САМАЯ ДРЕВНЯЯ МОНЕТА ЗАГОВОРИЛА

Но переводчика пока не нашли

Прошедшим летом в Лавке древностей в Чебоксарах была куплена невзрачная медная монетка, которая оказалась самой древней из когда-либо найденных в Чувашии: ее возраст полторы тысячи лет (см. материал “Самая древняя монета”, “СЧ”, 21 июня 2001 года). Монета сейчас находится в Москве, ее изучают. Московские ученые, сорвав в дискуссии свои голосовые связи, истерев на протирку монеты не один карандаш, пришли к выводу, что этот крохотный кусочек меди может перевернуть представления о происхождении чувашского народа. Между тем, в самой Чувашии находка, увы, пока не вызвала никакого интереса.

 

Можно без преувеличения сказать, что чувашская монета стала в прошедшие месяцы едва ли не самым изучаемым кусочком металла в России. Были две научные конференции: в Саратове в сентябре и в Нижнем Новгороде в октябре. Саратовская конференция - особо примечательна: это первый международный форум нумизматов (и любителей, и профессионалов), посвященный древним и средневековым монетам Восточной Европы. Наша монетка побывала в руках светил исторической науки из Голландии, Германии, Италии, ее видели и о ней спорили наши исследователи, в том числе самые великие в своей недоступности. Спорили в кулуарах: на трибуну монете еще рано, надо прежде понять, что она из себя представляет. Уже ясно, что без глубокого анализа, с привлечением не только нумизматов, но и историков, проблему не решить.

Радует уже то, что монета действительно найдена в чувашской земле. Поскольку она была куплена в магазине, поначалу у исследователей возникли сомнения, а не привезли ли ее, скажем, из турпоездки, а потом сдали в антикварку? Но удалось найти конкретного крестьянина из чувашской деревни, который, вонзив в землю лопату и почуяв звук металла, первым открыл монете солнечный свет, протер ее наспех загрубевшими от работы в земле пальцами, поднес к глазам, и - за что мы ему благодарны - не выбросил, а сдал в магазин.

До чего же договорилась наука? Как мы и писали в первой публикации, сделанной по горячим следам, монета пришла в Чувашию из Средней Азии. Она была изготовлена в 5-6 веках нашей эры в Согде (это область, и очень цивилизованная, в районе Амударьи и Сырдарьи). Эти факты удалось установить, анализируя облик монеты, сюжеты, изображенные на ней. Точно таких монет нет больше ни в одной коллекции мира, ни в одном каталоге. Ученым пришлось делать свои выводы, протягивая логические цепочки, выстраивая аналогии от известных монет Согда к нашей, уникальной.

О том, что изображено на лицевой стороне, пока идут горячие споры. Скорее всего, это портрет правителя, хотя другие исследователи видят там тамгу (это такой государственный герб), или даже всадника. Такие разночтения обычны, когда аналогий мало, тем более, что лицевая сторона не очень хорошо сохранилась. По ободу идет надпись, выполненная по-арамейски. Это - один из древнейших, ныне почти мертвый язык (им говорит лишь одно племя в Палестине), который был родным для Иисуса Христа, и на котором разговаривали также и в Согде. Эта надпись пока не прочитана, поскольку в России едва ли найдется два-три человека, умеющих по-арамейски читать, да и те могут спасовать перед буквами на монете: они привыкли видеть перед собой литеры, написанные пером на пергамене, или процарапанные стилом по глине, а вид букв сильно зависит от того, на каком материале он выполнен. Честно говоря, я уже отчаялся, бегая по специалистам, получить ответ, и кончится тем, что я сам, журналист, а не историк, выучу арамейский, и прочту эту надпись, как когда-то учил латынь, чтобы читать римские монеты!

Ситуация с оборотной стороной понятнее. Там изображен воин со щитом. Вообще, облик обеих сторон - европейский, греческий, и это не должно смущать. Таковы все монеты Согда - они либо напоминают китайские монеты, либо греческие. Ведь Александр Македонский в 4 веке до новой эры эти области захватил. И хотя удержаться там греческим властям надолго не удалось, их культурное влияние простерлось на добрую тысячу лет. Местные мастера, в том числе те, кто изготовлял штемпели для монет, брали за основу гречекие сюжеты, постепенно, из поколения в поколение, привнося в них родные мотивы, так что к середине первого тысячелетия нашей эры окончательно оформился тот стиль, который мы наблюдаем на нашей монете. Так, греки и римляне почти никогда не изображали на своих денежных знаках воинов, которые держут щит, у них воин на щит опирается. Таковы были законы греческого искусства: тяжелые предметы не должны были “висеть”, это считалось “некрасивым”. В Средней Азии, напротив, полагали, что если в жизни воины носят щиты в руках, почему бы так их и не изобразить?

Но поговорим теперь о том, как наша монетка помогает понять корни чувашского народа. Зададимся простым вопросом: как монета, и когда, попала в Среднее Поволжье? Тщательное изучение дырочки, пробитой еще в древности, характера потертостей металла, позволило заключить, что монету привезли в кармане, или в мешочке из ткани, непосредственно из Средней Азии. Это очень важный вывод. Археологи часто фиксируют тот факт, что в древности вещи перемещались за тысячи километров. Они привыкли объяснять это мифическим “межплеменным обменом”: мол, от племени к племени... На самом деле, медную монетку, терявшую ценность, как только она покидала пределы Согда (в отличие от серебра или золота, которые были универсальной валютой) и не могли доставить в Поволжье с помощью “обмена” просто потому, что для не-согдианца она не представляла никакой ценности. Если на месте нынешнего Саратова, где располагался в древности город Укек, находят медяшки из Китая и Рима, это значит только то, что там гостили купцы из Пекина или Вечного города. Это ведь точка на трассе Великого шелкового пути! Точно так же мы должны сделать вывод, что в нынешней Чувашии в 5-6 веках нашей эры были люди из Согда.

Но кто это был? Купцы? А с кем могли они торговать в те годы в этом регионе? Да не с кем им было торговать. И тогда мы приходим к естественному выводу: монета была в кармане человека, который родился в Согде, а потом переселился в Среднее Поволжье. Монетку он взял с собой как память о родине.

Это очень важный вывод. Когда я, еще летом, завел на эту тему дискуссию с сотрудником кафедры истории ЧГУ Этнером Егоровым, он в качестве очень осторожного предположения сказал мне:

- Вообще-то, булгары, предки чувашей, появились у нас не раньше 10 века. Но есть еще одна теория... о первой волне булгарских переселенцев именно в середине первого тысячелетия, то есть примерно в 5 веке...

Это все меняет. 500 лет, знаете ли, это не 5 минут, которые, как гласит пенсенка, тоже могут перевернуть жизнь. Это значит только то: носители согдийской цивилизации, одной из самых развитых на тот момент, пришли в Поволжье, дали начало булгарам, потом - чувашам. Но “лишние” 500 лет, которые “дарит” нам эта монета, позволяют утверждать, что ближайшие потомки согдийцев не просто механически перенесли свою культуру на северные земли. У них было время, чтобы создать нечто совершенно особое, уникальное. Смешавшись с людьми, которые жили тут до них, согдийцы породили то особенное, что мы называем сегодня Волжской Булгарией. Я хочу, чтобы все поняли: монета доказывает, что Булгария, чувашская культура - не механический слепок со среднеазиасткой. У нее было время, чтобы приобрести лицо. Согласитесь, это все меняет.

Теперь становятся понятны древнейшие чувашские мифы о переселении из теплой страны, где текли две великие реки. Некоторые ученые поспешно объявили, что прародина чувашей - Месопотамия, где несут свои воды Тигр и Евфрат. И чуваши - потомки шумеров. Поскольку это явно не так, такая трактовка вызвала лишь скепсис, и в результате - недоверие к мифу. Это, мол, сказка, написанная каким-то фальсификатором. Но миф не может лгать, это мы не умели его правильно понять. Теперь ясно, что великими реками мифа были Амударья и Сырдарья, а прародиной - Согдиана. И все стало на свои места.

Я не буду, надеюсь, большим фантазером, если предположу также, что крепкие связи, которые были у Волжской Булгарии с арабским миром, с великим Халифатом со столицей в Багдаде, объясняются просто тем, что контакт переселенцев со своей родиной никогда не прерывался, даже когда переселенцы стали аборигенами. Отсюда - монеты Волжской Булгарии 10 века, так похожие на те, что чеканили в Багдаде или в Средней Азии. Ислам. Тонкая вязь архитектурного декора. Но все это - никогда не копия. Свое.

И вот такое открытие, в котором больше пока белых пятен, набросков, гипотез, открытие, которое вызвало широкую дискуссию в Москве, теперь уже и за рубежом, похоже, не замечают в Чебоксарах. Не заинтересовались монетой те, без помощи кого всех проблем нашей монеты не разгадать. Ведь понятно, что именно в Чебоксарах активнее всего занимаются происхождением чувашского народа. Не в Москве, не в Питере, и тем более не в Берлине нет таких данных именно о чувашских древностях, которые накоплены в Чебоксарах. Так почему молчание? Почему никто не связался с автором, с редакцией “Советской Чувашии” после нашей первой, летней публикации?

Я вижу этому одно объяснение: возможно, чебоксарские ученые сочли публикацию дутой сенсацией, “подогнанной” к годовщине политического альянса России и Чувашии, которая тогда отмечалась. Это не так. И я благодарен редакции “СЧ” за разрешение опубликовать на ее страницах мой электронный адрес. Пишите, ученые мужи. Включайтесь в дискуссию. А то скоро в Москве будут знать о прошлом чувашского народа больше, чем в самой Чувашии.

Евгений АРСЮХИН,

обозреватель “Российской газеты” - специально для “СЧ”

Адрес: press_ar@hotmail.com

Используются технологии uCoz