жжж | ж | Е. В. Арсюхин (Москва) О
локализации золотоордынского города Керман Опубликовано в: Проблемы охраны и реставрации памятников в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Болгары, 24 сентября 2002 г. Казань, 2003 В науке утвердилось мнение о существовании в золотоордынское время города Керман, располагавшегося якобы возле деревни Альменьево в нынешней Чувашии, который недолгое время чеканил собственную монету. Настоящая работа ставит своей целью показать, что такого города никогда не было, а его «открытие» – цепь ошибок и заблуждений. История
Кермана (в переводе это и значит «город»)
началась с того, как в 1938 году возле указанной
деревни был найден клад. До этого момента о
Кермане не было ничего слышно по той простой
причине, что золотоордынский город с таким
названием ни разу не упоминается в письменных
источниках (есть Керман в Иране). Об этом кладе
известно следующее [1]: "Монетный центр
временной чеканки Керман стал известен
благодаря монетам Альменьевского клада, ныне
хранящегося в ГОМРТ. Из 216 монет этого клада 131
монета (60,6 %) имеют надпись "К-рман",
прочитанную А.Б. Булатовым как "Керман"[2,3].
Керман - северо-западное поселение
золоотордынской Булгарии - был идентифицирован с
обширным городищем по месту находки клада (деревня
Альменьево Козловского района Чувашской АССР).
Нахождение керманских монет в одном кладе с
ранними монетами Менгу-Тимура позволяет
датировать эти монеты тем же временем, то есть
60-70-ми годами XIII в. Вес большинства керманских
монет 1.60- В
указанном отчете Н. Калинина и А. Халикова
приводится план городища. Впоследствии данные из
этого отчета кочевали из публикации в публикацию,
попали во все сводки золотоордынских городищ
Поволжья, в том числе в монографию Р.
Фархутдинова [3].
Наиболее свежий пример – фундаментальная работа
Ф. Хузина [5], в которой говорится следующее [стр.
32]: “Альменьевское городище … площадка
трапецевидной формы. Площадь Насколько
нам известно, с 1938 года в этот район не было
организовано ни одной археологической
экспедиции. Между тем город, выпускавший, пусть
недолго, собственную монету, причем в самый
темный, начальный период золотоордынской
чеканки, должен вызывать большой интерес.
Руководствуясь этим, летом 2001 года автор и Этнер
Егоров (Чувашский государственный университет,
кафедра востоковедения) предприняли небольшую
однодневную экспедицию в район деревни
Альменьево. Позже Этнер Егоров вместе с
сотрудниками кафедры предпринял более
основательную поездку. Результат нас
обескуражил: городища Керман не существует.
Более того, его в принципе не может существовать
на том месте, которое указано на плане. Обратимся еще раз к этому плану. Ручей, указанный на нем, отделяет деревню Альменьево (на плане слева) от склона высокого оврага, который образовался из-за разрушения почвы этим ручьем (на плане склон справа). Овраг старый, растительность показывает, что его рост давно остановлен, во всяком случае, в 20-м веке овраг не расширялся. Сразу бросается в глаза, что на плане городище показано как раз там, где находится практически отвесный склон оврага. Далее городище якобы простирается на площадку, которая, однако, существует только на бумаге. В реальности же крутой склон высотой около полутора сотен метров, и длиной на подъем около километра, густо поросший лесом, резко переходит в распаханное поле, которое в любом случае находится за пределами гипотетического городища. Таким образом, первая более-менее пригодная для поселения площадка удалена от ручья как минимум на километр, что не соответствует плану. Нами было проведено исследование как склонов оврага, так и распаханного поля, и окрестностей деревни Альменьево в радиусе около трех километров. Были осмотрены обнажения грунта (они особенно выразительны на склонах оврага, там, где и должно было находиться городище), пашня на поле. Там, где почва была задернована, была проведена небольшая шурфовка. Также местность выборочно просматривалась металлоискателем. Результат – подъемный материал, как и вообще археологический контекст и культурный слой, отсутствуют полностью. За все время поисков поднят был лишь бок чернолощеного сосуда булгарского облика 13-14 вв, но это – случайная находка на дорожке между двумя полями, примерно в трех километрах от городища. Этот керамический остаток мог попасть на дорожку из распаханного могильника за много километров отсюда. Находка не меняет общего вывода: на «городище» нет и следов культурного слоя. Собственно, его там и не могло быть, поскольку, как указывалось, место это для поселения абсолютно непригодное. Была надежда, что какие-то остатки культурного слоя обнаружатся на огородах в деревне на другом берегу ручья, однако, осмотр пахотной земли показал отсутствие культурного слоя и здесь. Местные жители также отрицают существование здесь какого-либо археологического памятника, что подтвердил нам и деревенский старожил, которого нам представили как «историк». Правда, воспоминаний о находке клада также не сохранилось. Мы не беремся здесь рассудить, каким именно образом изначально исследователи, «открывшие» Керман, допустили ошибку. За давностью лет это уже вряд ли возможно. Не исключено, что ошибка появилась на стадии анализа музейного материала перед публикацией, когда из-за обычной в те годы путаницы в отчетах и коллекциях материалы совсем из другого района были приписаны территории возле деревни Альменьево. Обратимся лучше к анализу нумизматического материала. Как
уже говорилось, чтение «Керман» на монетах не
является бесспорным. В этом плане показательна
эволюция взглядов крупнейшего знатока
золотоордынских монет Г. Федорова-Давыдова. В
своей ранней работе [6] он пишет: "С. Альменьево
Козловского района, Однако, в работе 1972 года Г. Федоров-Давыдов уже иначе интерпретирует монеты Кермана [7]: «Легенду на этих монетах А. В. Булатов читал как имя монетного двора «Кирман», но А. Г. Мухамадиев правильно прочел на них имя хана Берке. Они позднее монет с надписью «главная тамга», так как чеканены после повышения веса до 1.56 г…» Несмотря на то, что в 1972 году, как видно, для Г. Федорова-Давыдова вопрос выглядел решенным, однозначно надпись на монетах Кермана не интерпретирована до сих пор. Видеть здесь название монетного двора мешает отсутствие слова «зарб» – «чекан». В то же время чтение «Беркай» также выглядит натянутым, причем у имени хана, если это оно, отсутствуют титулы, что также странно. Отметим также, что последние два знака, которые при чтении «Керман» понимаются как мим-алиф-нун, более всего походят на слово «хан», на что указал автору Константин Хромов (Киев) в частном письме. Оставляя вопрос открытым, Хромов указывает, что на крымских монетах конца 13 века такое же написание имеет титул "хан", и приводит в качестве иллюстрации крымские монеты Токты 690 года. Однако, обращает на себя внимание то, что начало надписи при такой интерпретации никак не возможно прочесть как имя хана (К-р?). Картина окончательно запутывается, если обратить внимание на иранский облик самой монеты. Действительно, дизайн монет «Кермана» напоминает продукцию хулагуидского Ирана конца 13 в. Но отсутствие таких монет в самом Иране не позволяет приписать их к продукции иранского двора Керман. В частной беседе с автором компромиссную идею высказал Павел Петров (Институт востоковедения РАН), который предположил, что монету мог отчеканить передвижной двор при ставке хана, гостивший в местечке Керман. Нужно было рассчитаться за какую-то покупку, и был отчеканен один тираж монет. Сходство оформления монеты с иранскими, по мнению Петрова, говорит об иранском происхождении мастера. Автору
представляется, что эта гипотеза может вывести
ситуацию из тупика. Сопоставляя факт отсутствия
городища у места находки клада, зададимся
вопросом, где мог находиться пункт, возле
которого или в котором иранским мастером при
ставке хана был произведен разовый выпуск таких
монет. И мы приходим к давно известному
Кирменскому городищу [5, с. 30, № 109], которое
является остатками летописного города Кирменчук
14 в. Хотя оно расположено на Каме, довольно далеко
от места находки клада, это вряд ли существенно.
Чекан Кирменчука в нумизматике не известен.
Однако, если отбросить окончание –чук, которое
могло появиться в русскоязычных письменных
источниках по чисто филологическим причинам,
получается, что имя этого города без натяжки
может быть записано так, как выглядит загадочная
надпись на наших монетах. Отсутствие слова “чекан”
продолжает по-прежнему смущать, но, учитывая
уникальность этих монет, а также то, что нам
неизвестны обстоятельства этого выпуска, мы
можем пока вынести наши сомнения за скобки. Павел
Петров обратил наше внимание также на то, что
количество монет “Кермана” в Альменьевском
кладе слишком незначительно, чтобы это был весь
тираж монет – такой суммы не хватит для оплаты
более-менее серьезной покупки, к тому же, ради
такого числа монетных знаков нецелесообразно
вырезать штемпель. Очевидно, некий купец получил
большую сумму (как минимум, в 10 раз), после чего в
ходе торговых операций (закупки товара у местных
купцов – наш торговец был, как представляется,
гостем издалека) полученная им сумма
раздробилась на несколько частей. Поскольку
монетное дело в Золотой Орде в этот период
двигалось к унификации, монеты “Кермана”
оказались вне этого процесса и были переплавлены.
Человек, закопавший Альменьевский клад, очевидно,
также готовил свое сокровище к переплавке, за что
говорит наличие в кладе серебряных вещей. Но, по
каким-то причинам, сделать этого не успел. Выводы: 1. В
районе деревни Альменьево Козловского района
Чувашской республики нет городища, как не было
там и монетного двора с названием “Керман”. 2. Известные сегодня по единственному кладу монеты с надписью “Керман” были отчеканены единой партией, для оплаты одной покупки, передвижным монетным двором при ставке хана, на котором работал мастер иранского происхождения, возле города Кирменчук. 3. Монеты
“Кермана”, как выпадающие из
унифицировавшегося дизайна монет, были почти все
пущены на переплавку. Литература 1. Сингатуллина А. "Джучидские монеты поволжских городов XIII в." // Татарская археология. Казань, 1998, №1 (2). 52-87 с. С.62. 2. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ за 1945-1954 гг., раздел "Клады" - В кн. Труды Казанского филиалал АН СССР. Серия гуманитарных наук. Казань, 1954. С.93-120; 3. Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. - Казань. 1975.-С.60 (№1474). 4. Мухаммадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. - М., 1983. - С.3-61. 5. Хузин Ф. Булгарский город в Х – начале XIII вв. Казань, 2001. 6. Федоров-Давыдов Г. Клады Джучидских монет / Нумизматика и эпиграфика, т. I. 7. Федоров-Давыдов Г. Два клада серебряных монет XIII в из Болгар / Нумизматика и эпиграфика, т. Х. |