СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫХОДИТ В СЕТЬ

Церковь в селе Рождественский Майдан, что в Нижегородской области, стала первым сельским храмом, рискнувшим обосноваться в “мировой паутине” Интернета. Сегодня сайт храма превратился в полноценный и популярный Интернет-проект. Интересно, что многие обитатели этого и окрестных сел лишь из компьютера узнали, какой богатой была история края, где им выпало родиться и жить.

У “церковного начальства”, Патриархии, есть, конечно, свой сайт в Интернете, но нижегородские селяне первыми додумались, безо всякой инициативы со стороны иерархов, сделать виртуальную страничку (www.trust.narod.ru) рядовому храму в глубинке, да еще и полуразрушенному. А началось все с того, что с руин храма кто-то украл последний колокол. Подогнали ночью подъемный кран, и с концами. Инцидент возмутил селян и подвинул их к решительным действиям. Из храма изгнали овец, которые устроили в руинах пастбище и стойбище, сколотили самодеятельную бригаду - решили церковь восстановить. А еще позвонили в Москву, своему земляку Александру Шабашову, который с компьютером на “ты” - и храм, разрушенный в жизни, ожил в Сети. Старики, ворочая лопатами, судачили об Интернете и не верили, что о них теперь узнает весь мир.

Но мир узнал. Храмом вдруг озаботились мэр районного центра, Арзамаса, Сергей Метла, руководители, да и просто рабочие окрестных предприятий, администрация местной базы отдыха “Мечта”. К церкви зачастили паломники.

Поднимался каменный храм, и одновременно рос его виртуальный двойник. И если “в реале” полная реконструкция храма - дело пока еще далекого будущего, в Интернете он предстает во всем своем информационном величии.

Поначалу авторы сайта ставили перед собой весьма прагматичную цель – через Сеть собрать немного денег для церкви. Но постепенно проект вылился в полноценный исторический ресурс. На сайте создали летопись села. Здесь публикуют факты, неизвестные даже специалистам-историкам, не случайно проектом заинтересовались ученые из Нижегородского государственного Университета. И даже сельскому кладбищу нашлось место: кликая мышкой, можно побродить между могил, прочитать надписи на плитах, узнать биографии тех, кто жил и похоронен в Рождественсом Майдане.

А деньги… С помощью Интернета удалось собрать чуть больше 30 долларов, но эта сумма дорогого стоит. Скажите, ну с чего жителям Иркутска, Челябинска, Самары или Кременчуга жертвовать на восстановление церкви в селе, где, возможно, и побывать-то никогда не случится? А вот жертвуют.

Но важнее денег то, что благодаря Интернету сами селяне узнали массу нового об истории своих мест. Этому не учат в школах, где на страницах учебников фигурируют сплошь великие битвы и личности мирового масштаба. А что творилось рядом, на нашей улице? Последний раз о селе Рождественский Майдан писали аж в 1887 году. Спору нет, на беду или благо, эта деревня не побывала в центре мировых событий. Но история этого местечка предстает на сайте яркой и захватывающей.

Отец “интернетчика” Александра, старожил Константин Михайлович, рассказал мне, что эти места издревле были притоном разбойников, среди которых особой лютостью выделялся мордвин Суроват. На его счет губернатор Нижнего издал даже особый указ, разбойника поймали и казнили. Позже богатая барыня, которой вместе со всем своим добром пришлось ехать на карете здешними дорогами, утонула в болоте. Говорят, в трясину и засосало немало сокровищ, да так накрепко, что даже колеса от кареты не нашли.

Бесхитростные истории, но с каким восторгом шофер большегрузной фуры, ехавший мимо Рождественсокого Майдана, вдруг заглушил мотор, сошел на землю и пожал руку первому встречному – “читал о вашем селе в Интернет. Здорово! Сколько лет мимо езжу, а только теперь узнал, какая у вас богатая история”.

Недавно появился в храме и свой священник – Роман Малкин, поселили его пока на соседней базе отдыха, кормят вскладчину.

- А до того, - вспоминает староста Николай Шабашов, - сами старики собирались и пели, как Бог наставит. Где и соврем, не без того.

Между тем “реставрационный” сезон в разгаре, и дела мирские берут за горло. Предки строили на совесть, и на восстановление второго престола и роспись нужно 35-40 тысяч долларов. Еще надо отлить колокол. Как прежний, весом 50 пудов, 1,2 метра “по юбочке”. Льют колокола нынче в том же Арзамасе-16 (где недавно в подарок московскому мэру сделали точную копию Царь-пушки), Воронеже, Москве, Великом Новгороде, на Украине, но чаще почему-то предпочитают заказывать в Германии. Стоит многотонное чудо, изготовленное по древней технологии, около 7 тысяч долларов. Да еще пять малых колоколов на звонницу потянут на полторы тысячи “зеленых”. Соберут ли такие деньги в селе, где одни старики остались?

Да соберут, наверное. Нестандартный шаг, на который отважились селяне, показывает, что они – истинные нижегородцы, люди хваткие, решительные. Недаром их сайт, сделанный руками селян, без копейки денег, получился куда ярче, чем иные претенциозные “просветительские” проекты, на которые уходят тысячи долларов из всевозможных фондов.

Евгений АРСЮХИН

(авторский вариант)

 

Вакуумные наушники apple. . вступление в сро позволяет купить готовую фирму и вести деятельность.
Используются технологии uCoz