Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Тессера из Крыма: такого вы еще не видели

В моей коллекции есть купленная в составе материала из Крыма, из Херсонеса, небольшая свинцовая пломба, публикации которой и посвящается эта заметка.

Это - пластинка из старого свинца, явно подлинная. Без следов отверстий для привешивания, плющения или чего-то подобного. Очевидно, пломба или не была использована по назначению, либо ее назначение было в том, чтобы быть жетоном.

Ее вес 2.76 грамма, размеры 1.40 х 1.45 см. На лицевой стороне (рис. 1) помещена неясная композиция с косым крестом под нею, на о.с. (рис. 2) - два ряда букв.

Хотя я приобрел пломбу аж в 1994 году, определить ее я сам не мог. Не могли помочь мне и мои коллеги. Наконец недавно я связался по Интернету со специалистом с Украины, ныне работающей в Берлине, Викторией Булгаковой. Вот ее ответ:

"Ваш "жетон" (как я полагаю, канала для продевания шнура в нем нет) с
наибольшей вероятностью относится к позднесредневековому времени. На одной стороне хорошо различима монограмма имени (?) в виде начальной буквы "М" в окружении розеток с двумя т.н. греческими крестиками (с равновеликими балками) по сторонам и двумя андреевскими внизу. Относительно характера изображения на другой стороне можно высказываться лишь предположительно, принимая во внимание также и размеры "жетона". Не исключено, что центральное место в композиции занимает изображение трех голов, символизирующих в западноевропейском искусстве позднего средневековья среди прочего святую Троицу. Такая интерпретация, возможно, может подтверждаться и другой, ярко выраженной христианской символикой на "жетоне" - крестиками на стороне с монограммой и розеткой с орнаментальным крестом на стороне с тремя головами (?). К сожалению, прямые аналогии Вашему экземпляру среди сфрагистического материала мне не известны."

Этот ответ меня вполне удовлетворил, и я еще раз приношу свою благодарность г-же Булгаковой. Впрочем, возможно, коллеги тоже захотят высказаться. Дискуссия открыта! Пока же я извлек для себя из ответа г-жи Булгаковой, что, возможно, жетон надо связывать с генуэзскими колониями Крыма 13-15 вв, и так датировать. Он мог принадлежать духовному лицу, и обозначать нечто, о чем мы сегодня можем лишь гадать. Например, выполнивший определенные обряды получал такой жетон, и освобождался от церковных повинностей.

В Интернете за долгие годы блужданий мне лишь однажды довелось наткнуться на одном американской сайте, адреса которого я к сожалению не запомнил, на более-менее аналогичный жетон (рис 3-4), хотя мой моложе него лет на 1000, наверное. Тем не менее, он настолько хорош, что я его здесь приовжу. Автор сайта писал - "please, help!" Так что непростое это дело - сфрагистика...

Август 2001

Используются технологии uCoz