Было это годку, наверное, в 1995.
Прогуливаясь по направлению от Коломенского
(это, кто не знает, заповедник в черте Москвы,
царская резиденция допетровского времени), я
обратил внимание на мощный бугор, который как-то
вызывающе выделялся на фоне в целом спокойной
линии горизонта, разрывая ее острым выступом
(рисунок 1). Я сразу подумал – “наверное, это
городище, и контуры холма – плод осмысленного
труда”. Я поднялся на холм, и действительно –
собрал в бурьяне несколько фрагментов керамики.
Буквально через несколько дней я получил свежий
номер археологического журнала, в котором
рассказывалось о городище Чертов городок. Фото,
приложенное к статье, а также план местности не
оставляли сомнений – мой глаз меня не подвел.
С тех пор я бываю на Чертовом городке
довольно часто, но, кроме новых фрагментов
керамики мне не удалось пополнить там свою
скромную коллекцию. Место это, однако,
завораживает. Подняться на вершину непросто. Дух
едва переводишь, когда, цепляясь за траву,
оказываешься на вершине. А там – площадка
размером с пару современных квартир,
изуродованная ямами от раскопок, которые дали
материал для упомянутой статьи. В статье
говорилось, что городище, собственно, не являлось
местом жительства, а было своего рода культовым
местом, и на “лбу” холма совершали человеческие
жертвоприношения. Впрочем, в других источниках я
читал иное. Поэтому, сколь ни скромны мои
достижения на Чертовом городке, я решил
рассказать здесь все, что известно об этом
действительно таинственном месте, тем более, что
до Дьякова городища, знаменитого пристанища
племен, которые так и стали называть –
дьяковской культурой – я дойти так пока и не
удосужился: потому, что это банально, наверное,
хотя этот факт и не делает мне чести.
Сначала о дьяковской культуре. Ее
выделили еще в 19-м веке. Считается, что ее началом
стало проникновение примерно в 10 веке до РХ в
междуречье Волги и Оки новых племен – с запада.
Они, смешавшись с аборигенами, дали новый этнос,
который для времен около рубежа эр уже корректно
будет идентифицировать с племенем меря
(доказательств, что дьяковцы – это именно меря, в
науке собрано, на мой взгляд, достаточно). Чертов
городок, как пишет в своем блестящем эссе
Екатерина Тавлинцева, был самым ранним из
дьяковских поселений. Судьба людей, оставивших
памятники вроде Чертова городка, по словам г-жи
Тавлинцевой, остается загадочной, хотя, на мой
взгляд, эту культуру заканчивали потомки тех
самых людей, которые ее начинали. Мощность
культурного слоя Чертова городка, по словам г-жи
Тавлинцевой, превосходит таковую на самом
Дьяковом городище. Впрочем, автор раскопок,
написавший археологическую статью, говорит, что
культурный слой там, напротив, тонкий. Из чего
можно сделать как минимум такой вывод: и это
городище толком никто не исследовал, хотя ямы и
нарыли.
До нашей эры дьяковцы жили себе в
лесах, постепенно прогрессировали (учились
плавить металлы, все активнее культивировали
земледелие, так, что к началу эры истребили леса,
и те, что мы видим сегодня – уже не коренные, а
вторичные), и понемногу контактировали с
обитателями южных степей. Доказано, что дьяковцы
перенимали некоторые технологии у скифов – так,
их костяные наконечники стрел подражают
скифским формам, найдено также некоторое
количество привозных вещей из Скифии. Были эти
места, как нетрудно понять, глухой периферией.
Причина прозрачна, и это не только расстояния: у
дьяковцев не было шансов вписаться в античную
экономику. Зерно выращивали в достаточных
количествах Египет и Скифия, в лесах будущего
Подмосковья не было земледелия в должных
масштабах. Моды на меха в античных Греции и Риме
не было. Жарко, и – вульгарно. Вина дьяковцы не
делали, ремесленники из них по сравнению даже и
со скифами – никакие… Читая жизнеописание
какого-то римского императора, наткнулся на
фразу – “Если бы он не был столь ленив и предан
порокам, то привел бы в покорность римскому орлу
племена до самой Гипербореи”. Что же он с ними
делал бы, интересно?
Все меняется, когда приходят они, как
сказано в рекламном ролике. “Они” – это готы.
Проникшие, как считаются, из Скандинавии на
Восточно-Европейскую равнину, готы заставили на
какое-то время трепетать Рим, и создали под
руководством своего вождя Германариха
“империю”, в состав которой, как писал готский
историк Иордан, входили мордва (mordens) и меря (merens).
А меря, как мы помним, это дьяковцы.
По поводу империи Германариха
историки спорили-спорили, и решили, что она –
плод фантазии Иордана. Он де взял некий
путеводитель, списал оттуда названия племен,
остальное сочинил. Факт такого мифотворчества
считается доказанным, однако, иногда полезно
читать первоисточники, в нашем случае – труд г-жи
Будановой “Готы в эпоху великого переселения
народов”, где впервые Иордана и обвиняют в
подлоге. Предоставлю читателям самим поднять эту
книжку, и обойдусь без цитат. Скажу лишь, что
логика автора, если отбросить научную
фразеологию, выглядят так: “Поскольку готы не
могли создать такую большую империю, и вообще –
какое бы то ни было государство, надо понять,
откуда взялся текст Иордана. Поскольку там
упоминаются племена, очевидно, Иордан взял
откуда-то список племен. Из путеводителя –
почему бы нет. Остальное было делом техники и
фантазии”. Не буду донимать никого вопросами,
откуда взялся путеводитель по местам, по которым
не ездили римляне, писавшие путеводители (готы,
знаете ли, предпочитали доверять памяти, звездам
и лесным зверям, как той лани, указавшей путь
через Страну Болот). Произнесу лучше иную речь:
“Поскольку Цезарь, конечно же, не мог завоевать
Британию – больно она далеко – безусловно, его
биограф взял какой-то путеводитель…”
Факты, однако же, таковы – снова
ссылаемся на эссе г-жи Тавлинцевой. Именно в III
веке новой эры в быту дьяковцев-мери происходят
большие перемены. У них в обиходе появляются
такие же, как у всего продвинутого
“варварского” мира, пряжки – полихромного
стиля, с эмалью. Много других импортных вещей.
Новая лощеная керамика (о ней позже). Я не питаю
иллюзий относительно культуртрегерства готов.
Скорее всего, дело было так. В Чертов городок в
том числе явились готы, и сказали: “Так, ребята,
чем вы тут занимаетесь? Зверья бьете? Мех, значит,
имеется? Отлично. Будете работать на нас”. И с тех
пор регулярно наведывались, забирая меха и
оставляя какую-то плату – теми же пряжками. В
этом смысле империя Германариха в корне
отличалась от империи римлян. Тацит писал о
политике римлян в Галлии: когда те поняли, что
галлов не удается усмирить оружием, они смягчили
дух потомков друидов банями и театром, и те
перестали воевать. Готы театров не строили,
однако же, именно благодаря им дьяковцы-меря
включились таки в “ВТО” тогдашнего мира. Готы
принесли в Римскую империю моду на меха. Климат
не изменился в Средиземноморье – поменялись
вкусы. Уже в 4 веке имена “римских” полководцев
имеют мало общего с латынью или греческим, а
риторы наперебой жалуются, что в своих
собственных городах, не завоеванных врагом,
окружены “полчищами варваров в шкурах”. Откуда
шкуры? Из Подмосковья в том числе. Меха в итоге
стали носить и римляне. И есть факты, говорящие,
что дьяковцы начинают развивать промышленную
охоту – это установлено по остаткам костей
убиенных зверей.
Все кончается резко – в 7 или 8 веке.
Дьяковская культура исчезает. Пустеют города.
Между исчезновением дьяковцев и явлением славян
проходит как минимум 300 лет (славяне проникают на
территорию будущей “России” не ранее 10 века).
Конечно, их встретили и меря, и мордва, и прочие
финно-угры, которые, будучи ассимилированными,
стали веку к 15-му “русскими” и по языку, и по
внутреннему убеждению. Но – здесь есть некая
тайна. А именно – 300 лет в археологической
летописи пустуют. Непонятно, как удавалось людям
жить, не оставляя следов, три столетия. Скорее
всего, их культуре был нанесен столь ощутимый
удар, и стали обитать они в столь жалком виде, что
земле оставались разве что их объедки и кости.
Что же произошло? Напомним, что готы, их
покровители, исчезли раньше – уже к 5 веку,
сметенные гуннами, они замыкаются в глухих углах
Крыма, где их встречают путешественники еще в 13-м
веке. Считается, что гунны не интересовались
северными завоеваниями. Однако, при раскопках в
Чувашии выяснено, что тамошние племена
находились под влиянием гуннов – культурном, а
может, и политическом. Каким это влияние было в
Волго-Окском междуречье – видно по результатам.
Я не думаю, что дьяковцы были истреблены. Они
просто исчезли как культура, будучи отрезанными
от привычных уже южных рынков. Началась
деградация, и славяне встретили здесь каменный
век.
После этого весьма беглого обзора
истории дьяковцев, поговорим о материальной
культуре (рисунок 2 – типичный раскопочный
инвентарь). Я не буду здесь распространяться об
их поразительных якобы способностях в
металлургии, как об этом рассказывается в
популярных брошюрах – думаю, эти способности
преувеличены. Коснусь лишь такой загадки, как
“грузики дьякова типа” – это такие конусы
(рисунок 3, взятый с сайта Тверского университета)
из глины, на которых часто видят орнаменты и даже
нечто похожее на элементы письма. Предположений
о назначении этих предметов немало. Их находят в
обилии. Одни (вполне справедливо, на мой взгляд),
говорят о чисто утилитарных функциях грузиков –
это, мол, подвески для примитивных ткацких
станков. Другие видят в них амулеты и даже
вместилища душ предков. Для такого взгляда есть
основание: находки грузиков в погребениях, где
они явно выполняли магическую функцию. Впрочем,
между этими полярными казалось бы точками зрения
нет противоречия. Мне представляется, что
современные исследователи не понимают,
насколько тонка была в древности грань между
магическим и утилитарным. Предметы труда
обожествляли, вспомним хотя бы Гомера, который
восхищается буквально каждым творением рук
человеческих, даже самым простым, например,
кроватью Одиссея.
Здесь мне хотелось бы обратить
внимание на то, что грузики не есть изолированное
и исключительное явление дьяковской культуры.
Археологам, работающим с древностями Булгара,
известны предметы аналогичного облика (рисунок
4), сделанные из свинца. На них также нередки
“черты и резы” (их видно и на нашем рисунке), и об
их назначении также спорят, хотя грузики из
Булгара фиксируются вплоть до поздней
Золотоордынской поры. Это, в принципе,
неудивительно, если вспомнить, что мерянская
культура Дьякова берет корни в том числе в
поволжском субстрате, так что мы имеем здесь
непрерывную традицию. О назначении булгарских
грузиков также спорят, но, думаю, все сказанное
выше о связи магического и утилитарного
справедливо и для них. Что же до письмен на
грузиках, насколько я знаю, никто не пытался
анализировать их столь же подробно, как,
например, граффити хазарских древностей, и нет
сомнений, что отсутствие результата по их
дешифровке вызвано отсутствием усилий.
Вернемся в Коломенское. Как уже
говорилось, после заката дьяковской культуры
около 300 лет в этих местах как бы никто не жил. Но
реки сохранили свои имена, и непонятно, кто носил
в своих умах эти слова, если не было людей. Это
загадка, впрочем, Коломенского и Чертова городка
касается лишь постольку поскольку, ибо явно
выраженных мерянских имен среди топонимов
Коломенского вроде бы нет. Есть другое: глубокое
почтение и напряженность, с которыми славяне
обозначали места, населенные некими людьми уже
за 2 тысячи лет до них, и с которыми они вряд ли
встретились.
Так, само название “Чертов городок”
весьма знаково. Академик Рыбаков, недавно
скончавшийся, установил, что славяне давали
названия “чертов” тем местам, где располагались
в дохристианскую пору культовые сооружения –
славян ли, или их предшественников. Так
предположение о “лбе” городища как месте лобном
вроде бы косвенно подтверждается, поскольку факт
человеческих жертвоприношений у древних
финно-угров не вызывает сомнений. С другой
стороны, обратим внимание, как называется
отстроенный в 16 веке храм в селе Дьякове, метрах в
300 от Чертова городка – Усекновения главы Иоанна
Предтечи. Тот же Рыбаков показал, что выбор имен
храмов не был случайным, и часто храмы называли в
честь тех святых, которые коррелировались
каким-то образом с языческими богами, на месте
капищ которым возводился храм. В нашем случае
трудно не усмотреть связь между “усекновением”
в христианском варианте и тем, которое
практиковалось возле храма на протяжении
тысячелетий.
Овраг, который и делает Чертов
городок таким труднодоступным, называется
Волосовым (в более поздней огласовке 19 века –
“Голосов овраг”, что несомненно суть искажение
слова при утрате смысла). Волос – скотий бог
славян – как известно, был богом кощным, то есть
подземным, и тоже требовал жертв. Неподалеку от
городища лежат себе два валуна, которые принес
сюда когда-то ледник. Их называют Девий камень и
Гусь, что еще прозрачней. Дева – это ни кто иной,
как финно-угорская женская подземная богиня, а
Гусь – священная птица финно-угорской мифологии,
плавающая в подземном океане и сотворившая
некогда все сущее, бросив в бездну, полную
мертвой воды, шлепок ила из своего клюва.
Здесь бьет источник – он никогда не
замерзает, даже в лютый мороз, поскольку его вода
всегда плюс 4 градуса. Здесь же еще в прошлом веке
крестьяне сотнями находили “амулеты” –
вероятно, какие-то вотивы, может быть, все те же
грузики. Да, здесь было святилище.
Но насколько простиралось его
влияние, был ли тут культовый центр всей Мерянии,
как показывает это путеводитель по Коломенскому?
Установлено, что хозяйственная аура Дьякова
простиралась на 3 километра. Что даже в самую пору
расцвета на городище никогда не жило больше
сотни человек, а всего на Чертовом городке и
Дьякове за всю историю существования этой
цивилизации топтали землю 10 тысяч человек.
Немало для того времени, и все же вывод о неком
культовом центре кажется преждевременным.
Поговорим теперь о керамике,
собранной мной на Чертовом городке и спасенной
от костров туристов. Общепризнанно, что самая
древняя керамика, еще 1-го тысячелетия до РХ – так
называемая текстильная, то есть с отпечатками
тканей и веревок в качестве орнамента. Как
говорят, ею пользовались аборигены этих мест еще
до того, как в 10 веке до РХ новая волна мигрантов
после ассимиляции породила дьяковский этнос.
Несмотря на то, что Чертов городок признается за
городище очень древнее, текстильной керамики я
не нашел. Ее просто нет в подъемном материале, что
говорит действительно о толстом культурном слое.
Вся найденная керамика – так
называемая гладкостенная, то есть с минимумом
орнамента. Целые сосуды выглядели как нелепые
“банки” или “коробки” и их так и зовут –
баночного типа. Такой осколок вы всегда
распознаете по малой кривизне – таковы и все
наши находки.
Итак, I группа керамики (рисунок 5) –
это очень толстостенные лепные сосуды, хрупкие,
плохой глины, с примесью кварца и дресвы (3
экземпляра в нашей коллекции). Насчет этой группы
принято полагать, что она лежит в пределах 3-7
веков по РХ, что, на мой взгляд, неверно. Именно,
начало бытования серой примитивной керамики
надо удревнить как минимум до рубежа эр. Дело в
том, что в III столетии по РХ здесь появляется
лощеная керамика, гораздо лучшего качества,
нежели примитивная серая. В чем тогда прогресс,
если оба вида, и отсталый, и новый, приходят
одновременно? Иное дело, что они могли
сосуществовать до самого финала дьяковской
культуры. Итак, первую группу грубых лепных
сероглиняных сосудов баночной формы я датирую
рубежом эр.
II группа (4 экземпляра, рисунок 6) не
намного отошла от нее в качестве теста – это
такие же лепные горшки из дурно отмученной глины,
плоские и неуклюжие, однако же, прогресс или
скорее навык заметен в обжиге. Поверхность (чаще
наружная, иногда с обеих сторон) сосудов
становится красноватой, но на изломе видно, что
обжиг неравномерный, и в сердцевине керамика все
такая же серая. Очевидно, эту группу нужно
датировать с IV века по РХ до самого финала,
поскольку ее появление показывает некую
умелость, а она не дается сразу. На одном
экземпляре такого типа видим примитивный
линейчатый орнамент, сделанный простой щепочкой.
Наконец, III группа по моей
классификации (рисунок 7) – та самая лощеная
керамика, которая появляется в III веке по РХ, то
есть как раз с приходом готов (8 экземпляров).
Причем признано, что пришла она из Скандинавии,
что уже само по себе является сильным
доказательством не эфемерности, а весьма зримой
реальности существования империи готов
Германариха. Эту керамику можно было бы спутать с
лощеной керамикой Московии 17 века, если бы не
плохое тесто, а в разрезе видно, что глина
слоится, и черепок слаб. Лощение иногда наносится
на обе стороны, но чаще только на внешнюю. Есть
очень хорошие образцы – вероятно, привозные, а
есть попроше – местные.
К IV, последней группе относится
единственный черепок (рисунок 8) – относительно
тонкий, из хорошей глины и хорошего обжига,
красный с обеих сторон, но на изломе все-таки
серый, и хрупкий. Примесей немного. Полагаем, что
при всем нашем старании черепок этот не уложится
в классификацию дьяковской керамики, и это,
скорее всего, южный импорт – из степей.
Вот то немногое, что могу я сообщить
вам о Чертовом городке. Но смог ли я описать
чувство восторга, которое испытываешь,
поднявшись на эту волшебную гору и бросив взгляд
на бесконечную панораму – река извивается, главы
храмов мерцают сквозь лес, и красное солнце
касается горизонта… Наверное, не смог.
Евгений Арсюхин,
Январь 2002