "Египетские пирамиды просто отдыхают!"

Древнее кладбище Балта-тиймез, до которого Вы не дошли, я посещаю при каждом восхождении на гору. Хотя сам узнал о его существовании только в 1999, да и то от иностранного раввина (!), посетившего его как одну из еврейских (!) святынь Украины и совершившего там молитву-киддуш. Евреи воспринимают караимов и крымчаков как части еврейского народа и их историю от общееврейской не отделяют. По правде говоря, тюрки будут правы, назвав караимов тюрками (как это делает большинство самих караимов), а евреи буду не менее правы, назвав их евреями. Как известно, евреи с глубокой древности были, подобно цыганам, народом странствующим, по всей Европе и Ближнему Востоку разъехавшимся. Попав в чужеродное окружение, они в определённой степени "менялись по образу местности", переходя в быту на местный язык, местную одежду, местные национальные блюда и т.д. и т.п. Точно так же в древности евреи, особенно евреи "чистой Торы", охотно принимали в свой род неевреев, принявших Моисеев Закон и заключивших брак с евреем/еврейкой. В результате никто не сможет подсчитать, какой у какого еврея процент еврейской, а какой нееврейской крови. Наши, ашкеназские, евреи говорили (по крайней мере в первой половине 20 века) на германском языке, имели немецкие фамилии, носили одежду, ничем не отличавшуюся от одежды местного населения, готовили вареники, борщ с галушками и блины, но никто же не называет их немцами или украинцами! У караимов не больше тюркского, чем у ашкеназим - немецкого со славянским, у сефардов (испанских евреев)- испанского с арабским, у гурджи (горских евреев) - кавказского, а у бухарских евреев - узбекского и таджикского. Но караимы всегда были тонкими политиками: когда ассоциация с евреями могла быть губительной либо лишать их прав, они доказывали правительству царскому, затем советскому, своё нееврейское происхождение; когда Израиль принял закон о возвращении евреев на историческую родину, караимы пожелали получить это право и спокойно "репатриируют" в Израиль, нисколько не смущаясь, что уж теперь-то их точно там будут евреями считать. В общем, не всё так однозначно.

Кстати, во время посещения кладбища Балта-тиймез я был удивлён, увидев в нескольких метрах от ворот совсем свежие надгробия, которых не видел ранее. Скорее всего, это не могилы, а именно "памятные камни" , поставленные выдающимся членам современной караимской общины соплеменниками. На одном из них, например, дата смерти - 2000 г. Что интересно, надписи на всех этих новых надгробиях выполнены на русском и на современном турецком языке латинским шрифтом (напр. "KARAYLARDAN" - "ОТ КАРАЕВ"). С нами тоже случилась в это раз "мистическая" история, противоположная Вашей. Когда мы ушли с кладбища и по тропинке пошли обратно, то, к моему удивлению, вышли к Восточным воротам. Попытка спуститься вернула нас... к воротам кладбища. Мысленно попрощавшись с духами караимов в почтительном тоне, я всё-таки вывел перепуганного спутника своего на тропинку вниз.

Если у читателей Вашего сайта будет время/желание/возможность, посетите разделы "ФОТОГРАФИЯ" и "ГРАФИКА" моего сайта-галереи www.arte.narod.ru (я профессиональный художник). Там есть несколько снимков и картин, сделанных в Бахчисарае и на Джуфт-Кале.

С уважением,

Евгений Бадусев, Симферополь

Наши сотрудники изучают вопрос: курсы живописи в москве. . Наши сотрудники изучают вопрос: принципы библиотечного обслуживания. . Это же так просто - инвентаризация инфраструктуры ит.
Используются технологии uCoz