Рисунок 1. Что за дверью?

Рисунок 2. Рыбки умерли в июне.

Рисунок 3. Праздник, ленты, черепа.

Рисунок 4. Букраний на тессере Херсонеса 2 в до РХ.

Рисунок 5. Пряжка Боспорского царя.

Рисунок 6. Этот парень явно не директор пионерлагеря.

Рисунок 7. Вы случайно не с Арбата?

Рисунок 8. Быка не трожь!

Рисунок 9. Кто ты, киска?

Рисунок 10. Афина эвриве.

Рисунок 11. Пан или пропал.

 

 

НЕЛЬЗЯ

Но мы попытались

Эрмитаж... Не могу похвастать глубоким знанием этого крупнейшего в мире музея. Когда я только собирался браться за перо, чтобы обобщить мои впечатления от визитов в Эрмитаж, особенно последнего, в октябре 2001, который мы совершили вместе с тонким знатоком импрессионизма и пост этого самого, Наталией Андриановой, мне хотелось вылить на бумагу все свои идеи о том, чего не хватает Эрмитажу несмотря на его величие, и как должен выглядеть музей 21 века. Но не стал делать этого, поскольку - трудно быть Моськой. Вместо ворчни я поделюсь здесь своими идеями, которые посещали нас с Наталией в этих бесконечных залах, а именно - в античных, поскольку только античное искусство вызывает у меня сильное ответное чувство. Но к делу.

Предбанники Эрмитажа. Не мной подмечено (хотя, наверное, мной впервые написано), что в Эрмитаже самое ценное и интересное стоит в "предбанниках", зачастую даже без этикеток. Этакие якобы не имеющие самостоятельной ценности предметы интерьера. И в этом - особый шарм. То, что на витрине, под софитами - выглядит слишком навязчивым. А если это стоит где-нибудь под лестницей в пустом переходе, сиротливо притаившись в тени, ты подходишь, даже трогаешь это рукой, и действительно прикасаешься к священным камням. Так притаились в коридорчике две греческие гробницы (рисунок 1), которые подшучивают над зрителем - они выполнены в форме дверных проемов, чуть приоткрытых. Кажется, потяни за ручку - окажешься внутри. А где это, внутри? Что там, за дверью? И кто на самом деле выглядывает ОТТУДА? Шутка обарачивается аллегорией, вряд ли кем-то раскрытой до конца. Можно тома написать о глубине греческой философии, а можно остановиться возле этого коридорного украшения в Эрмитаже.

Две позднеантичные мозаики, мимо которых зрители тоже проскакивают, встречают вас в коротком "предбаннике" при входе в египетский зал (рисунок 2). Одна посвящена месяцу Июню, другая Гераклу. Июньская мозаика - гениальная мысль, впервые приведенная Гераклитом, о совместном бытии жизни и смерти, о том, что смерть появляется на самом пике жизни. Мысль, выраженная в "банальной" форме позднеантичного искусства.

Совсем о другом толкует неприметная разбитая плита на лестнице, ведущей в византийский зал:

Гармония и симметрия заложены в самой форме креста, которая уравнивает горизонталь и вертикаль. Именно поэтому презрение к смерти, даже ее желание - доминанта византийского искусства, вскормленного античным с его страхом смерти, сопряженным с культом жизни. В собственно византийском зале экспонатов мало, не считая коллекции печатей, коллекции богатейшей, но страшно далекой от народа, и этот крест - единственный, кто пытается заговорить с вами на лестнице, торопясь сказать, пытаясь удержать.

В другом переходе я встретил впечатляющую плиту с изображением так называемых "букраниев", то есть бычьих черепов, увитых летнами. Не правда ли, мрачновато на современный вкус (рисунок 3)? Слово "букраний" хорошо знакомо нумизматам, занятым монетами Херсонеса, где этот символ мелькает неоднократно (рисунок 4). На моем фото вы, коллеги, сможете рассмотреть то, что на монетах видно лишь как стертый контур.

Тамга на обочине. Истинную радость доставил мне зал, посвященный Северному Причерноморью. Служители недоуменно взирали на меня, рассматривавшего витрины с неприметными, как им казалось, экспонатами. Возможно, я был едва ли не единственным туристом, который уделил этому залу такое внимание:

А зал и на самом деле хорош. Где, скажите, еще можно посмотреть личную пряжку одного из боспорских царей (рисунок 5)? Жалко, что этикетка не поясняет этого факта, не для всех очевидного: ведь на пряжке - тамга царской династии Боспора. Господи, мы даже не знаем, на каком языке эти люди говорили со своими слугами, но можем чуть не пощупать пряжку, которую царь застегивал каждый день!

Статуя одного из сановников Горгипии, нынешней Анапы, напоминает, что этот милый город не всегда был детским курортом (рисунок 6). Я видел эту статую еще ребенком в музее Анапы, потом в ГИМе, теперь на берегах Невы. Куда еще занесет ее судьба?

Не менее уникален выставленный здесь же расписной саркофаг, на котором изображены сцены повседневной жизни городка в Северном Причерноморье где-нибудь веке в 3-м по РХ. Картинка фотографична. Только из этого саркофага ученые узнали, что в античности были такие же художники, как сейчас, с такими же мольбертами, и по стенам картины висели (рисунок 7).

На серьезные мысли наталкивает статуя льва, символ Боспорского царства, стоявший некогда в столице Пантикапее возле дворца (рисунок 8). До меня впервые дошло (хотя на картинках сколько раз видел эту скульптуру), что лев попирает быка. Символ не менее странный, чем ольвийский орел, клюющий дельфина, если подумать, хотя львы и вправду могут задрать быка, в отличие от орла. Что понимать под быком? Племена, очевидно, скотоводов, которых случилось покорить, дабы стать двумя ногами грекам по сторонам пролива? Феодосию, с которой Пантикапей сражался? Или... В другом зале нас ждет греческая же скульптура пантеры, которая так же попирает быка (рисунок 9). И тут я подумал: стоп, бык, угнетение... Митра? Митра-пантера, Митра-лев? То, что митраизм был в Боспоре, факт. Но не митраистский ли символ заложен в самом гербе этого царства? И тогда не так уж нелепы рассуждения ученых о метках на монетах в виде точек, трезубцев - что они выражают не просто метки монетариев, а несут некий смысл неведомого синкретического культа? Думаю, античники об этом размышляли, но мне не случалось читать результаты этого умственного процесса.

Пример такой синкретики, свойственной конечно не только Боспору, находим в других залах. Афина (рисунок 10) соединяет в себе астральные символы (звезды на плаще), являясь Уранией, то есть богиней неба, и символы хтонические (змея и маска). Скульптор хотел подчеркнуть, что власть богини охватывает и преисподнюю, и небеса. А вот император Септимий Север (рисунок 11), не чуравшийся изобразить на своих латах в качестве апотропея божество, напоминающее Пана, в принципе незлобливое, но тоже хтоническое.

Мой рассказ подошел к концу. Наталия еще долго мучила меня путешествием по импрессионизму, где я смертельно устал, но не растерял порыва, и добрался таки до зала нумизматики на последнем этаже, который даже не намекает, какой на самом деле коллекцией монет обладает этот музей. Прошу извинения у читателя, если мой рассказ показался сумбурным и его утомил. Это не более, как мысли. А что может лучшего сделать музей, кроме как пробудить мысль?

Пусть даже и ложную.

Евгений АРСЮХИН,

Наталия АНДРИАНОВА,

январь 2002

 

 

 

игры для девочек бесплатно одевалки с результатом.
Используются технологии uCoz