Авторам хотелось бы, чтобы наш
крымский проект стал площадкой, на которой
происходил бы обмен мнениями о крымской истории
и археологии. Поэтому с разрешения авторов писем
мы публикуем послания, которые приходят на почту
сайта. Будем рады, если Вы также присоединитесь к
обсуждению тех тем, которые Вас волнуют (не
забывайте также о "большой" гостевой книге).
Уважаемый
Евгений! Я крымчанин, живу в Симферополе. Прошлую
субботу я провёл в Бахчисарае, а вернувшись
домой, решил поискать сайты, посвященные
караимам и караимизму вообще и Чуфут-Кале в
частности. Из всех найденных ресурсов Ваш меня
приятно удивил. Мне, как местному жителю и
патриоту Украины и Крыма, очень лестно, что где-то
в далёкой России есть люди, фанатично увлечённые
историей моего полуострова.
Для меня представляет особый личный интерес
вопрос происхождения и истории крымских народов
- караимов и крымчаков. Наверное, поставить точку
в определении того, "евреи караимы или всё-таки
тюрки" не удастся никогда. Впрочем, как и
сказать с точностью, когда именно они поселились
в Крыму вообще и на Джуфт-Кале в частности.
Между прочим, я (и еще со мной товарищ был)
соблазнился-таки на экскурсию в колодец,
предложенную, как Вы его назвали, "бородатым
рыжим мужиком". Его, кстати, зовут Арнольд, он
историк, спелеолог, бывший студент А.Герцена.
Зрелище, безусловно, захватило дух. Колодец
буквально в последнее время полностью очистили
от земли, что позволило увидеть многие
интересные насечки и надписи на стенах. Нас более
всего поразили древние граффити на потолке при
переходе из туннеля в башню-колодец с винтовой
лестницей. Там одно имя на греческом языке и
несколько слов, написанных арамейским
(еврейским) курсивом, которые я смог только
прочитать, но не понять (иврита, к сожалению, не
знаю - только идиш немного:). А те три с половиной
тысячи монет были найдены именно там - на самом
дне колодца в небольшой нише в стене. Монеты тут
же передали в Симферопольское государственное
хранилище, причём среди монет был найден один
египетский динар (по утверждению "бородатого
мужика", первый случай обнаружения истинно
египетской монеты в таком древнем кладе на
территории Крыма). В общем, спуск в колодец стоил
того. Мой спутник, побывавший недавно в Долине
фараонов, выйдя на поверхность, на полном серьёзе
сказал: "Египетские пирамиды просто
отдыхают!"
Древнее кладбище Балта-тиймез, до которого Вы не
дошли, я посещаю при каждом восхождении на гору.
Хотя сам узнал о его существовании только в 1999, да
и то от иностранного раввина (!), посетившего его
как одну из еврейских (!) святынь Украины и
совершившего там молитву-киддуш. Евреи
воспринимают караимов и крымчаков как части
еврейского народа и их историю от общееврейской
не отделяют. По правде говоря, тюрки будут правы,
назвав караимов тюрками (как это делает
большинство самих караимов), а евреи буду не
менее правы, назвав их евреями. Как известно,
евреи с глубокой древности были, подобно цыганам,
народом странствующим, по всей Европе и Ближнему
Востоку разъехавшимся. Попав в чужеродное
окружение, они в определённой степени
"менялись по образу местности", переходя в
быту на местный язык, местную одежду, местные
национальные блюда и т.д. и т.п. Точно так же в
древности евреи, особенно евреи "чистой
Торы", охотно принимали в свой род неевреев,
принявших Моисеев Закон и заключивших брак с
евреем/еврейкой. В результате никто не сможет
подсчитать, какой у какого еврея процент
еврейской, а какой нееврейской крови. Наши,
ашкеназские, евреи говорили (по крайней мере в
первой половине 20 века) на германском языке,
имели немецкие фамилии, носили одежду, ничем не
отличавшуюся от одежды местного населения,
готовили вареники, борщ с галушками и блины, но
никто же не называет их немцами или украинцами! У
караимов не больше тюркского, чем у ашкеназим -
немецкого со славянским, у сефардов (испанских
евреев)- испанского с арабским, у гурджи (горских
евреев) - кавказского, а у бухарских евреев -
узбекского и таджикского. Но караимы всегда были
тонкими политиками: когда ассоциация с евреями
могла быть губительной либо лишать их прав, они
доказывали правительству царскому, затем
советскому, своё нееврейское происхождение;
когда Израиль принял закон о возвращении евреев
на историческую родину, караимы пожелали
получить это право и спокойно
"репатриируют" в Израиль, нисколько не
смущаясь, что уж теперь-то их точно там будут
евреями считать. В общем, не всё так однозначно.
Кстати, во время посещения кладбища Балта-тиймез
я был удивлён, увидев в нескольких метрах от
ворот совсем свежие надгробия, которых не видел
ранее. Скорее всего, это не могилы, а именно
"памятные камни" , поставленные выдающимся
членам современной караимской общины
соплеменниками. На одном из них, например, дата
смерти - 2000 г. Что интересно, надписи на всех этих
новых надгробиях выполнены на русском и на
современном турецком языке латинским шрифтом
(напр. "KARAYLARDAN" - "ОТ КАРАЕВ"). С нами тоже
случилась в это раз "мистическая" история,
противоположная Вашей. Когда мы ушли с кладбища и
по тропинке пошли обратно, то, к моему удивлению,
вышли к Восточным воротам. Попытка спуститься
вернула нас... к воротам кладбища. Мысленно
попрощавшись с духами караимов в почтительном
тоне, я всё-таки вывел перепуганного спутника
своего на тропинку вниз.
Если у читателей Вашего сайта будет
время/желание/возможность, посетите разделы
"ФОТОГРАФИЯ" и "ГРАФИКА" моего
сайта-галереи www.arte.narod.ru
(я профессиональный художник). Там есть несколько
снимков и картин, сделанных в Бахчисарае и на
Джуфт-Кале.