САМАЯ ДРЕВНЯЯ МОНЕТА Кто мог предположить, что небольшой, потертый кусочек металла позволит совершенно по-новому взглянуть на историю нашего края? Медная монета, купленная журналистом в чебоксарской лавке старины, вскоре оказалась в Москве. Арамейский шрифт, изображение воина с доспехами поначалу озадачили даже светил нумизматической науки. Что кроется за этой находкой? ...Она не выделялась в кучке старых советских и царских монет на прилавке одного из чебоксарских магазинов. Но я сразу ее заприметил. Чутье? Наверное. От древних вещей идет какой-то особый “аромат”. Я был в компании коллег-историков из Чувашского университета, которые в тот момент оживленно осматривали старые книги на соседней витрине. Итак, я остался один на один с этой монеткой. Она смотрела на меня, я на нее. И я попросил продавца дать ее мне в руки. Сначала мне показалось, что передо мной - обычный торговый жетон одного из немецких городов, какие чуть ли не тоннами завозили в Чувашию в 17-18 веках, поскольку здешние женщины любили делать украшения из этих латунных бляшек. Но едва я взял монету в руки, как за моей спиной присвистнули: - Ого, похоже, что-то очень древнее! Это был преподаватель ЧГУ Этнер Егоров. Он - страстный нумизмат и коллекционер. Я купил монетку, а ребята-историки тем временем выяснили у продавца, что находку привезли из одной чувашской деревни, где ее откопали на огороде. Не пропадать же добру - решил рачительный крестьянин, и сдал медный кружок в магазин, где ему дали за нее два рубля - столько, по мнению продавцов, она стоила. Выйдя на улицу, мы принялись крутить покупку так и сяк в надежде понять, что это? На лицевой стороне отчетливо просматривается волосатая мужская голова, на оборотной гордо стоит воин в латах, с копьем и щитом. Мне показалось, что это - монета римская, но что-то не сходилось. Слишком тонкий кружок, и, хотя сюжет изображения вполне подходит под римскую монету 4 века нашей эры, все же детали “протестовали” - “нет, подумай-ка получше, мы так просто не отдадим тебе нашу тайну”. Я привез монету в Москву и показал ее самому, на мой взгляд, продвинутому специалисту по древним монетам, сотруднику Института востоковедения Евгению Гончарову. Он положил темный кружок под специальный микроскоп и замер у окуляра... Томительно тянулись минуты. Наконец он оторвался от созерцания изъеденной землей поверхности металла, и сказал: - Да-аа... Поднял трубку телефона. Через пару часов в кабинете Гончарова собрался настоящий консилиум - на пространстве в 20 квадратных метров можно было увидеть едва ли не весь цвет нумизматической науки России. Монета, к тому времени побывавшая в растворе лимонной кислоты, очищенная от пластов времени, загадочно темнела на столе, в центре всеобщего внимания. И вот что решил просвещенный синклит. Монета неизвестна науке. Шрифт надписей - арамейский. Так писали на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Арамейский был, кстати, родным языком Иисуса Христа, на нем написаны подлинники Нового Завета (Евангелий и Деяний апостолов). Она была выпущена в Согде (это - древнее государство в междуречье Амударьи и Сырдарьи) примерно в 5-6 веках нашей эры. Особо важно то, что она медная. Кому-то покажется, что это снижает ее ценность, вот если бы серебряная или золотая... На самом деле все как раз наоборот. Дело в том, что серебряные монеты перемещались по древнему миру свободно, как нынче доллар. И если у меня в кармане найдется парочка зеленых купюр, это вовсе не значит, что я бывал в Америке. Из рук в руки, от племени к племени гуляло серебро по просторам Восточно-Европейской равнины, и находка азиатского серебряного дирхема на Средней Волге - не есть сенсация. А вот медная монета могла приехать в Чувашию только в кармане конкретного купца, посла, воина, который начал путь в далеком богатом Согде и закончил его в Чувашии. Оторвавшись от региона, где медная монета служила законным платежным средством, она превращалась просто в бесполезный кусочек меди, так что единственный способ попутешествовать для нее - затеряться в кармане. Что значит для истории Чувашского края это открытие? Вот мнение историка Этнера Егорова: - Через несколько дней мы отмечаем 450-летие вхождения Чувашского края в состав России. Дата, может, и солидная, но - что было прежде? Пустынные поля, на которых обитало население, с радостью отдавшееся под власть русской короны? Долгие годы нам внушали именно это. У нас “отняли” даже Волжскую Булгарию, великое государство древности, раскинувшееся на волжских берегах в 10-13 веках. Государство, в котором говорили на чувашском. В котором исполняли чувашские песни, где зарождался чувашский национальный миф. Особой директивой ЦК от 1944 года историкам было приказано “поселить” татар в Волжской Булгарии задолго до того, как они появились здесь на самом деле (это случилось лишь в 1236 году). А чуваши? Они как бы остались на задворках истории. Что только ни говорили про них. Писали даже, что чуваши - это марийцы, “тронутые” татарской культурой. Этнер Егоров считает, что монета могла попасть в Чувашию в 9-10 веках: - В те времена эта монета еще сохраняла покупательную силу - такое многовековое долгожительство было в порядке вещей для древних платежных знаков. А в Поволжье расцвела населенная чувашами Булгария, сразу оказавшаяся в центре мировой торговли. Основная торговая трасса того времени шла из Средней Азии и Арабского халифата по Волге вверх, на север, и, например, на острове Готланд, что в Балтийском море, нашли тысячи булгарских монет. Волжская Булгария сполна воспользовалась своим географическим положением, взимая с караванов маржу. Поэтому арабы захотели познакомиться с нею поближе. В 922 году из Багдада, от халифа, на Волгу приехал посол Ибн-Фадлан, который оставил потомкам яркое, читающееся, как увлекательный роман, описание быта и нравов могущественного волжского государства. В том же году Булгария приняла ислам. Монета могла приехать в Чувашию в кошельке одного из таких послов или купцов. Остановим здесь нашего историка. А может, монетка прибыла в кармане самого Ибн-Фадлана? Недоказуемо? Конечно. И все же это не исключено. В отличие от историка журналист может дать волю фантазии. И еще. Чувствую, как хватает меня за рукав трезвая наука, говоря - “попридержи коней!” Но я все же задам вопрос. Этнер Егоров считает, что монета попала в Поволжье лишь через 400 лет после того, как она была отчеканена. Основание - мы ничего не знаем о чувашах в 5-6 веках, в такой глубокой древности. Но, может, теперь - знаем? Может, она начала свой путь в кармане чуваша в 6 веке, когда этот человек жил еще намного южнее нынешних мест, и, как реликвия, как память о Родине, переходила от отца к сыну? Недаром ее пробили, чтобы носить на шее! Если так, то - где корни чувашей? Может, не так уж сказочны легенды, живописующие великий переход чувашского племени с юга, из благодатных оазисов высокоразвитых цивилизаций древности, на север, в новые, необжитые, но манящие края? Кстати, и академические ученые поговаривали о том, что первая волна чувашей могла прийти в наш край еще в 5-м столетии. Похоже, теперь для этого предположения есть более материальные доказательства. Так или иначе, нужно заново пересматривать архивы, по-новому читать древние хроники, под иным углом зрения смотреть на выставленные в витринах музеев немые находки. И последнее. Случайно ли монета “открылась” нам как раз накануне торжеств? Не знак ли это? Как будто само седое время говорит нам - “остановитесь, задумайтесь, дойдите до самых корней, познайте себя”. |