Со времени дискуссии В.К. Трутовского и Н.И. Веселовского (в начале XX в.) о месте расположения Гюлистана он оставался в стороне основных интересов исследователей золотоордынской истории и географии. Накопленные за прошедшее столетие данные, особенно археологический и нумизматический материал, позволили снова обратиться проблеме этого города и говорить о некоторых результатах его изучения. Я считаю, как и И.В. Евстратов и В.Г. Рудаков, что остатками Гюлистана является Царевское городище. Все события, относящиеся к топониму Гюлистан, я связываю с этим памятником. Упоминания об искусственных садах, как месте стоянки ханской орды, характерны для всех монгольских династий, начиная со времени самого Чингизхана. В центральном районе Золотой Орды традиции садоводства не было, поэтому здесь мы имеем только один значимый памятник — Гюлистан-“Розовый сад”; судя по названию, идея пришла из Персии. Наиболее густо (в 730—750 гг.х) заселенный район в сарайском улусе — район Царевского городища. Торговый путь из русских княжеств и Волго-Донская переволока пересекались в этом месте. Дворцово-садовый комплекс построен около/на месте г. Базджин (Бездеж) при хане Джанибеке. Одновременно был сформирован и округ (“белед”) Гюлистан. В письменных источниках этой эпохи название его встречается чаще, чем название “Сарай” (упоминается в связи с чумой в 1346 г., событиями 1361 г.). Связано оно с пребыванием хана или хатуни Тайдулы и решением важных политических вопросов (международные договоры 748, 757, 759 гг.х, ярлык Алексию 756 г.х, пребывание в городе ученых в 753, 755, 760 гг.х). С 752 по 768 гг. х. эмиссии серебряных монет Гюлистана стабильно превышают эмиссии Сарая ал-Джедид. Административный центр единого государства в последнее десятилетие переместился именно в Гюлистан. В период смуты Гюлистан становится местом пребывания наиболее сильных ханов 1360-х годов - Мюрида и Азиз-Шейха. Отсюда они совершали свои эпизодические захваты Сарая (ал-Джедид). При них гopoд получил титулы ал-Джедид и ал-Махруса, до этого применявшиеся только к Сараю. Ханы, правившие в Сарае ад-Джедид, значимыми фигурами не являлись. В годы ожесточенной борьбы за власть над центром улуса Джучи нельзя говорить о сохранении Орды как элемента исключительно кочевого образа жизни. Хан, захватив город (Гюлистан или Сарай) и покинув для сезонного кочевания, обратно вернуться бы не смог. Все чингизиды после Джанибека правили в городах. Постоянная ставка орды находилась в Гюлистане. Русские князья, посещавшие ханов, приезжали именно в этот город (в 1361 г. князь Василий вернулся ''С Орды с Бездежа”). Любопытна дата оставления пригородного Царевского могильника “Бахтияровка-2” - 762 г.х. Именно в этом году Мамай уводит Орду Джанибека и Бердибека на правобережье Волги. Город неоднократно подвергался военным погромам, что засвидетельствовано археологическими раскопками. Возможно, что после каждой операции некоторые районы прекращали существование. Конечные причины запустения города по-прежнему - загадка. Но связывать его с погромом войсками Мамая в 768 г.х. нельзя. Захват в этом году Сарая не подтверждается. Есть основания сомневаться и в чеканке медных монет в Гюлистане в 797 г.х. По-видимому, это ошибочно вырезанный 767 г.х. Тюркское население помнило о времени Джанибека, как о счастливейшем периоде в жизни Дешт-и Кыпчака. Этот хан стал героем народных сказаний и песен. Руины города к востоку от истока Ахтубы традиция связывала с его именем. Застройка Седитренного городища (как и Сарайчука) кладбищем и большее его разрушение в период строительства Астрахани привели к лучшей сохранности Царевского городища к моменту первого научного интереса к Золотой Орде. Масштабные руины плюс татаро-казахские предания о жизни здесь могущественного царя привели к постоянной фиксации путешественников, а за ними и картографов наличия Царева города на берегу Ахтубы, напротив Царицына. Все знали, что татарский царь жил в Сарае. Раз есть крупное городище с выдающимися развалинами, с которым связывают местожительство хана, — значит, это городище и есть остатки Сарая. Все остальные данные были призваны “играть” на подтверждение этой теории. |